Тема: «Письмо солдату» icon

Тема: «Письмо солдату»



НазваниеТема: «Письмо солдату»
Дата конвертации17.07.2012
Размер67.69 Kb.
ТипДокументы



5 класс

Тема: «Письмо солдату»

Общая цель: приобщить учащихся к письменной культуре общения.

Частные цели: 1) развивать навыки написания письма;

2) познакомить с историей развития письма;

3) воспитывать патриотические чувства;

4) повторить знаки препинания при обращении и вводных словах.

Оборудование: 1) мультимедийный проектор; 2) письма солдат с фронта Великой Отечественной войны из школьного музея.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок развития речи.

^ Вид деятельности учащихся: индивидуальная, парная.


Ход урока:

Мы так мало стали писать друг другу письма и почти совсем разучились делать это. Возможно, это одна из причин того, что мы стали, согласитесь, менее воспитанными.

(Воспитание школьников, №2, 2003)

^ I. Вызов интереса.

  1. Составление кластера с целью вызова интереса учащихся к теме урока. Учитель задает вопрос о том, кому можно писать письмо.


родители друзья

Письмо




родственники газеты организации


  1. Учитель сообщает и записывает на доске тему урока, знакомит с целью урока.



II. Погружение в тему. Осмысление.



  1. Учитель сообщает о том, что двое учеников подготовили сообщение об истории возникновения и развития письма с презентацией.

Ученик 1: Давным-давно, в каменном веке, люди не знали букв, не знали, что можно писать письма, пока они жили племенами. Но племена разрастались, и появилась необходимость сообщать разные сведения: где лучше охотиться. И люди придумали делать небольшие

26

рисунки на камне или деревяшке и передавать другим. Постепенно сложные

рисунки превращались в значки, которые легко запомнить: волнистая линия – вода, квадрат – камень. Так появились значки-иероглифы.

Ученик 2: В Древнем Египте иероглифы уже обозначали не целые слова, а звуки. Писали сообщения красными и черными чернилами при помощи палочки на папирусе.


Ученик 1: В Древнем Вавилоне использовали клинопись. Для письма делали специальные таблички из глины. Пока глина была мягкой, острой палочкой делали надпись. Легче всего было использовать прямые линии. Значки обозначали слоги. Послания передавались по суше, реже – по воде.

Ученик 1: Шло время. И все больше людей нуждались в посланиях. Поэтому значки стали намного проще: каждый значок обозначал один звук. Появились буквы и алфавит. В средиземноморских странах писали справа налево. Письма стали доставлять по суше и воде.

Ученик 2: На основе греческого алфавита возник латинский. При написании письма использовали прописные и строчные буквы. Сообщения писали на бумаге. Послания передавали специальные люди по суше и воде. Латинская азбука распространилась по всей Западной Европе.

Ученик 1: Постепенно письма становились единственным средством общения людей, разделенных расстоянием. Появились почтовые станции. Письма доставлялись специальными людьми. В литературе возник и получил расцвет эпистолярный жанр, когда произведение представляет собой письма героев.

Ученик 2: В настоящее время письма доставляют по суше, воде и воздуху. Стремительное изменение жизни привело к распространению сотовых телефонов, появился Интернет. Постепенно письмо как средство общения на расстояние утрачивает свое значение.



  1. Слово учителя.

Действительно, в современном мире письмо теряет свое значение. Но было время, когда письмо являлось единственным средством общения между близкими и родными. Один из этих периодов – это трудные и тяжелые годы Великой Отечественной войны, когда письмо несло в себе радостную весть, что солдат (а это чей-то отец, брат, сын, муж) жив, а не погиб, защищая Родину от немецко-фашистских захватчиков. Письма солдат с фронта передавали чувства, переживания за родных и близких, мечты о мирной жизни. Но многие из защитников Отечества не вернулись с поле боя. И письма стали единственной памятью о погибших. Именно поэтому они хранятся многие десятилетия в семьях фронтовиков. В нашем школьном музее есть три таких письма. (Показывает письма) Я прочитаю вам одно из них: «Здравствуйте, Мария Федоровна! Вновь перечитываю Вашу открытку из Баку и просто не знаю, какими словами выразить свой восторг. Какими путями и средствами Вы смогли так

27

скоро туда добраться? А Кока, значит, по-прежнему «капризный маленький Кока»! Как хорошо, что у него не надломлен дух, и как приятно ему было покапризничать! Как Вы, бедная, будете с ним добираться до Ленинграда? Прошу передать чудному Коке и милому Славику самые лучшие мои пожелания. Привет всем Вашим и Коровину. Напишите сразу, как приедете, очень прошу. Киселев. 30.III.45. Полевая почта 35442.»

В наше время юноши, продолжая традиции дедов и прадедов, защищают Родину, выполняют свой воинский долг. Оказавшись вдали от дома, они испытывают трудности и лишения. Поэтому для них письма из дома, по-прежнему, - это источник радости и вдохновения, который придает им силу и уверенность. Сегодня каждый из вас, написав письмо солдату, принесет ему радость общения.


III. Проба.

  1. Учитель сообщает, что письмо как одно из древнейших видов письменного текста имеет свои особенности. Английский писатель Льюис Кэрролл, автор мудрых сказок об Алисе, был замечательным мастером писать письма. И он вывел для себя несколько правил, как писать письма: 1) пишите разборчиво; 2) начинайте с приветствия; 3) не повторяйтесь; 4) будьте вежливы; 5) написав, перечитайте, исправьте неудачные места; 6) перепишите; 7) отправляйте письмо сразу, а не держите его несколько дней. Письмо состоит из определенных композиционных элементов: 1) начало (приветствие с обращением, представление), 2) основная часть, 3) концовка (просьба, пожелание, прощание).

  2. Учащиеся работают в паре, обсуждают и записывают варианты в тетрадь, читают вслух, записывают дополнения других учеников.

Как начать письмо.

- Здравствуй, дорогой солдат! (Обсуждение написания слова «здравствуй» и знаков препинания при обращении.)

- Добрый день, солдат!

-Уважаемый, солдат!

Здравия желаю, солдат Российской Армии!


Как представиться.

- Меня зовут…

- Мое имя…

- Моя фамилия…, а зовут…

- Все меня называют…

28


О чем писать во второй части.

- О себе: Мне 12 лет…; Я живу…; Я учусь…; Живу я в городе…; Моя семья…

- О своих мечтах: Я мечтаю…; Хочу рассказать о своих мечтах; Я люблю помечтать.

- О своих увлечениях: Я люблю…; В свободное время…; Мои увлечения – это…; Мое хобби…


Как закончить письмо.

а) просьба: Прошу тебя…; У меня к тебе просьба…; Если тебе не трудно…; Мне хотелось бы узнать…

б) прощание: До свидания (обсудить написание). Всего хорошего. Всего доброго. Пока. До встречи.


Какие художественные средства использовать.

- Риторический вопрос.

- Риторическое восклицание.

- Эпитет.

- Сравнение.

- Олицетворение.

- Вводные слова и предложения.

IV. Рефлексия.

Таким образом, сегодня на уроке мы узнали:

  1. Письмо – одно из древнейших видов письменного текста.

  2. Оно имеет свои особенности, композицию, языковые средства.

  3. В письме встречаются элементы диалогического общения: обращение, приветствие, прощание.

  4. При написании письма необходимо соблюдать вежливость и такт.



V. ^ Домашнее задание

Написать письмо солдату.

Здравствуй, солдат российской армии!

Пишет тебе ученица 5Б класса из города Цивильска, что находится в Чувашии. Меня зовут Аня. Учусь я хорошо, вроде, выхожу отличницей. Но, несмотря на это, жду лета, когда будут каникулы и можно весело и беззаботно проводить время, но до этой поры осталось еще четыре месяца.

29

Я мечтаю о беззаботном времени, а у тебя много дел. Ты, наверное, сильный, смелый и умный? А у нас мальчишки, на мой взгляд, слабые и глупые. Девчонки намного их умнее и сильнее. Может, с годами они возмужают.

Вот я очень хочу узнать, катаются ли в армии на лошадях? И спрашиваю это у тебя. Я сама ни разу не каталась на лошади. Это моя мечта – покататься на ней.

Я смотрела много фильмов о жизни в армии, и мне стало интересно, правда ли это все. Правда ли то, что показывают по телевизору о происходящем в армии?

В армию берут с 18 лет? Да, я это знаю точно, так как моего знакомого (его зовут Анатолий) 18 лет исполняется весной, и он готовится к службе в армии. Он мой сосед, поэтому я такая осведомленная.

Мне кажется, что в армии интересно и увлекательно служить. Ну почему я девочка? Была бы я мальчиком. Очень хочется посмотреть на мир глазами мальчика. Еще мне кажется, что защищать Родину – это самое святое! Если вдруг начнется война, то ты, солдат, встанешь на ее защиту и обязательно победишь. Я в это верю! Но нужно много знать и уметь, чтобы прийти к победе.

Ну почему в армию не берут девчонок – интересно!!! Вот я бы с удовольствием пошла бы в армию. Конечно, плохо, что расстаешься со своими близкими. Но зато читаешь письма из дома, письма родных и близких, которые ждут тебя с нетерпением.

Это письмо самому смелому, отзывчивому и ответственному солдату. Напиши мне о своей службе, мне все интересно знать, ведь я никогда, к сожалению, там не буду служить.

До свидания, Клементьева Аня.


Используемая литература.

  1. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Формирование письменной культуры общения.// Образование в современной школе, 2005, №7, с.12-21.

  2. Кэрролл Л. Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма.// Воспитание школьников, 2003, №2, с.66-69.



30












Похожие:

Тема: «Письмо солдату» iconОчень много работ по отечественной истории посвящено русским офицерам, что, безусловно, верно. Офицер это фундамент армии, но не будем забывать о тех, чьими руками непосредственно добывается победа о солдате
Очень много работ по отечественной истории посвящено русским офицерам, что, безусловно, верно. Офицер – это фундамент армии, но не...
Тема: «Письмо солдату» iconКонспект урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Произношение и правописание слов с сочетаниями
Средства наглядности: плакат по каллиграфии с росчерком, карточки с индивидуальными заданиями, письмо Незнайки
Тема: «Письмо солдату» iconУрок развития речи в 3 классе Тема : поздравительное письмо президенту страны
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, связной литературно грамотной речи
Тема: «Письмо солдату» iconПисьмо к россии по мотивам стихотворения с. А. Есенина «письмо к матери»
Письмо к россии по мотивам стихотворения с. А. Есенина «письмо к матери» Ты жива ещё, моя Россия
Тема: «Письмо солдату» iconПротокол заседания рмо учителей математики от 14 января 2010 года. Присутствовало 15 человек ( список прилагается). Повестка дня
Тема заседания «Технология развития критического мышления через чтение и письмо ( ркмчп)»
Тема: «Письмо солдату» iconДокументы
1. /письмо/Письмо об образцах документов .doc
2. /письмо/Реестр...

Тема: «Письмо солдату» iconИнформационное письмо
«проблемы истории древнего мира и раннего средневековья». Тема конференции включает доклады, посвященные древнему миру и средневековью,...
Тема: «Письмо солдату» iconОтвет на «открытое письмо» без адреса*
Письмо это было опубликовано в издании «Перед Восходом»1, и, насколько я поняла, весь его пафос был направлен против мцр и меня,...
Тема: «Письмо солдату» iconУрок-путешествие в 3 классе тема урока: Обобщение знаний о местоимении. Цели урока Углубить знания учащихся о местоимении
Сообщение целей урока. Отправляемся в путешествие в страну Местоимению. Узнав об этом, королева страны прислала письмо
Тема: «Письмо солдату» iconДокументы
1. /Авторский коллектив.doc
2. /Введение.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов