|
Содержание, формы и методы обучения и воспитания одаренных детей (из опыта работы) Е.А.Бондаренко, У О «Дисненская государственная общеобразовательная средняя школа» Работе с одаренными детьми в последние годы уделяется все больше и больше внимание. Создаются программы, под которые выделяются немалые средства. Возникает вопрос: откуда такое повышенное внимание к данной проблеме? Ответ прост. Это связано с мировым экономическим развитием. Необычайный рывок, который совершили за последние десятилетия такие страны, как Япония, Южная Корея, Таиланд, Тайвань поражает воображение тем, что у названных стран и территория сравнительно небольшая, и природные ресурсы весьма ограничены. В чем же дело? Одним из важных обстоятельств этого феномена является то, что государства умело, в вышей степени рационально использовали Интеллектуальные ресурсы. Здесь и резко возросший образовательный уровень всего населения. И образцовая, основанная на новейших достижениях психолого - педагогических наук постановка системы образования во всех ее звеньях1. И наконец, последнее по месту, но не по значению - повышенное внимание к той сравнительно небольшой части подрастающего поколения, которую принято называть одаренными детьми. Стало очевидным, что знания, обучение, информация - это новый товар для международной коммерции, который распространяется столь же быстро, как наркотики, систематические удобрения или голубые джинсы... Лица, которые не достигнут необходимого уровня грамотности и образования, не смогут реализовать свои гражданские права не только в обеспечении материального благосостояния, но и в степени участия в жизни государства. За ними, которых называют одаренными, будущее страны. Поэтому так важно вовремя обнаружить таких детей, помочь им, чтобы в дальнейшем они строили и развивали нашу страну. Прежде, чем говорить о работе с такими детьми, надо четко представить, что мы понимаем под словами «одаренный ребенок». Одаренность имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого человека, и т.д. Однако «одаренность» в наиболее употребительном ее значении имеет в виду высокий уровень развития способностей любых - общих и специальных. В данном случае важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей отличается от средних. При этом надо понимать, что одарен, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Такой ребенок - другой по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальные возможности понять его творческие и интеллектуальные потенции. Еще один важный момент. Тот, кто работает с одаренными детьми, должен помнить, что есть еще один вид одаренности - это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает вовремя угадать этот дар, трудно заметить нестандартного ребенка, оценить, примириться с нешаблонностью его восприятия, его деятельности. Еще прибавим, что у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, из-за чего у него нередки трудности в общении. Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с такими детьми, одаренный ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним - праздничной и полной непрерывного удовлетворения. Это далеко не всегда так. И нужно иметь большую психологическую подготовку, чтобы уметь работать с такими детьми. Знания особенностей одарённых детей, запросов государства и задач школы по выполнению этих запросов помогает учителю определить содержание, выбрать формы и методы работы. Содержание работы определяется перспективной программой «Одаренные дети», на основе которой составляются районные, школьные программы, а каждый учитель вырабатывает свою, по своему предмету, в которой предусматривает цель, задачи, содержание работы, подбирает методы и формы с учетом возрастных особенностей детей, возможностей школы и своих профессиональных и личностных возможностей. Первым этапом работы является составление банка данных одаренных детей. Это только на первый взгляд кажется простым. На мой взгляд, именно выявление одаренности - самое сложное в работе. Кого учитель занесет в список одаренных зависит от целей, которые он ставит перед собой. Лично я занимаюсь этим вопросом первый и второй годы обучения физике, т.е. в 6 и 7 классах. Поэтому ставлю перед собой цель: «влюбить» учеников в физику, показать ее значимость для каждого человека, показать их возможности в ее изучении. Готовясь к самому первому уроку, ставлю перед собой конкретные цели:
Понравиться детям - это очень важно. От того, как воспринимает ученик учителя, зависит его отношение к предмету. Это провожают нас по уму, а встречают-то по одежке. Чтобы заинтересовать и удивить детей, первый урок всегда провожу в форме экскурсии в кабинете физики: рассказываю об имеющейся информации, размещенной на стенных стендах, рассказываю о «библиотечке юного физика», об уголке «Таинственный мир Вселенной», раскрываю шкафы, чтобы дети видели стоящие там приборы. Заканчиваю экскурсию в лаборантской комнате, где у нас на многочисленных стеллажах размещено огромное количество различных приборов. И если слышу: «Ух ты! Вот это да! А мы это будем проходить?» - считаю, что урок удался. Каждый урок в 6 - 7 классах готовлю с особой тщательностью, чтобы поддержать интерес, который возник у детей во время экскурсии. Могу поделиться конспектами уроков в 6-ом классе по теме: «Строение вещества», «Взаимодействие частиц вещества», которые содержат много интересного дополнительного материала по изученным темам. В этом возрасте они для меня все одаренные, и я стараюсь их в этом убедить. Примеры для объяснения нового материала беру из их жизни, домашние задания - почти всегда творческие. На каждом уроке - демонстрация, хоть небольшая. Много игровых ситуаций, чтобы каждый чувствовал себя значимым, мог высказаться, что - то предложить. Очень удачной считаю форму ч- «сочинение сказочных ситуаций» по изучаемой теме или нахождение изучаемых явлений в известных сказках, народных поговорках и пословицах. Результат такой работы - у многих учеников 6-7 классов физика - любимый предмет. По - другому строю работу с одаренными ребятами 8 - 9-х классов. В этом , возрасте и цели, и задачи, а значит содержание, формы и методы другие. Главная цель - удержать интерес к изучению физики, увлечь решением экспериментальных, качественных и расчетных задач. Выбирая программу факультативов, тему внеклассного мероприятия, ориентируюсь, прежде всего, на интересы и желания самих ребят. В этом году впервые выбрали факультатив «Физика в игрушках». Само название заинтересовало ребят, а содержание курса позволяет и задачи решать, и эксперименты проводить, и даже пробовать самим создавать новые игрушки. Учащиеся 8 - 9-х классов охотно участвуют в различных соревнованиях: КВН, брей - ринги, разгадывание кроссвордов. Причем охотно составляют кроссворды и шарады сами. Именно для них создан «Клуб любителей кроссворда». Самые интересные кроссворды помещаются на стенде «Веселая переменка» в кабинете физики. Очень здорово получаются ролевые игры, в которых решаются различные практические задачи. Для развития интереса к предмету использую метод, о котором услышала на курсах повышения квалификации в г. Витебске от учителя физики гимназии № 1 Гелисяна. Его условно можно назвать «Подсадить на число». Суть метода в том, чтобы сравнивать найденные в задаче значения величин с известными ранее. Например: Величина заряда 1 Кл. Это много или мало? Дети скажут, что 1 - это мало. Но если рассказать о том, что для того, чтобы на шаре смог удержатся заряд в 1 Кл - размер шара должен быть с земной шар, станет понятным и запомнится надолго, что 1 Кл - это большой заряд. Именно этим приемом можно увлечь одаренного ребенка решением качественных задач, научить оценивать полученный ответ расчетной задачи, эксперимента. С 8 - 9 класса уделяю особое внимание написанию выводов в лабораторных работах. Учу, что вывод - это не отчет о проведенной работе, а формулировка того важного, что вы выяснили в ходе эксперимента, объяснение допущенных погрешностей, т.е. их причин. Это помогает развить у детей, физическую речь, заглянуть в суть происходящих и изучаемых явлений. Поверьте, что получается это только у тех, кто умеет мыслить нестандартно, кто действительно понимает, что делал на уроке, т.е., у действительно одаренных детей. Обучая физике на всех этапах школьного курса, я пробую представить ее как систему взглядов на жизнь, как особое мировоззрение, в основе которого лежит понимание общих законов природы и осознание роли и ответственности человека за все происходящее на Земле. Поясню. На мой взгляд, физика является одной из самых философских и по-человечески справедливых наук. По большому счету, законы физики описывают все главные проявления человеческого бытия. Приведу конкретный пример. ^ Силы в природе возникают парами. Если в замкнутой системе двух тел первое тело действует на второе с некоторой силой F, то и второе действует на первое с той же силой, только в обратном направлении. Действие равно противодействию. Разве это не есть точное выражение народной мудрости: как аукнется, так и откликнется; как ты к людям, так и люди к тебе? И не библейское ли это: «Не судите, да не судимы будете»? ^ Все процессы в природе происходят в одном, строго определенном направлении и в обратном направлении самопроизвольно происходить не могут. Зеленый листок на дереве желтеет и падает вниз, но обратного процесса мы никогда не увидим. Человеческая жизнь тоже является необратимым процессом. Старение и смерть живых организмов - самое грустное подтверждение второго закона термодинамики. А значит, цени каждый день и каждую минуту, думай над каждом своим словом и поступком - они необратимы. Не это ли подразумевали древние, когда говорили: нельзя дважды войти в одну и ту же реку; слово не воробей и т.д.? ^ Ничто в природе не берется ниоткуда и не исчезает в никуда. Количество энергии неизменно: она только переходит из одного вида в другой. Этот закон полно и справедливо отражает человеческую жизнь и дает всем нам надежду на то, что ничто и никто на Земле (а значит, и каждый из нас) не исчезает бесследно, что духовная жизнь наша не заканчивается со смертью тела, а переходит в иную, еще не известную нам, форму существования; что за все в этой жизни надо платить; и что если отнимется в одном, то добавится в другом. ^ Все в мире относительно, учит физика: и покой, и движение, и время. Все зависит от системы отсчета. А ведь принцип отношения к жизни. И важно научить выбирать верную систему отсчета не только при решении физических задач, но и при решении жизненных проблем. Своим ученикам я говорю: «Мы знаем, что свет звезд, которые мы видим на небе, летит к нам многие световые годы. Звезды уже может и не быть» а ее свет все еще летит к нам. И как красива та человеческая жизнь, которая, как свет далекой звезды, остается в памяти людей на многие годы и поколения». 10-11 класс - это взрослые люди, большинство из которых уже определились с выбором будущей профессии, и значит, выбрали предметы для более глубокого изучения. На этом этапе работы главная цель - подготовить учащихся к сдаче экзамена в школе, к централизованному тестированию по предмету. Этим и определяется содержание работы в старшем звене. А формы и методы... все зависит от запросов учащихся. Это могут быть факультативы по решению задач консультации для учащихся, стимулирующие занятия и многое другое. Для работы с одаренными детьми на всех этапах, конечно же, используются традиционные и хорошо всем известные формы: кружки, клубы по интересом, олимпиады (непрерывная, школьная, районная) и др. Актуальной в последнее время стала организация исследовательской деятельности учащихся. Результат работы должен иметь выход в каком - либо виде: участие в олимпиадах, научно - практических конференциях. Но победа на олимпиаде не должна быть единственной целью работы с одаренными детьми. Главное - научить ребенка мыслить, искать путь решения, поверить в себя. Каждый учитель - это человек со своим опытом, со своим жизненным позициями, со своим отношением к миру, со своим багажом умений и знаний. У одного получается одна форма работы, у другого - другая. Одни работают только на одаренных детей, другой считает, что на уроке должен быть комфортно всем. Каждый прав по - своему. Но работа с одаренными - это работа на будущее, на наше будущее, наших детей, внуков. Список литературы
Дата 09.10.2009г. Подпись____________ |
![]() | Бондаренко владимир Михайлович Бондаренко владимир Михайлович, капитан на судах Мурманрыбпрома. В середине 1970-х годов руководимый им экипаж срт-р-705 «Борисполь»... | ![]() | Документы 1. /Бондаренко-Галилео/Бондаренко-Галилео1.doc 2. /Бондаренко-Галилео/Бондаренко-Галилео2.doc |
![]() | Бондаренко петр Константинович Бондаренко петр Константинович, капитан рс-1016 Беломорской базы гослова. Облавливая сельдь в Кольском заливе, возглавляемый им экипаж... | ![]() | Документы 1. /Бондаренко-2009.pdf |
![]() | Документы 1. /Реферат Бондаренко М.doc | ![]() | Документы 1. /Бондаренко-2010.pdf |
![]() | Документы 1. /Бондаренко Н. А. Летим на разведку.doc | ![]() | Н. В. Бондаренко А. С. Мельниченко Введение единой формы ученического билета, рекомендованной департаментом образования и науки Краснодарского края |
![]() | Драбкин А. Л., Коренберг Е. Б. Д 72 Антенны Б. Г. Белкин, С. А. Бирюков, В. Г. Борисов, В. М. Бондаренко, С. Я. Геништа, А. В. Гороховский, С. А. Ельяшкевич, И. П., Жеребцов,... | ![]() | 11класс Разработала: Бондаренко С. И. Соколовка 2004 г ... |