Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» icon

Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа»



НазваниеТворчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа»
Дата конвертации17.07.2012
Размер100.09 Kb.
ТипДокументы

Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования.

H.H Жойдик,

УО « Язненская государственная

общеобразовательная средняя школа»

Важным направлением работы любого образовательного учреждения является работа с одаренными школьниками. Именно одаренные люди определяют судьбу страны и человечества в целом. Потому большая роль отводится развитию одарённости учащихся в УО «Язненская ГОСШ». Значителен творческий потенциал самого коллектива нашей школы. Учительский коллектив школы состоит из 21 опытного, талантливого и инициативного педагога. Из них высшую категорию имеют 6 человек, первую -11, вторую -2 и без категории-2. Стаж свыше 20 лет у 14 учителей.Директор школы Шикуло И.М. является «Отличником образования», учитель труда Касатая Т.А. имеет грамоту Министерства образования. Каждый из нас по-своему старается раскрыть интеллектуальный потенциал учащихся. Школа дала многим выпускникам путевку в жизнь. Среди них много талантливых и одаренных. Например, художник Левкович М.В. , артистка Кобяк С., кандидат сельскохозяйственных наук Жук Э.Ч.

Думаю, стоит привести более конкретные примеры решения данного вопроса. Ведь что же такое учебно-воспитательный процесс? С одной стороны, это грамотно, понятно и умно преподнесённый учителем учебный материал, который, в большинстве своём, представляет опыт, накопленный человечеством. С другой стороны, это активная деятельность учащихся по пониманию или даже разумению, усвоению и накоплению знаний. Все участники этого процесса находят свой путь по-своему. Осмелюсь утверждать, что не бывает бездарного ученика. В каждом ребёнке заложен определённый потенциал, который обязательно необходимо рассмотреть и развивать до одаренности.

Проведя блиц – опрос со взрослыми людьми, которые достигли в жизни много, стали докторами экономических наук, профессорами, (естественно мы их относим до одаренных людей), я также убедилась в этом. Они подчеркивали, что нужно иметь не только талант, ум, но и усидчивость, последовательность в достижении цели. Главное нужно найти качество в человеке, выявить его способности, которые потом приведут к высоким результатом. И не важно кем он станет. Он может быть токарем, но искусно выполнять эту работу, как музыкант или певец. Естественно для того, чтобы проявилась одаренность ребенку нужно дать возможность попробовать во всех видах деятельности. «Кто не будет пробовать, тот не узнает о себе»-утверждает доктор экономических наук Сивограков О.В. Например, взяв в руки карандаш, может со временем написать картины не хуже Васнецова. По началу у него могут быть поверхностные знания, он может и к этому делу не прикасаться, но со временем он разовьёт свой талант, проявит свою одаренность. Я считаю, что одаренность нужно воспитывать, сохранять, развивать, бороться за нее. Есть хорошее выражение: «Поблагодарите судьбу за то, что работаете с одаренным учеником».
Как важно учителю «разглядеть» одаренного, способного ученика, не «упустить», чтобы он «не растворился» в средней массе наших учеников.

Важно правильно определить стратегию работы с одаренными детьми, как подъем интеллектуального и творческого потенциала всего контингента школьников.

При выполнении заданий важно отойти от сухих формулировок, не ограничиваться научными терминами и фактами. А ко всему подходить творчески. Ведь самое скучное задание можно сделать привлекательным и интересным. Творческий познавательный процесс, опирается на поисково-исследовательскую активность, обеспечивающую обнаружение проблем, раскрытие их сути, прогнозирование неизвестного и способов его достижения, оценку имеющихся сведений и получаемых результатов с точки зрения стоящих целей. Проверка гипотез и догадок, приводящая к преобразованию представления об исходной ситуации за счет вовлекаемого при этом нового знания, обеспечивает саморегуляцию процесса. (Г.Д.Чистякова).

В нашей школе применяются следующие формы работы с одарёнными детьми:

  1. Предметные олимпиады;

  2. Предметные недели;

  3. Научно-исследовательское общество;

  4. Конкурсы, смотры, соревнования.

И в каждом деле происходит развитие творческих способностей. Что же такое творчество? Ученые по-разному определяют творчество. Но все сходятся в одном: творчество это социальное явление, связанное с преобразованием мира. Процесс, направленный на открытие мира и самого себя. Творчество – преобразующая деятельность, в результате которой создается новое и одновременно ценное. Ключевое слово «новизна».

По М.И. Шейнину, чтобы быть созидательной личностью необходимо иметь четыре типа свободы:

  • свободу для анализа и исследования;

  • свободу для поиска и любознательности;

  • свободу выражения;

  • свободу быть самим собой.

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Каждый учитель имеет своё представление о том, что такое творческая одарённость детей. Это представление у каждого из нас складывается на основе понимания творческой одарённости, из опыта общения с детьми, наблюдения за особенностями их развития.

Развитие творчества способствует решению следующих задач:

  1. Научить детей мыслить в разных направлениях;

  2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях;

  3. Развить оригинальность мыслительной деятельности;

  4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;

  5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

В каждом из нас “есть внутренний потенциал к глубокому и конструктивному творчеству”, и это особенно важно учитывать в работе с детьми. Я, проводя занятия с учащимися на уроках математики, работая с различным тематическим материалом, использую такие формы подачи материала и работы с ним, которые стимулируют развитие основных качеств творчества (беглость, гибкость, оригинальность мысли, разработанность идей).

При проведении занятий учитываю следующие принципы:

  1. Открытость заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;

  2. Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами;

  3. Предоставление детям возможности активно задавать проблемные вопросы;

  4. Помощь детям в выражении их идей;

  5. Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;

  6. Создание безопасной психологической атмосферы;

  7. Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам;

  8. Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем;

  9. Возможность самостоятельного поиска решений.

В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:

  1. Умение анализировать проблемные ситуации;

  2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;

  3. Умение разрешать противоречия;

  4. Умение создавать творческие задания.

Для развития творческих способностей использую специально подобранные задания. Это такие упражнения, как “Цепочка”, “Энциклопедия”, “Математические сказки»

Главная задача в развитии творческих способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности учащихся. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. На уроках, всюду, где только возможно, бужу мысль ученика, развиваю активное, самостоятельное и – как высший уровень – творческое мышление.

Логические задачи, которые мы рассматриваем на уроках, содержат некоторый математический секрет. Они помогают овладевать навыками рассуждений, ведущим к математическому открытию. Для их решения необходима наблюдательность, умение сравнивать, проводить аналогию, обобщать, делать выводы и обосновывать их. Эти математические упражнения направлены на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и таких приёмов умственной деятельности, как анализ, аналогия, обобщения, конкретизации.

Творчество – это, прежде всего умение отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются на уроках математики, в частности при решении нестандартных задач.

Нестандартная задача, в отличие от традиционной, не может быть непосредственно (в той форме, в которой она предъявлена) решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию. “Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательными, то вы можете испытать ведущее к открытию напряжения ума и насладиться радостью победы”. [3]

Решение нестандартных задач – процесс сложный. При решении таких задач дети встречают трудности. Это объясняется такими причинами: из-за неуверенности в своих возможностях и боязни их трудности, отсутствием необходимого для этого умения и навыков. Только при систематической работе можно достичь желаемого результата, поэтому обучением решению нестандартных задач занимаюсь с пятого класса. Обучение проводится на факультативных занятиях. Кроме этого я стараюсь привлечь своих учеников к участию во всевозможных мероприятиях по предмету. Это олимпиады, интеллектуальные игры, творческие марафоны, научные конференции, недели математики. Под моим руководством создано научно-исследовательское общество «Ника».

Работая с такими детьми, я добилась определенных успехов. В прошлом учебном году Юршевич Валера, ученик 7 класса занял первое место в районной дистанционной олимпиаде, в 2006 году моя ученица Щербицкая Анжелика получила диплом 2 степени в республиканском очно-заочном конкурсе по математике и информатике для учащихся сельской местности. А научно-исследовательская работа по краеведению выполненная ученицами 11 класса Аксеновой Екатериной и Щербицкой Мариной «Малолетние узники трудовых лагерей» заняла 1 место в районном конкурсе научно исследовательских работ, отмечена в области. Они добились высоких результатов благодаря тому, что они выполняли исследовательские работы по математике и приобрели опыт и навык выполнения творческих работ. Ежегодно мои ученики принимают участие в международной математической игре «Кенгуру». И я могу порадоваться за их успехи.

Во время подготовки к вышеперечисленным мероприятиям прорешиваются нестандартные задачи, задачи повышенной сложности. Перед учащимися часто ставится цель не только решить, но и отыскать оригинальные, красивые решения. Такая работа развивает творческие способности учащихся.

Возможность решения одной и той же задачи различными способами демонстрирует красоту математики, помогает воспитывать интерес к предмету и вариативность мышления. В этом году ученикам 10 класса я предложила попробовать решить одну задачу несколькими способами, поставив перед ними цель – использовать при решении как можно больше понятий планиметрии, тем самым повторить решением лишь одной задачи курс за 7-9 классы. Мы назвали эту исследовательскую работу “Вся планиметрия в одной задаче”. Дети с увлечением взялись за эту работу. Да к тому же теперь математика не кажется им сухой и скучной наукой, они видят, что и здесь нужны выдумка и полёт фантазии. В связи с этим хочется вспомнить слова основоположника кибернетики Норберта Винера: «Едва ли кто из не математиков в состоянии освоиться с мыслью, что цифры могут представлять собой культурную и эстетическую ценность или иметь какое-нибудь отношение к таким понятиям, как красота, сила, вдохновение».

В школе иногда существует проблема в том, что начинаешь работать с одаренными детьми, а потом этот класс, где учатся эти дети, отдают другому учителю, или наоборот, дают уже в 11классе, когда трудно их переучить, подстроить под себя, под свою систему. Например, я люблю давать задачи на перспективу. В 6 классе дети изучают простые числа. В конце учебника есть таблица простых чисел, и в конце этой таблицы стоит многоточие. Дети понимают, что есть и дальше простые числа, но, предложив найти эти числа, они их не находят. Тогда я говорю, что этот вопрос остаётся открытым. А в 7 классе, на факультативных занятиях при знакомстве со степенями, показываю формулу Мерсена для нахождения простых чисел, дети решают эту проблему сами. Тем самым даю понять, каким длительным, порой и трудным бывает путь для нахождения истины, для новых открытий, для воплощения своих идей в жизнь.

В заключении подчеркну, что необходимым условием развития творческих способностей учащихся является упражнение в их решении.

Подбирая задания, надо учитывать, что:

  1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;

  2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;

  3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;

  4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;

  5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

Помощь и руководство со стороны учителя должны состоять в том, чтобы готовить ученика к преодолению этих трудностей.

В заключении приведу еще одно определение: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)

^ Список литературы.

  1. Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г.

  2. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г

  3. Голанцева Т.П. Создание среды для развития способных и одарённых детей Исследовательская работа школьников. – 2004. №2.

  4. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. №8.

  5. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.

  6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.

  7. Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М., 1991г.

  8. Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г.

  9. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г.

  10. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г

  11. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.


Дата 30 сентября

Подпись




Похожие:

Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconРазвитие творческих способностей учащихся в процессе музыкального образования. Р. И. Милевская, заместитель директора по воспитательной работе уо «Чепуковская государственная общеобразовательная средняя школа-сад»
...
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconА. И. Митрофанова уо «Государственная общеобразовательная средняя школа №1 г. Миоры»
Исследовательская деятельность- условие, средство и результат развития одарённости
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconН. А. Лабунько уо «Дворносельская государственная общеобразовательная средняя школа-сад»
Информационные технологии как средство актуализации и развития мотивационных, интеллектуальных, творческих ресурсов личности
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени А. Г. Головко» Дошкольное отделение №22
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников как одно из средств формирования личности ребёнка
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconКотовой Светланы Вячеславны Тема: Развитие творческих способностей младших школьников на урок
Я работаю по развивающей системе обучения Л. В. Занкова. Мною накоплен богатый материал, направленный на развитие творческих способностей...
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconОдарённость как педагогический и психологический феномен Мифы проблемы одарённости
Для выявления одарённости достаточно замерить уровень развития способностей с помощью тестов
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconЛукояновская средняя общеобразовательная школа №1
Умственное развитие школьников /развитие памяти, мышления, коммуникативных способностей /на уроках, факультативах, в объединениях...
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 городского округа Верхний Тагил
Целью оказания платных услуг населению является углубленное или дополнительное изучение различных учебных дисциплин, развитие креативного...
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconУправление образования администрации Кежемского района Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Кодинская средняя общеобразовательная школа №2
Паспорт программы развития моу кодинская средняя общеобразовательная школа №2 на 2008 – 2012 годы
Творчество как пространство развития одаренности. Развитие творческих способностей субъектов образования. H. H жойдик, уо «Язненская государственная общеобразовательная средняя школа» iconМ. М. Рудченко с. Перелюб Саратовской области Попельнюк Любовь Ивановна Развитие литературно-творческих способностей учащихся на урок
В сегодняшних условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов