Фонологические единицы механизма производства речи icon

Фонологические единицы механизма производства речи



НазваниеФонологические единицы механизма производства речи
страница1/4
Дата конвертации17.07.2012
Размер459.67 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Глава 4. Фонологические единицы механизма производства речи

4.0. Общие соображения


Согласно общему описанию модели языкового механизма, принятой в данной работе, в нейродинамической системе человека имеется набор программ реализации языковый понятийных единиц (значений) в виде речевых знаков. Эти программы оптимальным образом разбиты на подпрограммы, которые и являются элементарными «кирпичиками» речепроизводства. Точный смысл условий оптимальности можно определить только при рассмотрении конкретных свойств материала, в котором реализована языковая система. Однако, как выяснено в § 3.4 эти условия должны включать требования минимальности, простоты, «грубости» и компактности системы единиц.

Требование минимальности предполагает, что заданный набор языковых знаков представляется минимальным числом подпрограмм. Это требование является наиболее определённым, и поэтому будет положено в основу построения лингвистической модели.

Требование «грубости» предполагает, что различные подпрограммы отличаются друг от друга максимально возможным набором элементов, что призвано исключить частое спутывание подпрограмм в процессе речи.

Требование компактности является обратной стороной требования грубости и состоит в предположении, что реализации одной подпрограммы в разных условиях обладают наборами признаков, как артикуляционных, так и акустических, наиболее близких друг к другу. Это требование является основным критерием для предположения относительно идентификации различных несвязанных функционально категорий речи как реализаций той же самой языковой единицы.


Требование простоты предполагает, что подпрограммы речевой реализации знаков содержат достаточно малое число независимых команд, по которым они противопоставляются друг другу, такое число, которое позволяет фиксацию целой подпрограммы в механизме оперативной памяти, обладающей весьма ограниченным объёмом. Таких независимых различий между подпрограммами должно быть не более чем около 10 (в соответствии с гипотезой Миллера), что хорошо соответствует системе универсальных ДП Р. Якобсона [ЯКОБСОН – ФАНТ – ХАЛЛЕ]. Требование простоты мы будем использовать как вспомогательное средство для установления однозначности рассмотрения.

Поскольку основной критерий выделения подпрограмм связан с заданным набором языковых знаков, очевидно, что конкретный состав программ зависит от того, какие языковые знаки требуется зафиксировать в механизме речепорождения. Статистические свойства речевых элементов заставляют предполагать, что в механизмах речеобразования зафиксированы готовые словоформы [ШУБИН].
Однако, кроме словоформ в памяти речепроизводящего механизма должны содержаться также и более мелкие сегменты, наделённые определённым значением, комбинация которых позволяет образовывать окказиональные слова, а также все словоформы «новых» слов на основании единственной формы, в которой такое слово впервые было использовано.*(Пр78) Следовательно, в механизме речеобразования должны быть заготовлены и надлежащим образом зафиксированы все продуктивные (лексические и грамматические) морфемы данного языка. Поскольку же в каждом слове можно выделить продуктивные морфемы, либо само слово рассматривать как такую морфему, для анализа единиц речепроизводстве необходимо и достаточно учесть набор продуктивных морфем. Когда мы найдём подпрограммы, фиксирующие морфемы, тогда каждая словоформа может быть зафиксирована как состоящая из частей, фиксируемых этими подпрограммами.

Поскольку, таким образом, состав подпрограмм речеобразования выводится из рассмотрения способов звуковой реализации морфем, эти подпрограммы в общем случае можно назвать морфоэлементами, или, применительно к подпрограммам непосредственно вызывающими звукообразование, - морфофонемами.

Термин «морфофонема», или его сокращённый вариант «морфонема» был предложен Г. Улашиным [ULASHYN] для обозначения звуковых единиц, слагающих морфему и рассматриваемых в функции выражения языковых знаков. Расщепляя "слишком широкое представление «фонема»" на два понятия – «фонема» и «морфонема», Г. Улашин разграничивал эти понятия по их роли в системе языка, относя собственно фонемы к структуре физически реализованных знаков, в которых они являются носителями материальных различий между знаками и следовательно не зависят от внутренней формы знака, от его генезиса как в историческом, так и в синхронном плане. Морфофонемы же связываются с элементарными значащими частями знаков единство которых они обеспечивают в процессах генезиса. «Фонемы, таким образом, образуют систему по внешнему родству, на основе субстантивной эквивалентности акустико-артикуляционного процесса, … морфемы же образуют систему на основе внутреннего, функционального родства, в силу их гомогенности, иными словами во взаимосвязи с семантико-морфологическими единствами, т. е. морфемами» (цит. по [РЕФОРМАТСКИЙ 1 с. 403]).

Таким образом, Г. Улашин синтезировал и развил те представления о фонемных единицах, которые в разные периоды разрабатывал И. А. Бодуэн де Куртенэ, и закрепил терминологически различие двух видов единиц, появляющихся в фонологическом анализе. Концепцию Г. Улашина поддержал Д.Л. Трейгер [TRAGER]. По его теории морфофонемы реализуются через фонемы, т. е. морфофонемы генетически первичны, а фонемы вторичны. Если же представить обсуждаемые виды единиц как элементы, участвующие в различных языковых процессах, то иерархичности в указанном смысле быть не может, ибо сами процессы будут не соподчинены друг другу.*(Пр79)

В концепции Московской фонологической школы (МФШ) процедуры фонемного анализа опираются на поведение звуков в пределах морфем, рассматриваемых как первичные языковые знаки. Поэтому функциональное расчленение морфем на фонемы МФШ должно в основном совпадать с представлением морфем через морфонемы Г. Улашина, несмотря на определённое различие этих теорий, которое, однако, касается не техники анализа, а её обоснований.*(Пр80в) Так что можно считать, что теория морфофонем Улашина получила дальнейшее развитие в рамках фонологии МФШ. Однако трудности выработки объективных процедур анализа заставила внести в теорию дополнительные (упрощающие) допущения, которые несколько ограничили общность концепции.

Наиболее ясное изложение метода МФШ содержится в книге М. В. Панова [ПАНОВ 1], где единицы, рассматривавшиеся московскими фонологами, названы парадигмофонемами. Этот термин мы и оставим за понятием фонем в МФШ, а для изложенной выше концепции возьмём термин Г. Улашина, поскольку наша концепция по существу будет уточнять использованные последним положения И. А. Бодуэна де Куртенэ.
^

4.1. Примеры установления состава морфоэлементов


1. Пусть в некотором гипотетическом языке имеется всего лишь один знак. Спрашивается, сколько нужно иметь в таком языке подпрограмм производства знаков? Очевидно, что достаточно иметь всего лишь одну подпрограмму, совпадающую со всей программой реализации этого единственного знака. Если, например, этот единственный знак производится последовательным артикуляциями *(Пр80с) как [д’éлъ] (дело), то единственной морфофонемой является модель производства всего комплекса артикуляций: <д’éлъ>.*(Пр80с)

2. Пусть теперь система знаков состоит из всех падежных форм слова “дело”:

[ д’éлъ, д’éлоу, д’éлъм, дéл’ь ]

В таком языке мы должны иметь по крайней мере 4 программы реализации знаков – по одной особой программе для каждого знака:

< д’éлъ, д’éлоу, д’éлъм, дéл’ь >


Уменьшить число этих программ (которые в данном случае являются аналогами морфофонем) мы здесь не имеем оснований, но мы можем упростить сложность этой системы морфофонем, если форму творительного падежа представить как последовательность двух подпрограмм –

< д’éлъ > и < м >.

В этом случае набор подпрограмм-морфофонем будет следующий:

< д’éлъ >, < д’éлоу >, < д’éл’ь >, < м >.

Бóльшая простота последнего набора видна из того, что они записывается при помощи 13 символов, соответствующих 13 различным звукоупотреблениям (артикуляциям), а первый содержит 17 звукоупотреблений.

3. Если теперь к списку знаков добавить формы слова «поле», то применив к ним тот же принцип транскрипции, получим систему из 7 морфофонем:

< д’éлъ >, < д’éлоу >, < д’éл’ь >, < м >, <поóл’ъ’>, <поóл’oу >, < поóл’ь >.

Уменьшить число морфофонем и одновременно упростить их структуру можно следующим представлением знаков: *(^ Пр81)

[д’éлъ] = < д’éл + ъ > [поóл’ъ’] = < поóл’ + ъ >

[д’éлоу] = < д’éл + оу > [поóл’оу ’] = < поóл’ + оу >

[д’éлъм] = < д’éл + ъ + м> [поóл’ъ’м] = < поóл’ + ъ + м >

[д’éл’ь] = < д’éл + ’ь > [поóл’ь] = < поóл’ + ’ь >,

где набор морфофонем содержит только 6 единиц более простой структуры:

< д’éл , поóл’ , ъ , оу , м , ’ь > .


Таблица 4. Модельный «миниязык» из словоформ двух слов.


^ Значение морфем

Внутреннее (морфофонемное) представление

Звуковые реализации


«поле»

<поóл’>

[поóл’], [поóл’о]

«дело»

<д’éл>

[д’éл], [д’éл’], [д’éло]

им., вин. и род. падежи

<ъ>

[ъ], [ъ’]

дательный падеж

<оу>

[у], [у’] (с предшествующим огублением согласного)

творительный падеж

< ъ м >

[ъм], [ъ’м]

предложный падеж

<‘ь>

[ь] (с предшествующим смягчением согласного)
  1   2   3   4




Похожие:

Фонологические единицы механизма производства речи iconФонологические единицы механизма восприятия речи
Поэтому определённое основание может иметь рассматривавшаяся выше «параллельная» схема языкового механизма (рис. 8). В этой схеме...
Фонологические единицы механизма производства речи iconМоделирование языкового механизма
«черного ящика» структура описывает устройство специализированных функциональных блоков центральной нервной системы. [Павлов, утеуш]....
Фонологические единицы механизма производства речи iconРешение: математическая модель: ресурсы
К1, 3 шт комплектующих изделий К2 и 3 шт комплектующих изделий кз. Для производства единицы сверлильного станка ss3 требуется 10...
Фонологические единицы механизма производства речи iconИзменение механизма финансирования системы общего образования
«О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных...
Фонологические единицы механизма производства речи iconНормы деловой речи. Нормы деловой речи
Цель нашего проекта это узнать что такое деловой стиль, какие он имеет разновидности, выявить особенности устной и письменной формы...
Фонологические единицы механизма производства речи iconЭлективный курс для учащихся 9, 10, 11 классов Культура речи и её воспитание Автор курса: Голомидова М. Л., учитель русского языка и литературы пояснительная записка
Курс «Культура речи и воспитания» предназначен для учащихся 9, 10, 11 классов, чтобы углубить знания русскому языку и литературе,...
Фонологические единицы механизма производства речи iconТема Издержки и выпуск
Однако в рыночных условиях, когда производство носит товарный характер, затраты факторов производства получают стоимостное выражение....
Фонологические единицы механизма производства речи iconУрока: Вычитание числа 2 (случай вычитания: 11-2) ЦЕЛИ урока: Закрепить умение вычитать число 2, запомнить, что 11-2=9
Закрепить знание состава числа 2, умение называть предыдущие и следующие числа, переводить одни единицы длины в другие единицы длины,...
Фонологические единицы механизма производства речи iconИмена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Имя существительное самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное....
Фонологические единицы механизма производства речи iconСоциализм как «снятая» и «превращённая» форма капиталистического способа производства в «традиционном марксизме»
В последнее время часто отмечается, что недопустимо понимать и «строить» Социализм на основе таких элементах капиталистического способа...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов