Фонологические единицы механизма восприятия речи icon

Фонологические единицы механизма восприятия речи



НазваниеФонологические единицы механизма восприятия речи
страница1/5
Дата конвертации17.07.2012
Размер0.61 Mb.
ТипЗадача
  1   2   3   4   5

ГЛАВА 5. ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ МЕХАНИЗМА ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

5.0. Общие соображения


Задача механизма восприятия речи в процессе коммуникации состоит в том, чтобы на основании принятых акустических параметров определить совокупность значений, соответствующих данному сигналу. В силу соответствия акустических параметров артикуляционным работам органов речи, воспринимающий механизм может восстановить программу этих работ и тем самым идентифицировать соответствующий языковой знак по программе его реализации.*(Пр113) Однако в реальных языках программы речевого выражения не сводятся только к командам артикуляции. Кроме них большую роль играют команды преобразования и перемещения частей знаков, которые не всегда возможно восстановить однозначно, не обращаясь к смыслу сообщения. Установление же смысла сообщения предполагает предварительное установление формы знаков, выражаемых в сигнале. Поэтому определённое основание может иметь рассматривавшаяся выше «параллельная» схема языкового механизма (рис. 8). В этой схеме постулировано, что с каждым языковым значением связана не только программа реализации, но также и эталон, т. е. программа обнаружения в речевом сигнале данного знака.

Программы обнаружения могут содержать в себе следующие подпрограммы:
а) подпрограммы опознания определённых звуковых качеств;
б) подпрограммы опознания определённых свойств сочетания этих качеств;
в) подпрограммы опознания свойств сочетания элементов предыдущих пунктов, а также конфигураций более старшего порядка;
г) подпрограммы опознания свойств сочетания уже опознанных знаков;
д) подпрограммы опознания конфигураций старшего порядка для сочетаний опознанных знаков.


Все указанные подпрограммы необходимы и в случае|, когда в ходе речевосприятия распознаются речеобразовательные единицы по последовательной схеме механизма (см. рис. 9). Эти подпрограммы опознавания свойств речевого потока поставляют исходный материал для распознавания более глубинных языковых единиц. Иначе говоря, блок языкового механизма, содержащий в себе эталоны знаков, выраженные как распознавательные процедуры, составленные из подпрограмм перечисленных типов, должен присутствовать независимо от того, какую схему – последовательную или параллельную – мы примем для модели механизма. Как уже говорилось, и та и другая схема является в равной мере идеализацией действительной языковой структуры. Компромисс между необходимостью сократить время прохождения каждого знака через систему речевосприятия при слушании и необходимостью сократить время поиска элементов среди обширных списков (или, что то же самое, сократить занятый объём памяти) приводит к тому, что в действительности одни языковые знаки (наиболее частотные) опознаются по параллельной схеме, а менее частотные – по последовательной.

Итак мы приходим к выводу, что языковой механизм содержит набор программ (эталонов) распознавания знаков.
Совершенно аналогично тому, что мы имеем для программ знакопроизводства, требование компактности фиксации этих программ в структурах памяти влечёт необходимость выделения в этих программах повторяющихся частей и записи их в специальном отделе языкового механизма.

В историческом процесс оптимизации языкового механизма к выполнению социальной потребности в наиболее эффективной передаче заданных значений в нём происходит два рода изменений. 1) Изменяется звуковая реализация знаков, как за счёт изменения состава элементов (программ), реализующих знаки, так и за счёт изменения звуковой реализации каждого элемента программ. 2) Для нас сейчас представляет интерес то, что без изменения звучания знаков может меняться членение их в восприятии. Поскольку перед нами стоит задача выявить состав элементов заданного языка при заданном звучании его знаков, то процесс открытия состава оптимальных элементов восприятия знаков подобен второму пути развития языковой системы.

Конечная цель построения системы единиц речевосприятия та же, что и при построении единиц речепроизводства – найти наиболее компактное (следовательно – оптимальное) представление системы знаков. Но, поскольку функции этих классов единиц различны, различными оказываются и методы анализа и результаты, к которым они приводят.

Если фонемы речепроизводства обеспечивают звуковую реализацию замысла речи и поэтому используют информацию о речевом намерении, то фонемы речевосприятия не могут использовать внутренние характеристики знаков, а должны основываться исключительное на параметрах речи, нашедших внешнее выражение в звуковом потоке, поскольку получение внутреннего представления знаков является именно конечной целью функционирования этих единиц. Поэтому для анализа единиц речевосприятия мы не можем считать всегда известным морфемное или какое другое членение речи, основанное на семантических критериях. За исходную единицу анализа мы должны взять речевой знак, выделенный каким-либо явным пограничным сигналом не семантической, а акустической природы - паузами, интонационными периодами, ударениями и т. п. Правда, установление состава этих пограничных сигналов требует специального изучения с привлечением семантических критериев. Но сами по себе пограничные сигналы во многих случаях освобождают от учёта семантики.

Таким образом, мы пришли к выводу, что основной знаковой единицей для механизма речевосприятия является законченное сообщение (высказывание), отграниченное от других сообщений легко воспринимаемыми паузами и не требующее для своего понимания в данной ситуации каких-либо дополнений.

Языковая система не может хранить в себе эталоны всех возможных высказываний. Но как мы сейчас увидим, это и не необходимо. В самом деле, достаточно иметь в памяти лишь эталоны минимальных сообщений – слов1 (словоформ). Для восприятия сложных сообщений, составленных из нескольких слов, следует воспользоваться тем, что речь поступает на воспринимающую систему последовательно, слово за словом. При этом каждый отрезок высказывания, ещё не интерпретированный как тот или другой знак, сравнивается с имеющимися эталонами слов до тех пор, пока не будет идентифицирован как одно из них. Моменты установления такой интерпретации задают дополнительное членение речевого сигнала. В таком членении в качестве элементов выделяются так называемые «большие слова», т.е. словоформы полнозначных слов, сопровождаемые энклитиками и проклитиками, или даже некоторые ритмические группы, содержащие в себе больше одного полнозначного слова.*(Пр116)

Итак, основной семантической единицей восприятия речи является словоформа. Но не исключается определённая роль и других единиц – морфем, устойчивых морфемосочетаний с одной стороны и с другой стороны – различных фразеологических единств. Исходя из этого, при построении фонологической модели воспринимающего механизма мы должны определить элементарную единицу звуковосприятия как элемент, позволяющий отличить одну словоформу от другой, Иначе говоря, фонемы речевосприятия определяются с внешней стороны как структурная часть словоформы, или даже высказывания, а не морфемы. Теперь рассмотрим ниже внутреннюю характеристику фонемы речевосприятия.

Информацию, достаточную для распознавания речевых сигналов языковой механизм должен получать из звукового потока. Дополнительные сведения, необходимые для сопоставления сигнала со значением какого-либо языкового знака, конечно привлекаются в процессе осмысления речи, но это происходить уже после того, как сигнал воспринят и зафиксирован в воспринимающем механизме.

Из самого звукового потока может быть извлечено лишь некоторое множество акустических характеристик звука. Поэтому опознание каждой фонемы речевосприятия обуславливается наличием в звуке некоторых структур характеристик. Причём, если фонемы речеобразования имели вариативное представление на акустическом уровне, то допустить в полной мере такую же природу фонем речевосприятия мы не можем. Реализация фонем речепроизводства определялась характеристиками языкового знака, которые даны языковому механизму в процессе речепроизводства. Но при речевосприятии воспринимаемый знак ещё не идентифицирован, и следовательно, воспринимающий механизм не может воспользоваться ни свойствами его семантик, ни особенностями составляющих его элементов, которые ещё только распознаются.* (Пр117)

Принимая Соссюровскую гипотезу о линейности означающих, можно было бы допустить использование результатов опознания элементов более ранних в речевой цепи для опознания элементов более поздних. В ограниченных пределах такой процесс, по-видимому, имеет место. Но как показывают акустические исследования речи, признаки разных смежных фонем распределены обычно на участках звукового потока, которые взаимно пересекаются. Кроме того следует ещё вспомнить, что существуют такие элементы речевосприятия, которые принципиально должны реализовываться на протяжении нескольких акустических элементов, на длине целого слова или фразы. Из гипотезы о линейности речи должно следовать преимущественное распределение признаков фонем только в предыдущих или только в последующих звуковых сегментах, но такого факта нет. Распределение акустических характеристик по сегментам речи во всех языках определяется особенностями соседних фонем и общей артикуляционной базой данного языка. вероятность найти признаки последующих или предыдущих фонем в некотором интервале речевого потока примерно одинакова. Например в русском языке переднее положение языка, характеризующее мягкие согласные, распространяется преимущественно на последующую гласную. А более высокое положение языка характеризует те же согласные на интервале предыдущего гласного звука.


Поэтому мы должны отказаться от абсолютизации этой гипотезы и наоборот должны предположить, что элементы каждого знака воспринимаются в принципе одновременно.*(Пр118) Это предположение не ограничивает общности рассмотрения, поскольку не исключает того, что отдельные элементы знака при симультанном их восприятии локализованы в отграниченных друг от друга последовательных временных сегментах сигнала.

Итак мы приходим к выводу, что элементы опознания речевых сигналов обнаруживаются по совокупности акустических характеристик, присутствующих на протяжении данного сигнала или его части и слабо зависят от парадигматических и синтагматических связей сигнала и его частей. При этом выделение тех или иных характеристик, покрывающих те или иные сегменты, в качестве элементов опознания (фонем речевосприятия) определяется оптимальностью устройства языкового механизма и обеспечивает минимальность объёма памяти, занятой банком эталонов для различаемых сигналов, и минимальностью времени их восприятия. Минимальный объём могут обеспечить фонемы, в максимальной мере обобщающие параметры конкретных речевых звуков. Максимальное обобщение также необходимо для увеличения быстродействия, ибо позволяет опознавать элементы, указывая только их наиболее броские, удобные различительные признаки. Фонемы речевосприятия, как обобщающие различительные признаки, представляют множества своих конкретных реализаций в виде некоторых структур акустических параметров, заданных на определённых интервалах речевого сигнала.

Фонологическая концепция, соответствующая изложенному представлению о единицах речевосприятия, характерна для таких лингвистических направлений как Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ), английская фонетическая школа Д. Джоунза и Американская дескриптивная лингвистика. При определённых различиях в деталях перечисленным направлениям характерно признание в качестве фонемы множество её комбинаторных вариантов (аллофонов), объединяемых по сходству независимо от парадигматических и синтагматических связей.


Наиболее разработаны процедуры установления инвентаря фонем в американской дескриптивистике. Поэтому для того, чтобы сформулировать процедуры выявления фонем, непосредственно опирающиеся на развиваемые здесь представления о них как единицах оптимального кодирования речевого сигнала, необходимо предварительно обсудить сущность дескриптивистских операций фонемного анализа. Для этого обратимся к книге З. С. Хэрриса [HARRIS].
  1   2   3   4   5




Похожие:

Фонологические единицы механизма восприятия речи iconФонологические единицы механизма производства речи
Точный смысл условий оптимальности можно определить только при рассмотрении конкретных свойств материала, в котором реализована языковая...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconМоделирование языкового механизма
«черного ящика» структура описывает устройство специализированных функциональных блоков центральной нервной системы. [Павлов, утеуш]....
Фонологические единицы механизма восприятия речи icon«Особенности процесса восприятия у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Нарушения свойств восприятия. Пути коррекции.»
В дивногорской коррекционной школе VIII вида проведен дефектологический всеобуч
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconИзменение механизма финансирования системы общего образования
«О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconНормы деловой речи. Нормы деловой речи
Цель нашего проекта это узнать что такое деловой стиль, какие он имеет разновидности, выявить особенности устной и письменной формы...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconЭлективный курс для учащихся 9, 10, 11 классов Культура речи и её воспитание Автор курса: Голомидова М. Л., учитель русского языка и литературы пояснительная записка
Курс «Культура речи и воспитания» предназначен для учащихся 9, 10, 11 классов, чтобы углубить знания русскому языку и литературе,...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconФеномен шкалы информационного восприятия
Представляется, что вопрос о введении шкалы информационного восприятия настолько важен, что этот вопрос нужно обрисовать каким-то...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconУрока: Вычитание числа 2 (случай вычитания: 11-2) ЦЕЛИ урока: Закрепить умение вычитать число 2, запомнить, что 11-2=9
Закрепить знание состава числа 2, умение называть предыдущие и следующие числа, переводить одни единицы длины в другие единицы длины,...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconОсобенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах
Черчес Т. Е. Особенности восприятия аудиовизуальной информации в научно-познавательных фильмах // Коммуникация в современной парадигме...
Фонологические единицы механизма восприятия речи iconИмена существительные отвечают на вопросы кто? что?
Имя существительное самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи имя существительное....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов