Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание icon

Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание



НазваниеТ. В. Программа развития моу «сош №21» содержание
страница1/5
Дата конвертации17.07.2012
Размер0.63 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

«УТВЕРЖДЕНО»


Педагогическим советом

МОУ «СОШ №21»

«____» ____________ 200___ г.


Директор _____Паршикова Т.В.


Программа развития

МОУ «СОШ № 21»


СОДЕРЖАНИЕ


Концепция развития школы.





Программа развития:





РАЗДЕЛ 1. Краткая аннотация программы





РАЗДЕЛ 2. Информационная справка





РАЗДЕЛ 3. Аналитико – прогностическое обоснование.





РАЗДЕЛ 4. Концепция желаемого будущего состояния школы.





РАЗДЕЛ 5. Совершенствование системы управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода.





РАЗДЕЛ 6. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние.





^ РАЗДЕЛ 7. Управление реализацией образовательной программы.




РАЗДЕЛ I. Введение.

 Краткая аннотация Программы. 

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» на 2004 – 2010 годы представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.

Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения.


В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели адаптивной школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединенных в выделенных приоритетах:

        личность участников образовательного процесса (учителя, ученика, родителя), ее самооценка, развитие;

        гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе;

Адаптация есть многоаспектное приспособление индивида к социальной среде обитания.

Виды адаптации:

-        -  психологическая

-         - социальная

-         - технологическая

-         - физиологическая

-         - экономическая

-         - бытовая

-         - политическая

-         - правовая

-         - этнодемографическая

-         - климатогеографическая.

Адаптация – изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения (Краткая философская энциклопедия. М: Прогресс: Энциклопедия, 1994, с. 364).

Модель адаптивной школы – воспитательно – образовательное учреждение, которое "стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды".

В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы:

-         Конвенция о правах ребенка

-         Законы РФ и РТ "Об образовании"

-         Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21»

 




РАЗДЕЛ II. Информационная справка.


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» ориентировано на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.

Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной, воспитательной и хозяйственной части. 


  1. Юридический адрес 410005. город Саратов, улица Посадского. 193




  1. Директор (рабочий телефон) Паршикова Татьяна Викторовна тел. 26-31-59




  1. Педагогический коллектив работает над темой:

«Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы образования»


  1. Содержание учебного процесса




^ Ступени обучения

Кол-во классов

Основные на­правления уч. процесса

Профиль обучения

^ Направление инновационной работы

Направление экс­периментальной работы

1-4

классы

19

Обучение по авторским программам




Раннее изучение английского языка, компьютерная грамотность

Введение курса «Основы здорового образа жизни»

5-8

классы

15

Обучение по авторским программам

Создание предпрофильных классов начиная с 8 класса

Гуманитарный,

спортивный,

физико-математический,

физический




Введение курса «Основы здорового образа жизни» в 5-7 классах

9

классы

6

Обучение по авторским программам

Создание профильных классов

Гуманитарный,

химико-биологический,

лингвистический,

информационно-технологический, физико-математический







10-11

классы

9

Обучение по авторским программам , создание классов с углубленным изучением предметов

Гуманитарный,

физико-математический, физический,

исторический




Интегрированные уроки




  1. Сведения о педагогических кадрах (ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ)




Предметы

Всего

2

категория

1

категория

Высшая

Имеют на­грады

Математика

6

1

4




3

Русский язык и литература

9

1

3

3

3

Иностранный язык

7

4

2







Физика

2




1

1

1

Информатика и ВТ

2




1

1




Химия

1




1







Биология, экология

4




3

1

1

География

2







2

2

История

3




2

1




Физкультура

4

1

1

2




Трудовое обучение

2

1

1







Изобразительное искусство

1




1







Музыка

1

1










Начальная школа

14

1

6

6

2

ОБЖ

1







1

1




^ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

1. Количество посадочных мест 1370 Сколько смен (указать начало занятий)1 – 8.00, 2- 14.00

2. Количество учебных кабинетов 33 , в том числе И и ВТ 1 , лингафон - .

3. Наличие спортзала, размеры 2 23,5х12 .

4. Наличие мастерских (какие, сколько) столярная (1), слесарная (1) .

5. Наличие столовой(буфета), количество посадочных мест 320 .

6. Поставщики школьного питания комбинат питания .

7. Площадь пришкольного участка 2, 5157 га .

8. Количество учащихся ВСЕГО 1243 . 1 смена 815 2 смена 428

На территории школы расположен спортивный комплекс, который включает в себя футбольное поле, беговую дорожку, площадки для баскетбола и волейбола, полосу препятствий.


Социальный паспорт учащихся:


Классы

Всего

Сироты/ опекаемые

Многодет­ные

Малообеспе­ченные

Инвалиды

Группа риска

1-4 кл.

449

4

18

112







5-9 кл.

614

4

17

139

10

8

10-11кл.

205

1

3

94

2




ИТОГО

1243

9

38

345

12

8



Награждение






2001-2002 уч.г.

2002-2003 уч.г.

2002-2003 уч.г.

2003-2004 уч.г.

2004-2005 уч.г.

Золотые

медали

1




2

1

1

Серебряные медали

4

4

1

3

3

С отличием

(9 кл.)

3

2

3

5

5

Похвальные грамоты

27

25




27

27

Похвальные листы

20

22

23

25

25



Участие в олимпиадах (предмет/место)





2001-2002

уч.г.

2002-2003

уч.г.

2003-2004 уч.г.

2004-2005

уч.г.

Районные олимпиады

Русский яз. 2

Матем.1

Биология 3

Экология 3

Географ. 1-2

Иностр.яз.1-Ш И301

Матем. 2,3 Географ.2

Информ. 2 Русский яз 2 История 2,3 Иностр.яз. 1 Экология 1-2

Биология 1-3

Русский яз.2 История 2 Географ. 3 Иностр.яз.2 Матем. 1,2 Биология 1-2 Экология 1-2

Русск яз.2-3

История 2-3

Матем. 2-3 Экология 2

Нач. классы

Матем.2

Конкурс чте­цов 3

Городские олимпиады







Биология 3 Иностр.яз.3

Биология 3

Областные олимпиады




Биология -почётная гра­мота







Прочие

Экологиче­ская тропа 2

Районный смотр сказок -грамота,

районный конкурс сти­хов 2

Соревнования допризывной молодёжи 3

Районный праздник «Литератур­ные перево-ды»1,2,3

Городской литературный праздник (конкурс по­этов-лауреатов) 1 Областной конкурс пла­ката по эко­номии элек­троэнергии 1




 

 


 


 

 

  1. ^ Здоровье детей.

В школе обучается 975 детей.

При медицинском осмотре было проверено 936 учащихся.

Результаты осмотра представлены в следующих диаграммах.

 

Физическое развитие учащихся.

 



 

 

8. Характеристика социума.

 Школа расположена в районе Сенного рынка, между улицами Рахова и Чапаева по адресу: Посадского, 193.

В микрорайоне школы находится Детский Дом Творчества Кировского района.

В последние годы усилился приток населения из Азербайджана, Армении, Чеченской республики, Таджикистана, что откладывает отпечаток на общую картину района. Наблюдается рост криминогенности, наркоти­зации, алкоголизации населения.

Поэтому, осуществляя педагогизацию окружающей социальной среды, школа главной своей целью поставила создание школы как открытой соци­ально-педагогической системы.


 



 

 



 

 



 

 

 




РАЗДЕЛ III. Аналитико – прогностическое обоснование.

Необходимость разработки данной Программы развития модели адаптивной школы определяются из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

1. ^ Анализ внешних факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ , ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных целях школы. Эта стратегия модернизации задает новые требования к ступеням школьного образования в целом:

-         четырехлетняя начальная школа;

-         относительная завершенность общего образования в основной школе;

-         возможность индивидуального выбора профиля учащимися на старшей ступени школы.

Существующие сегодня традиционные для массовой школы модели организации образовательного процесса на различных ступенях общего образования нуждаются в существенной модернизации, поскольку от них в огромной степени зависит целостное обновление содержания образования, получение школьниками нового опыта, адекватного современным требованиям опыта жизни.

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно – ориентированной, переход образования на государственные стандарты требуют от школы совершенствование, изменения от педагогов - становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.

Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд, следующие:

  • показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;

  • невелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль общения педагога с детьми, "безличный " подход к учащимся;

  • сохраняется чисто формальная, "зуновская" ориентация образования, отсутствует выраженная направленность на развитие ребенка;

  • слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

  • недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:

  • выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе-ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

  • создание условий для предметно – нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

  • интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей дополнительного образования (кружки, секции, студии);

  • создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

  • формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

  • создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории.

2. ^ Анализ внутренних факторов.

Положительным в работе школы являются следующие моменты:

-         достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

-         система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

-         начало формирования ученического самоуправления;

-         система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией школы;

-         соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

-         гражданско – нравственная направленность воспитательной системы.

Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно – ориентированный подход к ребенку.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

-         слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам;

-         недостаточная материально – техническая база;

-         неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

-         снижение творческой активности учащихся;

-         низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе;

-         отсев учащихся;

-         самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу;

-         сравнительно низкий показатель качества обучения некоторых педагогов.

Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник – "ученик должен" и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – "ученик может".

Организация учебно – воспитательного процесса, основанного на дифференциации, предполагает:

1. Воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями.

2.Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума – использование возможностей каждого члена социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения.

Наиболее оптимальной формой организации в нашей школе являются профильные классы: физико-математический, химико-биологический, филологический, спортивный.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде.

С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание модели адаптивной школы.




^ РАЗДЕЛ IV. Концепция желаемого будущего состояния школы.

 Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

1.сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании учащихся в течение двух лет;

2.неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;

3. определенный контингент учащихся.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы.

Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно – воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Миссия адаптивной модели школы:

1.Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;

2. содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

Общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.

Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

 создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;

  предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности

 формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").

Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:

-         овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения;

-         социальная адаптация учеников в реальной жизни;

-         психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности.

Принципы обучения и воспитания в модели.

В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы мы кладем следующие принципы:

1. ^ Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:

     ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;

     уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;

     приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

     субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;

     самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;     социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

     индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности.

2. ^ Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.

В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.

3. ^ Принцип гуманности, предполагающий

   создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения, чести и достоинства личности ребенка, педагога;

   формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);

   развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Татарстана;

  формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;

   создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.

4. ^ Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:

  разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели по определенным направлениям деятельности в школе;

  создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;

 разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;

   развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;

 развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.

5. ^ Принцип научности, предполагающий:

  развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

    постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (обществознание, история мировых цивилизаций, основы безопасной жизнедеятельности, основы здорового образа жизни.);

   создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.

6. ^ Принцип природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.

7. ^ Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.

Модельное представление адаптивной школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, с профильными классами на 3 ступени (при сохранении в каждой параллели общеобразовательных классов), обладающее своей системой воспитания гуманистического типа, с сетью кружков и секций во вторую смену, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам.

Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико – психолого – педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе.

Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.

 
  1   2   3   4   5




Похожие:

Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconПрограмма рассмотрена и одобрена на заседании Совета школы (протокол №4 от 23. 01. 2008 года) Содержание
Паспорт программы развития перехода к предпрофильному и профильному обучению моу сош №1 с. Кахун
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconВ моу сош №10 разработана и внедряется Программа развития
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10 ст. Павловской Краснодарского...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание icon«29» декабря 2010 г. Программа развития моу сош №13 ст. Новопетровской на 2011-2015 гг
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13 «Школа...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconПрограмма развития
Программа развития моу сош №4 городского округа Верхний Тагил в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconПрограмма «развитие содержания образования, основные направления, меры и пути развития моу сош №13 на 2006-2010 годы.» Основание для разработки
Программа развития призвана определить стратегию обновления учебного учреждения, создать организационную структуру и механизм ее...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconИнновационная программа развития моу сош №11
Моу сош №11 определила приоритетное направление деятельности в целях реализации основных направлений образовательной инициативы «Наша...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconР. И. Косенко 20 г. «Утверждаю» Директор моу «сош №20» Н. Н. Петров Приказ № от 20 г. Основная образовательная программа
Программа духовно-нравственного развития и воспитания стр
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconИнформационно-аналитическая справка о деятельности директора моу «сош №1» с. В. Куркужин Афаунова Хажмухамеда Хасановича. Результативность Программы организации воспитательной работы в моу «сош №1» с. В. Куркужин
Исходя, из этого в школе разработана Программа развития воспитательной системы на 2004-2009 г г на этнокультурной основе, рассчитанная...
Т. В. Программа развития моу «сош №21» содержание iconПрограмма развития
Директор моу воронцовская сош павловского муниципального района Воронежской области
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов