|
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательная программа АНСАМБЛЬ «ЛЕЛЬ» для детей 7-12 лет (срок реализации программы 2 года) Адаптированная на основе программы «Мы играем на народных инструментах» Удалов В.Г. Педагог доп. образования г. Москва 2007 г. ^ Ансамбль «Лель» является музыкальным коллективом, т.е. одной из форм дополнительного школьного образования. Основным музыкальным инструментом является свирель, изготовляемая на Завидовской фабрике игрушек. Конструктивные особенности свирели позволяют учащимся довольно быстро овладеть техникой игры на ней, а материал, из которого она изготовлена (полистерол), не требует особого ухода. Достаточно систематически протирать инструмент тёплой водой с мылом и хранить в футляре или полиэтиленовом пакете. Увеличение диаметра одного из отверстий свирели способствовало изменению строя и расширению её исполнительских возможностей, а также по технике игры приблизило к блокфлейте. ^
Программа ансамбля «Лель» предусматривает работу с детьми от 7 лет. Программа рассчитана на два этапа обучения. I – Начальное обучение музыке («Гном») – 1 год. II – Совершенствование исполнительского мастерства, углубление теоретических знаний, концертная деятельность, освоение дополнительного инструмента. Второй этап предусматривает образование детского вокально-инструментального ансамбля из числа воспитанников, имеющих соответствующую музыкальную подготовку. В группу «Гном» могут быть приняты дети с музыкальными способностями (слух, память, ритм), обладающие здоровым сердцем и лёгкими, а также с нормальным строением губ, зубов и рук. Количественный состав группы – 7-8 человек. В результате собеседования и прослушивания составляется группа начального обучения музыке «Гном», и на 1-ом году преимущество отдаётся индивидуальным занятиям, в процессе которых вырабатывается свободное, естественное положение при игре на духовом инструменте головы, корпуса, рук и пальцев, развивается губной аппарат и чёткость атакировки звука, исполнительское дыхание, в основе которого лежит умение производить быстрый вдох и активный продолжительный выдох. С первых уроков изучаются доступные упражнения, этюды, пьесы, контролируется атака звука, интонация, качество звучания и ритм. В течение первых двух-трёх недель при обучении используется цифровой метод. Цифры обозначают сколько и какие отверстия у свирели необходимо закрыть. Важнейшей предпосылкой успешного музыкально-исполнительского развития является правильная организация самостоятельных занятий учащихся. Наряду с нотным материалом учащийся использует аудиокассету с фонограммами изучаемых произведений, записанных в необходимой тональности и в разных темпах. В процессе индивидуальных занятий руководитель проверяет выполнение самостоятельных заданий, прослушивая их от начала до конца, даёт необходимые указания для исправления недостатков, добивается их исправления и формирует новое задание. Большое значение в формировании исполнительских навыков имеют регулярные занятия с аккомпанементом фортепиано, синтезатора или гитары. Развивая и проигрывая с аккомпанирующим инструментом даже несложные пьесы, ученик развивает навыки ансамблевой игры. Слушая аккомпанемент, он учится правильно распределять звучность инструмента, более чётко интонировать, понимать содержание и стиль исполняемого произведения. В целях успешного обучения учитывают индивидуальные способности детей, строго контролируется объём заданий, производится движение от простого к сложному, разнообразя тренировочный и художественный материал. Во втором полугодии первого года программа предусматривает развитие у детей навыка исполнения музыкальных произведений. Они должны точно прочитать и исполнить авторский текст, вслушиваясь в своё исполнение, а также звук, интонацию, ритмичность, динамику и т.д. Чтобы содержание разучиваемого музыкального произведения было более понятным, его прослушивают 2-3 раза и анализируют. Затем сначала в медленном, а затем в более быстром темпе читаются вслух названия нот произведения и только затем 2-3 раза медленно проигрывается новое произведение. Гаммы, упражнения и этюды проигрываются с применением различных штрихов, динамических оттенков и ритмических фигураций. Диапазон расширяется. Наряду с индивидуальной подготовкой во втором полугодии 1-го года обучения добавляется ансамблевая подготовка (дуэты, трио). Это способствует развитию навыков, без которых невозможно участие в ансамбле «Лель» (чистота интонирования, строй, ритмичность, понимание роли своей партии в различных эпизодах музыкального произведения и т.д.) В этот период полезно привлекать наиболее успевающих учащихся к игре в ансамбле «Лель» для исполнения несложных партий. Игра на свирели и других музыкальных инструментах в ансамбле невозможна без знания музыкальной грамоты. Такие занятия, в основном, проводятся в группе «Гном». Подбор музыкальных примеров осуществляется в тесной связи с развитием навыков игры на инструменте и разучиваемыми музыкальными пьесами художественного репертуара. При освоении материала разделов музыкальной грамоты выполняются различного вида упражнения: устно, письменно, на слух, у доски и на своём инструменте. Музыкальному развитию способствуют элементы сольфеджио, используемые в ходе занятий. При этом обращается внимание на точное и чистое интонирование, обязательное дирижирование, соблюдение темпа и динамических обозначений. Для сольфеджирования используются несложные по своей ладовой структуре музыкальные примеры, фрагменты разучиваемых художественных пьес. В конце 1-го и 2-го полугодия первого года обучения проводится зачёт. Кроме того, обязательным является выступление в отчётном концерте ансамбля в конце учебного года. На втором этапе обучения (второй и последующие годы обучения) основная направленность деятельности – ансамблевая подготовка. Игра в ансамбле требует умелого применения знаний и навыков, полученных в индивидуальной подготовке, игры в дуэтах и трио, также на занятиях по музыкальной грамоте и сольфеджио. Поэтому к занятиям в ансамбле допускаются учащиеся, овладевшие наиболее употребительным диапазоном инструмента и твёрдо усвоившие материал первого года обучения «Гном». Основной метод ансамблевого занятия – репетиционный. Примерный план репетиции:
Через 40-45 мин. после начала репетиции перерыв – 10 мин. Участникам ансамбля прививается творческое отношение к ансамблевому исполнительству. Вырабатываются необходимые умения:
Включаемые в репертуар ансамбля музыкальные произведения служат музыкально-эстетическим воспитательным целям, отражают события дня, отбираются с учётом возможностей, интересов и запросов ребят. До разучивания пьесы учащиеся слушают рассказ педагога о жизненном и творческом пути автора. Подробно разъясняется характер пьесы, темповые, метрические и ритмические обозначения, нюансы, музыкальные термины и т.д. Обращается внимание на смену штрихов, нюансов, знаков альтерации, регистров, темпов, ритма, метра; на репризы, паузы, мелизмы и т.д. После тщательного разбора текста пьесы она исполняется на инструментах. Исполняется внимательно, сосредоточенно, не отрываясь от чтения нот, доигрывая фразы или всё произведение до конца. Развитие навыков чтения нот с листа, тесно связанных с развитием внутреннего слуха, осуществляется как путём систематических занятий с руководителем, так и при выполнении домашнего задания. В ходе занятий проводится ознакомление юных музыкантов с основными музыкальными формами и закономерностями их структуры, с содержанием музыки и выразительными средствами музыкального языка. Путём практического анализа музыкальных произведений достигается более правильное и полное понимание их содержания. Большое значение для эстетического воспитания детей имеет слушание музыки. Поэтому отдельные занятия проводятся с прослушиванием избранных музыкальных произведений в записи выдающихся солистов и ансамблей. Хорошо подобранные аннотации к записям, высокая исполнительская культура, разнообразие трактовки произведений различных авторов, эпох и стилей воспитывают у ребят хороший вкус, исполнительскую манеру игры, развивают способность понимать и чувствовать прекрасное, расширяют знания по истории музыки и исполнительства, по музыкальной культуре различных народов. Предполагаемая тематика:
Наиболее благоприятное звучание ансамбля зависит от удобства размещения участников во время игры. Как видно из содержания, второй раздел программы предусматривает освоение дополнительного инструмента и участие детей в вокально-инструментальном ансамбле. Состав инструментов предполагается следующий: соло-ритм и бас-гитара в сочетании с вокалом, синтезатор, ударные, свирели, труба. Кроме того, предполагается участие в ВИА отдельных певцов-солистов. ВИА требует от участников продолжения изучения музыкальной грамоты, развитие вокальных данных, обучение игре на инструменте, выработка навыков ансамблевой игры, аккомпанирование, одновременное пение и игра на инструменте, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки. ^ Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, звукоизолированным и оснащённым необходимым техническим оборудованием: усилитель с акустической системой, микшерный пульт, две магнитофонные деки, один катушечный магнитофон, 3-4 стойки с микрофоном, электропроигрыватель. Учитывая то, что занятия проходят с использованием электроаппаратуры, необходимо обращать особое внимание на исправность оборудования, качественную изоляцию коммутации, недопустимость перегрузки безопасности. Каждый участник ансамбля должен пройти инструктаж по ТБ и расписаться в соответствующем документе. Основу обучения в это время в ВИА составляют индивидуальные занятия в сочетании с вокально-ансамблевой работой. ^ В группе начального обучения музыке «Гном» на учащегося предполагается три часа – индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 0,5 часа, групповые занятия – 1 час основы музыкальной грамоты и сольфеджио. В группе 2-го года обучения – по 0,5 часа индивидуальные занятия на инструменте, 2 часа разучивание партий по голосам, 1 час – сводная репетиция и музыкальная грамота. ^
^
^ 1. Работа с родителями – привлечение родителей к подготовке огоньков, организации выступлений. 2. Подготовка из числа старших воспитанников помощников при проведении просветительской и досуговой работы. 3. Подготовка учебных пособий для воспитанников, раздаточного материала (партии). ^ (примерный). 1-й год обучения «Гном» 1-е полугодие. металлофон: «Скок-поскок», «Василёк», «Солнышко», «Зайчик», «Коровушка», «Два весёлых гуся», «Как под горкой», «Ёлочка» М. Красева. свирель: «Как под горой», «Как у наших у ворот», «Два весёлых гуся», «Перепёлка», «Ах вы, сени, мои сени», «Степь да степь кругом», «Падают листья», Д. Кабалевский «Наш край», «Почему медведь зимой не спит». 2-е полугодие: «Светит месяц», «Коробейники», «Пряха», «Чешская полька», Л. Бетховен «Сурок», К. Листов «В землянке», В. Соловьёв-Седой «Вечер на рейде», «Добрый жук», «Санта Лючия», А. Новиков «Смуглянка», И. Брамс «Колыбельная», «Шотландская песня», В. Шаинский «Крейсер Аврора», «Песенка крокодила Гены», Немецкая народная песня «Die Gedanken Sind frei» (2 голоса). «Лель» (второй и последующие года обучения) 1-е полугодие: «Варяг» (3 голоса), «Silent night» (3 голоса), «Gingle bells» (3 голоса), «Green sleeves», П. Чайковский «Старинная французская песенка», И.С. Бах «Менуэт», «O Tannenbaum”, М. Глинка «Жаворонок». 2-е полугодие: К. Вебер «Хор охотников», «Strangers in the night», Б. Кемпферт «Эль кондор паса», «Бессаме мучо», Л. Уэббер Ария Магдалины из оперы «Иисус Христос – суперзвезда», П. Чайковский «Неаполитанский танец», «Кадриль» (3голоса), Н. Богословский «Песенка последнего извозчика». ^ Знания, умения и навыки детей, приобретаемые в процессе обучения по данной программе Общие: - внимание; - эмоциональная отзывчивость; - быстрота реакции; - чувство коллективизма; - организованность и сознательная дисциплина; - интерес к музыке; - развитый художественный вкус; - навык концертно-исполнительской деятельности. Специальные: - координация слуха и голоса; - повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха; - улучшение интонирования; - развитие чувства ритма, музыкальной памяти; - воспитание чувства ансамбля; - формирование чувства лада; - овладение правильным дыханием, активной артикуляцией, чёткой дикцией. Формы оценки результатов программы
|
![]() | Одной строкой Конеч-но же, если провести парал-лель с профессионалами, то магические деяния обычных, непосвященных в тайные зна-ния людей более... |