Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся icon

Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся



НазваниеМедиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся
Дата конвертации17.07.2012
Размер110.86 Kb.
ТипДокументы

Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся


Красноперова Татьяна Вадимовна,

учитель музыки,

руководитель структурного подразделения

Знания для современного человека являются важным показателем его интеллектуального развития. Их роль усиливается каждодневным потоком информации, которая определяет принадлежность этих знаний к общекультурным. Как правило, они находятся в постоянном развитии и совершенствуются человеком систематически, но, к сожалению, не каждый человек умеет добывать эти знания в интенсивно развивающемся информационном пространстве.

Интерес – это один из ведущих компонентов направленности личности, связанный с той или иной областью человеческой деятельности. Человеку дано право выбора из окружающей жизни того, что для него является наиболее значимым и ценным, т.е. выявляются показатели его общекультурного уровня. Для того чтобы человеку был интересен не только сам конкретный предмет изучения, но и путь его познания, необходимо создавать соответствующие условия, при которых учение перерастает в увлечение и становится удовольствием.

В настоящее время ребёнку сложно ориентироваться в переизбытке разнообразной информации, обрушившейся на него в последнее время, охватить, проанализировать и осознать до конца её значение. Поэтому цель данной статьи рассмотреть возможности медиаобразования как средства активизации познавательного интереса учащихся гимназии №1 города Братска к предмету “Музыка”.

Мировая информационная структура XXI века превратила информацию в экономическую категорию, посредством развития различных информационных технологий, в том числе и в области образования. Рынок учебных информационных технологий повернул отечественное образование в сторону разработки электронных учебных изданий, что помогает решать проблемы интеграции российского образования в мировое образовательное пространство, в котором электронные издания и интерактивные методики стали неотъемлемой частью среды обучения.

Существующая социокультурная реальность и интерес к медиаобразованию вовлекает всё большие слои населения в процесс массовой коммуникационной продукции.

Уже сейчас необходимо изучать, исследовать и открывать новые способы активного усвоения этой информации, поскольку мир информационного поля достаточно широк и разнообразен. Вследствие этого ему трудно выбрать правильные пути ориентации в этом потоке средств массовой коммуникации (СМК), в том числе и океане звуковой, музыкальной информации, которая пользуется большой популярностью среди учащихся разных возрастных категорий, но только, к сожалению, за рамками образовательного пространства школы (гимназии).


Некоторые средства массовой коммуникации (СМК) позволяют оценить степень и эффективность их воздействия на школьника, причём ещё растущего и легко увлекающегося всем новым и необычным. Бесконтрольность со стороны учителей и родителей в свободном доступе к СМК заставляет учащихся поглощать весь суррогат “грязи”, что не позволяет воспитывать эстетический вкус школьников, формировать правильное их мировоззрение и эстетическое сознание. Неумелое или педагогически неграмотное использование СМК затрудняет формирование у школьников эстетической и духовной культуры.

В связи с этим, одной из главных задач кафедры эстетического развития гимназии №1 города Братска является разработка современных медиаобразовательных технологий, способствующих активизации познавательного интереса учащихся как к самому предмету “Музыка”, так и к процессу его познания.

При разработке такой технологии мы исходим из следующих принципиально важных положений:

  • развитие познавательного интереса к музыке происходит непосредственно в процессе самой деятельности;

  • технология медиаобразования учащихся на уроке музыки включает следующие компоненты:

    • целевую установку;

    • содержательный компонент (интегрированный курс “Музыка и медиаобразование”);

    • технологический (организационный) компонент (конкретные формы, методы, приёмы, средства формирования интереса к музыке);

    • экспертно-оценочный компонент (диагностика уровня сформированности интереса к музыке у учащихся гимназии) [4, 115].

Телевидение, видео, радио, периодическая печать, книги, специальная литература, средства звукозаписи (магнитофоны, музыкальные центры и др.), компьютерные системы являются важным и необходимым средством преподавания различных учебных предметов.

Наблюдения показывают, что наиболее популярными из СМК, используемыми в процессе преподавания музыки, следует выделить видео, музыкальные центры и мультимедийные компьютерные системы. Они помогают выступающим выполнять разнообразные функции: музыковеда, исполнителя, слушателя. Особое значение при этом приобретает компьютер.

Широкие возможности компьютера позволяют ведение музыковедческих баз данных, которые дают возможность ориентироваться в океане накопленной музыкальной информации, сформировать запрос по имеющимся таблицам данных и сохранить, при этом, массу времени, работая на более грамотном и современном уровне. Информационное поле может быть значительно расширено за счет автоматического перевода иноязычных материалов, необходимых музыковеду.

Мир – это единое информационное пространство, в котором происходит постоянное развитие сферы информационного производства – уровень “медиатизированный”, опосредованный техническими устройствами.

Но самое главное – доступ к ресурсам сети Интернет, что даёт колоссальные возможности поиска необходимой, важной и значимой информации. Музыканты начали освоение просторов Интернет значительно позже других, но, несмотря на это количество полезной информации в WWW стремительно продолжает расти, и, очевидно, возникают трудности качественного отбора нужной продукции. Информационные ресурсы сети Интернет достаточно широко используются по предмету “Музыка” – это библиографическая информация, аудио видео фонд. Интернет – это тот мир, где живут сегодня нынешние дети. Общение с компьютером создает удивительную мотивацию для обучения и добывания необходимой информации, в особенности по предмету “Музыка”.

Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, обществ, фондов, студий и филармоний, на серверы театров, концертных залов музеев, а также музыкальных коллективов, что так необходимо учащимся нашего города для соприкосновения с прекрасным. Здесь имеются ссылки на звукозаписывающие фирмы и магазины компакт-дисков, а также сетевые магазины компакт-дисков, позволяющие покупать самое необходимое прямо в Интернете. Можно послушать музыкальные произведения хорошего качества прямо из Интернета, найти ссылки на книжные и нотные издательства и библиотеки, информацию о музыке, композиторах исполнителях, музыковедах, а также на сетевые музыкальные конференции, конкурсы.

Компьютерные телекоммуникации вносят существенные преобразования в методы и формы обучения, т.к. считаются на сегодняшний день не только самыми новыми, но и самыми перспективными видами коммуникаций. Внедрение компьютерных телекоммуникаций в сферу народного образования, в жизнь современной школы проходит с возрастающей скоростью.

Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время адаптирует новую форму обучения – дистанционное (дистантное) образование. Предмет “Музыка” также не остаётся в стороне и включается в компьютерные телекоммуникационные соревновательные проекты – олимпиады и конкурсы, проводимые с помощью on-line Интернет и электронной почты, что способствует добыванию необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к самому предмету. Новая область педагогики – “дистанционная педагогика” позволила расширить и область частных предметных методик. Некоторый практический опыт дистанционного педагога в области музыкального образования обусловил становление дистанционной методики преподавания предмета “Музыка”.

Телекоммуникационная среда побуждает учащихся действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества и создавая своё собственное понимание предметного содержания обучения.

Несмотря на широкие музыкальные возможности персонального компьютера и компьютерных телекоммуникаций, использование их в учебно-воспитательном процессе не является еще традиционным, на что указывают отечественные исследователи М. Гольцман, Ю. Первин, Н. Первина [2]. Поэтому в данной статье рассматриваются лишь некоторые аспекты этой проблемы, в частности применение СМК в организации учебной, научно-исследовательской деятельности и дистанционного образования учащихся гимназии №1 города Братска по предмету “Музыка”.

В организации учебной деятельности, а именно в процессе преподавания музыки, играющей значительную роль в жизни человечества, можно наблюдать, как она познаётся и рассматривается с точки зрения информатики и позволяет иметь представление о средствах музыкальной информации с использованием музыкальных возможностей компьютера.

Так, в 1-ом классе III четверти при прохождении темы “Что такое музыкальная речь?” или “Как говорит музыка?” использовались программно-методические средства музыкального редактора “Шарманщик”, которые позволили разделить данную тему на два уровня:

I уровень – общеобразовательный, включающий понятие нотного стана, высоты звука и его длительности, темпа;

II уровень – углублённый, который содержит знаки альтерации, паузы, ноты с точкой и др. Этот вариант предлагается учащимся с повышенным уровнем обученности.

Во 2-ом классе при прохождении тем II четверти “Интонация” и III четверти “Развитие музыки” развиваются творческие способности учащихся в плане композиционного сочинения музыки, в основе которого лежит заданное учителем зерно интонации, имеющее развитие за счёт элементов музыкальной речи.

После объяснения теоретического материала учащимся предлагается практическое задание по отработке определённых и необходимых при этом умений и навыков. Дети приходят к выводу, что музыка – это организованная звуковая информация, которую можно записать последовательностью специальных символов.

Как видно, темы, предлагаемые программой по предмету “Музыка” интегрируются с курсом информатики, переплетаясь в две основные линии – информационную и творческую.

Научно-исследовательская деятельность учащихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.

Научно-исследовательскую деятельность учащихся по предмету “Музыка” можно рассматривать в следующих аспектах:

  • теоретико-исследовательская работа, направленная на изучение литературных источников, составление рефератов, докладов, написание статей;

  • экспериментальная работа, ориентированная на опытную проверку тех или иных в науке и музыкальном искусстве закономерностей с использованием классических методик, с последующим описанием результатов;

  • создание творческих проектов, направленных на различные культурные и духовные ценности с использованием известных методик и написание отчётов, рецензий.

Все эти положения позволяют говорить о том, что научно-исследовательская деятельность учащихся гимназии №1, в том числе и по предмету “Музыка” может стать крепкой основой для разработки новых подходов к организации образовательного процесса, освоения инновационных технологий, наиболее полно отвечающим современным потребностям образования.

Следует отметить, что, в гимназии №1 образовательная область “Искусство”, а именно предмет “Музыка”, впервые представляет свои наработки научно-исследовательского поиска. Такую творческую группу по предмету “Музыка” представляют учащиеся параллели 6-7-х классов.

Учащимся дано право выбора темы, которую они желают изучать и исследовать, а также с кем бы они хотели сотрудничать в процессе исследования своей проблемы: в паре, индивидуально или творческой группой. Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:

  1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).

  2. Представители “Могучей кучки” – кто они?

  3. История одного шедевра (о любимом произведении).

  4. Из жизни музыкальных инструментов: клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д.

  5. Образ природы в искусстве.

  6. Женские образы в творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

  7. Что есть красота в искусстве?

  8. Сказка в музыке.

  9. Богатырские образы в искусстве.

  10. Поэзия в музыке.

  11. Битлз – любовь моя.

  12. Музыкальный калейдоскоп современности.

Учащиеся, занимаясь научно-исследовательской работой по предмету “Музыка”, приобретают соответствующие навыки в формировании умения адекватно воспринимать и оценивать продукцию СМК (развивать сферу информационного производства, используя “медиатизированный” уровень опосредованный техническими устройствами).

В настоящее время кафедра эстетического развития гимназии №1 приступила к разработке одной из форм дистанционного образования – соревновательных телекоммуникационных проектов (олимпиад и конкурсов), критически используя опыт лаборатории новых информационных технологий Воронежского педагогического университета.

Телекоммуникационные олимпиады, турниры, конкурсы являются переходными формами обучения от традиционного к дистанционному и способны сыграть важную роль в активизации познавательного интереса к музыке.

Компьютерная телекоммуникационная олимпиада – это “…соревновательная групповая вопросно-ответная игра с использованием как E-mail, так и WWW для связи между группами, учащимися из различных городов (школ, лицеев, колледжей, училищ, ВУЗов и пр.)…” [1, 32].

Под компьютерной телекоммуникационной викториной мы понимаем “… такую разновидность олимпиады, в которой основную роль играют качественные вопросы по предмету, а общее число этапов олимпиады и её продолжительность невелики – 1,5 – 2 месяца”. [1, 33].

Компьютерный телекоммуникационный турнир – это “…более длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач продолжительностью до 3-х месяцев”. [1, 33].

Лаборатория музыки при кафедре эстетического развития гимназии №1 изучает в настоящее время структуру и содержание компьютерных телекоммуникационных проектов, условия их оптимальной организации, функции педагога – руководителя команды и локальных организаторов, рекомендации по количеству участников и команд в учебном учреждении, требования к заданиям и вопросам олимпиады, создают график проведения олимпиад.

Перед членами лаборатории музыки стоят задачи создания учебного курса и его учебно-методического обеспечения “Компьютер на уроках музыки”, введения в курс информатики элементов музыкальной грамоты, сочинения музыки, исполнительства, музицирования и др. Безусловно, для этого необходимы соответствующие условия, крепкая материальная база образовательного учреждения гимназии в целом, и кабинета музыки в частности.

Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки и определения психолого-педагогических условий её оптимального функционирования. В гимназии №1 в медиацентре уделяется первостепенное внимание развитию новых информационных и образовательных технологий, в котором создаются и систематически пополняются информационные папки, базы данных по всем учебным дисциплинам, в том числе и по предмету “Музыка”. Медиатека формирует базу данных, которая обеспечивает возможность необходимого информационного поиска и располагает доступом к аудио и видео-документам, способствующим развитию и формированию медиакоммуникативной образованности учителя и учащихся.

Решение этих задач, включения учащихся в активную познавательную, поисковую и исследовательскую деятельность, в значительной мере позволит усилить образовательный и воспитательный потенциал медиаобразования, а также будет способствовать расширению и углублению интереса учащихся к музыке.

Поскольку направление “Медиаобразование” по своей сущности процесс новый и непрерывный, оно требует дальнейшего, более углублённого и тщательного исследования. Но уже на данном этапе, как отмечают учёные, исследователи, педагоги-практики, медиаобразование способствует не только эффективному развитию познавательного интереса к музыке как к школьному учебному предмету, но и как к виду искусства.

Литература:

  1. Быховский Я.С., Калеников А.В. и др. Перспективная модель дистанционного образования: телекоммуникационные олимпиады / под редакцией А.В. Могилева. – Москва: “Прожект Хармони, Инк.” 2000. – 54 с.

  2. Гольцман М., Первин Ю., Первин Н. Элементы музыкальной грамоты в курсе раннего обучения информатике. // Информатика и образование, 1991, №4.

  3. Иванова Л.А. Медиаобразование учащихся среднего школьного возраста на уроках иностранного языка. – В сб.: Вопросы педагогического образования. – Иркутск, 1999, с.107-115.

  4. Стефановская Т.А., Иванова Л.А. Технология медиаобразования школьников-подростков средствами видео в процессе изучения интегрированного курса “Французский и медиаобразование”, там же с. 115-124.







Похожие:

Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconТелекоммуникационные проекты как средство активизации познавательного интереса учащихся
Моу тамбовская средняя общеобразовательная школа Терновского района Воронежской области
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconИспользование эсо как ресурс активизации познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка астукевич Марина Генриховна, учитель немецкого языка уо «Повятская госш-сад»
Ствовать и развивать общество. Справиться с этим под силу лишь человеку с рациональным творческим мышлением, для формирования которого...
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconПедагогический совет на тему «Интерес к познанию – надежная основа обучения» Цели педсовета
Определить роль и место познавательного интереса среди других мотивов учения, взаимосвязь познавательного интереса и физиолого-психологических...
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconОкунева Елена Ильинична Разноуровневые задачи как средство повышения познавательного интереса учащихся Для учителя физики не секрет, что залогом успешной работы на урок
И хотя изданий такого плана в последнее время печатается достаточно много, я поясню причину своего особого внимания к нему. Называется...
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconОтчет о проведении краевой тематической Недели «Город мастеров» в мбоу сош №5 с 21. 03 по 26. 03. 2011 года
С целью повышения интереса к предметам через процесс активизации внеурочной деятельности, развития творческого и познавательного...
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconДиссертация по дисциплине Педагогика Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением зрения на уроках географии
В газете «География» представлены материалы для проведения уроков и внеклассных мероприятий
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconОтчет о проведении краевой тематической Недели «О, женщина, начало всех начал!» в мбоу сош №5 с 07. 03 по 12. 03. 2011 года
С целью повышения интереса к предметам через процесс активизации внеурочной деятельности, развития творческого и познавательного...
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconВнеклассное мероприятие на тему «Береги природу» Разработала: Фурзикова Алевтина Викторовна Цели: Развитие познавательного интереса, речи учащихся
Обогатить знания учащихся о растениях и насекомых луга. Уметь оказывать первую помощь
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся icon"Проблемы творчества один из участков педагогической целины", писал В. А. Сухомлинский. «Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
«Современные методы развития творческих способностей и познавательного интереса дошкольников»
Медиаобразование как средство активизации познавательного интереса учащихся iconОтчет «Активизация познавательного интереса у учащихся»
Цель моей педагогической деятельности создание условий для достижения высокого уровня коммуникативной компетенции при изучении опк,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов