Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития icon

Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития



НазваниеБашкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития
страница1/8
Дата конвертации17.07.2012
Размер1.49 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8

М.Н.Губогло

 

 

 

 

 

БАШКОРТОСТАН И ТАТАРСТАН.

ПАРАЛЛЕЛИ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

 

 

Очерк I. Плоды суверенизации.

 

Многообразие этнополитических ситуаций и процессов, складывающихся и протекающих в постсоветском пространстве, подобно магниту, привлекает внимание политиков, практиков и ученых. Вполне закономерны при этом желание знать контуры каждой ситуации, фактуру ее процессов. Без знания их содержания, без понимания сути мобилизованной этничности и факторов ее генезиса и развития, вряд ли возможны сколько-нибудь более широкие обобщения. Однако подобный однолинейный подход, разумеется, имеет свои границы. Как в классической этнографии, нельзя познать один народ, не зная другого, так и в этнополитологии (1) вряд ли можно глубоко разобраться в одной ситуации, не сравнив ее с другой или с другими. В этой связи имеет смысл попытаться рассмотреть параллели этнополитического развития двух соседних тюркоязычных республик - Башкортостана (2) и Татарстана (3), в доперестроечной и постперестроечной судьбе которых немало сходств и различий, вызванных особенностями их исторического развития, степенью суверенизации и современными межэтническими отношениями.

Интерес к каждой из них, в том числе со стороны сотрудников Института этнологии и антропологии РАН, имеет устоявшиеся традиции и поучительную историю. В известной степени этим двум бывшим автономным республикам РСФСР в немалой мере обязана своим происхождением и изначальным импульсом российская этносоциология (4). Первую документированную летопись и аннотированную хронику этнополитического процесса в Башкортостане, вероятно, можно отнести к истокам этнополитологии (5).

При этом в каждом случае организация и итоги исследований во многом были предопределены хорошо налаженными, ставшими традиционными связями и взаимополезным сотрудничеством между учеными Москвы, Казани и Уфы. В 1993 г. в контекст этих связей включились американские ученые Джерри Хафф, Сьюзен Лейманн, Дэвид Лейтин и Тимоти Колтон.

Этносоциологическое исследование по проекту: "Язык, национальность и бывший Советский Союз" (авторы: Джерри Хафф, Дэвид Лейтин и Сьюзен Лейманн; соруководители опроса: в Башкортостане - М.Н.Губогло и Р.Г.Кузеев, в Татарстане - М.Н.Губогло, Е.П.Бусыгин, Г.Р.Столярова), проведенное в апреле 1993 г. в Башкортостане и в сентябре 1993 г. в Татарстане, открывает возможность для изучения некоторых аспектов и итогов провозглашенного суверенитета.
Трехполюсная модель взаимоотношений, взятая из системы межэтнических отношений Башкортостана, и двухполюсная из Татарстана позволяют определить характер и новейшие тенденции в трехсторонних взаимоотношениях в различных зонах притяжения - отторжения, а также, в так называемых нейтральных, "зонах" без каких-либо установок (attitudes) про- и антиэтнической выраженности и направленности.

И хотя итоги этих исследований нельзя полностью экстраполировать на население каждой из республик, следует все же подчеркнуть их достаточно весомую значимость, так как в Башкортостане горожане в 1989 г. составляли 63,8%, а в Татарстане - 72,9% всего населения каждой из этих республик. Охваченные опросом респонденты трех национальностей - башкиры, русские и татары в Башкортостане и татары, русские и чуваши в Татарстане представляли соответственно 89,6% и 95,5% всего городского населения этих республик.

Предварительные итоги исследования в Башкортостане были рассмотрены на симпозиуме, организованном Дэвидом Лейтиным в марте 1994 г. в г.Чикаго (6). Имея итоги исследования по Татарстану, мы сочли возможным сравнить две линии суверенизации и ее последствий в Башкортостане и Татарстане, надеясь, что такое сравнение может оказаться полезным в выявлении общего и частного в контурах этнополитического развития каждой из республик (7).

С небольшим временным интервалом, менее полтора месяца, - 30 августа и 11 ноября 1990 г. вступили в силу Декларации о государственном суверенитете Татарской и Башкирской Республик. Согласно этим документам, имеющим силу закона и являющимися основой для разработки Конституции, обе республики обрели государственный суверенитет в пределах существующих границ и самопреобразовались из ТАССР и БАССР в Татарстан и Башкортостан. Они были не первыми и не последними из числа бывших автономных республик бывшего РСФСР, ринувшихся в 1990 г. вслед за бывшими союзными республиками в процесс суверенизации (см.табл.1).

 

Таблица 1.

 

Суверенизация бывших автономных республик

Российской Федерации.

Хроника принятия деклараций о суверенитете и

других законодательных актов.

 

Наименование документа


Дата принятия



Новое официальное название республики



1. О государственном суверенитете Российской Советской Социалистической Республики.


12.06.90 г.


название оставлено

прежнее



2. О государственном суверенитете Северо-Осетинской Автономной Советской Социалистической Республики.


20.06.90 г.


название оставлено

прежнее



3. О государственном суверенитете Карельской АССР.


09.08.90 г.


название оставлено

прежнее



4. О государственном суверенитете Коми Советской Социалистической Республики.


29.08.90 г.


Коми Советская

Социалистическая Республика.



5. О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики.


30.08.90 г.


Татарская Советская Социалистическая Республика.

Республика Татарстан.



6. О государственном суверенитете Удмуртской Республики.


20.09.90 г.


Удмуртская Республика.



7. О государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики.


27.09.90 г.


Якутская-Саха Советская Социалистическая Республика.



8. О государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики.


08.10.90 г.


Бурятская Советская Социалистическая Республика.



9. О государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики.

 



11.10.90 г.


Башкирская Советская Социалистическая Республика.

(Башкирская ССР).

Башкортостан.



10. О государственном суверенитете Калмыцкой Советской Социалистической Республики.





Калмыцкая Советская Социалистическая Республика.



11. О государственном суверенитете Марийской Советской Социалистической Республики.


22.10.90 г.


Марийская Советская Социалистическая Республика.



12. О государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики.


24.10.90 г.


Чувашская Советская Социалистическая Республика.

Республика Чувашъень.



13. О государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики.


27.11.90 г.


Чечено-Ингушская Республика.



14. О государственном правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики.


07.12.90 г.


Мордовская Советская Социалистическая Республика.



15. О государственном суверенитете Советской Республики Тува.


12.12.90 г.


Советская Республика

Тува.



16. О государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Советской Социалистической Республики.


30.01.91 г.


Кабардино-Балкарская Советская Социалистическая Республика



17. Постановление III съезда народных депутатов Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. О государст-венном статусе Дагестанской АССР.


13.05.91 г.


Дагестанская Советская Социалистическая Республика.

Республика Дагестан



 

В декларациях значительного большинства бывших автономных республик России носителем суверенитета и источником государственной власти объявлялся народ республики, и только в Декларациях Башкирии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии - много-национальный народ республики.

На рубеже 80-90-х гг. этническая мозаика республики Башкортостан была составлена из 112 национальностей. Иными словами, до полного списка всех национальностей, расцвечивающих этническую панораму Российской Федерации, а тем более бывшего СССР, состоявшего из 128 этнических наименований, включенных в опубликованные списки народов, Башкортостану не "доставало" всего лишь 16.

Дав республике свое имя, обретя вместе с ней и ее народом статус суверенности, выступая народом, цементирующим государственное единство, башкиры вместе с тем занимали в республике всего лишь третье место по численности, уступая почти в 2 раза русским, и в 1,3 татарам. В Татарстане хотя татары и не составляли половины всего населения республики тем не менее занимали первое место, а русские - второе. Но об этом - ниже.

Накануне VI съезда народных депутатов Российской Федерации, когда были опубликованы критические статьи по поводу вынесенных на обсуждение проектов конституции Российской Федерации (8) и несколько раньше, перед тем, как 31 марта 1992 г. в Кремле были подписаны три варианта единого Федеративного Договора (Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ), началось резкое обострение отношений между Москвой, с одной стороны, Казанью и Уфой - с другой.

Референдум в Татарстане, проведенный в марте 1992 г. и открывший ему зеленый свет в борьбе за независимость и отвергнутые 10-й сессией Верховного Совета Башкортостана проект новой Конституции Российской Федерации и проект соглашения о разграничении полномочий вывели эти две республики на передний план нового витка суверенизации.

В обширной дискуссии между Центром и двумя республиками Поволжья основными спорными моментами стали - конкуренция между законодательной и исполнительной властями и борьба между Казанью, Уфой и Москвой за перераспределение полномочий.

Война законов, очень знакомая по своим идеологемам, контурным событиям и тенденциям, за повышение статуса и объема своих полномочий, за расширение экономической и политической самостоятельности дала повод нетерпеливым журналистам вполне серьезно заговорить о том, что России угрожает судьба развалившегося Союза. Масла в огонь подлили своими "особыми" позициями три бывшие автономные республики - Чечено-Ингушская, Татарская, Башкирская.

У каждой из них, конечно, своя судьба, своя история, свой специфический характер межнациональных отношений, свои взгляды по поводу "исконных" и "не исконных" этнических территорий, особых прав титульного народа, на курс экономической и социальной политики, планы и глубины ее формирования, на статус государственного языка.

Этническая мозаика этих республик, особенно Татарстана, потенциально создавала ситуации для формирования национальных движений по двум основным линиям. В недрах титульной национальности, считающей себя в первую очередь носительницей суверенитета, зарождались движения за создание приоритетных условий для ее национального развития, в недрах не-титульных национальностей, естественно, возникало контрдвижение.

Надо ли удивляться тому, что и Башкирский народный центр "Урал" на своем I съезде, состоявшемся 18 декабря 1989 года, утвердил свой программный документ, в котором на передний план выдвигались задачи по:

1) обретению статуса союзной республики,

2) повышению статуса башкирского языка путем признания его государственным языком,

3) содействию государственным органам в организации обучения башкирскому языку в детских дошкольных учреждениях, в школах и вузах,

4) организации широкой пропаганды истории и культуры, прогрессивных обычаев башкирского народа среди населения,

5) установлению связей с башкирами, проживающими за пределами Башкортостана и т.п. (9).

В ответ активизировались движения среди не-титульного и прежде всего среди русского населения.

Рост национального самосознания и подъем национальных движений в Башкортостане и Татарстане продемонстрировал возможности появления многоосевой линии межнациональной напряженности. И в этом нет ничего удивительного, если принять в расчет, что в самой этнической мозаичности был заключен потенциально возможный взрывной заряд, по крайней мере при тех условиях, когда суверенитету республики некоторые идеологи пытались придать исключительно моноэтническую окраску. Об этом, в частности, дальновидно предупреждал Председатель Верховного Совета республики Муртаза Рахимов в ходе своей встречи со студентами-участниками политической голодовки, протестующими против подписания республикой Федеративного договора. "Мне понятны ваши чувства и ваши стремления,- говорил он в своем обращении к активистам Союза башкирской молодежи,- но достичь поставленных целей можно только на основе единства всех народов, проживающих в Башкортостане" (10).

Стремление к консолидации проявилось внутри каждого из двух лидирующих на этнополитической сцене Башкортостана национальных движений: Башкирского Народного Центра, выступившего инициатором мобилизации Башкирского Народного Конгресса, и Татарского Общественного Центра, с которым ассоциированы движения, отражающие интересы и чаяния татарской части населения Башкортостана (11).

Документы (резолюции, обращения, лозунги) всех шести проведенных курултаев (съездов) свидетельствуют о постепенном сдвиге активистов башкирского национального движения в сторону монополизации в республике интересов титульной нации. Особенно показательны в этом отношении документы VI Внеочередного всебашкирского съезда (12), толкающие республику на путь дальнейшего углубления суверенизации, вплоть до обретения независимости.

В отличие от башкирского национального движения, ориентированного на создание башкирской национальной государственности, татарский общественный центр в Башкортостане стремился организовать содействие органам государственной власти и управления в реализации политических и культурных прав татарского населения республики. Видное место в изучении задач этого движения занимает и поддержание культурных, научных и деловых контактов с лицами татарской национальности как в пределах, так и за пределами Башкортостана.

Суверенизация внесла ряд серьезных изменений в социально-политическую обстановку и межнациональные отношения. Началось складывание новой этнополитической ситуации, потребовавшей от исследователей обновления понятийно-терминологического аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Этнодемографическая ситуация.

 

Предварительно напомним этнодемографический "вес" национальностей в каждой из двух суверенных республик. По переписи населения 1989 г. доля башкир в составе городского населения Башкортостана составляла 14.5 % и была в 3.5 раза меньше доли русских (51.5 %) и почти в 2 раза (1.8) меньше доли татар (27.5 %) (13).

Несмотря на стремительный рост за тридцать лет доли башкир в городах, в том числе в столице Башкортостана, они оставались скорее русскими и татарскими, чем башкирскими (см.табл.2).

Размах вариации по удельному весу занимающих полярные позиции башкир и русских сократился с 56,0 % в 1959 г. до 36,6 % в 1989 г., в том числе по Уфе соответственно с 59,4 % до 42,9 %. Следовательно, ведущая линия этнодемографических изменений состояла в сочетании двух тенденций: башкиризации и дерусификации (см.более подробно в табл.2).

В отличие от трехполюсной системы межнациональных отношений в Башкортостане, Татарстан представлен двумя полюсами. При этом доля татар в городах за тридцатилетие возросла на 8,9%, а доля русских сократилась на 10,3%. В итоге, размах вариации между удельными весами татарского и русского населения упал с 27,9% до 8,7%. Иными словами, в этнодемографическом плане здесь, подобно соседнему Башкортостану, происходила татаризация городов за счет их дерусификации (см.табл.3).

Обе эти тенденции, как нетрудно догадаться, "работали" в одном и том же направлении - на усиление межнациональной конкурентности между титульными национальностями и русскими именно в городском пространстве каждой из республик.

В ходе урбанизационных процессов часть сельского населения перемещалась в города. Доля городских жителей в Башкортостане среди башкир за тридцать лет увеличилась в 3.1 раза, среди русских - в 1.4, а среди татар - в 1,8 раза. Каждые двое башкир и каждые четверо русских из пяти человек соответствующей национальности проживали в городах. Разрыв между долями горожан у башкир и русских сократился с 44,1% в 1959г.до 40,7% в 1989г.

В Татарстане удельный вес горожан среди татарского населения возрос в 2,2 раза, среди русских - в 1,5 раза, и среди чувашей - в 3,3 раза. Накануне перестройки в городах Татарстана проживали каждые 2 из троих татар и более чем каждые четверо из пятерых русских. Разрыв между долями горожан среди татар и русских сократился с 28,6% в 1959 году, до 22,3% в 1989 г., Урбанизация чувашского населения, хотя и шла опережающими темпами, не привела к той степени урбанизированности, которой достигли татары и русские.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

 

Динамика численности основных национальностей Башкортостана

в 1959-1989 гг.

(в %, по данным переписей населения СССР).

 

 



1959


1970


1979


1989









I. Города









башкиры

русские

татары


7.9

63.9

18.9


9.6

59.8

22.2


12.1

55.8

23.6


14.5

51.1

25.7









II. Уфа









башкиры

русские

татары



5.5

64.9

21.1


7.1

61.7

23.8


9.5

58.2

24.6


11.3

54.2

27.0









III. Сельская местность









башкиры

русские

татары



30.9

29.1

25.6


36.2

22.6

27.1


40.4

19.8

25.6


34.9

18.4

33.2



 






IV. Всего по республике









башкиры

русские

татары


22.1

42.4

23.0


23.4

40.5

24.7


24.3

40.3

24.4


21.9

39.3

28.4



 

 

 

Можно сделать заключение, что в целом титульное население в обеих республиках по части урбанизированности "наступало на пятки" русским. На эту тенденцию - выравнивание долей титульной национальности и русских следует обратить особое внимание, так как именно она, как покажет дальнейший анализ, станет первопричиной роста национального самосознания и усиления напряженности в межнациональных отношениях.

В столице Башкортостана эта тенденция проявила себя в несколько иной форме чем в целом в городах республики. За тот же период разрыв между долями столичной части башкир и русских не сократился, а даже несколько возрос: с 20,9 % в 1959 г. до 23,7 % в 1989 г. (см.табл.4).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

 

Динамика численности основных национальностей Татарстана

в 1959-1989 гг.

(в %, по данным переписей населения СССР).

 




1959


1970



1979


1989









I. Города









татары

русские

чуваши


33.2

61.1

1.5


36.8

57.9

1.7



37.7

56.1

1.9


42.1

50.8

2.2









II. Казань









татары

русские

чуваши


33.3

62.0

0.9


35.5

60.0

1.1



38.1

57.8

1.1


40.5

54.7

1.1









III. Сельская местность









татары

русские

чуваши


57.2

31.7

7.5


62.1

26.0

8.3



64.5

23.5

8.3


65.5

22.9

7.7









IV. Всего по Татарстану









татары

русские

чуваши


47.2

43.9

5.0


49.1

42.4

4.9


47.6

44.0

4.3


48.5

43.3

3.7



 

 

 

 

Таблица 4.

 

Темпы урбанизации среди основных национальностей

Республики Башкортостан

(по итогам переписей населения СССР).

 




% горожан в составе данной национальности


 

 






1959


1970


1979


1989









I. Города









башкиры

русские

татары


13.6

57.7

31.2


19.7

71.1

43.3


28.1

78.7

54.8


42.3

83.0

57.8









II. Уфа









башкиры

русские

татары


4.1

25.0

15.0


6.1

30.7

19.4


9.8

36.4

25.3


14.1

37.8

26.0



 

В столице Татарстана, напротив, разрыв между долями столичной части русского и татарского населения сокращался: с 16,0% в 1959 г. до 12,8% в 1989 г.(см.табл 5).

 

 

 

 

Таблица 5.

 

Темпы урбанизации среди основных национальностей

Республики Татарстан

(в %, по итогам переписей населения СССР).

 




% горожан в составе данной национальности


 

 

 





1959


1970


1979


1989









I. Города









башкиры

русские

татары


29.4

58.0

13.0


38.6

70.3

17.7


49.8

80.2

27.9


63.4

85.7

43.1









II. Казань









башкиры

русские

татары


16.0

32.0

4.3


20.1

39.2

6.1


22.9

37.7

7.3


24.9

37.7

9.3



 

  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconБашкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития
Башкортостана (2) и Татарстана (3), в доперестроечной и постперестроечной судьбе которых немало сходств и различий, вызванных особенностями...
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconПостановление От 7 апреля 2006 г n 83 о государственной программе сохранения, изучения и развития языков народов республики башкортостан на 2006 2010 годы (в ред. Постановлений Правительства рб от 09. 04. 2007 n 86, от 29. 08. 2007 n 243)
Закона Республики Башкортостан "О языках народов Республики Башкортостан" и во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан...
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconПостановление От 31 декабря 2003 г. N 323 о программе развития образования в республике башкортостан на 2004 2008 годы (в ред. Постановлений Правительства рб от 09. 04. 2007 n 86, от 12. 07. 2007 n 186)
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об образовании" Правительство Республики Башкортостан постановляет
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconМинистерства образования Республики Башкортостан
«Учитель года Башкортостана – 2012» (далее Конкурс) являются Министерство образования Республики Башкортостан, Башкирская республиканская...
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconМинистерство образования Республики Башкортостан Институт развития образования Республики Башкортостан
Изо по программе «Внедрение фгос нового поколения на уроках изобразительного искусства»
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconАҢлатма язуы сәгать саны
Татарстан Республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан Республикасында башка телләр турында” Татарстан Республикасы Законы (2004 ел,...
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconУтверждаю
Республики Башкортостан совместно с Институтом развития образования Республики Башкортостан, Башкирской республиканской организацией...
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconКонституция Республики Башкортостан
Республика Башкортостан является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы...
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconО проведении первенства Республики Татарстан по классическим и быстрым шахматам
Федерации шахмат по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан Республики Татарстан
Башкортостан и татарстан. Параллели этнополитического развития iconПрограмма түбәндәге дәүләт документларына нигезләнеп язылды
Татарстан Республикасы дәүләт телләре һәм Татарстан Республикасында башка телләр турында” Татарстан Республикасы Законы (2004 ел,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов