1 История исследуемой проблемы. 5 icon

1 История исследуемой проблемы. 5



Название1 История исследуемой проблемы. 5
страница1/10
Дата конвертации17.07.2012
Размер1.24 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1. /ТЕХНОЛОГИЯ Развитие творческих способностей учащихся на уроках /technology.doc
2. /ТЕХНОЛОГИЯ Развитие творческих способностей учащихся на уроках /titul.doc
3. /ТЕХНОЛОГИЯ Развитие творческих способностей учащихся на уроках /~$titul.doc
1 История исследуемой проблемы. 5
Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Технология швейного производства»


Введение. 2

Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии. 2

Глава 1 4

Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии швейного производства. 4

1.1. История исследуемой проблемы. 5

1.2. Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования. 8

Глава 2 22

Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков по развитию творческих способностей. 22

2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы 23

2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента. 28

2.3. Анализ проведенного эксперимента. 63

Глава 3. 67

Технологическая часть. 67

Введение. 68

3.1. Разработка и изготовление изделия. 71

3.2. Экономическое обоснование темы. 85

Заключение. 89

Литература. 90


Введение.

Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся на уроках технологии.


Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем.
Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.

Цель исследования – выявить эффективность проблемного обучения на творческих способностях учащихся.

Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения.

Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.

Гипотеза исследования состоит в следующем: используя данный активный метод обучения, исследователь (преподаватель) может одновременно повторить изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся к урокам технологии.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:

- проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры технического творчества и технического творчества учащихся;

- определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре технического творчества учащихся;

- разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у учащихся на уроках технологии;

- экспериментально проверить возможность развития технического творчества учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя.

Глава 1

Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии швейного производства.

1.1. История исследуемой проблемы.


Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества, технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы. Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью.

В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество» охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество, музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».

Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ, устройство, вещество, применение технического решения по другому назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами (операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец, признаком применения по другому назначению является удовлетворение определённой потребности с помощью известного способа, устройства или вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой потребности.

Итак, техническое творчество – это вид творчества, целью которого является создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и общественной значимостью.

Техническое решение, обладающее мировой новизной и общественной значимостью, есть изобретение (используемые для определения изобретения в нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или «неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»). Поэтому понятие «изобретательство» правомерно использовать как эквивалентное понятию «техническое творчество». Являясь одним из видов творчества, техническое творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами творчества, в первую очередь, с научным и художественным. Например, результатом взаимодействия технического и художественного творчества являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества во взаимосвязи и взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики. Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур творческого процесса.

Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, Д. Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П.К. Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса изобретательства. Главное место в изобретательской деятельности они отводят интуиции, бессознательному мыслительному процессу, который заканчивается вдохновением, проблеском идеи и её уяснением изобретателем. Таким образом, идея нового технического решения – это нечто, прошедшее первичный период развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания. Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Похожие:

1 История исследуемой проблемы. 5 iconИсторическая наука на рубеже тысячелетий: новые проблемы и новые подходы
Существует только одна история история Человека, и это история в самом широком смысле слова
1 История исследуемой проблемы. 5 icon-
Предметом курса является история и современные проблемы взаимоотношений науки и власти. Курс состоит из 7 тем
1 История исследуемой проблемы. 5 icon«Теории и методы исторической науки: шаг в XXI век»
История в системе современного социогуманитарного знания и проблемы междисциплинарной кооперации
1 История исследуемой проблемы. 5 iconИстория в тесты включены вопросы по курсам: Всеобщая история и История России. Всеобщая история. Новое время 15-18 века
Российское государство во времена Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Опричнина. Внешняя политика
1 История исследуемой проблемы. 5 iconРис. 9 Карта района исследований на Терском побережье Белого моря
Для юго-восточного побережья его (включает изучаемый участок) характерна лестница морских террас. На флангах исследуемой морфолитодинамической...
1 История исследуемой проблемы. 5 iconСочинение эссе «Наша память хранит имена»
Я каждый год бываю в прекраснейшем городе на Неве – Санкт-Петербурге. Каждая улица, каждый мостик, переулок, дом целая история. История...
1 История исследуемой проблемы. 5 iconИстория в работу включены следующие темы: Всеобщая история. Новое время 15-18 века
История; Первобытный мир; История древнего мира; Средние века; Новое, новейшее время
1 История исследуемой проблемы. 5 icon«Лекции по философии истории» (фрагменты Введения)
Для выяснения того, что такое философская всемирная история, я считаю необходимым прежде всего рассмотреть другие формы историографии....
1 История исследуемой проблемы. 5 iconДокументы
1. /отечественная история/Конспект лекций по Отечественой истории.doc
2. /отечественная...

1 История исследуемой проблемы. 5 iconИнформационное письмо
«проблемы истории древнего мира и раннего средневековья». Тема конференции включает доклады, посвященные древнему миру и средневековью,...
1 История исследуемой проблемы. 5 iconИстория россии
Многие проблемы стали дискуссионными и преподносятся разными авторами с различных политических и нравственных позиций. Введенный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов