Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 icon

Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64



НазваниеПриказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64
страница1/3
Дата конвертации17.07.2012
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3



Комментарий для заполнения заявки школы на сайте www.experiment-dom.ru. с 18 по 28 февраля 2009г.

Красным цветом выделены пункты заявки, которые заполняются руководителем экспериментальной работы в школе по данным образовательного учреждения.

Желтым цветом отмечены фрагменты (таблицы, рисунки, схемы и др.), которые не нужно вносить в регистрационную форму заявки на сайте www.experiment-dom.ru. Они даются здесь для общего ознакомления и выбора направлений работы Вашим образовательным учреждением.

При изучении ниже приводимых материалов школа выбирает не менее 1 направления-1 блока (см. рис.3, с.19) , создаёт свою заявку, которую регистрирует на сайте и высылает своему руководителю РЦ.

^ Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая.

По вопросам регистрации на сайте следует обращаться: ИННА 671-19-64


^ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МИОО


Заявка на открытие городской экспериментальной площадки

первого уровня

«Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития»


Научный руководитель:

д.х.н., профессор, академик РАО

_________________ Г.А. Ягодин


2009 г.


1.1 Название ГЭП

Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами экологического образования в интересах устойчивого развития.

Концепция экспериментальной деятельности

Экологическое образование в традиционном понимании – это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение систематизированных знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование экологической культуры. В настоящее время происходит переосмысление основных положений концепции общего экологического образования. Распространённый за последние тридцать лет объектный подход к конструированию содержания экологического образования не даёт ожидаемых результатов. Этот подход позволяет достигать лишь определённой степени экологической обученности – получения набора знаний об объектах окружающей среды, а не экологически грамотного поведения и действий в ней. Анализ причин неэффективности сложившейся концепции ЭО в школе приводит к выводу о несоответствии заявляемых целей и планируемых результатов с педагогическими способами их достижения.


В настоящее время практически повсеместно в мире признано, что в достижении устойчивого развития ведущую роль предстоит сыграть образованию, прямо называемому во многих документах ООН «решающим фактором перемен». Абсолютное большинство стран активно участвует в объявленном ООН Десятилетии образования для устойчивого развития(2005-2014гг). Это участие проявляется в различных формах и отражает специфику отдельных стран, исторические особенности развития систем образования, приоритеты национальной политики и другие факторы.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития (ЭОУР) основывается на идеях концепции устойчивого развития и представляет собой интегративное направление; его цель — помочь обучающимся принять ценности, развить знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Сущность этой образовательной парадигмы определяется необходимостью модернизации современного образования на основе идей устойчивого развития цивилизации — согласованного развития общества и природы, преодоления конфликта между экологическими, социальными и экономическими составляющими общества, ориентацией на черты постматериальной цивилизации (духовность, нравственность, гуманизм, здоровье, качество жизни, профессионализм, ориентация на диалог и сотрудничество, творчество, понимание своей роли в природе и ответственности), приходящей на смену обществу потребления за ее восстановление, сохранение для будущих поколений.

При этом роль экологического образования в интересах устойчивого развития особенна, поскольку позволяет осознанно присоединиться к общим ценностям человеческого рода, переосмыслить социальные нормы жизни в биосфере, объединяющей все поколения людей, выработать основы экоэкономики, основанной на знаниях. Основным аксиологическим (ценностным) содержанием этой парадигмы является соблюдение биосферосовместимых принципов деятельности человека, забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращение потребительского отношения к природе и формирование альтернативной экологической культуры и этики на основе экологического мировоззрения. Устойчивое развитие следует трактовать как инвариантный процесс воспроизводства состояния социума, то есть процесс, при котором естественная динамика социальных систем не затрагивает их структурных и качественных особенностей. Одно из определений устойчивого развития трактует его как процесс модернизации социума на основе синтеза традиций и экологически приемлемых инноваций.

Содержание такого образования должно обеспечить становление устойчивого информационно-экологического общества с высокой гуманистической, технологической и экологической культурой. Оно имеет мировоззренческий характер, требует изменения картины мира с технико-потребительской на эколого-гуманистическую.

До настоящего времени содержание общего образования в нашей стране складывается преимущественно из знаний о прошлом, в меньшей степени о настоящем, и совсем мизерная доля о том будущем, в котором собственно и предстоит жить и трудиться сегодняшним школьникам. Одна из важнейших задач Всемирного десятилетия образования в интересах устойчивого развития — придать образованию опережающий характер, вести поиск такой его модели, которая могла бы отвечать потребностям не только нынешних, но и будущих поколений. Становятся востребованными умения выпускников участвовать в планировании не только своего будущего, но и социального развития территории своего проживания, предвидении последствий предпринимаемых действий, в том числе и возможных последствий в сфере устойчивости местных природных экосистем. Это делает актуальным включение в число целей и одного из результатов общего образования формирование умения оценивать, прогнозировать и планировать, мыслить творчески, критически и самокритически, видеть варианты решения возникающих проблем на основе социального партнерства.

Поставленные «Стратегией Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (одиннадцатая сессия, ЕЭК ООН, Женева, 13-15 октября 2004 года), разработанной по инициативе Российской Федерации и Швеции, обозначенные цели и задачи образования в интересах устойчивого развития соответственно определяют его содержательные линии. В Стратегии их обозначено 18 (см.ниже), из них три относятся к традиционно понимаемому экологическому образованию (охрана окружающей среды, управление природными ресурсами, сохранение биологического и ландшафтного разнообразия). Остальные 15 относятся к экологии человека (включая экологическую безопасность, отношение человека к природе, право человека на благоприятную окружающую среду, здравоохранение), а также к социальным вопросам демократии, гражданственности, сокращения масштабов нищеты и безграмотности. Такая расстановка акцентов в содержании образования для устойчивого развития объяснима: невозможно решить экологические задачи вне связи их с экономическими и социальными проблемами. Экологическое благополучие зависит от социальной стабильности и демографической сбалансированности общества.

Таким образом, содержание образования в интересах устойчивого развития характеризуется междисциплинарностью (экология, география, экономика, социология, философия, обществознание, этика), комплексностью, наличием информационно-экологического проблемного поля.


Содержательные линии экологического образования в интересах устойчивого развития.

1. Взаимосвязи – в обществе, экономике и природе.

2. Гражданственность, права и ответственность человека.

3. Потребности и права будущих поколений.

4. Разнообразие – культурное, социальное и биологическое.

5. Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.

6. «Устойчивые» изменения – развитие в рамках способности экосистем.

  1. Рациональное использование природных ресурсов (включая водные, земельные, минеральные, ископаемое топливо и т.п.).

  2. Управление отходами.

  3. Изменение климата.

  4. Права человека (в том числе равноправие полов и возрастных групп; расовое и культурное разнообразие).

  5. Личное и семейное здоровье.

  6. Экологические аспекты здоровья (например, качество продуктов питания и питьевой воды, загрязнение среды).

  7. Борьба с бедностью.

  8. Ответственность на местном и глобальном уровнях.

  9. Мир, безопасность и разрешение конфликтов.

  10. Развитие городских и сельских территорий.

  11. Социальная ответственность корпораций.

18. Будущее – прогнозируемое и непредсказуемое.


В целом в содержании ЭОУР можно выделить следующие аспекты:

Научный аспект обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии. Научные знания являются основой понимания экологической неделимости Земли, целостности природных систем, их ранимости.

Ценностный аспект формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. У подрастающего поколения формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.

Нормативный аспект ориентирован на овладение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.

Деятельностный аспект включает виды и способы человеческой деятельности, направленные на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств обучающихся; потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять их представления о становлении принципиально новых направлений в научно-техническом прогрессе.

Принципиально новым разрабатываемым в концептуальном отношении направлением экспериментальной деятельности следует считать создание и апробацию модели диагностики результатов общего экологического образования для устойчивого развития. В настоящее время практически не проработаны методологические условия их трансформации в соответствующие компетентности.


1.2 Количество обучающихся

1.3 Количество обучающихся, задействованных в ГЭП

1.4 Директор ОУ

1.5 Научный руководитель

1.5.1 Ягодин Геннадий Алексеевич, доктор химических наук, профессор, академик РАО

1.5.2 телефон/факс 8-495-727-08-22

1.5.3 электронная почта eomioo@rambler.ru

1.5.4. Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева

Центр экологического образования и устойчивого развития (ЦЭОУР) МИОО.

1.6 Научный консультант

1.6.1Кавтарадзе Дмитрий Николаевич, доктор биологических наук, профессор

1.6.2 Телефон 974-94-19

1.6.3 E-mail Kavtaradze@spa.msu.ru

1.6.4 МГУ им. Ломоносова

1.7 Web-site http://sustdev.narod.ru/ и http://learning.9151394.ru.


2. Данные о масштабе и исполнителях экспериментальной работы

2.1 Статус экспериментальной площадки

ГЭП 1-го уровня

2.2 Ступень обучения, на которой осуществляется эксперимент

Начальная школа, средняя школа, старшие классы.

2.3 Состав и количество участников эксперимента

2.3.1 Количество учащихся -

2.3.2 Количество педагогов -

2.3.3Других участников эксперимента


Школы, подавшие заявки на открытие ГЭП первого уровня «Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся средствами образования в интересах устойчивого развития»

в 2009–2012 гг.


ОКРУГ

ШКОЛА

САО

222




668







ВАО

1048




1294




446




365




374




422




2035







ЗАО

1400




1195




1018




1933




1004







ЦАО

354




ЦО 1535 (35)







ЮВАО

1145




355




1420




1147







СЗАО

827




138




1560







СВАО

1095




ЦО 1449




1416




ЦО 1430

ЮЗАО

864




192




2014




789




ЦО 1456 (1906)







ЮАО

933




1997




630




949




940




932




728




552

Зеленоград

618




1740

Город

МДЭБЦ

ИТОГО:

43


2.4 Взаимодействие ОУ с научными и другими организациями

МГУ им. М.В. Ломоносова, РХТУ им. Д.И. Менделеева, МНЭПУ, МПГУ.

3.Данные о содержании ОЭР

3.1 Проблема, на решение которой направлена экспериментальная деятельность, обоснование актуальности. Рассмотрение мирового опыта по данной теме. Объем-2-4 стр. (заполняется научным руководителем)

^ ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ.

  1. Стратегия Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития (совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования, Вильнюс, 17-18 марта 2005 года). Разработана по инициативе Российской Федерации и Швеции.

  2. Концепция перехода РФ на модель устойчивого развития (1996 год).

  3. Экологическая доктрина РФ (2002 год).

  4. Экологическая доктрина города Москвы (2005 год).

  5. Городская целевая программа развития образования «Столичное образование – 5» на 2009-2011.

  6. Приложение к постановлению Правительства Москвы № 219-ПП от 28.03.2006 г. «Целевая среднесрочная экологическая программа г. Москвы на 2006-2008 годы».

  7. Материалы парламентских слушаний на тему: «Об участии Российской Федерации в реализации стратегии Европейской экономической комиссии ООН для образования в интересах устойчивого развития» (25 мая 2006 г.).

  8. Указ Президента РФ №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (4 июня 2008 г.).


В марте 2005 г. министры образования и охраны окружающей среды европейских стран приняли стратегию образования для устойчивого развития. Это событие положило начало объявленному ЮНЕСКО Десятилетию образования в интересах устойчивого развития (2005–2014 гг.). Образование в интересах устойчивого развития - это обширная и всеобъемлющая концепция, охватывающая связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Она расширяет концепцию экологического образования, которая во всё большей степени ориентируется на широкий круг вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности и управлением факторами риска. В связи с этим экологическое образование для устойчивого развития можно рассматривать в контексте формирования ключевых представлений и навыков, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей с окружающей средой. Важность данной проблемы заключается в необходимости включения в федеральные государственные стандарты основного общего образования основ экологических знаний, согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.).

Для решения поставленных задач необходимо осуществить кардинальные изменения в сознании каждого человека, чтобы добровольно принять ограничения и запреты, диктуемые законами развития биосферы. Это требует, в свою очередь, изменения многих стереотипов поведения людей, механизмов экономики и социального развития.

Фундаментальные основы образования для устойчивого развития неразрывно связаны с целевыми установками Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5», где отмечается необходимость использования в системе школьного образования компетентностного и системно-деятельностного подходов, ориентированных на использовании современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие у школьников собственной мотивации и ответственности за результат обучения. Большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение состояния окружающей среды, что способствует становлению гражданской позиции и социальной активности старшеклассников, выработке навыков безопасного поведения в окружающей среде.

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В образовании в интересах устойчивого развития ставятся следующие цели обучения:

учиться изучать (в качестве целевых ориентиров обучения выступают постановка аналитических вопросов, критическое и системное мышление, решение проблем, ориентация на будущее);

учиться делать (применение знаний в различных жизненных ситуациях, разрешение кризисов и рисков, ответственные действия, самоуважение);

учиться быть самостоятельным (уверенность в себе, самовыражение и коммуникабельность, преодоление стресса);

учиться жить и работать вместе (ответственность, уважение к другим, сотрудничество, участие в демократическом процессе принятия решения, переговоры и достижение консенсуса).

В основе новой системы образования лежат антропологические принципы, основанные на идеях гуманистической педагогики. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Главная стратегическая линия развития образования состоит в адаптации к изменяющимся природным и социально-экономическим условиям, в необходимости сформировать универсальные компетенции, направленные на становление социально-личностных качеств и надпредметных умений в различных областях знаний. Для этого необходимо развить активную жизненную позицию учащихся, предоставить им реальное право выбора, критического отношения к существующему многообразию мнений, сформировать систему ценностей для адекватной самооценки и взаимооценки себя и других.

Для реализации таких подходов помимо учебной, воспитательной и развивающей функций всё большее значение приобретают самообразовательная и стимулирующая функции. Самообразовательная функция связана с вооружением учащихся методами работы с различными источниками информации, способности анализировать и преобразовывать информацию, аргументировать выводы, обладать способностью переносить знания из одной области в другую, а также умело применять их на практике для оценки и снижения факторов риска и обеспечения системы жизнедеятельности. Стимулирующая функция способствует формированию мотивации образования, устойчивого интереса к изучаемому, побуждает школьников к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания.

Особое значение приобретают исследовательские и коммуникативные задачи. Исследовательские задачи – наблюдать объекты природы и ставить простейшие опыты, проводить исследовательскую деятельность, находить альтернативные варианты решения проблем, моделировать реальные ситуации, оценивать и снижать риски. Коммуникативные – развитие навыков обучения в сотрудничестве для достижения командного результата, лидерских качеств, культуры общения, способов коллективного принятия решений и совместных действий, направленных на улучшение местной экологической обстановки.

Важную роль для решения данных задач играют деятельностные подходы к обучению, основанные на современных педагогических технологиях, дискуссиях, ролевых, имитационных играх, тренингах общения и командной работы, исследовательской и природоохранной деятельности, значимой как для самого ученика, так и для общества в целом.

Решению поставленных задач будет также способствовать повышение профессиональной компетенции педагогов в области организации образовательного процесса на субъектной основе, овладение современными педагогическими технологиями и принципами организации исследовательской и природоохранной деятельности. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.


3.2 Объект исследования (что изучается, в чём планируются позитивные изменения) заполняется директором и научным руководителем Объем – 1 стр.

Объект исследования — экологическое образование в интересах устойчивого развития.

Шагом сдвига в практике экологического образования является модернизация экологического образования на основе идей устойчивого развития цивилизации. При этом роль экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР) особенна, поскольку направлена на осознание общечеловеческих ценностей, взаимное развитие экономики и природной среды. Если механизм развития экономики в условиях международной интеграции ещё далеко не выработан, то осознание соблюдения биосферосовместимых принципов деятельности человека, забота о будущих поколениях и условиях их жизни, прекращение потребительского отношения к природе и формирование альтернативной экологической культуры и этики на основе экологического мировоззрения не вызывает противоречий и активно осознаётся во всех странах мирового сообщества. Экологическое образование в интересах устойчивого развития имеет мировоззренческий характер, требует изменения картины мира с технико-потребительской на эколого-гуманистическую. В условиях мирового экономического кризиса образование в интересах устойчивого развития не просто необходимо, но и может помочь выйти не только из экономического, но и кризиса культурного, политического, этнического.

До настоящего времени содержание общего образования в нашей стране складывается преимущественно из знаний о прошлом, в меньшей степени о настоящем, и совсем мизерная доля о том будущем, в котором собственно и предстоит жить и трудиться сегодняшним школьникам. Одна из важнейших задач Всемирного десятилетия образования в целях устойчивого развития (2005-2014 гг.) — придать образованию опережающий характер, вести поиск такой его модели, которая могла бы отвечать потребностям не только нынешних, но и будущих поколений. Становятся востребованными умения выпускников участвовать в планировании не только своего будущего, но и социального развития территории своего проживания, предвидении последствий предпринимаемых действий, в том числе и возможных последствий в сфере устойчивости местных природных экосистем. Это делает актуальным включение в число целей и одного из результатов общего образования формирование умения оценивать, прогнозировать и планировать, мыслить творчески, критически и самокритически, видеть варианты решения возникающих проблем на основе социального партнёрства.

Под экологическим образованием в интересах устойчивого развития (ЭОУР) мы понимаем – опережающее образование для формирования у молодого поколения новых форм мышления и поведения в быстро изменяемой окружающей социоприродной среде. Цель ЭОУР при этом определяется как обучение граждан управлению качеством жизни (самореализация личности в благоприятной социоприродной среде), овладение навыками идентификации объективно существующих экологических ограничений экономического развития и адаптации социума к этим ограничениям. Особенности ЭОУР представлены на рис. 1.



Рис. 1. Особенности экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР).

Применительно к деятельности городской экспериментальной площадки под задачами ЭОУР мы понимаем необходимость формирования ключевых образовательных компетенций на основе понимания основных законов экологии и концепции устойчивого развития, развитие осознанной мотивации для учебно-исследовательской и социально-значимой деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей среды и качества жизни (рис. 2).





Рис. 2. Задачи экологического образования в интересах устойчивого развития (ЭОУР).

В конечном итоге ЭОУР должно способствовать:

  • личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации;

  • выработке гражданской позиции;

  • формированию этики ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов;

  • созданию условий для становления постматериальной системы ценностей, основанной на осознанном ограничении потребностей, ориентации не на количественный рост, а на качественное развитие.


3.3 Предмет исследования (на что направлена преобразовательная деятельность) Объем – 1 стр.

Предмет исследования: ключевые образовательные компетентности на основе деятельностных подходов, рефлексивных технологий и системы аутентичного оценивания личностного роста учащихся.

В качестве ключевых компетентностей для экологического образования в интересах устойчивого развития нами выделяются следующие:

  • ценностно-смысловые: способность понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, определяющие программу жизнедеятельности в целом;

  • общекультурные: ценностное осмысление природы, бережное отношение к культурно-историческому и природному наследию Москвы, России и мира, осмысление духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, освоение научной картины мира;

  • учебно-познавательные: формирование функциональной грамотности учащихся в области организации самостоятельной познавательной деятельности, планирования, анализа, рефлексии, адекватной самооценки и целеполагания, способности актуализировать знания полученные в курсах естественнонаучных дисциплин для осмысления проблематики устойчивого развития, умело применять на практике в исследовательской и мониторинговой деятельности;

  • информационные: умение работать с различными источниками информации, анализировать, систематизировать знания, формулировать выводы, преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную из различных информационных источников (аудио-, видео-, электронная почта, СМИ, Интернет; развитие навыков осмысления и поиска путей решения местных и глобальных экологических проблем при помощи инструментов когнитивного мышления;

  • социально-гражданские: практические умения по экологическому мониторингу, овладение навыками изучения и содействия решению экологических проблем своего города, способность принимать решения, ответственность за результат собственной деятельности;

  • коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга, способность встать на точку зрения партнёра или склонить собеседника к своей точке зрения, быть контактным в различных социальных ситуациях, работать в команде для достижения общего результата, направленного на содействие улучшению состояния окружающей среды;

  • личностного роста: совершенствование личностных качеств, развитие психологической грамотности, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, забота о здоровье, здоровый образ жизни, формирование внутренней экологической культуры, а также комплекса качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Деятельностные подходы, направленные на развитие универсальных компетенций учащихся, представляют собой совокупность педагогических приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, побудить его к деятельности, создать условия для обобщения информации, способствовать развитию критического мышления, навыков самоанализа, рефлексии при оценке учебной, исследовательской и природоохранной деятельности. Способность мыслить критически, обладать развитыми интеллектуальными качествами помогает свободно адаптироваться в новой среде, обрести независимость, проявлять активность в познании окружающего мира. На основе этого можно обучить школьников находить информацию в различных источниках, определять причины возникновения экологических проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения, направленные на осмысление и поиск решения социально-экологических проблем на основе анализа информации.

Развитию коммуникативных навыков у учащихся способствуют методы обучения в малых группах сотрудничества. Добиться результата можно только самостоятельной работой каждого члена группы при взаимодействии с другими. Задачей каждого является не просто что-то сделать вместе, а познать объект или явление сообща. Нужно, чтобы каждый участник овладел необходимыми знаниями, сформировал необходимые навыки. При этом вся группа заинтересована в успехе всех участников, поскольку успех команды зависит от вклада каждого члена в отдельности.

Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, и ориентация на сотрудничество ученика и педагога в образовательном процессе ставят данные технологии в ряд актуальных педагогических инноваций.

Развитие навыков адекватной самооценки социально-личностных качеств школьников и общеучебных умений, предполагает наличие системы ценностных ориентиров, в соответствии с которой учащиеся смогли бы сверять свои знания, поступки и возможности, намечать пути личностного роста и самосовершенства. Кроме этого необходимо разработать критерии и количественные показатели для оценки уровня сформированности ключевых образовательных компетенций учащихся.

Поэтому данная система оценки предполагает разработку методов само и взаимооценки результатов образовательной деятельности и становления социально-личностных качеств учащихся: портфелей достижений (начальная школа), портфелей-отчетов (средняя школа) и портфелей самооценки (старшие классы); отбор рефлексивных технологий.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках школьного экологического мониторинга направлена на формирование экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности учащихся.

Основные формы работ учащихся – практические и проектные, так как именно они способствуют анализу экологических ситуаций, формируют знания о единстве живой и неживой природы, формируют ценностные ориентиры экологического характера и мотивы экологически целесообразного поведения. В процессе работы учащиеся научатся: планировать свою деятельность; прогнозировать возможные результаты; анализировать отобранный материал; сопоставлять факты; овладеют умениями и навыками оценки экологической ситуации. Анализируя результаты исследований, школьники приобретут навыки работы с литературными источниками, современными информационно-техническими средствами; научатся представлять результаты исследования перед аудиторией; защищать свою позицию; оценивать себя и других; пропагандировать экологические знания.

Большая часть учебного времени будет посвящена практической деятельности, направленной на выработку умений и навыков работы с оборудованием, овладение методами ведения мониторинга и навыками исследовательской работы по оценке состояния окружающей среды и поиску путей решения местных экологических проблем. В связи существует необходимость разработки методик, способствующих развитию у учащихся навыков освоения способов выявления, решения и предупреждения экологических проблем, развития опыта практической деятельности по улучшению состояния окружающей среды в ходе разработки и реализации учебных экологических проектов.

Игровые методы обучения создают образовательную среду, в которой учащиеся активно взаимодействуют друг с другом в процессе обучения. Эти методы обеспечивают обучение в процессе общения участников. В общении участники игры проявляют себя, взаимодействуя друг с другом. Поэтому игровые методы привносят высокий уровень личной заинтересованности, изменение установок, стимулируют интерес в области изучения предмета.

Овладение педагогами деятельностными подходами, универсальными педагогическими технологиями, воспроизводимыми на любых предметах, будет способствовать повышению их педагогического мастерства и профессиональной компетентности.



3.4 Гипотеза эксперимента (заполняется директором) Объем – 0,5 стр.

В процессе проведения эксперимента предполагается, что обновлению содержания экологического образования на основе концепции устойчивого развития будут способствовать:

- активное освоение учащимися проблематики устойчивого развития, понимание структуры и взаимосвязи социально-экономических и природных особенностей развития цивилизации для благополучного существования в быстро изменяющихся условиях;

- деятельностные подходы, направленные на развитие ключевых образовательных компетенций, способствующие становлению личности школьников, обеспечивающих социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии с окружающей средой через образование и социально-личностный опыт;

- создание условий для личностного роста учащихся в общественной деятельности по содействию улучшения состояния окружающей среды в Московском мегаполисе, получение значимого результата, как для каждого ученика, так и для общества в целом;

- создание системы ценностных ориентиров и диагностики для адекватной оценки личностного роста учащихся для экологического образования в интересах устойчивого развития.

    Развитие ключевых образовательных компетентностей средствами экологического образования в интересах устойчивого развития будет способствовать формированию экологической компетентности старшеклассников.



3.5 Цель эксперимента (заполняется директором). Написать, что улучшится в ГОУ Объем – 0,5 - 1 стр.


Развитие ключевых образовательных компетенций, разработка системы оценочной деятельности уровня их сформированности для экологического образования в интересах устойчивого развития.

Решение данной проблемы будет способствовать становлению социально-личностных качеств, развитию надпредметных умений, навыков адекватной само- и взаимооценки, направленных на обеспечение индивидуальной и коллективной ответственности учащихся и учителей за результат собственных действий. Формирование единой команды учащихся и учителей для принятия коллективных решений и достижение командного результата, направленного на достижение идей устойчивого развития.


3.6 Направления экспериментальной работы (указать специфику относительно существующих практических разработок в этом направлении). Заполняется директором и научным руководителем. Объем – 1 стр.

Переход массовой школы от традиционного образования к образованию в интересах устойчивого развития предполагает внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями, а также перевод обучения на субъектную основу с установкой на саморазвитие личности. При этом в рамках экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» нами были разработаны и опробованы педагогические технологии, основанные на деятельностных подходах, направленных на развитие навыков работы с различными источниками информации, овладение коммуникативными качествами, разработана оценка эффективности деятельности учащихся на уроках. Кроме этого нами была показана эффективность психологического сопровождения образовательного процесса, направленная на развитие лидерства, навыков командной работы, толерантности. Развитию навыков исследовательской и природоохранной деятельности, становлению социально-гражданской учащихся способствовали разработанные нами социально-экологические проекты, выполняемые в рамках школьного экологического мониторинга. Но вместе с тем ориентация на развитие ключевых образовательных компетенций предполагает необходимость разработки в внедрения системы оценочной деятельности учащихся (аутентичного оценивания, адекватной самооценки, взаимооценки, рефлексии образовательной деятельности). Наряду с этим образование в интересах устойчивого развитие предполагает развитие навыков оценки проблемы и поиска альтернативных путей ее решения, что подразумевает разработку методик конструктивного мышления, при котором различные точки зрения и подходы не противопоставляются друг другу, а сосуществуют. Этому будет также способствовать разработка и опробование экологических проектов, связанных с поддержанием систем жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.

С учётом вышесказанного можно выделить следующие направления экспериментальной работы (рис. 3).

  1. Обновление содержания экологического образования на основе (блок 1):

  • введения проблематики УР на основе регионального материала по проблеме жизнеобеспечения и качества городской среды;

  • создания базы данных для расширения информационного поля учащихся о глобальных экологических проблемах современности;

  • организации мышления учащихся для осмысления и поиска решения экологических проблем при помощи инструментов когнитивного мышления;

  1. Создание образовательной среды в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами в образовании в интересах устойчивого развития в соответствии с Городской целевой программой развития образования «Столичное образование-5», основанной на (блок 2):

  • разработке и реализации модели непрерывного экологического образования для УР и обеспечение преемственности образования в средней школе;

  • организации деятельности образовательного учреждения на основе индикаторов устойчивого развития;

  • интеграция общего и дополнительного образования в области экологического образования для УР;




  1. Разработка педагогических подходов (блок 3) на основе трёхстадийного подхода базовой модели (вызов, осмысление, рефлексия) направленных на:

  • овладение учащимися знаниями для формирования ключевых образовательных компетентностей;

  • разработка педагогических приемов, ориентированных на овладение способами деятельности в рамках школьного экологического мониторинга;

  • создание экологических проектов, направленных на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.

  • организации социально-значимой деятельности, связанной с личным участием школьников в улучшении местной экологической обстановки, получение общественно значимого результата, способствующего личностному росту школьников. Формирование единой команды учащихся и педагогов для принятия коллективных решений и выработки командного результата, направленного на воплощение идей устойчивого развития.




  1. Формирование диагностического пакета (блок 4) для оценки деятельности в рамках ГЭП:




  • подбор, адаптация и разработка рефлексивных технологий и системы аутентичного оценивания результатов образовательной деятельности, коммуникативных качеств учащихся, направленных на развитие навыков адекватной самооценки, взаимооценки и рефлексивных умений школьников на всех ступенях обучения для развития: активности субъектов познания в образовательном процессе, ответственности за результат обучения, мотивации образовательной и социально-значимой деятельности;




Введение проблематики УР на основе регионального материала по проблеме жизнеобеспечения и качества городской среды.

Организация мышления учащихся для осмысления и поиск решения экологических проблем при помощи инструментов когнитивного мышления.


Разработка педагогических приёмов, ориентированных на овладение способами деятельности в рамках школьного экологического мониторинга.

Создание базы данных для расширения информационного поля учащихся о глобальных экологических проблемах современности.



Использование деятельностных подходов для овладения знаниями в области экологии и УР для развития ключевых образовательных компетентностей.


Создание экологических проектов, направленных на осмысление ситуаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности, снижением факторов риска, а также поиском путей решения экологических проблем на основе личного участия.












^ БЛОК 3 – РАЗРАБОТКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Организация социально-значимой деятельности, связанной с личным участием школьников в улучшении местной экологической обстановки, получение общественно значимого результата, способствующего личностному росту школьников.


^ БЛОК 1 – ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ





  1   2   3




Похожие:

Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 icon18 февраля 2007 года "кубок слобожанщины-2007"
По вопросам регистрации на выставку обращаться по +38/057/ т/ф700-48-91 тел: +38-095 617-5140, +38- 050 658-98-94, mailto: V. Kisil@mail...
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconДепартамент образования и науки Краснодарского края
М. В. Ломоносова планирует провести 2 – 3 ноября 2010 г в г. Краснодаре межрегиональную научно-практическую конференцию «Формирование...
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconДокументы
1. /ЕГЭ/Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области/ПР1C1F~1.DOC
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconПриказ №452 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус региональной инновационной площадки по направлению «Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Воронежской области от 10 мая 2012 года №452 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус региональной...
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconДепартамент образования и науки краснодарского края
О работе телефонов «горячей линии» по вопросам организации и проведения единого государственного экзамена
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconДепартамент образования города москвы северо-восточное окружное управление образования государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №0000
Комиссия, назначенная приказом директора школы от августа 2007 года в составе
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconО порядке регистрации и работы на сайте «Общественно-государственная экспертиза учебников»
Для работы на сайте каждому участнику необходимо иметь личный адрес электронной почты. Зарегистрировать нескольких человек с одним...
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconДата Мероприятие
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, объявляет о местах регистрации...
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconБбк 66. 2 (2 Рос) к 59
Рф об авторских правах. По всем вопросам переиздания книги или заявок на ее приобретение в количествах не менее 50 экземпляров обращаться...
Приказ об открытии площадки и её составе Департамент образования планирует издать к 15 мая. По вопросам регистрации на сайте следует обращаться : инна 671-19-64 iconКалендарь участников егэ в 2012 году
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, объявляет о местах регистрации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов