\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" icon

"Далай-лама о дзогчене" "Три наставления проникающие в суть"



Название"Далай-лама о дзогчене" "Три наставления проникающие в суть"
страница1/3
Дата конвертации17.07.2012
Размер433.43 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
1. /три наставления, проникающие в суть.doc"Далай-лама о дзогчене" "Три наставления проникающие в суть"

"Далай-лама о ДЗОГЧЕНЕ" "Три наставления проникающие в суть"


У вас могут оставаться различные сомнения. Но сейчас не нужно ни размышлять, ни думать, то есть не идти на поводу у обычного сознания. Не думайте; “Это то, а это не то, это подобно тому, а то этому”. Ваш ум не должен замутняться никакими вида­ми цепляния. Пусть он остается просто ясным, просто осоз­нающим. Посмотрите, сможете ли вы оставаться с непоко­лебимой устойчивостью в естественном состоянии ригпа — по своей сути пустотном, просто ясном, просто осознаю­щем, изначально чистом.


ОСОБЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕМУДРОГО И СЛАВНОГО ЦАРЯ

Прежде всего, я бы хотел отметить очень важный момент. В буддизме теория и практика неотделимы друг от друга, и, б отличие от некоторых небуддийских традиций, в нем нет таких учений, которые ограничиваются лишь фило­софскими понятиями. В то же время, некоторые буддийс­кие учения могут отличаться друг от друга расстановкой акцентов. Есть такие наставления, в которых подробно объясняются стадии практики, а есть и другие учения, б которых детально разбираются основные философские понятия. Обратимся к трудам великих мастеров Индии. Ученый Нагарджуна б своих Шести Собраниях рассужде­нии, уделял первостепенное значение именно убедитель­ным доводам. Шантидева в работе Вступление на путь бодхисаттв (Бодхичарьяаватара) освещал более практические моменты, хотя девятая глава этого трактата, в кото­рой говорится о мудрости, адресована тем, кто не способен прямо войти в переживание истинного воззрения, посколь­ку для этого необходимо предварительно подготовить свой ум при помощи интеллектуальных рассуждении. Нагард­жуна в своем Хвалебном собрании объясняет немного по-другому- Подобные восхваления также относятся к циклу третьего поворота колеса Учения, таким, как Восхваляя Дхармадхату, Высшая тантра Махаяны, один из пяти трактатов Майтрейи, комментарии на сутры татхагатагарбха из этого цикла.

Следует упомянуть также песни переживания маха--сиддхов, доха, которые в некотором смысле являются на­ставлениями по практикам Ануттарайоги, высшего уров­ня Ваджраяны. Эти песни рождались спонтанно, как непосредственное выражение прямого переживания, в них нет пространных философских рассуждении, они отлича­ются простотой слога и точностью выражения сути. Итак, некоторые трактаты великих мастеров четырех школ ти­бетского буддизма — Сакья, Ньингма, Кагью и Гелуг — Делают акцент на теоретической основе, другие уделяют больше внимания выражению глубоких переживаний лич­ного непосредственного опыта практикующего. К этим последним и относится текст Дза Патрула Ринпоче Три наставления, проникающие в суть.


Патрул Ринпоче был великолепно образованным мас­тером и непревзойденным бодхисаттвой, но при этом от­личался исключительной скромностью. Однажды возле дома, где жил Ринпоче, собралась шумная толпа учеников, ожидавших наставника. Но Дза Патрул в тот момент нуж­дался в тишине и спокойствии, поэтому он незаметно ус­кользнул от них в соседнюю долину, где нанялся слугой в один из деревенских домов. В его обязанности входили все виды работ по дому, в том числе по утрам он выносил ночной горшок пожилой хозяйки. Тем временем исчез­новение Ринпоче было обнаружено, и неутомимые учени­ки стали прочесывать соседние деревни. Наконец они доб­рались до того самого дома, где служил Дза Патрул. -"Не видали Патрула Ринпоче?" — спросил хозяйку дома один из учеников. “Здесь никаких лам нет, — пожала плеча­ми женщина. — В доме кроме моей семьи живет только старик в потертой одежде, я недавно наняла его слугой”. Ученикам потребовалось совсем немного времени, чтобы узнать правду. Когда хозяйка дома поняла, какой вели­кий мастер ей прислуживал, в стыде и смятении она рух­нула перед ним на колени и разрыдалась. Эту историю мне рассказал Кхуну Лама Тендзин Гьялпен, вместе с ко­торым мы изучали Бодхичаръяаватару.

Теперь я прочитаю коренной текст:

Здесь содержатся Особые наставления премудрого и славного царя вместе с комментариями.42

Хвала Учителю!

Воззрение — Лонгчен Рабджампа, обширное безгра­ничное пространство. Медитация — Кхенце Одзер, лучи мудрости и любви.

Действие — Гьялве Ньюгу, деяния бодхисаттв. Всякий, кто практикует подобным образом, С легкостью обретет просветление в этой жизни, А если и нет, то будет счастлив. Как чудесно!


Что касается воззрения, Лонгчен Рабджампы, Есть три наставления, проникающие в самую суть практики.

Во-первых, расслабься и успокой свой ум, Без мыслей, не концентрируясь и не пытаясь их разогнать.

Пребывая б покое этого простого состояния, Внезапно выкрикни “Пхат!”, слог, разбивающий ум вдребезги, Сильно и резко. О чудо! Не осталось ничего. Ум поражен, прикован к месту изумлением,

Но тем не менее все прозрачно и ясно. Свежее, чистое и внезапное, а потому неописуемое состояние:

Распознай его как чистое Осознание дхармакайи. Это первое сущностное наставление — о прямом знакомстве лицом к лицу с состоянием ригпа.

Итак, в тексте объясняются такие понятия, как воззрение, медитация и действие. На самом деле воззрение прони­зывает все три слова, или наставления, и первое из них — это “прямое знакомство лицом к лицу с состоянием риг­па” - В данном контексте, как я уже говорил, воззрение есть способ обретения убежденности, избавления от сомнений.

Отныне, находишься ли ты в покое или в движе­нии,

Приходят ли гнев или вожделение, счастье или печаль,

Во всякое время, в любых обстоятельствах

Узнавай эту уже познанную тобой дхармакайю,

И два ясных света, уже знающие друг друга мать и сын, воссоединятся.

Покойся в этом состоянии неописуемого Осозна­ния.

Покой и блаженство, ясность и поток мыслей — отсекай их снова и снова

Внезапным ударом слога искусных средств и мудрости. Без различения между медитацией и состояниями после нее, Без разделения времени на медитативные сессии и перерывы,

Оставайся всегда в этой нераздельности. Однако пока не достиг устойчивости, Важно медитировать в стороне от дел и отвлече­нии,

Разделив практику на медитационные сессии. В любое время, в любой ситуации, Пребывай в потоке дхармакайи. Реши с абсолютной уверенностью, что превыше

этого нет ничего.

Вот второе сущностное наставление: “Прими реше­ние пребывать в этом едином состоянии и только в нем”. Если тем временем возникнут радость или печаль,

привязанность или отвращение, — Любые рассудочные мысли, чередой идущие одна за другой;

Будучи узнанными, они не оставят следа. Распознавай дхармакайю, в которой они все осво­бождаются.

Подобно тому, как исчезают письмена на воде, Процесс возникновения и освобождения становится

естественным и непрерывным. Тогда все, что бы ни появилось, станет пищей для

пустотности обнаженного ригпа, А все движения ума — внутренней энергией Царя

дхармакайи. Они изначально чисты и не оставляют следов.

О радость!

Все продолжает появляться так же, как и прежде, Разница в способе освобождения, вот в чем суть! Без этого понимания медитация становится лишь путем умножения иллюзий.

А с этим знанием, даже без медитации, пребываешь в дхармакайе.

Вот третье сущностное наставление: <'С прямой уверенностью пребывай в состоянии освобожде­ния от появляющихся мыслей”.

Далее следует колофон:

Истинное воззрение объединяет в себе эти три

сущностных наставления, А медитация, которая есть союз любви и мудрости, Сопровождается действием, свойственным бодхисаттвам. Даже если все будды трех времен соберутся

вместе, Они не смогут дать учения, превыше чем это.

Далее следуют строки, рассказывающие об истории воз­никновения этого текста:

Эта драгоценность, сокровенная сила ригпа,

Принесенная из глубин запредельного озарения

Открывателем сокровищ [тертоном] дхармакайи,

Пе похожа на богатства и клады земли.

Здесь содержится последний завет Гараба Дорже,

Самая суть мудрости трех передач Учения.

Я вверяю ее своим сердечным ученикам, запечатав

печатью тайны.

Они глубоки, эти слова, идущие из моего сердца. В этих сердечных наставлениях ключ ко всему

знанию. Не теряйте его.

Таковы Особые наставления премудрого и славно­го царя.

Теперь вернемся к началу и обратимся к комментариям на коренной текст.

Хвала несравненному владыке сострадания, мое­му коренному Учителю, наделенному великой добротой.

Здесь я объясню, как принять в свое сердце и прак­тиковать истинные воззрение, медитацию и действие. Во-первых, поскольку коренной Учитель полностью воплощает в себе Будду, Дхарму и Сангху, тот, кто искренне его почитает, в действитель­ности преклоняется перед всеми объектами прибежища. И потому: “Хвала Учителю!”

Я уже говорил вам, что в традиции Ваджраяны связь с коренным учителем считается главным моментом прак­тики- Особенно это касается учения Дзогчен, поскольку преданность мастеру играет решающую роль для ученика, получившего от него прямое введение в знание своей из­начальной природы — состояние саморожденного ригпа — и продолжающего тренироваться пребывать в этом состо­янии. Именно поэтому коренной текст начинается со слов:

<Хвала Мастеру>, а в комментариях говорится, что почи­тая своего Мастера, оказываешь почтение всем объектами Прибежища.

Теперь, что касается основной темы; если вы прак­тикуете от всего сердца с пониманием, что истин­ное состояние коренного Учителя и мастеров ли­нии передачи нераздельны с истинным состоянием вашего ума, это и есть основа воззрения, медитации и действия. Поэтому воззрение, медитация и действие объясняются в этом тексте через значения имен моего коренного учителя и мастеров линии передачи.

Дза Патрул Ринпоче так объясняет значение воззрения, медитации и действия потому, что для практикующего нет никого важнее, чем его коренной Учитель и мастера ли­нии передачи. Первым он обращается к Лонгчену Рабджампе, одному из мастеров его линии преемственности.

После он упоминает Джигме Лингпу, но под другим име­нем: Кхенце Одзер. И наконец, он призывает своего корен­ного учителя, Гьялве Ньюгу, то есть Дза Трама Ламу Джигме Гьялве Ньюгу. Патрул Ринпоче использует имена трех мастеров, чтобы объяснить суть воззрения, медитации и действия.

Истинное воззрение прежде всего состоит в пони­мании того, что вся полнота бесчисленных проявлений (Рабджам) сансары и нирваны в совершенстве пребывает и по своей природе тождественна всеобъемлющему измерению обширного пространства (Лонгчен) природы будды, которая есть истинная природа реальности, свободная от любых рассудочных построений. Итак: “Воззрение — Лонгчен Рабджам, обширное безграничное пространство”.

Дхармадхату, свободная от любых рассудочных построе­ний (тиб. spros med), называется также татхагатагарбха. Во всех школах Ваджраяны (как старой, так и новых) говорится об этой природе будды, мудрости ясного света. Поскольку невозможно установить в ней наличия подлинного, независимого существования, ее называют свободной от любых рассудочных построений”. По своей сути она изначально чиста, по своей природе она спонтанно при­сутствует. Природа будды является основой для всех про­явлений сансары и нирваны, это безбрежная ширь, обшир­ное пространство, бесконечная протяженность, в которой все появляется и где все растворяется. Чистая по самой своей сути, она и есть то, что мы называем воззрением. В этом обширном пространстве заключено все, и все, что в нем содержится, совершенно в своей завершенности.

Медитация — это единство пустоты и сострада­ния: мудростью (кхен., тиб. khyen) практики глу­бокого постижения, випашьяны, решительно по­стигать сущность воззрения (которое состоит в свободе от любых рассудочных построений), и однонаправлено пребывать пустоте, соединенной с искусными средствами практики шамапгхи, лю­бящей доброты (це, тиб. tse). Итак: “Медитация — Кхенце Одзер, лучи мудрости и любви”.

Как только ученик приходит к пониманию смысла воз­зрения, в нем естественным образом появляется искрен­нее, подлинное сострадание ко всем существам, не облада­ющим этим драгоценным знанием. Вот что, на мой взгляд, подразумевается под словами “Медитация— Кхенце Одзер, лучи мудрости и любви”.

Сочетав такое воззрение с медитацией, практикуй шесть парамит ради блага всех живых существ, придерживаясь пути бодхисаттв, “молодых рост­ков состояния будды”. Итак: “Действие— Гьялва Ньюгу, деяния бодхисаттв”.

Если ваша практика проникнута подлинным понимани­ем единства искусных средств и мудрости, создается осно­ва для совершения деяний бодхисаттвы, и результат ва­ших действий приносит подлинное благо всем существам. Поэтому в коренном тексте сказано: в Действие — Гьялва Ньюгу, деяния бодхисаттв”.

О том, кто практикует такое воззрение, медитацию и действие говорят, что он наделен счастливой судь­бой. Поэтому “всякий, кто практикует подобным образом...”

Тот, кто способен удалиться в уединенное место, отложив мирские заботы и полностью сосредото­чив свой ум на практике, обретет в этой жизни освобождение в изначально чистой основе. Поэто­му сказано: “... с легкостью обретет просветле­ние в этой жизни”.

Если ваша практика является подлинной, если она про­никнута пониманием ключевых моментов воззрения, медитации и действия, вы сможете уже в этой жизни обрес­ти освобождение в природе будды.

Если же это не удается, то одна только трениров­ка ума в таком воззрении, медитации и действии принесет знание о том, как превращать в Путь сами жизненные трудности. Надежды и страхи, сопровождающие обычные действия повседневной жиз­ни, перестанут вас беспокоить, и в последующих рождениях вы будете все более и более счастли­вы. Итак: “А если и нет, то будет счастлив. Как чудесно!”

Даже если вам не удастся обрести полное освобождение в природе будды в этой самой жизни, то, тренируясь, сочетая мудрость и искусные средства, вы обретете устойчивость и уверенность в реализации. Вы уже не сможете оказаться во власти неблагоприятных обстоятельств, потому что у вас появится возможность превращать их в Путь. В после­дующих воплощениях сила этой практики поведет вас ко все более устойчивым состояниям счастья. Такие мысли способны вызвать в человеке подлинную радость. Подве­дем итог: в этой жизни вы не должны позволять себе по­падать под влияние мечтательных ожиданий, страхов и других неблагоприятных переживаний, а учиться превра­щать их в Путь, и тогда в последующих жизнях вы будете обретать все более благоприятные условия.

Чтобы шаг за шагом объяснить благие воззрение, медитацию и действие, прежде всего я подробнее расскажу о том, как войти в сердечную сущность практики и тренироваться в воззрении. Итак:

Что касается воззрения, Лонгчен Рабджампы...” Вся полнота наставлений содержится в Трех Заветах. Поскольку они попадают в самое сердце сущности практики, то в корне пресекают все заблуждения. Итак: “Есть три наставления, прони­кающие в самую суть практики”.

Воззрение описывается тремя наставлениями, которые зат­рагивают или “ударяют” в самую суть.


1. О ПРЯМОМ ВВЕДЕНИИ В СОБСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИГПА


Прежде всего, существует метод ознакомления с воз­зрением, которое до сего момента не было для вас открыто. В общем, существует множество способов, проясняющих значение воззрения. На диалектическом пути Сутры используются методы, называ­емые лунг риг (тиб. lung rig).'13 Изучая писания Будды и великих мастеров и размышляя над их смыслом, ученик приходит к пониманию правиль­ного воззрения путем логики и рассуждении. В соответствии же с методом Колесницы Тайной Мантры, ученик после получения в третьем посвя­щении знания, основанного на примере, затем в четвертом знакомится с подлинной, окончательной мудростью. Здесь говорится об особом методе великих мастеров линии Сиддхов, согласно которому ученика вводят в знание природы ума, изначальное ригпа, путем полного растворения концепту­альной деятельности ума. Среди вздымающихся волн океана заблуждающе­гося ума возникают грубые по своей природе мыс­ли, которые устремляются вслед за объектами чув­ственного восприятия и скрывают истинный лик чистой природы ума. Поэтому, даже получив пря­мое введение в знание своего изначального состоя­ния, вы все еще не можете распознать его вновь. Поэтому позвольте грубым рассудочным мыслям успокоиться и проясниться. В тексте сказано: “Во-первых, расслабься и успокой свой ум'>.

Здесь указывается на саму суть воззрения, саморожденное ригпа, с которым вы были напрямую ознакомлены. Сна­чала не так просто получить введение в истинное состоя­ние ригпа, поскольку в наших умах непрерывной чередой возникают положительные и отрицательные мысли. По­пробуйте отыскать среди толпы того, о ком вы имеете лишь смутное представление; это занятие почти безнадежное. Но если вас с ним однажды уже познакомили, то разыскать этого человека даже среди большого скопления наро­да не составит особого труда.

Несмотря на то, что все мысли без исключения про­никнуты качеством чистого осознания, до тех пор, пока они связывают ум, обнаженное ригпа распознать невозмож­но. Поэтому в коренном тексте сказано: “Во-первых, рас­слабься и успокой свой ум”. Это значит, что вы не должны позволять мыслям создавать отвлечения. Вместо этого просто расслабьтесь.

Однако если оставить свой ум раскрепощенным и ничего не придумывать, он сам по себе предста­нет как мудрость ясного света. Ни один из путей, основанных на рассудочных построениях, не при­ведет вас к знанию вашей изначальной природы. Чтобы указать, что эта неизмышленная врожден­ная мудрость находится в вас самих, в коренном тексте говорится: “Без мыслей, не концентриру­ясь и не пытаясь их разогнать”.

Саморожденное ригпа извечно присутствует в нас самих. Оно является “истинной природой”. Но временное влия­ние рассудочных мыслей скрывает ее лик, делая незамет­ной. Для того чтобы истинное непрерывное осознание ригпа прояснилось, вам придется обойтись без дискурсивного мышления. Поэтому в тексте сказано: “Не концентрируясь на мыслях я не пытаясь их разогнать”.

Возможно, начинающий практик сможет устано­вить свой ум в состоянии естественного покоя в самом себе, но для него почти невозможно пре­одолеть привязанность к сопровождающим такую медитацию переживаниям вроде блаженства, ясности и отсутствия мыслей. “Пребывая в покое этого простого состояния...”

Недостаточно того, чтобы ум пребывал в состоянии покоя, поскольку здесь неизбежно возникнут переживания бла­женства, ясности и отсутствия мыслей, которые сами ста­новятся препятствиями для узнавания естественного со­стояния ригпа.

Чтобы освободиться от пут привязанности к та­ким переживаниям, обнажить всепроникающее ригпа и непосредственно войти в это состояние ясности: “Внезапно выкрикни “Пхат!” — слог, разбивающий ум вдребезги...” Поскольку особенно важно пресечь поток постоян­но возникающих мыслей и нарушить свою создан­ную обычным умом медитацию, нужно выкрик­нуть слог "пхат" внезапно, сильно и резко, поэтому в тексте сказано: “Сильно и резко. О чудо!”

Для того чтобы внезапно рассеять все мысли, создающие смятение в уме, следует выкрикнуть слог "пхат", и сде­лать это внезапно, сильно и резко. От этого звука пора­женный ум “вздрагивает”, и подобно тому, как в волнах за кормой быстро плывущего корабля на мгновение обра­зуется пустое пространство, между внезапно остановлен­ной и только еще готовящейся появиться мыслями возни­кает своего рода “щель”.

В этот момент вы свободны ото всех представле­ний о том, что же такое ум, и обретаете таким образом освобождение: “Не осталось ничего. Ум поражен, прикован к месту изумлением”.

В качестве способа остановки потока мышления, при ко­тором не допускается продолжения предыдущей и воз­никновения последующей мысли, используется сильный выкрик слога “пхат!”. Все мысли исчезают без следа, и ум остается просто ясным и осознающим. В этот момент ваш ум вздрагивает, удивленный и пораженный. Довольно труд­но объяснить, что здесь происходит, но вы можете понимать это примерно так: непрерывное переживание ума как алайи., основы всего обыденного восприятия, разрывается острием ригпа. Спадает покров обычных переживаний ума, и на мгновение в образовавшемся промежутке перед оче­редным цеплянием за объект можно встретиться с состо­янием обнаженного ригпа.

Мангто Лудруп Гьяцо44 в своих сочинениях цитирует множество источников, трактующих эту тему. В одном из своих сочинений он пишет: аВ промежутке между преды­дущей и последующей мыслями сияет непрерывное риг­па”.15 Осознание этого мгновенного присутствия, пережи­ваемого в промежутке между предыдущей и последующей мыслями, с легкостью обнаруживается таким методом. Как следствие, вы сможете не только его распознать, но и по­нять значимость того, что распознаете.

В этом состоянии дхармакайи, свободном ото всех представлений и всяких опор на что-либо, пребывает всепроникающее обнаженное осознание, та­кое, какое оно есть на самом деле: знание, выходящее за пределы ума. Поэтому: “Но тем не менее все прозрачно и ясно”.

Итак, в промежутке между уже прошедшей и еще не воз­никшей мыслями можно напрямую ознакомиться с само­рожденным естественным состоянием ригпа, прояснить его-

Это всепроникающее осознание есть самая суть невыразимой и изначально присущей мудрости, превосходящей все пределы и понятия, такие, как возникновение и прекращение, существование и несуществование. Оно неописуемо словами и на­ходится за пределами любых рассудочных пост­роений. Итак:
  1   2   3



Похожие:

\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconТест тибетское определение личности потрать немного время на этот тест и ты будешь удивлен
Далай Лама предлагает тебе проделать этот тест до конца, чтобы убедиться что он сработает и для тебя
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconТри выбора
Есть по крайней мере три пути питания дизельного двигателя биологическим топливом: используя растительные масла, жиры животных или...
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconВ каждом настоящем ученом скрывается поэт, а в каждом настоящем поэте – ученый. И настоящие ученые знают, что их гипотезы суть поэтические представления, а нстоящие поэты что их предчувствия суть недосказанные гипотезы…

\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconТест личности Далай Ламы
Тебе зададут всего четыре коротких вопроса, но ответы будут для тебя большим сюрпризом! Не обмани сам себя, пытаясь заглянуть в ответы...
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconВиктор яковлев Елка для наследника Тутти Новогодняя фантазия для театра по мотивам сказки Ю. Олеши «Три толстяка»
На сцене праздник: яркий свет, музыка и веселье. Горят бенгальские огни, взрываются хлопушки, взлетают змейки серпантина. На площади...
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconДокументы
1. /UA Суть, форми и причины инфляции/101-0008.DOC
2. /UA...

\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconБуддизм в России
Тибета. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского...
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconВ помощь читающему Псалтирь
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconКорнелий абрамцев сеанс у психотерапевта
Комедия в двух действиях, для шести персонажей. Три роли женские, три роли мужские
\"Далай-лама о дзогчене\" \"Три наставления проникающие в суть\" iconВ. Стрелов в помощь читающему Псалтирь
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов