Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов icon

Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов



НазваниеВторой период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов
Дата конвертации17.07.2012
Размер159.39 Kb.
ТипДокументы

№ 7.

Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы.

1. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов.

2. Русская Православная Церковь во второй период татаро-монгольского ига: 1246-1326 годы. Деятельность митрополита Кирилла по укреплению и оздоровлению церковной жизни страны. Преемники митрополита Кирилла: святители Максим, Петр, Фегоност, Алексий.




3. Служение святителей и благоверных князей в указанный период. Благоверный князь Александр Невский.


Традиционно мы говорим: “татаро-монголы”. Это очень обобщенно. Исходный ареал их кочевья (и то предположительно!) – пограничный район: Забайкалье и северный Китай. В таком случае современные бурято-монголы являются их прямыми потомками. Столица империи Чингис-хана, Каракорум (северная Монголия, на реке Орхоне) – вовсе не традиционная, а новая, им самим установленная в 1206 году.

Но общий историософский взгляд, империя Чингис-хана весьма напоминает Римскую империю, конечно, в азиатском варианте. Как и Рим в эпоху своего владычества, империя Чингис-хана существенно разноплеменная и религиозно толерантная. Но разница ещё и в том, что XIII-й век, когда она возникла, - век сложившихся мировых религий.

Христианство монголам давно известно – в виде несторианской ереси: они же прошли через Персию и вобрали в себя разные этносы, – в том числе и потомков и идейных наследников тех несториан, “непримиримых”1, выселенных в 457 году за Персидский рубеж Византии (они впоследствии, в VIII-IX веках частично примут ислам, – но далеко не все).


Что касается армии Батыя (Бату-хана, сына Джучи, то есть одного из младших внуков Чингис-хана), то она состояла в массе из туркменов и киргизов и только руководима была монголами; исходная область Батыя – киргиз-кайсацкие степи, до реки Урал. И сам город Сарай, новая столица Батыя, - на нижней Волге, на реке Ахтубе (течет параллельно нижнему течению Волги); слово “сарай” – искаженное турецкое ‘серайль’ – дворец.

Наконец, у кочевников ведь каждый мужчина – всадник и каждый – воин; потому и приходилось на каждого русского дружинника – до 100 “татаро-монгол”. Что касается науки переписи, учета и контроля, то она была ими заимствована – из северного Китая.


Религиозное самоопределение монгольской верхушки можно назвать скептическим монотеизмом: существует Единый Бог, Который равно покровительствует всем; но все порознь – христиане, евреи, мусульмане и “мы”, - принимая благодеяния Божии (и абсолютизируя их! – В.Е.), думают, что их вера лучше других2.

Вот это их “кредо” – на момент 1237-46 годов.
Поэтому, как и в Риме “Пантеон” – храм всех богов, так и здесь предпочитали покровительствовать, кроме “своей”, трем мировым религиям; особо отмечали Рождество и Пасху, благоговейно прикладывались к Четвероевангелию; при шатре хана обязательно были христианские часовни и “места отправления религиозного культа” – всех трех религий.


А в чем тайна такого скептического монотеизма? – В том, что его нельзя назвать в строгом смысле религией (religio - связываю): нет прямой связи с Богом, нет молитвы; нет, и не ждут, прямых указаний свыше – нет диалога. Скорее их религиозные понятия можно назвать деистическим мировоззрением; но с той оговоркой, что получение “ответа” препоручается служителям разных культов (потому и нет исключительности!), которым и надлежит молиться за великого хана и его дом, и за потомков и их дома, и так далее. Отсюда сразу начинается покровительство духовенству, выделяемому (традиционно для них!) в особую касту.


50-е–60-е годы XIII-го века ознаменованы важнейшим событием - легализацией Русской Православной Церкви в Орде; совершено это было великими святительскими трудами митрополита Кирилла Киевского и Владимирского (прибыл на Русь около 1249 года). Документальное выражение этой легализации - Жалованная грамота черному и белому духовенству3.

“... Мы пожаловали попов и чернецов и всех богадельных людей (Бога - для, “служителей культа”, что называется), чтобы они правым сердцем без печали молили Бога за нас и за всё наше племя и благословляли нас, не надо с них ни дани, ни пошлины - ни ханской, ни ханшиной; никто не смеет занимать церковных земель, вод, огородов, мельниц; никто не смеет брать на работу церковных людей (то есть монастырских и храмовых трудников - В.М.Е.). Никто не смеет взять, продать иконы и другие богослужебные вещи”. “...Чтобы духовные не проклинали хана, но в покое за него молились. Кто веру их похулит, надругается над нею, тот без всякого извинения умрёт злою смертью. Братья и сыновья священников, живущие с ними вместе, также освобождаются от всяких даней и пошлин”. И последнее: “А кто из баскаков возьмёт какую-нибудь дань или пошлину, тот без всякого извинения будет казнён”.

Эта грамота осталась и впоследствии, когда Орда приняла мусульманство4. И ханы, вступая на престол, несколько раз эту грамоту подтверждали. Она оставалась в силе до 1480, когда Орда чудесным образом исчезла из русских пределов.


2. И как венец усилий митрополита Кирилла, была создана в Сарае, то есть в столице Орды, Сарайская епархия. Ещё одна епархия, подчинённая Русской Православной Церкви. С какой целью? - То, что называлось при советской власти “удовлетворением духовных нужд” русских пленных, так же князей, которые вынуждены были жить в Орде по нескольку лет5. Это был и знак легализации церкви для самой Орды, поскольку среди татар стали часты случаи принятия христианства; преемники митрополита Кирилла решали частные вопросы, давали инструкции относительно церковной жизни Сарайской епархии, крещения и окормления новообращённых.


Ещё митрополитом Кириллом был крещён благоверный Пётр, царевич ордынский. Но вот уже в более позднее время, в сороковые годы XIV-го века, митрополит Феогност Киевский и Московский, дает инструкции6, чтобы служили литургию на переносных престолах, но регулярно, каждое воскресенье и каждый праздник.

Затем встал вопрос о крещении татар во взрослом состоянии: что делать, если кто из татар захочет креститься, а большого сосуда (купели) нет? Крестить троекратным обливанием с крещальной формулой (молитвой). (Очень напоминает наше житие в 70-е годы: кто крестился на квартирах, разумеется, могли быть крещены только поливательно). Затем, смертного часа ради, многие желали принять монашеский чин. Митрополит Феогност делает распоряжение, что в случае отсутствия игумена (поскольку монастырей в Орде нет), разрешить монашеское пострижение не только епископам, но и белым священникам и даже диаконам.

^ Где Дух Господень, там свобода (2Кор.3.17). Вот это несколько проливает нам свет на характер миссионерской деятельности русского духовенства и Русской Церкви в Орде. Насколько турки после завоевания Константинополя так и остались мусульманами, так и Сербия не подействовала на своих завоевателей; но что касается Руси - совсем другое дело. Татары крестятся часто, многие из-за этого покидают Орду и оседают на Руси. Отсюда такое обилие дворянских фамилий тюркского происхождения.


Второе важнейшее деяние митрополита Кирилла - ^ Владимирский поместный собор РПЦ 1274 года. Основные задачи, поставленные на соборе:

1. Исправление и оздоровление церковной жизни всего народа. Поднятие благочестия в духовенстве (среди некоторых священнослужителей намечается алчность к прибытку - это дело немедленно пресечь), а тем более, в народе и именно в годину искушений. Была задача подвигнуть весь народ на покаяние.

В этом отношении митрополит Кирилл является, безусловно, духовным предшественником нашего святителя Тихона Московского. Мы помним его послание 19-го года, что никакими интервенциями и зарубежной помощью нашу разруху не преодолеть, она преодолевается всенародным покаянием.

2. Решение вопроса о воссоздании и развитии книжного дела на Руси, по монастырям. Многое, конечно, пострадало, но теперь, когда дана вот эта ханская жалованная грамота, книжное дело может быть вновь восстановлено и продолжать развиваться, что и было.

Затем, обучение грамоте и духовным дисциплинам, то есть школы, в основном по монастырям. Подготовка квалифицированных кадров священнослужителей.


Откуда такой титул “Киевский и Владимирский”? В Константинополе, конечно, знали, что происходит на Руси, но как была в своё время утверждена Киевская митрополия, так она у них по документам и значилась. И митрополит Кирилл получил благословение на митрополию Киевскую. Прибыл он в Киев, и застал, что ему даже негде жить. Софийская каменная церковь в запустении, Десятинная церковь также. Киево-Печерская обитель разбрелась и в городе оставалось не более 200 домов. Митрополит Кирилл становится странником на Русской земле, устраивая церковную жизнь, объезжая паству.


Главное, но не основное, его место пребывания - Владимир; если проследить по летописи, митрополит бывает и в Новгороде, и в Ростове Великом. Когда в 1270 году близится вооружённый конфликт с Тверью, митрополит улаживает и это, сохранилось его послание. Словом, первосвятитель Русской Церкви действительно оказывается Ангелом-предстоятелем её. Когда митрополит Кирилл в 1280 году успокоился от трудов своих, то дела его видимым образом продолжались и шли вслед за ним (Апок.14.13). Кстати, митрополит Кирилл последний из предстоятелей РПЦ, погребённых ещё в Киеве.


Преемник его — святой митрополит ^ Максим Киевский и Владимирский,7 явился так же, как в своё время митрополит Михаил, первый митрополит Киевский, устроителем и утешителем Русской земли. Странник он ещё более митрополита Кирилла, сказано: “хождаше по всей земле Русстей”; похоронен во Владимире.


Преемник его митрополит ^ Пётр Московский (+21 декабря/3 января 1326 г.), родом из Галицко-Волынской области (то, что мы сейчас называем Западной Украиной). Посвящение он получил также в Константинополе, поэтому тут имеется небольшой разнобой дат, избран в 1306 году, но получил благословение Константинопольского Патриарха в 1308 году.


Начало XIV-го века для Русской Церкви — период святительства митрополита Петра - оказывается весьма судьбоносным, а именно: Орда спохватилась, в лице своего хана Узбека, взошедшего на престол в 1313 году; произошло существенное изменение в положении Церкви и особенно церковного управления. Отныне ордынские ханы требуют себе церковных прав, принадлежащих христианским государям. Они ведут обширные связи с Византией (сам Узбек женат на дочери императора Андроника II Палеолога), через Сарайскую епархию, кое-что свойственное Византии они прекрасно схватили, поняли и решили применять.


^ С 1313 года не только князья удельные получают ярлык на княжества, но и митрополит, предстоятель РПЦ, должен был получить ярлык, а если хан меняется, то получить новый утвердительный ярлык от нового хана. В жалованной грамоте духовенству храмы и монастыри выделяются в особую социальную группу, у них изменяется социальное положение, чего на Киевской Руси никогда не было (духовенство почитали как духовных отцов, но их социальный статус был как всего народа).

Здесь мы видим, что именно духовенство освобождается от поборов. А вся остальная страна подлежит разорению. Хан Узбек настаивает, чтобы этот новый порядок получения митрополитами ярлыков начинался уже с него, и довольно властно он сумел этот новый порядок утвердить - только для предстоятеля, но не для всех епархиальных епископов. Мы видим - и митрополит Пётр и митрополит Феогност и митрополит Алексий и последующие регулярно ездят в орду8. Первым, кто пошёл за этим унизительным ярлыком, был святитель Пётр, митрополит Московский.


Вспомним: младший сын Александра Невского, Даниил Александрович, устраивает Москву государственно, он же стремится к благочестию, поэтому, принимая и постриг в конце жизни, старается устроить Москву и церковно. Старший его сын, Юрий Данилович, действительно, урод в семействе, прославился тем, что оклеветал благоверного князя Михаила Тверского и спровоцировал его убийство в Орде; и, узнав об убиении князя Михаила, плясал. Там же, в Орде, был убит старшим сыном убиенного князя Михаила, Дмитрием Михайловичем, по прозвищу Грозные Очи. Московское княжение достаётся второму сыну Даниила Московского - Ивану Калите.

Вражда с Тверью продолжалась, ему не удалось её потушить. В остальном Иван Калита отличался не только набожностью, но и ревностью к храмоздательству. Затем, безусловно, добротой и хозяйской заботой о Московском народе. Прозвище его “Калита” - мешок с деньгами. Он казну прикапливает, но он же её щедро раздаёт. Не только милостыню, но и вообще помогает всем, то есть высоко поднимает уровень благосостояния города.

(Еще Александр Невский в 1262 году выхлопатывает в Орде право удельным князям самим собирать дань и представлять её хану - без посредства татарских чиновников – баскаков; этот статус сохраняется неизменно).


Святитель Пётр избирает для резиденции как бы своё последнее место пребывания, в конце жизни и служения своего, в 1325 году - Москву, тогда еще маленький городишко. Именно с князем Иваном Калитой он ведёт очень серьёзную пастырскую работу и даёт ему великое обетование. Митрополит Пётр велел посвятить сей град Матери Божией и построить в честь Успения Её церковь каменную и предрёк так:

1. “Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом своим более других князей”. - Фактически это пророчество было потом истолковано. Действительно князь Иван Данилович Калита, Иоанн I, основатель династии московских Рюриковичей.

2. “И город твой будет славен между Русскими городами” – то есть будущая столица и центр кристаллизации при собирании Русских земель.

3. “Святители будут жить в нем” - то есть митрополия, церковный центр переместится в Москву.

4. “Руки его (то есть города) взыдут на спину врагов его” - означало, что освобождение от татаро-монгольского ига пойдет от Москвы, под ее началом.

5. “И Бог прославится в нем” - то есть Москва будет славна своими святынями.


И это свершилось. Храм Успения Богородицы был воздвигнут. Святитель Петр – первый из русских предстоятелей - был в нем погребен. Тот Успенский собор Кремля, в котором почивают мощи святителя Петра, воздвигнут при Иоанне III. Но мощи святителя Петра, уже открыто почивавшие и почитающиеся доселе, были туда перенесены. Место погребения Петра никогда не переносили. После открытия Данилова монастыря в 1980-е годы возникла идея перенести туда и мощи святителя Петра и, хотя молились, но совершенно безрезультатно. Разумеется, не было Божьего благоволения мощам святителя Петра почивать где-либо, кроме Успенского собора. Прославление святителя Петра совершилось очень скоро при митрополите Феогносте в 1339 году.


Это II-й период татаро-монгольского ига: 1246-1326 годы, 80-т лет. Первый период – нашествие, то есть 1237-1246 годы. Второй период характеризуется вполне определённым церковным устроением и началом нового государственного устроения Русской земли.


Преемник святителя Петра - митрополит Феогност Киевский и Московский. Вначале поселяется в Киеве, но спустя небольшое время, ещё в княжение Ивана Калиты, перебирается в Москву. И становится постоянным советником, другом и духовным пастырем Ивана Калиты и его сына Симеона Иваныча - Симеона Гордого. Скончались они в один год от моровой язвы, которая свирепствовала в Москве в 1353 году.


Остановимся на завещании Симеона Гордого, где, в частности, сказано: “Не слушайте лихих людей, слушайте во всём отца нашего Алексия”. Алексий избран после Феогноста на Московскую митрополию, но ему ещё предстояло ехать в Константинополь и там получать окончательную пастырскую подготовку, а затем посвящение на кафедру митрополита Московского. После этого уже и Константинополь как бы отмечает у себя перенос церковного центра во Владимир (номинально), и фактически – в Москву. Забегая вперёд, скажем, что некоторое время существовали две митрополии. Получил посвящение в Константинополе митрополит Киприан, святитель Киприан Московский, на кафедру Киевскую. К Киевской епархии относилась и новообращённая Литва.


^ 2. Служение благоверных князей, начиная с Александра Невского.

15 июля 1240 года происходит Невская битва со шведами. Король Эрик Картавый посылает войско, но по-настоящему предводительствует им полководец ярл Биргер. Александр Невский побеждает и в том же году его выгоняют из Новгорода. И он спокойно, тихо удаляется к своему отцу Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое гнездо. Ярослав Всеволодович имеет титул “Великий Князь Владимирский и Суздальский”. И от своего отца Александр получает маленький удел Переяславль Залесский, в котором некоторое время и сидит. В это время, независимо от русских событий, окончательно объединяются Тевтонский и Ливонский рыцарские ордена. Объединенный союз орденов ведёт дело на покорение не разорённой татарами новгородской земли.

Что они делают в первую очередь? Захватывают два погоста9: Копорье и Тёсов, в Копорье строят настоящую рыцарскую крепость, или укреплённый замок, обнесённый стеной, рвом, и валом и там укрепляются. Они захватывают важнейшие торговые пути, отрезая новгородских купцов от Балтийского моря. Только после этого новгородцы являются в Переяславль Залесский просить Александра Ярославовича вновь на Новгородское княжение. Псков взят тевтонами в том же 1240 году. И вот кротко, спокойно, без единого слова укора, Александр Невский в 1241 году возвращается в Новгород.

Вскоре он совершает поход - освобождение от тевтонских укреплений Копорья, то есть освобождение торговых путей, чтобы сразу дать городу возможность жить. Копорье он берёт приступом и срывает все укрепления до основания, чтобы было далее неповадно. Но этого мало, новый освободительный поход за освобождение Пскова и уже с подкреплением войска из Владимира Суздальского с братом своим, князем Андреем Ярославовичем.


5 апреля 1242 года состоялось знаменитое Ледовое побоище; молитва Александра Невского: “Суди, Боже, и рассуди прю мою от языка велеречива. Изми мя от врагов моих, Боже, и от восстающих на мя, яко можеши хотяй, помози ми, Господи, яко же древле Моисеови на Амалика и прадеду моему великому князю Ярославу на окаянного Святополка”.

Летом 1242 года прошла война с пограничным соседним великим князем Литовским Миндовгом, притом тоже поход защитительный, поскольку объединённая Литва грабит Новгородские пределы. Защита земли опять поручена князю Александру. Куда его призвали на защиту - он выполняет свой долг во всю меру своих сил. Этим, однако же, не заканчивается его служение.

Истинное христианские деяние - это непоминанье своих обид. Он спокойно сидит в Новгороде до 1246 года, когда его отец великий князь Ярослав Всеволодович был отравлен в столице великого Монгольского ханства Каракоруме. Орда, в сущности, вассальное ханство; центр великого ханства бывшей империи Чингиз-хана - в Монголии, Каракорум.


Документы, которые мы сейчас изучаем, говорят о сильно развитом делопроизводстве, хороших административных навыках монголов. И вот между вассальным ханством – Ордой - и столицей империи идут постоянные склоки. Татаро-монголы - это не единство, это постоянная внутренняя тёмная рукопашная борьба, яд, заговоры и вообще - тьма кромешная. Ярослав Всеволодович пал жертвой не своей политики, а попал в расщелину. Батыем была недовольна вдова великого хана Удегея Туракине, поскольку он дал ярлык Ярославу Всеволодовичу на великое княжение русское, Владимиро-Суздальское, а центром и татарами уже признан Владимир - без согласия с ханшей и её сыновьями. Так вдова хана отравила Ярослава - в знак протеста.


После этого и Александр и брат его Андрей были вызваны в Орду и в конце 1246 года туда отправились, где оказывается, что вдовая ханша, отравившая Ярослава, однако желает Александру покровительствовать и присылает за ним в Орду из своего Каракорума специального гонца; но Батый находился в оппозиции к самй великой столице, поэтому он и не спешил отправить братьев Александра и Андрея, да и сам Александр Невский понимает, что Каракорум далеко, а Орда близко. Пускай у них свои свары, а сейчас с Ордой Русь не в состоянии бороться; но он понимает и другое главное - знамение времени. Он, так же как и митрополит Кирилл, засвидетельствовали своей деятельностью, подвигом, всею жизнью, что татары - Божий бич, который держит Сама Десница Господня, поэтому борьба с татарами есть попытка остановить Десницу Господню, наказующую, но не умерщвляющую. И дело это - не только безнадежное, но и нечестивое. История, то есть Промысел Божий, выражаемый во временных событиях жизни людей, подтверждает истинность этого пути.

А именно: в Каракорум и Андрею и Александру пришлось ехать. Андрей понравился больше в Каракоруме, Александр меньше, Андрей получил великое княжение Владимиро-Суздальское и отправился в 1250 году туда. Александр получил княжение Киевское, потому что в Орде лучше, чем где-либо, было известно, что Киев разорен. Ждать пришлось недолго.


В 1252 году Владимиро-Суздальское княжество, Ярославль и ещё севернее - все эти земли были охвачены национально-освободительным движением, которое и возглавил младший брат Александра Невского, князь Андрей Ярославович. Против этого национально-освободительного движения ханом Сортаком, соправителем Батыя, отряжается полководец Нерюй, который разбивает их наголову, разоряет, сколько ему не лень.

Бедный Андрей Ярославович бежит в Новгород. Но в Новгороде его не приняли; тогда он эмигрирует в Швецию, с которой он только что боролся вместе с братом. Там ему дают право убежища, но там он бесславно заканчивает свои дни; а вот в 1252 году Александр Невский, наконец, получает на княжение Владимиро-Суздальское ханский ярлык. После этого в Новгороде либо сын его Ярослав, либо посадник.


Прежде всего, он поднимает большой труд по устроению сожженной и разорённой земли; занимается даже мелочами; ищет людей-беглецов по лесам и водворяет их снова в дома. Кто-то ведь должен на земле работать. Вторая поездка князя Александра Невского в Орду - это уже 1262 год, когда развивается основная деятельность митрополита Кирилла, который тоже пребывает во Владимире; он является по-настоящему духовным отцом и руководителем Александра Невского; их общее дело - это уже церковное устроение в отношении Орды, легализация. Во-первых, нужно освободить Русь от вассального подчинения Орде, означающего участие русских дружин в военных походах самой Орды.

Здесь Александру уже не до княжеской чести; он тихо, с должной мерой унижения, объясняет, не торопясь, что дружина княжеская - это всего лишь гвардия, что земля запустела, что ратных людей нет, старики и подростки. Ополчение, например, собирать не из кого. И кое-как этому объяснению поверили. И другое: только во вторую ордынскую поездку он исхлопатывает разрешение для русских удельных князей самим собирать дань. Надо иметь в виду, что в это время ещё волнение против татар перекинулось и в Новгород. Возмущения охватывают всю завоёванную территорию. Приезд баскаков служит сигналом для поднятия вооружённого конфликта.


Около года благоверный князь Александр пробыл в Орде и силы его были подкошены именно этим годом. На возвратном пути из Орды он разболелся и вынужден был остановиться в Городце10. Чувствуя приближение смертного часа, принимает схиму с именем Алексий. После принятия великой схимы, в день памяти апостола Филиппа 14 ноября, преставился.

Но память Александра Невского мы празднуем 24 ноября/6 декабря: время его погребения его во Владимире и начало его прославления во святых, поскольку при вручении разрешительной молитвы рука его сама протянулась из гроба и разрешительную молитву приняла.

При получении известия о его преставлении на много вёрст вперёд вышли встречать его честные останки: и митрополит Кирилл, и весь священнический и монашеский чин Владимира и множество народа. “Дети мои, знайте!” - воскликнул митр. Кирилл - “Знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской”.

В молитве великому благоверному князю Александру Невскому сказано так: “Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси и нас твоею помощию пребывати коегождо в неже призван есть, настави” - каждого наставь тщательно проходить то служение, к которому он призван.


1 То есть, не принявших “формулы соединения” 433 года – ороса III-го Вселенского Собора.

2 Ответ великого хана Менгу – третьего преемника Чингис-хана – францисканскому проповеднику в 1263 году.

3 Известна грамота митрополиту Кириллу хана Менгу-Темира (1266-1281); но были, несомненно, и более ранние; время учреждения Сарайской епархии – 1262 год.

4 В правление хана Узбека (1313-1340).

5 .Александр Невский прожил в Орде с конца 1246-го по 1250-й годы.

6 Надо иметь в виду, что татары всё-таки полукочевой народ, столица империи Каракорум - далеко, поэтому храмоздательства серьёзного в самой Орде быть не может.

7 Память 6 декабря на Николая Чудотворца; тихонечко он в наших календарях переведён в местночтимые. Он, грек по национальности, скончался 1305 г.

8 Е.Е. Голубинский, т.II ("Московский период" от 1246 до Ивана Грозного).

9 Погост – военизированное поселение.

10 Тверская область.




Похожие:

Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconЧетвертый и последний период татаро-монгольского ига: 1448 – 1480 годы
Стояние на Угре”. Окончание татаро-монгольского ига, великой эпитимии русского народа и русской Церкви. “Преславной чудо Пресвятой...
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconРусская Православная Церковь во время татаро-монгольского ига. Третий период (1326-1448 годы)*
Возвышение Москвы1 и официальный перенос в Москву (номинально во Владимир) кафедры предстоятелей Русской Православной Церкви
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconТретий период татаро-монгольского ига (1326 1448 годы). Возрождение монашеского делания на Руси в xiv-ом веке
Фиваида — монашеская страна 4-5 века в Египте. Наш север: от Москвы до Соловков был прозван “Северной Фиваидой”~ по количеству иноческих...
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconЭпитимия1 святой руси. Татаро-монгольское иго
Нашествие татар и покорение Руси 1237-1246 годы. Политика Орды в начальный период завоевания Руси
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconДокументы
1. /Тищенков. ЧТО ПРЯТАЛИ ЗА ТАТАРО-МОНГОЛЬСКИМ ИГОМ.doc
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconДокументы
1. /OБЗОР.doc
2. /Аннотация.doc
3....

Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов icon1. цивилизационный подход к истории россии
Они несводимы к русскому. Татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие ценности...
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconСовременные средства поражений Их краткая характеристика

Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconIii. Убийство императора Александра II и его церковное осмысление
Становление “светского богословия”. К. Н. Леонтьев, В. С. Соловьев: краткая характеристика
Второй период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов iconТема Пояснения, представляемые в составе годовой отчетности
Краткая характеристика табличной части Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов