1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы icon

1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы



Название1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы
Дата конвертации17.07.2012
Размер95.61 Kb.
ТипДокументы

№ 17.

1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы.

2. Установление патриаршества в Русской Православной Церкви. Признание автокефалии Русской Церкви восточными патриархатами (1589 – 1593 годы).




3. Благоверный царь Феодор Иванович.


Кириллин день 18 марта 1584 года: скончался Иван Грозный, постриженный в схиму с именем Ионы (согласно большинству свидетельств уже мёртвым)1. Погребен он был в диаконнике Архангельского Собора рядом с убитым им сыном Иваном, который был убит им в ноябре 1581 года.

Сразу начинается бунт, притом не стихийный, а инспирированный одной из соперничающих боярских группировок. Но, в отличие от времени Ивана Грозного, эту группировку даже не стали выявлять, а пользуясь тем, что был назван второй претендент, то есть царевич Димитрий, которому было тогда 2 года (он 1582 года рождения), этого второго претендента вместе с его матерью Марией Нагой и ее двумя братьями Григорием и Михаилом, отправляют в Углич.2

Инициатором немедленного отправления был не Борис; по завещанию Ивана Грозного была учреждена опека над Феодором “по его скудоумию”. Надо сказать, что Иван Грозный, как и все люди страстнуго характера, детей своих не любил, не говоря уже о том, что ему постоянно мерещились соперники; в этом смысл убийства Ивана Ивановича. Иван Грозный избил посохом его третью жену Елену Шереметьеву, беременную, с точным расчетом, что она выкинет, чту и получилось. Сына Федора он тоже не любил, поэтому разговоры о его умственной неполноценности начались при Иване Грозном, с самого трона.

Боярская опека, то есть Захарьин-Юрьев, Мстиславский, Бельский, Годунов, - решает единодушно отправить младенца Димитрия. Город Углич был назначен еще Иваном, поскольку, во-первых, имения Нагих находились в окрестностях Углича, и, во-вторых, перед этим Углич был также уделом родственников Ивана Грозного, к этому времени умерших; последним владельцем был малолетний Василий Владимирович – сын удушенного Владимира Андреевича Старицкого.

После отправки царевича Димитрия смута еще продолжается: идет тайная борьба внутри самой опеки. Тогда Борис решается на важный шаг (это всегда было ему свойственно): он собирает 4 мая 1584 года расширенное заседание боярской думы с приглашением духовенства, дьяков и служилых людей. Эта расширенная дума передала свое “слезное моление” Феодору сесть на престол. 31 мая, в праздник Вознесения, совершается венчание на царство царя Феодора Иоанновича3.

После венчания на царство народные волнения успокаиваются, чему сильно способствует исходящая от Бориса раздача хлеба, продуктов московской бедноте и разоренным погорельцам.
4

Потихонечку очищается пространство вокруг престола. Богдан Бельский (не прямой племянник Малюты Скуратова, член “опеки”) – обвинен в организации второго бунта. После венчания на царство царя Феодора Борис Годунов получает титул ближнего боярина, наместника Казанского и Астраханского царств, а Иван Петрович Шуйский, в свое время отстоявший Псков, становится как бы владельцем Пскова (все доходы, пошлины с города и так далее идут в его карман).

Наконец, Никита Романович Захарьин-Юрьев в том же 1584 году выходит “из строя” по болезни: его разбил паралич. Скончался он в апреле 1586 года, но ни в каких делах уже не принимал участия. Начиная с середины 1585 года в стране как бы два царя: один гласный – Феодор, другой негласный – Борис Годунов.5

Поскольку головы не летят, то зашевелилась противоположная партия, во главе которой встали князья Шуйские Иван Петрович и его двоюродные братья Андрей и Димитрий Ивановичи. Царю Феодору подают петицию (1586 год): просят развестись с Ириной ради ее неплодства. Притом, петицию подписал и московский митрополит Дионисий. Вот тут Борису потребовалась чрезвычайно свойственная ему дипломатия. На митрополичьем дворе по указанию царя собираются все подписчики петиции и к ним обращается Годунов с ласковой речью, что дело это безбожное, беззаконное и бесполезное: жениться от живой жены. Вдобавок, Федор и Ирина оба молоды, еще могут иметь детей, а если бы и не было их, то существует младший брат Димитрий. Поэтому женитьба на княжне Мстиславской (отец ее уже пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре, а когда-то был членом “опеки”) дело беззаконное и такого лучше не повторять. Митрополит Дионисий согласился с этим, бунта не произошло, хотя и крикуны (посадские люди) были. А после этого тихо-тихо митрополит Дионисий отправляется в Новгородскую епархию в Варлаамо-Хутынский монастырь. Варлаама Крутицкого, который тоже поставил свою подпись, – также отправляют на покой, но в другое место. И вот тогда на московскую кафедру призывают Ростовского архиепископа Иова6, из рода Савеловых – посадских людей города Старицы. В 1586 году он становится московским митрополитом.7

Начиная с 1586 года начинается полное согласие в правлении и 12 лет Москва живет тихо. В Московском царстве только идет внутренний созидательный процесс. Правление Бориса в эпоху Феодора напоминает внутреннюю политику Владимира Святого. Прежде всего это постройка городов – в основном по Волге. В это время было построено: Царево-Кокшайск8, Царево-Санчурск, Уржум. В среднем течении Волги основаны: Саратов, Переволока (сейчас его нет, а на этом месте сельцо) и Царицын (нынешний Волгоград) – в честь царицы Ирины. Политика постройки городов-крепостей способствует укреплению границ.

Кое в чем в 1585 году Борис прижимает монастырское и архиерейское землевладение: отменены так называемые “тарханы” – всяческие налоговые льготы для архиерейских и монастырских вотчин. С них начинают брать налоги, но через некоторое время по ходатайству царя (да и сам Борис решил отступить) “тарханы” возвращаются.


Что касается Поволжья, то местному населению (татарам, черемисам, мордве) там даны те же права, что и русским переселенцам. На западе: не надо забывать, что граница с Литвой тогда шла по Орловской и Смоленской областям: строится пограничный город Ливны (нынешней Орловской области). И возобновляются в конец разоренные при Иване Грозном Курск и Воронеж. В эти южные и юго-западные области призываются переселенцы с Украины (украинские служилые люди) и эмигранты из Литвы. Тут-то и появились такие фамилии как Кирюшенковы, Федченковы, Маленковы – когда-то имевшие украинскую фамилию.

Астрахань обведена каменной стеной, на Севере построен Архангельск.

1586 год – начало церковно-дипломатической работы Бориса об установлении патриаршества в Москве. В этом году впервые за весь период (1448 – 1586 годы) в Москве появляется Вселенский Антиохийский Патриарх Иоаким.


Вернемся на 100 лет назад. Вспомним, в 1448 году – русская Церковь, автономная с самого начала (фактически с 1037 года), как бы сама восхитила себе автокефальные права. Заключалось это только в том, что перестали брать благословение в Константинополе для Московских митрополитов. Но после освобождения от татарского ига привносится некая черточка: в архиерейскую присягу вводятся слова о неприятии из греков и “из Константинополя людей” ни на Московскую митрополию, ни на какую-либо епископию. Де-факто - это укрепление самовольного отторжения. Против этого, например, возражал преподобный Максим Грек (после 1503 года); но Константинопольская патриархия все терпит. Присылаются посольства на Русь за милостыней, но с грамотой – то есть личные представители восточных патриархов. Когда, в свое время, в 1525 году, Василий III просил благословения на развод, то хотя все три Вселенских Патриарха отказали, но все они ответили. Так что связи с восточными патриархами есть. Они как бы закрывают глаза на некоторые самовольные действия московской митрополии.

Поэтому приезд Антиохийского Патриарха был расценен в Москве еще и как примирительный шаг. Этим немедленно воспользовались. Созывается расширенное заседание боярской думы, с приглашением многих чинов духовенства, под председательством царя Феодора. Тут царь обращается к представителям страны и к Патриарху за авторитетной консультацией: впервые гласно поднят вопрос об учреждении патриаршества на Москве. Естественно, что вся дума ответила дружным согласием, а антиохийский Патриарх отвечал, что ничего здесь незаконного или противоречащего священным канонам нет, но требуется согласие всех Вселенских Патриархов и он, Иоаким, со своей стороны, обязуется в этом отношении выступить парламентарием по просьбе Московского царя, но не митрополита (то есть, по просьбе гражданской власти).


По возвращении Иоакима домой, летом 1588 года в Москву прибывает Константинопольский Патриарх Иеремия. Он ведет беседы с Феодором и с Ириной (через переводчика). Здесь мы вернемся к мнимому “слабоумию” Феодора: ни Антиохийский патриарх, ни Константинопольский никакого слабоумия не заметили; наоборот, держался царь, хотя и смиренно, но весьма разумно, и все, что говорил, было даже тонко. Существует еще письмо Сапеги (польского посла) к Стефану Баторию, что “ума у него нету вовсе”, но верить таким заявлениям, да ещё представителя только что воевавшей с Москвой державы, – безграмотно.

Ирина говорила так трогательно, не только о патриаршестве, но в основном о семейных делах, просила патриарха молиться о разрешении ее от безчадия и так далее, что Патриарх расплакался.

После всего этого, по “дирижерской палочке” Бориса, начинаются прямые переговоры. Прежде всего, Иеремии предложили самому стать российским патриархом; но в то же время указали, что нужно будет изучить русский язык и церковно-славянский, изучить русские обычаи, полюбить русский народ и землю, а главное, и Божия и человеческая правда воспрещает низложение или перевод Московского митрополита Иова на другую кафедру: на живое место в Москву патриарха не ставят; а предложили ему жить во Владимире, как городе исторически старшем, нежели Москва. Выслушав таковое сложное предложение, патриарх только развел руками и сказал, что патриарху жить не в столичном городе неприлично, да и нет прецедента.

Тогда был поднят вопрос о возведении на патриаршество уже фактического предстоятеля Русской Церкви - митрополита Иова Московского, что и было торжественно совершено 26 января 1589 года – интронизован первый русский патриарх святитель Иов Московский.

Богослужение возглавлял патриарх Константинопольский Иеремия. Возвращаясь в Константинополь, он оставил грамоту-уложение о даровании автокефалии и Патриаршества от Матери-Церкви. На учреждение патриаршества нужно было согласие всех Вселенских Патриархов. И в 1590 году в Константинополе собирается Малый Поместный Собор с участием всех патриархов, кроме Мелетия Александрийского9 – он не явился в знак протеста на том основании, что Иеремия действовал в Москве, не получив предварительных полномочий от патриархов-собратий.

То, что произошло в Константинополе, стало немедленно известно в Москве. Было послано и официальное уведомление, и работали вовсю московские послы. Московское правительство под руководством Годунова возбуждает вторичное ходатайство в Константинополе: рассылает ходатайственные грамоты каждому патриарху лично.

В 1593 году собирается второй поместный Собор в Константинополе с участием и Мелетия. Здесь права автокефалии РПЦ и права Патриаршества в Москве признаны всем Собором и московскому Патриархату дано 5-е по чести место после Патриарха Иерусалимского, каковое место мы занимаем и по сей день.10

Собор в Константинополе 1593 года утвердил Московское патриаршее достоинство: после Великой Схизмы 1054 года первенство чести принадлежит патриарху Константинопольскому, второе по чести место – патриарху Александрийскому, третье по чести место – патриарху Антиохийскому, четвертое – патриарху Иерусалимскому, пятое – патриарху РПЦ, шестое – католикосу-патриарху Грузинскому.


Завершая период с 1448 по 1593 год можно сказать, что за 7 лет (с 1586 по 1593 год) были достигнуты такие успехи, о которых перед этим и не помышляли. Вот что значит - уметь во время держать голову с поклоном, язык с приговором. Митрополичье достоинство было присвоено четырём епархиям: Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой. (Сейчас у нас митрополичьи кафедры следующие: Киевская, Крутицкая, Петербургская (расширение Новгородской епархии в Синодальный период; тогда был митрополит Петербургский и Новгородский), Минская).

Пять епархий получили достоинство архиепископий: Суздаль, Рязань, Тверь, Вологда и Смоленск. Жизнь епархий шла под руководством патриарха, но начинал он всегда с себя: являет пример личного благочестия и личной рачительности.

Три епископии вновь образованы: Нижегородская, Псковская и Корельская (была аннулирована в 1611 году, когда Корелы были захвачены шведами; ныне – епархия Петрозаводская и Карельская).


Последнее десятилетие правления Феодора – дальнейшее укрепление церковной и государственной жизни. Ливонская война при Иване Грозном длилась 20 лет и, кроме позора, не принесла ничего. Здесь возобновляется война со шведами (1590 - 1595 годы) – завершается почетным миром с возвращением Руси утраченных городов: Ям-города, Копорья, Корел и Иван-города.

1587 год – устанавливается протекторат России над Грузией, а окончательное присоединение Грузии к России совершилось только в 1801 году, перед самым убийством Павла I.

Военные экспедиции в Сибирь, начиная с 1585 года: не только Ермак Тимофеевич, но и другие. Завершилась сибирская кампания в 1602 году – ликвидацией Сибирского ханства.

Царь Феодор Иоаннович, воистину благоверный царь Московский, скончался в 1528 году (41-го года), не приняв схимы, хотя умирал он в полном сознании (при конце имел ободряющее видение); очевидно, в этом и не было нужды – вся его жизнь была принята как аскетический подвиг в миру (была ведь у них и дочь Феодосия Федоровна, умершая во младенчестве). Ныне он – местно-чтимый, в Соборе Московских святых.


1 Вызвали митрополита Дионисия и, несмотря на то, что Иван Грозный не подавал признаков жизни, по краткому чину его постригли, и тут же ударил соборный колокол, возвещающий его смерть.

2 Даже есть великие пьесы, например, “Борис Годунов” Пушкина и “Смерть Иоанна Грозного” и “Царь Федор Иоаннович” А. К. Толстого – но опираться на них как на исторический материал невозможно. У художественной литературы свои законы – она живет конфликтами.

3 Царь Феодор Иоаннович 1557 года рождения, значит, ему было 27 лет.

4 Дело в том, что при Иване Грозном, как и при Советской власти, голод не кончался.

5 В Византии такое дело обыкновенное, там, как правило, императоров два (например, Роман Лакапин при Константите VII-м), но в России этого до сих пор не было.

6 Будущий святитель Иов Московский

7 Кстати, его родственники до сих пор в Москве живут.

8 Средняя Волга, сейчас это городок в Нижегородской губернии, а до революции он был уездным городом. Много раз упоминается в литературе.

9 Второй по чести патриарх, после Константинопольского.

10 В 1948 году были кое-какие попытки, при Сталине, в связи с празднованием 500-летия автокефалии, перевести Москву на 1-е место. Дело это кончилось ничем, потому что не стал даже обсуждать вопрос ни Константинопольский патриарх, ни митрополит Афинский и всей Эллады. Дело заглохло.




Похожие:

1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Президенте рф, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и региональных академий государственной службы. В состав Президентской...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconАрхімед народився у 287 році до нашої ери у грецькому місті Сіракузи, де І прожив майже усе своє життя. Його батьком був Фідій, астроном при дворі правителя міста Гієрона
Сіракузи, де І прожив майже усе своє життя. Його батьком був Фідій, астроном при дворі правителя міста Гієрона. Учився Архімед в...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconЛекция №12 Макроэкономическое регулирование при плавающем валютном курсе Денежная политика при плавающем курсе Фискальная политика при плавающем курсе
В механизме восстановления равновесия при фиксированном и при плавающем курсе имеется принципиальное различие. При плавающем курсе...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconОбразован Общественный совет при Новоазовской районной государственной Администрации
Г состоялось учредительное собрание по избранию общественного совета при Новоазовской райгосадминстрации
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы icon1. Проблема кадров и организация духовных школ в рпц. Преобразование духовных школ в рпц: огласительные христианские училища, духовные семинарии, духовные академии
Русская Православная Церковь в последний период жизни Сталина: 1943 – 1953 годы. Стабилизация Московской патриархии
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconЕреванская цивилизация (Новая армянская культура сложилась в советские годы)
Что объединяе и то, и другое? Нестандартное (в любом из двух заданных направлений) поведение и высочайший эмоциональный настрой,...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconРезультаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11(12) классов
Формы проведения государственной аттестации: единые государственные экзамены -11А и 121 классы, государственные выпускные экзамены-122...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconВторой период татаро-монгольского ига: 1246 – 1326 годы. Краткая религиозная характеристика завоевателей – татаро-монголов
Русская Православная Церковь во второй период татаро-монгольского ига: 1246-1326 годы. Деятельность митрополита Кирилла по укреплению...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconМинистерство внутренних дел российской федерации главное управление вневедомственной охраны утверждаю министр внутренних дел Российской Федерации
Ленинградской области, уво при мвд республики Карелия, уво при гувд ставропольского края, уво при гувд красноярского края, уво при...
1. Частичная стабилизация церковной и государственной жизни при царе Феодоре Иоанновиче и Борисе Годунове (в качестве правителя при Феодоре): 1584 – 1598 годы iconЛоманая линия называется простой, если у нее нет самопересечений (рисунок 1а). Ломаная
Ясно, что число вершин (и сторон) многоугольника может быть равно любому натуральному числу, не меньшему трех. Многоугольник с n...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов