1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи icon

1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи



Название1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи
Дата конвертации17.07.2012
Размер124.76 Kb.
ТипДокументы

№ 21.

1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи.

2. Меры Петра I против благочестия и веры православной России.




16 октября 1700 года скончался патриарх Адриан1 – в день памяти Лонгина Сотника, иже при Кресте Господнем. 9 дней спустя 25 октября (ст.ст.)2 – негласный советник Петра Алексей Курбатов был им принят и подал Петру письмо такого содержания: “он решительно отсоветовал избрание нового патриарха” (высказал то, что глухо бродило в душе Петра уже давно). Патриарх Адриан даже и не болел – он умер как бы от изнеможения. Он еще успел даже благословить на Северную войну русских людей. Плакал он в это время ручьями, и молящиеся плакали, глядя на него. А поход как раз был в конце августа, под осень, а 16 октября он преставился ко Господу.

Это письмо Алексея Курбатова было опубликовано только в 1900 году – 200 лет спустя, до этого было под спудом. Курбатов возражал против того, что в руках патриарха находятся кадровые вопросы по назначению новых духовных чинов: архимандритов, настоятелей монастырей и прочее. Было прямо сказано: как можно все это предоставить в руки одного человека, который “и себе единого управити не может”. Он прямо требовал упразднить сам статус предстоятеля Церкви. Это было сразу принято Петром с большим энтузиазмом. Затем Курбатов посоветовал реорганизовать все церковное управление, иначе “добра никакого не будет”. Разумеется, о том, что глава Церкви Господь Иисус Христос, и что такие дела не делаются на междусобойчике царя, – не было и речи. Любопытно проверить, чту именно Петр I считал Церковью? С чем он имел дело? Это можно проследить. Его интересовало церковное имущество и кадровые вопросы. Только в третьем пункте его интересовал некоторый незримый нравственный авторитет Церкви, духовная власть, которую он рассматривал как двоевластие. Он желал себе восхитить права над душами и телесами.

Когда мы будем рассматривать реформы Петра I изнутри3, то увидим, что сам Петр был не одинок. Вокруг него собрались соответствующего духа люди. Вспомним историю Византии. Мы там увидим, что попытки подчинения Церкви государственной власти были и раньше: при Юстиниане (V-й Вселенский собор); в иконоборческий период, который длился 117 лет; но чтобы сделать Церковь одним из государственных учреждений – это беспрецедентный случай. Архиепископ Иоанн Шаховской впоследствии скажет, что в сущности 1721 год предопределил год 1917-й. Тогда, когда вся Церковь была взята государством на себя, то “глиняные ноги русской государственности не выдержали золотого церковного тела, и оно повалилось” (“Белая Церковь”). Через 200 лет, когда повалилась русская монархия, синодальное управление было отменено.
То, что 200 лет оно, то есть государство, еще существовало, говорит о том, что в свое время оно было построено крепко и на правильной основе, начиная с благоверного князя Даниила Московского. Заложение основ московской государственности было сделано на века.

Теперь, прежде чем мы перейдем к поэтапному рассмотрению развития петровской антицерковной политики, нам предстоит рассмотреть то мировоззрение, которое предопределило такую политику. Даже попытка реформации без соответствующего мировоззрения невозможна и немыслима. Это так называемое “новое мировоззрение” получило традиционное название Просвещения. Это охватывает таких очень разных деятелей, как Рене Декарт и Гоббс, Руссо и Песталоцци4. Этим направлением Просвещения они объединяются. Объединяющий фактор для них – не философия, а способ мышления. Это мышление и называется “секуляризованным” – то есть обособленным. А в чем состоит обособление? Мышление просветительское ни в коей мере не является атеизмом, но его можно и нужно назвать богоборчеством. Это – попытка предписать Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу совершенное неучастие в делах земных: то есть, когда-то Он и сотворил мироздание, но теперь уже любое вмешательство Десницы Божией нарушает наши планы. Особенно – в делах правительственных, в международных отношениях. Кстати говоря, православное и особенно святоотеческое исповедание рассматривало соответствующие вопросы. Даже термин “человечество” принадлежит Григорию Нисскому. Понятие единого человечества (тем более христианского человечества), Адамова рода, и искупления адамова рода – абсолютно игнорируется. Поэтому и государственная жизнь и международная политика решительно извергает из себя даже попытку христианского отношения. (Потом, уже в конце XIX-го века, будут говорить о христианизации политики). Затем, точно так же, всякое секуляризованное мышление устраняет Божие участие из хозяйственно-экономической деятельности человечества. Кстати, вспомним притчу о злых виноградарях – она как раз об этом. Евангелие от Луки, гл. 20, ст. 9–16: …И начал Он говорить народу притчу сию. Один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям и отлучился на долгое время…” Это “долгое время” и соблазняет. Заметим, что любой носитель секуляризованного мышления страшно боится смерти, как боялся ее и Петр I. У Петра было мало надежды, что его кто-то будет вымаливать.5 Когда мы будем рассматривать конкретику действий Петра I – атеизма мы не увидим, но увидим то, о чем я говорила раньше: для него Бог – как икона в углу. Когда Бог ему не нужен – он просто отворачивается от него. Когда его прищемит жизнь – он начинает молиться.

На место упраздненного на земле Бога выставляется целый ряд идолов. Их можно наименовать:

1. общее благо

2. государственная польза

3. естественное право (Руссо)

4. прогресс

5. разум (недаром Французская Революция выдвинула “богиню разума”)

Из соображений “государственной пользы” как раз нравственный авторитет Церкви (а патриарх Адриан был его носителем), а также церковное служение учения и утешения, – было расценено Петром и его прихвостнями как попытка двоевластия. Для принципиальной борьбы за единовластие можно выделить основные тенденции петровской антицерковной политики:

1. разобщение церковного управления, особенно епископата, с основной массой народа – то есть отделение клира от Тела Церкви, верующих мирян. Надо было, чтобы пастыри не знали своей паствы, а паства не знала их. Начало XX-го века нам как раз и свидетельствует, что это было достигнуто. Тогда даже для благочестивых людей живой нравственный авторитет подменяется на книжный. А книги – это уже 1) книжный рынок; 2) он всегда подвержен трем факторам: новинка, мода и сенсация. Именно поэтому, например, в начале XIX-го века на церковные дела существенное влияние оказывал кружок Татариновой. Активным участником этого кружка был обер-прокурор Синода князь Голицын. Татаринова (девичья фамилия Буксгевден) – ввела направление так называемого “пиитизма”6 – абсолютно протестантское (это мадам Гийон, Эккартсгаузен, Лабзин – кто читал II-й том “Войны и мира” Толстого, то Иосиф Алексеевич Баздеев как раз взят с Лабзина). Жизнь во Христе легко подменяется сентиментальными религиозными переживаниями. Это стало тогда называться “духовным христианством”. Мудрено ли, что при таком отношении к вере цель христианской жизни не только забывается, но и дезавуируется (то есть, лишается авторитета). Кстати, когда в 1901 году была опубликована “Беседа Серафима Саровского с Мотовиловым”, то многие из образованного общества, прочтя, сказали: “Это какой-то Лабзин”.

2. Философия петровского просвещения, его знамя, его лозунг – не стяжание Святого Духа, не цель христианской жизни, а цель ближайшая – стать примерным гражданином отечества. Но если не примерным, то хотя бы регулярным (правильным). И все население страны при Петре делится на “регулярных” и “подлых”. Забегая вперед, скажем, что если еще из монашествующих как-то пытались выделить “регулярных”, то Христа ради юродивые там могли быть только “подлые”7.

16 декабря 1700 года был назначен местоблюститель и администратор патриаршего престола – митрополит Стефан Яворский.8 (Яворы – Закарпатье, он был с Западной Украины). Он был воспитанником и выучеником Киево-Могилянской академии. Нужно было обессилить Стефана Яворского:

1. Его насильно перевели из Киева в Москву всего за несколько месяцев до назначения – в июле 1700 года. Это его обессилило, если учесть, что он был вырван из своей среды друзей и единомышленников. В Москве он чужой. Все помнили Московский Поместный собор 1690 года, когда вся киево-могилянская ученость была подвергнута осуждению: не только Петр Могила, но и Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев. В Москве Стефан Яворский пробыл около 22 лет и так не оброс последователями и друзьями – ему не доверяли. Петру и надо было взять на такую должность человека одинокого. “Птенцы гнезда Петрова” на него косились; с другой стороны, Феофан Прокопович был слишком замаран (известно, что он переходил в униатство, возвращался в православие, опять переходил в католичество, затем опять возвращался в православную церковь – как “перекати поле”). Стефан Яворский так себя не скомпроментировал, да и был гораздо образованней. Он написал “Камень веры”, но полемическое сочинение, например, Феофана Прокоповича называется “Молоток на “Камень веры””. Что касается вопросов вероучения, круг полномочий Местоблюстителя также не велик. Об этом как нельзя лучше свидетельствует дело Тверитинова и его последователей. Это явно протестанствующая группа, притом крайнего толка: характерно для них не только отрицание евхаристии, церковных таинств, священства, но и отрицание Церкви (я сам себе Церковь – заявил Тверитинов-старший на допросе). Их вызвали в Петербург, но там удовлетворились тем, чтобы они отказались от своих высказываний и направили их уже прощенными в Москву. Максимум, на что решился Стефан Яворский, мобилизовав всю свою твердость, – разослать их по разным монастырям на покаяние. Те, которые попали в монастыри не столичные, в конце концов успокоились, и если и остались при своих мнениях, то их никто не спрашивал. Только один – Фома Тверитинов-младший один раз в исступлении бросился на образ Спаса Нерукотворного и его изрубил. Тогда уже его сожгли. После этого Стефан Яворский был вызван “на ковёр”, в Сенате получил хорошую головомойку. После этого уже розыск о правильной вере был ограничен уже только старообрядцами (то есть, православноверующими людьми).

Затем, был строго ограничен ареал действий Стефана Яворского: ему было предписано следить за догматами веры и за литургикой, то есть благочинием церковных храмовых богослужений. По кадровым вопросам назначений все его действия регулировались Монастырским приказом (гос. упр. церк. имуществ), возглавляемым мирянином – И. А. Мусиным-Пушкиным.

2. Прямое включение церковного управления в государственную структуру, как одного из ведомств.

3. Монашествующие. Петр вообще был бы рад упразднить их навсегда. Он, изнутри своего менталитета, не находил в монахах государственной пользы: “А что молятся, так и все молятся”. В 1724 году Петр подписал указ об упразднении всех монастырей страны: как мужских, так и женских. Но даже и при его забубенном, проданном, пропитом окружении этот указ остался без исполнения. А 28 января 1725 года Петр уже умер.

24 января и 31 января 1701 года: отобрано управление монастырскими имуществами (кроме самых крупных – типа Троице-Сергиевой Лавры) и предоставлено Монастырскому приказу и все доходы обращены в казну. У монастырей были отобраны: хлебные запасы, все деньги, вся серебряная посуда, драгоценные привески к иконам9 - якобы для военных нужд. Вместо этого из государственной казны был положен отпуск подушного оклада для монашествующих по 10 рублей в год и по 10 четвертей хлеба. Уже в 1705 году этот подушный оклад был уменьшен вдвое. Но, главное, это подушный оклад был только на бумаге. Регламентация расходов: починка зданий и постройка – не могла быть произведена без согласовки с монастырским приказом, где Мусин-Пушкин был обязан все докладывать Петру. Кстати, монастырские земли раздавались затем Петром частным лицам. Но главное: попытка регуляризации. В 1702 году Петр запретил пострижение мужчин и женщин моложе 50-ти лет (Серафим Саровский никогда бы не попал в монастырь, он постригся 17-ти лет). Мановение Духа Святого начисто отрицается: Господь арестован и заперт на небесах!10

При мужских монастырях в том же 1702 году было предписано организовывать для раненых солдат богадельни и лазареты. Равно в женских монастырях – обязательное ткацкое, прядильное дело, а также плетение кружев – не как послушание, а как каторга. Из Брабантского королевства действительно выписывали для монастырей мастериц-учительниц. В 1702 году появились подметные письма и пророчества, где Петр I был назван антихристом. Из авторов попался только смотритель Московской государственной типографии Григорий Талицкий. Он был казнен. Но казнь была очень тайной – боялись гласного процесса.

Все довершается указом 1724 года, о котором мы упоминали выше: обратить все мужские монастыри в военные госпитали, монахов – в лазаретные смотрители. Все женские монастыри – в ткацкие, прядильные и кружевные мастерские. (В это же роде действовали в дальнейшем и большевики: сначала даже Дивеево не хотели разгонять; предложили монахиням перевестись на несколько артелей, но в церкви надо было повесить портрет Ленина).

В этом же указе было предписано учредить две духовные семинарии: в Москве и Петербурге – тоже осталось без исполнения. На базе славяно-греко-латинской академии в дальнейшем Ломоносовым был создан Университет и в том же году – создание Московской Духовной Академии.

4. Последний духовный враг Петра I – традиционное русское православное благочестие. Против него были утверждены инструкции 1716 года (дополнение к ним 1718 года):

1). Церквей новых свыше потребы не строить (а потребу определяют государственные инстанции – В.Е.).

2). Попов и диаконов не умножать.

3). Архиереям посещать свою паству 2-3 раза в год, не чаще. В 1723 году это было дополнено: запретом принимать челобитные от мирян (в корне уничтожалось печалование – важнейшее служение русских иерархов)11. Этим пунктом мотивировалось разобщение духовных пастырей и мирян.

4). Гробов неведомых не исследовать (против местного прославления святых – В.Е.).

5). Будок (часовен) над могилами не строить.

6). Юродивых (беснующих, как сказано в этой инструкции): в колтунах, босых и так далее - ковать в железо - наказывать.

7). Духовенству в мирские дела и обряды не входить.

У Церкви отнимается служение учения (кроме как с амвона и впоследствии в семинарии). Но духовенство уже не обращено ко всему населению. Идет как бы “хирургическое” разделение Церкви на мирян и клир, который становится как в лепрозории, – отделенным от мирян стеной. (С апостольских времен существует священническое служение: никогда никто себя не отделял).

В 1718 году дополнение: “Указ против милостыней”.

1. Ловить нищих и сечь.

2. Деньги у них отбирать.

3. Подающих милостыню подвергать штрафу.

4. Устроить при храмах благотворительные кассы, и кто что захочет – может туда опустить.

Но главное - тут нищий не видит своего милостивца и подающий человек не видит лица нужды. Тоже – разобщение. Эта вся политика уже в XIX-м веке получила название “петровского разрыва”. В том же 1718 году – дело царевича Алексея12, который просто попросил у своего свояка права убежища в Австрии (наследник престола эмигрировал за границу! - скандал). Вся безгласная, но очень многочисленная противоположная партия устремляла на Алексея свои надежды. А он был воспитан как раз в традиционном духе, отчасти благодаря матери царице Евдокии, сосланной в монастырь (он никогда этого не забывал), а главное, поскольку Петр занимался сыном мало, то духовенство обратило внимание на воспитание царевича Алексея. То, чего был лишен в детстве сам Петр – вполне реально получил его сын. (Недаром Меншиков был свален и выброшен Долгорукими – приверженцами оппозиционной партии. С Екатериной Долгорукой был помолвлен Петр II, но не дожил до брака, умер от черной оспы). Естественно, к царевичу Алексею в Австрию был послан граф Петр Андреевич Толстой13, который обещал ему от Петра полное прощение и примирение. И ввез его в Россию. Дальше идут два дела, оба с пытками, несколько казней. Царевич пытан на какой-то немецкой мызе (мужики в округе слышали его стоны). Казни не было – царевич был отравлен по приказу Петра.

Внук Петра I – последний представитель рода Романовых – Петр II, сын Алексея Петровича. Так называемый Петр III – Петр Ульрих Голштейн-Готторпский – сын Анны Петровны (внук Петра I по женской линии), муж Екатерины II, при том брак был фиктивный. Но, впрочем, императрица Елизавета была женщиной спокойной, сказала Екатерине: “Чтобы ты родила, а от кого – уже мало волнует”. Павел I был сыном Салтыкова (посмотрите на портрет, он очень похож). Так что его сыновья уж если и восходят – то к дому Ангальт-Цербскому (родители Екатерины II). Династия прервалась. Даже во всех западноевропейских справочниках она обозначалась: Голштейн-Готторп-Романовы.


Какую роль во всей этой политике играло масонство и играло ли?

Начало положил сам Петр I: вступил в масонскую ложу в Голландии. Но он был там на малых ступенях. С другой стороны, не мудрено, что за границей у него были по крайней мере номинальные начальники. Надо учесть характер Петра – все это для него было такой же игрой, как игра в “камеру монстров” (Кунсткамера)14.

По настоящему масонство расцвело только в начале XIX-го века, только при Александре I, который был воспитан масоном Лагарпом; масонство при нем получило все права и преимущества. Екатериной оно было запрещено, поэтому когда шли дела Радищева и Новикова, все это “раскручивалось”. Весь XVIII-й век масонство существовало – но не столь явно. Политика Павла – бесспорно масонского духа, он был членом масонского мальтийского ордена. Но Павел пробыл на престоле всего 5 лет: с 1796 года по 1801 год. Убили его за непослушание масонов ближайшие, осыпанные милостями его приближенные: Беннигсен, граф Панин, Скарятин и так далее. Масоны занимали первейшие государственные должности. Но и без них было бы точно то же самое: секуляризованное мышление масонскими ложами не исчерпывается, оно гораздо шире.


1 1721 год — год организации Святейшего Правительствующего Синода. 20 лет Церковь вдовствовала, а с 1721 года началось ее “вавилонское пленение”. За этот период (1701-1721 г.г.) еще можно было вернуться из тупика, но с 1721 года дело стало необратимым.

2 Это день “Великой Октябрьской социалистической революции” 1917 года.

3 Кстати, красное знамя тоже ввел он.

4 Песталоцци – автор идеи детских садов.

5 Кстати, именно поэтому многие государственные деятели предпочитали быть убитыми, потому что умирать на одре болезни еще страшней.

6 Кстати, Александр I участвовал в кощунственных литургиях – “пиитисты” – совершали свои “литургии”. “Пиитизм” – от итальянского “пиита” - сожаление: сентиментально-книжные религиозные переживания.

7 Это означает не просто низкое сословие – а сословие вне гражданских прав и вне закона.

8 Он остался в истории навсегда с фамилией Яворский, так же как и Феофан Прокопович.

9 Все это очень близко к большевизму – “изъятие ценностей” 1921-1922 г.г.

10 По мнению Петра I, женщины должны рожать детей, а мужчины состоять на службе до 50-ти лет, а затем в монастырях – доживать свой век. Кстати говоря, в СССР до 1975 года монахи платили налог за бездетность.

11 Печалование было восстановлено de jure в 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 годов.

12 Не стоит верить байке о глупости царевича. Он был очень умным человеком. Даже сам Петр еще во время турецкой войны 1714 года поручал ему управление страной и сам очень ценил его. Никакого заговора не было. Сколько ни пытали людей – материала так и не нашли.

13 Все известные графы Толстые – его потомки. Но есть еще Толстые – не графы, к той семье отношения не имеют.

14 Например, за монстра-кролика полагалось 10 рублей, а за монстра-человека еще больше. По этому поводу Пушкин, например, пишет: “Сам он был странный государь…”




Похожие:

1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи icon1. Реорганизация церковного управления Русской Православной Церкви. Создание “Духовной коллегии”, или Святейшего Правительствующего Синода. Включение церковного управления в государственную систему петровской империи
Заключение о роли Петра I для Российского государства и Русской Православной Церкви. Династия псевдо-Романовых
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconПроцесс каузальной атрибуции
Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во мгу,...
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconПаперно И. Самоубийство как культурный институт
Самоубийство как культурный институт. — М.: Новое литературное обозрение, 1999. — 256 с
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconНачало царствования Николая II (1894 – 1913 годы). Русская Православная Церковь в “начале века” (1900 – 1913 годы)
Отлучение от Церкви Льва Толстого. Начало воцерковления интеллигенции: религиозно-философские собрания 1901 – 1903 годов
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconДокументы
1. /Для руководителя МО/АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ У.doc
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconМ. Ф. Решетнева социально-культурный потенциал красноярского края в годы великой отечественной войны 1941 – 1945 гг
Социально-культурный потенциал красноярского края в годы великой отечественной войны 1941 – 1945 гг
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconКосмическое мировоззрение – новое мышление
В настоящем издании собраны материалы Международной научно-общественной конференции
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconДокументы
1. /Саногенное мышление/Вина.doc
2. /Саногенное...

1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи iconИконоборческий период в Церкви 726 г. – 843 г. Предпосылки иконоборческого движения. Начало иконоборческой политики императора Льва III исавра (717 г. – 741 г.)
Предпосылки иконоборческого движения. Начало иконоборческой политики императора Льва III исавра (717 г. – 741 г.). (Исаврия – горная...
1. Начало и развитие антицерковной политики Петра I (1701 – 1720 годы). Социо-культурный идеал петровской империи. “Новое” (секуляризованное) мышление петровской эпохи icon1. Положение рпц в конце xviii-го – первой четверти xix-го веков: при императорах Павле I и Александре I (1796 1825 годы). Завершение секуляризационной политики Петра I
Положение рпц в конце xviii-го – первой четверти xix-го веков: при императорах Павле I и Александре I (1796 1825 годы)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов