Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти icon

Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти



НазваниеСобор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти
Дата конвертации17.07.2012
Размер101.38 Kb.
ТипДокументы

№ 30.

Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти.

1. “Одиннадцатое гонение” на Церковь Христову.

Декрет Совнаркома от 23 января 1918 года: “Отделение Церкви от государства”. Определение Собора “Об охране святынь от кощунственного захвата и поругания” (от 12 сентября 1918 года).

2. Религия “Социализма”1. Анафематствование “врагов Церкви”, подписанное патриархом Тихоном.

Соборная формула поминовения властей Всероссийского собора 1917-1918 годов. Установление поминовения “за веру пострадавших” 18 апреля 1918 года. Увещание патриарха Тихона от 7 ноября 1918 года.




^ 3. Молитва “за гонителей” как общецерковный путь Русской Православной Церкви2.


Вернемся чуть-чуть назад. Объявление государства светским и отделение школы от Церкви было сделано еще Временным правительством. Отделение Временным правительством школы от Церкви понималось так: “кроме специальных духовных учебных заведений”. Но государственное и частное обучение должно было иметь светский характер.

Новое о духовном образовании в большевистском декрете от 23 января 1918 года: “обучать и обучаться религии можно только частным образом”. То есть это означало закрытие всех духовных учебных заведений. (Московская Духовная Академия уже не существовала в 1919 году). Отделение Церкви от государства было намечено еще Временным правительством. Большевики же привнесли к этому:

1) конфискацию всего церковного имущества, объявленного “народным достоянием”, то есть фактически - денной грабеж;

2) запрет религиозным организациям вообще иметь собственность;

3) лишение всех религиозных организаций юридических прав и вообще статуса юридического лица.

Всё это – уже факт гонений. “Декрет” этот был отменен лишь 25 октября 1990 года в связи с принятием того же числа нового Закона РСФСР о свободе вероисповеданий и постановлением Верховного Совета РСФСР “О порядке введения в действие закона о вероисповеданиях”. (При Сталине, в 1945 году, Церкви были даны некоторые права собственности, но не на храмы, а только право владеть движимостью и недвижимостью вновь приобретенной или вновь созданной. С 1943 года Церковь также стала получать некоторые государственные субсидии в течение 10 лет, а также получила некоторые права юридического лица. При приходе “семибоярщины”3 это все было отменено).


Как ответила Церковь на этот “декрет” 1918 года? Два дня спустя был издан следующий документ.
“Постановление Священного собора по поводу Декрета об отделение Церкви от государства:

Изданный Советом Народных Комиссаров Декрет об отделении Церкви от государства представляет собой под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения.

Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви по правилу 73-му Святых Апостол и 13-му правилу VII-го Вселенского Собора”.

Апостольское правило 73 говорит о святых чашах, дискосах, церковных завесах, то есть священных предметах, связанных непосредственно с совершением бескровной жертвы. 13-е же правило VII-го Вселенского Соборора приводим целиком: “При случившимся, по грехам нашим, бедствии в церквах, некоторые святые храмы, епископии и монастыри некими людьми расхищены, и соделались обыкновенными жилищами. Аще завладевшие оными захотят отдати их, да будут восстановлены по-прежнему, то добро и благо есть; аще же не тако: то, сущих от священнического чина, повелеваем извергати, а монахов или мирян отлучати, яко осужденных от Отца и Сына и Святого Духа, и да вчинятся, идеже червь не умирает и огнь не угасает. Понеже они гласу Господню противятся, глаголющему: не творите Дому Отца Моего домом купли”.

Анафематствование “соввласти”, таким образом, не было ответом на “Декрет”. Оно было провозглашено 19 января 1918 года – раньше издания Декрета на 4 дня. Абсолютно бесспорно, что писал этот документ не патриарх Тихон: это не его лексика, не его тон. Сочинение этого послания было приписано князю Евгению Трубецкому, хотя и это нуждается в проверке. Хотя сам текст послания не чужд социальной демагогии; например, сказано следующее: “Властью, данной нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной”. Первое дело, что христианские имена общераспространенные, которые существуют и для некрещеных. “По рождению” взрослые люди принадлежать к Церкви не могут. Церковь – это собрание Святой Чаши и само по себе отлучение от Церкви через анафематствование есть наказание для членов Церкви! (Так был анафематствован в недавнее время бывший митрополит Киевский Филарет Денисенко).

Иногда в комментариях приходится читать, что в этом послании власти нигде не упомянуты (упомянуты! – абзац 9-й) и поэтому когда патриарх Тихон в в июне 1923 года взял его назад одной своей волей и одним своим именем, то говорится, что можно было ему и не брать на себя такого унижения, а разъяснить, что оно относится не к властям. (Рассуждение детское.)

И был призыв к чадам Церкви “подниматься на борьбу силою властного всенародного вопля”. На это послание большевики не обратили никакого внимания, в газетах (а вся печать уже централизована) оно не было упомянуто. Поскольку анафематствование безымянное, то неизвестно, кого оно касалось. Что касается таинств: анафематствование не может распространяться (и не было распространено) на членов семьи; и в семьях коммунистов, включая самую их “верхушку”, продолжали, например, венчаться и крестить детей. После смерти Ленина Каменев был даже председателем Совнаркома, но при этом он крестил ребенка (притом лично приглашал в кумовья Блока, заведомо до 1923 года – Блок уже умер 7 августа 1921 года, - и тот согласился). Даже члены советского правительства еврейской4 национальности были, как правило, из крещеных.

Сам по себе акт послания, в сущности, “прошел мимо”; но уже когда был сменен весь тон взаимодействия с властями, то святитель Тихон Московский совершенно безоговорочно взял это послание (свое единоличное!) назад. 28 июня - 2 июля 1923 года было установлено поминовение властей на литургии. Хотя ещё прежде Собор выработал формулу поминовения новой власти, но только на ектениях:5 “Помяни, Господи, всех, иже во власти суть, и внуши им благое о Церкви Твоей и о всех людях Твоих”. Сейчас формула прямо апостольская: “Да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”. Так же, как и при Нероне, гонения сразу приняли лицемерный вид. Обвинение в основном было: контрреволюция; как говорил патриарх Тихон: “Расплывчатая контрреволюционность”. Но ещё в период работы Собора, был убит митрополит Владимир Киевский (25 января по ст.ст.) – в ответ Собором издано было “Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящими гонениями на Православную Церковь” от 18 апреля 1918 года:

“Установить за богослужениями в православных храмах особые прошения о гонимых ныне за православную веру и Церковь и скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках.

Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за тем воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников”.

В этом же акте было сказано: “Поручить Высшему Церковному Управлению собирать сведения и оповещать православное население о всех случаях гонения на Церковь и насилие над исповедниками православной веры. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и к освобождению заключенных за веру и Церковь”.

Надо сказать, что это время было предсказано святыми. “Всесокрушающее воздействие благодати Божией” — так определил это время Феофан Затворник, скончавшийся в 1894 году.


Положение Церкви к ноябрю 1918 года становилось все тяжелее. Несмотря на это, никаких призывов Церкви к вооруженным конфликтам не было, никакого благословения, даже сугубо тайного, “белому” движению патриарх не дал. Хотя и спрашивали через князя Григория Трубецкого, но Патриарх отказал наотрез. Взамен в самый день 7 ноября (н.ст.) 1918 года вышло обращение Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров: “Целый год вы держите в руках государственную власть, но реками пролитая кровь братьев наших, безжалостно убитых по вашему призыву, вопиет к небу и вынуждает нас сказать вам горькое слово правды”. Патриарх печаловался не только за Церковь, но и за весь народ. (В этом отношении печалование за народ не было восстановлено и при Сталине. Разрешалось ходатайствовать о делах сугубо храмовых и церковно-управленческих, но не о страшном голоде 1947 года, например.)

“Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределенной контрреволюционности …”.

“…И не предвидится конца в порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество “призраку мировой революции”. Особенно больно и жестоко нарушение свободы в делах веры. Вы наложили свою руку на церковное достояние. Вы разрушаете исконную форму церковной общины, прихода. Уничтожаете братства и другие церковно-благотворительные и просветительные учреждения. Разгоняете церковные епархиальные собрания, вмешиваетесь во внутреннее управление Православной Церкви. Выбрасывая из школ священные изображения и запрещая в школах учить детей вере, вы лишаете их необходимой для православного воспитания духовной пищи. Мы знаем, что наши обличения вызовут в вас только злобу и негодование, и что вы будете искать лишь повода для обвинения нас в противлении власти. Но не наше дело судить о земной власти. Всякая власть, от Бога допущенная, привлекла бы к себе наше благословение, если бы воистину она явилась “Божиим слугой” на благо подчиненных и была бы “страшна не для добрых дел, а для злых” (Рим.13,3-4).

Ныне же к вам, употребляющим власть на преследование ближних и на истребление невинных, простираем мы наше слово увещания. Отпразднуйте годовщину вашего пребывания у власти освобождением заключенных, прекращением кровопролития, насилия, разорения, притеснения веры. Обратитесь не к разрушению, а к устроению порядка и законности.

Тихон, Патриарх Московский и всея России”.


Уже когда гражданская война шла вовсю, войска Деникина с юга подступили к Орлу, 8 октября по новому стилю (День памяти преподобного Сергия Радонежского) 1919 года, Божией милостию смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея России, обратился с новым посланием: “Возлюбленным о Господе архипастырям и пастырям Церкви Российской. Мы, служители и глашатаи Христовой истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но мы с решительностью заявляем, что такие подозрения несправедливы. Установление той или иной формы правления – не дело Церкви, а самого народа. Церковь не связывает себя ни с каким определенным образом правления, ибо таковое имеет лишь относительное исторической значение”.

После этого абсолютно воспрещается духовенству становиться на какую либо сторону в гражданской войне: “Служители Церкви должны памятовать канонические правила святой Церкви6, коими она возбраняет своим служителям вмешиваться в политическую жизнь страны, принадлежать к каким-либо политическим партиям, а тем более делать богослужебные обряды и священнодействия орудием политических демонстраций. Памятуйте же, отцы и братия, и канонические правила, и завет святого Апостола: “Блюдите себя от творящих распри и раздоры” (см. Рим.16,17). Уклоняйтесь от участия в политических партиях и выступлениях. “Повинуйтесь всякому человеческому начальству” в делах мирских (1Пет.2,13). Не подавайте никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, подчиняйтесь и ее велениям, поскольку они не противоречат вере и благочестию, ибо, по апостольскому наставлению, “Богу должно повиноваться более, чем людям” (Д.4,19; Гал.1,10).

По многим свидетельствам, патриарх Тихон “никогда не верил в победу белых, а видел силу красных” (слова А. Карташева).


Посещая Петербург, ещё в мае-июне 1918 года, на слова митрополита Вениамина (сказанные при встрече), что верующий народ готов и жизни свои положить за веру и Церковь, святитель Тихон московский проронил сакраментальную фразу: “Умереть ныне не мудрено. А вот нужно учиться жить в новых условиях”. Эта жизнь в новых условиях – уже на Соборе сразу началась: конструктивная работа, не по приспособляемости и не по уходу в подполье, а умение жить явно, “на виду”, в Церкви, - в новых условиях. Главная большевистская тактика в связи с Декретом 1918 года шла на распыление Церкви, на полное игнорирование церковной иерархии и централизованного церковного управления и на представление в качестве объекта идеологического воздействия “массы верующих”, которые еще не дошли до “правильного” мировоззрения. Эту “массу верующих” до выяснения обстоятельств приказано было терпеть. Но эта “масса верующих” имела право объединяться в “двадцатки”; и храм, отнятый перед тем, мог быть безвозмездно передан только “двадцатке”.

Как Церковью был решен “в новых условиях” вопрос о церковном имуществе? - “… Святые храмы и прочие священные предметы, взятые мирской властью в свое обладание, могут быть принимаемы от нее на хранение и соответственное пользование не случайными соединениями лиц, именующих себя православными, а лишь православными приходами, братствами и иными церковными организациями с разрешения епархиального архиерея на общих церковно-канонических основаниях. Лишившаяся храма и его святынь, община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с разрешения православного архиерея может совершать для нее службы, не исключая и литургии, в частном доме или другом приличествующем помещении…” (Определение Всероссийского Собора от 12 сентября (н.ст.) 1918 года).

Это – ответ Церкви. Церковные люди, прежде всего благодаря усилиям святителя Тихона и сомысленных ему иерархов - Илариона Троицкого и других, - сумели противостоять прямым провокациям. Нигде на самые бесчеловечные злодеяния не было отвечено кровопролитием, проклятием или чем-либо подобным. Святая Церковь Христова всегда различала деяния и самих деятелей. Но все же были идеи, которые заслуживали анафематствования.

Идея “Социализма” Разумника Васильевича Иванова (с большой буквы) представляется так: “Социализм является религиозной идеей, новой верой и новым знанием, идущей на смену старой вере христианства. Эта новая идея – Социализм – будет динамитом. Она раскует цепи, прежде заклепанные христианством на теле человечества. В христианстве страданиями одного Человека спасался мир, в Социализме грядущими страданиями мира будет спасен каждый человек”.

То, что двое палачей Елизаветы Феодоровны сошли с ума, – это знамение Господне. Человека, которого Господь лишил рассудка, уже никто и никогда не убедит, что в грядущем Социализме страданиями мира будет спасен каждый человек. Он же, то есть Иванов – Разумник, о совершенно антихристианской поэме Есенина (“Инония”) пишет: “он борется не с Христом, а с тем лживым подобием Его, с тем антихристом, под властной рукой которого двадцать веков росла и ширилась историческая церковь”. От этого не отказались и наши неокоммунисты и до сих пор. Это заслуживало безусловной и праведной анафемы.



1 “Социализм” – с большой буквы, так как это цитата: социализм беззастенчиво был назван “религией”

2 1923 год – начало поминовения советской власти на литургии. 1927 год – декларация лояльности митрополита Сергия.

3 “Семибоярщина” — термин Солженицына (исторический аналог из эпохи Елены Глинской, XVI век)— это Молотов, Маленков, Булганин, Хрущев, Каганович и прочие между 1953 и 1957 годами, до прихода Хрущева к безраздельной власти.

4 Церковь не венчала вступающих в брак, если один из них был некрещеный. И для поступления в университет в России существовали ограничения для некрещеных.

5 Временное правительство поминалось как “благоверное”.

6 Имеется в виду Апост. прав. 6-е, 81-е и 83-е; тж. IV В.С. прав. 7-е.




Похожие:

Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconСобор 1917 – 1918 годов. Неосуществлённое деяние Собора: вопрос об “имяславцах”
Развитие Афонской смуты. Высылка с Афона бунтовщиков – “имяславцев”. Апелляция “имяславцев” к Всероссийскому Поместному Собору 1917...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconПереход власти к партии большевиков. Становление советской власти
...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconСтарообрядческий раскол в Русской Православной Церкви. Кружок “ревнителей благочестия”. Попытка проведения церковных реформ патриархом Никоном
Московский собор 1656 года и Большой Московский собор 1666–1667 годов. Заключение о старообрядчестве
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconДокументы
1. /Городецкий Е.Н. - Рождение Советского Государства 1917-1918. М., 1987.doc
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconЕще о национал-большевизме
Самое поразительное в нем то, что практически все опасения о распаде России, связанные с устранением большевиков от власти, сбылись...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconК. В. Обращения граждан в большевистские органы власти как источник по проблеме конфискаций имущества (1918-1920 гг.) // Технологии гуманитарного поиска. (Лингвистика. История). Сборник статей
Харченко К. В. Обращения граждан в большевистские органы власти как источник по проблеме конфискаций имущества (1918-1920 гг.) //...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconХрущевские” гонения: 1958-1964 годы
Лето 1957 года – дворцовый переворот: приход Хрущева к безраздельной власти. Разгром “антипартийной” группировки. Социальная база...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconСергей Петрович Мельгунов
«На путях к дворцовому перевороту» (1931), «Как большевики захватили власть» (1939), «Золотой немецкий ключ большевиков»(1940), «Судьба...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconМензелинский район
Трехпрестольный каменный храм построен в 1807-1813 гг. (приход в Мензелинске существовал с середины XVII в.). Приделы освящены в...
Собор 1917-1918 годов. Приход большевиков к власти iconБуинск космовского ул., 20 89. Троицкий собор
Трехпрестольный каменный храм строился довольно долго (приход существовал с начала XVIII в.). В 1791 г был освящен левый придел во...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов