«Восточные славяне» icon

«Восточные славяне»



Название«Восточные славяне»
Данилов А.А
Дата конвертации29.07.2012
Размер93.5 Kb.
ТипПлан урока

Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя



Урок по теме «Восточные славяне» к учебнику «История государства и народов России. 6 класс» (авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г.)

Цели урока:

  • дать представление учащимся об основных занятиях, общественном строе и религиозных верованиях древних славян;

  • отработать понятия: родовая и соседская община, соха, язычество;

  • продолжить развитие картографических умений учащихся;

  • продолжить формирование творческих способностей учащихся, используя их любовь к импровизации и инсценировкам;

  • привлечь учащихся к чтению дополнительной литературы;

  • привить уважение и интерес к традициям и истории своего народа, продолжить формирование знаний об истории религий стран и народов.

^ Основные понятия: родовая община, соседская община, вече, язычество, соха.

Оборудование урока: карта «Славяне и Восточная Римская империя».

План урока:

I. Происхождение и расселение восточных славян.

II. Хозяйство и общественный строй восточных славян.

III. Религиозные верования восточных славян.

IV. Закрепление.

^ I. Рассказ учителя о происхождении и расселении восточных славян. Работа по настенной карте.

II. Перед началом работы учащиеся рассаживаются по группам (4-5 человек). Каждая группа получает задание, на обсуждение дается 5 минут. Затем от каждой группы выступает представитель с ответом на вопрос.

Задание для группы № 1

Вы археолог и восстанавливаете облик славянского поселения. Оно состоит из большого дома с одним очагом, большого помещения, где были найдены остатки зерен и зернотерки, шести маленьких домов, кузницы, общего могильника с сожженными костями покойников. Этот поселок существовал до VI в.н.э. Определите общественное устройство славян и их занятия в VI в. Докажите свой ответ.

Задание для группы № 2

Вы лингвист, ученый, изучающий языки. Какие выводы вы сделаете из следующих фактов: 1) в русском языке много славянских названий хлебных изделий: например, коврига, калач, пирог; 2) до наших дней дошло общее название зерновых культур - жито. С каким словом вы связываете возникновение этого названия? Какое занятие было главным у восточных славян?

Задание для группы № 3

При раскопках городища Cтaрая Ладога в самых нижних, т.е.
древних, слоях обнаружили остатки больших домов, в которых могло проживать 30-35 человек. Через весь дом была проложена одна большая печь. Возле домов найдены один большой амбар, сарай, загон для скота. Из орудий обнаружены железные топоры, серпы, зернотерки. Найден лишь один сошник.

В верхних, более поздних слоях, таких домов не обнаружено. Здесь найдены остатки маленьких изб размером 5х7 м. При каждой избе хозяйственные постройки: сарайчики, хлев для животных. Найдено множество сошников, серпов, зернотерок, костей домашних животных.

Как изменился общественный строй славян на протяжении веков? Назовите основные занятия славян и их орудия труда.

Задание для группы № 4

С помощью текста учебника на с. 24-25 (пункт «Хозяйство славян») определите, почему системы земледелия, которые использовали славяне, назывались подсечно­-огневая и переложная? Опишите устройство сохи. Как ее использовали?

Задание для группы № 5

Отгадайте загадки и определите, какие овощи выращивали славяне.

Сидит девица в темнице,

Коса на улице.

Лежит меж грядок, зелен и сладок.

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

Сто одежек и все без застежек.

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я?

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает.

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

Маленький и горький, луку брат.

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда –

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.

^ Для проверки усвоения материала учащимся предлагается выполнить контрольное задание на выбор.

Текст задания

Вы можете выбрать одно из трех заданий.

За выполнение:

  • первого задания высшая оценка – 5 баллов;

  • второго задания высшая оценка – 4 балла;

  • третьего задания – 3 балла.

Задание № 1

Выделите отличительные признаки родовой и соседской общины.

Родовая община

Соседская община

1.

1.

2.

2.

3.

3.


Задание № 2

Восточные славяне в VIII в. жили родовой соседской общиной (правильное подчеркнуть), т. к. _________________________________.

Задание № 3

Главными занятиями славян были: _______________________.

III. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их воображение наполняло природу множеством дивных существ, создавало богов. Солнце, ветер, гроза, лес – все представлялось нашему предку одушевленным.

Славяне были язычниками и верили в силу магических обрядов: в новогоднюю ночь гадали о своей судьбе, о будущем урожае, встречали Масленицу блинами, особые обряды сопровождали и все сельскохозяйственные работы.

Каждая группа получает задание по теме «Духовный мир славян», на обсуждение дается 5 минут. Затем от каждой группы выступает представитель с ответом на вопрос.

Задание для группы № 1

Какому событию в жизни земледельца посвящены эти обряды?

Проходил этот обряд в определенное время года: славяне брали то, что сами использовали в пищу (творог, кашу, изделия из муки, свежие яйца), и этой пищей кормили многочисленных полевых божеств. Например, Ярило – бога солнца, Мокошь – божество плодородия, Рода – творца Вселенной, а также могущественных духов предков. Затем брали яйцо, красили его и закапывали в борозду в земле, а также дарили близким.

Кстати, почему славяне (и не только они) так относились к яйцу?

Задание для группы № 2

Бога Перуна представляли в виде немолодого мужа: его голову покрывали серебряной краской, а усы - золотой. Главным оружием Перуна были камни и стрелы. В мифах рассказывается, как побеждает он с помощью этого оружия своего врага и на землю проливается дождь. Чуть позже стал Перун покровитель военной дружины и ее предводителя - князя. Когда раздавались звуки его голоса, славяне говорили: «Это бог едет на своей колеснице».

Какие природные явления олицетворял Перун? Вспомните имя богов, которые олицетворяли эти же природные явления у древних греков и римлян.

Славяне чтили многих богов, например, бога ветра Стрибога, Велеса, которого считали покровителем стад и поэтому называли «скотьим богом», и других. Кроме того славяне верили, что в лесу живет лесной бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки. Особенно чтили домашнего бога – домового.

Славяне, как и другие родственные народы, думали, что души умерших предков не покидают родного очага. В случае какой-нибудь беды говорили: «Чур, меня защити!».

Предположите, что означали эти слова?

Задание для группы № 3

Домовой, живущий бок о бок с человеком – самый добрый среди многих маленьких божеств у славян.

Живет этот дух и по сею пору в каждой деревенской избе, но не каждому об этом ведомо. Зовут его дедушкою, хозяином, суседкою – но это все он – хранитель домашнего очага, незримый помощник хозяев. Конечно, он может и щекотать во сне, и греметь по ночам посудой или за печкой постукивать, но делает это больше от озорства. Главное же дело его – досмотр за хозяйством.

Домовой видит всякую мелочь, неустанно заботится и хлопочет, чтобы все было в порядке и наготове, подсобит работящему, но не терпит лишних расходов и сердится из-за них. Словом, домовой склонен к труду, бережлив и расчетлив; если ему жилье по душе, то он служит этой семье, словно в кабалу к ней пошел.

Любит домовой носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как скоро понадобятся вещи человеку.

Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом.

Предположите, как «перевозили» славяне с собой домового?

Задание для группы № 4

В древности слово «нечистый» означало вовсе не что-то греховное, злое, просто «менее чистое, менее священное», более доступное действию злых сил. И таким местом считалась баня, стоящая на отшибе на краю двора, а то и за его пределами. А дух бани, Банник, считался попросту опасным.

Живет этот дух в крестьянской бане, хотя он не видим, его движения в куче неопаренных веников можно услышать ночью.

Всему честному народу известен Банник как дух не добрый, а порою и злой. Банник всегда моется после всех людей, когда моются черти, лешие, русалки. Сунется неосторожный человек – Банник накинется, станет бросаться горячими камнями, плескаться кипятком и, если не убежать от него УМЕЮЧИ, может совсем запарить, а все будут думать, что просто угорел человек.

Предположите, что значит «убегать умеючи» и как можно поладить с Банником?

Задание для группы № 5

Славян считали, что в каждом лесу есть леший. Одет леший как человек – красный кушак, левая пола обыкновенно запахнута направо, а не наоборот, как люди носят. Обувь перепутана: правый лапоть одет на левую ногу, левый – на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, словно угли.

Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам – домовым. Проказят они грубо и шутят зло, потому что все-таки леший – не свой брат человеку. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они обводят человека: всякого, кто углубиться в чащу, собирая грибы или ягоды, леший либо «заведет» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустить в глаза такого тумана, что совсем собьет с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.

Однако во всех таких приключениях леший все-таки не ведет людей на прямую погибель, как это делает настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться при помощи известных приемов, которым учат с малолетства по заповедям отцов и прадедов.

Предположите, чему же учили наши предки своих детей в данном случае?

^ Для проверки усвоения материала учащимся предлагается выполнить контрольное задание на выбор.

Текст задания

Вы можете выбрать одно из двух заданий.

За выполнение:

  • первого задания высшая оценка – 5 баллов;

  • второго задания высшая оценка – 4 балла.

Задание № 1

Пронумеруйте «занятия» божеств соответственно их именам:

1. Род

А. Бог Солнца

2. Перун

Б. Божество плодородия

3. Велес

В. Бог стад и пастухов

4. Ярило

Г. Бог ветра

5. Мокошь

Д. Бог грома и молний, покровитель дружины

6. Стрибог

Е. Творец Вселенной




1

2

3

4

5

6



















Задание № 2

Докажите на основе верований славян, что они были земледельцами.

IV. Завершающий контроль: работа со всем классом с текстом «Рассказ Никифора Ляписа-Трубецкого «У Ильмень-озера».

^ Рассказ Никифора Ляписа-Трубецкого

У Ильмень-озера

Восьмой век. Погожий сентябрьский денек. Уже слегка подернулась листва золотистой желтизной; начала буреть хвоя. Ласково выпевают птицы лесные свое "тюрлю-тюрлю". Но не слышит их Гаврила: самый опытный, самый знающий мужик в деревне. Обо всей общине думает, все дела правит.

- Ой ребятушки, завтра с утра самого не забудьте: всем миром на нашем поле озимь сеять будем. Только бы Ярило - солнышко не прогневался, не спрятался, не нагнал бы Стрибоженька тучи с Ильмень - озера.

- Не тужи, Гаврилушка, все управим, - отвечал ему один из мужиков. - Да

вот медку с пасеки попробуй, прикусен медок-то.

- Ведаю, что хороши у тебя пчелки, да ты хорош ли? - отвечал Гаврила,

выгрызая мед прямо из сот. - Медом улещиваешь, жалуются на тебя. Почто у

Черного камня рыбку ловил? Больно охоч до чужого. Не твое ж место - Еремино. А подумал ли ты, что, как целину распахивать пойдешь, тому ж Ереме поклонишься, голубчик: плуг почини.

^ Ляпис- Трубецкой собирался продолжать, но в его рассказе уже есть шесть ошибок. Попробуйте найти и объяснить их.

Домашнее задание: § 3, повторить в учебнике «История Средних веков» § 4.

При создании конспекта урока использовались источники информации:

  1. Литвинов А.В. История становится ближе: Задачник – М.: Народное образование, 1996.

  2. Кацва Л.А. История России VIII – XV вв.: Рабочая тетрадь – 1. М.: МИРОС, РОСТ, 1996 .



© Волкова Катерина Владимировна, 2009 – 2010 e-mail: katerinavolkova@yandex.ru




Похожие:

«Восточные славяне» iconВосточные славяне в VI-VIII вв. Восточные славяне – это 12 союзов племен
Союзы племен носили не кровнородственный, а территориально-политический характер
«Восточные славяне» iconВосточные славяне в древности
Нач. I тыс н э. – первые письменные свидетельства: греческие, римские (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий) арабские, византийские...
«Восточные славяне» iconМангазея и Западная Сибирь в 16-17 вв
Первые восточные славяне проникли на Европейский север, видимо, еще в VI в. Готский писатель того времени Иордан сообщает, что племена...
«Восточные славяне» iconВосточные славяне в древности первые свидетельства о славянах
Нач. I тыс н э. – первые письменные свидетельства: греческие, римские (Плиний Старший, Тацит, Птолемей Клавдий) арабские, византийские...
«Восточные славяне» iconРязанское областное общественное движение «Русские Славяне» в издательстве роод «Русские Славяне»
В издательстве роод «Русские Славяне» вышла новая книга рязанского писателя – члена союза писателей РФ в. А. Семина «Герои Смутного...
«Восточные славяне» iconВосточные сказки (Блестящие,Arash)
ПР. Восточные сказки, зачем ты мне строишь глазки, Манишь, дурманишь, зовёшь пойти с тобой?
«Восточные славяне» iconГазета «Русские Славяне» №1-в, о первой странице истории Руссов
Сергея Лесного из газеты «За русское дело» №7(159),2010г., Спб. Статья дополняет информацию книги Стефана Ляшевского «Русь доисторическая»,изд....
«Восточные славяне» iconArash и Блестящие – Восточные сказки

«Восточные славяне» iconДокументы
1. /К_Колонтаев_ПОЧЕМУ РУССКИЕ НЕ СЛАВЯНЕ.rtf
«Восточные славяне» iconМы русские славяне
Научно-историческая, общественно-политическая газета Виртуальный (электронный) выпуск №31, декабрь 2008г
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов