Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» icon

Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?»



НазваниеУпражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?»
Дата конвертации18.07.2012
Размер42.31 Kb.
ТипДокументы

Упражнения для развития памяти


  1. Упражнение «Что исчезло?». На столе раскладывается несколько предметов или картинок. Ребёнок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребёнок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

  2. Упражнение «Что изменилось?». На столе раскладывают несколько игрушек.

Ребёнку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребёнок отворачивается, одну игрушку меняют местами. Ребёнок отвечает, что изменилось.

  1. Упражнение «Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребёнку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребёнку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

  1. Упражнение «Вспомни и покажи». Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).

  2. ^ Упражнение. «Осознание визуального материала».

Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек. попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.



  1. ^ Упражнение «Двойная стимуляция памяти».

Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди, отложенные в сторону картинки, и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.

^ Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.


  1. Упражнение «Пробуждение чувства деталей».

Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала четыре абстрактные фигуры.



Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.

  1. ^ Упражнение «Запоминание стихов».

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

^ В огороде чучело
Шляпу нахлобучил,
Рукавами машет -
И как будто пляшет!
Это чучело - оно
Сторожить поставлено,


Чтобы птицы не летали,
Чтоб горошек не клевали.
Вот какое чучело
Шляпу нахлобучило,
Синий шарф на палке -
Пусть боятся галки!


(И. Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.

б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) "Теперь, - говорите вы детям, - попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".

д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов.

Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

  1. ^ Упражнение «Запоминание текста».
    Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу, как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

- Определите основную идею содержания текста. Выявите главное - о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

- Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

- Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

- Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

- Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

- Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

- Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

- В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.




Похожие:

Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconУпражнения для развития подвижности пальцев и кистей рук
Захватывая по очереди каждый из пальцев одной руки другой рукой, динамично сгибайте их, как в сторону естественного сгиба, так и...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconУпражнения для развития мышления Упражнение №1. "Подбери слова"
Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconСоставитель Е. В. Заика
Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школьников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогической психологии...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconУпражнения для развития подвижности шеи и позвоночника
Не закрывайте глаза при выполнении упражнения — это будет способствовать хорошей тренировке вестибулярного аппарата. Для начала достаточно...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» icon«академия развития» 1996 Л. В. Черемошкина Развитие памяти детей
Предлагаемая книга направлена на развитие памяти детей разного возраста, от дошкольников до подростков. В книге содержатся игры,...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconУпражнения для развития подвижности локтевых суставов и плеч
Вращайте руки в локтевых суставах максимально, сначала наружу, затем внутрь быстро. После этого — вращения плеч. Выполняйте эти упражнения...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconНеобходимые материалы: карточки с напечатанными ситуациями, листы с советами, заповедями. Упражнение «Знакомство»
Цель: выработать с родителями оптимальные требования и условия воспитания для благоприятного развития ребенка
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconУпражнения для увеличения подвижности тазобедренных суставов и эластичности мышц тазового пояса и ног
И. п.— широким шагом вперед сделать выпад правой ногой, левая — сзади прямая. Руками опереться о пра­вое колено. Проделать несколько...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconИгры для развития воображения
Отсюда следует, что воображение необходимо развивать. Наиболее оптимальным периодом, пиком развития воображения, является старший...
Упражнения для развития памяти Упражнение «Что исчезло?» iconТесты и упражнения для будущих первоклассников. Упражнение на развитие произвольного внимания
Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники Если ребенок переспрашивает, ответить пусть...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов