Тема: «Обратная связь в общении» icon

Тема: «Обратная связь в общении»



НазваниеТема: «Обратная связь в общении»
Дата конвертации21.07.2012
Размер55.25 Kb.
ТипДокументы

Развивающее занятие в средней школе

Тема: «Обратная связь в общении»


Цель: научиться давать и получать обратную связь как необходимое условие открытого доверительного общения.

Задачи:


— рассмотреть понятие обратной связи в общении и ее функции;
— определить правила обратной связи;
— овладеть навыками демонстрации и получения обратной связи;
— повысить степень субъективного контроля как условия осуществления обратной связи;
— научиться спокойно принимать критику и конструктивно ее перерабатывать;
— дополнить свой образ Я информацией от окружающих людей.
^

Часть первая

Ход урока:


Выполняя на прошлых занятиях упражнения на тренировку навыков эмпатии и рефлексии, мы старались научиться чувствовать и понимать себя или партнера. Надеюсь, у нас это получилось. Нам осталось поработать над тем, как дать понять собеседнику, что мы его слышим, понимаем, одобряем, как выразить наше к нему отношение. (Диагностика межличностных отношений Т. Лири).

Ведь если оно положительное, то человек охотно продолжит общение. Подобное «сообщение», адресованное другому человеку, о том, что я о нем думаю, как воспринимаю наши с ним отношения, какие чувства у меня вызывают его слова, действия, поступки выступает в качестве обратной связи в общении. Сюда входят особенности вашей речи и поведения, помогающие партнеру открыто и детально говорить о своих проблемах и состоянии или, наоборот, могущие ухудшать его состояние, побуждать к скрытности и даже прекращению беседы.

Обсуждение. Как можно выразить свое отношение к собеседнику? Вспомните ситуации, в которых поведение вашего собеседника помогало или мешало общению. Как это проявлялось? Что вы при этом чувствовали?

Большинству людей интересно, как их воспринимают окружающие — если не все, то хотя бы близкие и значимые люди, мнением которых мы дорожим. Узнавая мнения разных людей о себе, как бы видишь себя с разных сторон, открываешь новое о себе, создаешь более объективный образ себя, лучше понимаешь, какой ты.

^ Упражнение «Значимые люди». У себя в тетрадях опишите или нарисуйте трех или больше значимых для вас людей. Напишите, почему их мнение вам важно?

Обсуждение.
Кто такие «значимые люди»? Как они становятся значимыми? Поднимите руки, у кого больше трех значимых людей? Насколько для вас важно мнение окружающих? Хотелось бы вам стать менее (или более) зависимым от их мнения? Как этого достичь?

Если вы хотите, чтобы собеседник охотно с вами общался, будьте открытыми и искренними. Будьте естественными, самими собой, а не «стройте из себя» кого-то, кем вы не являетесь. Получив обратную связь о том, что вы искренне и дружелюбно настроены к человеку, не таитесь, не интригуете, — он сам начнет вам доверять. Однако, умение давать и принимать обратную связь требует не только навыков, но и смелости — ведь приходится открыто выражать свою точку зрения о человеке или ситуации. Гораздо легче лицемерно поддерживать со всеми хорошие отношения и сплетничать у них за спиной,- но тогда не ждите искреннего дружелюбного к себе отношения и готовности помочь.

Для того чтобы своим откровенным мнением не обидеть человека, придерживайтесь следующих правил:


1. Давай обратную связь только тогда, когда тебя об этом попросят.


2. Говоря о своих мыслях и чувствах, скажи о том, какие конкретно слова, поступки их вызвали. Не говори о человеке в целом (не стоит говорить: «Ты не умеешь общаться!», скажите: «Ты перебиваешь собеседника, не слушаешь его, не стараешься понять его точку зрения»).


3. Говори так, чтобы не обидеть и не оскорбить другого человека (не употребляй оскорбительных слов, не ругай, не обзывай и т.д.).


4. Не давай оценок (ведь ты не выше и не лучше другого человека — вы разные).


5. Не давай советов. Слова: «Я бы на твоем месте…», «Ты должен…» — под запретом. Не стоит поучать — пусть человек сам выбирает, как поступить, ему виднее.

Обсуждение. Соблюдаете ли вы правила обратной связи в общении? Как часто их соблюдают окружающие? Какие еще правила вы могли бы добавить от себя?

^ Упражнение «Автопортрет инкогнито». На отдельном листке нарисуйте свой автопортрет: по-серьезному или шуточный шарж, или в символах, или в виде животного или как-то еще.
^

Часть вторая


(Предупреждение учителю: при выполнении следующих упражнений могут возникать конфликтные ситуации. Напоминайте ученикам о соблюдении правил обратной связи. Тех, кто их не выполняет, прерывайте. Прямо или шуткой воспрепятствуйте вынесению на обсуждение потенциально конфликтных ситуаций или застаревших обид («Ну, мы знаем, что вы с Петровым еще в первом классе букварь не поделили!»). Напряжение можно снять путем открытого конструктивного обсуждения сложившейся ситуации, обидевшихся следует помирить.)
^

Ход урока


Сегодня мы потренируемся получать и давать обратную связь. При выполнении упражнений старайтесь не забывать правил обратной связи. Это не повод свести счеты с тем, кто тебе давно не нравится. Если ты чувствуешь, что не можешь быть объективным, лучше промолчи. Твои слова говорят о тебе столько же, сколько ты говоришь о другом. Говори о том, что тебе нравится или не нравится, что тебе близко или непонятно, приятно или неприятно, чему ты хотел бы научиться или что считаешь неприемлемым.

Упражнение. Выполняется в группах по 6-8 чел. Сядьте вместе (в круг, квадрат) так, чтобы у каждого оказался сосед справа. Начиная от водящего, по очереди, скажите соседу справа одно его качество, помогающее ему в общении, и одно — мешающее ему общаться. Кратко обоснуйте свою точку зрения. Замкнув круг, пересядьте, чтобы у каждого оказался новый сосед. Проделайте то же самое. Пройдите так 3-4 круга.

Хотите ли вы получить обратную связь о том, какой вы в общении?

^ Упражнение «Горячее место». Выполняется в группах по 6-8 чел. Желающий садится перед группой и рассказывает, какие, по его мнению, у него сильные и слабые стороны в общении (что получается хорошо, а что — не очень). Поощряются описания, в которых чувствуется самоирония, шутливое отношение к себе, за которым, однако, не стоит стремление что-то скрыть — иначе зачем выходить? Затем каждый член группы по очереди пусть скажет, в чем он разделяет мнение водящего о нем, а с чем не может согласиться. Соблюдайте правила обратной связи! Затем на «горячий стул» садится следующий желающий. По желанию водящего, может обсуждаться любой другой вопрос, о котором он хочет знать мнение группы (умеет ли он быть хорошим другом, интересный ли он человек и т.д.). Цель водящего — не переубедить группу, а узнать больше разных точек зрения о себе самом.

Обсуждение. Предоставление и получение обратной связи — непростое дело, требующее выдержки, справедливости, предварительного обдумывания и взвешивания слов и мнений. Иногда оно может перерасти в конфликт! Вы это почувствовали. Что было самым трудным? Какие чувства вы испытывали, получая и давая обратную связь? Что вам понравилось? Нужна ли обратная связь в общении или можно общаться «за масками»?

^ Упражнение «На что он похож?» («Ассоциации»). Выполняется в группах по 7-8 чел. Водящий выходит за дверь. Группа загадывает человека. Из оставшихся членов группы каждый (и сам загаданный) придумывает ответ на один из вопросов, характеризующих загаданного человека:


— На какой цветок (дерево) он похож?
— На какого героя книги (фильма)?
— Какого он цвета?
— Какое животное (птицу) напоминает?
— С какой погодой его можно сравнить?
другие вопросы?

Приглашают водящего и называют ему всё, с чем можно сравнить загаданного человека. Водящий угадывает. Затем выбирают следующего водящего и загадывают нового человека.

^ Упражнение «Кто это?». Учитель достает нарисованные на прошлом занятии автопортреты. Угадываем, кто изображен!

Вывод:


Процесс демонстрации и получения обратной связи, способствуя возникновению доверительной атмосферы, является важной составляющей эффективной коммуникации.

Вопросы:


1. Что такое обратная связь в общении?
2. В чем ее функция (зачем она)?
3. Каковы правила обратной связи?
4. В чем плюсы открытого, искреннего общения «без масок»? Бывают ли ситуации, когда оно нецелесообразно?




© Антошкина Анна Владимировна 2009




Похожие:

Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /МРБ 1064. Серегин Б.А. Обратная связь в усилителях.djvu
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 1 выпуск.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 2 выпуск.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 3 выпуск.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 3 выпуск.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 5 выпуск.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 5 выпуск.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /Информационные технологии обратная связь 8 выпуск 16-18 апреля.doc
Тема: «Обратная связь в общении» iconДокументы
1. /МРБ 0714. Попов П.А. Обратная связь в транзисторных усилителях.djvu
Тема: «Обратная связь в общении» iconРуководство по телефонному консультированию введение активное слушание обратная связь (О. С.)
К работе на нем привлекались всегда только волонтеры, т е непрофессионалы, обладающие определенным душевным складом. Работа тд направлена...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов