Философия Леонардо Да Винчи icon

Философия Леонардо Да Винчи



НазваниеФилософия Леонардо Да Винчи
Дата конвертации21.07.2012
Размер78.97 Kb.
ТипДокументы
1. /leonardo.docФилософия Леонардо Да Винчи



Философия Леонардо Да Винчи



Философская мысль эпохи Возрождения была тесно связана с развитием естествознания. Наиболее яркое и последовательное выражение новой тенденцией философской мысли нашли в творчестве одного из величайших естествоиспытателя эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи (1452-1519). Титаническая фигура Леонардо да Винчи справедливо рассматривается как наиболее полное воплощение ренессансного гения, реализация идеала “Героического человека“. Он родился в 1452 г. в городке Винчи, близ Флоренции, работал во Флоренции, Милане, Риме, последние годы жизни – во Франции, где умер в замке Клу, около г. Амбуаза, в 1519 г.


Во многих работах, посвященных анализу творчества гениального итальянского художника, скульптора, инженера, философа Леонардо да Винчи (1452-1519), нередко утверждается, что у Леонардо не было никаких философских, эстетических и художественных систем и что в теоретическом отношении он, в сущности, был дилетантом. Безусловно, в трудах Леонардо бесполезно искать теоретические системы, подобные системам мыслителей античности, средневековья или Нового времени. Собственно, в эпоху Ренессанса такие системы были не в чести и Леонардо отдавал предпочтение скорее конкретным методам исследования, чем созданию философских концепций. В то же время, внимательный анализ творческого наследия Леонардо показывает, что философия была как бы вплетена в его научные и художественные исследования и что именно наличие такой философской основы сделало возможным многочисленные достижения итальянского гения.

Для истории философской мысли эпохи Возрождения феномен Леонардо интересен прежде всего как проявление определенных тенденций ее развития. Разрозненные заметки общефилософского и методологического характера, затерянные среди тысяч столь же разрозненных записей по самым разнообразным вопросам науки, техники, худ. творчества, никогда не предназначались не только для печати, но и для сколько-нибудь широкого распространения. Сделанные в самом точном смысле “для себя“, зеркальным почерком, никогда не приводившиеся в систему, они так и не стали достоянием не только для современников, но и ближайших потомков, и лишь столетия спустя оказались предметом углубленного научного исследования.

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального выражение главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого Леонардо была несомненно боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире.

В центре научных и художественных исследований Леонардо был человек, рассматриваемый как единство материального, социального и духовного, небесного и земного, и что именно непрерывно развиваемое понимание человека как центра мироздания составляло суть философии Леонардо. Это понимание человека также лежало в основе его инженерных изысканий (техника должна соединить человека с природой и обществом, многократно умножая его индивидуальные силы) и экспериментов в искусстве, характер и функции которого Леонардо радикально изменяет.


Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

«Занимаясь философией явлений природы, - рассказывает о Леонардо да Винчи автор знаменитых «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, - он пытался распознать особые свойства растений и настойчиво наблюдал за круговращением неба, бегом луны и вращениям солнца. Вот почему он создал в уме своем еретический взгляд на вещи, не согласный ни с какой религией, предпочитая быть философом, а не христианином». Мировоззрение его было враждебно католической ортодоксии и схоластическому богословию.

Заявляя, что «все наше познание начинается с ощущений», Леонардо решительно отверг иное, не опирающееся на непосредственное изучение природы, знание – будь то полученное из откровения и из Священного писания. Знание, не опирающееся на ощущение и опыт, не может претендовать на какую-либо достоверность, а достоверность есть главнейший признак истинной науки. Теология не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной.

Другой, по Леонардо, признак неистинной науки – разноголосица мнений, обилие споров. Позиция Леонардо есть, в сущности, отрицание теологии. Знание, основанное на откровении, на «наитии», на Священном писании – недостоверно и потому не может приниматься во внимание; дав свое натуралистическое объяснение природы человеческой души, Леонардо пренебрежительно отзывается о теологической трактовке «братьев и отцов» – монахов и священников.

К знанию по наитию Леонардо приравнивает и ложные построения, основанные на том, что именует «сновидениями». Ложными науками, противоречащими опыту и не подтвержденными достоверными доводами и доказательствами, Леонардо считал «прорицательную» астрологию (от которой он отличал в своих записях «наблюдательную» астрологию), алхимию (опять же выделяя в ней практически неоспоримую часть, связанную с опытами по получению соединений природных элементов), попытки создания вечного двигателя и особенно некромантию и различные виды колдовства, опирающиеся на использование «духов». Леонардо не только опровергал основания практики “некромантов” и других колдунов и магов, но и подрывал веру в чудеса и ведовство.

Основанное на ощущениях, и прежде всего на зрении, познание мира – единственное доступное человеку знание – противостоит мистическому постижению божества. Леонардо оспаривает мнение тех, кто считает, что «зрение мешает сосредоточенному и тонкому духовному познанию, которое открывает доступ к наукам божественным»; напротив, подчеркивает он, именно глаз, «как повелитель чувств, выполняет свой долг, когда создает помеху для путаных и лживых рассуждений».

Другой помехой к истинному знанию является власть традиции, книжной учености, пренебрегающей непосредственным наблюдением и опытом. Обращение к опыту как источнику познания является выводом постоянной и повседневной практики Леонардо – наблюдателя, художника, экспериментатора, механика, изобретателя. Само многообразие его научных интересов, одновременное изучение множества разнообразных явлений природы порождены стремлением самостоятельно проверить все научные истины, познать истинный облик вещей, проникнуть в их подлинную природу. В своих записях и рисунках Леонардо постоянно возвращается к уже сделанным наблюдениям и опытам.


Для Леонардо искусство - это прежде всего исследование всего существующего, позволяющее человеку вступать в прямой контакт с природой, с людьми, со всем миром. Искусство, как и наука, опирается на опыт и эксперимент и в определенной степени формой познания действительности. При этом Леонардо полагал, что прямой контакт искусства с природой и человеком позволит уберечь искусство от какой бы то ни было стилизации, приводящей его в конечном счете к вырождению (как это произошло с искусством античности). Не удивительно, что искусство Леонардо не имело себе равных по насыщенности историей, действием и жизненностью.

Особое место в искусстве Леонардо занимала живопись, которую он рассматривал как одну из главных наук, включающую в себя такие научные дисциплины, как математика, анатомия, биология и др. Ибо, указывает он, живописец является «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это – неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших живописцев, когда-либо живших на свете, в величии и всепокоряющей мощи своего искусства. Мир познается через чувства, а глаз – повелитель чувств.

Живопись, являясь высшим деянием человеческого гения, требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом. И вот опыт открывает Леонардо новые просторы, дали, до него не изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамки. Заглянув в бездну времени, которое есть «истребитель вещей», он увидел, что все изменяется, преображается, что глаз воспринимает лишь то, что рождается перед ним в данный миг, ибо в следующий время уже совершит свое неизбежное и необратимое дело.

И ему открылась неустойчивость, текучесть видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Линия царила в ней, и потому даже у величайших его предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Свет и тени, пишет он, должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными.

Поэтому одно из наиболее важных понятий эстетики Леонардо – понятие гармонии. Именно гармония дает живописи преимущество перед поэзией, которое заключается в том, что живопись, подобно музыке, может единовременно охватить предмет в целом, тогда как поэзия должна переходить от одной его части к другой и совершенно лишена возможности дать наслаждение единовременного гармонического сосуществования частей. Отметить это, пожалуй, важнее, чем просто обратить внимание на опытное изучение соотношения частей тела, которое, несомненно, тоже чрезвычайно важно для Леонардо. Но гармония у Леонардо не сводится к пропорции. Именно единовременность ряда последовательных моментов, как основная характеристика гармонии, является определяющим для леонардовской эстетики положением. Живопись схватывает различные моменты сразу, а не выхватывает один момент из потока бытия. В этом и заключается для Леонардо превосходство живописи. Живопись сразу схватывает сложнейшие сплетения связей между явлениями.

Именно исходя из этого, мы только и можем понять то возвеличение живописи, которое так характерно для Леонардо. Поистине он захотел от живописи удивительной вещи и думал, что достиг желаемого: он захотел сделать живопись трехмерной, и третьим измерением является здесь время. Плоскость картины протяженна не только иллюзорно-пространственно, но и действительно протяженна во времени, но мы видим и воспринимаем время не так, как обычно, т.е. в виде последовательности движений и изменений, а так, словно прошлое и будущее гармонически зазвучали в некотором пространственном настоящем и вместе с ним. Живопись становится единственным средством преодолеть безумную, разрушительную силу времени, которую так остро переживал Леонардо.


Леонардо велик не только своими гениальными исследованиями в различных областях науки и техники и творениями в искусстве, но и тем, что впервые в истории человечества выработал принципиально новую концепцию гуманизма, которая радикально отличалась от всех концепций гуманизма прошлого. Эта новизна заключалась прежде всего в том, Леонардо исходил из реальной жизни, из реального человека (общества, истории) и обосновывал свой гуманизм не благими пожеланиями, а осуществляемыми на основе науки, техники и искусства реальными взаимоотношениями человека с природой, обществом и другими людьми. Впервые в истории основные параметры нового человека стали также параметрами нового общества, новой культуры и цивилизации, и наоборот, новые наука, техника и искусство становятся параметрами нового человека и нового общества. Таким образом Леонардо дал не просто новую психологическую интерпретацию человеческих характеров, а попытался как бы заново построить духовную структуру человека, насыщенную бесконечным разнообразием природных форм. В результате небесное становится достоянием земного, а земное возносится на небо. Человек же при этом приобретает (ил возвращает себе) собственно человеческие качества.




Похожие:

Философия Леонардо Да Винчи iconЕ. Е. Шестернинов 2011 года
«Леонардо» (Далее «Фестиваль») рассматривает роль Человека в его взаимоотношениях с окружающим миром. Именно поэтому символом конкурса...
Философия Леонардо Да Винчи iconДокументы
1. /Леонардо да Винчи.doc
Философия Леонардо Да Винчи iconЛеонардо да Винчи избранные произведения (фрагменты из книги Л. да Винчи. Избранные произведения. Т м.: Ладомир, 1995) стр. 98
Каждый отпечаток тяготеет к постоянству или желает постоянства, как показывает отпечаток, производимый солнцем в глазу наблюдателя,...
Философия Леонардо Да Винчи iconКошки на картинах художников Леонардо да Винчи. Мадонна и младенец с кошкой. (ок. 1478-81)
Обри Бердслей Виньетки для книги С. Смита и Р. Шеридана "Острословия" Обри Бердслей Иллюстрация к рассказу Э. По «Черный кот»
Философия Леонардо Да Винчи iconЭкономика здравого смысла беспроцентные деньги
В результате человечеству явились Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, огромное количество произведений ювелирного искусства...
Философия Леонардо Да Винчи iconА. П. Стахов «Код да Винчи»: лекция
За первую неделю продажи, роман «Код да Винчи» занял первое место в списке Нью-Йоркских бестселлеров. Позже роман стал хитом №1 среди...
Философия Леонардо Да Винчи iconСто, мировой эфир, или реально существующее поле?
Леонардо да Винчи: “Там где кричат, там истиной науки нет, ибо истина имеет одно-единственное решение, и когда оно оглашено, спор...
Философия Леонардо Да Винчи iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Леонардо да Винчи..DOC

Философия Леонардо Да Винчи iconДокументы
1. /Info.txt
2. /Леонардо да Винчи.DOC

Философия Леонардо Да Винчи iconТезисы о социальной философии что такое социальная философия?
Социальная философия – это философия общества как объекта и философия общества как субъекта
Философия Леонардо Да Винчи iconДокументы
1. /Теория Вероятности/Лекции/TV1.DOC
2. /Теория...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы