«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» icon

«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам»



Название«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам»
Дата конвертации21.07.2012
Размер70.38 Kb.
ТипДокументы

Тихонова С.Ю.,

учитель русского языка и литературы


«Повышение качества образования

через развитие интереса к изучаемым предметам»


Экспериментальная работа проводится на уроках русского языка, литературы и стилистики в профильном (гуманитарном) 9 классе


Как «сделать» свой предмет интересным для учеников? Как заставить их воспринимать и обрабатывать информацию, которая необходима современному молодому человеку, претендующему на роль образованного? Наверное, эти вопросы сегодня волнуют каждого учителя. Ведь нам приходится работать с «новыми» детьми, которых мы часто называем «поколением без ориентиров». Нечего скрывать: детям гораздо интереснее поиграть в какую-нибудь компьютерную игру, нежели почитать книгу. А если они и берутся за чтение, то вряд ли можно увидеть у них в руках роман Тургенева или сборник стихотворений Тютчева – скорее всего это будет детектив, очередной боевик или любовный роман. А разве интересно просто переписывать текст упражнения по русскому языку? Зачем расставлять знаки препинания и вставлять пропущенные буквы, если есть занятие поважнее: обсудить в чате «архиважные» проблемы.

Именно поэтому тема моей экспериментальной работы сформулирована следующим образом: «Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам».

Цель эксперимента: развить интерес к изучаемым предметам (русскому языку, литературе, стилистике).

Задачи эксперимента:

  • найти педагогические приемы для преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе;

  • расширить информационное пространство при помощи использования мультимедийных технологий;

  • выявить эффективные методические приемы включения мультимедийных технологий в уроки;

  • сформировать у учащихся основы критического мышления;

  • повысить качество образования.

Проблема исследования: поиск новых методических приемов в преподавании русского языка и литературы.

В основе моей работы лежат две гипотезы:

  • если ученика превратить из объекта обучения в сотрудника, помощника учителя, консультанта для одноклассников, то он будет ценить результаты своего труда, а значит, будет заинтересован в получении знаний;

  • если использовать мультимедийные технологии на уроках, то интерес к предмету повысится, оптимизируются процессы понимания и запоминания учебного материала, а значит, качество образования будет повышено.

В качестве методов исследования, на мой взгляд, оптимальными будут такие, как изучение литературы по данной проблеме; знакомство с опытом работы коллег; мониторинг (входной и выходной); беседы с учащимися.


Научная новизна исследования:

  • изменение форм организации учебной деятельности;

  • расширение спектра способов предъявления учебной информации;

  • использование технологии сотрудничества.

Предполагаемые результаты эксперимента:

  • создание серии уроков с использованием мультимедийных технологий;

  • выпуск школьной газеты «Большая перемена»;

  • разработка модульных уроков по русскому языку.

После завершение эксперимента предполагается выступление на окружном семинаре для словесников; печатная работа по теме эксперимента; выступление на педсовете по ППО.


В современном обществе наукам гуманитарного цикла отводится особая роль, поскольку в процессе их изучения осуществляется формирование основ мировоззрения, происходит становление нравственной, социально-политической культуры. Именно гуманитарное образование формирует личность школьника, готовит его к жизни в меняющемся мире, развивает способность к правильному восприятию информации и принятию разумных решений.

Учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место в противовес СМИ по интересам. Многие СМИ берут на себя обучающие и просветительские функции. Возникает феномен, получивший название «параллельная школа». Время, проводимое ребенком перед TV или видео, по продолжительности уже приблизилось или даже превосходит время, которое отводится на пребывание в школе.

Внешкольную информацию подростки чаще всего используют при неформальном общении с окружающими. Затруднен также перенос формируемых в школе знаний на соответствующие предметные области вне школы. Так, выпускники московских школ испытывают затруднения при определении жанров газетных статей и литературных произведений, а вот жанры TV-программ определяют лучше.

Часто школьники сознательно избегают серьезных образовательных программ, стараются не смотреть передачи, связанные с социальными проблемами. Таким образом, в целях психологической защиты ученики создают для себя своеобразный колпак, который ограждает их от реального мира.

Пропасть между СМИ и школой увеличивается, поскольку потребление информации учителем и учениками происходит согласно вкусам каждого, а вкусы преподавателей и школьников, как известно, нечасто совпадают. Получается, что мы, учителя и ученики, принадлежим, по сути, к разным пластам цивилизации. Некоторые из нас, учителей, даже признаются, что их угнетает техническая сложность современного общества. То есть имеет место не только социального, но и информационного расслоения общества.

^ Задача работы учителя - найти педагогические приемы для преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе; заинтересовать ученика своим предметом, чтобы он мог свободно конкурировать со СМИ.

Поэтому я решила свои уроки литературы соединить с медиаобразованием.

Медиаобразование, интегрированное с базовым, призвано усиливать развитие научно-исследовательских возможностей и формирование способностей школьников к личным суждениям. Почему мы обратились именно к медиаобразованию? Это связано с тем, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху взрыва информационных технологий особенно актуальна: очень часто выпускники школы оказываются не готовыми к интеграции в информационное пространство. Что особенно необходимо на современном этапе? Выработка у школьников навыков восприятия и правильного использования полученной информации; умение конструировать вербальную копию визуального образа; понимание и раскрытие семантических особенностей информации и применение ее в практической деятельности; повышение информационной компетентности.

Задачи работы учащихся:

  • уметь понимать задания в различных формулировках и контекстах;

  • уметь находить требуемую информацию в различных источниках;

  • уметь подбирать и систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;

  • уметь визуальную информацию переводить в вербальную звуковую систему;

  • уметь трансформировать и видоизменять информацию, исходя из цели коммуникативного воздействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;

  • уметь аргументировать собственные высказывания;

  • уметь находить ошибки и неточности в получаемой информации и корректировать их;

  • уметь составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;

  • уметь вычленять главное в информационном сообщении;

  • уметь составлять индивидуальный план своей работы;

  • уметь использовать в работе публицистический стиль речи;

  • знать приемы стилистической корректировки информационных сообщений.


На первый взгляд, поставленные проблемы кажутся невыполнимыми. Но это только на первый взгляд.

^ Моя работа велась в двух направлениях: создание презентаций для уроков литературы «по авторам» и выпуск школьной газеты «Большая перемена».

В своей работе я обращусь к основным этапам работы, которые мы с учениками прошли, разрабатывая тему «Изучение возможности интеграции медиаобразования в курс литературы 9 класса».


Основные этапы

п\п

Содержание работы

Сроки выполнения

1

Анкетирование «Изучение медиаобразовательной подготовки учащихся»

сентябрь

2

Анализ результатов проведенного анкетирования

октябрь

3

Планирование предполагаемой работы

октябрь

4

Разработка и апробирование материалов по теме эксперимента

ноябрь-апрель

5

Подбор отрывков художественных текстов и критических статей по темам:

а) творчество А.С. Грибоедова, комедия «Горе от ума»;

б) творчество А.С. Пушкина, роман «Евгений Онегин»;

в) творчество М.Ю. Лермонтова, роман «Герой нашего времени»



декабрь

февраль

март


6

Накопление материалов СМИ данного содержания на видео- и бумажных носителях

ноябрь-март

7

Апробирование подготовленных материалов в учебном процессе

декабрь-март

8

Разработка рекомендаций по проведению открытых уроков с использованием медиаобразования

апрель

9

Выступление на конференции по ППО по теме «Информационные технологии в работе учителя гуманитарного цикла»

апрель

10

Отчет об экспериментальной работе по вышеуказанной теме

апрель

11

Подведение итогов работы; составление плана экспериментальных исследований на 2007/2008 учебный год

май










Похожие:

«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconПлан рмо учителей физики на 2011 год
Непрерывное развитие педагога – условие повышения качества образования школьников / Повышение качества образования как одно из направлений...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconОтчёт о проведённой предметной недели начальных классов
С 14 марта по 19 марта 20011 года в мбоу сош №13 проходила предметная неделя начальных классов. Целью данной недели являлось привитие...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconМетодическое объединение естественных наук
...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» icon«Утверждаю» Директор сш №17 Тотьмянин А. А. 20 года
Школьные предметные олимпиады проводятся с целью выявления одаренных детей и развития познавательной активности учащихся и интереса...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconПрограмма «информатизация учебно-воспитательного процесса моу «сош №16» Исполнители: педагогические работники школы Пихтовникова Нина Васьльевна
Информатизация учебно-воспитательного процесса через развитие информационной культуры всех участников образовательного процесса и...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconПоложение «Дистанционный математический квн-2011» для учащихся 7-8 классов общеобразовательных учреждений
Конкурс направлен на развитие интереса обучающихся к изучению математики, повышение уровня их информационной культуры, развитие коммуникативных...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconАнализ деятельности учителя за год
Моя проблема согласуется с научно-методической темой школы и темой мо и направлена на повышение качества образования в период введения...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconПедсовет Повышение качества образования через реализацию государственных стандартов
«В основу стандарта положена российская система ценностей» из выступления генерального директора издательства «Просвещение», руководитель...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconКонкурс для младших школьников «Я исследователь». Представлены 49 работ (школ №1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13)
Для развития интеллектуальных способностей и повышения познавательного интереса учащихся к изучаемым предметам, распространения опыта...
«Повышение качества образования через развитие интереса к изучаемым предметам» iconУчебники по данному предмету (в т ч. и параллельные). Обеспеченность учащихся учебниками. Управленческие решения, направленные на повышение качества естественно математического образования (решения п/с,
Система управленческих и методических мер по повышению качества и развития содержания естественно – математического образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов