И. В. Ларина, Учитель истории icon

И. В. Ларина, Учитель истории



НазваниеИ. В. Ларина, Учитель истории
Дата конвертации21.07.2012
Размер167.26 Kb.
ТипДокументы

И.В.Ларина,

Учитель истории


МУЗА ПЛАЧА


Историко-литературная композиция,

посвященная А.А.Ахматовой и

жертвам политических репрессий в СССР.


Центр образования № 1048


Москва, 2009 год


Историко-литературная композиция об Анне Андреевне Ахматовой проводилась в рамках предметной недели истории и литературы в школе для учащихся 9 класса.

Целями внеклассного занятия являются:


  • установление связей между эпохой тоталитаризма в нашей стране и личностью, отражение этой эпохи в творчестве выдающейся поэтессы;

  • показать разнообразные формы и методы сопротивления личности и общества несвободе;

  • на примере отрывков из поэзии ввести школьников в атмосферу того тяжелого для честных людей времени;

  • расширить знания учащихся по теме путем использования межпредметных связей с курсом литературы;

  • формировать у учащихся умения работать с поэтическими текстами, биографическими и документальными материалами в процессе подготовки к внеклассному занятию;

  • привить детям неприятие тенденций, ведущих к несвободе общества и отдельного человека;

  • показать, что инакомыслие в период существования тоталитарного государства стало основной формой сопротивления.


Материалы и оборудование:


  1. Портрет А.А.Ахматовой. Художник К.С. Петров-Водкин, 1922 год.

  2. А.А.Ахматова. Фотография . 20-е гг.

  3. Н.И. Альтманн. Портрет А.А.Ахматовой. 1914 г.

  4. С.М.Городецкий. Обложка сборника А.А.Ахматовой «Вечер». 1912 г.

  5. П.Д. Корин. «Реквием» (Уходящая Русь). Эскиз общей композиции. 1935-1939 гг.

  6. Фото. А.А.Ахматова с сыном – Л.Н.Гумилевым.

  7. А.М. Игнатьев. Барельеф на надгробии А.А.Ахматовой. Комарово. Установлен в 1970 г.

  8. Фото. А.А.Ахматова на церемонии вручения международной литературной премии. Италия 1964 г.


«Легенда её жизни и её непреклонного

тихого сопротивления всему, что она

считала унижающим собственную

страну и себя, сделала её фигурой

не только русской словесности, но всей

российской истории нашего столетия».


^ Сэр Исайя Берлин, Оксфорд, 1982 г.


Вступительное слово учителя.


Дорогие друзья!

Постараемся представить себе время, которое в истории нашего государства получило название тоталитаризма.
Под тоталитарным государством понимают такую форму государства, которое характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод.

Сегодня мы познакомимся с судьбой одного из ярких представителей той эпохи.

Я представляю вам Анну Андреевну Ахматову – выдающуюся русскую поэтессу. /В образе А. Ахматовой ученица Кобозева Мария/


1-й Ведущий:

В 1916 г. молодой Мандельштам писал об Анне Ахматовой: «… в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России! Между предчувствием Мандельштама и его исполнением – оно засвидетельствовано в приведенных выше словах Берлина – сорок лет жизни, десятилетия небывалых страданий и труда, который точнее назвать служением.


Учитель:

В расцвете творческих сил встретила Анна Ахматова и другие корифеи художественной культуры «серебряного века» пролетарскую революцию. Одни из них очень скоро поняли, что в новых условиях русские культурные традиции будут либо растоптаны, либо поставлены под контроль власти. Ценя превыше всего свободу творчества, они избрали удел эмигрантов. К середине 20-х годов за границей оказались многие виднейшие мастера русской культуры: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.К.Глазунов, С.С.Прокофьев, Ф.И.Шаляпин и другие. Анна Ахматова, Михаил Булгаков, Максимилиан Волошин, уйдя в глубокую духовную оппозицию к правящему режиму, продолжали творить в традициях русского инакомыслия.


Ахматова:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам,

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной,

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.:

И знаем, что в оценке поздней,

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Ведущий:

Так говорит она в стихах, помеченных 1922г. о своем выборе- остаться на Родине, захваченной «врагами», не ожидая для себя ничего, кроме утраты «крылатой свободы» , гонений и гибели. Конечно, изощренности и разнообразия пыток, которые предстоят ей и людям ее круга, в то время Ахматова предвидеть еще не могла.

Ахматова:

Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Льва Толстого, Эйфелевой башней, и, кажется Элиотом. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до 16 лет и училась в Царскосельской гимназии. Мои первые впечатления Царско-Сельские: зеленое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое…

(Звучит сентиментальный вальс Чайковского)

^ Я к розам хочу в тот единственный сад.

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

^ И лебедь, как прежде, плывет сквозь века.

Любуясь красой своего двойника.

И замертво спят сотни тысяч шагов

Врагов и друзей, друзей и врагов.

А шествию теней не видно конца

От вазы гранитной до двери дворца

Там шепчутся белые ночи мои

О чьей-то высокой и тайной любви

И все перламутром и яшмой горит,

Но света источник таинственно скрыт.


Ведущий:

Последний класс гимназии Анна Андреевна закончила в 1907 году в Киеве. Там же начинает учиться на юридическом факультете Высших женских курсов, затем поступает на Высшие историко-литературные курсы в Петербурге, но не заканчивает их. Не получив формально высшего образования, Ахматова стала одним из образованнейших людей своего времени.


Ахматова:

Среди моих предков по маминой линии был Ахмат-Хан, потомок Чингиза, последнего правителя Золотой Орды. Я очень гордилась, что я чингизка.


Ведущий:

Анна Ахматова – литературное имя Анны Андреевны Горенко. Узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, отец потребовал, чтобы она взяла псевдоним и «не позорила славную фамилию». Дочь повиновалась. И в русскую литературу вместо Анны Горенко вошла Анна Ахматова и прочно утвердилась в начале русского поэтического алфавита. А так вспоминают о ней современники.


К.И.Чуковский: /В роли Чуковского ученик Власов Алексей/

Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую 15-летнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло 2-3 года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности – величавость.


Ахматова:

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба - быть его женой. Я клянусь вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мною.


^ Он любил три вещи на свете:

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.


Не любил, когда плакали дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики.

А я была его женой.

(звучит Прелюдия № 4 ми минор Шопена)


Ведущий:

Брак с Гумилевым был недолгим. В год развода Анна Андреевна подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью «Моему дорогому другу Н.Гумилеву с любовью. А.Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург». Каждый из них пошел навстречу своей трагедии. Н.С.Гумилев был арестован в разгар красного террора за участие в контрреволюционном заговоре и 24 августа 1921 года приговорен к расстрелу. Может быть, смерть Гумилева оттого и отзывается так болезненно в сердце каждого русского человека, что убит он был на взлете, накануне главных своих свершений. Как показывают архивные материалы, Гумилев неопределенно обещал участникам заговора, что в случае выступления поддержит их. Человек исключительной прямоты и честности, он не скрыл на следствии своих монархических взглядов. Чекисты, расстреливавшие поэта, были поражены его хладнокровием.


Гумилев:/в роли –Ян Комоцкий/

Многие годы учил я своих читателей сохранять достоинство в любых обстоятельствах, оставаться собой вне зависимости от исхода битвы и прямо смотреть в лицо жизни:

^ Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не бояться,

Не бояться, и делать, что надо.

/ «Мои читатели»,1921г./


Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир ,волнующий и странный,

Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый, необманный.


Ахматова:

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать:

Двадцать восемь штыковых,

Огнестрельных пять.

Горькую обновушку

Другу сшила я.

Любит, любит кровушку

Русская земля.


Ведущий:

Помнила ли Анна Андреевна свою пророческую роковую «Молитву» 1915 года? Тогда она писала о Первой мировой войне.


^ Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар.

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар-

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней.

Стала облаком в славе лучей.


Ведущий:

Эту молитву ей напомнила при встрече М.Цветаева, для которой Ахматова была самым любимым поэтом.


М.Цветаева /уч. Катя Порва/

Как Вы могли написать: «Отыми и ребенка и друга, и таинственный песенный дар…» Разве Вы не знаете, что в стихах все сбывается?


Ахматова

Я гибель накликала милым,

И гибли один за другим.

О, горе мне! Эти могилы

Предсказаны словом моим.


Ведущий:

В 20-х гг. начинается изгнание Ахматовой из литературы. Ее поэзию хоронят заживо как «чуждую новому человеку». Ее отказ «забыть прошлое», принять точку зрения «победителей» не может быть принят иначе, как политический вызов. С 1927 г. на Ахматову заводится дело в ОГПУ. Начинается ее шельмование в пролетарской критике. «Стенания женщины, запоздавшей родиться или не сумевшей вовремя умереть» - так и еще грубее писали об Ахматовой. Шестнадцать лет, с 1924 до 1940 г.. стихи Ахматовой вообще не появлялись в печати.


Учитель:

30-е годы предстают в ахматовской летописи как время безмерного страдания, с одной стороны (Это было, когда улыбался/Только мертвый, спокойствию рад…»), и невиданного злодейства, какого-то глубокого перерождения человека – с другой:


Ахматова:

Но лучше б ястребом ягненка мне когтить

Или змеей уснувших жалить в поле,

Чем человеком быть и видеть поневоле,

Что люди делают…


Ведущий

К этой поре относится и другое четверостишье:


Ахматова:

И вовсе я не пророчица,

Жизнь моя светла, как ручей,

А просто мне петь не хочется

Под звон тюремных ключей.


Ведущий:

В 1935-1940 гг. Ахматова создает поэму, посвященную жертвам сталинского террора. Она озаглавила ее «Реквием», и посвятила своему сыну – Льву Николаевичу Гумилеву.

Лев Николаевич Гумилев стал ученым, а не поэтом, но репрессий не избежал. В 1938 году он был арестован и приговорен к пяти годам лагерей. Кроме него Анне Андреевне пришлось проводить в тюрьмы, лагеря и безвременные могилы многих близких, собратьев по перу, друзей. Саму же ее держали на воле: пытка неопределенностью входила в репертуар сталинских истязаний.

Восстанавливая в 1962 году стихи, входящие в «Реквием», Ахматова сказала писательнице и своей младшей подруге Лидии Корнеевне Чуковской: «Кроме вас их должны помнить еще семеро». Имен этих семерых она не назвала. Не только писать, но и хранить дома (а в общем –то и слушать) такие вещи, как «Реквием» и другие «преступные», или «заветные», стихи, могло стоить жизни. Они сжигались сразу же после записи, и затем долгие годы таились в памяти нескольких верных слушателей.


В «Реквиеме» поэт говорит от лица – и словами – своих бесчисленных «невольных подруг», стоявших с ней с передачами в тюрьму.

Ахматова:

Перед этим горем гнутся горы,

^ Но течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат-

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылых

скрежет

Да шаги тяжелые солдат.


Поднимались, как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мертвых бездыханней,

Солнце ниже, а Нева туманней,

А надежда все поет вдали.


Приговор… И сразу слезы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут.

Но идет. Шатается. Одна.


Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге,

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.


Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки.


Смертный пот на челе… Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.


Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской веселой грешнице,

Что случилось с жизнью твоей.

Как трехсотая, с передачею

Под крестами будешь стоять

И своею слезой горячею

Новогодний лед прожигать.


Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу:

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда

И прямо мне в глаза глядит

И скорбно гибелью грозит

Огромная звезда.


Легкие летят недели

Что случилось. Не пойму,

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели.


Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоем кресте высоком

И о смерти говорят.


Можно сказать, что «Реквием» создан взамен всеобщей панихиды по мученикам советской власти:


Ахматова:

Для них соткала я широкий покров

^ Из бедных, у них же подслушанных слов.

…………………………..

………………………………..

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

^ Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня


Ведущий:

В 1940 году Ахматовой неожиданно предлагают издать ее сборник «Из шести книг». Речь заходит даже о выдвижении его на Сталинскую премию. Стихи были отобраны с точки зрения их «идейной безопасности», искажены цензурой, под ними не стояли даты. Но и эту книгу вскоре изъяли. Передышка закончилась новыми и тяжелейшими ударами.


Историческая справка:


Из Устава Союза советских писателей СССР.

1 сентября 1934 года

«… Союз советских писателей ставит генеральной целью создание произведений высокого художественного значения, насыщенных героической борьбой международного пролетариата, пафосом победы социализма, отражающих великую мудрость и героизм коммунистической партии. Союз советских писателей ставит своей целью создание художественных произведений, достойных великой эпохи социализма».


Ведущий

Можно ли было предугадать, что с начала 20-х гг. вплоть до самой смерти поэт не увидит ни одной представительной публикации своих стихов на родине? (Правда, после 1940 г. изредка появлялись журнальные подборки и маленькие сборнички стихов, но они были составлены так, что Ахматова называла их «поклепом», «клеветой» на себя».) Больше того – что издания, дающие подлинное представление о ее творчестве, станут возможными только через двадцать с лишним лет после кончины автора?

И тогда-то неожиданно станет ясно, что Ахматова не просто лирический поэт, воспевающий любовные томления. Стихи, которые в усеченных публикациях могли быть приняты за любовную лирику или за выражение «личных переживаний», на самом деле запечатлели историю страны. Вот, например, строки о музыке:


^ Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся

«Музыка», 1958 г.

За ними – простой и страшный факт: во времена Сталина гонимый человек становился опасен для всех, как прокаженный; общение с ним могло дорого стоить.

Единственный сын Ахматовой Лев Николаевич Гумилев (впоследствии известный историк) в 1938 году был арестован и приговорен к 5 годам лагерей. Кроме него Анне Андреевне пришлось проводить в тюрьмы, лагеря и безвременные могилы многих близких, собратьев по перу, друзей. Саму же ее держали на воле: пытка неопределенностью входила в репертуар сталинских истязаний.


Ахматовские строфы, стихи, поэмы складываются в целое историческое полотно. И автор сам - действующее лицо исторической драмы. От его речей и поступков зависит ее ход.


^ Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.


Ведущий:

Удары сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 года. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором Ахматову и ее стихи буквально осыпали площадной бранью. Услужливые журналисты в то время писали так:

Критик:

«Я полагаю, что социальная среда, вскормившая творчество Ахматовой, - это среда помещичьего гнезда и барского особняка. Мирок Ахматовой необыкновенно узок. Ни широты размаха, ни глубины захвата в творчестве Ахматовой нет».


Ахматова:


^ И всюду клевета сопутствовала мне,

Ее ползучий шаг я слышала во сне,

И в мертвом городе под беспощадным небом,

Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.

^ И отблески ее горят во всех глазах,

То как предательство, то как невинный страх.

Я не боюсь ее. На каждый вызов новый

Есть у меня ответ достойный и суровый.

И станет внятен всем ее постылый бред,

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед.

^ Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,

Чтобы в последний раз душа моя горела

Земным бессильем, летя в рассветной мгле,

И дикой жалостью к оставленной земле.


Ведущий:

В 1949 году в очередной раз арестовывают ее сына и осуждают на 10 лет лагерей… Ради смягчения его участи Ахматова пытается сочинить «верноподданные» стихи вождю и его «мирной» политике. Однако сборник с этими - страшными по своей беспомощности и вымученности – поделками так и не увидел света.

В начале 60-х годов стихи Ахматовой, запрещенные в СССР, печатаются в зарубежных и эмигрантских изданиях, переводятся, изучаются. Мировое признание успевает достичь ее: в 1964 году она едет получать премию в Италию. В 1965 году в Англию, где ей присуждается почетная докторская степень.

При всем том Ахматова испытывает огромные жизненные трудности. Трагическая ахматовская летопись завершается господствующей в последних стихах мыслью о том, что глубочайшая мудрость человека и художника состоит в постижении «сладости бытия».


Ахматова

Пусть все сказал Шекспир, милее мне Гораций.

Он сладость бытия таинственно постиг…


Учитель:

Ахматова стала «символом величия России» в тяжкое время нашей истории. Ее голосом - одним из совсем немногих несломленных голосов – выговорились обреченные на немоту миллионы убитых и униженных соотечественников.


^ Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

«Мужество»


. Особая сила и особый трагизм этой клятвы в том, что сохранять «великое русское слово» приходилось не только от чужеземного вторжения, но, с не меньшей смелостью, от того, что происходило в собственной стране. И цена сопротивления была той же: пули, бездомность, нищета, и – вдобавок – позор и одиночество среди своих.

Ведущий:

Современники Ахматовой помнят звуки ее лиры, голос ее музы, тяжесть и подвиг ее жизни. Закончим нашу встречу мы стихами одного из них.

^ Ваши строки невеселые,

Как российская тщета,

Но отчаянно высокие,

Как молитва и мечта.

Отмывали душу дочиста,

Уводя от суеты,

Благородством одиночества

И величием беды.

Потому-то в первой юности,

Только-только их прочел-

Вслед не думая об участи,

Заколдованный пошел.

Век дороги не прокладывал,

Не проглядывала мгла.

Бога не было.

Ахматова

На земле тогда была…

(Владимир Корнилов)

/на фоне «Аве Мария» соло/итература:


Статьи:

  1. О. Седакова «А.А.Ахматова».

  2. О. Седакова «Тайны ремесла».

  3. О.Седакова «Вокруг реквиема».

  4. О. Седакова «Поэзия и правда».


Документы:

  1. История политических репрессий и несвободе в СССР. Книга для учителя.

  2. Из устава Союза советских писателей СССР. 1 сентября 1934 г.




  1. А.Ахматова. Сборник стихов. Москва. 1997.

  2. Музыкальный фон к стихам составлен на основе произведений Чайковского, Шопена. В ходе композиции можно использовать песню А. Вертинского на стихи А.Ахматовой «Чернеет дорога», песню Д.Тухманова на стихи А.Ахматовой «Было душно от жгучего света»

_____________________________________________________________________________

©Ларина Ирина Викторовна 2009




Похожие:

И. В. Ларина, Учитель истории iconГазимов Наиль Исмагилович Учитель истории и обществознания
Ташкентский Государственный Педагогический институт, историко-филологический факультет, учитель истории, окончил в 1977 году
И. В. Ларина, Учитель истории iconИспользование информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществоведения неверовская Тамара Викторовна, учитель истории, заместитель
Неверовская Тамара Викторовна, учитель истории, заместитель директора по увр уо «Слободская государственная общеобразовательная базовая...
И. В. Ларина, Учитель истории iconДидактический материал по истории России Учитель истории Александрова В. В
Президентом РФ было подписано распоряжение об организационных мерах по созданию Министерства обороны и Вооруженных сил Российской...
И. В. Ларина, Учитель истории iconПротокол №3 родительского собрания родителей выпускников 11 классов
Амбалиа С. А. учитель биологии и химии, Михайлова Г. А. учитель физики, Шеховцова Н. В. учитель истории и обществознания, Чупахина...
И. В. Ларина, Учитель истории iconОбразовательная программа по истории 5-11 кл.; утверждена министерством образования Российской Федерации
Проблема, над которой работает учитель: «Повышение интереса к изучению истории путём применения новых технологий.»
И. В. Ларина, Учитель истории iconЭссе по обществознанию. Изменения критериев оценивания в 2009г. Автор: Кравченко Т. В.,тьютор, учитель истории и обществознания моусош№9 Павловского района
Автор: Кравченко Т. В.,тьютор, учитель истории и обществознания моусош№9 Павловского района
И. В. Ларина, Учитель истории iconПлан учебно воспитательной работы муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 имени Героя России гвардии майора С. Г. Таранца муниципального образования Славянский район на 2010 2011 учебный год
В этом плане показательны уроки по обж (учитель Градусов А. А.), истории (учитель Филипьева В. А.), математике (учитель Васюк Л....
И. В. Ларина, Учитель истории iconКнига для учителя. 2001 г. На доске учитель пишет слова Белинского В. Г. «На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество»
Автор: учитель истории Егорова Елизавета Геннадьевна (Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики...
И. В. Ларина, Учитель истории iconИспользование информационных технологий на уроках истории Ясинская Ольга Валерьевна, учитель истории уо «Миорская госш №1»
Использование компьютерных технологий дает возможность самому учителю развиваться творчески и в ногу со временем, подталкивает к...
И. В. Ларина, Учитель истории iconИспользование информационных технологий на уроках истории и обществоведения самсанович Наталия Викторовна, учитель истории и обществоведения уо «Перебродская госш-сад»
В начале XXI в человечество вошло в новую стадию своего развития: учение и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов