Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса icon

Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса



НазваниеДемонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса
Дата конвертации21.07.2012
Размер111.07 Kb.
ТипИнструкция

Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса

2011-2012 учебный год


Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2-х частей.

Часть 1 содержит заданий (А1–А). К каждому из них даны 4 варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


^ Желаем успеха!


Часть А

А1.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) красИвее

2) Агент

3) нАчав

4) тортЫ

А2.В каком предложении вместо слова ЦЕННЫЙ нужно употребить

ЦЕННОСТНЫЙ?

1) Всех участников олимпиады наградили ЦЕННЫМИ подарками.

2) В каждую эпоху формируются свои ЦЕННЫЕ ориентиры.

3) В статье можно найти ЦЕННЫЕ для геолога сведения.

4) В заповеднике много деревьев ЦЕННЫХ пород.

А3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) в шкафу

2) пять полотенец

3) шестисот семи человек

4) ихние дела

А4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Обработав статистические данные,

1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык.

2) была выявлена интересная закономерность развития языка.

3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков

законов.

4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.

А5.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы).

1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало

больше покупателей.

2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в

20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми

произведений.

3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина

совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко

писали о нём.


4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные

планы.

Прочитайте текст и выполните задания A6–A11.

(1)… (2)Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат. (3)Их

следует отобрать в соответствии с темой реферата и сгруппировать вокруг

развивающих её нескольких больших подтем. (4)При этом важно точно и

лаконично изложить содержание отобранных фрагментов, провести их

смысловое свёртывание. (5)Под смысловым свёртыванием, или компрессией,

понимается операция, приводящая к сокращению текста без потери важной,

актуальной информации. (6)… компрессия, предусматривающая исключение

из текста избыточной, второстепенной информации, является одним из

ведущих приёмов при написании реферата.

А6.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом

тексте?

1) Фрагменты, содержащие второстепенную информацию, не должны

перегружать текст реферата.

2) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для

написания реферата.

3) Часто при работе с текстом приходится удалять или заменять не

отдельные предложения, а целые фрагменты текста.

4) Различные главы реферата несут различный объём информации.

А7.Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте

пропуска в шестом предложении текста?

1) И только

2) Ещё

3) С другой стороны,

4) Таким образом,

А8.Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном

из предложений текста?

1) понимается (предложение 5)

2) фрагменты должны войти (предложение 2)

3) их следует отобрать (и) сгруппировать (предложение 3)

4) исключение является (предложение 6)

А9.Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) простое осложнённое

А10.Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в

предложении 2.

1) частица 2) местоимение 3) союз 4) наречие

А11.Укажите значение слова РЕФЕРАТ во втором (2) предложении текста.

1) часть художественного или научного произведения, содержащая

предварительные разъяснения и замечания

2) творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе

прослушанного и проанализированного текста

3) письменный доклад по определённой теме, в котором обобщается

информация из одного или нескольких источников

4) данные, факты независимо от формы их представления, которые несут

в себе смысловую нагрузку

А12.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется -НН-?

Драгоце(1)ым камнем, огранё(2)ым великим мастером – Временем,

можно назвать древнерусскую литературу, богатства которой ещё в

полной мере не осозна(3)ы.

1) 1 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

А13.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная

корня?

1) вызв..лить, выр..стающий, предст..вительный

2) вл..стелин, пок..рать, укр..титель

3) пок..ряющий, з..ря, провозгл..шать

4) упл..тняя (бетон), к..саться, к..мпаньон

А14.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пред..явитель, неот..емлемый, трёх..язычный

2) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

3) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

4) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

А15.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) дыш..шь, обид..вший

2) эконом..шь, замасл..нный

3) дремл..шь, приемл..мый

4) реж..шь, прикле..вший

А16.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. фасол..вый

Б. отрасл..вой

В. настойч..вость

Г. догадл..вый

1) А, Б

2) А, Б, В

3) А, В, Г

4) В, Г

А17.В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

1) Эпитет – образное, (не)обычное определение.

2) Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров.

3) (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться

безнравственно.

4) (Не)кому задать вопросы, которые мучат Пьера после дуэли в

Сокольниках.

А18.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Воспитательное значение художественной литературы огромно,

(ПО)ТОМУ что она действует на мысли человека ТАК(ЖЕ) сильно,

как и на чувства.

2) Художники-импрессионисты большое внимание уделяли свету,

постоянно меняющемуся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздуху, в который

КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.

3) (И)ТАК, все мои блестящие надежды рушились, и (В)МЕСТО весёлой

московской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой.

4) Лесная малина (ПО)СРАВНЕНИЮ с садовой мелкая, но гораздо более

сладкая и душистая, (ПО)ЭТОМУ, даже выращивая прекрасную

крупную садовую малину, деревенские жители любят ходить за

лесной.

А19.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения

нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным

оборотом?

1) Заповедник, который был основан в середине прошлого века, невелик и

занимает всего несколько гектаров нетронутого низинного леса.

2) Продукты питания человека и состав воздуха, которым он дышит, в

значительной мере являются результатом жизнедеятельности растений.

3) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, который образуется

после полного развёртывания листвы деревьев.

4) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу

А.Н. Островского мотив простора и полёта, который неразрывно связан

с образом Катерины.

^ Прочитайте текст.

Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных

материалов – одного или нескольких. С древнейших времён люди

использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных

волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и

металлы, создавая различные предметы. Современный человек,

использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что

их запасы не безграничны.

А20.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная

информация, содержащаяся в тексте?

1) Изготовленные из природных материалов предметы использовались

древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас

окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных

волокон.

2) Древние люди использовали только природные материалы:

изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из

тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

3) Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут

иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные

материалы.

4) Современный человек должен помнить, что запасы природных

материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не

безграничны.

Прочитайте текст и выполните задания A21–A23; B1–B8.

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по

маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к

близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и

горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание.

(5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно,

познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить

животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги, какие я прочёл,

и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но

вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую,

что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю

только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не

могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе

своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь

придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем

одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это

сумасшествие?

(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими

близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную

руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит.

(16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить

мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.

(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать

знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое,

обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым

рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.

(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и

сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об

умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.

(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём

становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент,

плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.

– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат

улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше

его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые

мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я

пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а

потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.

(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался

начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.

(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)

*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург,

публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

А21.Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Старший брат тяжело переживает то, что он не сможет заниматься

прежним делом и должен сменить профессию.

2) Повествование ведётся от лица младшего брата.

3) Младший брат никогда не был на фронте, но он знает, что происходит

на войне, и не может с этим смириться.

4) После короткого отпуска старший брат должен вернуться на фронт.


А22.Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложение 11 объясняет и подтверждает суждение, высказанное в

предложении 10 текста.

2) Предложение 21 текста содержит описательный фрагмент.

3) В предложениях 3–6 представлено повествование.

4) В предложениях 15–17 представлено рассуждение.

А23.Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1) горячий (предложение 1)

2) отбросить (предложение 6)

3) холодную (предложение 14)

4) одели (предложение 27)

Часть В

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке

ответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первой

клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при

перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в

отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям B1–B3 запишите словами.

В1.Из предложения 6 выпишите слово, образованное приставочно-

суффиксальным способом.

В2.Из предложений 27–30 выпишите краткие прилагательные.

В3.Укажите тип подчинительной связи в словосочетании МУЧИТЕЛЬНО

ЖАЛЬ (предложение 8).

Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.

В4.Среди предложений 12–20 найдите простое односоставное определённо-

личное. Напишите номер этого предложения.

В5.Среди предложений 21–25 найдите простое предложение, осложнённое

однородными членами с обобщающим словом. Напишите номер этого

предложения.

В6.Среди предложений 25–29 найдите сложноподчинённое предложение с

придаточным меры и степени. Напишите номер этого сложного

предложения.

В7.Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим с

помощью указательного местоимения, частицы и лексического повтора.

Напишите номер этого предложения.

В8.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из

списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на

месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны

вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов

№1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с

приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте

запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи

ответов пробелы не используются.

«Синтаксические средства выразительности: _____ (предложение 6) и

_____ (в предложениях 21–23) – помогают автору отчасти передать

чувства персонажей. Такой приём, как _____ (предложения 15, 16),

подчёркивает основную мысль младшего брата в рассуждениях о войне.

В какой-то момент братья словно меняются своими возрастными

ролями, что подчёркивают _____ («ребёнок» – «взрослый» в

предложении 26)».

Список терминов:

1) анафора

2) гипербола

3) риторический вопрос

4) олицетворение

5) парцелляция

6) диалектизм

7) восклицательное предложение

8) ряды однородных членов

9) антонимы




Похожие:

Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconДемонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 8 класса
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 1 час (60 минут). Работа состоит из 2 частей
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconДемонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 5 класса 2011-2012 учебный год Инструкция по выполнению работы
Му языку отводится 1 час (60 минут). Работа состоит из двух частей. В первой части 25 заданий, во второй – 5 заданий. Часть 1 это...
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconДемонстрационный вариант по английскому языку для учащихся 7 класса
Задание №1 требует прочтения текста с последующим переводом. Далее следует ответить на вопросы. Ответы оцениваются в два балла. В...
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconДемонстрационный вариант по французскому языку для учащихся 7 класса
Задание №1 требует знаний грамматики, а именно, знаний спряжения некоторых неправильных глаголов в настоящем времени
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconТематическое планирование по русскому языку 7 класс (136 ч) требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение Юдинская основная общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconБыло № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста ( 2)
В демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных...
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconДемонстрационный вариант по биологии для учащихся 7 класса 2011-2012 учебный год Инструкция по выполнению работы
Включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого...
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconВнеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. «Путешествие по лексическому маршруту»
Для учащихся 5 класса часть материала незнакома, т к изучается лишь в 6 классе. Продолжается формирование умений пользоваться различными...
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconЗадача на нахождение четвёртого пропорционального. В олимпиаде по русскому языку
Приняло участие 15 человек: среди них 11 учащихся из 3 «А» класса, учитель Ульянова Е. Н., и 7 учащихся из 3 «А» класса, учитель...
Демонстрационный вариант по русскому языку для учащихся 10 класса iconРабочая программа по русскому языку рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
Русский язык. 6 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов