А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» icon

А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга»



НазваниеА. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга»
Дата конвертации21.07.2012
Размер92.7 Kb.
ТипДокументы
1. /Кузьмин.docА. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга»

Термин «бела» древнерусских памятников

Кузьмин А. Г.

В «Слове о полку Игореве» между прочим говорится, что после по­ражения Игоря Северского «погании сами, победами наришуще на Ру-скую землю, емляху дань по беле отъ двора». Доказывая «позднее про­исхождение» «Слова», А. А. Зимин обратил внимание, в частности, и на эту фразу, считая ее «чисто литературной реминисценцией» — пере­делкой летописного выражения о дани «по беле и веверици... от дыма»1. А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» (наряду с данью «от ды­ма» и «от плуга») упоминает и летопись. Именно такая форма взимания дани усматривается в летописном сказании о так называемой четвертой мести Ольги древлянам, причем текст этого предания был внесен в лето­пись (по крайней мере, в «Повесть временных лет») уже в XII в.2

Сомнения А. А. Зимина поддержал В. Л. Янин. Он высказал убеж­дение, что термин «бела» не мог попасть в поэму ранее конца XIII в., когда, по его мнению, возникла денежная единица, обозначаемая этим словом3. Автор не сомневается в том, что именно новгородская денеж­ная единица подразумевалась в отмеченной фразе «Слова».

Таким образом, по меньшей мере два аспекта вопроса имеют опре­деленное практическое значение: время появления термина и его содер­жание— что он конкретно обозначал. Перед нами один из бесчисленных случаев, когда понимание термина оказывает решающее влияние на осмысление текстов и их взаимоотношений. Достаточно сказать, что только на основании трактовки термина «бела» В. Л. Янин предпола­гает существование редакции «Повести временных лет» «не ранее вто­рой половины XIII в.»: «Соответствующее место в Слове о полку Иго-реве представляется... результатом прямого заимствования из этой позд­нейшей редакции Повести временных лет»4. К этому нужно добавить, что термин понимается как специфически новгородское явление, а отра­жение его обнаруживается в южнорусских памятниках: Ипатьевской летописи и «Слове о полку Игореве». Это порождает дополнительный круг вопросов.

Мы имеем дело с цепью явлений, каждое из которых может прояснить другие, но при условии, что значение исходного положения прочно обо­сновано. В данном случае, однако, термин не может служить точкой отсчета, так как сам он — величина искомая. К тому же возникают сомнения в том, что само направление поисков выбрано правильно.

А. А. Зимин и В. Л.
Янин справедливо указывают на то, что кроме упоминания в «Слове о полку Игореве» термин «бела» имеется еще в статье 859 г. Ипатьевской летописи, где сообщается, что варяги с север­ных, а хазары с южных племен «имаху по беле и веверици тако от дыма»5. Оба автора находят существенным, что Лаврентьевская, а так­же Новгородская I летописи, пересказывая то же предание, содержат

67

чтение: «по белей веверице»6. Разночтение это, однако, не может иметь принципиального значения и не позволяет использовать его для выво­дов о взаимоотношении летописных текстов. Дело в том, что в ранних памятниках не было разделения на слова, и тексты разделяли поздней­шие переписчики или даже издатели по своему разумению, в соответ­ствии с пониманием содержания. Так, уже в Троицком списке Новгород­ской I летописи имеется вариант «по белки и веверици»7. «Веверица» древнерусских источников — это нынешняя белка (или в некоторых диа­лектах и поныне «векша»). И до сих пор в польском языке белка — wiewiorka, в латышском — vavera и т. д. Выражение «белая веверица» может быть понято как зимняя белка, поскольку зимой мех белки свет­леет. Может подразумеваться и какой-то иной зверек, отличающийся от «веверици» белизной меха. Но в летописи это выражение дано в ином падеже, который тем более не допускает однозначного толкования, а в некоторых вариантах прямо предполагается нетождественность «белки» и «веверици».

В конструкции В. Л. Янина решающее значение отведено факту су­ществования в Новгороде с конца XIII в. денежной единицы «бела». Но он рассматривает этот факт несколько односторонне, абсолютизируя ре­гистрацию явления в источнике как время его зарождения и не уделяя совершенно внимания истории термина, его этимологии. В этой связи представляется существенным указание автора на то, что денежная единица «бела» не совпадала со стоимостью шкурки белки, превышала ее8. В источниках XV—XVI вв. наблюдается смешение «белы» («бел­ки») с нынешней белкой-векшей, причем неизменно выявляется сущест­венная разница в их стоимостном значении9.

В литературе обращалось внимание на своеобразный «биметализм» серебра и пушнины: денежные единицы соответствуют определенному количеству (и качеству) пушнины и наоборот10. Исторически логичным является предположение об изначальном существовании товарных еди­ниц обмена, наиболее удобным из которых как раз и были разного рода меха (у славян также и полотно). Русские меха были широко известны на Востоке и на Западе, и не случайно, что исчисление дани ведется в пересчете на пушнину: белы, веверицы, векши, куны, «черные куны» (соболи). В летописном сказании о «четвертой мести» Ольги древляне изъявляют согласие уплатить самую тяжелую дань «медомь и скорою» (т. е. мехами) и. Дань по «черной куне», ранее наложенная на древлян Олегом, рассматривалась летописцами как тяжелая. Дань по белке-век­ше со двора была бы нереально малой. Достаточно сказать, что даже торговая пошлина в Суздальской земле в XIII—XIV вв. составляла по две векши с каждого воза, ладьи, короба с хмелем или льняными изде­лиями12. Самый же факт восстания словен, кривичей и угро-финских пле­мен против варягов предполагает (по крайней мере в представлении со­ставителя варяжского сказания) чрезмерность поборов.

Еще В. Н. Татищев, осмысливая статью 859 г. с чисто исторической точки зрения, заметил, что дань не могла ограничиваться белкой-век­шей— сравнительно малоценным зверьком. Он предположил, что веве­рица— это горностай или ласка". К такому мнению склонялся и В. Даль14. Оба, очевидно, ошибались: и веверица, и векша, взаимозаме­няемые в ценниках «Русской правды»,— это современная белка. Но эта ошибка позволяет поставить вопрос в другой плоскости: почему в лето­писных статьях, говорящих о взимании дани, не упоминается один из ценных вывозимых из Руси пушных зверьков — горностай15. Проис-

хождение этого слова остается неясным, но вряд ли оно славянское. А именно поэтому и можно надеяться найти ему славянский эквивалент.

Как заметил один из специалистов прошлого столетия П. С. Савель­ев, «слово белка показывает, что оно только в позднейшее время пере­несено на зверя, которого мы теперь так называем и который никогда не бывает белым». Автор полагал, что именно горностай обозначался ранее этим словом 16. Это объяснение счел убедительным С. М. Соловь­ев 17. Позднее его энергично отстаивал М. С. Левшиновский18. Он отме­тил, в частности, что «горностай, почти при равной величине с векшей, жил, как и векша, в лесах на деревьях, причем не всегда был чисто-бе­лым, ибо с началом таяния снегов, горностай становился грязновато-бе­лым, а к лету его мех на брюшке становится желтовато-белым, как бы подпаленным, почему иногда такой мех называли „подпаль"» 19. В самое последнее время А. Югов, комментируя текст «Слова о полку Игореве», также отождествил «белу» с горностаем20. Хотя отсылки автора не всег­да достаточно точны и конкретны, его указания на документы, иллюст­рирующие высокую стоимость меха белы по сравнению с куницей и тем более белкой-векшей, говорят сами за себя21. Источники, по-видимому, позволяют предложить и более определенное обоснование мнения о тождестве белы и горностая.

Помимо статьи 859 г. слово «бела» встречается еще в летописном рассказе о киевском восстании 1068 г., когда на княжеском дворе было разграблено «бещисленое множества злата и сребра, кунами и белью». Это чтение Лаврентьевской летописи заменено в Ипатьевской и Новго­родской I летописях более общим понятием «скорою»22. Сделано это могло быть не позднее XII в., так как общие чтения названных трех ле­тописей не выходят за пределы этого столетия. Очевидно, для летопис­цев XII в. термины «бель» и «скора» были взаимозаменяемыми: «бель»— это особый вид «скоры» (меха), именно белый мех.

В Начальной летописи имеется и еще одно упоминание «белы», ко­торое представляется еще более определенным. В рассказе о перенесе­нии останков Бориса и Глеба (князей, убитых в 1015 г. и канонизирован­ных русской церковью) под 1115 г. сказано, что «повеле Володимер (Мономах — А. К.) режючи паволокы орницы бель розметати народу овъ же сребреники метати»23. Расстановка знаков препинания — дело издателей. «Сребреники» здесь — это, очевидно, денежные монеты24, «паволокы» — ткани. Остаются неясными слова «орници бель». Их обычно разделяют запятой. Между тем, речь, видимо, идет о словосо­четании, которое как раз и может быть переведено как «мех горностая», именно наиболее качественный и ценный зимний мех, отличный от лет­него, обозначаемого словом «подпаль». В источниках горностай писал­ся и в варианте «орностай»25. Название «орница» аналогично обозначе­ниям «куница» (от куна), «веверица» (от вевера), «лисица» (от лиса).

Таким образом, взимание половцами дани «по беле от двора», упо­минаемое в «Слове о полку Игореве», не является ни анахронизмом, ни малообременительной податью. Лаконичная фраза памятника указы­вает, между прочим, на форму эксплуатации половцами некоторых юго-восточных русских земель, попадавших вследствие усобиц в зависимость от степных кочевников. Очевидно, систематическая эксплуатация этих территорий и для половцев была более целесообразной, чем «разовое» разорение русских поселений, пограничных со степью. Только такой си­стемой взаимоотношений может быть объяснено и существование рус­ских поселений в степи, казалось бы, полностью поглощенной половцами.

Разумеется, не может быть речи о позднем происхождении рассмот­ренных текстов как в Начальной летописи, так и в «Слове о полку Иго-реве». В послемонгольское время складывается иная система эксплуа­тации покоренных русских земель.


1 А. А. Зимин. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве».— «История СССР», 1968, № 6, стр. 59—60, и др.

2 «Обсуждение одной концепции о времени создания «Слова о полку Игореве»».— «Вопросы истории», 1964, № 9, стр. 127; А. Г. Кузьмин. Ипатьевская летопись и «Слово о полку Игореве» (по поводу статьи А. А. Зимина).—«История СССР», 1968, № 6, стр. 66—
67

3 «Обсуждение...», стр. 139; В. Л. Янин. Берестяные грамоты и проблема происхождения новгородской денежной системы XV в.— «Вспомогательные исторические дисциплины», III. Л., 1970,

стр. 168—169.

  1. В. Л. Янин. Указ. соч., стр. 169.

  2. «ПСРЛ», т. II. М., 1962, ст. 14.

6 «Летопись по Лаврентьевскому списку». СПб., 1897, стр. 18; «Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов». М.— Л., 1950, стр. 106.

7 «Новгородская первая летопись...», стр. 514. Список относится к XVI в., и сохранился он только в части до 1015 г. Но в ряде случаев он передает архаичные чтения. Существенно также, что он как бы компенсирует утраченную часть древнейшего Синодального списка Новгородской первой летописи (XIII—XIV вв.). По Софийской I летописи, варяги берут дань «от мужа побеле веверице», а хазары «по беле векшице от дыма» («ПСРЛ», т. V, вып. 1.Л., 1925, стр. 10).

8 В. Л. Янин. Указ. соч., стр. 167.

9 По расчетам В. Л. Янина «бела» равнялась четырем кунам. Имеются данные, по которым куна равняется 18 белкам (ср. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона, т. 5. СПб., 1891, стр. 196 и стр. 167, и др.).

10 Ср. Э. И. Кучеренко, Д. И. Мошнягин. Нумизматика в школе. М., 1968, стр.ИЗ; Б. Д. Греков. Избранные труды, т. II. М., 1959, стр. 524—530, и др.

11 «Летопись по Лаврентьевскому списку», стр. 57.

11 «Грамоты Великого Новгорода и Пскова». М.— Л., 1949, стр. 12 и др.

13 В, Н. Татищев. История Российская, т. П. М., 1963, стр. 32.

14 В. Даль. Толковый словарь, т. I. M., 1955, стр. 380.

15 Горностай наряду с соболем и белкой был одним из ходовых товаров русских купцов. Ср. Б. Д. Греков. Указ.соч., стр. 525, и др. Горностаевая мантия — наиболее роскошное одеяние в средневековой Европе.

16 П. С. Савельев. Мухаммеданская нумизматика в отношении к русской истории. СПб., 1847, стр. CCVII. Ранее «белу» отождествлял с горностаем Ф. Круг.

17 С. М. Соловьев. История России, кн. I. М., 1959, стр. 127 и 302.

18 М. С. Левшиновский. Опыт истории денежных знаков в России. Ч. I. Минск, 1903, стр. 16 и др.; он же. Спорные вопросы русской нумизматики. Пг., 1915, стр. 78—80, 195—229 и др.

19 М. С. Левшиновский. Опыт..., стр. 76. В источниках «подпаль» иногда даже прямо отличался от «горностая». Ср. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси», т. I. M.,1952, стр. 379.

20 А. Югов. «Слово о полку Игореве». М.,1970, стр. 162—163.

21 Следует, впрочем, иметь в виду, что указанные источником начала XVII в.«2 меха бельи хребтовые, цена одному меху рубль 26 алтын и 4 деньги, другому рубль и 10 алтын» нельзя рассматривать как стоимость одной шкурки белы (два-три рубля стоил конь). Здесь речь идет о мехе, выделанном спинок зимнего горностая.

22 «Летопись по Лаврентьевскому списку», стр. 167; «ПСРЛ», т. II, стб. И61; «Новгородская первая летопись...», стр. 189.

23 «ПСРЛ», т. II, стб. 281; «Летопись по. Лаврентьевскому списку», стр 286 («сребреники» здесь опущены).

24 Ср. //. И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка, т. III.М., 1958, стр. 480—481. О хождении серебряных монет в XII в. см. В. М Потин. Древняя Русь и европейские государства в X—XIII вв. Л., 1958, стр. 73—74, 90—92.

25 И. И. Срезневский. Материалы.... т. II, стр. 707.



Похожие:

А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconБогданов Александр Александрович (1873 – 1928)
Научной теория может лишь в том случае, если способна преодолеть саму себя, очерчивая границы своей применимости. Маркс не указал...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconОн глянул за темную пелену ночи…
Там все равно ничего не было видно… да и что можно увидеть, если в твоих глазах одни лишь слезы а все твои мысли занимает лишь прошлое,...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconО видимом, но немыслимом 7
Но говорить о подлинных причинах очевидного настоящего вам не дадут никогда. Лишь только вы откроете по этому поводу рот, вам тут...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconНовая песня Сортировочной Шляпы
Гарри не хотел говорить остальным, что у него и Луны была одинаковая галлюцинация, если это вообще была галлюцинация, поэтому он...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconКлассификация шахматных соревнований
Выбор варианта зависит от конкретных особенностей проводимого мероприятия. Если говорить об их классификации, то можно руководствоваться...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconЗимин николай Павлович
Зимин николай Павлович, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1960-х годах возглавлял экипажи траулеров «Красноармеец»,...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconРитмы половой жизни и здоровье р. В. Беледа, В. Г. Тактаров
Очевидно, что истина, как всегда, находится посредине. Если рассматривать влияние полового воздержания на организм всесторонне, то...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconЭмили и лилия
Потому что сила их в том что если с ними говорить они будут волшебными, а если нет то они будут самыми простыми цветами. Эмили уже...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconКнига Тьмы Часть первая "Библии Проклятых"
Он вдохнул в тебя жизнь. Иди к Нему, если ты веруешь, что из грязи сотворил он образ Свой и подобие и нарек его Адамом. Иди к Нему,...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconВера как сила воли
Но что говорить, если Сам Иисус подвергался испытаниям, и о их непростоте свидетельствовали капли пота, стекающие на землю во время...
А. А. Зимин указал на то обстоятельство, что «подворное обложение» устанавливается лишь в XVII в. Он прав, если говорить о системе подворного обложения. Но о дани «от двора» наряду с данью «от ды­ма» и«от плуга» iconТрудовой путь любви
Любовь все переносит. В сущности, это почти одно и то же. Но нам казалось бы естественнее говорить о том, что любовь может совершить,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов