Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) icon

Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ)



НазваниеМетодические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ)
Дата конвертации29.07.2012
Размер138.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Кафедра естественнонаучного образования


Ахметов М. А.


Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом ЕГЭ по химии

(химические свойства изученных классов веществ)


Ульяновск 2005

Ахметов М. А.

Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом ЕГЭ по химии (химические свойства изученных классов веществ). – Ульяновск: УИПКПРО. – 2005. – 14 с.


Методические рекомендации содержат уравнения химических реакций, при написании которых участники ЕГЭ по химии испытывали наибольшие затруднения. Уравнения химических реакций сгруппированы по темам, имеются текстовые пояснения. Данная работа призвана оказать помощь учителям химии при подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по химии, позволит систематизировать знания, ликвидировать имеющиеся пробелы.


Печатается по решению учебно-методического совета Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.


Ульяновский институт повышения квалификации переподготовки

работников образования

432063, г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81

Введение


Наиболее трудной частью ЕГЭ по химии являются задания с развернутым ответом – часть С. Для решения этих заданий требуется не только обладание определенным объемом знаний, но и умение творчески применять их в различных ситуациях.

Установлено, что высокий уровень усвоения знаний определяется творческим характером учебной деятельности, умением самостоятельно и осознанно использовать знания в различных новых связях, на новом фактическом материале, в непривычных учебных ситуациях, находить оригинальный способ решения задач. Отвечая этому высокому уровню сложности, задания с развернутым ответом приобретают свои особенности. Первая из них состоит в том, что они включают в себя достаточно сложные элементы содержания по общей, неорганической и органической химии, проверяемые на выпускных экзаменах в школе и на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения.

Так, они направлены на:

объяснение сущности процессов, взаимосвязи состава, строения и свойств веществ, взаимного влияния атомов в молекулах;

обоснование условий осуществления реакций в схемах превращений веществ различных классов;

решение качественных и расчетных задач.

Содержание этих заданий во многих случаях ориентирует учащихся на использование различных способов их выполнения. Тем самым выбранный способ выполнения задания может выступать в качестве показателя способности выпускника к осуществлению творческой учебной деятельности.


И, наконец, важно отметить, что выполнение заданий с развернутым ответом требует от выпускника обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, последовательно строить ответ, делать выводы и заключения, приводить аргументы в пользу высказанной точки зрения и т.п.

Все перечисленные выше особенности заданий с развернутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

Не выходя за пределы «Обязательного минимума содержания образования по химии», они предусматривают одновременную проверку усвоения нескольких (двух и более) элементов содержания из содержательных блоков: «Химическая реакция», «Познание и применение химических реакций человеком».

Комбинирование проверяемых элементов содержания осуществляют таким образом, чтобы уже в условии задания прослеживалась необходимость: последовательного выполнения нескольких взаимосвязанных действий, выявления причинно-следственных связей между элементами содержания, формулирования ответа в определенной логике и с аргументацией отдельных положений. Отсюда становится очевидным, что выполнение заданий с развернутым ответом требует особого внимания к оформлению самого ответа на вопросы, сформулированные в условии.

В экзаменационной работе 2005 г. были представлены следующие типы заданий с развернутым ответом:

  • Задания, проверяющие усвоение основополагающих элементов содержания: «химическое равновесие и условия его смещения», «сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций», «электролиз расплавов и растворов солей».

  • Задания на подтверждение взаимосвязи между классами различных веществ (неорганических и органических) или на получение продукта в результате нескольких последовательно проведенных химических реакций.

  • Расчетные задачи: вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей; вычисление массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

  • Задания на определение молекулярной формулы неорганических и органических веществ.


Приведем уравнения химических реакций, в которых наиболее часто встречались ошибки.

^

ОБЩАЯ ХИМИЯ

Кислоты. Основания. Соли. Оксиды.


Кислотные оксиды реагируют с водой (амфотерным оксидом) с образованием кислот)

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

SO3 + H2O = H2SO4

Для получения азотной кислоты азот оксид азота (IV) должен быть доокислен, например кислородом воздуха

4NO2 + O2 + 2H20 = 4HNO3

Лабораторный способ получения хлороводорода.

К твердому хлориду натрия приливают концентрированную серную кислоту.

NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl

Для получения бромоводорода из бромида натрия, концентрированная серная кислота не подойдет, так как выделяющийся бромоводород будет загрязнен парами брома. Можно использовать концентрированную фосфорную кислоту.

NaBr+ H3PO4 = NaH2PO4 + HBr

Кислоты реагируют с металлами, стоящими в ряду напряжений до водорода

Fe + 2 HCl = FeCl2 + H2

И их оксидами:

Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O – Обратите внимание на валентность переходных элементов в солях.

Щелочные и щелочноземельные металлы взаимодействуют с водой:

K + H2O = KOH + ½ H2

В условиях избытка кислоты могут образовываться и кислые соли:

3РО4 + 2Na = 2NaH2PO4 + Н2

Органические кислоты также проявляют все кислотные свойства:

2СН3СООН + 2Na = 2CH3COONa + Н2

СНзСООН + NaOH = CH3COONa + Н2О

Комплексные гидроксиды также реагируют с кислотами с образованием солей и воды

Na[Al(OH)4] + HCl = AlCl3 + 4H2O + NaCl

LiOH + HNO3 = LiNO3 + H2O

Многоосновные кислоты в реакции с гидроксидами могут образовывать кислые соли

Н3РО4 + КОН = КН2РО4 + Н2О

Продуктом реакции аммиака с фосфорной кислотой может также быть кислая соль

NH3 + H3PO4 = NH4H2PO4

Обратим внимание на свойства оснований. Взаимодействие с кислотами:

3РО4 + ЗСа(ОН)2 = Са3(РО4)2 + 6Н2О

С кислотными оксидами:

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

Реакция гидроксидов с кислотными оксидами может приводить и к кислым солям:

KOH + CO2 = KHCO3

Основные оксиды реагируют с амфотерными оксидами

CaO + H2O = Ca(OH)2

Средние соли в воде реагируют с кислотными оксидами с образованием кислых солей

CaCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

Более сильные кислоты вытесняют более слабые из их солей:

CH3COONH4 + HCl = CH3COOH + NH4Cl

K2CO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2O + CO2=

Кислоты в присутствии серной кислоты реагируют со спиртами с образованием сложных эфиров:

CH3COOH + C2H5OH = CH3COOC2H5 + H2O

Более сильное основание вытесняет более слабое из его солей:

AlCl3 + 3NaOH = Al(OH)3 + 3NaCl

MgCl2 + KOH = MgOHCl + KCl

NH4С1 + NaOH = NaCl + NH3 + H2O

Чтобы получить из основной соли получить среднюю соль нужно подействовать кислотой:

MgOHCl + HCl = MgCl2 + H2O

Гидроксиды металлов (кроме щелочных металлов) разлагаются при нагревании в твердом виде до оксидов:

2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O

2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O

Гидрокарбонаты при нагревании разлагаются до карбонатов:

2KHCO3 = K2CO3 + H2O + CO2

Нитраты обычно разлагаются до оксидов (обратите внимание на повышение степени окисления переходного элемента находящегося в промежуточной степени окисления):

2Fe(NO3)2 = Fe2O3 + 4NO2 + 0,5O2

2Fe(NO3)3  Fe2O3 + 6NO2 + 1,5 O2

2Cu(NO3)2 = 2CuO + 4NO2 + О2

Нитраты щелочных металлов разлагаются до нитритов:

NaNO3 = NaNO2 + ½ O2

Карбонаты металлов (кроме щелочных) разлагаются до оксидов

CaCO3 = CaO + CO2

При составление уравнений реакций ионного обмена пользуйтесь таблицей растворимости:

K2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2KCl

[C6H5-NH3]C1 + AgN03 = [C6H5NH3]NO3 + AgCl

Электролиз


Электролиз расплавов солей:

2KCl = 2K + Cl2

Электролиз растворов солей металлов, стоящих в ряду напряжения после водорода:

2HgSO4 + 2H2O = 2Hg + О2 + 2H2SO4

1) на катоде: Hg2+ + 2e = Hg°

2) на аноде: 2Н2О – 4е = О2 + 4Н+


Электролиз раствора сульфата натрия

1) на катоде: 2H2O + 2e = H2 + 2OH

2) на аноде: 2H2O – 4e = O2 + 4H+

3) Составлено общее уравнение электролиза:

2H2O = 2H2 + O2


до водорода:

Са12 + 2Н2О = Н2 + I2 + Са(ОН)2

1) на катоде: 2Н2О + 2e = 2ОН + Н2

2) на аноде: 2I- - 2e = I2 - Сравните свойства анионов кислород содержащих и одноэлементных:


Химические реакции, возможные при электролизе сульфата хрома (III):

1)Сг3+ + e = Сг2+

2) Cr2+ + 2e = Сг° (или Сг3+ + 3 e= Сг°)

3) 2Н+ + 2e = Н2


Электролиз водных растворов солей карбоновых кислот:

2CH3COONa + 2H2O = CH3CH3 + 2CO2 + H2 + 2NaOH


Гидролиз


Пример взаимного гидролиза солей:

A12(SO4)3 + 3K2CO3 + 3H2O = 2A1(OH)3 + 3CO2 + 3K2SO4

Амфотерность


Амфотерные гидроксиды растворяются в водных растворах щелочей:

A1(OH)3 + 3KOH = K3[A1(OH)6]

A1(OH)3 + KOH = K[Al(OH)4]

реагируют с твердыми щелочами при сплавлении:

Al(OH)3 + KOH KAlO2 + 2H2O

Амфотерные металлы реагируют с водными растворами щелочей:

Al + NaOH + 3H2O = Na[Al(OH)4] + 3/2 H2O

Продукт сплавления амфотерного гидроксида со щелочью легко разлагается водой:

KAlO2 + 2H2O = KOH + Al(OH)3

Комплексные гидроксиды реагируют с кислотами:

K[Al(OH)4] + HCl =KCl + Al(OH)3 + H2O
^

Бинарные соединения


Способ получения:

СаО + 3С = СаС2 + СО

Бинарные соединения реагируют с кислотами

Al2S3 + 3H2SO4 := Al2(SO4)3 + 3H2S

Mg3N2 + 8HNO3 = Mg(NO3)2 + 2NH4NO3

и водой:

A14C3 + 12Н2О = 4А1(ОН)3 + ЗСН4

PCl3 + H2O = 3H3PO3 + 3HCl

^

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Азот


Азотная кислота является сильным окислителем:

окисляют неметаллы:

ЗР + 5HNO3 + 2Н2О = Н3РО4 + 5NO

P + 5HNO3 = H3PO4 + 5NO2 + H2O

металлы:

Cu + 4HNO3 = Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O

4Mg + 10HNO3 = 4Mg(NO3)2 + N2O + 5H2O

оксиды переходных металлов в промежуточных степенях окисления

3Cu2O + 14HNO3 = 6Cu(NO3)2 + 2NO+ 7H2O (возможно выделение NО2)

оксиды азота также проявляют окислительные свойства:

5N2O + 2P = 5N, + P2O

но по отношению к кислороду являются восстановителями:

2NO + O2 = 2NO2

Азот реагирует с некоторыми простыми веществами:

N2+3H2= 2NH3

N2 + O2 = 2NO

3Mg + N2 = Mg3N2

Галогены


обычно проявляют окислительные свойства:

PH3 + 4Br2 + 4Н2О = Н3РО4 + 8НВг

2P + 5Cl2 = 2PCl5

2P + 3PCl5 = 5PCl3

PH3 + 4Br2 + 4H2O = H3PO4 + 8HBr

Cl2 + H2 = 2HCl

2HCl + F2 = 2HF + Cl2

2NH3 + 3Br2 = N2 + 6HBr

В растворах щелочей диспропорционируют:

на холоду:

Cl2 + 2KOH = KCl + H2O + KClO

Cl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O
^

Окислительные свойства перманганата калия:

3РО3 + 2КМnО4 + 3H2SO4 == K2SO4 + 2MnSO4 + 5Н3РО4 + ЗН2О


2NH3 + 2KMnO4 = N2 + 2MnO2 + 2KOH + 2H2O

Сера


реагирует с простыми веществами:

S + O2 = SO2

3S + 2А1 = A12S3

оксид серы (IV) может быть доокислен кислородом

2SO2 + O2 = 2SO3

2SO2 + O2 + 2H2O = 2H2SO4

и выступать в роли окислителя:

SO2 + 2H2S = 3S + 2H2O

Концентрированная серная кислота проявляет окислительные свойства:

Cu + H2SO4 = CuSO4 + SO2 +2H2O

4Mg + 5H2SO4 = 4MgSO4 + H2S + 4H2O
^

Фосфор


получение фосфора:

Са3(Р04)2 + 5С + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 5СО + 2Р




Металлы


реагируют с галогенами:

2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3

Алюминий без оксидной пленки растворяется в воде:

Al (без оксидной пленки) + Н2О = Al(OH)3 + 3/2 H2

методы получения металлов:

Fe2O3 + CO = 2FeO + CO2

FeO + CO = Fe + CO2

CuO + H2 = Cu + H2O

Гидроксид железа (II) может быть доокислен пероксидом водорода

2Fe(OH)2 + H2O2 = 2Fe(OH)3

обжиг пирита:

2FeS2 + O2 = Fe2O3 + 4SO2


^

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Горение органических веществ


10Н22 + 31O2 = 20C02 + 22H20

Алканы


Методы получения алканов:

из простых веществ:

С + 2H2 = CH4

сплавлением солей щелочных металлов с щелочами:

СН3СООК + КОН  СН4 + К2СО3

Химические свойства алканов

промышленное окисление метана

CH4 + O2 = CH2O + H2O

Взаимодействие алканов с галогенами:


С2Н6 + Сl2 С2Н5Сl + НСl





Изомеризация алканов



^

Галогеналканы

реакция со спиртовыми растворами щелочей

С6Н5-СНВг-СН3 + КОН С6Н5СН=СН2 + КВг + Н2О


с водными растворами щелочей:

С6Н5-СНВг-СН3 + КОН (водн.)  С6Н5-СНОН-СН3 + KBr

C6H5Br + KOH  C6H5OH + KBr

По правилу Зайцева водород отщепляется от наименее гидрированного атома




Из дигалогеналканов можно получить алкины:




Реакция Вюрца:




Алкены


Присоединяют водород:



присоединяют галогены:



присоединяют галогенводороды



присоединят воду

СН2=СН2 + Н2О  СН3СН2ОН

С водным раствором перманганата калия без нагревания образуют гликоли (двухатомные спирты)

ЗС6Н5СН=СН2 + 2КМnО4 + 4Н2О  ЗС6Н5СН(ОН)-СН2ОН + MnO2 + 2KOH

Алкины


промышленный способ получения ацетилена

2СН4  С2Н2 + ЗН2

карбидный способ получения ацетилена:

CaC2 + 2H2O = Ca(OH)2 + C2H2

реакция Кучерова:

альдегид можно получить только из ацетилена:

С2Н2 + Н2О СН3СНО



Реакция алкинов с концевой тройной связью с аммиачным раствором оксида серебра

2CH3-CH2-CCH + Ag2O 2CH3-CH2-CCAg +H2O

использование полученных продуктов в органическом синтезе

CH3-CH2-CCAg + C2H5Br  CH3-CH2-CC-C2H5 + AgBr
^

Бензол и его производные


Получение бензола из алкенов:



из ацетилена:

3C2H2 C6H6

Нитрование бензола и его производных в присутствие серной кислоты

C6H6 + HNO3  C6H5-NO2 + H2O

карбоксильная группа является ориентантом второго рода



реакция бензола и его производных с галогенами:

C6H6 + Cl2 C6H5Cl + HCl

С6Н5С2Н5 + Вг2 С6Н5-СНВг-СН3 + НВг

галогеналканами:

C6H6 + С2Н5С1 C6H5C2H5 + НС1

алкенами:

C6H6 + CH2=CH-CH3  C6H5-CH(CH3)2

Окисление бензола перманганатом калия в присутствии серной кислоты при нагревании

5C6H5-CH3 + 6KMnO4 + 9H2SO4 = 5C6H5-COOH + 3K2SO4 + 6MnSO4 + 14H2O

Спирты


промышленный способ получения метанола

CO + 2H2 = CH3OH

при нагревании с серной кислотой в зависимости от условий могут образовываться простые эфиры

2Н5OH C2Н5ОС2Н5 + Н2О

или алкены

2Н5OH CH2=CH2 + H2O

спирты реагируют с щелочными металлами:

С2Н5OH + Na  C2H5ONa + ½ H2

с галогенводородами:

СН3СН2ОН + НСl  CH3CH2Cl + H2O

с оксидом меди (II)

СН3СН2ОН + СuO  CH3CHO + Cu + H2O



более сильная кислота вытесняет более слабые из их солей:

C2H5ONa + HCl  C2H5OH + NaCl

при нагревании смеси спиртов с серной кислотой образуются несимметричные простые эфиры:


Альдегиды


образуют с аммиачным раствором оксида серебра серебряное зеркало

CH3CHO + Ag2O CH3COONH4 + 2Ag

реагируют со свежеосажденным гидроксидом меди (II)

CH3CHO + 2Cu(OH)2  CH3COOH + 2CuOH + H2O

могут быть восстановлены до спиртов:

CH3CHO + H2  CH3CH2OH

окисляются перманганатом калия

ЗСН3СНО + 2КМnО4 2СН3СООК + СН3СООН + 2МnО2 + Н2О

Амины


можно получить восстановлением нитросоединений

C6H5-NO2 + 3H2 = C6H5-NH2 + 2H2O

реагируют с кислотами

C6H5-NH2 + HC1 =[C6H5-NH3]C1

Углеводы


гидролиз крахмала или ацетилена

6Н10О5)n + n H2O = nC6H12O6

спиртовое брожение глюкозы C6H12O6  2C2H5OH + 2CO2

Ахметов Марат Анварович


Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом ЕГЭ по химии (Химические свойства изученных

классов веществ)


Подписано в печать:

Бумага:

Формат:

Гарнитура Times


Ульяновский институт повышения квалификации переподготовки

работников образования

432063, г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81





Похожие:

Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconФизика характеристика контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по физике в 2009 г
Экзаменационная работа по физике для егэ-2009 содержала 36 заданий: 25 заданий с выбором ответа (часть 1), 5 заданий с кратким ответом...
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconВопрос Физические свойства веществ и физические явления. Химические свойства веществ и химические явления. Химическая реакция. Признаки течения химических реакций. Роль химии в жизни человека

Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по физике
Исходя из анализа результатов егэ прошлых лет, можно дать следующие методические рекомендации учителю по совершенствованию образовательного...
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку Администрации оу
Кимов, дидактические материалы для подготовки к егэ, образцы новых бланков для выполнения заданий егэ
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconМетодические рекомендации по подготовке к егэ по иностранному языку Администрации оу
Кимов, дидактические материалы для подготовки к егэ, образцы новых бланков для выполнения заданий егэ
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconХимия особенности заданий единого государственного экзамена по химии 2009 г и рекомендации по подготовке выпускников
Анализ результатов егэ по химии в Московской области позволил сформулировать следующие рекомендации учителям для подготовки выпускников...
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) icon«Анализ результатов егэ–2011 и методические рекомендации при подготовке егэ–2012»1 Методический сборник «Анализ результатов егэ–2011 и методические рекомендации при подготовке егэ–2012»
Санкт-Петербурге в 2010-2011 учебном году. Задачей авторов сборника было проанализировать итоги егэ как с позиции полученных предметных...
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) icon«Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот» Научный Ахметов М. А
Введение егэ было продиктовано необходимостью создания системы объективной оценки качества подготовки выпускников средней (полной)...
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся 5-9-х классов к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, обществознанию, географии
Охватывают содержание предметной области. Это осуществляется за счет использования заданий различных типов, включающих в себя различные...
Методические рекомендации по подготовке школьников к выполнению заданий с развернутым ответом егэ по химии (химические свойства изученных классов веществ) iconМетодические рекомендации по подготовке заданий школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2008-09 уч. Года содержание
Основные нормативные документы, определяющие проведение всероссийской олимпиады школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов