Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы icon

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы



НазваниеЭкзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы
Дата конвертации21.07.2012
Размер216.4 Kb.
ТипИнструкция

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме)

по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант 2009 года


Инструкция по выполнению работы


На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.

Часть 1 содержит 25 заданий (А 1 – А25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1 – В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1 – С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.


Желаем успеха!

Часть 1


При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.


A1


«Красная книга» - это



1)

сборник научных трудов о наиболее важных для человека видах организмов

2)

документ, содержащий сведения об охраняемых государствами видах организмов

3)

энциклопедия наиболее часто встречающихся видов организмов, населяющих Землю

4)

международный закон об охране редких и исчезающих видов организмов


A2


Вещество, хранящее наследственную информацию, находится в


1)

ядре

2)

рибосоме

3)

вакуоли

4)

аппарате Гольджи



Живые существа отличаются от объектов неживой природы


A3




1)

ритмичностью

2)

ростом

3)

подвижностью

4)

обменом веществ


A4


Грибница гриба-трутовика представляет опасность для древесных растений, так как она разрушает


1)

корневые волоски

2)

мякоть листа

3)

древесину стебля

4)

верхушечные почки


A5


На рисунке изображена схема строения цветка. Какой буквой обозначена часть цветка, участвующая в половом размножении растений?





1)

А

2)

Б

3)

В

4)

Г


A6


П редставитель какого отдела царства Растения изображен на рисунке?



1)

Голосеменные

2)

Покрытосеменные

3)

Плауновидные

4)

Моховидные


A7


Укажите признак, по которому птиц можно отличить от млекопитающих



1)

двойное дыхание

2)

развитие зародыша на суше

3)

высокий обмен веществ

4)

замкнутость кровеносной системы


A8


К какому классу относят животных, схема строения сердца которых показана на рисунке?





1)

Хрящевые рыбы

2)

Земноводные

3)

Млекопитающие

4)

Птицы


A9


В процессе эволюции появление второго круга кровообращения у животных привело к возникновению


1)

жаберного дыхания

2)

легочного дыхания

3)

трахейного дыхания

4)

дыхания всей поверхностью тела


A10


Какой из перечисленных органов расположен в грудной полости тела человека?

1)

почка

2)

тонкий кишечник

3)

легкое

4)

поджелудочная железа



A11


У футбольного болельщика во время матча усиливается выделение гормона, вырабатываемого

1)

надпочечниками

2)

поджелудочной железой

3)

потовыми железами

4)

печенью


A12


Подавляющее большинство людей в детстве болеют ветрянкой (ветряной оспой). Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?

1)

естественный врожденный

2)

искусственный активный

3)

естественный приобретенный

4)

искусственный пассивный


A13


В какой камере сердца человека наблюдается максимальное давление крови?

1)

левом желудочке

2)

правом желудочке

3)

левом предсердии

4)

правом предсердии



A14


На рисунке изображена схема строения пищеварительной системы человека. Какой буквой на ней обозначен желудок?



1)

А

2)

Б

3)

В

4)

Г



A15


У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?


1)

А

2)

В2

3)

С

4)

D


A16


Как можно доказать, что эластичность кости придают органические вещества?


1)

прокалить кость в пламени

2)

попробовать согнуть кость

3)

опустить кость в раствор поваренной соли

4)

опустить кость в раствор соляной кислоты



A17


При рассматривании предметов днем лучи, отраженные от них, вызывают возбуждение в фоторецепторах, расположенных в области


1)

хрусталика

2)

желтого пятна

3)

радужки

4)

слепого пятна



A18


Примером цепи условных рефлексов у подростка служит

1)

езда на скейтборде после уроков

2)

выделение слюны на запах пищи в школьной столовой

3)

отдергивание руки от горячей батареи центрального отопления

4)

внезапное решение задачи на контрольной работе по физике



A19


Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует

1)

приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу

2)

согреть поврежденный сустав

3)

самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе

4)

попытаться, превозмогая боль, разработать поврежденный сустав



A20


Какое из приведенных ниже отношений в природе принято считать взаимовыгодным?


1)

льва и гиены

2)

шмеля и клевера

3)

суслика и сайгака

4)

черного дятла и древесного муравья


A21


Что общего между агроэкосистемой яблоневого сада и экосистемой тайги?


1)

длинные цепи питания

2)

преобладание растений одного вида

3)

замкнутый круговорот химических элементов

4)

наличие производителей, потребителей, разрушителей


A22


Кого из перечисленных ученых считают создателем эволюционного учения?



1)

И.И. Мечникова

2)

Л. Пастера

3)

Ч. Дарвина

4)

И.П. Павлова


A23


Какой из возникших признаков у предков пресмыкающихся позволил рептилиям полностью перейти к сухопутному образу жизни?

1)

пятипалая конечность

2)

трехкамерное сердце

3)

скорлупа у яйца

4)

костный скелет



A24


Что делают с донорской кровью врачи-лаборанты с целью продления ее сроков хранения?

1)

разбавляют дистиллированной водой

2)

добавляют хлорид натрия

3)

удаляют лейкоциты

4)

охлаждают


A25


В каком состоянии должны находиться нервные центры головного мозга, отвечающие за сгибание и разгибание руки, чтобы человек мог удержать предмет на вытянутой руке?

1)

оба центра расслаблены

2)

оба центра возбуждены

3)

центр сгибания возбужден, а разгибания расслаблен

4)

центр разгибания возбужден, а сгибания расслаблен


^ Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В5) запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1


Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести.

1) Органы дыхания представлены легкими и кожей.

2) Имеется внутреннее и среднее ухо.

3) Головной мозг состоит из пяти отделов.

4) Имеется плавательный пузырь.

5) Сердце трехкамерное.

6) Один круг кровообращения.


Ответ: __________

В2


Установите соответствие между строением клетки и ее видом. Для этого каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


^ СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

ВИД

А) Отсутствует оформленное ядро.

Б) Хромосомы расположены в ядре.

В) Имеется аппарат Гольджи.

Г) В клетке одна  кольцевая хромосома.

Д) АТФ накапливается в митохон­дриях.

Е) Ни у одного представителя половых хромосом нет.

1) Прокариотная

2) Эукариотная


Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е





















В3


Установите правильную последовательность расположения организмов в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

А) мелкие птицы

Б) растения

В) ястреб-перепелятник

Г) насекомые


Ответ:















В4


Вставьте в текст «Транспортная функция крови» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.


^ ТРАНСПОРТНАЯ ФУНКЦИЯ КРОВИ

Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клетками тела _______________(А)  и выносит продукты жизнедеятельности. От  легких к тканям и органам кровь транспортирует _______________(Б), а обратно уносит _______________(В). Кровь переносит также _______________(Г) — вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.


^ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) кислород

2) питательные вещества

3) азот

4) гормоны

5) ферменты

6) углекислый газ


Ответ:

А

Б

В

Г















Часть 3


Для ответов на задания (С1–С3) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

С1


Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства (приведите два положения).


Прочитайте текст «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ» и выполните задания С2 – С3 .

С2


Прочитайте текст «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ». Заполните в таблице  «Сравнительная характеристика реального события и проведенного эксперимента» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.


^ «ИСТОРИЯ О ЗОЛОТОМ МАЛЬЧИКЕ»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото.  Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся  Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток  остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и  умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало  невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий смерти ребенка,  был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были  покрыты лаком, по своему составу напоминавшему золотую краску. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им опровергнуть ошибочные версии, объяснявшие причину гибели мальчика.


При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.


^ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕАЛЬНОГО СОБЫТИЯ И ПРОВЕДЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Признаки для сравнения

Реальное событие в замке герцога Моро

Эксперимент (опыт), проведенный в ХIХ в.

В каких условиях находились люди?

 Холодное помещение зала и камен­ный пол.

1

2

Менее суток.

1 испытуемый 24 часа, а другой — 8 дней.

Каковы результаты события и экспери­мента?

3

Изменений в состо­янии здоровья испы­туемых не наблюдалось.

 


С3


Используя содержание текста «История о золотом мальчике» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными две первоначальные версии  гибели подростка. Какова истинная  причина гибели мальчика?  

Правильные ответы:

^

ГИА по биологии (2009 г.). Ответы


Часть 1.
За верное выполнение заданий А1–А26 выставляется 1 балл.
 

^ No задания

Ответ

No задания

Ответ

No задания

Ответ

А 1

4

А 10

3

А 19

1

А 2

1

А 11

1

А 20

2

А 3

2

А 12

3

А 21

4

А 4

3

А 13

1

А 22

3

А 5

2

А 14

2

А 23

2

А 6

3

А 15

4

А 24

4

А 7

1

А 16

4

А 25

4

А 8

2

А 17

2

А 26

3

А 9

1

А 18

1

 

 


Часть 2.

За верное выполнение заданий В1–В5 выставляется по 2 балла.

Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в  эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для заданий В 3, В 4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для задания В5 ставится 1 балл в следующих случаях: если правильно указаны только две первые или три последние позиции ответа; если в сумме получается три правильных ответа из пяти, и 0 баллов во всех других случаях.

^ No задания

Ответ

В 1

125

В 2

122121

В 3

БГАВ

В 4

2164

В 5

А.1, Б.4, В.3, Г.5, Д.5


Часть 3

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

С 1. Объясните, почему без назначения врача нельзя принимать лекарства.

Формат ответа и критериев такой:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Только врач на основе всестороннего обследования больного может определить саму болезнь, установить ее причину или возбудителя инфекции, например вирусного или бактериального, и назначить соответствующее лечение и препараты.
2) Только врач знает, что лекарства действуют специфически и в определенной дозе, что к ним могут быть противопоказания и, кроме того, при продолжительном приеме происходит привыкание, лекарства перестают действовать и подлежат замене.

С2. Наследственность

(1) Наследственность — это способность организма сохранять и передавать свои признаки и особенности развития из поколения в поколение. (2) Передача наследственных признаков у организма происходит только при половом размножении. (3) Носителями наследственной информации у большинства организмов служат молекулы ДНК, сосредоточенные в хромосомах. (4) Материальной основой наследственности, определяющей развитие признака, является ген — участок молекулы ДНК. (5) Совокупность всех наследственных признаков — генов организма, полученных от обоих родителей, называют генофондом организма. (6) Все полученные по наследству признаки обязательно проявляются у организма.

Формат ответа и критериев такой:

В правильном ответе должны быть указаны и исправлены следующие ошибки:

1) В предложении (2): Передача наследственных признаков у организма происходит при половом и бесполом размножении.
2) В предложении (5): Совокупность всех наследственных признаков – генов организма, полученных от обоих родителей, называют генотипом организма.
3) В предложении (6): Не все полученные по наследству признаки обязательно проявятся у организма.

С3. «История о золотом мальчике»

В 1496 году в роскошном замке миланского герцога Моро проходило праздничное шествие, которое возглавлял мальчик, тело которого сплошь было покрыто краской, по цвету напоминавшей золото. Подросток должен был олицетворять собой «Золотой век» Возрождения, который переживала в то время вся Северная Италия, а постановщиком этого действия был великий Леонардо да Винчи.

Забава знатных гостей стала роковой для артиста. После представления о нем забыли, и подросток остался на всю ночь в холодном помещении зала на каменном полу. Лишь на следующий день испуганного и плачущего мальчика нашли лежащим в дальнем углу зала. Вскоре он заболел и умер. Причина смерти долго оставалась непонятной. Одни ученые считали, что ребенок погиб от недостатка воздуха, так как дыхание через кожу стало невозможным. Другие утверждали, что причина гибели — прекращение работы потовых желез. Однако у этих объяснений были противники, которые попытались опровергнуть неверные гипотезы экспериментально.

Опыт, объясняющий причину смерти ребенка, был проведен только в ХIХ веке. В эксперименте участвовали двое взрослых мужчин, тела которых были покрыты лаком. В помещении, где находились испытуемые, постоянно поддерживали благоприятную температуру воздуха. Один мужчина пребывал в таком состоянии сутки, а другой — 8 суток без каких-либо последствий для организма. Этот смелый эксперимент, по мнению ученых, позволил им объяснить причину гибели мальчика.

Формат ответа и критериев такой:

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:

1) Комната с благоприятной температурой воздуха.
2) Продолжительность события и эксперимента. ИЛИ Время события и эксперимента.
3) Смерть ребенка.

С4. Используя содержание текста «История о золотом мальчике» и знания курса, объясните, почему оказались несостоятельными первоначальные версии гибели подростка. Какова истинная причина гибели мальчика?

Формат ответа и критериев такой:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Объяснение несостоятельности версий:

  • причина гибели из-за недостатка воздуха несостоятельна, так как кислород в организм человека поступает через легкие (99%), через кожу поступает около 1% всего кислорода;

  • причина гибели из-за прекращения работы потовых желез (потовые железы участвуют в удалении части конечных продуктов обмена) также несостоятельна, так как большинство веществ выделяется с мочой, которая формируется в почках. Согласно тексту деятельность почек не была нарушена.

2) Указание истинной причины.

Ребенок мог погибнуть вследствие нарушения в терморегуляции (перегревания или переохлаждения), так как, судя по тексту, ребенок находился в холодном помещении. Следовательно, перегревание в таких условиях невозможно. Ребенок погиб от переохлаждения.

Могут быть даны объяснения, иначе сформулирована истинная причина гибели.

© 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ

10 февраля 2009





Похожие:

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconЭкзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме) по физике демонстрационный вариант 2008 года Пояснение к демонстрационному
Е отражают всех вопросов содержания, которое будет проверяться на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов по...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей и включает 26 заданий
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconБыло № Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста ( 2)
В демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconИнструкция по проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений Пермского края
Настоящая инструкция разработана с целью регламентации процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconПроект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года
Задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconПроект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года
Задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconПроект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года
О задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconЛитература. Вариант №1 Шифр экзаменационная работа для проведения репетиционного экзамена выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года по литературе
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и в варианте 2 экзаменационной работы и выберите, какой из вариантов...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconИнструкция для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме на территории Московской области в 2012 году
Инструкция предназначена для выпускников 9 классов образовательных учреждений, участвующих в подготовке и проведении государственной...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (по новой форме) по биологии демонстрационный вариант 2009 года Инструкция по выполнению работы iconИнструкция для выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов в новой форме на территории Московской области в 2012 году Введение
Инструкция предназначена для выпускников 9 классов образовательных учреждений, участвующих в подготовке и проведении государственной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов