Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми icon

Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми



НазваниеВведение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми
Дата конвертации21.07.2012
Размер137.71 Kb.
ТипПрограмма

московский институт открытого образования


Методика работы с одарёнными детьми


Курсовая работа

слушателя курсов

Московского института

открытого образования

(гр. РЯ 20)

Авдеевой Л. В.

учителя школы 1056 СЗАО


Москва 2007


СОДЕРЖАНИЕ


Введение.

I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми.

II. Программа факультатива « Знай и люби родной язык».

III. Задания для анализа особенностей звуковой организации художественного текста.

Заключение.


Литература.


ВВЕДЕНИЕ


Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.


Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Учителя считают их выскочками, осаживают, в лучшем случае такие дети получают дополнительное задание на уроке.


Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные учащиеся остаются без внимания. Постепенно они превращаются в поверхностных зазнаек и становятся далеко не самыми лучшими учениками.

Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Трудности действительно возникают.

Таких детей поджидают не только радости учения, но и разочарования и конфликты. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями, с не всегда понятной умственной активностью.


Иногда педагог собирается уделять таким ученикам особое внимание, давать более сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя - для них желанная умственная игра, состязание. При этом таким детям мало того, что удаётся узнать и сделать на уроке. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он « выскочка».

В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога. Так, поначалу энтузиаст школьных занятий, одарённый ребёнок предпочитает болеть, лишь бы не посещать уроки, начинает ненавидеть домашние задания.

Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме «средней» программы, чаще всего ничего им предложить не может.


Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны, государство требует активную, творческую личность, а с другой - школа ориентируется на среднего ученика.


Поэтому на первый план выходит актуальная проблема- работа с детьми, опережающими своих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.


^ Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми.


I. Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость добывания знаний, умственного труда.

Выделяют три категории одаренных детей:

1.     Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2.     Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.

3.     учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.


II.   Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


III.   Цели и задачи работы с одаренными детьми

1.     Выявление одаренных детей:

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

-обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

накопление библиотечного фонда по данному вопросу;

- знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

- проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

2.     Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья

одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности.

- отбор среди различных систем тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу.


IV.    Стратегия работы с одаренными детьми

1 этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

2 этап – диагностический (5-9 классы) – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.

3 этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся – старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.


На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающих сверстников, с признаками незаурядного интеллекта - актуальнейшая задача школы.

Внеурочная деятельность предоставляет большие возможности для индивидуальной работы с одаренными детьми. Это и факультативы по предметам, и кружки по интересам, и олимпиады, и другие мероприятия.


^ Программа факультатива « Знай и люби родной язык».


Цель занятий: целенаправленное наблюдение в 7-9 классах за использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей разных единиц русского языка.


Так уж сложилась школьная практика последних десяти­летий, что на уроках родного языка вне поля зрения оста­ется важнейшая его сторона - эстетическая функция, кото­рая наиболее ярко и полно проявляется в художественной ли­тературе. За унылой чередой разных видов грамматического разбора, списков слов для заучивания, бесконечных «рамочек» в учебниках и напряженных ожиданий результатов очередного контрольного диктанта не видят дети в родном языке само­го главного - его удивительного богатства и красоты - то­го, чем может гордиться каждый, кто считает русский язык родным. Не потому ли не отзывается душа ребенка на про­никновенные высказывания авторитетных ценителей русского языка о величии, силе и красоте русского слова, порази­тельном богатстве русской речи.

Наш большой труженик - учитель-словесник, горячо любя­щий русскую литературу, тонко чувствующий красоту и изя­щество родной речи, - глубоко страдает от того, что на уро­ках литературы дети не могут полно осознать сугубо языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций.

Все это дети могут получить во внеурочное время на занятиях факультатива, посвященного углубленному изучению выразительных возможностей языка. Факультатив рассчитан на три года. В этой работе я изложу программу 7 класса, а также небольшую часть заданий для фонетического анализа текста.

Опыт работы показывает, что такие занятия дают возможность талантливым детям проявить в полной мере свои творческие способности.


ПРОГРАММА



Тема

Кол-во часов

Примерное содержание работы на занятиях

^ VII КЛАСС (35 ЧАСОВ)


О русском языке (2 часа)

О родном 2

языке

Русский язык среди других языков мира.

Писатели, поэты, ученые о богатст­ве и выразительности русского языка.

^ Звуковые образные средства русского языка (25 часов)

Звукопись 7 Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности зву­ковой организации художественного тек­ста.

Звукопись в художественной речи. Два типа звуковых повторов: аллите­рация и ассонанс. Звук и смысл; смысло­вая функция звукописи.

Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.

Рифма 3 Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм в зави­симости от совпадения звуков в рифмующихся словах: точная, неточная.

Рифма простая и составная (старости — ста расти). Усечённая рифма.

Виды рифм в зависимости от распо­ложения ударений в рифмующихся словах: мужские, женские, дактилические, гипер­дактилические.

Виды рифм в зависимости от рас­положения рифмующихся строк: смежные (парные), перекрёстные, кольцевые (опоясанные).

Белые стихи. Рифмованная проза.

Строфа как объединенные рифмой сти­хи. Различные типы строф: двустишье, трехстишье (терцины), четверостишье, пятистишье, шестистишие, восьмистишье (октава).

Словесное 3 Особенность словесного ударения в

ударение русском языке (силовое, подвижное,

свободное). Смысловая функция словес­ного ударения.

Организующая роль словесного уда­рения в поэтической речи. Стихотвор­ный размер как заданная схема ритми­ческого чередования ударных и безудар­ных слогов. Размер двусложный (ямб, хорей), трёхсложный (дактиль, амфибра­хий, анапест).

Интонация 1 Интонация как ритмико-мелодическая

сторона звучащей речи. Основные эле­менты интонации и их смыслоразличительная роль (логическое ударение, пауза мелодика, темп, тембр речи). Изоб­разительные возможности интонации.

Логическое 2 Логическое ударение как выделение

ударение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки в предложении, тексте.

Особенности расстановки логическо­го ударения в наиболее типичных син­таксических конструкциях (конструкции с противопоставлением, конструкции срав­нения и т.п.).

Выделение логическим ударением но­вого понятия в тексте.


Пауза 2 Пауза, ее смыслоразличительная роль. Паузы логические

(смысловые) и психологические. Основные виды психологических пауз (пауза припомина­ния, умолчания, напряжения и др.). Особенности обозначения пауз в письменном художественном тексте.


Мелодика 2 Методика речи как особенность ее интонационного

рисунка. Способы гра­фического обозначения в письменном

тексте движения голоса.

Характеристика интонационного рисун­ка наиболее типичных синтаксических конструкций (вопросительные, повест­вовательные предложения: предложения с обособленными членами, с однород­ными членами, с обобщающим словом и без него и т.д.).

Мелодика небольшого текста. Закон логической перспективы и анализ мело­дической стороны художественного тек­ста.

Мелодика предложений и музыкаль­ность, напевность поэтического текста.

Резервные 5 Фонетико-интонационный анализ и вы­разительное чтение уроки художественных про­изведений.


^ Изобразительные возможности средств письма (8 часов)


Графика 2 Употребление графических знаков для

фиксации речи на письме. Включение в систему изобразительных средств элементов письма: особенности начерта­ния и написания слов, расположение строк, знаки препинания и т.п.

Приемы усиления образности худо­жественного текста, создания зритель­ных эффектов с помощью средств графи­ки: фигурное расположение текста, смена шрифтов, употребление графических средств выделения ключевых слов текста (курсив, разрядка), особые приемы включения в текст числовых обозначений.

Акростих как разновидность поэти­ческого произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.

Использование знака "акцент* (уда­рение) для различения слов-омографов в языковых каламбурах.

Алфавит как источник речевой экс­прессии в художественном тексте. Ис­пользование названий старых букв алфа­вита в литературных произведениях прош­лого, а также в составе устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

Образное переосмысление графичес­кого облика буквы в художественном тексте.


Орфография 2 Орфография как система обязательных норм письменной речи. Сознатель­ное нарушение орфографических норм как
художественный приём и его основные функции: привлечение внимания к клю­чевому слову текста, передача ненорма­тивного произношения слова литератур­ным героем, его внутреннее состояние, отсутствие элементарной орфографичес­кой грамотности! показ особенностей тем­
па и ритма: произношения фраз; источник игры слов, средство эзопова изыска.

Пунктуация 2 Пунктуация как система обязательных

норм письменной речи. Пунктуация и смысл высказывания. Связь интонации и пунктуации высказывания. Стилисти­ческие возможности знаков препинания (? ! ... и др.) и сочетания знаков (!! !!! ?! ??? и т.п.).

Знаки препинания как средство ино­сказания (эзопова языка).

Отсутствие знаков препинания в ху­дожественном тексте как изобразитель­ный приём.

Сознательное нарушение пунктуацион­ных правил как художественный приём. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов (по вы­бору учителя). Авторские знаки.

Резервные 2 Многоаспектный лингвистический

занятия анализ (фонетико-интонационные, пунктуационные, графико-орфографические особенности и выразительное чтение ху­дожественного текста).


Заключение.


В динамичном, быстро меняющемся мире общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.


Одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей для проявления личности каждого ученика.

Опыт работы с одарёнными детьми в форме факультатива показывает развитие познавательного интереса школьников в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы школьной программы, повышение уровня подготовки учащихся в гуманитарной сфере, усиление мотивации развивающей деятельности учителей- словесников в работе с одарёнными детьми.

Внеурочная форма деятельности позволяет расширить круг тем, изучаемых в школе, глубже рассмотреть учебный материал, тем самым, помогая творческим детям проявить свои способности в полной мере.


Литература.


1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996.


2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.,1981.


3. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1983


4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.


5. Львова С. И. Уроки словесности. - М. 1993.


6. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека – М.,1990.




Похожие:

Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconПрограмма «одарённые дети» муниципального общеобразовательного учреждения
Научно-методическое, информационное обеспечение работы с одарёнными и способными детьми, их родителями
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconПоложение о работе с одарёнными детьми
Одарённые дети это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными...
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconПлан работы ресурсного центра по работе с одаренными детьми на 2011-2012 учебный год
Изучение федеральной, городской нормативно-правовой базы работы с одаренными детьми
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconПрограмма «Одаренные дети» 2010/2015 учебный год
Информационная справка о работе школы с одаренными и талантливыми детьми в 2009-2010 учебном году
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми icon«Проектный подход в работе с одарёнными и высокомотивированными детьми»
«Проектный подход к реализации направления «Одарённые дети» национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconАнализ работы научного общества учащихся за 2010-2011 уч год Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие один из важнейших аспектов работы моу «Курасовская средняя общеобразовательная школа»
«Одарённые дети» предусматривает целенаправленную работу с одарёнными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора...
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconПубличный доклад директора моу псош №3 Коротковой Татьяны Тихоновны. (за 2010 2011 учебный год)
Охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учебного заведения,...
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconСправка-анализ индивидуальной работы учителей-предметников с одаренными учащимися Цель проверки
Цель проверки: Анализ работы учителей по реализации программы «Одаренные дети»
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconРабота с трудными детьми и их семьями
Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы
Введение. I. Понятие «одарённые дети». Принципы, цели, задачи работы с одарёнными детьми iconРабота с трудными детьми и их семьями
Ученые и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов