ч2гл9 icon

ч2гл9



Названиеч2гл9
Дата конвертации29.07.2012
Размер18.84 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА IX

(1)

Итак, мы описали три основных первоначала Творения — три универсальных
принципа, в соответствии с которыми создана Вселенная. Рассмотрим теперь
два основных закона, управляющих всем живым и сущим на любой ступени твар-
ной Вселенной.

Первый из этих законов — Закон Трех — есть то, что, как его основание,
определяет бытие всех существ, явлений и предметов, заполняющих Космос. Вто-
рой основной закон — Закон Семи — регулирует всякое действие и всякое движе-
ние, включая жизненные процессы и формы их проявления, вплоть до тончайших
и сокровеннейших движений мысли и чувства.

Эти два фундаментальных закона вездесущи и всепроникающи; их действия не
может избежать никто и ничто.

(2)

Само название первого закона — Закон Трех — определяется эзотерической
формулой, которая гласит:

Все сущее вызвано к бытию совместным действием трех сил — пассивной,
активной и нейтрализующей, — одновременно приложенных к одной и той же
точке.

Легко заметить, что описанные силы отражают три первоначала Творения Все-
ленной, о которых уже было сказано выше, и как таковые представляют собой их
проявление внутри тварной Вселенной. Пассивная сила является производной от
статического начала, то есть Пространства. Активная сила — производная от
динамического начала, то есть Времени. И наконец, нейтрализующая сила обеспе-
чивает Равновесие во Вселенной, на любом этапе и на всех планах проявления.

Как и всякая сила, любая из трех вселенских сил активна по определению.
Их названия, достаточно в этом отношении условные, отражают ту или иную конкрет- ную функцию, отведенную каждой в их взаимном сотрудничестве, которое и есть первопричина тех или иных частных явлений. С этой точки зрения вся жизнь во Вселенной есть не что иное, как постоянный процесс творения — во всех сферах, на всех планах и ступенях проявленного бы- тия. Более того: для всякого явления, заметного или незаметного, значительного или незначительного, в соответствующем масштабе воспроизводится акт, анало- гичный Первотворению всей Вселенной. В этом акте (как мы уже говорили) три силы действуют как прямые аналоги трех созидательных первоначал, положенных в истоке тварной Вселенной до ее Творения. 96 В эзотеризме в качестве классического примера, иллюстрирующего постоян- ное взаимодействие трех сил в различных вариациях, приводится процесс выпечки хлеба. Чтобы испечь хлеб, нужны мука, вода и огонь. Т. е., по аналогии, мука — проводник пассивной силы, огонь — активной, а вода — нейтрализующей. Следует однако сразу же подчеркнуть, что само используемое в качестве того или иного звена этой цепи «вещество» в одном случае служит проводником пассив- ной силы, в других случаях может стать проводником активной силы, а в третьих — средством проявления силы нейтрализующей. Рассмотрим эти изменения и соответствующие различия на другом хрестома- тийном примере — зачатии ребенка. Супруга представляет здесь пассивную силу, супруг — активную, а плотская любовь — нейтрализующую. Зачатие становится возможным лишь при наличии всех трех условий. Так на физическом плане; но на плане духовном1 картина совершенно обратная. Здесь женщина выступает как ак- тивная сила, производящая действие, — точнее, призванная к действию; мужчина же (при его искреннем духовном сотрудничестве) служит в данном случае силой пассивной. На физическом плане женщина в течение беременности вынашивает плод своей любви, затем рождает его на свет, вскармливает и воспитывает; точно так же поступает на духовном плане мужчина, который, чем-либо вдохновившись, зачинает идею, или же, оплодотворенный женщиной, — т. е. одухотворенный ею, — вынашивает в себе идею и затем рождает ее на свет в виде какой-либо конкрет- ной работы или какого-либо творчества вообще. Пассивная сила является силой первого порядка, и это можно продемонстри- ровать на множестве примеров. В частности, при покупке какого-либо товара пред- лагающий его продавец представляет собой пассивную силу; покупатель — актив- ная сила, а плата за товар — сила нейтрализующая. Или же, говоря более обобщен- но, предложение фигурирует в качестве пассивной силы, спрос —в качестве актив- ной, а оплата — в качестве нейтрализующей. Пассивная сила, тем не менее, является все же силой и как таковая активна. Это можно ясно показать на примере психологическом. В любовных, скажем, романах женщина, соблазняющая мужчину, какой бы активной ни была, все же выступает в качестве пассивного фактора. Что же касается третьей, нейтрализующей силы, то она зачастую ускользает от нашего внимания — либо в силу принципиальной двойственности2 нашего ума, либо в силу своей собственной природы, благодаря которой она, как правило, про- является незаметно. Главная функция нейтрализующей силы — порождать связи, недоступные нашему восприятию; более частный случай — когда она выступает в роли катализатора. 97 В соответствии с тем иди иным способом действия трех сил в материи за ними закреплены следующие эзотерические обозначения: Когда вещество служит проводником пассивной силы, оно именуется кислоро- дом (О); когда оно служит проводником активной силы, его называют углеродом (С); наконец, когда оно служит проводником нейтрализующей силы, его именуют азотом (N). Вещество же как таковое, рассматриваемое вне зависимости от прово- димой им силы, в Традиции называется водородом (Н). (3) Если какое-либо конкретное взаимодействие сил не приносит никаких результа- тов, это значит, что оно является в эзотерическом смысле неполным. Причиной этой неполноты может быть отсутствие одной из трех сил, или же отстутствие двух сил, или всех трех; какой или каких именно — поможет определить последователь- ный анализ в соответствующем контексте с учетом всей специфики Закона Трех. Например, даже из самой лучшей муки можно приготовить почти или вовсе несъедобный хлеб, если при замесе теста будет слишком много или слишком мало воды, или же если выпекать его на слишком слабом или слишком сильном огне. Данный пример помогает уяснить значение и роль частного закона, дополня- ющего Закон Трех. Очевидно, что, располагая одной и той же мукой (в данном случае — пассивной силой), можно остаться ни с чем при неправильном прило- жении либо активной силы (огня), либо нейтрализующей силы (воды), либо обеих сил вместе. Из этого следует вывод, что действие сил активной и нейтрализующей должно быть урегулировано в соответствии с «содержанием» пассивной силы, ко- торая воздействует на протекающие здесь реакции как некий устойчивый, а именно стабилизирующий элемент, то есть как математическая постоянная. Пассивная сила содержит в себе все возможности для создания явления; активная сила выс- тупает как реализатор, а нейтрализующая — как регулятор отношений между двумя предыдущими силами, определяющий оптимальную дозировку каждой из них. Именно поэтому в материальном мире неизменно и безраздельно царствует пассивная сила. Подчеркнем, что это превосходство пассивной силы есть прямое следствие специфики созидательных первоначал. До Сотворения Мира Божество пребывало в непроявленном, однополюсном^ состоянии, сосредоточенное в едином2 сознании Я3. Чтобы преодолеть такое состояние, Божеству потребовалась Первоидея, кото- рая и вывела Его в состояние проявленное. Эта Первоидея — идея «Ты». Зачатая в предвечной Жертве Бога — в Его Самоограничении, — она содержит в себе Лю- бовь как некий третий фактор — как нейтрализующую силу. Более доступным языком эту мысль выразил св. Иоанн: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына 98 Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь веч- ную» (Ин 3: 16). Мы, таким образом, видим, что само в себе положение проявлен- ного Абсолюта регулируется в соответствии с пассивной силой, т. е. Миром — вселенским «Ты», которое служит объектом Его Промысла. С началом Творения Божественная сущность как бы разделяется на два полю- са; и Любовь служит здесь нейтрализующей силой, устанавливающей отношения между вселенским «Я» и вселенским «Ты». Весьма полезно поупражняться в поиске примеров действия «Закона Трех» — не только чтобы убедиться в его непреложности, но и чтобы укрепить свой интел- лект в режиме обучения на эзотерической основе. Мы уже упоминали, что низший интеллектуальный центр имеет два полюса. Такая структура идеально соответствует тому, что в православном Предании име- нуется «Миром». Этот «Мир» есть продукт и поле действия заполняющих его вли- яний-«А», о которых уже говорилось в главе VI (см. рис. 20). В этом мире мы живем, и Личности он представляется единственной реальностью, хотя фактически он не то что относителен, а вообще иллюзорен. Изучая рис. 20, мы выделили влия- ния-«А» и «В» и отметили, что влияния-«А» в итоге нейтрализуют друг друга. Это образ Сотворения Мира, которое, начавшись с Нуля1, осуществилось затем благо- даря разделению на две группы равноценных встречных сил. Двухполюсная структура разума, воспроизводящая двухполюсную структуру Мира, позволяет человеку распознавать влияния-«А» и все более успешно в них ориентироваться — от ближайших к нему до весьма отдаленных, — с тем чтобы очертить поле своих последующих действий и здесь проявить свои способности, исследуя, рассчитывая, комбинируя, изобретая и даже создавая что-либо в этих пределах под видом творчества. Однако — напомним — «Мир» фактически иллюзорен, и единственная в нем подлинная реальность — это влияния-«В». Не Христос ли сказал: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф 6: 19—20). Нетрудно понять, что вся проблема здесь в разнице между двумя мирами как двумя взаимными интерпретирующими проекциями: миром, представленным со- вокупностью влияний-«А» («землей»), и эзотерическим миром («небом») как первоистоком влияний-«В». Внимательно изучая специфику взаимодействия трех сил, исследователь тем самым учится распознавать и различать влияния обоих упомянутых типов. В этом заключается один из важнейших элементов эзотерического обучения, о котором было сказано выше. 99 (4) Различие между влияниями-«А» и «В» не следует однако понимать слишком буквально. Влияния-«А» осуществляют действие «Общего Закона» и в этом плане соответствуют Божественной воле: они служат интересам всего Целого. Од- нако не будем забывать, что все относительно. Изучающий эзотерику не должен быть столь наивным, чтобы прямо противостоять влияниям-«А». Такое противос- тояние может лишь привести к катастрофе. Вспомним пример Дон Кихота — столь общеизвестный и столь же неизменно поучительный. Ведь в экономии Вселенной влияния-«А» играют положительную роль и в совокупности столь могущественны, что сметают прочь любого бросившего им вызов. Поэтому в процессе эзотеричес- кого обучения не следует пытаться разом и полностью уйти из-под власти влияний- «А» или, наоборот, их «использовать», возымев нелепую надежду их как-нибудь укротить. Единственная задача в эзотеризме — не допускать, чтобы их власть над нами была безраздельной. Чрезвычайно важно понять, что этой цели никогда не достичь собственными силами. Освобождение из-под власти влияний-«А» (всецело определяемой Всеоб- щим Законом и Законом Случайностей) возможно лишь в том случае, если человек научен усваивать влияния-«В» —т. е. божественные1 влияния, которые исходят от более высокого уровня и обладают соответственно гораздо большей мощностью, — и, полностью им открывшись, затем доказывает на деле, что достоин самого их источника. Достигший благодаря этим усилиям более высокого уровня бытия автомати- чески привлекается к участию в устроении непосредственно данного уровня — уровня низших сил Космоса. Действуя в сфере влияний-«А», он уже облечен некой миссией, т. е. должен выполнить определенную задачу. Для этого потребуется прежде всего тщательное изучение двухполюсного мира. При этом единственный инструмент, которым мы располагаем, — наш разум, имеющий прямое отношение к самой причине нашего бытия; именно по этой причине его структура в точности отражает мир влияний- «А», позволяя нам, в соответствии с Платоновым принципом, познавать подобное подобным. Знающий это должен в эзотерическом самовоспитании избегать крайностей известного рода учений, которые отводят интеллектуальным способностям челове- ка последнюю роль. Разум — драгоценный инструмент, который надлежит беречь и всячески совершенствовать; мышление должно быть по возможности ясным и точным. С другой стороны, не следует забывать, что и сама Личность, при всей сложности ее структуры, это всего лишь инструмент с неизменно механическими функциями. Именно по этой причине эзотерические познания для нее ничего не значат: агностическая по своей природе, Личность предпочитает целостному поз- 100 нанию мира изучение отдельных явлений, поэтому на ее форму и функции распрос- траняются все ограничения, налагаемые трехмерным пространством1. Личность неспособна выйти за пределы этих ограничений, и мир влияний-«А» натурально представляется ее восприятию единственной реальностью. (5) Знание Закона Трех позволяет нам полностью уяснить сложную структуру Луча Творения. В этой умопостигаемой структуре Абсолют вначале предстает в своем первом аспекте. Он — Единый2 как Всеобъемлющее, в Котором три изначальных силы слиты в полном согласии. Таково запечатленное в Предании учение о Святой Тро- ице, единосущной и нераздельной. Если, так сказать, смотреть снизу вверх. Святую Троицу можно метафорически назвать совершенным благом, венчающим Вселен- ную, которая в данном случае представляется в виде Пирамиды. Три силы Абсолюта, три Ипостаси Троицы, каждая из которых наделена са- мостоятельной независимой волей — при том, что они единосущны и слиты в полном согласии, — суть созидательная первопричина Вселенной материальных явлений и всего, что в ее пределах. Это значит, что в первую очередь они создают Миры. Миры же, в отличие от них, не единосущны, поскольку отделены друг от друга и всецело зависят от воли Абсолюта, Который тремя Своими силами удержи- вает и содержит их в этом раздельном состоянии. И все же эти Миры, созданные тремя отдельными силами, постоянно ими про- никаются в том модусе единосущности, который свойствен Абсолюту на первона- чальном уровне его проявления3. Следуя развитию Луча Творения сверху вниз, на каждой ступени творения (или тварного мира) повторяется один и тот же процесс. Каждый мир создается и управ- ляется тремя свойственными ему силами как производными изначальных, исходя- щими с вышестоящей ступени; но каждый мир подчиняется также и всем предыду- щим производным, действующим на каждой вышестоящей ступени. Каждая из этих созидательных сил представляет собой комплекс4 законов од- ного и того же порядка; именно в силу этих законов, определяющих принадлеж- ность соответствующему уровню Луча Творения, тот или иной мир выполняет свою 101 функцию. Это позволяет нам дополнить рис. 28 шкалой, которая укажет количество комплексов упорядочивающих1 законов, расположенных вдоль Луча Творения (см. рис.30). Такая иерархия законов есть не что иное, как иерархия компетенции и силы2. Нисходя со ступени на ступень вплоть до самой наружной оболочки Творения, воля Абсолюта проникает все и вся во Вселенной вплоть до мельчайших микроор- ганизмов и инертной материи, которая в Традиции называется камнем. (6) Цифры на рис. 30 представляют собой конкретные модусы сил Творения, то есть законы (или, точнее, категории законов), которым подчинена та или иная ре- гулируемая ими фаза, или ступень Луча Творения. Единство — неотъемлемый ат- рибут одного лишь Абсолюта, и этот (на нашей схеме) «номер первый», недели- мый, но содержащий в себе единосущную Троицу3, представляет собой и обозна- чает свободу Бога4. Все дальнейшее, исходящее от Абсолюта, с каждой ступенью последовательного проявления все более утрачивает свою свободу, последователь- но ограничиваемую возрастающим числом соответствующих законов. Существо, которое отправилось бы вдоль Луча Творения от Абсолюта до Луны, с каждой последующей низшей ступенью было бы все более связанным. Что касается нас, жителей Земли, то над нами довлеют в общей сложности 48 порядков законов, — цифра весьма внушительная. Если же речь идет о внешнем человеке, то вдобавок к этим 48 порядкам законов (влиянию которых подчиняется существование Земли) он зависит от законов, свойственных органической жизни на Земле, законов чело- веческого общества и различных членений, групп и подгрупп этого общества — 102 расовых, кастовых, семейных и т. д. Мы живем в «мрачной пустыне»1 законов; вот почему, даже если что-то подталкивает нас вперед, мы все равно сталкиваемся с разнообразными препятствиями, которыми полна наша жизнь. Спасение состоит именно в том, чтобы последовательно освобождаться из-под власти многочислен- ных законов. Их нельзя нарушить или отвергнуть; и все же их можно обойти. Кроме того, один из постулатов эзотерической науки гласит: бороться поодиночке с каж- дым из связывающих нас законов значит не одолеть ни одного из них и ничего не достигнуть. Чтобы хоть сколько-нибудь в этом преуспеть, потребовалось бы не менее тысячи жизней. Поэтому единственный шанс состоит в том, чтобы избежать действия всех законов сразу. Но как? Об этом позже. (7) Иерархия законов есть не что иное как обратная (т. е. по убывающей) иерархия энергии, а именно: чем больше законов нас связывает, тем меньшим количес- твом энергии мы располагаем. Знать это тем более важно, что, как учит эзотеричес- кая наука, энергия — это свобода. Всякий раз, когда мы совершаем какой-либо поступок, мы своей волей оказы- ваемся под властью нового комплекса законов, господствующего в той области жизни, где данный поступок был совершен. Мы редко задумываемся над этим фактом, особенно в молодости; так что можно без преувеличения сказать, что пер- вые полжизни мы не задумываясь раздаем векселя направо и налево, а вторые полжизни ломаем голову над тем, как же по ним расплатиться. (8) Изначальная сила2 Творения, сила нейтрализующая, которая связывает вселен- ское «Ты» с абсолютным «Я», — это Любовь. Сила Любви пронизывает Все- ленную сверху донизу, почти не изменяясь по своей сути, но на каждой ступени Творения принимает иную форму. Св. Иоанн говорит однозначно: «Бог есть Лю- бовЬА>(1Ин4: 8), но можно сказать и наоборот: «Любовь есть Бог». «Кто не любит, тот не познал Бога» —утверждает апостол там же. Любовь — одна из Ипостасей Божества — проявляется во Вселенной как сила возрождения и вечного обновле- ния. (9) Жизнь Вселенной организована в строгом и совершенном порядке. Все, что кажется нам хаосом и анархией, выглядит так по причине несовершенства нашего восприятия и наших оценок. Подавляющее большинство влияний-«В» ус- кользает от нашего внимания. И однако всякое существо и всякое явление имеет 103 точно отведенное ему место в экономии Большой Вселенной. И каждый из нас, зная или не зная об этом, служит достижению совершенно определенной цели. Таковы важнейшие характеристики первого божественного закона — Закона Трех.



Похожие:

ч2гл9 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч2гл9 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч2гл9 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы