ч1гл3 icon

ч1гл3



Названиеч1гл3
Дата конвертации29.07.2012
Размер16.7 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВА III

W

Личность, опосредующее звено между телом и Душой, более тесно связана с
телом. Кроме того, мы уже установили, что именно ее человек подразумевает
под тем своим «Я», которое неизменно присутствует в наших словах и мыслях.

Возникает следующий вопрос: в самом ли деле нам все о ней известно? Мы
определенно ощущаем в себе Личность; мы имеем понятие о ее склонностях, жела-
ниях и действиях; однако на самом деле Личность — отнюдь не то, за что или за
кого мы себя выдаем.

При мысли о себе перед нашим внутренним взором автоматически возникает
привычный образ — некая человеческая фигура, с детства известное нам лицо с
приветливо-многозначительным выражением достоинства. Но этот образ, как в
него ни всматриваться, — лишь смутное, крайне поверхностное отражение Личнос-
ти. Чтобы добраться до нее самой, необходимо проникнуть значительно глубже, и
единственное средство увидеть наше истинное лицо — интроспекция. Первое, что
обнаруживается с ее помощью — это некая блуждающая внутри нас небольшая
«туманность»1, прозрачная и невесомая, но наделенная способностью восприни-
мать и мыслить, чувствовать и действовать. Неотступное за нею наблюдение поз-
воляет установить, что эта «туманность» достаточно подвижна: как правило, она
находится в области мозга, но порою соскальзывает в область сердца или даже
солнечного сплетения. Когда человек испытывает некоторые особенно сильные
чувства (например, ужас), она может уйти еще ниже — в самые пятки.
В таких случаях она, судя по всему, полностью теряет контроль над теми функциями тела, которыми руководила из области мозга, и действует только там, где локализована, причем на уровне простейших рефлексов. Когда эмоция ослабевает, «туманность», как бы очнувшись, постепенно возвращается на свое привычное место вблизи те- мени. При этом говорят — «приходит в себя». Современного человека однако более занимает то, как он выглядит в глазах окружающих, нежели то, что он такое на самом деле; он движется по воле обстоя- тельств, неизменно отсутствуя в своей собственной жизни. Даже в часы своего досуга — дремотного самодовольства — он уже не способен услышать пульсиру- ющую внутри него жизнь. Ведь такое открытие самого себя требует по крайней мере соответствующих усилий и упражнений, практики внутреннего наблюдения. (2) Личность зависит от физического тела в гораздо большей степени, чем мы при- выкли полагать. Зачастую достаточно сколько-нибудь продолжительной силь- 41 ной боли, чтобы она загнала все наши благородные идеи и возвышенные чувства на самое дно подсознания. Если же человек способен хладнокровно продолжать свое дело, превозмогая какую угодно боль, такое поведение считается героическим и вообще большой редкостью. Теснейшая зависимость Личности от физического тела, внутри которого она расположена и функционирует, приводит нас к тому логическому выводу, что для обнаружения Личности, ее изучения и освоения необходимо начинать с тела. Имен- но по этой причине все психические упражнения требуют предварительной физи- ческой подготовки. Таков всеобщий принцип, применение которого впрочем варь- ируется в зависимости от той или иной методики эзотерического обучения: в но- вейших методиках, чисто психологических, физическая подготовка сведена к абсолютному минимуму, однако совсем уж без нее не обойтись. Подробнее о фи- зической подготовке мы расскажем позже; здесь же коснемся ее лишь в том объеме, какой необходим для решения первой ее задачи — найти такое положение тела, которое было бы наиболее удобным для выполнения психических1 упражнений. Как свидетельствует тысячелетний опыт, существует лишь одна поза такого рода, полностью удовлетворяющая всем требованиям. Вкратце ее можно описать следу- ющим образом: голова, шея и позвоночник должны выстраивать вертикаль. Си- дим ли мы или стоим, необходимо строго соблюдать данное правило (за исключе- нием некоторых особых случаев, требующих более специальных рекомендаций). Эту позу необходимо освоить прежде чем приступать к упражнениям психическим или духовным. Жителю Запада, где занимаются обычно в домашних условиях, лучше всего сесть на жесткое сиденье высотой 25— 35 см, скрестить ноги (удобнее всего — положив правую ногу на левую), развести колени в стороны, раскрыть ладони и положить их на колени. Это один из многочисленных вариантов данной позы, в Традиции именуемый «позой мудреца». Несколько дополнительных указаний: мышцы должны быть полностью рас- слаблены, плечи — расслаблены и опущены, а голова высоко поднята. В области талии позвоночник слегка выгнут вперед. Глаза могут быть открыты, но в начале занятий лучше держать их закрытыми, поскольку нетренированные глаза быстро устают и мешают выполнять упражнение. Эту позу рекомендуется принимать каждый день и как можно более регулярно. Регулярность занятий — одно из важнейших условий: согласно эзотерическому закону, «необходимое само даст о себе знать» и «ритм удесятеряет результат». Главное — не переусердствовать; как говорили римляне, «festina lente»2. При соблюдении всех перечисленных требований данную позу следует прини- мать с утра натощак и оставаться в ней для начала не более двух-трех минут, постепенно, но неуклонно увеличивая продолжительность упражнения, в зависи- мости от того, насколько долго вы сможете соблюдать основное требование, то есть сохранять полную неподвижность всего тела (в особенности глазных яблок). 42 Здесь возникает вопрос: какие признаки покажут, что мы уже нашли свою «позу мудреца»'] Ответ очень прост: первый и несомненный признак — ощущение покоя. Пят- надцать минут или полчаса, проведенные в правильной позе, дают такое ощущение отдыха, какого не могут дать даже несколько часов сна. После того как поза найдена (в зависимости от личных качеств человека, на поиск уходит от нескольких недель до нескольких месяцев), можно приступать к упражнениям, с помощью которых мы научимся ощущать свою внутреннюю «ту- манность». Здесь следует учесть, что единица измерения продолжительности упражнения индивидуальна и зависит, в частности, от возраста. Для каждого из нас основная единица времени — это промежуток между двумя ударами сердца, когда тело пребывает в состоянии покоя. Именно на такой ритм сердцебиения следует настра- ивать свою двигательно-инстинктивную память, поскольку ритм любых эзотери- ческих упражнений всегда регулируется по этим «часам». Выполнение первого упражнения состоит в следующем: на четыре удара сер- дца вдохнуть, на следующие четыре — задержать дыхание, еще на четыре — вы- дохнуть. Выполнение должно быть плавным, без резких перемен. Сначала может возникнуть дрожь в теле; однако благодаря систематическим занятиям она со вре- менем проходит, — как это бывает, скажем, в случае тяжелой утраты или потрясе- ния. Следует однако учесть, что к занятиям нельзя приступать при наличии любых признаков нездоровья (будь это хотя бы лишь легкая простуда). Достижение ощутимого результата всецело зависит от личных свойств прак- тикующего. Некоторые достигают его почти сразу, другим же требуются длитель- ные тренировки. Однако тот, кому результат дался легко, может так же легко его потерять; зато те результаты, которые добыты настойчивым трудом, держатся прочно. (2) Первое ощущение «туманности» обычно возникает во время третьей фазы уп- ражнения, то есть на выдохе, — когда практикующий чувствует, как она про- ходит через гортань и вдоль щитовидной железы. Тот, кто ощутил нисхождение «туманности» из макушки головы в сердце и ниже, может быть уверен: в его заня- тиях произошел значительный сдвиг. (4) Ощутить «туманность» внутри себя — прогресс весьма значительный, но это только первый шаг. Ранее уже было сказано, что таким образом мы ощущаем свою Личность. «Туманность» думает, действует и постоянно изменяется на пси- хическом плане, но при непосредственном ощущении она кажется аморфной об- лачной массой. Однако такое ощущение ложно. 43 Личность —это организм со своей собственной структурой. Но мы не осозна- ем и не изучаем ее; она остается за пределами нашего внимания, поминутно увле- каемого внешними событиями и механическими реакциями, которые они в нас вызывают. Первая попытка внутреннего наблюдения уже дала нам возможность разли- чить три фокуса своей психической жизни, представленные тремя психическими центрами (см. рис. 4). Необходимо уяснить, что эти центры не являются физичес- кими точками или органами с той или иной локализацией в человеческом теле. По своей природе они, скорее, подобны центрам тяжести, в которых фокусируются три основных потока психической жизни. Но и такое определение не будет исчер- пывающим. В частности, двигательный центр активно участвует во всех наших физических и душевных движениях. Когда какая-либо мысль возбуждает в нас внутреннее движение, двигательный центр тоже играет в нем свою роль, то есть непосредственно регулирует процесс движения как таковой. То же самое можно сказать о чувствах, страстях, ощущениях и т. д. Поэтому, например, всякое откры- тие, сделанное интеллектуальным центром при участии двигательного, тут же пе- редается двигательному, а затем переносится в центр эмоциональный, где вызывает соответствующую реакцию. Такая передача может происходить по-разному, хотя схема в общем одна: мысль — эмоция — движение. Вспомним, как Архимед, открыв свой знаменитый закон, вне себя от радости выбежал на улицы Сиракуз с криком «эврика!». Этот пример показывает, что три психических центра, которые охватывают, регулируют и выражают жизнь нашей Личности, не являются авто- номными. Затем благодаря систематической интроспекции мы обнаруживаем, что каж- дый из трех центров подразделяется на две части, две половины: положительную и отрицательную. От природы эти половины взаимосвязаны, поскольку фактически они подобны парным органам нашего тела (например, рукам или ногам), которые полярно противоположны, но дублируют друг друга и одновременно выполняют одну и ту же работу. Благодаря такому внутреннему делению центров, отражающе- му всеобщий принцип полярности, они обладают своеобразной способностью сравнения, то есть подхода к той или иной возникшей проблеме с обеих сторон. Образно говоря, положительная часть каждого центра занимается лицевой сторо- ной проблемы, а отрицательная — ее изнанкой. Затем из выявленных полюсов проблемы, положительного и отрицательного, или ее, так сказать, позитива и нега- тива весь центр как таковой формирует соответствующее синтетическое решение. Примером такого решения является критический анализ. Сказанное не следует понимать так, будто положительная половина центра полезна, а отрицательная — вредна. Их названия не подразумевают ничего подобного и не несут в себе никакой оценки; «положительность» и «отрицательность» упоминаются здесь в том же смысле, в каком мы говорим о заряде элементарных частиц. Если мы рассмотрим функционирование двигательного центра, мы увидим, что его половины нераздельны и по своей структуре, и по своему действию; нес- колько обобщая, можно сказать, что положительная половина соответствует сово- 44 купности инстинктивных функций психофизического организма человека, а отри- цательная — совокупности его двигательных функций. Другими словами, двига- тельный центр —это «управляющий» нашего тела; его задача —уравновешивать энергии, потребляемые его положительной половиной, энергиями, потребляемыми половиной отрицательной. Такая же симметрия — и такая же полярность — наблюдается и в остальных двух центрах. В положительной половине интеллектуального центра рождаются созидатель- ные и творческие идеи; но именно отрицательная его половина рождает мысль, позволяющую их оценить, и именно функциональная полярность этого центра де- лает его способным к оценке. То же самое можно сказать и об эмоциональном центре. Здесь отрицательная половина противодействует положительной и вместе с тем дополняет ее, что, в частности, позволяет нам с их помощью отличать дозволенное от недозволенного. Порою возможности отрицательной половины подвергаются злоупотребле- нию, которое представляет собой реальную опасность. Это было бы особенно оче- видно на примере двигательного центра, но здесь имеется свой контрольный сигнал — физическая усталость, предотвращающая чрезмерный расход энергии. В других центрах злоупотребление отрицательными половинами принимает более изощрен- ные и угрожающие формы, которые могут нанести значительный ущерб как нашей психике, так и нашему телу. Например, в отрицательной половине интеллектуаль- ного центра находят пристанище и пишу ревность, хитрость, лицемерие, подозри- тельность, вероломство и т. п. Отрицательная половина эмоционального центра вбирает в себя все отрицательные впечатления и служит двигателем для весьма широкого спектра негативных эмоций — от грусти до ненависти. Далее нам еще представится случай несколько глубже проанализировать проблему отрицатель- ных эмоций. Их разрушительная роль обычно недооценивается; тем не менее они служат одним из серьезнейших препятствий на пути эзотерического развития. Рис.7 Однако структура каждого центра не ограничивается двумя подразделениями. Как положительная, так и отрицательная половины, в свою очередь, подразделяют- 45 ся на три сектора. Таким образом, вышеприведенная схема приобретает следую- щий вид: _______ Рис.8 Итак, в положительной и отрицательной половине каждого центра имеется равное количество секторов. Один из трех секторов каждой половины представляет данный центр в его естественном виде. Так, в интеллектуальном центре имеются два чисто интеллектуальных сектора — положительный и отрицательный; в двига- тельном центре — два чисто двигательных, и т. д. Наряду с «чистыми» секторами мы находим здесь секторы составные, которые служат «представительствами» двух остальных центров в данном центре. Таким образом, каждый центр характе- ризуется следующей совокупностью секторов: Интеллектуальный центр: секторы: 1) чисто интеллектуальные (положительный и отрицательный) Т) эмоционально-интеллектуальные (положительный и отрицательный) 3) двигательно-интеллектуальные (положительный и отрицательный). Эмоциональный центр: секторы: 1) чисто эмоциональные (положительный и отрицательный) 2) эмоционально-интеллектуальные (положительный и отрицательный) 3) эмоционально-двигательные (положительный и отрицательный). Двигательный центр: а) положительная часть: 1) чисто инстинктивный сектор ,2) инстинктивно-интеллектуальный сектор 3) инстинктивно-эмоциональный сектор; б) отрицательная часть: 1) чисто двигательный сектор 2)двигательно-интеллектуальный сектор 3)двигательно-эмоциональный сектор. Всего насчитываются восемнадцать секторов, которые в своей совокупности образуют принципиальную структуру Личности. 46 Благодаря такой системе ни один из трех центров не может действовать авто- номно (за исключением некоторых крайних случаев). Секторы, представляющие в каждом из трех центров два остальных центра, позволяют всей системе работать согласованно — с той, в частности, особенностью, что участие двух центров в работе третьего всегда бывает окрашено его спецификой. Система центров довольно сложна, но в совершенстве отвечает всем нашим потребностям, позволяя воспринимать все психофизические элементы Вселенной, реагировать на полученные впечатления, создавать понятия и выполнять сложные операции. (5) Изучение структуры Личности позволяет разобраться с немаловажной в эзоте- рикe проблемой человеческих типов. Конечно, каждый человек тем или иным образом неповторим в масштабах Вселенной; но не менее верно и то, что челове- ческие типы повторяются, причем гораздо чаще, чем это принято считать. Основ- ных же типов очень немного — всего три. Эти типы различаются соответственно преобладанию в Личности одного из трех психических центров: интеллектуальный тип (человек думающий, высчиты- вающий, анализирующий), эмоциональный (человек чувствительный, артистич- ный, романтичный) и, наконец, «человек действия». В Учении их называют соот- ветственно тому, в каком центре главным образом сфокусирован внутренний мир в целом, т. е. психика, — в двигательном («человек № I»), эмоциональном («чело- век № 2») или интеллектуальном («человек № 3»). С самого своего рождения каждый из нас принадлежит к одному из описанных трех типов, вне зависимости от цвета кожи, касты или социального положения. Таков закон Природы. Человеку не дано избежать этой типологии или изменить свой тип. Впоследствии мы впрочем увидим, что кроме трех основных существуют еще и другие, высшие типы, — однако (заредчайшими исключениями) принадлежность к ним не является врожденной. Такие типы возникают в процессе длительного созревания; здесь действительно нужно «родиться заново», как сказал Христос Никодиму (Ин 3:3 —8). Подняться на этот уровень можно лишь ценою длительных и упорных усилий в соответствии с правилами, установленными эзотерической наукой еще за много веков до нашего времени. 47



Похожие:

ч1гл3 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч1гл3 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч1гл3 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы