ч2гл10 icon

ч2гл10



Названиеч2гл10
Дата конвертации29.07.2012
Размер22.09 Kb.
ТипДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3. /ч1гл2.txt
4. /ч1гл3.txt
5. /ч1гл4.txt
6. /ч1гл5.txt
7. /ч1гл6.txt
8. /ч2гл10.txt
9. /ч2гл11.txt
10. /ч2гл12.txt
11. /ч2гл13.txt
12. /ч2гл14.txt
13. /ч2гл8.txt
14. /ч2гл9.txt
15. /ч3гл15.txt
16. /ч3гл16.txt
17. /ч3гл17.txt
18. /ч3гл18.txt
19. /ч3гл19.txt
20. /ч3гл20.txt
21. /ч3гл21.txt
ГЛАВАХ

(1)

Итак, мы установили, что в мире, созданном различными взаимоотношениями
трех сил, Закол Трех отражает три основных параметра Творения: статику,
динамику и равновесие. Значение этого закона абсолютно. Все сущее и все, что
может существовать во Вселенной, вызывается к бытию и пребывает сущим лишь
благодаря комбинированному действию этих трех сил.

Приступим теперь к изучению второго фундаментального закона — Закона
Семи. В отличие от Закона Трех, которому подлежит творение или бытие многооб-
разного сущего в пространстве. Закон Семи определяет развитие этого сущего во
Времени. Ему подлежат все типы движения на всех ступенях Творения.

Чтобы вполне уяснить значение и суть Закона Семи, его рассмотрение целесо-
образно начать с другого аспекта данной темы. Как мы уже говорили, в общем поле
и течении жизни, всецело подчиненной «закону джунглей», у человека остается
единственный шанс на спасение — перейти под власть Закона Исключений, кото-
рый позволяет ускользнуть из ловушки —совокупности влияний-«А », безраздельно
властвующих во внешнем мире и непосредственно затрагивающих наш внутренний
мир. Такое «ускользание» —это собственно действие, а следовательно, как всякое
действие, оно полностью определяется Законом Семи.

Сообразно именно этому закону (как мы вскоре убедимся) всякое действие по
мере его осуществления отклоняется от первоначального направления и потому,
будучи предоставлено само себе, т. е. последовательной цепи отклонений, в итоге
само себя нейтрализует.
Однако, проанализировав действие Закона Семи, мы пой- мем не только объективную необходимость этих отклонений, но и саму их специ- фику — а благодаря этому научимся им противостоять, сохраняя постоянный курс в движении к нужной цели. (2) Природа и объективная необходимость Закона Семи суть закономерные следс- твия второго принципа, или первоначала Творения, т. е. Времени. В силу этого принципаг все тварное (включая и человека) — т. е. рожденное или созданное — обречено на уничтожение. Под угрозой разрушения Временем даже Вселенная, поскольку и она преходяща, ибо относится к категории, так сказать, «вещей» твар- ных. Однако же Закон Семи и есть то средство, которое в определенной степени нейтрализует разрушительное действие Времени. Неотъемлемым свойством любого движения является продолжительность1. Для всякого действия, будь оно внешним или внутренним, требуется Время. Закон 105 Семи состоит в том, что всякое движение, однажды начавшись, в определенный момент отклоняется от своего исходного направления, а затем, продлясь в новом направлении, отклоняется вновь. Если первоначальный импульс достаточно значи- телен, траектория следующего ему движения в итоге свернется в шестиугольник и после завершающего отклонения вернется в исходную точку. Таким образом, сог- ласно Закону Семи, всякое действие, осуществляемое во Вселенной, развивается циклически (рис. 31). ЦЕЛЬ ЦЕЛЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ Рис.31 1. Первоначальный импульс 2. Первое отклонение (тенденция) 3. Дополнительный импульс 4. Продолжение движения в направлении первоначального импульса как равнодействующая векторов 2+3 Рис.32 В отличие от натурального Закона Трех Закон Семи является в каком-то смыс- ле искуственным. Он не дает полной нейтрализации разрушительного действия Времени, но по крайней мере его смягчает, ибо благодаря ему в каждое действие или движение вводится последовательное искривление, в итоге замыкая их в цик- лические кривые. То есть само Время тоже изначально искривлено таким образом, что по ходу своего течения замыкается в гигантский цикл, описывающий подчи- ненные циклы. Благодаря именно Закону Семи, который препятствует уничтоже- нию, тварное избегает уничтожения как в первом цикле, так и в последующих — до тех пор, пока не будет полностью исчерпана сила первоначального импульса. Вместе с тем закон Семи позволяет вводить дополнительные импульсы (в строго определенных пространственных точках на временной оси) и этим самым восста- навливать любое движение, частично утратившее начальные энергию и скорость (РИС. 32). Большой Цикл, описываемый Временем от изначального импульса Божествен- ного проявления до Свершения времен (то есть до конца Мира), в Традиции имену- ется Вечностью. Это значит, что Вечность, как уже было сказано, не бесконечна: она ограничена, подобно всему, что бы ни было создано Проявлением, хотя охва- 106 тывает все Проявление и содержит в себе свершение всех возможностей и всех предначертаний1. Вследствие неустранимого действия Закона Семи Время искривляется и возв- ращается к своему началу, описав многоугольник Вечности. Таким образом, как мы увидим ниже, Вечность также имеет конкретную продолжительность — порядка 2 000 000 000 000 000 земных лет. Учитывая искривленность Времени и любого движения (будь это действие физического, психического, духовного или какого бы то ни было иного порядка), мы можем дать сравнительно точную, по схеме силло- гизма, формулу Закона Семи: Тезис2: Всякое движение, начавшись в определенном направлении, в столь же определенный момент отклоняется от данного направления. Антитезис: Для того чтобы всякое движение, направленное к определенной цели, продолжалось в установленном направлении без отклонений, необходим со- ответствующий дополнительный импульс, приложенный в определенной точке на пространственно-временной оси. Синтез: Всякое движение, следующее своей инерции, после третьего отклоне- ния приобретает диаметрально противоположное направление. Таковы важнейшие характеристики Закона Семи. (3) Установленное в виде синтеза резюме в вышеприведенном определении спра- ведливо для любого момента любого человеческого действия на нравственно- духовном плане. Сколько крови было пролито во имя Сына Божьего, проповедо- вавшего Любовь? Сколько жестокости и насилия порождено революциями во имя свободы и братства? Таким примерам несть числа. Отклонение происходит почти незаметно. Мы остаемся в уверенности, что движемся в том же начальном направлении, не догадываясь, что нас уже развора- чивает в обратную сторону. В этот момент наши действия на нравственно-духов- ном плане получают новый импульс, возникающий вследствие реакции среды на наш изначальный. Чем благороднее, «революционнее» или «возвышеннее» этот изначальный импульс, тем более явно ему противостоит принцип Равновесия. Та- ким образом, движение при смене его траектории вплоть до противоположного (что обычно именуется реакцией) нередко приобретает столь значительную и нео- жиданную силу, что инициаторы тех или иных изменений «к лучшему» оказывают- ся далеко позади своего исходного пункта. Подобный разворот происходит, можно сказать, с каждым политическим учением. 107 Чтобы закрепить первые успехи, необходим второй импульс, который позво- лит их использовать. История полна примерами необходимости такого импульса: при его отсутствии можно проиграть даже самую победоносную войну. Здесь следует подчеркнуть важнейшую для нас особенность указанного зако- на. Мы уже видели, что двух последовательных отклонений вполне достаточно для того, чтобы произошла реакция — разворот в обратную сторону. Отсюда следует, что для того, чтобы сохранить первоначальное направления движения, а также для общего успеха предприятия необходимо предусмотреть два последовательных до- полнительных импульса. (4) Чтобы уяснить, почему собственно Закон Семи носит такое название, рассмот- рим взаимоотношения материи и энергии, а также природу циклических дви- жений, которыми они характеризуются. Современная позитивная наука наконец признала, что материя и энергия тесно взаимосвязаны — факт, науке эзотерической известный еще с незапамятных вре- мен. Сегодня уже никого не удивишь заявлениями о том, что материя есть стати- ческая форма энергии, которая по своей природе динамична. Это подтверждают некоторые необычные физические феномены, наблюдаемые испокон веков: напри- мер, шаровые молнии, которые обладают определенными свойствами материи — в частности, объемом и цветом. Однако еще в прошлом веке состояние науки и сос- тавляющего ее свода знаний не позволяло изучать это явление природы сколько- нибудь продуктивно; его практически игнорировали по той причине, что встреча- ется оно довольно редко. И лишь недавний сравнительный прогресс позитивной науки позволил ей отчасти открыть во взаимоотношениях материи и энергии то, что давным-давно установлено древней наукой и запечатлено в Предании. В тради- ционной эзотерике любое проявление энергии рассматривается как разновидность циклической вибрации. Далее, материя состоит из сравнительно ограниченного количества ядер с различными свойствами и по природе своей аналогична шаровой молнии. Эти ядра «оживляются» циклическими вибрациями различного вида и раз- личной амплитуды. Здесь Традиция вводит понятие плотности, равно применимое как к энергии, так и к материи. И, наконец, ею установлен закон, согласно которому плотность материи и плотность вибраций обратно пропорциональны. Согласно зафиксированному в учении Традиции, количество ядер в материи (которые собственно и составляют материю как таковую) всегда минимально. Не- зависимо от размеров того или иного физического тела занимаемый им объем все- цело заполнен так называемыми следами движения, скорость которого исчезающе велика , т. е. движением ограниченного количества ядер. Все зависит от плотности этих движений и их скорости: чем тяжелее и медлительнее движения, тем больше ядер требуется для того, чтобы создать тело, и наоборот. Вообще скорость движе- ния может изменять физические характеристики материи. Например, если закре- 108 пить на оси и вращать со скоростью пять—семь тысяч оборотов в секунду листок бумаги, он сможет перепилить кусок дерева. При такой частоте вращения квадрат- ный листок будет выглядеть как диск. Если увеличить скорость вращения, этот бумажный диск ничем не будет отличаться от твердого тела, так что мы уже не сможем его коснуться без риска поранить руки. В свете данной теории структура материи аналогична структуре Вселенной (включая вращение звездных систем), наблюдаемой нами «изнутри». Об этом уже упоминалось в главе VIII, где среди прочего речь шла о том, что если бы человек уменьшился до размеров микроорганизма и смог увидеть собственное тело изнут- ри, как мы обычно видим Вселенную, он не обнаружил бы между ними никакой разницы. Структура Вселенной строго единообразна в любом масштабе — за иск- лючением некоторых частностей, обусловленных действием принципа Относи- тельности. (5) В эзотерической науке, где любое движение рассматривается как ускорение или замедление вибраций одного и того же порядка, несостоятельна сама идея «постоянства», поскольку все существует лишь благодаря движению и находится в состоянии непрерывного движения. Одно и то же тело в одной и той же точке временной оси может совершать (и, как правило, совершает) целый комплекс дви- жений. Например, движением нашей планеты одновременно руководит множество разнонаправленных импульсов, не говоря о двенадцати первоочередных. Что же касается спутника Земли, то Луна подлежит по крайней мере сотне двигательных импульсов. На психическом и даже на физиологическом плане нередко можно наблюдать ритмы движения, образуемые большим количеством взаимно противо- положных элементов: что-то прогрессирует, что-то регрессирует, — и однако же в общем итоге ничто не остается в бездействии. С эзотерической точки зрения состо- яние некоего постоянства невозможно в принципе — оно в лучшем случае иллю- зорно. Единственно мыслимо лишь постоянство в двилсении, причем это явление первоочередной важности, поскольку благодаря именно ему материя существует в известных ее состояниях — твердом, жидком и газообразном. (6) Рассмотрим действие Закона Семи применительно к движениям с возрастающей частотой вибраций. В данном случае движение неизбежно становится преры- вистым благодаря последовательным отклонениям, о которых шла речь в начале этой главы. Прерывистость опосредует весь процесс распространения движений, хотя это прогрессирующее распространение выглядит непрерывным. Эту законо- мерность наглядно иллюстрирует музыкальная октава, структура которой есть иде- альное отражение Закона Семи. Под октавой мы подразумеваем удвоение вибраций. Их соответствующая шкала, т. е. музыкальная гамма, расположенная в пределах октавы — между ее 109 «началом» и ее «концом», — содержит семь тонов и пять полутонов. На схеме стрелками указаны те точки шкалы, где полутона отсутствуют. Рис. 33 Первая такая точка находится между нотами МИ и ФА, вторая — между СИ и ДО. Теперь посмотрим, каким образом прогрессирует вибрация (которая, как мы уже сказали, принципиально прерывна). Прерывистость вибрации отражена на рис. 34 и 35; в первом случае она выражена дробями и целыми числами, во втором — графиком прерывистости музыкальной октавы. Рис,35 (7) Мы уже говорили, что любое возможное явление есть по сути движение, пос- кольy оно существует во Времени. То есть всякое движение есть функция Времени и, следовательно, подлежит Закону Семи, иначе именуемого Законом Ок- тавы. Деятельность Абсолюта, сотворившего Вселенную (существование которой на каждой ее ступени как Луча Творения обеспечивается и регулируется Законом Трех) также развивается во времени согласно Закону Семи. Как октава. Луч Творения в своем развертывании от Абсолюта к спутникам планет (в нашем случае — вплоть до Луны) необходимо следует нисходящему порядку. В Традиции такая нисходящая октава называеггсяБольшой или Космичес- кой Октавой. Ее порядок следующий: 110 ДО — Абсолют СИ — Все миры ЛЯ — Млечный Путь СОЛЬ— Солнце ФА — Планетарная система МИ — Земля РЕ — Луна Рис. 36 (8) То, что излагаемое здесь эзотерическое учение, которое прежде открывалось только посвященным, было известно не только на Востоке, но и на Западе, доказывают сами названия нот музыкальной гаммы, — названия, авторство кото- рых принадлежит, по преданию, уроженцу Италии — бенедиктинцу Гвидо д'Арец- цо (995?—1050). В основу классификации им был положен гимн св. Иоанну Крес- тителю, сочиненный двумя столетиями ранее историком Павлом Диакром, или Варнефридом (740—801), который вначале был советником Дитриха, короля Лом- бардам, затем жил при дворе Карла Великого, затем при дворе Беневента и, нако- нец, умер и был погребен в монастыре Монте-Кассино. Сочиненный им гимн св. Иоанну выглядит следующим образом: UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum SOLvepolluti LAbil reatum Sancte Johannes («Призванные тобою да воспоют всеми струнами своей души чудеса твоей жиз- ни и тем да очистят уста свои от скверны, о святой Иоанн») Нетрудно заметить, что этот гимн сочинен Павлом Диакром в виде анаграммы — излюбленный прием эзотерических учений, который, несомненно, был хорошо знаком как автору гимна (что очевидно из анализа текста в сопоставлении с общей схемой Большой Октавы), так и Гвидо д'Ареццо, который спустя два столетия выбрал среди множества гимнов именно этот в качестве структурной основы музы- кальной гаммы. Бросается в глаза, во-первых, что для обозначения первой ноты у Диакра фи- гурирует слог УТ вместо ДО, а во-вторых — что этот гимн задуман как восходящая 111 гамма, хотя Большая Октава по своему характеру нисходящая. По самому своему смыслу, раскрываемому содержанием, гимн направлен от низкого к высокому, от грубого к тонкому, от человеческого плана к Божественному, где и заканчивается нотой СИ — посвящением св. Иоанну Крестителю. При этом следует особо подчер- кнуть, что Иоанн Креститель, Предтеча Христа, в Традиции почитается гораздо выше апостолов. На некоторых византийских иконах он изображен крылатым и с двумя головами: одна на плечах, а другая, отделенная от тела и окровавленная, — на блюде в его руках. Ничто не мешало Диакру прибавить к своему гимну еще одну строчку, которая была бы посвящена Христу и начиналась бы со слога ДО. Однако его гамма «чело- вечна», так сказать, по преимуществу, почему и начинается с «человека природно- го» рожденного женщиной (Мф 11: 11) во всем своем несовершенстве, а значит, никак не может начинаться со слога ДО, который здесь естественно ассоциировал- ся бы со словом «Dominus» («Господь»). Диакр в подборе слога, подходящего в качестве начала своей гаммы, остановился на слоге УТ, с которого начинается слово «uterus» («матка») — орган, в котором созревает зародыш. Этим он хотел подчеркнуть несовершенство и ненадежность всякого человеческого благочестия и вообще всякого человека, с тем чтобы направить людей по пути св. Иоанна, о котором Христос сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восста- вал больший Иоанна Крестителя» (Мф 11: 11). Таким образом, УТ — Uterus — символизирует врата рождения от плоти, а СИ — врата второго Рождения, то есть рождения от Духа, без которого «человек не может увидеть царствия Божьего» (Ин 3: 3). И восходящая гамма Павла Диакра есть не что иное как октава возрождения, которая простирается от рождения на земле до рождения на небесах. Таково объяснение этого гимна согласно духу мистических традиций прошло- го. (9) Тщательное исследование названий нот, образующих музыкальную октаву, об- наруживает их прямое соответствие нотам Большой космической Октавы. Это можно изобразить в виде следующей схемы: 112 Бог. Абсолют Проявленный. Центральное Солнце. Звездное небо. Совокупность всех Миров. Наш Большой Мир; Млечный Путь. Солнце. Планетарная система, непосредственно, по мнению древних, влияющая на нашу судьбу. Земля, наш несовершенный мир, пребывающий под двоевластием Добра и Зла. Луна, которую Древние считали правительницей человеческого предопределения. Рис. 37 (10) Вернемся теперь к проблеме материи-энергии, чтобы попытаться уяснить, как понимается в эзотерической науке вопрос об атомарном строении вещества. Как мы уже видели, в первом проявлении энергия принимает форму циклических вибрационных движений на атомарном уровне. Эти движения, «оживляющие» оп- ределенное количество ядер, и образуют материю. Но, констатируя, что материя образована движущимися ядрами, мы также не должны забывать, что как таковая она состоит из энергии в статической форме, — или, что то же самое, энергия есть материя, принявшая динамическую форму. Яркий пример такого преобразования — реакция ядерного распада. С другой стороны, имеются феномены вроде уже упоминавшейся шаровой молнии — пример концентрации динамической энергии в форме ядер, т. е. процесс, диаметрально противоположный первому; его можно сравнить с явлением ядерного синтеза. Кроме того, как мы уже упоминали, структура материи определяется принци- пом Равновесия, а плотность материи обратно пропорциональна плотности «ожив- ляющих» ее внутренних вибраций. Это замечание служит своеобразным ключом к изучению атома —в том смысле используемого нами понятия, который закреплен Традицией. Согласно классическому определению, зафиксированному в физико- химической науке, атом есть минимальная, как предел делимости, частица любого элемента1, сохраняющая все его физические свойства, которые определяют меха- низм его взаимосвязей с другими элементами. В эзотерической науке понятие ато- ма иное: Атом есть мельчайшая частица, последнее деление любого вещества, сохраня- ющее всю полноту его свойств: физических, химических, духовных и космических. 113 Можно заметить, что данное определение ближе к определению молекулы и даже несколько шире. Поэтому наряду с атомами различных простых (с точки зрения современной химии) элементов в Традиции упоминаются атомы сложных тел и веществ: в частности, атомы воды, атомы воздуха и т. д. Учитывая космичес- кие свойства атома, указанные в определении, эзотерическая наука различает нес- колько порядков материи, классифицируемых по плотности своих типических ато- мов; каждый порядок соответствует одной из ступеней Большой Октавы. Такая концепция устраняет противоположность между Материей и Духом. Если мы их противопоставляем, то это не более чем условность и упрощение ради удобства дальнейшей работы; так, астрономы до сих пор продолжают использовать дня не- которых своих практических нужд космологическую систему Птолемея, не сомне- ваясь при этом, что система Коперника гораздо более адекватна реальности. С точки зрения эзотерической науки, которая принципиально монистична, в прояв- ленном мире все есть материя. Но материя — это проявление энергии, которая, в свою очередь, есть не что иное как форма1 Духа. В одном древнем гимне, который сохранился в православном богослужении как «Молитва Святому Духу», перечис- лены Его атрибуты, что свидетельствует именно о таком понимании и соответству- ющей форме мышления: О Царь Небесный, Утешитель, Дух истины. Вездесущий и все наполняющий, Сокровище благих, Податель жизни, приди и вселися в нас и очисти нас от всякой скверны и спаси, о Благой, души наши2. Вполне очевидно, что только атом Абсолюта в собственном смысле атомарен — т. е. неделим как предел делимости: на этом уровне единое ядро Энергии-Духа вибрирует с максимальной интенсивностью. Это, так сказать, легчайший атом; в эзотерической науке его материя-плотность принимается за единицу. Далее, по ме- ре нисхождения ступень за ступенью по Лучу Творения, скорость вибраций убыва- ет. Таким образом, на каждой последующей ноте Космической Октавы атомарной структуре с необходимостью соответствует все большее количество материи, и атомы становятся все более тяжелыми и инертными. Как мы увидим позже, в соот- ветствии с Законом Трех (см. рис. 30 и 36) типический атом каждого уровня отра- жает форму Творения таким образом, что плотность этих типических атомов нахо- дится в столь же строгом соответствии нотам Большой Октавы и может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис. 38. 114 В позитивной науке различаются лишь четыре из семи уровней космической материи. Здесь основная область изучения — уровень Земли, затем — уровень Луны, и в значительно меньшей степени — уровень Солнца и планетарной (Сол- нечной) системы. В настоящее время представители позитивной науки не придают никакого значения восприятию и постижению трех более высоких уровней. При- чем знание об атомах планетарной системы (в контексте вышеприведенного опре- деления атома) не превышает здесь уровня гипотез; что же касается Солнца, то о нем позитивной науке вообще почти ничего не известно.



Похожие:

ч2гл10 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3.
ч2гл10 iconДокументы
1. /Ч1гл1.txt
2. /содержание.txt
3....

ч2гл10 iconДокументы
1. /muravjev-01/Ч1гл1.txt
2. /muravjev-01/содержание.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы