Новая волна иконоборческих волнений icon

Новая волна иконоборческих волнений



НазваниеНовая волна иконоборческих волнений
Дата конвертации21.07.2012
Размер98.68 Kb.
ТипКурс лекций

Университет Св. Апостола Иоанна Богослова

Вера Михайловна Еремина «История Вселенской Церкви» Курс лекций.


История Цеpкви №25.

В истории иконоборческий период затянулся, т.к. все остальные патриархаты удара иконоборчества почти не приняли.

Новая волна иконоборческих волнений.

1. Служение святителя Никифора 806-815 г. Вторая “михианская” схизма и ее преодоление.

2. Император Лев V Армянин (813-820г.) и его преемники – церковно-государственная ситуация первой трети IX века; вторая волна иконоборческих волнений.

^ 3. Преподобный Федор Студит как киноварх. Служение и подвиг Федора Студита.


В 802 г. свергли Ирину, хотя монашеская партия и была недовольна.

Император Никифор I в тот же день был миропомазан и венчан на царство патриархом Тарасием. Все догадались, что Тарасий Ирину еле-еле терпел все последние 5-ть лет ее правления – после ослепления ею своего сына. Причем, события, которые в это время происходили – не имели разрешения. Тарасий как-то сдерживал ситуацию – удерживающий. Удерживающими могут быть только святые, а не цари.

Новый император не вмешивается в церковные дела, но потихоньку вносит коррективы. Суть этих коррективов в том, что перед церковью не стоит заискивать и не надо вести политику ласкательства. Поэтому он вводит церковное имущество в единую государственную систему налогообложения. Церковные трудники призываются на военную службу. Тем временем в феврале 806 г. скончался патриарх Тарасий (25 февраля) – торжественные похороны.

Избирают нового патриарха Никифора, который когда-то был секретарем Тарасия и как и Тарасий из мирян. Патриарх Никифор сразу же снимает запрещение с Иосифа Кафарского, который был подвергнут запрещению в 797 г. за то, что венчал Константина VI с Феодотой. На этом запрещении настаивали монахи Студийского монастыря. Конечно, Иосиф Кафарский венчал императора с благословения патриарха, но, видите ли, венчал прелюбодеев.

Вопрос о втором венчании в то время решался по разному: развод допускался, но какие причины для развода важные, а какие нет – неопределенность. Василий Великий, например, считал, что для развода прелюбодеяние жены – достаточно, а прелюбодеяние мужа – нет.

Святитель Никифор прежде всего ставит этот вопрос не на гражданскую, а на церковную основу. Что такое второй брак? – много вопросов: были ли дети и т.д. Никифор составляет чин второбрачия – венчание второго брака по особому чину.

Некоторые моменты чина для второго брака:

А) священническая молитва: “Владыко, Господи Боже наш всех щядяй и о всех промышляя (т.е.
речь о пощаде), тайное ведый человеческое и всех ведений … очисти грехи наша и беззаконие прости твоих рабов, призывая я в покаяние, подавая им прощение прегрешений, грехов очищение, прощение беззаконий вольных и невольных, ведый немощное человеческого естества, создателю и содетелю, иже Равааву блудницу простивый и мытаря покаяние приемый не помяни грехов наших неведения от юности. Аще бо беззакония … - кто постоит Тебе”.

В чине венчания первобрачных поминаются славные жены ветхозаветные и славные пары Ветхого Завета: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка и т.д., а здесь – блудница Раваав и мытарь! “Ты, Владыко присвоивый рабы Твоея [имярек], [имярек] … даруй им мытарево обращение, блудницы слезы, разбойничье исповедование. … сподобиться и Небесного Твоего Царствия”. Таким образом, при втором браке совершается не торжество, а почти помилование, почти как разрешение от епитимии.

Вторая молитва:

“Господи Иисусе Христе Сыне Божий вонезсыйся на Честный и Животворящий Крест … очисти беззакония рабов Твоих … и плотского разжения не могущих понести (т.е. опять ради немощей человеческих) во второе бракообщение сходятся … помилуй и прости…”.

Чин краток и не так торжественен как первый.. Венчальный наряд был разный. Для второбрачных не полагаются цветы и фата, а только белый плат, волосы убраны и закрытое белое платье. Но надо учитывать, что такой полный чин разработан для людей церковных!

В Церкви готовится раскол, притом в раскол уходят подвижники благочестия: Платон, бывший игумен монастыря Саккудион и его племянник Феодор Студит – они поминают Никифора как законного патриарха, но не признают его акта – восстановления эконома Иосифа.

Константина уже нет в живых, где находится Феодота - никто не знает, но т.к. Иосиф восстановлен в прежней должности ключаря кафедрального собора, то они демонстративно отказываются служить в Софийском соборе и вслух и гласно критикуют действия патриарха. Причем, пишут об этом папе Римскому да еще и с критикой VII-го Вселенского Собора – нагнетание обстановки внутри Церкви. Это длится до 808 г. – патриарх все терпит.

Авторитет преподобных был весьма велик, поэтому Церкви грозил раскол, так же как по поводу Иоанна Златоуста. (За Иоанна Златоуста заступился Рим, отлучив от себя все остальные патриархаты – Константинопольский патриархат тогда еще не обладал автокефалией). Действия преподобных приводили к подрыву авторитета и патриарха и кафедры, а также и авторитета VII-го Вселенского Собора. Феодор Студит обращается к папе Льву III с просьбой о третейском суде, при этом много льстит и папе и Риму. (1054 г – великая схизма и это не начало, а конец).

Ситуацию усугубил архиепископ Иосиф, родной брат Феодора Студита, который приехал навестить брата и за полгода ни разу не навестил патриарха, ни разу не отслужил литургию. Император посылал к нему посланца и указал ему на его неприличное поведение. И вот, в конце 808 г. терпение патриарха кончилось и он применяет меры: все трое в декабре 808 г. были запрещены в служении, т.е. Платон, Феодор и Иосиф, и временно были заключены в монастыре.

В январе 809 г. – архиерейский собор, на котором признаются действия патриархов покойного Тарасия и ныне здравствующего Никифора – спасительной икономией. Феодор, Платон и Иосиф признаны смутьянами и сосланы на Принцевы острова (места не столь отдаленные) вплоть до покаяния, но с правом бесцензурной переписки. Феодор перепиской широко пользуется. Пишет в Рим с целью дискриминировать архиерейский собор. В этих письмах Федор отрицал даже автокефалию Константинопольской церкви. Пишет он так: “Они, восточные иерархи, не побоялись составить еретический собор, хотя не властны составлять и православного собора без Вашего ведома, тем более справедливо было бы твоему божественному первоначальству составить законный собор и правым учением отразить еретическое”. (Претензии Рима, которые разрешились в 1054 г., подпитывались веками. И первым, кто обратил на это внимание был патриарх Фотий.)

Папы и Лев III и Пасхалий I - оказались достаточно мирного устроения – все было спущено на нет.

Патриарх Никифор скорее всего все бы умирил, но в июне 811 г. был убит в бою император Никифор I, поддерживающий патриарха (череп императора был окован в золото и служил чашей для хана болгарского Крума). В этом же бою сын императора Ставракий тяжело ранен в бедро и ему еще никто не присягнул. Поэтому был призван новый император, зять Никифора, Михаил I Рангаве, который с симпатией относился к монашеской партии. Михаил I официально обратился к патриарху и предложил ему – ради церковного мира - вновь запретить в служении эконома Иосифа. Никифор вынужден был это исполнить. Студиты были возвращены из ссылки и согласились присоединиться. С Болгарией был заключен 30-летний мир.

Хотя Феодор Студит пользуется канонами когда хочет, а когда не хочет, то забывает. Например, ввязывается в мирские дела.

Михаил I удержался на престоле всего 2 года - когда он бежал с поля боя, то сам добровольно отрекся от престола и постригся в монахи вместе со всей своей семьей. Один из его сыновей стал в последствии патриархом Константинополя – Игнатий (прославлен).

В императоры выбрали военного человека – Льва V Армянина.


^ Исторический фон.

813 г. – армия терпит постоянно поражения. Но ведь государство всегда имеет претензию на некое самостояние, самодовление, как бы, если государственные усилия направлены не на внутренние дела, а на внешние, т.е. расширение территории – то нужен гром побед. Если побед нет, то возникают романтические воспоминания о этих победах. В результате, в армии усиливаются иконоборческие настроения и не потому, что воины в этом что-то понимают, а потому, что иконоборцем был победитель болгар Константин V, при котором даже монахи маршировали с монахинями.

Патриарху Никифору хорошо было известно, из какой среды новый император и что он своим менталитетом ничем не отличается от рядового солдата. Все же избранному, но еще не помазанному императору патриарх Никифор ставит некоторое условие, а именно, не вмешиваться в церковные дела и сохранять православное благочестие в той форме, как его определяет предстоятель поместной церкви. При этом, традиционно было, что духовником императора был патриарх. Таким образом, от императора требовалось некоторое церковное послушание. Дальше начались разночтения: то ли Лев V подписал это послание, то ли нет, толи подписал, а потом отказался. Но был миропомазан и венчан.

Логика нового императора была достойна солдафона, а именно, императоры-иконоборцы Лев III, Константин V, а может, и Лев IV умерли своей смертью, оставив законное потомство. Императоры, почитавшие иконы, были либо свергнуты, либо убиты в бою - следовательно, иконы почитать не надо. Значит, иконоборцем быть выгоднее.

Но действует он обходным маневром – приглашает известного ученого иконоборца Иоанна Грамматика и негласно советует ему подобрать комиссию и на этой комиссии рассмотреть деяния VII-го Вселенского Собора, который еще не имел статус Вселенского – 2-ой Никейский - с целью дезавуировать этот Собор. Все делается тайком от патриарха. В народе VII-й Вселенский Собор не почитался. Все оказались между двух огней – и покойный патриарх Тарасий и здравствующий Никифор и все шишки, как всегда, на них.

В Рождественский сочельник 814 г. патриарх собирает епископское совещание – 270 епископов, игуменов и мирян. Вводит молебствие о мире Церкви, низлагает, т.е. лишает кафедры, Антония Филерского, члена комиссии Иоанна Грамматика и безымянно всех, кто вступит с ним в литургическое общение.

Напряжение возрастает. Патриарха приглашают к императору, который предложил начать диалог с этой комиссией. Патриарх отказывается – комиссия без его благословения и знать он о них ничего не хочет, тем более предлагаются переговоры, а это уже гласность.

Положение на границах империи еще не наладилось, 30-летний мир еще не подписан, внутри страны - не стабилизировано. Возбудили войска и они забросали камнями икону Спасителя над воротами Халки, икону, которую в 730 г. уничтожил Лев III и которую восстановили при Ирине. Это и есть знак того, что иконоборчество возобновилось, причем спровоцированное. (иконопочитание – это монашеское).

Иконоборчество не доходит до тех крайностей, как при Константине Копрониме, но оно того же духа.

Патриарх назначает молебен в храме Святой Софии о мире в Церкви и смягчении царя. Сам император Лев V продолжает прикладываться к иконам.

Император пригласил патриарха во дворец, который прибыл туда с епископами и с Феодором Студитом. Император опять настаивает на переговорах с комиссией. И тут Феодор Студит выступил так, как от него ожидали: прямо объявил, что если ты хочешь сохранить благочестие, то и подчиняйся и слушайся духовного отца своего. Подобно Максиму Исповеднику Феодор Студит ставит вопрос о разделении церковной и светской власти. Он прямо цитирует (1 Кор.12,28) “…иных Бог поставил в церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями” и нигде не упомянул о царях. Цари обязаны подчиняться и исполнять заповеди апостольские и учительские. Законодательствовать же в Церкви и утверждать ее постановления отнюдь не царское дело. (при Петре I такого голоса не нашлось).


Император прогнал все совещание и предложил патриарху оставить кафедру. Патриарх отказывается, ибо по церковным канонам не видит за собой вины. Император поручил административное управление патриархатом светскому лицу патрикию Фоме. Святитель Никифор под предлогом болезни уходит с кафедры с последним заявлением- свидетельством: “Даже если весьма немногие останутся в Православии и благочестии они – суть Церковь”. Никифор был отправлен в монастырь, но без права посвящения. Скончался в 828 г. и все 13 лет пользовался авторитетом.

Декабрь 815 г. – 2-ой иконоборческий собор (первый – 753 г.). Поставлен новый патриарх Феодот Кастирера, родственник Константина V Копронима. Собор отвергнул решения 2-го Никейского собора и восстановил авторитет Иерийского собора 754 г. Дальше начались насилия над священнослужителями. В отличие от Константина V, иконы не выносятся из церквей, не ищут по домам – главное признать нового патриарха. Епископы лишаются кафедр, миряне отлучаются от Церкви и тут возникает, как бы, вторая церковь в общении с Феодором Студитом, который благословляет принимать священников, получивших посвящение в Риме. Монастырь Феодора Студита закрыт и разогнан, но монахи остались – просто разъехались по всей греческой Италии, возвещая славу своего учителя. Студийский монастырь в это время имел около 1000 братий. Феодор Студит отправлен в ссылку в Малую Азию под арест. Продолжает писать письма, воззвания и, в сущности, он становится духовным главой: и, как бы, две церкви – одни в общении с Федором Студитом, другие с патриархом Феодотом. Все это длилось 10 лет с 815-826 г. . 826 г – год смерти Федора Студита.

Посетители к Феодору Студиту допускались и высшей церковной инстанцией он признает Римского папу. Поэтому и благословлял принимать священников с Запада, а патриарх Феодот их не запрещает и не прогоняет. Получается, что все чего-то ждут.

Феодор Студит оформляет теоретически то, что сложилось практически – он выставляет новый тип монашества – ученого-монаха, монаха-борца. Он не отрицает ни Антония Великого, т.е. пустынничества, ни Пахомия Великого, т.е. киновии, ни Саввы Освященного, т.е. лавры, но вводит новые установления: монах-простец не для нас, ученый монах, искусный в спорах, в богословских диалогах, в Писании. Монах, который в любую минуту готов выйти на площадь, т.е. монах-воинствующий, но словом и пером.

В Церкви продолжается тихая смута – церковное общество раскололось надвое – две паствы. Сам Феодор обращается к папе, уже Пасхалису I, о посредничестве. Послы патриарха Феодота папой не были приняты, а посланцы Феодора Студита принимаются. Папа Пасхалис I направляет в Константинополь послов с ходатайством за гонимых.

В империи появляется самозванец. При Ирине сбежавший за границу и отрекшийся от Христа и принявший магометанство, славянин по происхождению Фома, который выдает себя за Константина VI, якобы избежавшего ослепления. Фома, объявивший себя иконопочитателем, начал войну в начале 820 г. В декабре 822 г. он осадил Константинополь, но в конце концов был предан своими же.

В декабре 820 г. на Рождество убивают Льва V, который так хотел иметь себе “амулет”1. На престол сажают Михаила II – социального соперника Льва V.

Михаил II запретил говорить в пользу и вопреки почитания икон - как бы пересменок. (“богословская растерянность” – протоиерей Георгий Флоровский).

Михаил II пишет: “Кто установил то и другое, тот даст ответ перед Богом, а мы положили сохранять церковное положение в том виде, как его нашли”. (Как Брежнев и Хрущев). Запрещено говорить о соборах Тарасия – это так он называет VII-й Вселенский Собор, Константина V, т.е. Иерийский собор – 1-й иконоборческий 754 г. и Льва, т.е. собор декабря 815 г – как будто их никогда не бывало.



1 Т.е. зашититься икрноборчеством от свержнения и насильственной смерти.







Похожие:

Новая волна иконоборческих волнений iconЦунами Волна цунами
На фотографии видна волна цунами, приближающаяся к берегу. Волна выглядит как высокий и ровный водяной вал, протянувшийся в длину...
Новая волна иконоборческих волнений iconПлан проведения школьного конкурса моу ксош №4 «Новая волна»
Дата проведения конкурса: уроки 4 – 5 февраля, самопрезентации – 4 февраля в 15. 00 в актовом зале
Новая волна иконоборческих волнений iconДокументы
1. /Новая папка/1 Границы распростронения льда(рис1 прод).doc
2. /Новая...

Новая волна иконоборческих волнений iconДокументы
1. /Новая папка/1 Границы распростронения льда(рис1 прод).doc
2. /Новая...

Новая волна иконоборческих волнений iconДокументы
1. /Новая папка/1 Границы распростронения льда(рис1 прод).doc
2. /Новая...

Новая волна иконоборческих волнений iconДокументы
1. /Новая папка/1-ap.doc
2. /Новая папка/2011_08_30_Rasporyazhenie_2843_10_Распоряжение...

Новая волна иконоборческих волнений iconДокументы
1. /Bhagavad Gita-новая редакция/BG_1 [New].doc
2. /Bhagavad...

Новая волна иконоборческих волнений iconКонкурс эмблем, «Полевая кухня»
Турслет! Одно из любимых мероприятий 11 «А» класса. Сколько подготовки, волнений… и радости от победы на соревнованиях
Новая волна иконоборческих волнений iconПричины: 1 2 противоб блока – Антанта и Тройств. Союз. 2 Стемл к перед мира и сверхприбылям ведущ держав. 3 Средство отвлеч нар масс от рев волнений. Повод
Причины: 1 2 противоб блока – Антанта и Тройств. Союз. 2 Стемл к перед мира и сверхприбылям ведущ держав. 3 Средство отвлеч нар масс...
Новая волна иконоборческих волнений iconСодержание Введение I. Паспорт Программы развития школы II. Информационная справка о школе
В соответствии с Национальной образовательной инициативой «наша новая школа» главным результатом школьного образования должно стать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов