1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом icon

1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом



Название1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом
Дата конвертации21.07.2012
Размер49.94 Kb.
ТипКурс лекций

Университет Св. Апостола Иоанна Богослова

Вера Михайловна Еремина «История Вселенской Церкви» Курс лекций.


История Цеpкви №27

1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество).

2. Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом.

3. Вопрос о Западной церкви: разные традиции или разноверие? 4-е запроса Фотия: догматические, канонические, уставные и икономические погрешности Римского престола.

Церковное строительство святителя Фотия (память 6 февраля) Константинопольского.


Центральные события Константинопольского патриархата.

С 847 г. – 856 г. – патриарх Игнатий. Характер его описывается известным византийским выражением – “муж святой простоты и простой святости”. Абсолютно был чужд политики и больше занимался не патриархатом, а Константинополем. (Такие именно Константинопольские патриархи более всего устраивали Рим.) Патриарх Игнатий, однако, требовал благочестия и от императорского двора и от императорской фамилии.

В 856 г. императору Михаилу III всего 16-ть лет, а он уже развратен до последней степени, пьяница, патриархом именует своего шута. (Его задушили через 10-ть лет). За императора правит кесарь Варда, дядя императора.

Чашу терпения патриарха Игнатия переполнило то, что Варда женился на вдове своего умершего сына. Игнатий требует расторжения брака и его низлагают без суда и ссылают на Канарские острова.

На место патриарха избран крупный ученый и светский чиновник Фотий.

Сразу возникает Студийская оппозиция – созывают свой импровизированный и, в сущности, незаконный собор в храме святой Ирины (Игнатий благословения не давал и своего представителя не посылал).

Студийцы защищают Игнатия и объявляют о низложении Фотия.

861 г. – в Константинополе собирается законный собор, который утвердил избрание Фотия. Папа Николай I этого решения не утвердил и настаивает на возвращении Игнатия.

Фотий делает решительный шаг, который впоследствии кладется в основу всей православной политики. Речь идет о правах автокефалии Константинопольского патриархата. (Тихон Московский в 1924 г. поступает так же против незаконных притязаний Константинополя). А именно, т.к. автокефалия имеет свои права, то Фотий ставит задачу – отучить недовольных апеллировать к папе и уничтожить вековые претензии Рима на авторитет третейского судьи в церковных спорах востока.

Спор о значении Константинополя приводит к вопросу вероучения – призвание Римского престола к ответу по догматическим вопросам. Фотий уничтожает традиционный принцип икономии – рассматривает его уже как закрывание глаз на догматические погрешности Рима. (поэтому еще до прошлого века православные в Риме назывались “фотианами”).

Здесь впервые в 866 г.
возник спор о филиокве – окружное послание Фотия к предстоятелям восточных церквей. В этом послании приводятся все догматические, канонические, уставные погрешности Рима, которые “не могут быть терпимы в едином доме Божием” - это уже не разные традиции, а разноверие. Фотий продолжает: “это разноверие затрудняет каноническое, и даже евхаристическое общение востока и запада”.


Различия:

1. догматическое – филиокве – исхождение Святого Духа и от Сына. (икона “Отечество” написана явно под влиянием католичества).

2. каноническое – обязательное безбрачие духовенства всех степеней (у православных – только епископ).

Пост в субботу, который запрещен апостольским правилом, кроме Великой Субботы.

3. уставные: употребление молока и сыра в первую седмицу Великого Поста (сейчас весь Пост у католиков только без мяса).

4. икономические: светская власть папы и притязание Римского престола на первенство не только чести, но и власти.

Окружное послание исходило от Фотия, которого Рим уже в апреле 863 г. анафематствовал на соборе в Риме вместе со священниками, которые при нем получили посвящение. Именно в ответ на это анафематствование (причем не за веру, что подчеркивал и Николай I, а за нарушение церковного мира и порядка), как бы, Фотий ставит дополнительную задачу – “речь идет не о мне, а о вере.

Поэтому вероисповедная консолидация восточных патриархов в споре с Римом – Фотий понимал, что для того чтобы противостоять Риму, восточные должны действовать как монолит, а в это время на востоке – разброд: 2-ой Никейский собор в Антиохии и в Александрии неизвестен. Поэтому Фотий ставит вопрос о единой вере востока. И только при Фотии 2-ой Никейский собор получает утверждение как Вселенский (Римский папа тоже подписал орос Собора).

В чем специфика отношений Фотия с Римом?

Речь идет не о разрыве, об этом Фотий думает меньше всего, а Фотий призывает Рим исправить погрешности. (Силуан Афонский при разговоре с миссионером, который работал среди инославных, говорит, что начинать надо с любви). В принципе речь идет о спасении (сотериология) и о церковном строительстве – пусть разные традиции, но вера должна быть одна.

Поэтому Фотий выдвигает третье начало: он отказывается собирать против Рима специальный собор, а предлагает воспользоваться известными каноническими прещениями по соборным и апостольским правилам – все уже есть.

Фотий призывает Рим к ответу на основании церковного Предания и веры, которая была и есть содержима Церковью. Тут-то и сказался общецерковный принцип, который также взят на вооружение: держи, что имеешь, ничего не прибавляя и не отнимая.

Фотий борется за утверждение 2-го Никейского собора под председательством патриарха Тарасия в чести и в достоинстве VII-го Вселенского Собора. Единая вера – это авторитет 7-ми Вселенских Соборов; день 7-ми Вселенских Соборов празднуется в последнее воскресение перед Троицей.

О праве апелляции в Константинополь при неправильных действиях папы – это тоже вопрос. Но не на основании приоритета кафедры Константинополя (приоритет кафедры Рима никто не оспаривал), а на основании апостольских и Соборных правил, каковых Константинополь является надежным хранителем и блюстителем, т.е. на основании неизменного Священного Предания, содержимого в чистоте.

Фотий и укреплял Константинопольскую кафедру как хранительницу канонической правды Церкви и церковного домостроительства. (1000 лет Константинополь был верен, но начиная с XX-го века Константинопольский патриархат начал колебаться – выпадение из рук святого канонического свитка).

Для Константинополя сама фигура Фотия оставалась спорной – скончался ок. 811 г., а только в 1840 г. окончательная канонизация.

Вторым делом Фотия было просвещение славянского севера.

В (Откр.3) Сам Господь указывает на сильные и слабые стороны Церкви: “…но имею против тебя…”.

Главное, что должен был иметь запад – это стремление к единству, причем не дисциплинарному, а в вере и истине.

Алексей Степанович Хомяков примерно в 1840 г. заметил, что даже если совершится согласие в вере, даже если будет достигнуто единомыслие, то это еще недостаточно.

Нужна воля к единству, т.е. нравственное стремление к любви.

Можно присоединиться к Символу веры, отказаться от догмата 1854 г. о непорочном зачатии Девы от земных родителей, а единения не будет.

Фотий очень вовремя поставил вопрос о единстве веры в любви. До этого Рим очень дорожил и первенством по чести и правом третейского суда и т.д. А патриарх Фотий утверждал иное – прежде всего догматическая и каноническая истина, содержимая всей Церковью и идущая от апостолов – это и есть то основание и то сокровище, на котором мы все утверждаемся и которым мы все дорожим.









Похожие:

1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconПатриаршество Пимена и правление Горбачева: последний период (с октября 1989 по май 1990 годов)
Церковно государственные отношения и церковно государственная идеология. Доклад архиепископа (ныне митрополита) Кирилла Гундяева
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconЮ. Е. Кондаков Рецензия на сборник: Архимандрит Фотий (Спасский). Борьба за веру. Против масонов
В. В. Улыбин, много лет занимающийся возвращением литературного и духовного наследия архимандрита Фотия. 1 В настоящее время Улыбин...
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconПоместный Собор 1945 года. Осуждение фашизма как “антихристианской доктрины”. Обращение Собора “К народам всего мира”
Собор 1945 года и Восточные патриархаты Московская Патриархия и страны Восточной Европы
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconАлександр III александрович
Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который первое время после...
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconДействие первое явление первое Комната в квартире Гулячкиных. Павел Сергеевич Гулячкин на домашней складной лестнице вешает картины. Мать его, Надежда Петровна. Рядом с ним на полу картины в рамах. Павел Сергеевич
Павел Сергеевич. Нет, мамаша. «Вечер в Копенгагене» будет намного художественней
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconБогатырь района – 2011
За это время наши ребята четыре раза занимали третье место, один раз второе и один раз первое. Кроме этого, занимали призовые места...
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconДействие первое комната в квартире Семена Семеновича. Ночь. Явление первое
Молодой человек — глухой, Зинка Падес­пань, Груня, хор цыган, два официанта, модистка, портниха, два подозрительных типа, два мальчика,...
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconПроповедь, прочитанная в первое воскресение Великого поста
Но, конечно, праздник имеет и более общий и более глубокий смысл. Праздник недаром, не только по случайным каким-то совпадениям приходится...
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом iconПоместный Собор 1945 год
Новый статус государственно-церковных отношений. Открытие Собора 1945 года 31 января в день Афанасия и Кирилла Александрийских. Речь...
1. Патриарх Игнатий 847 г. 856 г. (первое патриаршество). Возведение на патриарший престол Фотия 857 г. – 867 г. (первое патриаршество). Поместный собор 861 г. Отношения с Римом icon2. Отношения Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархатом до 1448 года (включительно)
Отношения Русской Православной Церкви с Римом на протяжении XI xvi веков. Преподобный Феодосии Печерский: “О вере христианской и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов