1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий icon

1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий



Название1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий
Дата конвертации29.07.2012
Размер137.27 Kb.
ТипКурс лекций

Университет Св. Апостола Иоанна Богослова

Вера Михайловна Еремина «История Вселенской Церкви» Курс лекций.


История. №31. (№3)

Начало просвещения славянских народов. III-й период.

1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий (память 27.07 ст.ст.). Просвещение Болгарии при царях Борисе и Симеоне.

2. Создание Византийско-славянской православной культуры. Предпосылки крещения Руси (кахетизация древней Руси).

3. Другие славянские страны.

Заключение.


886 год, после событий в Моравии, когда были выгнаны ученики Мефодия из Велеграда. Постепенно ученики равноапостольного Мефодия, перетаиваясь днем и идя ночью, разобщившись, достигли Болгарии, где в середине июля 886 года они были представлены равноапостольному царю Борису и были им приняты с любовью, получили полное разрешение на проповедь и церковное дело. То есть они получили новую страну для осуществления своей апостольской миссии, по слову Господню, что “если вас гонят из одного города, бегите в другой” (ср. Мф.10,23).

Рассмотрим события в самой Болгарии, которые предшествовали середине 886 года.

При патриархе Игнатии Господь устроил так, что христианское просвещение Болгарии совершалось под началом Константинополя, то есть Болгария вошла в Константинопольский диоцез – в область влияния Константинопольского патриархата, но это еще очень далеко до христианского устроения Болгарской церкви, как поместной. Фактически в Болгарии принимается греческое духовенство, в основном пресвитериат, – епископов нет. Поэтому с приходом учеников равноапостольного Мефодия у царя Бориса появляется надежда, что их-то Болгария и ждала.

В 878 году начинается второе патриаршество патриарха Фотия, к которому опять прибывает болгарское посольство для подтверждения автономии болгарской Церкви. По сравнению с 869 – 870 годами в 879 – 880 годах Болгарская Церковь получает начатки церковного устройства на началах автономии (здесь чувствуется каноническая рука Фотия). И первый архиепископ – Иосиф Болгарский; назывался по стране “Болгарский”, так как нет кафедрального города. Болгары (булгары) еще фактически - кочевники, да и царь живет почти в шатре в старом ауле в городе Плиска.

Когда прибывают ученики равноапостольного Мефодия, у Болгарии все же есть какое-то церковное устроение и дополнительного согласования с Константинополем было не нужно; и сам царь Борис сразу же выражает желание, что вот это - его будущий епископат, вот это настоящие просветители.

И святой Климент посвящен во епископы города Струмицы, конечно, с разрешения святителя Фотия; а позднее он имел титул архиепископа Болгарского. Болгария тогда была больше, чем сейчас, так как в нее входила южная Югославия - Македония.
Кафедральными городами становятся: город Охрид (теперь в Югославии), Преслав, Проват (ближе к Черному морю), Девин (на юге). (Хотя в Болгарии в это время фактически нет городов, а есть некоторые оседлые места).

Следующий патриарх Константинопольский Николай Мистик признал автономию Болгарской Церкви и без административного контроля Византии. Впоследствии уже ученику учеников равноапостольного Мефодия, епископу Иоанну, усваивается титул “экзарха Болгарского”.

Таким образом, государственная ситуация в Болгарии, по сравнению с Моравской, для учеников равноапостольного Мефодия была как нельзя более благоприятной, то есть вместо Святополка Моравского, который был склонен стать предателем собственного народа, здесь они нашли благочестивого царя. В Моравии немецкие епископы притязали на всякие церковные права, а само население разбивалось на две партии: славянскую и пронемецкую, но здесь никаких немцев нет, а греческое духовенство всегда отличалось лояльностью и, более того, уважением к неповторимому церковному пути той страны, где им привелось служить.

С 886 года по 889 год (когда нет вообще никаких государственных событий) – начало деятельности равноапостольных просветителей Болгарии.

Равноапостольный Климент уже получил епископский сан: первая кафедра Струмицкая, затем он – епископ Величский; и последняя его кафедра – Охридская, с этим титулом он и вошел в церковную историю. Ученики равноапостольного Мефодия занимали разные епископские кафедры в Болгарии: Наум Охридский (в более поздний период, нежели Климент). И ученики этих учеников раноапостольского Мефодия - Константин Преславский (Преслав – новая столица Болгарии) и Иоанн – экзарх Болгарии.

Четвертое поколение учеников: Петр Черноризец, то есть монах, Косьма – пресвитер, монах Храбр (перевод имени Андрей), Григорий Пресвитер. Они уже не святые, но они знаменитые просветители – работники христианского просвещения Болгарии.

Учениками в спокойной обстановке доработан перевод всех книг Священного Писания, то есть закончен перевод Библии на славянский язык и переведены святоотеческие толкования к книгам Ветхого и Нового Заветов. И, прежде всего, - толкование Иоанна Златоуста.

Сын царя Бориса Симеон Борисович Болгарский тоже был просветителем Болгарии и церковным писателем: он перевел 136 слов (проповедей) Иоанна Златоуста – так называемый “Златоструй” – болгарское название. А также переведены проповеди Григория Богослова, труды Василия Великого, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, каноны монаха Антиоха (“Покаянный канон”, “Канон Божией Матери”, “Канон ангелу-хранителю”). Переведены Акафисты, сборники песнопений, то есть в работу вовлечено все грамотное население страны и по этим переведенным произведениям уже учат грамоте. Переводится и пускается в широкий оборот богословие Иоанна Дамаскина и монашеское руководство - “Лествица” Иоанна Лествичника и ее читают не только монахи, но и миряне. Становится ясно, что православное христианство в славянском мире – всерьез, так как и не грамотные получили возможность воспринимать слово Божие и службу на слух, чего они были лишены при греческом и латинском прозелитизме.

Равноапостольный царь Борис, увидев “зеленые всходы на ниве Господней”, решил, что его апостольская миссия закончена, поэтому в 889 году он слагает с себя бремя власти и удаляется в монастырь, чтобы провести остаток дней в покаянии и молитве.

Но его старший сын Владимир Борисович под влиянием различных конъюнктурных соображений (борьбы разных партий) вдруг решил вернуться к язычеству и уже предпринял по этой части кое-какие шаги. К счастью, деятельность Горазда, Климента, Саввы и других показалась ему не столь важной и он не преследовал учеников Мефодия. Но деятельность Владимира заставила царя Бориса (пострига в монахи еще не было) оставить монастырь, вернуться к власти и лишить старшего сына престола. Царь Борис просто выслал своего старшего сына (Петр I поступил не так в отношении своего сына), а престол закрепил за другим своим сыном Симеоном Борисовичем. Симеон с детства после 870 года учился в Константинополе, то есть получил уже христианское воспитание. (Святополк Моравский был воспитан в школе немецкой).

893 год – воцарение царя Симеона (на престоле с 893 г. по 927 г.), который в совершенстве знает греческий и славянские языки (грамоту). Царь Симеон не был святым и сказалось это в том, что он не был свободен от “мечтательства”.

Мечта его была следующая – создать новую византийско-славянскую империю, то есть влить в старую Византию свежие славянские силы. Видимо, когда он был в Константинополе, то почувствовал внутреннее старение империи.

Но к этому моменту у славян не было ничего готового, как, например, когда Рим передавал свои полномочия в Константинополь: Константин перенес все Римские государственные установления, начала Римского права, административное устроение – все было готово.

Новую империю Симеон мечтал устроить под своим скипетром и с ядром и с базой в Болгарии. Это намерение не вышло, потому что это не соответствовало Божьему домостроительству в ту эпоху. Симеон в этом отношении напоминает Карла Великого. Но и Карлу Великому создать Западную Римскую империю не удалось, так как все очень скоро рассыпалось на государства. Карлу, который мучился теми же имперскими планами (формообразующее начало - немецкое), но и его планы остались только в проекте, удалось создать только особый клан политизированного немецко-латинского духовенства – ядро будущего Кальвинистского движения и ядро будущей немецкой реформации.

Царь Симеон (к счастью) был современником благочестивых и даже святых людей: таких, как патриарх Николай Мистик, император Константин VII и его соправитель Роман Лакапин. Они действовали на Симеона в основном орудием увещания. Фактически с имперскими планами Симеон постоянно против Византии воевал, то есть почти все 34-е года его царствования Болгария находилась в состоянии военного напряжения: от вооруженного нейтралитета до осады Константинополя. В это время Симеон принял на себя самозванный титул: “царь болгар и ромеев”. Роман в переписке буквально усовещивает его: “Какая польза именоваться царем болгар и ромеев, когда Богу это не угодно”.

При патриархе Льве VI (ум. 911 год) – только пограничные конфликты, например, осада Андриаполя. 913 год – осада Константинополя, но патриарх Николай Мистик убеждает Симеона, и он снимает осаду. И в дальнейшем Симеон постоянно воевал с Византией. Было выиграно огромное количество побед, но проку от них не было.

В планах Симеона Болгарского существовал очень значительный момент - Симеон Болгарский понимал, что создание византийско-болгарской культурной базы – это первое условие, чтобы Болгария стала ядром новой империи. Это и было причиной того, что он постоянно поддерживал и покровительствовал усилиям религиозного и культурного просвещения. В отличие от Петрова “просвещения”, которое было мнимым, здесь просвещение было настоящим.

Сам Симеон занимался переводом Иоанна Златоуста и эти переводы – классические (“Златоструй”). При Симеоне переведены 12-ть книг Четий Миней, Синайский, Скитский (Египетский) и Римский патерики. (Скитский патерик у нас известен как “Древний патерик”). Постоянно переводилась житийная литература. Создается научная энциклопедия и все это на славянском языке - два свитка под названием “Шестоднев”. Один из них принадлежит Иоанну – экзарху Болгарскому. “Шестоднев”, то есть толкование на книгу Бытия, на самом деле включает в себя все научные знания того времени. То, что сейчас называют “естествознание с позиции креационизма”; в наше время – естествознание с позиции эволюционизма. Затем – исторические труды: переведены хронографы Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Климент Охридский написал житие Кирилла и Мефодия.

Так постепенно при царе Симеоне Болгарском и был создан книжный фонд для славянского просвещения. После 929 года эти книги попали на Русь.

Хотя царь постоянно занят войной, но все же хочет что-то противопоставить Византийской культуре, чтобы была своя национально-культурная база – и эта идея (национальная) у Симеона была основополагающей. (Игумен Иоанн (Экономцев) “Золотой век Болгарского просвещения при царе Симеоне”). Но все, что делал Симеон, – это все же ограниченно-человеческое, а Господь благословил большее и именно Божие дело, которому действительно не суждено было умереть – это, прежде всего, все усилия святых учеников равноапостольного Мефодия направлены - не на захват церковных должностей. И если их посвящали в епископы, то только при крайней нужде, а сами они к этому не стремились, в отличие от немцев. Большинство этих религиозных просветителей оставались простыми монахами и священниками, а их силы были направлены на просвещение всего народа, то есть не только на создание национально-культурной школы, а на воспитание живых душ.

Отсюда – развитие учительства и учительского преемства, то есть они сразу начинают готовить будущих учителей и, естественно, начинают образовываться начальные, средние и высшие школы. И эту поистине апостольскую задачу благословил Господь, ибо пришло для нее время. Поэтому греческое священство довольно быстро растворяется в массе новопросвещенного христианского православного народа, то есть греческое духовенство только вкраплено и все они тоже учат славянский язык.

Несмотря на постоянное напряжение между Болгарией и Константинополем, греческое духовенство, как впоследствии и в Киевской и в Московской Руси, совершенно “забывает” о патриотический интересах, то есть главная забота о вере, поэтому занимаются только церковным делом на ниве Господней, отечество взыскуют Небесное.

Такое же положение было потом и на Руси: от митрополита Михаила и до святителя Феогноста (греков по национальности) и Киприана (не то серба, не то македонца) – этот же процесс, то есть вся забота о вере и помощь своему князю, возглавителю страны, по мере надобности. Поэтому духовенство Константинопольского посвящения занимается одним делом – Божиим.

Это свойство воспримет и Русская апостольская миссия. Равноапостольный Николай Японский пережил Русско-японскую войну 1904 - 1905 годов (он скончался в 1912 году). Он даже не стал домогаться роли миротворца, потому что не чувствовал Божьего призвания на это служение, а только воспитывал новопросвещенных японцев в христианском милосердии к русским военнопленным. Сергий Тихомиров – митрополит Японский и гражданство принял японское.

Климент Охридский скончался в 916 году (после него Наум занимает Охридскую кафедру). С 886 года до 916 года – 30 лет апостольского подвига. Школа святого Климента уже работает как серьезное учебное заведение, не ограниченное просто грамотой и катехизисом, то есть изъясняются спасительные Заповеди и божественные догматы, и все это одновременно с преподаванием грамоты – это новое. Создаются училища для взрослых (особенно в Македонии).

В результате, одних “избранных” учеников Климента Охридского до 3500 человек.


^ Основные рычаги просветительской деятельности: школа, понятная книга, проповедь на родном слове, живой пример, и общая молитва. Живой пример – пример веры и благочестия. Учеников воспитывают так, чтобы они могли служить и нравственным примером: как говорил патриарх Сергий, “плохо, если епископ – только столб, указывает направление, а сам никуда не идет” – такое не практиковалось.

Сборник Святославов 1073 года – это переписанный для князя Святослава Ярославича, князя Черниговского, сборник богословских, философских, ораторских произведений, а составитель его – царь Симеон Болгарский. Царь Симеон никогда не оставлял духовной литературной работы.

Таким образом, на базе территориальной Болгарии церковно-славянский язык и православное славянское просвещение делалось и органом культурного взаимодействия славянских народов. Именно поэтому еще до крещения на Русь проникают и книги и грамота. Взращенные кадры культурного просвещения совершают систематизацию культурного наследия в форме единой энциклопедии: по богословию, философии, историографии, естествознанию.

Византийско-славянский IX-й – X-й века (по отцу Иоанну (Экономцеву)) – это эпоха эрудитов: эрудитом был Фотий, эрудитом был Константин Философ, эрудитом был царь Симеон Борисович, а также Иоанн – экзарх Болгарии.

Эта культурная база дает свои отростки – даже в порядке обмена ценностями она проникает на Русь еще задолго до крещения, но особенно после него. Русь получила все готовое. Ярослав Мудрый читал книги постоянно, и именно эти книги. И для князя Ярослава и его сыновей и, особенно, для младших Святослава и Всеволода, - составляются переложения и компиляции книжного фонда с разных других произведений.

^ Таким образом, периоды просвещения славян:

Первый период – до 869 год (год кончины Кирилла) – Кирилл и Мефодий.

Второй период – архиепископия святителя Мефодия (Моравия, Паннония и Чехия) – ограниченное просвещение из-за противодействия духовенства Германии.

Третий период – Болгарский – духовное просвещение славянского мира.

Четвертый – просвещение Руси.

Имена киевских культурных просветителей не известны, но известно, что школы возникли с первых месяцев крещения Руси, хотя сам князь Владимир был не грамотным. В школы детей нужно было отводить в обязательном порядке. Как писал впоследствии митрополит Илларион в “Слове о Законе и благодати” - “Яко издавна научены, тако течаху радующееся крещению”. То есть с 928-го года по 988-й год (60-т лет) – шестидесятилетний период кахетизации древней Руси.

В июне 927 года Симеон Болгарский скончался. Его старший сын Петр Симеонович заключил с Византией вечный мирный договор – договор от октября 927 года. Этот договор был скреплен браком Петра с царевной Марией, которой дали новое имя Ирина (“мир” в переводе с греческого). Этот договор, конечно, неоднократно нарушался, но, главное - это само намерение.


^ Другие страны славянские. Отношение Рима и Римского папского престола к просветительной миссии среди славянских народов.1

867 - 868 годы – приход Кирилла и Мефодия в Рим.

В лице папы Николая I и папы Адриана II прямая поддержка дела святых братьев. И Венецианский собор, и добросовестный запрос папы Николая I о славянской грамоте.

В эпоху архиепископии Мефодия у папы Иоанна VIII (его потом назвали “последний православный папа”) – умеренное сочувствие делу святителя Мефодия, но и попустительство незаконным притязаниям немецких епископов.

20-е годы X-го века – к этому времени Далмация получает церковное устроения от Константинопольского патриархата, но, видимо, в самом народе оказалась некая червоточина. Все были, конечно, напуганы угорским разгромом, то есть событиями, которые произошли в 900 – 911 годах.

Внезапно откуда-то появились угро-финские племена, которые никого не брали в плен: разбиты Моравия, Паннония, все местное население вытеснено в Карпатский водораздел (будущие словаки) и, нанеся поражение Каролингам в Баварии и в Тюрингии, – венгры осели на территории Моравии и Паннонии, основали свое королевство - Венгрию.

В 10-е годы X-го века Византия заключила с Венгрией союз против Симеона Борисовича, который в свою очередь заключил союз с печенегами.

В это время Рим (папа Иоанн IX и папа Иоанн X) простирает руки на “бесхозные” славянские земли. Все побережье восточной части Адриатического моря – большая часть Хорватии, которая приняла церковное устроение при патриархе Фотии от Константинопольского патриархата. И, к сожалению, не папа был инициатором “перехода”, а светские правители страны.

События развивались так. В начале 923 года некоторые города Далмации со своими церквами и с церковной иерархией переходят под власть Римского папского престола.

В 925 – 927 годах созываются два поместных собора в городе Сплите (ныне - Сплет), а точнее, собрания, так как Далматинская церковь не имела автокефалии. Инициативу проявил Томислав – король Далмации. Сплитский архиепископ Иоанн вкупе с духовными и со светскими чинами постановили - обратиться в Рим и просить папу о присылке легатов для производства в Далмации необходимых церковных преобразований.

Прибыли два папских легата с письмом папы Иоанна X: епископ Иоанн Анконский и епископ Лев Палестринский. В письме папы говорится: “Добрым христианам не свойственно, забывая Евангельские Заповеди и апостольские постановления, обращаться к доктрине Мефодия, которого нигде не встречаем между священными авторами”. Папа ссылается на какие-то неведомые каноны! Дальше в письме идет откровенная лесть в адрес короля Томислава. “Как же такой любимый сын святой Римской Церкви, как Вы, можете допускать, чтобы божественная жертва приносилась не на латинском, но на варварском (то есть славянском) языке”.

Здесь, кроме лести и лицемерия, присутствует ложь и фальшь – причем тут апостольские постановления?! Причем тут апостольское благовестие – апостолы-то уж на всех языках говорили и проповедовали. Какое отношение к этому словоблудию имеют Евангельские Заповеди?! Лучше всего это известно самому папе. Но, как бы, отработанное клише – всех царей и королей зовут “любимыми сынами”, всех их причисляют к святой Римской Церкви и так далее.

В присутствии двух легатов состоялись два собрания в Сплите: 925 года и 927 года.

Народ выступал против, но светская верхушка Далмации и Хорватии решила отделиться от толщи своего народа. Собрания постановили: ни один епископ не может поставить священника, не знающего латыни и греческого. У Далматской Церкви изъяли все права автономии.

В Риме в это время было постоянное нестроение – с 20-го по 28-й год поменялись восемь пап. Причем, папа Иоанн X был посажен на престол своей любовницей Феодорой. В 928 году он, по приказу Марозии, младшей дочери его любовницы, был посажен в тюрьму и там убит. Марозия же посадила на престол своего незаконного сына от папы Сергия III – это папа Иоанн XI.

Последний акт в отношении славян.

1061 год: при папе Александре II, который полностью находился по влиянием Гильдербранда (то есть клюнийские времена) - новый собор и решение: “Никто не смеет совершать божественную службу на славянском языке. Никто из говорящих на этом языке не может быть посвящен в священники”.

Все священники, которые были рукоположены до этого решения, переводись просто в церковнослужители.

Таким образом, Хорватия и Далмация сами избрали свою судьбу. Босния в дальнейшем совсем не устояла в вере и перешла в мусульманство.

925 – 1061 годы: становление идейной основы хорватской национальной психологии; поэтому, 1942 год – усташи Павелича, вооруженное преследование православных; 1990 год – опять вооруженное преследование православных, хотя в 1946 году усташей судили - и судили их безбожники – коммунисты.

Славянское христианское просвещение IX-го – XI-го веков, когда уже все стороны высказались и теперь только развивались основы – предопределило крещение Руси в 988 году.



1 “Чаадаевщина” – Русь крестилась от Византии, поэтому все беды отсюда, так как Русь не попала в семью европейских народов?!







Похожие:

1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconСлужение слова
Настоящий труд посвящается родной Духовной школе и ее питомцам, посвятившим себя на великое апостольское служение, да усердно и с...
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconIi период. Архиепископия святителя Мефодия Моравского, ее историческая судьба
После кончины равноапостольного Кирилла (+ 14 февраля 869 г.) его брату еще предстояли большие труды – и большие скорби. По слову...
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconСлужение в любви
Вот то служение, которое нам велит исполнить заповедь Божия, вот на чем особенно настаивает Христос. Любить всегда, вдоль всего нашего...
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconАлександр Васильевич Лобачёв
Следующий период взросления, эволюции человека является, по-моему, тот, в котором ведущей, доминантной деятельностью является служение....
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий icon29 мая ученики 9-х классов сдавали экзамен по математике. Средний балл за экзамен составил 18,8 баллов. 10 учеников выполнили работу на «отлично», 16 учеников на «хорошо», 3 на «удовлетворительно»
Средний балл за экзамен составил 18,8 баллов. 10 учеников выполнили работу на «отлично», 16 учеников на «хорошо», 3 – на «удовлетворительно»....
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconMergeformat о чем расскажут занятия элективного курса?
Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий составители славянской азбуки и первые переводчики Библии на славянский язык
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconТест по алгебре для 7 класса Лицей №43
У учеников 7 класса имеется 29 ручек. У шести учеников по одной, у пяти по 3 ручки, у остальных по две ручки
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconГорячее питание старшеклассников
Тем более, что школа работает по программе «Здоровье». Был брошен призыв усилить агитационную работу среди учеников и выдать результат....
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconВладимирский собор
Появление храма в честь Святого Равноапостольного великого князя Владимира в Астрахани было связано с очень знаменательным событием...
1. Апостольское служение учеников равноапостольного Мефодия: равноапостольные Климент Охритский, Горазд, Савва, Наум, Ангеляр, Лаврентий iconЛеонид Андреев Савва (ignis sanat) Драма в четырех действиях
Лет 35-38, грузный, одутловатый, с одышкой. Лицо бескровное, мрачное, сонное, с редкой растительностью. Говорит медленно и трудно;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов