Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? icon

Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве?



НазваниеГовориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве?
страница1/4
Дата конвертации21.07.2012
Размер0.68 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Говориться ли в Откровении 20:1-10 о будущем тысячелетнем царстве?


«Двадцатая глава есть кульминация Апокалипсиса в том смысле, что здесь показано торжество Царства Божия на земле. Эта глава вызывала наибольшие споры и недоумения, приковывала к себе наибольшее количество всевозможных исследователей, толкователей, комментаторов». (А. Мень, Читая апокалипсис (Беседы об Откровении святого Иоанна Богослова). Рига, 1992, стр. 154). Такое всестороннее внимание к 20-й главе книги Откровения связано с пониманием «тысячелетнего Царства». Буквальное толкование пророчества Откр 20:1-3 породило хилиазм (греч. χιλιας, «тысяча»), или милленаризм (лат. mille, «тысяча») – учение о наступлении на земле чувственного тысячелетнего царства Христова после Его второго пришествия. Конечно, вопрос о понимании тысячелетнего Царства является одним из наиболее загадочных, сложных и спорных вопросов в подлинном понимании книги Откровение. Но, несмотря на загадочность и таинственность вопроса о тысячелетнем Царстве мы постараемся его понять, поскольку свято верим, что существуют ключи к истинному пониманию образов содержащихся в Откровении. При этом мы по возможности воспользуемся современными экзегетическими методами толкования вкупе с патристическим, древнецерковным пониманием этого вопроса.


Проблема толкования 20-й главы книги Откровение очень важна, поскольку история свидетельствует о том, что хилиазм будоражил умы христиан на протяжении почти всех веков. «Хилиазма придерживались как некоторые еретики, так и ряд раннехристианских учителей церкви. В первые века н.э. он выражал веру в видимое торжество Бога на земле после господства антихристианских сил, которое проявлялось в гонениях на церковь. С концом эпохи гонений, для которой было характерно ожидание христианами скорого пришествия Христа, хилиазм постепенно исчезает. Последнее связано также с использованием аллегорического метода толкования библейских текстов и соответственно с интерпретацией церкви как духовного царства Божия для верующих, которым Бог ниспосылает свою благодать. Хилиазм как элемент вероучения вновь появляется в период Реформации, особенно у анабаптистов и английских индепендентов, а впоследствии у адвентистов, свидетелей Иеговы и в др. новейших, т.н. нетрадиционных религиях» (Новая философская энциклопедия. Том 4, 2010, стр. 298). Что удивительно, хилиазм в последнее время распространился и среди некоторых православных христиан. Поэтому разрешение этого вопроса является важной составляющей современной экзегетики.


Но какие существуют варианты толкования тысячелетнего периода описанного в Откр 20:1-4? Классифицировать ныне распространенные толкования тысячелетнего периода можно по трем направлениям:


«Постмилленаризм («post» — после; т.е. «после тысячелетнего царства») предполагает, что тысяча лет, вероятно, имеет переносный смысл, означающий долгий период времени перед вторым пришествием Христа.
В начале этого периода торжество Евангелия над всеми народами введет царство мира. Это царство будет длиться вплоть до второго пришествия Христа, Который и будет вершить окончательный суд... Премилленаризм («рrе» — до; т.е. второе пришествие Христа произойдет до тысячелетнего царства.) предполагает, что тысячелетнее царство следует за пришествием Христа, Который явится, чтобы начать Свое царство, а праведные умершие воскреснут и будут царствовать с Ним на земле на протяжении тысячи лет. После этого случится последнее восстание, которое будет сразу же подавлено, нечестивые умершие подвергнутся суду, и потом настанет вечность» (Тенни М.С. Мир Нового Завета. Вена, 1988, стр. 394, 395). Правда, нужно отметить, что Свидетели Иеговы придерживаются той точки зрения, что во время тысячелетнего периода «Иисус [на небе] не правит один. 144 000 человек [избранных христиан] «искуплены от земли», чтобы быть вместе с ним царями и священниками (Откровение 5:9, 10; 14:1, 3; Луки 22:28—30). Подданные Царства Бога [т.е. те, кто переживет Армагеддон и те, кто будет воскрешен на земле] будут всемирной семьей, состоящей из людей, которые подчиняются правлению Христа» (Познание, ведущее к вечной жизни, 1995 г., стр. 91, 92). Амилленаризм («а-» – отрицательная частица) предполагает, что «Миллениум начинается при воскресении Христа и закончится с его финальным пришествием. Этот взгляд называется амилленаризмом, хотя лучше назвать его более просто “начавшийся милленаризм”, так как “амилленаризм” является более неопределенным. Постмилленаризм и амилленаризм рассматривают пассаж (Миллениум) более последовательно, соответственно с символической интерпретацией» (Beale G. K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text. Cambridge, 1999. стр. 973). Для большей ясности добавим: амилленаристы полагают, что именно текущий церковный век является царством под предводительством Христа. Другими словами, амилленаристы придерживаются той точки зрения, что в будущем не будет никакого тысячелетнего Царства, а настоящий век и есть этот период.


В нашем исследовании мы будем обсуждать в основном толкования и позиции амеллинаристов и премилленаристов. Но нужно также отметить, что общепринятая классификация толкований Откровения объединяет подходы толкования в четыре основные школы. Нас в данном случае интересует три школы толкования, т.к. они в большей мере связаны с пониманием тысячелетнего периода из Откр. 20:1-3. Следует, однако, оговорится, что эти подходы не могут в чистом виде быть отнесены к какой-либо школе, поскольку представляют собой синтез положений различных школ толкований.


^ Подход идеалистов (аллегорический, или иносказательный метод). Объясняет суть символики откровения Иоанна как аллегорическое описание борьбы между добром и злом и между христианством и язычеством. Позиция идеалистов отмечена отказом идентифицировать какие-либо образы в книге Откровение с определенными событиями будущего. Августин применял этот метод к пониманию тысячелетия в Отк. 20:1-3. Подход историцистов (исторический метод толкования). Согласно историческому подходу видения Апокалипсиса относятся к реальным событиям, которые происходят в ходе церковной истории – от образования Церкви до времени интерпретатора. Подход футуристов. Представители футуристического подхода утверждают что, видения начинающиеся с Откр 4:1 относятся к событиям, которые произойдут в период, названным «великой скорбью», который будет прямо предшествовать возвращению Христа в конце века. Также они считают, что семь церквей Асии из 1-ых трех глав Откровение представляют семь периодов церковной истории с апостольских времен до второго пришествия Христа. (Более подробно о четырех школах толкования Апокалипсиса см. Священник Николай Ким. Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., Алетейя, 2003, стр. 16-21.)


Обычно футуристы разделяют хилиастические воззрения. А вот идеалисты, как и в большинстве своем историцисты придерживаются амилленаристких или постмилленаристских воззрений. На чем базируются положения футуристов? Рассмотрим два отрывка из книги Откровение, на которые ссылаются различные футуристы-хилиасты.


1) Откр 3:10 «И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения (ωρας του πειρασμου), которая придет на всю вселенную (οικουμενης ολης), чтобы испытать живущих на земле». В одной статье обсуждается то, каким образом футуристы используют данный стих: «3:10… (букв. перевод: “то и Я сохраню тебя от часа испытания”, где ωρα – время дня; час; мгновение, миг; время, пора, час). Это литературное программное утверждение, в котором “час испытания” указывает на суд, описанный у Иоанна в главах 6-18… Уолвурд доказывает, что маловероятно, будто в конечном счете здесь имеется в виду только церковь в Филадельфии – конечно это должна быть Церковь как вселенское тело» (Greg Herrick Th.M. Interpretive Models for the Book of Revelation as a Whole. Bibiblical Studies Foundation. 1997). Главным аргументом против такого понимания этого стиха является то, что в данном отрывке используется не слово θλιψις «бедствие, скорбь» (Мат 24:9, 21, 29; Откр 7:14), а слово πειρασμος «искушение, испытание», которое новозаветными писателями никогда – из всех 20 раз – не использовалось в контексте будущего периода «великой скорби» (Мат 6:13; 26:41; Мк 14:38; Лук 4:13; 8:13; 11:4; 22:28, 40, 46; Деян 20:19; 1Кор 10:13; Гал 4:14; 1Тим 6:9; Евр 3:8; Иак 1:2, 12; 1Пет 1:6; 4:12; 2Пет 2:9). Выражение οικουμενης ολης, в таком случае может применяться только к обширной территории Римской империи, как в Луки 2:1 (Деян 17:6; 19:27). Ричард Ленски в своих комментариях отмечает, что «В 98-м году Траян стал императором, и его политика против христиан сопровождалась в (Римской) империи на протяжении более века. Некоторые императоры увеличили тяжесть преследований». И в таких условиях преследований Иисус обещает сохранить Филадельфийскую церковь, или укрепить их во время грядущих бедствий и помочь перенести их. Далее Р. Ленски (объясняя слова «испытать живущих на земле») придерживается той позиции, что «не христиане были испытаны, но вся (Римская) империя; ее конфликт с христианством показывает, какова ее подлинная сущность» (R.C.H. Lenski, The Interpretation of St. John's Revelation, стр. 146).


2) Откр 1:10 «^ Я был в духе в день воскресный («дне Господа» ПНМ)». Нас в данной ситуации интересует выражение τη κυριακη ημερα букв. «Господний день», которое, по мнению футуристов-хилиастов, имеет эсхатологическое значение. «Это может быть ссылка на воскресенье, или же намек на День Господа в эсхатологическом смысле, который пророк увидел как зритель, своими глазами наблюдающий сцены страшного суда» (Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс стр. 922, 923). Но все же, по нескольким соображениям эсхатологический смысл маловероятен. В Откр 1:10 употребляется прилагательное κυριακη означающее «принадлежащий Господу», которое в НЗ встречается лишь однажды в 1 Кор 11:20 для обозначения «Господнего ужина». Если бы в Откр 1:10 говорилось о времени 2-го пришествия Христа, то тогда бы, как и в других случаях (1Кор.1:8; 5:5; 2Кор.1:14; 2Фес. 2:2) использовалось выражение τη ημερα του κυριου в родительном падеже. Помимо грамматического аспекта следует указать и на исторический аспект. Например, в Дидахе (нач II в.), "Учении двенадцати апостолов", сказано: «В день Господень (κυριακην) мы собираемся и преломляем хлеб» (Дидахе 14,1). Игнатий Антиохийский говорит, что христиане – это те, которые «уже не живут более для субботы, а для дня Господнего (κυριακην)» (Магнезийцам 9,1; Migne P.G., 5, 669). Также в апокрифическом «Евангелии Петра» (II в.) вместо выражения «первый день недели» используется выражение «день Господень» κυριακη (Еванг. Петра 9,35; 12,50). Интересно, что Мелитон Сардийский (II век) написал трактат, не сохранившийся до ныне, под названием «О дне Господнем» περι κυριακης (Евсевий. Церковная История IV, 26, 2; Migne P.G., 20, 392). Также Евсевий приводит слова Дионисия Ар. (II в.) «Сегодня святой день Господень (κυριακην αγιαν ημεραν), и мы прочитали ваше Послание» (Церковная История кн. 4, 23, 11; Migne P.G., 20, 388). Р. Чарльз, процитировав большую часть отрывков вышеприведенных нами, пишет: «"Господень День" стал техническим обозначением воскресенья. Так как все эти писания происходят из Малой Азии, то этот термин, возможно, первоначально возник именно там» (R. H. Charles, A Critical and Exegetical Commentary on the Revelation of St. John (1920), I, стр. 23). Очевидно, что уже с начала II века, христиане Малой Азии, вместо субботы стали чтить воскресенье. Р. Тренч писал, что Господень день «занимал в Церкви место, занимаемое субботою евреев» (R.C. Trench, Commentary on the epistles to the seven churches in Asia: Revelation II, III (1886) стр. 26).


Таким образом, становится ясным: базисные положения футуристов держаться на очень шатких основаниях, а именно, на не совсем верном толковании отрывков из книги Откровение. А значит, и нет твердых оснований интерпретировать образы, содержащиеся в Откровении только лишь с эсхатологической позиции.


Важным для понимания книги Откровение являются также вступительные слова Иоанна: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал [εσημανεν], послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» (Откр 1:1) Обратим внимание на значение глагола σημαινω, которое в Откр 1:1 употребляется в форме аориста – εσημανεν. «Это слово означает исключительно показывать посредством некоего знамения, в особенности относится к откровению, которое боги дают человеку, особенно о будущих событиях» (Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета, Клеон Л. Роджерс-младший, Клеон Л. Роджерс стр. 920). «Глагол "показал" предполагает здесь непосредственно действующим лицом Самого Иисуса Христа – это с одной стороны; а с другой – указывает на то, что форма сообщения откровения не форма пророчества, но форма видений и символов, доступных прежде всего чувственному зрению» (Толковая Библия Лопухина, стр. 1276). Подтверждение этому мы находим в очень схожих с Откр 1:1 словах Даниила, которые предваряют объяснение сна Навуходоносора с символическими: истуканом (мировыми державами) и камнем (мессианским царством): «Великий Бог дал знать [εσημανε, LXX] царю [Навуходоносору], что будет после сего» (Дан 2:45). Также Плутарх, приводя слова Гераклита, пишет: «[Аполлон] ни объявляет, ни скрывает, но σημαινει» (De Pyth. orac., 404; Об оракулах "пифии"). Σημαινω здесь относится к тому, что дельфийский оракул давал неясные советы с использованием образов и загадок, которые требовали растолкования. Следовательно, σημαινω в Откр 1:1 указывает на символизм Откровения. И поэтому М. Винсент пишет, что в Откр 1:1 «слово [σημαινω] соответствует символическому характеру Откровения» (Marvin Vincent, Word Studies in the New Testament, Vol.2, стр. 408). Особенно важно выяснить, что Откровение символическая книга, для правильного понимания чисел регулярно встречающихся в Откровении. Но к этому вопросу мы скоро вернемся.


Теперь же нам конечно нужно уже непосредственно обратиться к самому тексту из Откр 20:1-10

1 И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей.

2 Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет,

3 и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.

4 И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет.

5 Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение.

6 Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.

7 Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской.

8 И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный.

9 И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их;

10 а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков.


Структуру данного текста можно поделить на 3 части: 1. Заключение сатаны в бездне на тысячу лет (ст. 1-3). 2. Воскресение и царствование святых с Христом в течение этого периода (ст. 4-6). 3. Освобождение сатаны, брань народа Бога с Гогом и Магогом и окончательное осуждение сатаны (ст. 7-10).


Исследуя Откр 20:1-10 мы постараемся последовательно ответить на ряд вопросов:

1) Длительность тысячи лет – символическая или буквальная?

2) Хронология Откровения 19:21-20:1 – повторяющаяся

или последовательная?

3) «Первое воскресение» – духовное или физическое?

4) Время заключение сатаны – настоящее или будущее?


Число 1000 – символическое или буквальное?


Первоначально рассмотрим: являются ли «тысяча лет» (χιλια ετη) символическими или буквальными? В Откр 20:1-3 Иоанн употребляет такие слова как: «ключ» (κλεις) «бездна» (αβυσσος) «цепь» (αλυσις) «дракон» (δρακων) «запечатывать» (σφραγιζω). Грег Бейл в своем монументальном труде указывает на то, как следует понимать эти слова в этом отрывке: «Так как объекты, которые он видит, и то, что он слышит, увидены и услышаны в видении, они, во-первых, не могут быть поняты буквально, но должны рассматриваться как символические описания и сообщения, что является символическим уровнем видения. То, что это видение расцвечено символами, является бесспорным именно из очевидного символического характера таких слов, как “цепь”, ”абисс”, ”дракон”, ”змей”, ”заперт”, ”запечатан” и ”зверь”» (Beale G. K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text. Cambridge, 1999. стр. 973). А Николай Ким делает важное в этом отношении замечание: «В 20-й главе ключ служит, наоборот, для запирания бездны. Оба эти термины “ключ” и “цепь” скорее являются символами, ибо трудно представить бездну, буквально запертую неким ключом, так же как и духа, закованного в цепи» (Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. СПб., Алетейя, 2003, стр. 60). Да, очень сложно представить себе, чтобы духовное существо было сковано в буквальные цепи и брошено в буквальную яму!


Поэтому логичнее всего, что в окружении этих символических образов тысяча лет тоже должна пониматься символически. В труде «Радостная Весть» отмечается: «так как все числа в Откровении имеют символическое значение, здесь вряд ли возможно понимать это число буквально» (Радостная весть. Учебное издание РБО, 2006, стр. 547). Подобным же образом пишет и богослов С. Пейдж: «Поскольку символизм широко используется на протяжении всего Апокалипсиса, и числа часто используются небуквально, было бы легкомысленно настаивать, что число “одна тысяча” в этом контексте должно пониматься буквально» (S. Page. “Revelation 20 and Pauline Eschatology,” Journal of the Evangelical Theological Society, 23:1, 1980, стр. 32).


Но какая конкретно числовая символика встречается в Откровении? Число 2«два свидетеля» (11:3), «две маслины», «два светильника» (11:4). Число 3 – «три нечистых духа» (16:13), «три части» (16:19). Число 4 – «четыре животных» (4:6), «четыре угла земли» (7:1; 20:8), «четыре ветра» (7:1), «четыре ангела» (9:14). Число 6 – «666» (13:18). Число 7«семь духов» (1:4; 4:5; 5:6), «семь золотых светильников» (1:12, 20), «семь звезд» (1:16; 2:1), «семь печатей» (5:1), «семь рогов» (4:5; 10:3), «семь труб» (8:4), «семь громов» (10:4), «семь голов» (12:3; 13:1; 17:7, 9), «семь тысяч человек» (11:3), «семь гор» (17:9), «семь чаш» (16:1; 17:1). Число 10 – «десять дней» (2:10), «десять рогов» (12:3; 13:1; 17:3, 12, 16). Число 12 – «двенадцать тысяч» (7:5—8), «двенадцать звезд» (12:1), «двенадцать ворот» (21:12), «двенадцать тысяч стадий» (21:16), «деревья двенадцать раз приносящие плоды» (22:2). Число 24 – «двадцать четыре старца» (4:4, 10; 5:8; 19:4). Кстати, сами Свидетели Иеговы признают, что эти все числа имеют символическое значение (См. Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002, стр. 21).


Важное для нас значение имеют и другие числовые данные в Откровении, так скажем более спорные в отношении своего символизма. Например, число 144 тысячи, составленное из 12 тыс. из 12 колен (Откр 7:4-8; 14:1). Свидетели Иеговы утверждают, что это буквальное число, хотя 12 колен и 12 тыс. они считают – числа символические. Но возникает вопрос: как из суммы символических чисел (12 x12 x 1000) может получиться буквальное число – 144 000?! Баркли отмечает, что «Число 144 000 символизирует не ограничение, а полноту и совершенство. Оно составлено из 12 умноженных на 12 – совершенный квадрат, – и потом умножено на 1000, которому тем самым придана еще большая полнота и всеохватывающий характер» (У. Баркли. “Комментарии к Новому Завету” ВСБ, 1986). В Откровении также появляются такие важные числа как 1260 дней и 42 месяца (Откр 11:2, 3; 12:6; 13:5). 1260 дней и 42 месяца в Откровении – идентичные периоды, соответствующие трем с половиной годам. Обычно этот период относят ко времени царствования антихриста и преследования Церкви. Поэтому поводу в Женевской Библии дается следующий комментарий: «подобно другим числам в Откровении, и это может иметь чисто символический характер, связанный с текстом 11,9.11, где говорится о трех с половиной днях. В таком случае оно указывает лишь на то, что преследование ограничено во времени» (Новая Женевская учебная Библия 1998, стр. 1731). Еп. Кассиан также полагает, что в этих числах присутствует символика: «Сокрытие жены в пустыне в течение времени, времен и полувремени (12:14), т.е. трех с половиной лет (ср. ст. 6: “тысяча двести шестьдесят дней”), соответствует сорока двум месяцам власти зверя (ср. 13:5). Три с половиной есть половина седмерицы. Сорок два – это семь, умноженное на шесть, т.е. на семь без единицы. Власть зверя в течение этого срока есть прямое отрицание седмериченой полноты» (Христос и первое христианское поколение, Русский путь, 2001, стр. 442). Следовательно, и эти числа, вероятно, имеют символическое значение (Причем Адвентисты седьмого дня признают 3,5 года небуквальными, а как период папского владычества).


Кроме того, Генри Свит указывает на определенную связь этих периодов: 1260 дней и 1000 лет: «В каждом видении зафиксировано определенное время – в гл. 11 – 1260 дней, в гл. 20 – 1000 лет. Если 1260 дней символизирует время триумфа язычества, то 1000 лет очевидно символизируют протяжение триумфа христианства… Каким долгим должен быть период гонений, если сравнить его со временем преобладания христианства, показано принятием срока 3,5 года в одном случае и 1000 лет в другом» (Swete H.B. The Apocalypse of St. John. London, 1917. стр 266). Поэтому вполне возможно, что 3,5 года указывает на скоротечность триумфа язычества, в отличие от длительного промежутка триумфа христианства. «1000 лет могут представлять фигуральный год в противоположность к нескольким дням или месяцам “малого времени”. Это согласуется с использованием других крупных чисел в Апокалипсисе. Например, длина, ширина и высота Нового Иерусалима содержит каждая 1500 миль (12000 стадий); смысл не в том, что он физический необъятен, но в совершенстве людей Божьих, которые являются городом. Высота городских стен 144 локтя показывает не то, что стены очень высокие, а абсолютную защищенность, людей Божьих в новом творении. С другой стороны, большие числа в других местах Откровения могут иметь фигуральный смысл очень большой группы (5:11; 9:16)» (Beale G. K. The Book of Revelation. A Commentary on the Greek Text. Cambridge, 1999. стр. 1018). Таким образом, можно сделать вывод, что во всех остальных случаях, где в Откровении встречается греч. слово χιλιας («тысяча» ед. ч.) и χιλιοι («тысяча» мн. ч.) оно имеет символическое значение (5:11; 7:4, 5 , 6 , 7, 8; 11:3, 13; 12:6; 14:1,3, 20; 21:16). В псевдоэпиграфической литературе 1000 лет тоже нередко имеет символическое значение: «Для Мессианских времен 2Вар. 29:5 предсказывает, что одна виноградная лоза даст 1000 побегов, один побег 1000 гроздей винограда и одна гроздь принесет 1000 виноградин» (Lohse E. χιλιας, χιλιοι im Alten Testament und Judentum // Theologisches Wörterbuch zum Neun Testament. 1957, стр. 457). См. также 1Енох 10:17,19.


Правда некоторые хилиасты утверждают что «Если бы Иоанн хотел передать идею о долгом периоде времени, разве не следовало бы ожидать, что он использует фразу “долгое время” [как πολυν χρονον в Мат 25:19] точно так же, как он ссылается на ”малое время” в том же самом контексте?» (М. Уэймайер. “Откровение 20 и полемика о Тысячелетнем царстве,” стр. 34). Но нельзя сказать, что 1000 лет только выражает идею долгой продолжительности. В одном труде опять же сравнивая 3,5 года с 1000 лет, отмечается: «Эти два промежутка времени отличаются друг от друга не по продолжительности, а по характеру продолжительности, а еще точнее, вообще по сути. 3,5 года – неполные, ограниченные, напротив, 1000 лет – неповрежденные, ненарушенные, идеальные, полные» (Takacs Gy. A Jelenesek könyve. Györ, 2000, стр. 410). Поэтому в этом числе есть элемент и мистичности. При этом следует указать, что с таким критическим и буквальным подходом хилиастов нужно подходить и к другим отрывкам в Откровении содержащих числовые данные. Например, в Откр 14:20 говорится: «И истоптаны [ягоды] в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». Многие экзегеты сходятся во мнении, что 1600 стадий – произведение квадрата четырех и квадрата десяти (4 x 4 x 10 x 10) – почти соответствуют протяженности Палестины с севера на юг, что указывает на то, что уничтожение распространится на всю землю. Но в таком случае хилиасты должны спросить: «почему Иоанн использовал выражение “на тысячу шестьсот стадий”, а не просто “на всю землю”?» Конечно, такой подход не приблизит нас к истине. Откровение, безусловно, книга таинственная, с глубоким значением, наполненная сильными образами и аллегориями, что дает нам повод согласиться с Павлом, который говорил: «о сем надобно судить духовно» (1 Кор 2:14).


Вот еще один своеобразный аргумент, который используется Свидетелями Иеговы: «В Откровении же “тысячу” следует понимать буквально, потому что в 20-й главе, стихах с 5-го по 7-й это слово три раза употребляется с определенным артиклем» (Откровение: его грандиозный апогей близок! 2002, стр. 289). Но очень странно, как можно использовать такой аргумент, когда в 2 и 4 стихе 20-й гл. «тысяча лет» (χιλια ετη) употребляется без определенного артикля. Также не совсем ясно, использовался ли определенный артикль τα перед χιλια ετη в 6-м стихе (См. Bruce M. Metzger. A Textual Commentary on the Greek New Testament. 1971, стр. 764). Поэтому тут все очевидно, появление определенного артикля в стихах 5 и 7 не доказывает буквальность понимания 1000 лет! К теме значения 1000 лет в Откр 20:1-10 мы еще вернемся; но главное мы сейчас уяснили, что 1000 лет – это не буквальное число.

  1   2   3   4




Похожие:

Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconТигрёнок зайцу эстафету времени вручает, а зайчик эстафету принимает
В царстве льда Королевы Снежной Всё в огнях сверкает и искрится. Мост хрустальный путь укажет Как в том царстве очутиться
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconОно включает догматы царского и государственного права, содержащиеся в Божественном Откровении
Данное учение было подробно разработано русской богословской мыслью трудами выдающихся богословов синодального периода 2, оно включает...
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconТворческое задание по политологии. " Если Вы не думаете о будущем, у Вас его не будет" (размышления о мировой политике)
Истории известны два варианта такой системы: однополярный и многополярный. Какой из них займет место в будущем, покажет время. Однако...
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconВоспоминание о будущем

Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconДокументы
1. /В тридевятом царстве .doc
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconДокументы
1. /В царстве русского языка.doc
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconДокументы
1. /Оля в Тридевятом царстве.doc
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconСазанов В. М
Приложение Раз. В некотором царстве, … 38 Глава Социальная сеть новая общественная сфера 39
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconПервый уровень (5–7 классы)
Примечание: Aeacus – Эак, fit – становится, apud inferos – в подземном царстве (букв. «у нижних богов»)
Говориться ли в Откровении 20: 1-10 о будущем тысячелетнем царстве? iconВысшая награда Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем
Иоанном в его Откровении, когда он слышал от Самого Господа: "Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов