Начало: постановка задачи icon

Начало: постановка задачи



НазваниеНачало: постановка задачи
Дата конвертации21.07.2012
Размер270.06 Kb.
ТипМетодические указания
1. /Библия для адъюнктов и соискателей/Аннотация.doc
2. /Библия для адъюнктов и соискателей/Введение.doc
3. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 1.doc
4. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 10.doc
5. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 2.doc
6. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 3.doc
7. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 4.doc
8. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 5.doc
9. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 6.doc
10. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 7.doc
11. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 8.doc
12. /Библия для адъюнктов и соискателей/Глава 9.doc
13. /Библия для адъюнктов и соискателей/Обложка.doc
14. /Библия для адъюнктов и соискателей/Оглавление.doc
15. /Библия для адъюнктов и соискателей/Послесловие.doc
16. /Библия для адъюнктов и соискателей/Эпиграф.doc
17. /Библия для адъюнктов и соискателей/закл.doc
18. /Библия для адъюнктов и соискателей/злит.doc
19. /Библия для адъюнктов и соискателей/зуказ.doc
Книга предназначена для адъюнктов, аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук, а также их руководителей
Введение (оно же предисловие): на пороге terra incognita1
Начало: постановка задачи
Защита диссертации
Организация научной работы
Базовые категории: система и модель
Формализация задачи исследований: основы системной квалиметрии
Его величество случай!
Эксперимент!
Выход в свет: обязательная программа
Оформление: творчество в рамках стандарта
Финишная прямая
А. А.
Мусаев Санкт-Петербург

Библия для адъюнктов и соискателей
Вместо послесловия: "дороги, которые мы выбираем"1
Френсис Бэкон, лорд Веруламский (1561-1626)
Заключение
Розенбаум А. Н. Прогнозирование состояния технических систем. М.: Наука, 1990. 126с. Азгальдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии
Аристотель (384-322гг до н э) из Стагира древнегреческий философ, основатель формальной логики, учитель Александра Македонского, введение, 1, 5, Байес Томас




ГЛАВА 1.
НАЧАЛО: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ


"Сигнал к атаке - три зеленых свистка в зенит."

Начнем с главного - с постановки задачи. Ab Jove principum1. С точки зрения современной гносеологии постановка задачи занимает от 40 до 50% общего объема временных затрат, уходящих на ее решение. Впрочем, об этом догадывались еще великие древние мыслители. Так, Пифагор писал: "Начало есть половина всего." Аристотель глубокомысленно подтверждает эту мысль: "Начало - это, по всей видимости, больше половины всего дела...". Перескакиваем через 24 столетия человеческой истории и встречаемся с той же оценкой в высказывании Д.И. Менделеева: "Хорошо поставить вопрос - значит уже наполовину решить его".

Важность данного этапа работы очевидна: без корректной постановки не приходится ожидать успешного решения диссертационной задачи.

Постановка диссертационной задачи предусматривает выполнение таких важных работ, как формирование темы и цели исследований, тщательный анализ состояния вопроса на основании результатов информационного поиска и имеющихся априорных материалов, обоснование необходимости научных исследований. Последнее, в свою очередь, включает в себя доказательство актуальности, научной новизны и практической значимости ожидаемых результатов. Каждому из этих вопросов, ряд из которых несет на себе функции квалификационных признаков диссертации, посвящен отдельный параграф настоящей главы.

Методические указания по постановке диссертационной задачи можно найти в [7, 14, 17, 18, 44, 52, 87, 93 и др.].

Однако постановка задачи на этом не кончается. Более того, начинается второй, не менее ответственный ее этап - формализация задачи исследований, позволяющая правильно выбрать методику дальнейших работ, подобрать адекватный задаче математический аппарат, класс используемых моделей и критерий оптимизации, установить необходимость натурных или иных экспериментов и т.п. Но об этом - в других главах Книги.







иссертации суть - в постановке задачи,

Ведь нельзя ожидать хоть какой-то отдачи

От "чего-то того", от "чего-то во-още",

От того, что томится на грешной душе,

Но никак не ложится строкой на бумаге.

Можно выть на Луну

с видом грустной собаки,

Но когда постановка не сделана строго,

Очень скоро твоя заплутает дорога

И утонет в болоте, где круглый зеро

Не спеша поджидает с усмешкой того,

Кто до дна не испил постановочной муки...

Fleurs du mal1 вырастают

из брака в науке.


1.1. Тема и цель исследований


"Ядерная бомба всегда попадает в эпицентр."

Тема диссертации может формироваться по-разному. Наилучший вариант - когда соискатель приходит в адъюнктуру со своей темой, в которой он не только хорошо разбирается, но и провел уже какой-то объем исследований. Однако, как правило, научный потенциал новоиспеченных адъюнктов определяется уровнем смутных воспоминаний о последней дипломной работе, и тема формируется исходя из перечня плановых кафедральных НИР и соображений ума назначенного Учителя.

NB!: "Тема научной работы (адъюнкта) должна быть актуальной, связанной с планом научных работ ВУЗа и НИУ, иметь научное и прикладное значение и позволить адъюнкту разработать кандидатскую диссертацию" [96].

"Темы диссертаций, как правило, должны быть связаны с планами основных научно-исследовательских работ организаций и утверждаться их учеными (научно-техническими) советами для каждого соискателя персонально" [95].

Приведем, в качестве примера, перечень основных направлений научных исследований, характерный для ввуза связи [93]:

  • разработка и совершенствование военных систем управления и связи, радиоразведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ), АСУ войсками и связью и АСУ специального назначения;

  • разработка и совершенствование комплексов технических средств связи и автоматизированного управления, средств математического, программного и информационного обеспечения АСУ;

  • разработка принципов, методов и средств повышения устойчивости, своевременности, достоверности, скрытности, разведзащищенности и безопасности связи и АСУ;

  • совершенствование путей и способов достижения высоких тактико-технических, эксплуатационных и технико-экономических характеристик комплексов и средств управления и связи, радиоразведки и РЭП;

  • разработка и совершенствование принципов и методов системного подхода к развитию средств и комплексов автоматизации и связи.

Если содержательная часть темы более или менее понятна, то ее строгое представление в виде единой фразы обычно вызывает существенные затруднения. Как правило, соискатель получает в процессе работы множество рекомендаций от авторитетных коллег именно по формулировке темы и порою спешит каждый раз видоизменить ее (несмотря на то, что тема уже утверждена Советом). По-видимому, этого делать не следует, ведь еще в I в. н.э. Овидий обнаружил, что "трудно в великих делах сразу же всем угодить." Сказанное вовсе не означает пренебрежения к полезным рекомендациям, их необходимо внимательно обдумывать, даже записывать, но окончательную коррекцию темы делать только в самом конце пути, где-нибудь перед итоговым семинаром. Сделаем несколько предостережений, иллюстрирующих наиболее типичные ошибки при формулировке темы диссертации.

1. Не следует начинать название темы со слова "Исследование...". Хотя бы потому, что любая диссертация является исследованием по определению и, таким образом, это слово не несет полезной информации.

2. Не преуменьшайте значимость своей работу излишне скромным названием типа "К вопросу о...". Конечно, как утверждал Евгений Шварц, "скромность и прозрачное платьице - лучшее украшение девушки". Но не соискателя!

3. По возможности, не преувеличивайте результаты своей работы названиями темы типа "Теория...", "Теоретические основы...", "Концепция..." или даже "Методы...". Вас могут неправильно понять. Придерживайтесь принципа "Aurea mediocritas"1.

В отношении "Методов" следует сделать оговорку. Большинство паспортов специальностей поддерживает и рекомендует разработку новых методов в качестве защищаемых результатов. Однако следует помнить, что это результат очень высокого уровня, требующий аргументированного и строгого обоснования. Русский военный теоретик генерал от инфантерии Г.А.Леер писал: "В каждом деле важно знание, но метод выше самого знания, и если бы мне предложили истину в правой руке, а путь к истине - в левой, то я припал бы к левой."

Тему диссертации нельзя путать с целью диссертационных исследований. Первая отвечает на вопрос "Что Вами сделано?" (или будет сделано), а вторая - на вопрос "Зачем это сделано?". Цель работы, как и тема, формулируется в виде единой фразы, отражающей полезную направленность Вашей работы. Как отмечал Мишель Монтень, "душа, не имеющая установленной цели, обрекает себя на гибель..."

Цель диссертации обычно формулируется в виде предполагаемого эффекта, например, "Повысить точность...","Совершенствовать методику...", "Оптими­зировать структуру...", "Обеспечить устойчивость функционирования..." и т.п.

Иногда в формулировку добавляют указания на способ или средства, с помощью которых она достигается. Например: "Повышение устойчивости функционирования системы обработки координатно-временной информации бортовых комплексов ... на основе использования робастных методов идентификации динамических моделей подвижных объектов."

Во введении и автореферате диссертации после формулировки цели работы обычно перечисляются (в краткой форме) те научные результаты, которые необходимо получить для ее достижения. В [13] приведены в качестве примеров следующие возможные варианты:

  • какие математические модели, методики расчета необходимо разработать, с учетом каких особенностей, как их реализовать и т.д.;

  • какие следует разработать методики наблюдений и за какими процессами, как провести наблюдения (измерения) и какие фактические данные при этом получить, как обеспечить требуемую точность и достоверность, для выполнения каких зависимостей проводятся эксперименты и для каких расчетов это необходимо;

  • особенности проявления процессов, явлений, выходных характеристик, как их улучшить (изменить), какую оптимизацию провести и для каких процессов, какие методы при этом использовать и т.п.;

  • какие рекомендации необходимо подготовить и для каких нормативных документов (наставления, руководства, инструкции, тактико-технические требования и т.п.).

В заключение параграфа приведем еще один типовой пример, относящийся к формулировке цели исследований.

"Целью работы является повышение устойчивости и эффективности функционирования системы космической связи на основе статистического анализа апостериорных данных средств контроля состояния канала передачи данных дециметрового диапазона.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе определяются основные факторы, влияющие на ..., разрабатывается математическая модель ..., реализуемая в виде программы для ЭВМ с целью изучения влияния основных факторов на ..., разрабатывается методика наблюдений за ..., обеспечивающая необходимую точность и достоверность измерений ..., проводятся наблюдения (измерения), по полученным фактическим данным исследуется влияние различных факторов на ... и подготавливаются рекомендации по нормативным требованиям ..."








ель диссертации не в том,

Чтобы, хватая воздух ртом,

Себя загнать до полусмерти,

Не сомневайтесь и поверьте:

Никто не требует чудес.

Но вот нести нелегкий крест,

Конечно, нужно до упора,

Дела серьезные нескоро

Вершатся...

Нужен честный труд:

В науке путь тернист и крут,

И бесконечен, как пространство,

И знаний высшее богатство

За просто так не снизойдет,

Достигнет цели только тот,

Кто день и ночь

готов трудиться,

Не беспокоя хвост жар-птицы,

Все "... претерпевший до конца

Спасется1" и под сень венца

(Или диплома) встанет прочно,

И степень будет -

это точно!




1.2. Состояние вопроса: где мы?


"Здесь вы там не найдете!"

Определившись с темой и целью диссертационной работы, необходимо сконцентрировать усилия на выяснении состояния исследуемого вопроса. Совершенно очевидно, что любую работу следует развивать и оценивать относительно уровня уже достигнутых научных и практических результатов.

NB!: "...Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями" [96].

Начать можно с ознакомления с материалами отчетов о НИР и диссертаций предшественников, выполненных на кафедрах и в родственных научно-исследовательских лабораториях (НИЛ) в предыдущие годы.

Далее следует отправляться в библиотеку. Среди петербургских библиотек наиболее мощные фонды имеет Библиотека Российской Академии Наук (Биржевая линия, 1) и Российская Национальная публичная библиотека (Садовая ул., 18, вход с пл. Островского). Для записи в библиотеку необходимы диплом, фотография для читательского билета и некоторая символическая плата за него. Начинать работу следует с библиографии, точнее - с тематических каталогов. Выписки лучше всего делать на библиографических карточках, причем сразу в соответствии с требованиями к оформлению списка литературы к научному труду. Это поможет в дальнейшем при подготовке рукописи диссертации и сэкономит много времени.

Следующий этап работы связан с поиском по периодическим изданиям. Последние в году (обычно - двенадцатые) номера отечественных журналов содержат перечень всех статей, опубликованных за текущий год. Однако наиболее полный анализ мировой периодики осуществляется на основе просмотра ежемесячных тематических реферативных журналов (РЖ), выпускаемых ВИНИТИ - Всероссийским институтом научной и технической информации . Наличие краткого реферата позволяет оценить значимость той или иной работы для Ваших исследований. Выписки на карточки следует делать на языке оригинала. Конечно, с китайскими работами могут возникнуть небольшие проблемы. Однако большинство работ написано на английском языке, который является неофициальным международным языком науки. Поиск лучше начать с текущего (последнего) выпуска РЖ и далее углубляться обратно хронологии в глубину времен, для начала - лет на 10.

Не следует забывать делать сноску (внизу карточки или на ее обратной стороне) с номером автореферата в РЖ. Это поможет при необходимости заказать в ВИНИТИ ксерокопию необходимой статьи по почте наложенным платежом. Такой заказ недешев и его стоит делать лишь в тех случаях, когда нужной статьи нет в петербургских библиотеках.

Составив предварительный список литературы, следует перейти к самому сложному и интересному этапу поиска - изучению (чтению, пониманию и даже конспектированию) найденных работ. Авторские ссылки позволят расширить список библиографии.

Познание - процесс глубоко индивидуальный и сугубо творческий, какие-либо рекомендации здесь дать крайне сложно, хотя психологи и педагоги в последнее время пытаются что-то сделать для его активизации [7, 14, 52, 87, 104, 124 и др.]. Самая короткая рекомендация - "Ищите, и обрящете."1

Лучше всего самому постараться определить для себя наиболее рациональный режим работы. Однако следует все-таки предупредить, что процесс "переваривания" научной информации крайне сложен. Научные публикации, особенно периодика, существенно отличаются от учебников, отшлифованных годами опыта и мастерством лучших методистов. Здесь - передний край Познания, и здесь можно встретиться с чем угодно: тут и методическая безграмотность, и конъюнктурная дезинформация, и научные заблуждения, и прямой плагиат, и даже самые тривиальные ошибки. Не стоит ужасаться или пугаться, непонятное со временем прояснится. Объем работы огромный, но "глаза боятся, а голова делает". Не следует заблуждаться по поводу простоты этого этапа. Он крайне сложен (и крайне необходим).

В случае, если диссертационная работа связана с изобретательской деятельностью, патентную информацию можно найти в специализированных залах указанных выше библиотек. Кроме того, имеется Межотраслевой региональный патентный фонд, расположенный в Инженерном замке (Садовая ул., 6).

Разумеется, информационный поиск и изучение состояния вопроса исследований займут достаточно много времени. Тем не менее этот этап строго необходим, а временные и интеллектуальные затраты вполне себя оправдают. У соискателя формируется четкое представление о месте его работы в изучаемой области знаний, отсекаются неверные направления исследований.

NB!: "Усилия на ложном пути множат заблуждения."2

Предварительным результатом этапа может служить реферат, выполненный, например, в виде текстового файла. После обсуждения его содержания с руководителем и ведущими специалистами по теме диссертации этот файл можно преобразовать в подраздел диссертации, точнее - в его первое приближение, так как "Состояние вопроса" необходимо постоянно корректировать в процессе накопления новых материалов.

Отметим еще один, достаточно современный способ получения полезной информации - через компьютерную сеть Интернет. В данной сети циркулируют потоки научной информации, объединенные по темам в так называемые "телеконференции" ("ньюс-группы"). Подписавшись на телеконференцию, Вы сможете регулярно получать через свой компьютер значительные объемы информации по интересующей Вас тематике. Однако следует помнить, что удовольствие это платное. Причем предполагается, что Ваш компьютер уже подключен через модем к сети Интернет.

Накопленные Вами знания представляют собой ценный научный капитал. Однако информация, как и все в жизни, имеет тенденцию устаревать, что в современных условиях происходит достаточно быстро. Поэтому поиск нужно периодически повторять, обновляя и расширяя свою библиографию до тех пор, пока Вы работаете над данной темой. В академических условиях это сделать достаточно легко, посещая периодические выставки новых поступлений местной библиотеки.







остояние вопроса -

Это Арктика в торосах,

Сквозь которую пешком,

Нагишом и босиком

Нужно честно прошагать,

Чтобы в муках отыскать

Точку нового отсчета,

Это - трудная работа,

Но другого нет пути,

Если хочешь ты найти

Самого себя в науке.

Да и после не от скуки,

А для дела, для родного,

Нужно поиск делать снова,

Корректируя свой путь,

Чтоб в болото не свернуть,

А лететь по стержню жизни

К перевалам мудрой мысли,

За которыми опять

Нужно Истину искать!



1.3. Актуальность


"Самое главное, чтобы дождя не было. И бомбежек."

Актуальность... Попробуем понять, что это такое. Цитируем БСЭ1: "Актуальность - важность, значительность чего-либо в настоящее время, современность, злободневность" [20].

"Важность" и "значительность" в соответствии с "Положением ..." освещаются в разделе "Практическая ценность". Таким образом, главный акцент в этом разделе следует делать на своевременности положительного эффекта работы, т.е. на том, что результаты исследований необходимы именно для настоящего времени. "Honesta lex est temporis necessitas"2.


Заметим, что философы и математики относят понятие "настоящее время" к категории весьма абстрактных. Прожитое мгновение времени относится к прошлому, а грядущее - к будущему. Следовательно, под настоящим "на практике" мы понимаем некоторый отрезок времени, склеенный из "экспроприированных" промежутков прошлого и будущего. Причем границы проникновения в иные времена весьма и весьма размыты, что особенно остро ощущается в России: русский человек три четверти своей жизни живет иллюзиями светлого будущего, а оставшуюся четверть - воспоминаниями о добром прошлом.


В качестве примера приведем следующие вопросы, которые можно отразить в диссертационной работе:

  • связь проводимых исследований с указами Президента, постановлениями правительства, Совета Безопасности, решениями Государственной Думы и Совета Федераций, директивными документами Министерства Обороны РФ;

  • направленность на решение ключевых проблем и важнейших задач повышения боевой мощи и боевой готовности армии и флота, на выполнение целевых комплексных и отраслевых научно-технических программ, перспективных и годовых планов НИР;

  • обобщение опыта отечественной и зарубежной практики, учет перспектив развития средств вооруженной борьбы, исследование этих проблем с учетом влияния на них факторов научно-технической революции, экономического и морально-политического порядка;

  • обоснование важности проблемы, решаемой в диссертации, для теории и практики соответствующей отрасли науки и техники, формирования Вооруженных Сил и управления ими.

Согласно указаниям ВАКа "необходимо обосновывать актуальность именно научной задачи (проблемы), а не темы." Данное требование связано с предотвращением ситуаций, когда тема является актуальной, а решаемая научная задача - нет.

Приведем в качестве exempla gratia1 возможный вариант обоснования актуальности научной задачи [13].

В связи с очередным расширением блока НАТО на Восток Постановлением Совета Обороны от " " октября _____ г. приняты решения о необходимости качественного повышения уровня обороноспособности РФ . Причем особое внимание уделялось вопросам построения гибких стратегий обороны, позволяющих с предельной оперативностью реагировать на возможные изменения военно-политической обстановки. Поэтому особую актуальность приобретают результаты исследований, посвященных разработке....

Наиболее перспективным направлением, призванным удовлетворить требованиям поставленных задач, является .... При этом основная проблема в создании соответствующих систем заключается в разработке эффективно и надежно функционирующего аппарата управления....

Один из путей повышения боевой эффективности - использование .... Однако в таких системах переход к ... сопровождается ... . Поэтому расчетно-теоретическое определение ... характеристик и оптимизацию параметров ... целесообразно проводить с учетом эффектов, обусловленных ... .

Разработанные к настоящему времени методы расчета и оптимизации ... относятся к ... . Наибольший практический интерес в настоящее время представляет теория ... . Однако указанные методы, имеющие место в ..., еще не изучены.

Необходимо отметить, что разработка ... тесно связана с целым рядом теоретических и практических вопросов, удовлетворительное решение которых до настоящего времени не получено. Это объясняется (связано) прежде всего, тем, что ... .

Следовательно, весьма актуальным для совершенствования ... является проведение комплексного исследования ... , на основе чего представлялось бы возможным учитывать ....

Таким образом, решение проблемы ... остро ставит рассматриваемую в диссертации задачу разработки ...







ктуальность диссертации -

Это, в общем, декларация,

Как коньяк на презентации,

Льется просто и легко.

Своевременность деяния

Можно только с расстояния

Многих лет понять нечаянно,

Как советское кино.

И претензий к пункту этому

Не бывает, а поэтому

Актуальность дел заведомо

Будет в норме все равно!




1.4. Научная новизна - основной классификационный признак


"Здесь вам не Англия, копать нужно глубже."

Начнем этот раздел с многозначительной строфы Э.Верхарна:

"Сегодня всему наступает пора,

Что бредом казалось вчера."

Сразу заметим, что Верхарн имел в виду науку, а не политику. Научная новизна - главное украшение диссертации. Чем острее и неожиданнее результат исследований, тем ценнее и красивее Ваша работа. Разумеется, если она при этом еще и верна.


NB!: "Диссертация должна быть написана единолично, содержать совокупность новых научных результатов и положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями" [95].

Научная новизна определяется путем сопоставления предполагаемых (а в конце работы - полученных) результатов с материалами информационного поиска, проводимого при анализе состояния исследуемого вопроса. Новизна диссертационных исследований - важнейший классификационный признак, определяющий состоятельность ваших исследований как кандидатской диссертации. В то же время новизна не является достаточным условием для присуждения ученой степени, необходимо, чтобы разработки соискателя были убедительно обоснованы в научном отношении. Иными словами, если Ваши научные откровения ошибочны, хотя и новы, положительное решение по Вашей работе будет несколько проблематичным.

В тексте диссертации и автореферата научная новизна формулируется в виде 3...5 пунктов краткого описания результатов, полученных лично соискателем.

NB!: Научная новизна должна представляться именно в виде результата, а не в виде процесса.

При описании научной новизны не рекомендуется ограничиваться общими фразами типа: "Разработана новая методика...", "Установлены новые закономерности, новые методы, средства..." и прочее без раскрытия сути предлагаемого нововведения.

Научная новизна проявляется в исследованиях ранее неизученных процессов, явлений, способов применения (новое знание о материальном мире, технических возможностях, боевом применении и т.п.), либо при разработке новых способов, технологических процессов, методов организации и управления, технических устройств и т.п., потребность в которых существует сегодня или может возникнуть в будущем. Научная новизна подтверждается использованием в диссертациях достижений фундаментальных наук, новейших методов исследований, оригинальных аналитических методов изучения рассматриваемых объектов.

Убедительным доказательством научной новизны является наличие авторских свидетельств (патентов) на изобретения или дипломов на открытия, поскольку их получение связано с прохождением высококвалифицированной независимой экспертизы на мировую новизну.

Научная новизна считается обоснованной, если [13]:

  • признаны и конкретно подтверждены видными учеными и ведущими в данной области научными организациями полученные в работе принципиально новые методы, представления, утверждения для развития данной отрасли науки;

  • сформулированы и обоснованы научные положения, совокупность которых квалифицируется как новое научное направление, открывающее широкие возможности для дальнейшего развития науки и техники;

  • решена крупная научная проблема, разработаны новая теория или новые решения конкретных задач;

  • разработаны направления развития оружия и боевой техники, всесторонне исследованы характер и стратегические контуры войны, которую может развязать предполагаемый противник, усовершенствована (разработана новая) организационная структура войск и система управления ими, разработаны способы решения стратегических, оперативных и тактических задач, формы и методы боевой подготовки и т.д.;

  • открыты или всесторонне исследованы новые явления, созданы новые, более совершенные принципы решения сложных научных задач, разработаны новые процессы, машины, аппараты, приборы, новые виды продукции и оценен ожидаемый экономический или другой эффект, коренным образом усовершенствованы и исследованы технологические процессы, методы автоматизации, организации производства, принципы проектирования;

  • сформулированы и развиты методологические принципы, совокупность показателей, обеспечивающих точность, эффективность и т.п.;

  • предложены новые алгоритмы преобразования, записи, обработки, отображения, синхронизации (с использованием каких процедур и при удовлетворении каких требований по точности и т.п.);

  • разработаны новые методики оценки технико-экономической или иной эффективности с учетом таких факторов, как, например, затраты на реализацию и вероятности решения задачи потребителя;

  • разработаны классификационные схемы, позволяющие проводить морфологический анализ вариантов построения определенных устройств на этапах технического задания, НИР, проектирования и т.п.

Приведем пример представления автором в диссертации ( автореферате) положений научной новизны.

"Научная новизна выполненных в диссертационной работе исследований состоит в следующем.

1. Проведен сравнительный анализ существующих и перспективных методов формирования первичных сетей передачи данных, отвечающих требованиям...

2. Разработаны новые программно-имитационная и аналитическая модели функционирования первичной сети передачи данных и определения ее показателей на основе...

3. Разработаны алгоритмы ускоренной синхронизации приемных устройств сети передачи данных, отвечающие повышенным требованиям к их электромагнитной совместимости с действующими системами ...

4. Разработаны рекомендации и предложения по наиболее эффективным путям повышения ... ".

"В отличие от существующих методов .... предлагаемая в работе методология позволяет обеспечить ... и решить широкий круг задач оценки эффективности... ."







то главное в науке - новизна,

В ней и ночи, проведенные без сна,

В ней и годы, утонувшие в трудах,

И сомнения, и радости, и страх,

И неверие, что это - наяву

Ты превысил хоть на каплю, на одну

Человеческого знания предел

И достиг всего того,

чего хотел!

Это главное в науке - новизна!

Новизною диссертация красна,

Можно много соискателю простить,

Но уж если не сумеет раздобыть

Он хоть гранулу научной новизны,

Значит, зря он отутюживал штаны

Мягким местом,

зря бумагу измарал,

И три года он напрасно потерял.

И Совет

из самых добреньких отцов

Скажет: "Нет!"

и будет прав в конце концов.

Не родился он Ньютоном,

что ж с того?!

В каждом есть свое заветное зерно.

Да, не стал он педагогом, но зато

Депутат, возможно, выйдет из него,

Или даже Зам-по-тылу!

И тогда

Помянет Совет за добрые дела!



1.5. Практическая ценность:
зачем нужна Ваша работа?


"Как барабан не труби - толку все равно не будет."

Практическая ценность - понятие весьма относительное. Существуют огромные пласты фундаментальной науки, которые не имеют явно (а порой и неявно) выраженных, полезных для человеческого бытия приложений. Особенно завуалирована практическая направленность в теоретических исследованиях. И снова вспомним цитату из Введения: "Нет ничего практичнее хорошей теории".

Приведем хрестоматийный пример из истории науки. После одной из лекций по физике элементарных частиц к Нильсу Бору подошел его аспирант и сказал, что похожие соотношения он уже видел на лекциях по математике. Оказалось, что уравнения волновых пакетов, соответствующие элементарным частицам, действительно хорошо описываются с помощью линейных операторов в конечномерных пространствах. Позднее с целью повышения адекватности описаний теория линейных операторов была обобщена для бесконечномерных гильбертовых пространств.

Очевидно, что требовать от теоретических исследований сиюминутную практическую пользу, отраженную в актах о реализации, будет достаточно некорректно. Из создавшегося положения ВАК нашел мудрый выход.

NB!: "...В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации по использованию научных выводов" [95].

К сожалению, хотя и вполне справедливо, данное требование "Положения..." не распространяется на так называемые прикладные науки. Более того, в диссертации необходимо привести конкретные доказательства ее практической ценности. Снова цитируем "Положение...":

NB!: "Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач" [95].

Как нетрудно видеть, акцент на практической пользе работы сделан достаточно строго. В дополнительных письмах и разъяснениях ВАКа указывается, что практические выводы не должны быть в виде рекламы приложений, расплывчатыми и труднопроверяемыми.

ВАК предъявляет достаточно жесткие требования к практическому использованию научных результатов, достигнутых к моменту защиты диссертаций, а также к оценке качества их апробации в соответствующих компетентных организациях. При оценке практической ценности исходят из значимости научных результатов диссертаций для практики и решения конкретных задач.

Показателями практической ценности могут служить [13]:

  • использование или возможность использования конкретных научных результатов в создаваемых образцах вооружения с отражением эффекта боевого применения, повышения надежности и долговечности, степени автоматизации и других показателей по сравнению с лучшими зарубежными образцами;

  • обоснованные выводы и рекомендации по вопросам строительства и подготовки войск, проблемам военного искусства, способам применения оружия и боевой техники;

  • конкретные инженерные методы, методики, технические предложения, справочники, наставления, руководства, сценарии учений, тренировок;

  • использование полученных результатов в учебном процессе, при написании учебников и учебных пособий и т.д.

В теоретических (особенно поисковых) работах, как отмечалось выше, затруднена оценка непосредственного практического приложения полученных результатов. Такие диссертационные работы оцениваются по возможности использования научных результатов в практике заказывающих организаций, при разработке показателей научно-обоснованного прогноза, постановке экспериментального моделирования, при обосновании методик, при выделении перспективных направлений развития научных исследований в данной области науки.

Диссертационные работы на соискание ученой степени кандидата технических наук в части их практической ценности должны удовлетворять одному из следующих требований.

  1. По работам, не дающим к моменту защиты конкретного прикладного вклада, но имеющим существенное значение для развития соответствующей отрасли науки:

  • обоснованное заключение диссертационного совета о том, что опубликованные к моменту защиты труды могут квалифицироваться как практическое использование результатов работ;

  • решение компетентного органа (Главка, головной организации) о законченности исследований и дальнейшем практическом использовании их результатов или о развитии работ прикладного значения с указанием организаций и сроков проведения;

  • разработка нормативных документов, методических указаний или рекомендаций для практического использования результатов или о развитии работ прикладного значения с указанием организаций и сроков проведения;

  • разработка нормативных документов, методических указателей или рекомендаций для практического использования результатов диссертации, утвержденных соответствующим министерством, ведомством или руководством организации, где выполнялась работа, с рассылкой их до защиты диссертации в организации или предприятия для возможного практического использования;

  • разработка ГОСТов, ОСТов, ТУ, утвержденных соответствующими компетентными органами.

  1. По работам, содержащим прикладные результаты:

  • практическое использование результатов исследований, по крайней мере на одном предприятии (организации), подтвержденное соответствующим документом с указанием достигнутого или ожидаемого эффекта;

  • включение материалов исследований в ГОСТы, ОСТы, в планы НИР и ОКР, использование их в конструкторских и проектных работах, подтвержденные соответствующими документами;

  • утвержденная в установленном порядке нормативно-техническая документация, в разработке которой соискатель принимал участие как исполнитель либо как ответственный исполнитель;

  • метод инженерного расчета, утвержденный головной проектной либо научно-исследовательской организацией;

  • методическая разработка, выполненная по результатам исследования и утвержденная ученым советом вуза;



  • патенты и авторские свидетельства, содержащие новое решение актуальной научно-технической задачи.

Как и в предыдущих разделах, завершим параграф exempla gratia - примером описания рассмотренного положения.

Практическая ценность диссертационной работы определяется тем, что применение предложенной в ней методологии ... позволит:

повысить устойчивость функционирования системы ...,

расширить условия ... и способы боевого применения ...,

осуществить комплексную автоматизацию ...,

создать условия для высокого уровня унификации систем управления .... Практическая ценность подтверждается также тем, что на основе предложенных ... разработан ряд устройств, защищенных ... авторскими свидетельствами.







рактическая ценность диссертации

Одним лишь запахом

доводит до прострации

Возможностью великих перемен.

И если ты действительно сумел

Пробиться в адъюнктуру - это значит,

Что рай ученый, и никак иначе,

Уже грядет.

И должности, и звезды

К тебе сойдут безоблачно и просто,

А если пошевелишься ретиво,

То даже и прописку, и квартиру

В Санкт-Петербурге можешь получить!

Да, диссертация сумеет проявить

Практическую ценность так,

как надо...

Вот только шеф

ворчит под нос упрямо,

Что ценность диссертации не в том,

Что даст заветный ВАКовский диплом,

А в том, что ты сумеешь дать науке,

Что без тебя натолчут воду в ступе,

Что должен ты работать день и ночь,

Чтоб самому предел свой превозмочь

И вознестись в кошмарный ад науки,

И каждый день, без отдыха и скуки,

Работать до конца и не искать

В горении земную благодать...

Что за чудак!

Он требованья ВАКа

Не понял вовсе.

Пьяная собака

И та найдет свою в науке роль:

"Практическая ценность" -

- вот в чем соль!



1.6. Положения, выносимые на защиту:
первая итерация


"Пушка стреляет по параболе, а потом по инерции."

Очевидно, что на этапе постановки задачи "основные положения, выносимые на защиту," формулируются в форме предполагаемых (или ожидаемых) результатов. В процессе работы эти положения могут корректироваться и даже меняться. Важность итоговых положений настолько велика, что их, как правило, выносят на первый плакат, используемый для сопровождения доклада.

В "Основных положениях" в конспективной форме (3...5 пунктов) излагаются научные и практические результаты, впервые сформулированные соискателем, составляющие основу его работы и представленные к защите. Здесь же указывается, какая новая актуальная научная задача решена и какое значение она имеет для соответствующей отрасли знаний.

В качестве примеров защищаемых в диссертации положений наиболее часто используют научные результаты, начинающиеся со слов [13]: "метод вычисления характеристик ...", "методы расчета параметров ...", "методы повышения быстродействия (точности) ...", "обоснование способа защиты ...", "обоснование выбора ...", "предложения по технической реализации способа ...", "результаты теоретических исследований ...", "алгоритмы определения характеристик ...", "структура первичной сети связи...", "математическая модель для оценки способов ...", "результаты моделирования и разработка вариантов ...", "метод определения погрешности ...", "методика автоматизированного проектирования ...", "методика расчета параметров ...", "средства формального описания информации ...", "формальный аппарат описания ..., "уравнение для определения ... и его решения ...", "предложенные области применения ...", "алгоритмы расчета (проектирования) ...", "инженерные методики выбора ...", "разработанная методика оценки эффективности ...", "рекомендации по повышению ...", "рекомендации по совершенствованию ..." и т.п.

В заключение главы приведем еще один пример основных результатов, взятый из научных исследований VI...VII в. до н.э.

NB!: "Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она властвует над всем."

"Что всего мудрее? - Время, ибо оно одно открывает все."

"Что легко? - Давать советы другим."

"Кто счастлив? - Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования." 1







сновные результаты -

Это мудрые цитаты,

Resume2 из тех трудов,

Что создать уже готов

Ты в процессе славных дел.

Это то, чем ты хотел

Удивить Совет премудрый,

Чтоб одним прекрасным утром

Пробудиться в степенях,

Пережив трехлетний страх.




1 Ab Jove principum (лат.) - начало от самого главного (дословно: начало от Юпитера).

1 "Fleurs du Mal" (фр.) - "Цветы зла" (Сборник стихов Бодлера).

1 "Aurea mediocritas" (лат.) - "золотая середина" (Гораций).

1 "... претерпевший же до конца спасется". - из Библии, Евангелие от Матфея, 10.22

1 "Ищите, и обрящете". - из Библии, Евангелие от Луки, 11, 9.

2 Зак. 92

2 Ф.Бэкон.

1 БСЭ - Большая Советская энциклопедия.

2 "Honesta lex est temporis necessitas" (лат.) - "Власть времени - это закон, достойный уважения" (Публилий Сир).

1 Exempla gratia (лат.) - примера ради.

1 Фалес из Милета.

2 Resume (фр.) - выводы.





Похожие:

Начало: постановка задачи iconДиректор моу дод дюстш
Сыктывкар, ул. Пушкина, 51 (шахматный клуб), в период с 14 по 29 октября 2006 года. Игровые дни: 14 октября (начало в 16: 00), 15...
Начало: постановка задачи iconСкорость прямолинейного и равномерного движения
Оргмомент, введение в тему урока, постановка задачи ученикам – 2 минуты. Слайд 3
Начало: постановка задачи iconТеннесси Уильямс
...
Начало: постановка задачи iconПостановка задачи
Поэтому все предложенные методы начинают просто дезориентировать, когда процент непредусмотренных ситуаций становится более 20, а...
Начало: постановка задачи iconВывод трехмерного уравнения теплопроводности. Постановка граничных задач
Единственность и устойчивость решения первой начально-краевой задачи для уравнения теплопроводности на отрезке
Начало: постановка задачи iconРезультаты пробного экзамена по русскому языку (тест) в 9 классе
В4); постановка запятой в сложносочинённом предложении (В6); постановка запятой в сложноподчинённом предложении (В7)
Начало: постановка задачи iconПоложение о медико-психологической службе моу «сош №7 г. Баксана» Задачи службы
Постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности школьника, снижать его самооценку, углублять разногласия с родителями...
Начало: постановка задачи iconЦелью дипломного проекта является разработка базы данных для сотрудников Красногорского управления внутренних дел
Данная пояснительная записка состоит из четырёх основных разделов, которые в общей сложности занимает 83 печатных листов. В состав...
Начало: постановка задачи iconНачало судьбы все имеет на земле начало

Начало: постановка задачи iconЗаконы эволюции вселенной часть постановка задачи об эволюции вселенной
Эволюция (лат evolution – развертывание) в философском смысле представляет собой такие постепенные изменения характеристик явлений...
Начало: постановка задачи iconЗаконы эволюции вселенной часть постановка задачи об эволюции вселенной
Эволюция (лат evolution – развертывание) в философском смысле представляет собой такие постепенные изменения характеристик явлений...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов