white/10 icon

white/10



Названиеwhite/10
Дата конвертации29.07.2012
Размер31.53 Kb.
ТипДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3. /white/03.txt
4. /white/04.txt
5. /white/05.txt
6. /white/06.txt
7. /white/07.txt
8. /white/08.txt
9. /white/09.txt
10. /white/10.txt
11. /white/11.txt
12. /white/12.txt
13. /white/13.txt
14. /white/14.txt
15. /white/15.txt
16. /white/16.txt
17. /white/17.txt
18. /white/18.txt
19. /white/19.txt
20. /white/20.txt
21. /white/21.txt
22. /white/about.txt
23. /white/product.txt
24. /white/reklama.txt
10. Джон Уайт

ПРОСВЕТЛЕНИЕ И ИУДЕЙСКО-ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

                                            * * *

Возникновение высшей человечности — это вечная тема. Образы,
связанные с этой темой, различны по своим формам и чистоте, от
вдохновенных видений мистиков, таких, как Шри Ауробиндо, до фан-
тазий таких безумцев, как, например, Адольф Гитлер. Учение Ницше о
сверхчеловеке было искажено в третьем рейхе и приняло форму док-
трин расового превосходства; и та же идея стала основой образа Су-
пермена, известного героя комиксов. Французский иезуитский фило-
соф Пьер Тейяр де Шарден писал о возникновении этой высшей
человечности в квазинаучных терминах; индийский йогин и ученый-
философ Гопи Кришна обращался к этой же теме более строгим обра-
зом в своем исследовании будущего эволюционного развития человека,
которое он связывал с опытом пробуждения кундалини; трансперсональ-
ный психолог Кеннет Ринг нашел доказательства этого же в широко
распространенном феномене околосмертного опыта. Оккультные тра-
диции, такие, как теософия, антропософия, розенкрейцерство, масон-
ство, алхимия, каббала и другие подлинно мистические школы, также
содержат в себе идею эволюции человечества к более высоким состояни-
ям. Одно из-наиболее запоминающихся высказываний об этом принадле-
жит канадскому психиатру Ричарду М.
Бёкку и может быть найдено на последней странице его классической книги «Космическое Сознание». ...Точно так же давным-давно самосознание появилось у лучших представителей нашей расы на заре ее истории,становясь со вре- менем более универсальным, появляясь в индивидах во все более и более раннем возрасте, пока оно, как мы можем видеть, не стало общим достоянием, возникая у всех в среднем в возрасте трех лет. Также и Космическое Сознание становится все более и более широ- ко распространенным в жизни индивидов, пока когда-нибудь оно не станет доступным для всей человеческой расы. Но раса, которая будет обладать Космическим Сознанием, будет уже не той расой, которая существует сегодня, в то время как существующая сей- час человеческая раса — это все-таки та же самая раса, которая уже появилась до начала эволюции самосознания. Простая истина состоит в том, что представители этой новой расы уже живут на земле, «периодически проявляясь» с интервалами в тысячи лет среди обычных людей. Это первые, пока еще слабые начала иной расы, которые дышат иным воздухом, о котором мы знаем совсем мало, или даже вообще ничего, и который является сущностью нашей духовной жизни, а отсутствие его — это наша духовная смерть. Эта новая раса находится в процессе рождения из нас, и в скором будущем она будет владеть всей землей. Для большинства западных люден, конечно же, наиболее близкими являются те выражения для описания этого опыта, которые были даны две тысячи лет назад Иисусом из Назарета. Когда Иисус говорил о самом себе, почему он принципиально ис- пользовал выражение «Сын Человеческий»? Другие называли его Сы- ном Божьим, но сам Иисус чаще называл самого себя Сыном Челове- ческим, отпрыском человечества. Более того, он говорил тем, кто его окружал, что они могли бы быть выше, чем ангелы, и что те вещи, который он совершал, они могли бы сделать тоже, и даже более того (Евангелие от Иоанна, 14:12) (*), так как это присуще человеку. * В каноническом русском переводе это место звучит так: «Истинно, истинно гово- рю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду». — Прим. перев. Смысл этого высказывания Иисуса был в том, что он осознавал себя как завершенного представителя нового человечества, которое должно прийти, того нового человечества, которое населит Землю и утвердит Царствие Божие, входя в Новую Эпоху. Его миссия и его учение в своей сущности содержали идею о развитии нового, более высокого состояния сознания у большего количества представите- лей человечества, чем те немногие случаи, которые мы можем видеть ранее в истории, когда этого достигали редкие адепты или аватары, такие, как Будда или Кришна. Уникальное место Иисуса в истории основано на его беспрецедентной реализации высшего ума, божествен- ности, Основы Бытия, воплощенной в нем, — той основы, которая является источником всего становления. Слово арамейского языка, соответствующее греческому «Хрис- тос», — это M'shekha, от которого произошло слово «мессия». Это не имя, а титул, и, хотя он обычно переводится как «помазанник Божий», в действительности это означает «совершенный», «просветленный» или «идеальная форма человечности». Иисус был исторической личностью, человеческим существом, жившим две тысячи лет назад; но в сущнос- ти «Христос», «Мессия» — это то вечное трансперсональное состоя- ние бытия, к которым все мы должны когда-то прийти. Иисус не гово- рил, что это высшее состояние сознания могло воплотиться только в нем. Не говорил он нам и того, чтобы мы поклонялись ему. Скорее, он призывал нас следовать ему — следовать его шагам, учиться у него, на его примере, как жить центрированной на Боге жизнью, самоотвер- женной жизнью, сострадательно служа миру так, как если бы мы бы- ли самим Иисусом. Он призывал нас войти в новый мир, с новыми условиями, быть единым с сверхментальным сознанием, которое толь- ко и может рассеивать тьму нашего ума и обновить нашу жизнь. Он не призывал нас быть христианами, он призывал нас «быть во Христе». Иными словами, он ставил себе целью повторить себя для ускорения развития человека и появления многих ему подобных. Его целью бы- ло, как провозглашает Новый Завет, сделать всех едиными во Христе. Но кто есть Христос? Апостол Павел говорил нам, что Христос — это второй Адам, основатель новой расы. Царствие Божие — внутри нас. Божественность — это наше врожденное право, наше наследство, более близкое к нам, чем даже наши руки и ноги, но глаз не может видеть и ухо не может слышать его. Иисус призывал людей пробудиться, изменить свои пути, покаять- ся. Самые первые его слова, обращенные к человечеству, были: «...по- кайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Евангелие от Мат- фея, 4.17) Это была суть его учения и наставлений — керигина. Обратим внимание на слово «покайтесь». На протяжении столе- тий оно неправильно переводилось и неправильно понималось, и до сих пор люди полагают, что оно означает сожаление, раскаяние в своих грехах. Это — прискорбное снижение качества учения Иисуса. Арамейское слово, которое употребил Иисус, — tob. Оно означает «обращаться», «превращаться», «возвращаться назад к Богу». Смысл этого лучше всего передается тем греческим понятием, которое было использовано для того, чтобы перевести его. Это слово метанойя, которое, так же как и tob, означает нечто гораздо большее, чем рас- каяние, ощущение сожаления за свое неправильное поведение. Эти- мологически слово метанойя имеет два корня. Мета означает «за пределами» или «возвышение над чем-либо», а нойя происходит от ну с (nous), что означает «ум». Это тот же корень, от которого проис- ходит слово «ноосфера», известный термин Тейяра де Шардена, и от которого происходит слово «ноэтический» (noetic), означающее изу- чение сознания. Этот термин использовал также Платон для того, чтобы обозначить то творческое начало Вселенной, которое предшест- вовало Логосу, «Слову», о котором говорится в начале Евангелия от Иоанна (*). Поэтому первоначальное значение слова «метанойя» было «идти к чему-то более высокому, чем ординарное состояние ума». В современных терминах оно означает трансцендирование центрирован- ного на самости Эго и становление центрированным на Боге, реали- зовавшим Бога в себе. * «В начале было Слово...» (Евангелие от Иоанна, 1.1.), — Прим. перев. Это было центральное переживание, которое Иисус показал всем людям. Это — сущность жизни и учения Иисуса, которая сегодня чаще всего отсутствует в институционализировайной христианской цер- кви. «Метанойя» указывает на изменение, преображение ума и пове- дения, основанное на радикальном инсайте о причинах и следствиях, предшествовавших действиях человека, и этот инсайт возникает при выходе за пределы пространства, времени и причинности. Метанойя — это то глубочайшее состояние сознания, которое является целью мис- тического опыта, то состояние, в котором мы выходим за пределы себя, растворяем все барьеры Эго и самости, отделяющие нас от Бога. Это — summum bonum (*) человеческой жизни. *Сумма добродетелен. — Прим. перев. Это состояние прямого знания и непосредственного восприя- тия нашего тотального единства с Богом. Апостол Павел описывал его, как обновление ума во Христе. Иисус говорил еще более просто: «Я есть путь» — к метанойе. Итак, в своем глубоком смысле, мета- нойя означает радикальный трансформирующий опыт, преображение человеческой сущности, основанное на новом состоянии сознания — высшем сознании. Оно действительно означает раскаяние в неком на- иболее фундаментальном смысле, наиболее фундаментальном аспекте нашего существования через «возвращение к первоистоку сознания», как говорил об этом Лама Анагарика Говинда. Это превращение имеет своей целью заново связать нашу сущность с божественным источни- ком нашего существа — источником, осознание которого мы утратили. Это то, чему посвящены все религии. Re ligare: восстановить связь, или установить ее заново. Это истинное покаяние, когда мы обращаем- ся к «религии» в смысле становления осознающими нашу неизбежную связь с Богом, Творцом, охранителем и спасителем космоса. Когда мы восстанавливаем связь с Богом, тогда очевидным стано- вится и истинное понимание греха. Само слово «грех» (*) буквально оз- начает «неправильный знак». «Грех» — это не просто неправильное поведение, это нарушение божественного закона, космического прин- ципа. Это неудача в попытке центрирования на Боге — «не попадание в цель». И религия в своем наиболее истинном смысле является ин- струментом пробуждения нас к эволюционному процессу роста по направлению к божественному, что является целью всего космичес- кого становления. Если мы и повинны в грехе, то это фундаментальная утрата знака божественного из-за неудачных попыток обрести божест- венное сознание и все, что из этого следует для наших мыслей и наше- го поведения. * Англ. «sin». — Прим. перев. Таким образом, мир действительно пребывает в грехе, и нет друго- го средства против этого, кроме изменения своего сознания. Поисти- не, Бог не осуждает нас за наши грехи; скорее мы осуждаем самих себя нашими же грехами. И поэтому нет необходимости в каком-либо прощении от Бога: оно есть всегда, и это та безусловная любовь, кото- рая приходит сразу же, как только мы в своем сердце обращаемся к Богу. Как отмечается в «Курсе чудес», прощение должно исходить от нас самих ко всему миру за все наши обиды, реальные или вообража- емые, которые мы накопили в нашем сердце вместе со злобой, горечью и стремлением к мести. Это поворотный момент, наступающий, когда действительно начинается трансценденция Эго и слава Бога начи- нает раскрываться перед нами. Понять все — значит простить все. Бог понимает все, все прощает и все любит. Когда мы любим так же, как любит Бог — безусловно — то мы за пределами понимания тех, кто не испытывает такой любви. В духе нам ничто не может ни причинить боль, ни обидеть, и поэтому мы всегда счастливы. Поэтому любовь — это величайший «реванш», которого мы можем достигать по отношению к нашим врагам и тем, кто относится к нам злобно и плохо. Не это ли именно то, чему учил Иисус? Никогда не будет никакого лучшего мира, пока сами люди в нем не станут лучше, и понимание этого демократически доступно для каж- дого посредством безусловной любви Бога и его милосердной благода- ти. Если бы эти любовь и благодать почему-либо перестали бы дости- гать мира, то весь космос разрушился бы. Стать осознавшим этот факт в своем непосредственном опыте — нелегкая задача, но это не заменя- ет собой роста к высшему сознанию: к познанию того, что все есть Бог и что есть только лишь Бог. Когда процесс метанойи завершается, его результатом является то состояние осознания, которым обладал сам Иисус, когда он говорил: «Я и Отец — одно». Это то, чему Иисус учил и что он постоянно показывал, — Косми- ческое Сознание, состояние Христа, тот покой, который превосходит наше понимание; непосредственное переживание божественного, пре- бывающего в нас и во всех вещах сейчас и всегда; создавшего нас, живущего в нас, побуждающего нас стремиться, навсегда оставаться в таких высоких состояниях бытия. «...Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит...» Это — человечес- кий потенциал, потенциал роста к божественному. Человеческий по- тенциал, и только лишь он, — это то, что может изменить условия бытия человека и спасти весь мир от пребывания во грехе. И это не что иное, как всеприсутствующее божественное измерение всего су- ществования, в котором, как говорил апостол Павел, мы живем, дви- жемся и имеем наше бытие. Институциональная Христианская Церковь говорит нам, что Ии- сус был единственным Сыном Бога и что он воплотился как человек с целью умереть на кресте для искупления наших грехов и таким обра- зом спасти мир. Но это — печальная карикатура, бледное отражение действительной истории, превращающее Иисуса в героя волшебной сказки, а христианство — в выродившийся культ личности. Как отме- чал Эмерсон (*) еще столетие назад, институциональное христианство стало скорее религией об Иисусе, чем религией самого Иисуса. А ре- лигия самого Иисуса призывает каждое человеческое существо расти в своем осознании до того же состояния космического единства и це- лостности, которое продемонстрировал нам сам Иисус. * Эмерсон, Ральф Уолдо (1803—1882) — американский писатель, один из предста- вителей школы «трансценденталистов» в американской литературе. — Прим. перев. Иисус не «спасал» людей, а освобождал их от уз эго. Значение воплощения и воскрешения не только в том, что Иисус был челове- ком, как и мы все, но скорее в том, что все мы боги, подобно ему, или, по крайней мере, имеем потенциальную возможность быть ими. Христианская традиция, правильно понятая, ищет способ сделать всех нас Иисусами, едиными во Христе — за пределами всей той тьмы нашего ума, результатом которой является зло и страдание, столь широко распространенное в мире. Сам Иисус отмечал, что в словах «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги?» (Евангелие от Иоанна, 10.34), выражалась вся традиция иудаизма, которую он сполна воплощал в себе. Иисус показал нам путь. Он продемонстрировал его своей жизнью и объяснил своим учением, что все мы имеем Богом данное нам право войти в Царствие Божие и быть исцеленными там от нашего чувства разделенности и отчужденности, превзойти грех и страх смерти — все то, что коренится в эгоистическом чувстве самости, — и стать целост- ными и святыми. Все мы имеем эту потенциальную возможность, дан- ную не «моим» Отцом, а, как говорит молитва Господу, нашим Отцом. Иисус показал своей жизнью, своей смертью и воскрешением, что мы вечные небесные существа, чей дом — во Вселенной. Он показал, что Небеса — это уже существующая сейчас реальность, а не будущее вознаграждение. Он показал, что смерть тела не является разрушени- ем нашего сознания и что сознание Христа, воплотившееся в человеке по имени Иисус, выходит за пределы фактов физики и биологии и действительно властвует над физикой и биологией в их обычном пони- мании. Он показал, что сознание Христа было, есть и всегда будет присутствовать среди нас, призывая нас к воссоединению, к миру без конца, так как это сознание является источником всего творения. И поэтому было бы правильнее говорить, что не Иисус был Христом, а что Христос был Иисусом. Значение Иисуса не только в том, что он был носителем спасения, но в том, что он был моделью совершенства. Поэтому и правильное отношение к нему — почтение, а не поклонение. Иисус показал нам путь к высшему состоянию бытия и призвал нас реализовать его, сде- лать его реальным, проявленным — как индивидуально, так и для всей человеческой расы. Это истинное понимание того, что значит быть рожденным заново: умереть для прошлого и для старого ощущения своей самости, чтобы обрести шанс на новое сознание. Чтобы войти в Царствие Божие, мы должны умереть и родиться заново, должны стать подобными малым детям. С точки зрения перспективы метанойи зна- чение наставлений Иисуса понятно. Входя снова в состояние невин- ности, присущее младенцу, мы не регрессируем к инфантильному уров- ню, лишаясь наших зрелых способностей. Нет, мы прогрессируем с помощью трансцендирования иллюзорного Эго и всех его фальшивых ценностей, отношений и привычек. Мы достигаем простодушного со- стояния ума без отбрасывания позитивных качеств, присущих взрос- лости. Становясь подобными малым детям, мы не преувеличиваем зна- чения детского состояния, а скорее оптимизируем это состояние, так как мы становимся все-таки не детьми, а лишь подобными детям. По- верхностные и непостоянные ценности уходят, поскольку мы функци- онируем, служа трансцендентным целям, принося работу нашей жиз- ни Богу в каждое мгновение, не ища самопрославления или утешающего далекого вознаграждения ни в этом мире, ни в ином мире. Мы обнару- живаем, что Небеса и Ад — это не какие-то отдаленные места, а состо- яния сознания. Небеса — это единство с Богом, Ад — отделенность от Бога, и расстояние между Небесами и Адом измеряется не в милях, а в степени отказа от Эго и самоцентрирования. Иисус показал нам путь к Царствию Божьему, но он не имел воз- можности неким волшебным образом взять кого-либо туда — он дей- ствительно не мог сделать этого. Попадание туда зависит от наших собственных усилий и готовности пожертвовать собой — пожертво- вать нашей ложной эгоистической самостью (*). Время, когда мы сможем попасть туда, неизвестно. Милость Бога остается решающим факто- ром в нашем прохождении через уровни сознания, но, тем не менее, нам нужно предпринимать усилия, они должны предприниматься. Подоб- но человеку, поднимающемуся на вершину Эвереста только лишь по- тому, что эта вершина существует, каждое человеческое существо тоже раньше или позже почувствует призыв из космоса совершить восхож- дение к божественному. Ибо у нас существуют давние любовные отно- шения с божественным. И, как говорил Иисус, если вы просите хлеб, вы не получите камень. Стучите и вам откроется. * В этом отношении я не сомневаюсь, что учение Иисуса Христа полностью согла- суется с учением Гаутамы Будды, который призывал своих последователей работать не для цели собственного спасения, а для неуклонного поиска истины. Ибо, как говорил Иисус, «истина сделает вас свободными». Нет другого пути войти в Царствие Божие, кроме восхождения в сознании к Отцу, к той безусловной любви ко всем творениям, кото- рую продемонстрировал нам Иисус. Это то, чему посвящена христи- анская традиция и, в сущности, посвящена каждая подлинная религия: система учений (как теоретических, так и практических) о росте к высшему сознанию. Но каждый из нас нуждается в персональной от- ветственности за то, следовать ли Иисусу на его пути. Это ключ от Царствия Божьего. Превосхождение, трансценденция себя, своего Эго, требует честности, обязательности и духовной практики для культиви- рования в себе осознания. Результатом этой дисциплины является дей- ствительный персональный" опыт переживания того факта, что измене- ние сознания может вести к радикальной трансформации сознания, традиционно называемой просветлением. Но это остается за предела- ми понимания современного христианства. Вместо этого Иисус и Биб- лия превращены в кумиров, а о Небесах говорят, что они расположены где-то в космическом пространстве. Идея о необходимости пробужде- ния внутреннего пространства — пространства сознания — и потреб- ность в культивировании его, к сожалению, отсутствуют в современ- ном христианстве. Так, например, первоначальная форма крещения несомненно была посвятительной практикой, в которой человек — новообращенный взрос- лый, предварительно подготовленный изучением духовных дисциплин, — погружался в воду настолько, что оказывался на грани утопления. Это околосмертное состояние могло вызвать «выход из тела», подобный то- му, о котором сообщают сегодня многие люди, пережившие околосмерт- ные состояния. Человек, которого крестили таким образом, приобретал непосредственный опыт воскрешения — он переживал трансцендирова- ние преодоления смерти, реальность метафизических миров и превос- ходство Духа. Он приобретал драматическую и безошибочную демон- страцию реальности духовного или небесного тела, о котором апостол Павел говорил в Первом послании коринфянам (15:40—44)— это не- сомненно относилось к его собственному опыту выхода из тела. Выро- дившиеся формы крещения, практикуемые сегодня — те, которые вклю- чают в себя погружение тела в воду, — являются прискорбным принижением первоначального замысла и смысла крещения в иудейско- христйанской традиции. (Конечно, я не защищаю безоговорочно возвра- щение к этим методам, поскольку сегодня доступны более безопасные и менее рискованные методы выхода из тела. Современное символическое использование крещения может быть оправдано, если оно сопровожда- ется пониманием его истинного эзотерического значения.) В Евангелии от Матфея (11:29—30) предлагается другая духовная практика, которой Иисус учил своих последователей внутреннего круга. «Возьмите иго мое на себя... Ибо иго мое благо, и бремя мое легко». Слово «иго» (*) обычно понимается как «бремя», «тяжелая работа». Но более удачное понимание дает обращение к санскритскому его корню yug, обозначающее «запрягать в общую упряжку», «присоединяться». Это тот корень, от которого произошло слово «йога», система духовной практики, которая предназначена для ускорения индивидуального роста и развития, физического, ментального и духовного, пока йогин не дости- гает соединения с Божественным. Такое соединение с Богом и является целью учения Иисуса. Поэтому эзотерическое христианство понимает эти слова из Евангелия от Матфея как «практику, которую я предписы- ваю вам, чтобы вы выросли до сознания Христа». * В оригинале английское — слово «yoke» (ярмо, бремя, тяжелая ноша), действи- тельно происходящее от того же корня, что и санскритское «yug». — Прим. перев. До тех пор, пока люди будут верить в существование непроходи- мой пропасти между ними и тем, что показал Иисус, и до тех пор, пока внимание будет фокусироваться на наивном, романтизированном обра- зе исторической личности Иисуса как Царя Небесного — заботливого «Большого Папочки в Небе», — а не на том, что он показал, как можно создать мост через пропасть между Богом и человеком, христианство не сможет выполнить свою миссию. Христианство не сохранило в себе этого первоначального намерения его основателя. А «ведь созидание мостов» могло бы быть основным импульсом христианства. Интерес- но, что это недвусмысленно признается в Римско-католической Цер- кви, верховный авторитет которой, Папа Римский, полностью имену- ется Pontifex Maximus, что в переводе с латинского означает «высший созидатель мостов». (Хотя, конечно, хранители этой традиции не сох- ранили понимания того, что именно они хранят.) Сегодня же христианство имеет тенденцию к культивированию слепой веры, повторению заученных слов и механическому поведе- нию. Оно оставляет людей пустыми и неудовлетворенными. Но мы, люди, человечество, никогда не отрицали этот космический зов, вопре- ки невежеству религиозных организаций. Святой Дух, жизненная си- ла будут продолжать свое движение, созидая новые формы и оставляя позади старые и отжившие. Если человеческая потенциальность, которую продемонстрировал нам Иисус, будет пониматься как находящаяся внутри нас, если спо- собность роста к божественному уровню непосредственно пережива- ется всеми последователями Христа как ключ к Царствию Божьему, то тогда христианство выполнит свою задачу по поощрению людей к эво- люции, по их трансформированию, по их подъему к высшему состоя- нию. Поскольку мы не просто человеческое бытие. Мы также челове- ческое становление, стоящее между двух миров, двух эпох. И то удивительнейшее явление, которое мы собой представляем как «при- рода-ставшая-осознающей-саму-себя-как-Бога», означает, что каждый из нас имеет потенциальную возможность взять сознательный кон- троль над своей эволюцией и построить свой собственный мост, стано- вясь членом Новой Эпохи, нового человечества. Как говорил св. Ио- анн, передавая слова Иисуса в своем видении на острове Патмос, «...творю все новое...» (Откровение, 21,5). Есть несколько стадий этой трансформации, которые могут быть представлены простой формулой: ото ортонойи к метанойе через паранойю. Наш рост начинается из ортонойи — этого обычного, повседневного состояния эгоцентрированного ума — к метанойе, только лишь проходя через паранойю, состояние, в котором ум рас- строен, находится в беспорядке и упорядочивается вновь с помо- щью духовной практики, пока в нем не возникнет ясное и чистое восприятие реальности. Конвенциональная западная психология счи- тает паранойю патологическим распадом. Конечно, часто это быва-" ет именно так, хотя с точки зрения такой перспективы это вовсе не обязательно. Скорее это не распад, а прорыв — еще не финальный прорыв, конечно, но необходимая стадия развития на пути реализа- ции Царствия Божьего (*). * Стадии духовного развертывания хорошо описаны в прекрасной статье Джона Т. Хирбана «Стадии развития в восточном православном христианстве» (John Т. Chirban, De- velopmental Stages in Eastern Orthodox Christianity, в сборнике Transformations of Con- sciousness, ed. by Ken Wilber (Shambhala Publications, 1986). Джон Хирбан выделяет следу- ющие стадии: 1) образ (подобие); 2) метанойя (превращение); 3) апатейя (очищение или трансформация); 4) свет (озарение) и 5) meocuc (соединение с Богом). Это более точное использование термина метанойя является весьма ценным проясняющим моментом. Паранойя — это то непременное условие духовного роста, кото- рое хорошо понимаемо мистическими и священными традициями. Те дисциплины, которые люди практиковали под руководством гуру, мас- тера или духовного руководителя, помогали облегчить переход через паранойю так, чтобы практикующий не оказался потерянным в лаби- ринте внутренних пространств и не пострадал там. Поскольку состояние метанойи, говоря по большому счету, не испытывали основатели западной психологии и-психотерапии, парано- йя также не получила полного понимания в нашей культуре. Она оши- бочно воспринимается скорее как смертельный конец всего, чем как необходимое условие для достижения высшего сознания. Нет понима- ния того, что дискомфорт и страдание, испытываемые при паранойе относятся в большей мере к разрушению иллюзий, разрушению Это. И мы страдаем в той мере, в какой мы привязаны к этой иллюзии. Великие мировые духовные системы, конечно же, понимали психо- логию этой ситуации очень хорошо и разработали процедуры для ее лечения с помощью освобождения людей от их ложного образа самих себя, их ложного отождествления. И не случайно существующая в социуме модель идеального человеческого существа включает в себя многих святых людей. Индивиды, превзошедшие свое Эго и реализо- вавшие Бога, почитались по многим причинам: за их сострадатель» ность, преданность и безмятежную светлость, за их вдохновляющие слова мудрости, за их добродетельное служение миру. Каковы были их мотивы? Каждый из них своим собственным путем вырос из традиции своей культуры, открыл для себя тайну всех веков, истину слов «Иди- те и обретите Бога». Когда чувство Это растворяется и когда чувство бесконечного и вечного заменяет наше обычное и ограниченное само- центрирование со всеми его преходящими и неудовлетворенными фан- тазиями, не остается больше ментальной основы для страха, ненавис- ти, беспокойства, гнева, привязанностей, желаний. Взамен этого совершенное и гармоничное функционирование космоса начинает дей- ствовать через нас — а космос всегда в уравновешенности, всегда в мире с самим собой. В своей сущности послание христианства — это призыв быть уни- версальным, призыв стать космически сознательным. Это призыв по- местить Бога в самый центр нашей сущности — не с помощью слепой веры, а с помощью озаряющего осознания, не посредством жесткой при- верженности ритуалам и догмам, а с помощью воплощения в себе косми- ческих принципов. Это призыв «будьте как боги». Да, Иисус мог говорить о том, что называется «Вторым Пришест- вием» в конце времен, в конце истории, в конце мира. Пробуждение от иллюзий Эго, от сна мирской жизни в реальность божественного со- знания — это действительно конец мира. И это конец мира не как глобальное разрушение, но как выход за пределы пространства, време- ни и причинности. Хотя в действительности никакого Второго При- шествия вообще нет. Библия не говорит о двух пришествиях. Исследо- ватель арамейских текстов (*) доктор Рокко Эррико говорит об истинном значении фразы о «пришествии Христа». Это подтверждается словами из Евангелия от Матфея, в которых говорится, что Христос никогда не покидал человечество: «Я с вами во все дни до скончания века» (Еван- гелие от Матфея, 28:20). Таким образом, финальное явление Христа означает всемирное явление духовности, свободное от всех физичес- ких ограничений. Эррико пишет: «В это время сознание человечества будет поднято на духовный уровень, так что каждое око будет видеть не что иное, как только лишь добро. Человек будет реализовывать духовную жизнь и Царствие Божие, и при пришествии Христа весь мир признает его. Его Царство будет утверждено, и мир будет готов получить его» (**). * Имеются в виду наиденные в 40-х годах нашего века древнейшие варианты еван- гельских текстов, написанные на арамейском языке и дающие возможность нового толко- вания смысла этих текстов. — Прим. перев. * Rocco Errico, «Light from the Language of Jesus», Science of Mind, June 1981, p. 39. * * * Сегодня мир находится критически близко к глобальной катастрофе. И эта проблема не может быть разрешена на том уровне, на котором она возникает. Ответом на эту кризисную ситуацию может быть лишь возник- новение чего-то нового. Это означает, что разрешение проблем истории не может быть найдено в самой истории — в тех состояниях сознания, кото- рые порождает время, соблазны и затруднения, состояниях, которые по- рождаются Эго. Единственный путь, единственный выход из этой не- надежной мировой ситуации — выход в Новую Эпоху — это изменение сознания, освобождение от ложного чувства самости, из которого возни- кает все деструктивное человеческое поведение. Только метанойя — воз- никновение Христа-в-нас — сможет обеспечить возможность ясного виде- ния реальности, и тогда станет возможной просветленная глобальная культура. И это именно то, что Сын Человеческий показывал нам. * * * «Мы можем определить духовность на разных уровнях реальности так: На физическом уровне — это восприятие -таинственности и чу- десности творящего источника, предшествовавшего материи. На биологическом уровне — это осознание присутствия божествен- ного разума, лежащего за всеми изменениями жизни, за эволюцией всего творения ко все более великим стадиям целостности и совершенства. На психологическом уровне — это открытие в себе предельного источника значимости и счастья. На социологическом уровне — это самоотдача в служении дру- гим, вне зависимости от расы, цвета, пола, касты или национальности. На экологическом уровне — это проявление уважения ко всем царствам в сообществе жизни — минеральному царству, растительно- му, животному, человеческому и царству духов. На космологическом уровне — это бытие в единстве со Вселен- ной, в сонастроенности с бесконечным, в едином течении с дао. На теологическом уровне — это видение Бога во всех вещах, событиях и обстоятельствах, пребывающего в них как бесконечный свет и безусловная любовь». (Джон Уайт) ***



Похожие:

white/10 iconДокументы
1. /1968 - White Album CD 1/01 - Back in the USSR.txt
2. /1968...

white/10 iconДокументы
1. /1968 - White Album CD 2/01 - Birthday.txt
2. /1968...

white/10 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/10 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3....

white/10 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/10 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/10 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/10 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
white/10 iconChapter 4 The White Rabbit's House

white/10 icon«black or white» (Michael Jackson) Вступление: 10 тактов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы