white/18 icon

white/18



Названиеwhite/18
Дата конвертации29.07.2012
Размер19.43 Kb.
ТипДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3. /white/03.txt
4. /white/04.txt
5. /white/05.txt
6. /white/06.txt
7. /white/07.txt
8. /white/08.txt
9. /white/09.txt
10. /white/10.txt
11. /white/11.txt
12. /white/12.txt
13. /white/13.txt
14. /white/14.txt
15. /white/15.txt
16. /white/16.txt
17. /white/17.txt
18. /white/18.txt
19. /white/19.txt
20. /white/20.txt
21. /white/21.txt
22. /white/about.txt
23. /white/product.txt
24. /white/reklama.txt
18. Приложение 2

ЖЕНЩИНЫ И ПРОСВЕТЛЕНИЕ

                  * * *

Свами Вивекананда, донесший до Запада учение Веданты, однажды
писал: «У мира нет никакого шанса на благоденствие до тех пор, пока
положение женщины не станет лучше. Птица с одним крылом не мо-
жет летать».

В то время, когда эволюция человечества вступает в новую фазу,
для которой характерно превосхождение границ Эго и признание един-
ства всей жизни, представляется необходимым обратиться к тому, в чем
в это время перемен испытывается большая потребность. Я подразуме-
ваю относительный недостаток в существующей литературе примеров,
полезных для женщин, вступающих в духовную жизнь. Когда я просмат-
ривал религиозную литературу, посвященную библейской истории, что-
бы найти материал для этой книги, я был опечален, увидев ту степень,
в которой женщин держат «вне храма». Духовно устремленные женщи-
ны могут найти очень мало примеров женщин, которые служили бы им
образцом, — неважно, из числа наших современниц или исторических
персонажей. Подобным образом и духовная литература обращается к
женщинам гораздо реже, чем к мужчинам.

Разумеется, освобождение традиционно признается как нечто безу-
словно общечеловеческое, а затем уже мужское или женское.
Это на- поминает миф о жизни до Падения в дуализм и в сексуальность и то, как это, вероятно, будет с приходом новой эпохи, когда андрогинное человеческое существо совместит в себе психологию и мужчины, и женщины. Это будет полнота и сплав в индивидуальном сознании луч- ших черт, традиционно рассматриваемых как мужские и как женские. Подлинно духовная литература признает это и выходит за пределы разделенности по признаку пола; она доносит правду в одинаковой степени как для мужских, так и для женских сердец и умов, побуждая к освобождению от всех частных отождествлений и от привязанности к тому, что не соотносится с абсолютным. Упор здесь делается на Бога, а не на половые различия; на дух, а не на роли, обусловленные полом. Хотя равноправие полов уже издавна отстаивается и поддержива- ется отдельными индивидами — Иисус и Будда были двумя из немно- гих таких индивидов, — очевидно, что на практике это еще не было достигнуто. Поэтому в определенном смысле это новая идея, или, по крайней мере, идеал, время для осуществления которого наконец приш- ло. Я не знаю ни одного общества до нашего времени, в котором муж- чина и женщина рассматривали бы друг друга как психологически и культурально равных. Во всех обществах преобладал либо патриархат, либо матриархат. И последние три тысячи лет в целом были эпохой Мужчины, эпохой патриархата. До этого же на человеческие дела ока- зывала влияние религия Великой Матери, — пусть даже эти дела были, в основном, локальными и родовыми. С тех пор как эпоху жриц сменила эпоха жрецов (неважно по каким причинам) — я думаю, что лучше всего это объясняет Кен Уилбер в своей книге «Вверх из Рая», — женщины занимают последнее место в социальной и духовной жизни. Были, правда, исключения, как индиви- дуальные так и культуральные. Но основной импульс человеческого раз- вития вынес на передний план именно мужчину, и духовно устремлен- ным женщинам достались второстепенные, обслуживающие роли. Этот статус второстепенности был повергнут небольшим количеством отваж- ных и стойких женщин — искательниц Бога, которым чаще всего прихо- дилось выходить за пределы установленных религиозных институтов в своей жажде духовного роста и понимания высшей реальности. С утверждением патриархального общества в масштабах всей Зем- ли, вся запечатленная история становится в основном мужской исто- рией — и поэтому она приобрела тенденцию к игнорированию целой половины человеческой популяции! Для женщин стали недоступны как посты, облеченные властью, так и возможности для духовного раскры- тия — по крайней мере, женщины не поддерживались в этом социаль- ными институтами с мужской ориентацией и с преобладанием муж- чин. Как только женщины были отстранены от власти в религиозных организациях, они сразу же были исключены из истории этих органи- заций. Поэтому история, запечатленная на бумаге, не предлагает нам почти ни одной женской фигуры как образца духовного или про- светленного учителя, и практически нет духовной литературы, напи- санной женщиной и для женщин. Это должно вести к односторонности и слепоте современного общества, поскольку *грехи» и невежество отцов отражаются на их сыновьях и дочерях. Недостаток очевидного не является очевидностью недостатка. Если история, запечатленная на бумаге, отличается от живой истории, то в религиозных и священ- ных традициях можно обнаружить существование малоизвестных при- меров женщин, достигших освобождения. Поэтому сегодня женщины не должны ошибочно полагать, что они неполноценны и нуждаются в посреднике-мужчине (священнике, учителе или образце для подража- ния) на своем пути к Богу. Но это, конечно, не значит, что женщины должны заведомо отвергать мужчину как возможного учителя либо как потенциальный образец в своей духовной жизни; это значит толь- ко то, что мужчина не является неизбежно необходимым и что сущест- вуют и другие источники, женские. Не стоит забывать и то, что осво- бождение не устраняет различия, оно устраняет неравенство. Этот небольшой обзор предназначается в первую очередь для ду- ховно устремленных женщин, которые не хотят отрицать своей жен- ственности, но хотят реализовать ее на духовном пути. И хотя осво- бождение выводит за пределы всех ролей, обусловленных полом, но, тем не менее, для ищущих Бога женщин правильнее было бы в своей жизни следовать образцам просветленных женщин, пока по мере роста не отпадет потребность в следовании вообще кому-либо. Однако хотелось бы высказать некоторые предостережения. До того момента, когда будет достигнуто освобождение, необходима осто- рожность и тщательное различение, так как не все женщины, упомя- нутые здесь, имели — или же, в случае современниц, имеют — в равной степени развитое сознание. Это относится и к мужчинам из духовного мира (не все то, что они говорят или делают, непременно является божественной мудростью). Святые могут упорствовать отно- сительно далеко не самых лучших догм, а метафизики могут страдать искажением метафизических принципов. Более того, даже высокораз- витые люди вне зависимости от пола могут иметь какие-либо личност- ные странности или слабые места в своем характере. Все эти моменты могут быть ошибочно приняты за характерные признаки духовности высокого уровня, в то время как в действительности они не имеет никакого отношения к духовному развитию. Более того, наивные духовные искатели могут пасть жертвой не- разборчивых в средствах духовных учителей, привлекательный и мис- тифицирующий характер поведения которых соблазняет искателей как образно, так иногда и в буквальном смысле, в виде якобы особого «приобщения к чудесным силам». И еще несколько слов о тех, о ком я не говорил. Я намеренно не ссылался на женщин языческой и магической традиций, таких, как ведь- мовство, астрология, Таро и т.п. Я поступал так потому, что не рассмат- риваю эти направления в качестве основных духовных традиций. Не- сомненно, в этих направлениях есть духовно ориентированные женщи- ны, и я ни в коей мере не хотел бы унизить или оскорбить их. И сами эти направления, безусловно, ценны, как ценно все, что способствует углублению самопознания. Но эти направления основываются скорее на Природе, чем на трансцендентном источнике Природы. И то, что в них называется «самостью» (self, «Я»), — это не то, что называется «самостью» в религиозных и духовных традициях. Поэтому я не считаю эти направления путями, ведущими к просветлению, так же как я не знаю ни одной просветленной женщины ни в прошлом, ни в настоящем, чей рост происходил бы исключительно в рамках этих традиций. Говоря это, я должен добавить, что ни в коем случае не претендую на всеведение. Я благодарен за советы и поддержку, оказанную мне некоторыми женщинами, комментировавшими предварительный набро- сок этого приложения. Я открыт к приятию замечаний тех, которые могут поправить меня в чем-либо, в чем я ошибаюсь, и информировать меня о том, чего я не знаю. К счастью, ситуация с недостатком духовной литературы и примеров для подражания уже начинает исправляться. Есть наши современницы — женщины высокого уровня духовного раз- вития, говорящие и пишущие с позиции глубины своей непросто добы- той мудрости. И есть научные исследования, открывающие долгое вре- мя бывший неизвестным материал о ранее живших духовных женщинах, — материал, приближающий написанную историю к истории живой. Я на- деюсь, что подобные исследования смогут развернуться настолько широ- ко, что приводимый здесь обзор вскоре станет лишь небольшим штрихом в долгой, богатой истории женщин в духовной жизни. ХРИСТИАНСТВО. В христианской традиции на протяжении ее дол- гой истории сохранились сведения о многих женщинах — святых и мистиках. Это Жанна д'Арк, несколько Екатерин, блаженная Анжела из Фолигно (Angela of Foligno), Дама Джулиан из Норвича (Dame Julian of Norvich), Мадам Гюйон (Guyon), и св. Тереза Авильская, основатель святого ордена и автор мистического трактата «Внутренний Замок». Ее имя носит и святая женщина из Калькутты, обладатель Нобе- левской премии Мать Тереза Калькуттская. Мать Кабрини — другая женщина, которую многие, рассматривают как современную святую. Женский образец совершенства в христианской традиции — это, ко- нечно же, Святая Дева Мария, чья жизнь служит примером совершен- ного служения Богу и истоком возникновения самого идеала Мадонны в христианстве. Заслуживает упоминания также Елизавета, мать Иоан- на Крестителя. И наконец, «падшая женщина», Мария Магдалина, чья история бескорыстной преданности и служения Иисусу тронула сердца миллионов. Основным первоисточником сведений о святых женщинах в христианской традиции является работа Эвелин Андехилл «Мисти- цизм» и антология «Женщины-святые — Восток и Запад» (Swami Gha- nanada, Women Saints — East and West). ИУДАИЗМ. В истории иудаизма библейского периода есть несколько духовных женщин. Среди них фигуры из древности — Сара, жрица огня, и прорицательница Мириам. Хана признана в иудейской традиции первой молящейся сердцем, говорящей непосредственно и спонтанно с Богом. Има Шалом (Мать Мира) была прославлена своей мудростью во времена римского владычества в Иудее. Говорят, что жили и другие женщины, бывшие поэтами, каббалистами, учеными и прорицательницами. Однако во времена, наставшие после библейского периода, в иудаизме почти не сохранились сведения о женщинах-святых или женщинах-мистиках. Един- ственная известная в этой традиции женщина — это Ханна Рахиль, назы- ваемая также Девой из Лидомира (Maiden of Lydomir). Она была хасид- ским равви (учителем) в XIX веке, и в ее обязанности входило давать советы мужчинам и женщинам. Благодаря господству патриархата, ей приходилось сидеть за занавеской, когда она беседовала с мужчиной. В XII веке Гаон (Gaon) из Багдада, дочь Самуила Бен Али, стала религиоз- ным авторитетом благодаря тому, что у ее отца не было сыновей, чтобы обучить их. Книга «Женщины-святые — Восток и Запад» упоминает Ген- риетту Зольд (Henrietta Szold), еврейку, родившуюся в Америке, став- шую святой и посвятившей 60 лет своей жизни спасению жизней других. ИНДУИЗМ. В индуизме, как и в других индийских духовных традици- ях, есть довольно обширный список женщин, чьи имена были связаны с Богом, — как живших в древности, так и наших современниц. Это Лал- ла (Lalla), кашмирская поэтесса и йогин четырнадцатого столетия, кото- рая сочиняла песни, посвященные Богу, и затем пела их на базаре. В XVI веке Мирабаи, поэтесса-святая из Северной Индии, подобным же образом выражала свою преданность Богу в сотнях стихотворений. Мо- нахиня Йогешвари, известная также как Бхайрави Брахмани, была жен- щиной высокого уровня духовного развития в нашем веке, и она учила тантрической медитации великого йогина Рамакришну. Жена Рамакриш- ны, Шри Сарада Дэви, также была, как говорят, очень возвышенной святой женщиной. В наше время Анандамайя Ма считается одной из индийских святых. Еще две возвышенные женщины в этой традиции — это Шримата Гайатри Дэви из Центра Веданты в Cohasset, штат Масса- чусетс, описавшая свою историю в книге «Паломничество одной жизни» (Srimata Gayatri Devi, One life Pilgrimage), и Индира Дэви, йогин и соавтор книги Дилипа Кумара Роя «Звездный странник» (Dilip Kumar Roy, Pilgrim of the Stars). Еще один живой учитель, доступный сегодня, — это Свами Шивананда Радха ир Йасодхара Ашрама (Yasodara Asram, Kootenay Bay, Британская Колумбия). Ее книга «Радха. Дневник иска- ний женщины» — это захватывающее описание ее путешествия в Ин- дию в 1955 году, где она была принята в йогический орден. БУДДИЗМ. Говорят, что было и есть много духовно высокоразвитых женщин, но что они просто гораздо меньше известны, чем мужчины. Хотя Будда не исключал участия женщин в монашеских орденах (буд- дизм не имел института священства), он запретил женщинам быть стран- ствующими монахинями, после того как одна женщина-монахинями бы- ла изнасилована. Орден 'буддийских монахинь перестал существовать примерно в V веке нашей эры. В китайском буддизме бодхисаттва со- страдания Гуань Инь — женщина, хотя и мифическая. Единственными историческими женскими фигурами, привлекшими мое внимание в буд- дизме, были Йасодхара, или Гопа (жена Будды в то время, когда он еще был принцем), Гаутами (младшая сестра Будды) и несколько других, описанных в уже упоминавшейся книге «Женщины-святые — Восток и Запад». Одна из наших современниц — это настоятельница монастыря Джиу Кеннет (Jiyu Kennett) из дзенского монастыря Шаста в Маунт- Шаста, Калифорния. Она является духовным лидером (роши) несколь- ких десятков монахов, и она описала свою жизнь в двухтомной книге «Дикий белый гусь» (The Wild White Goose). Другая наша современница — недавно умершая последовательница буддизма Клэр Оуэне (Claire Myers Owens), которая пришла к буддизму в уже немолодом возрасте, но с прекрасной и благородной душой, готовой к сатори. Она описала свой опыт в книге «Дзен и леди» («Zen and the Lady»). ИСЛАМ. В суфийской традиции, мистическом направлении ислама, есть упоминание только об одной женщине-мистике по имени Рабийя (Rabi'a). В книге «Женщины-святые — Восток и Запад» эта женщина, жившая в VIII веке, описывается как «вдохновляющий пример для всех обычных женщин, которые могут стремиться к высотам духовного совер- шенства». Тем не менее, возможно, в исламе были и другие женщины, осознающие Бога, но не столь широко известные — на это есть несколько намеков в других источниках. Жена Мухаммеда, Хадиджа, была его пер- вым учеником, и поэтому можно предположить, что она обладала некото- рым духовным постижением. Кроме того, в день своей смерти Мухаммед дал наставление своей дочери Фатиме и своей тетке Сафийе (Safiya): «Вы сами должны работать над тем, что принесет вам признание Бога, по- скольку я действительно никак не могу повлиять на него, чтобы спасти вас». Это наставление показывает, что они были духовно устремленными женщинами с определенным уровнем постижения Бога. ДЖАЙНИЗМ. «Женщины-святые — Восток и Запад» отмечает нес- колько святых женщин в традиции джайнизма, чьи духовные посты предполагали наличие эрудиции и участие в составлении священных текстов. Самой выдающейся из них была Арья Чандана, современница Махавиры, основателя джайнизма. Глубоко религиозная, она стала его первой ученицей и главой ордена монахинь. Другой современницей Махавиры была Джайанти (Jayanti), сестра царя. Она слушала пропо- веди Махавиры и обсуждала с ним всевозможные духовные проблемы. В итоге она оставила свою жизнь в царском дворце, чтобы стать мона- хиней. Орден монахинь в джайнизме существует и сегодня. ТРАДИЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ИНДЕЙЦЕВ. В мифологии американ- ских индейцев фигурирует множество женщин божественной приро- ды, тех, кто помог основать духовные традиции, но я не нашел среди них ни одной исторической личности. Но зато есть наши современни- цы: Брук «Исцеляющий Орел» (Brooke Medicine Eagle) — шаманка европейско-индейского происхождения; 0'Шинна «Быстрый Волк» (O'Shinnah Fast Wolf), чье особенное искусство включает в себя исце- ление при помощи кристаллов и драгоценных камней; Твила Хард Нитц (Twylah Hurd Nitsch), внучка последнего шамана Сенека (Seneca); и Вабун (Wabun), урожденная Мэрлиз Джеймс (Marlise James), уэльс- ского происхождения, которая является партнером «Солнечного Мед- ведя», основателя первого интернационального Нью-Эйдж, поселения и сообщества целителей. СОВРЕМЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ ТРАДИЦИИ. Словно порывая с историей, современная эпоха демонстрирует распространение духовных традиций, в которых женщины играют ведущие роли. Мэри Бейкер Эдди основала «Христианскую Науку»; Эллен Дж. Уайт была основоположницей Адвен- тизма Седьмого Дня; Миртли Филмор и ее муж Чарльз основали «Един- ство»; Алиса Бэйли создала «Школу Арканов»; оккультистка Елена Бла- ватская была основательницей теософии, а ее преемницей была Анни Безант. Другая наша современница исключительно высокого уровня раз- вития — француженка Мира Ришар, больше известная как «Мать». В начале нашего века началось ее духовное сотрудничество со Шри Ау- робиндо. История жизни Миры Ришар вдохновляет, а содержание ее и Шри Ауробиндо учения, называемого «интегральной йогой» достойно самого глубокого изучения. Еще одна выдающаяся женщина в сфере современных духовных поисков — это недавно скончавшаяся Муршида Иви 0'Дьюс, преем- ница Мехер Баба и созданной им организации — «Переориентирован- ный Суфизм» (Sufism Reoriented). Во все еще остающейся новой традиции Да Фри Джона недавно было объявлено, что две женщины этой традиции вступили в седьмую стадию жизни — стадию непосредственного контакта с Сияющим Транс- цендентным Бытием. В честь этого женщинам были присвоены новые имена — Намале-Ма и Нанану-И-Ма. Это имена, заимствованные с Гавайских островов, где эти женщины в то время находились (*). * Нельзя не упомянуть здесь хорошо известную традицию Ошо Раджниша, в кото- рой женщины также играли значительную роль. — Прим. перев. Как я уже говорил, не все женщины, упоминаемые здесь, облада- ли одним уровнем, сознания. Я даю этот обзор с предостережением необходимости такого различения для тех, кто ищет образец женщины для своего собственного духовного развития. Я также хочу подчеркнуть, что имена, перечисленные здесь, — не единственные ориентиры духов- ности для женщин. Духовность — это видение Бога повсюду, в великом и малом, обычном и экстраординарном, и выражение этого понимания в бескорыстном служении. Когда осознание Бога является чьим-то дости- жением, тогда все становится божественным, включая мытье посуды, стирку, воспитание детей и другие традиционные формы «женской рабо- ты», поскольку все это тоже от Бога, как и весь процесс жизни. С этой точки зрения не имеет значения, являетесь ли вы простым человеком или королем (королевой). Все, что имеет значение, — это действовать по отношению к миру с любовной заботой, что и есть проявлением вашего истинного «Я», вне зависимости от того, делаете ли вы это тихо, в скромных каждодневных заботах, или же это прояв- ляется у вас в заметных поступках на арене глобальных событий. Итак, просветление не предполагает ни отказа от мира, ни отрече- ния от традиционных мужских или женских ролей (хотя эти роли и должны быть приняты свободно, без принуждения). Просветление пред- полагает скорее самотрансценденцию. Это и только это является пу- тем к освобождению. Как говорится в буддийских трактатах: Не с мужским, и не с женским телом Будет достигнуто просветление. * * * Перечень книг по теме «Женщины и духовная жизнь» помещен в конце Приложения 3. * * *



Похожие:

white/18 iconДокументы
1. /1968 - White Album CD 1/01 - Back in the USSR.txt
2. /1968...

white/18 iconДокументы
1. /1968 - White Album CD 2/01 - Birthday.txt
2. /1968...

white/18 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/18 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3....

white/18 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/18 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/18 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
3.
white/18 iconДокументы
1. /white/00.txt
2. /white/01.txt
white/18 iconChapter 4 The White Rabbit's House

white/18 icon«black or white» (Michael Jackson) Вступление: 10 тактов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы