Общая характеристика работы актуальность исследования icon

Общая характеристика работы актуальность исследования



НазваниеОбщая характеристика работы актуальность исследования
страница1/3
Дата конвертации21.07.2012
Размер394.79 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
1. /Диссертация (Иванова)/Автореферат Ивановой.doc
2. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Введение.doc
3. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 1-я/1.1.doc
4. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 1-я/1.2.doc
5. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 1-я/1.3.doc
6. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 1-я/Таблица 1копия.doc
7. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 2-я/2.1doc.doc
8. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 2-я/2.2doc.doc
9. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 2-я/2.3 doc.doc
10. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Глава 2-я/Таблица2копия.doc
11. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Заключение .doc
12. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Оглавление.doc
13. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 1.doc
14. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 2.doc
15. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 3.doc
16. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 4.doc
17. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 5 .doc
18. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 6.doc
19. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Приложения/Приложение 7.doc
20. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Список литературы.doc
21. /Диссертация (Иванова)/Диссер Ивановой/Титульный лист.doc
22. /Диссертация (Иванова)/Таблица 1.doc
23. /Диссертация (Иванова)/Таблица 1копия.doc
24. /Диссертация (Иванова)/Таблица2.doc
25. /Диссертация (Иванова)/Учебное пособие Ивановой О.Ю/2 стр.doc
26. /Диссертация (Иванова)/Учебное пособие Ивановой О.Ю/пособие.doc
27. /Диссертация (Иванова)/Учебное пособие Ивановой О.
Ю/титульный лист.doc
Общая характеристика работы актуальность исследования
Введение Актуальность исследования
Научно-педагогические основы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов
Теоретическая модель профессионально-ориентированного
1 Выбор и обоснование критериев результативности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
Рис. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
2 Реализация модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в виде специальной технологии обучения
2 Результаты экспериментальной апробации модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
2 Педагогические условия результативного обучения студентов с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
Первой задачей
Глава
Приложение 1 Фрагмент технологической карты изучения учебной дисциплины
Приложение 2 Задания, предназначенные для изучения темы "Феодальная раздробленность Германии"
Анкета 1 Вызывает ли у Вас интерес проблема изучения ия?
Приложение 4 Диагностика уровня владения иностранным языком студентами
Приложение 5 Диагностический тест с целью выявления уровня обученности
Приложение 6 Анкета студента, проходившего обучение с использованием технологии пооия
Приложение 7 методические рекомендации по применению модели пооия
Список литературы Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний. М., 1994
Иванова Оксана Юрьевна профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования диссертация
Рис. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
Рис. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку
О. Ю. Иванова профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов учебное пособие
Ббк ч 480. 232. 3 я73
Российская федерация федеральное агенство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный университет»




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. Современное состояние высшего образования с наметившимися тенденциями в его развитии выдвигает новые требования к профессиональной подготовке специалиста и его личностным качествам, определяющим профессиональные характеристики и интеллектуальное совершенствование. Нормативные документы, регламентирующие деятельность высших учебных заведений (уставы, положения, квалификационные характеристики) предъявляют высокий уровень требований к будущим специалистам: глубокие профессиональные знания и умения, способность к гибкому их применению, инициативность, творческая активность, коммуникабельность и др. Это вызывает интерес к исследованию проблемы со стороны ученых, осуществляющих поиск путей и условий реализации этих требований в период подготовки специалиста в вузе. Теоретическим и методическим проблемам высшего профессионального образования посвящены работы С.И. Архангельского, Е.П. Белозерцева, А.А., Т.М. Давыденко, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Л.Н. Макаровой, Л.И. Мищенко, П.И. Образцова, А.Г. Пашкова, П.И. Пидкасистого, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, С.Д. Смирнова, А.И. Умана, Е.Н. Шиянова, А.Н. Ходусова и др.

Одной из приоритетных задач высшей школы к настоящему времени является подготовка будущего специалиста, владеющего не только совокупностью узкопрофессиональных знаний, умений и навыков, характерных для конкретной специальности, но и активно использующего знание иностранного языка при решении учебных (профессиональных) и личностных задач. Учебный предмет "Иностранный язык", будучи интегративным по своей цели и междисциплинарным по предметному содержанию, призван играть одну из ведущих ролей в расширении образовательного кругозора обучающихся, социализации личности будущих специалистов, подготовке их к жизни в условиях многонационального и поликультурного мира.

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение опыта работы преподавателей кафедр иностранных языков, анкетирование студентов неязыковых факультетов вузов свидетельствуют, что предмет общекультурного блока "Иностранный язык" воспринимается большинством обучающихся как общеобразовательный предмет, лишенный связи с будущей профессиональной деятельностью. Низкий школьный уровень языковой подготовки у большинства студентов, ограниченное количество часов приводят к низкой мотивации изучения данного предмета.

Исследования по проблеме языковой подготовки будущего специалиста, проведенные А.А. Вербицким, Н.И. Гез, М.А. Давыдовой, М.К. Кабардовым, Г.А. Китайгородской, Э.П. Комаровой, З.И. Конновой, Р.П. Мильрудом, С.Ю. Николаевой, И.И. Халеевой, Э.П. Шубиным и др., подтверждают тот факт, что гуманитарная подготовка выпускника вуза в целом и языковая подготовка в частности не в полной мере отвечают потребностям общества и личности, не позволяют специалисту с необходимым качеством решать профессиональные задачи и удовлетворять личные потребности в иноязычной языковой среде.

Повысить уровень иноязычной подготовки специалиста – это значит вооружить его знаниями, практическими умениями и навыками, которые позволят ему использовать иностранный язык как средство информационной деятельности, систематического пополнения своих профессиональных знаний, профессионального общения. Обучение специальности через язык, обучение языку через специальность – одна из важных проблем профессиональной подготовки специалиста в условиях неязыкового вуза.

Между тем, изучение состояния преподавания иностранного языка в высших учебных заведениях, результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что уровень языковой подготовки выпускников не соответствуют современным требованиям общества: 26 % студентов естественно-научного и 18 % гуманитарного профиля имеют критический уровень этой подготовки; в то время как высокий уровень продемонстрировали 8 % и 15 % студентов соответственно. Наряду с этим выявлено, что основными факторами, влияющими на качество обучения, являются недостаточная разработанность содержательного и организационного компонентов существующих моделей обучения; количество часов, выделенных на изучение иностранного языка на неязыковых факультетах вузов. В связи с этим актуальным остается поиск, научно-педагогическое обоснование и внедрение профессионально-ориентированных моделей обучения иностранному языку.

Вышесказанное позволило сделать вывод о важности разрешения в современных условиях следующих объективно сложившихся противоречий:

 между социальным заказом общества на специалиста, владеющего практическими навыками использования иностранного языка в своей профессиональной деятельности, и существующей традиционной системой обучения данному предмету в высших профессиональных учебных заведениях;

 между осознанием специалистами различных областей науки и производства необходимости повышения языковой профессиональной подготовки и недостаточной мотивацией изучения иностранного языка студентами неязыковых факультетов вузов;

 между необходимостью реализации в учебном процессе теоретически обоснованной модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку и степенью ее разработанности.

С учетом необходимости разрешения названных противоречий была выбрана тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какой должна быть современная модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов и при каких дидактических условиях можно обеспечить результативность учебного процесса с применением данной модели? Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов, а его предметом – дидактические условия, способствующие результативности учебного процесса с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ педагогической теории и практики обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов, раскрыть его сущность и содержание, достоинства и недостатки.

2. Выявить и научно обосновать теоретические основы разработки модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов.

3. Разработать модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку и реализовать ее в виде специально спроектированной технологии обучения.

4. Определить критерии, показатели и уровни результативности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

5. Экспериментально выявить и научно обосновать дидактические условия, способствующие результативности учебного процесса с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов с применением модели профессионально-ориентированного обучения будет результативным, если обеспечивается соблюдение следующих дидактических условий:

 сформирована готовность преподавателей и обучающихся к практическому применению модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку;

 реализовано личностно-ориентированное взаимодействие преподавателя и студентов в ходе учебно-воспитательного процесса;

 установлены междисциплинарные связи изучаемого языка со специальными дисциплинами;

 диагностическое целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала осуществлены на основе ГОС ВПО и квалификационных требований к подготовке специалистов в вузе;

 гарантированное достижение целей обеспечено выбором специальных форм, методов и средств обучения;

 организованы контроль и оценка результатов обучения с применением специально разработанных педагогических тестов.

Методологическую основу исследования составляют философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающей действительности, о единстве теории и практики. Методологическими ориентирами избраны: системный, деятельностный, контекстный, личностно-ориентированный, коммуникативный и технологический подходы к процессу обучения.

Теоретической базой исследования являются научно-обоснованные положения и идеи: системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Ю.А. Кустов); деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин); контекстного (А.А. Вербицкий); личностно-ориентирован­ного (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); коммуникативного (Н.И. Гез, Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова и др.); технологического подхода к организации образовательного процесса (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, П.И. Образцов, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Ю.Г. Татур, А.И. Уман и др.); исследования в области теории и практики высшего профессионального образования (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, А.А. Вербицкий, Т.М. Давыденко, В.В. Давыдов, И.Ф. Исаев, Н.И. Костина, Л.Н. Макарова, А.Г. Пашков, П.И. Пидкасистый, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Л.М. Фридман и др.); концепции мотивации учебной деятельности (А.Г. Асмолов, Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий, Н.Е. Кузовлева, Ю.Н. Кулюткин, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн); современные подходы к обучению иностранным языкам (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Р.В. Миньяр-Белоручев, А.А. Миролюбов, Е.С. Полат, В.В. Сафонова, Г.В. Сороковых, Н.А. Тарасюк, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, О.М. Шиян и др.).

Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с использованием следующего комплекса методов исследования:

 теоретических (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, нормативной документации);

 эмпирических (анкетирование, беседа, изучение продуктов деятельности, наблюдение, педагогический эксперимент, самооценка, ранжирование, тестирование);

 методов статистической и математической обработки экспериментальных данных и их интерпретации.

Организация и этапы исследования. Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Орловский государственный университет". Сбор дополнительного исследовательского материала осуществлялся в Академии ФСО России. Эмпирическую базу на констатирующем этапе исследования составили студенты второго курса Орловского государственного университета, обучающиеся на историческом, художественно-графическом факультетах, факультете естественных наук, факультете педагогики и психологии, а также курсанты Академии ФСО России. Всего исследованием было охвачено 324 обучающихся и 19 человек профессорско-преподавательского состава. В экспериментальном обучении участвовало 123 студента, из них 70 человек естественно-научного профиля (студенты факультета естественных наук) и 53 человека гуманитарного профиля (студенты исторического факультета).

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (20022003 гг.) – изучение и анализ научно-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов; определение теоретико-методологических основ исследования; обоснование сущности содержания профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов; раскрытие теоретических основ разработки модели профессионально-ориентированного обучения.

Второй этап (2003 ­ 2005 гг.) – разработка методики и проведение констатирующего эксперимента; разработка модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку и ее реализация в виде специальной технологии обучения; проверка эффективности модели в ходе формирующего эксперимента; выявление и научное обоснование дидактических условий результативного обучения студентов неязыковых факультетов вузов с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку.

Третий этап (2005 г.) – обработка и анализ данных, полученных в ходе формирующего эксперимента; систематизация и обобщение результатов исследования, их качественный и количественный анализ; разработка практических рекомендаций для преподавательского состава вуза по обучению студентов неязыковых факультетов вузов с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; оформление текста диссертации.

Основные результаты исследования, их научная новизна состоят в следующем:

 в ходе анализа педагогической теории и практики обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов раскрыты сущность и содержание, достоинства и недостатки иноязычного образования;

 выявлена и научно обоснована совокупность положений, определяющих научно-педагогические основы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов;

 разработана модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, которая реализована в виде специально спроектированной технологии обучения;

 определены и научно обоснованы критерии, показатели и уровни успешности и результативности профессионально-ориентированного обучения иностранному языку;

 экспериментальным путем выявлены, обоснованы и проверены дидактические условия, способствующие результативности учебного процесса с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия "профессионально-ориентированное обучение иностранному языку" на неязыковых факультетах вузов; раскрытии основных направлений развития системы иноязычного образования на неязыковых факультетах вузов; теоретическом обосновании модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку; получении новых знаний в области педагогического проектирования специальной технологии обучения, способствующей повышению уровня языковой подготовки студентов неязыковых факультетов вузов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и реализовать эффективный процесс обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов вузов; составляющие разработанной модели профессионально-ориентиро­ванного обучения иностранному языку могут быть использованы в процессе преподавания дисциплины "Иностранный язык" как на гуманитарных факультетах, так и факультетах естественно-научного профиля, а также для расширения междисциплинарных связей с общими гуманитарными, социально-экономическими и общепрофессиональными дисциплинами; спроектированная технология профессионально-ориентированного обучения иностранному языку может быть использована в вузах различного профиля; разработанные практические рекомендации для преподавательского состава по реализации модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку могут быть востребованы в условиях многоуровневой системы повышения квалификации преподавателей, работающих на неязыковых факультетах вузов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процесса; применением апробированной методики, адекватной целям, задачам и логике исследования; репрезентативностью эмпирических результатов; опытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендаций; воспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике неязыковых факультетов вузов различного профиля.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов представляет собой обучение, направленное на формирование активной и творческой личности будущего специалиста, способного успешно применять лингвистические знания в своей профессиональной деятельности. Оно предполагает сочетание овладения профессионально-ориентированным иностранным языком с развитием личностных качеств обучающихся, знанием культуры страны изучаемого языка и приобретением специальных знаний и навыков, способствующих профессиональному развитию специалиста в различных областях науки и производства.

2. Уровни владения иностранным языком в рамках профессионально-ориентированного обучения определяются следующими критериями и раскрывающими их показателями:

 владение языковыми профессиональными знаниями (владение грамматическими структурами; лексическими единицами профессиональной направленности);

 готовность к речевому профессиональному взаимодействию (владение всеми видами речевой деятельности на основе профессионально-ориентированной лексики; умение реализовывать свои потребности в иноязычном профессиональном общении с помощью различных языковых средств);

 готовность к творческой профессиональной деятельности (мотивация, познавательная и творческая активность обучающихся).

3. Модель профессионально-ориентированного обучения иностранному языку представляет собой дидактическую систему, направленную на реализацию механизма языковой профессиональной подготовки студентов неязыковых факультетов вузов и предполагающую научное обоснование организационных подходов к определению целей обучения, отбору и структурированию содержания иноязычного обучения, выбору форм, методов и средств обучения, контролю результатов обучения и его коррекции. В структуру рассматриваемой модели включены следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный. Реализация данной модели осуществлена в виде специально спроектированой технологии обучения.

4. Результативность учебного процесса с применением модели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку обеспечивается созданием следующих дидактических условий:

 формированием готовности преподавателей и обучающихся к практическому применению названной модели;

 реализацией личностно-ориентированного взаимодействия преподавателя и студентов в ходе учебно-воспитательного процесса;

 установлением междисциплинарных связей изучаемого языка со специальными дисциплинами;

 проектированием специальной технологии обучения, предполагающей диагностическое целеполагание, отбор и структурирование содержания учебного материала в соответствии с ГОС ВПО и квалификационными требованиями к подготовке специалистов в вузе; выбор специальных форм, методов и средств обучения; организацию контроля и оценки результатов обучения с применением специально разработанных педагогических тестов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы отражены в учебном пособии, статьях, докладах и тезисах докладов, опубликованных автором. Материалы и результаты данного исследования были представлены и обсуждены на Международных (Санкт-Петербург, 2004, 2005; Москва, 2004), Всероссийских (Орел, 2004, 2005), межвузовских научно-практических конференциях (Орел, 2004, 2005), на заседаниях кафедры иностранных языков Орловского государственного университета. Результаты исследования внедрены в практику работы трех высших учебных заведений г. Орла.

Структура диссертации определена целью и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (195 источников) и приложений.

  1   2   3



Похожие:

Общая характеристика работы актуальность исследования iconПервого параграфа внутри главы 4
Дается общая характеристика работы: обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность и значимость, показывается методологическая...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика работы Актуальность темы
Защита состоится 2008 г в 10 часов на заседании диссертационного совета д 006. 015. 01. при Всероссийском научно – исследовательском...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика
Анализ работы муниципального общеобразовательного учреждения образовательного учреждения
Общая характеристика работы актуальность исследования iconЧлены жюри отдельно отметили исследовательские работы учащихся в номинациях за научный подход, глубину проведенного исследования и актуальность поднятой проблемы
Районный тур Регионального конкурса исследовательских работ учащихся средних школ Кировского района спб «инструментальные исследования...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconОбщая характеристика тестовых материалов: Общее количество заданий –130
Все задания поделены на группы (общая, коммуникативная, информационная компетентности – инвариантная часть)
Общая характеристика работы актуальность исследования iconI. Общая характеристика работы
России, ее место в мире, преемственность ее исторического развития, адаптация традиционных ценностей к изменяющимся условиям. Эти...
Общая характеристика работы актуальность исследования icon1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения Формальная характеристика образовательного учреждения
Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 является правопреемником муниципального общеобразовательного...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconПримерный алгоритм разработки программы исследования
Логика каждого исследования специфична. Исследователь исходит из характера проблемы, целей и задач работы, конкретного материала,...
Общая характеристика работы актуальность исследования iconI. целевой раздел общая характеристика основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Общая характеристика основной образовательной программы среднего (полного) общего образования
Общая характеристика работы актуальность исследования iconСодержание
Общая характеристика целей и задач деятельности подразделений администрации муниципального образования
Общая характеристика работы актуальность исследования icon1. Общая характеристика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с п. п. Звездный
Общая характеристика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с п п. Звездный
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов