И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования icon

И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования



НазваниеИ профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования
страница1/8
Дата конвертации21.07.2012
Размер1.23 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8


АГЕНТСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ЦЕНТР МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

г. Красноярск, пр. Мира , 76, оф. 1-04; тел. 8(3912) 27-76-79; e-mail: monitor@cross-edu.ru


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ


о результатах оценки учебных достижений

выпускников начальной школы

(2007-2008 учебный год)


Красноярск

2008 г.

ББК 74. 202

А – 64


Авторы:


Голубева Л.М., к.п.н. (Введение, параграф 3, Заключение)

Рамеева Р.С. (параграф 1, Приложение 1, 2)

Редько И.В. (параграф 2, Приложение 3)

Солянкина Н.Л., к.п.н. (параграф 4)


^ Научный руководитель – Голубева Л.М., к.п.н.


В аналитическом отчете представлены результаты выполнения краевых контрольных работ по русскому языку и математике выпускниками начальной школы Красноярского края, обучавшимися по разным образовательным программам. Материалы включают также анализ анкетного опроса учителей начальных классов. Аналитический отчет предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления регионального и муниципального уровня; специалистов, занимающихся проблемами мониторинга учебных достижений школьников; специалистов в области школьного математического и филологического образования.



  • Центр мониторинга качества образования КК ИПК и ПП РО, 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..


4

^ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ




1.1 Общие выводы о результатах выполнения выпускниками начальной школы итоговой контрольной работы по математике………………………………..……...


8

    1. 1.2 Результаты выполнения выпускниками начальной школы

заданий части А итоговой контрольной работы по математике…………………….


9

1.
3 Результаты выполнения выпускниками начальной школы

заданий части Б итоговой контрольной работы по математике……………………..


10

1.4 Результаты выполнения выпускниками начальной школы итоговой контрольной

работы по математике (по содержательным блокам)………………………………...


11

1.4.1 Содержательный блок «Числа и вычисления»………………………………….

11

1.4.2 Содержательный блок «Величины»……………………………………………..

13

1.4.3 Содержательный блок «Текстовые задачи»…………………………………….

14

1.4.4 Содержательный блок «Геометрические фигуры, измерение геометрических величин»…………………...…………………………………..


16

^ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ






2.1 Общие выводы о результатах выполнения выпускниками начальной школы итоговой контрольной работы по русскому языку……………………………...…...


18

2.2 Результаты выполнения выпускниками начальной школы итоговой контрольной работы по русскому языку по содержательным линиям…………………………….


21

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ НА СОДЕРЖАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И МАТЕМАТИКИ…………………………………………………


27

4. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ……………

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….......

36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Участие территорий края в проведении итоговых контрольных работ………………………………………………………………………


37

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Выполнение учащимися края каждого задания итоговой контрольной работы по математике……………………………………


39

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Выполнение учащимися края каждого задания итоговой контрольной работы по русскому языку……………………………….


40


ВВЕДЕНИЕ


Заказчик исследования

Агентство образования Администрации Красноярского края, отдел программ и стандартов общего образования.


^ Организаторы исследования

Центр мониторинга качества образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.


^ Сроки проведения контрольных работ: 13, 15 мая 2008 г.


Выборка исследования

Выборка исследования – 21597 человек, что составляет 84,5% от общего количества выпускников начальной школы Красноярского края, обучавшихся в 2007/2008 учебном году. Из них выполняло работу в городе Красноярске – 6201 человек, в городах края – 7431 человека, в районах края – 7965 человек. Репрезентативность выборки достигнута участием в исследовании школьников, проживающих в различных территориях края (см. диагр.1) и обучавшихся по разным образовательным программам (см. диагр.2).

Диаграмма 1

Распределение учащихся по территориям проживания


Информация о степени участия каждой территории Красноярского края в проведении итоговых контрольных работ по русскому языку и математике в начальной школе представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.


^ Цель исследования

Получить информацию об овладении выпускниками начальной школы специальными предметными и общими учебными умениями в рамках стандарта начального общего образования по русскому языку и математике и их готовности к обучению в основной школе.


^ Актуальность исследования

Актуальность данного исследования обусловлена конкретными действиями по формированию элементов региональной системы оценки качества образования в рамках краевой образовательной системы.

Диаграмма 2

Распределение учащихся по разным образовательным программам




В крае функционирует две образовательные системы, которые представлены следующими программами:

Традиционная образовательная система:

  • «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова);

  • «Гармония» (научный руководитель Н.Б. Истомина);

  • «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).


Система развивающего обучения:

  • «Система начального образования Л.В. Занкова»;

  • «Система начального образования Д.Б. Эльконина – В.В Давыдова».

  • «Школа 2100» (научный руководитель А.А. Леонтьев, Л.Г Петерсон);


Предполагалось, что полученная информация послужит основанием для корректировки деятельности учащихся, педагогов и специалистов, занимающихся повышением квалификации работников образования.


^ Методология исследования

Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования и могут быть представлены группой предметных знаний, умений и навыков, а также группой общих учебных умений, навыков, способов деятельности.

Овладение знаниями и умениями является условием и основой образования человека. В психолого-педагогическом понимании знание представляет собой адекватно запечатленную в памяти человека в языковой форме познаваемую действительность, в том числе способы (правила) деятельности. Умение есть знание в действии. Человек знает только то, что умеет и наоборот. Умение своим проявлением свидетельствует об овладении определенным знанием. Пока ученик не покажет в процессе деятельности нужного умения, нельзя говорить о наличии у него такого умения, а, следовательно, и знания. Именно эти положения легли в основу выбора подходов и разработки инструментария в данном исследовании.

Под учебными достижениями по предмету понимался результат учебной деятельности школьника, проявляющийся в его речи и в деятельности (репродуктивной, продуктивной), а потому измерение носило косвенный характер. В структуре обученности по математике и русскому языку был выделен минимальный объем знаний, который должен остаться в памяти любого обучаемого – знания стандарта, применяемые в знакомой ситуации, а также объем базовых знаний и умений, применяемых в измененной ситуации.

Методология оценивания учебных достижений предполагает, что знания как совокупность усвоенных элементов опыта человека и общества воспроизводятся обучаемым в речи и в деятельности. Поэтому результат исследования представлен через описание опыта, приобретенного учащимися при обучении по конкретной образовательной программе, на учебном содержании русского языка и математики через показатели количества школьников, овладевших этим опытом.

Обращаем внимание на образовательную компетенцию ученика как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности по отношению к объектам реальной действительности. Общие учебные умения и навыки находят свое отражение в образовательной компетенции, которая предполагает, что ученик не усваивает отдельные друг от друга знания и умения, а овладевает комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно- деятельностный характер.

В исследовании был применен критериально ориентированный подход к оценке учебных достижений школьников. Сущность такого подхода заключается в том, что интерпретация результатов выстраивается вдоль логической цепочки: задания – ответы – выводы о соответствии испытуемого какому-либо критерию. Диагностический инструментарий в рамках такого подхода связан с ориентацией на конкретные цели, достижение которых оценивается по дихотомической шкале «справился» - «не справился», что позволяет реализовывать широкие диагностические возможности такого подхода. Этот подход в исследовании предусматривает получение информации, относящейся как к каждому отдельному ученику, так и к группе учащихся (класс, образовательная программа), что дает возможность учителям проводить обоснованную коррекцию процесса обучения, направленную на его индивидуализацию, а исследователям сделать выводы о готовности протестированных выпускников начальной школы к дальнейшему обучению.

По окончании замеров в каждой школе все материалы исследования (работы учащихся, матрица результатов выполнения работы) были предоставлены учителям для организации последующей учебной работы.


Инструментарий исследования и его особенности

Технологический пакет исследования содержал следующие материалы:

  • Кодификатор предметных умений;

  • Кодификатор общих учебных умений;

  • Спецификация контрольной работы;

  • Инструкции для учителя и учащихся по процедуре проведения измерения;

  • Бланк итоговой контрольной работы;

  • Схема анализа для фиксации первичной информации о результатах выполнения работы и шкала перевода первичной информации в 5-балльную систему (матрица результатов);

  • Таблица правильных ответов;

  • Инструментарий для выявления фоновой информации (анкета для учителя).

Основанием для описания учебных достижений школьников в предметной области послужил государственный стандарт общего образования. Система измерителей учебных достижений - это нормативные требования к учащимся, заявленные в форме, позволяющей проконтролировать соответствие объекта измерения требованиям стандарта. Документом, описывающим предметные умения школьников, подлежащих измерению, являлся кодификатор. Для проведения измерения были описаны элементы эмпирической системы (система знаний, умений, способов деятельности) и выявлены отношения между ними. Эмпирическая система была представлена описанием деятельности ученика через эмпирические индикаторы (элементы деятельности), которые фиксировались при проведении измерений. Контрольная работа по русскому языку содержала 30 индикаторов, по математике – 31. Разные совокупности этих индикаторов сигнализировали о сформированности более сложного действия - общего учебного умения. Анализ информации о количественном овладении этими действиями и умениями позволил выявить возможные причины их слабого усвоения.

Спецификация – документ, определявший структуру и содержание работы. Контрольные работы были выполнены на бланках формата А4, состояли из двух частей: А (применение знаний стандарта в знакомой ситуации) и Б (применение знаний стандарта в измененной ситуации). Особенностью контрольных работ является то, что часть А представлена заданиями в тестовой форме, а часть Б – в нетестовой. Задания в тестовой форме характеризуются технологичностью, научной обоснованностью, широтой, глубиной и точностью проверяемых знаний. Обращение внимания учителей начальной школы к заданиям в тестовой форме оправдано тем, что эти задания можно использовать как для контроля, так и для обучения, самообучения, самоконтроля.

Контрольные материалы прошли экспертизу и апробацию в г. Красноярске,. По результатам данных процедур было выявлено, что содержание контрольных работ достаточно полно охватывает требования государственного образовательного стандарта, соответствует всем УМК, применяемым в начальной школе, и фиксирует необходимый уровень подготовки выпускников в контролируемой предметной области.

Задания итоговых контрольных работ по русскому языку и математике при условии объективности их выполнения и проверки обеспечивают высоко информативную обратную связь и могут быть использованы в учебном процессе.

^ 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНИКАМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ИТОГОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ


1.1 Общие выводы о результатах выполнения выпускниками начальной школы итоговой контрольной работы по математике


Основной целью изучения математики на ступени начального общего образования является формирование предметных и общих учебных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для успешного обучения в основной школе. В связи с этим данные умения были включены в содержание кодификаторов предметных и общих учебных умений, проверяемых итоговой контрольной работой по математике для выпускников начальной школы.

Кодификатор предметных умений составлен в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, и включает умения, объединенные в следующие содержательные блоки:

  • числа и вычисления;

  • величины;

  • текстовые задачи;

  • геометрические фигуры, измерение геометрических величин.

Основным содержанием первого блока являются умения читать, записывать натуральные числа, осуществлять четыре арифметических действия над ними в пределах миллиона, представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых, выражать арифметическим действием смысл математических терминов и отношений, находить неизвестный компонент арифметических действий, устанавливать правильный порядок действий в числовом выражении.

Второй содержательный блок включает в себя умения сравнивать и упорядочивать величины, используя соотношения между единицами измерения длины, массы, времени; определять время по часам, устанавливать зависимость между величинами, характеризующими процессы движения и «купли-продажи».

В основе третьего блока содержания кодификатора – умения решать текстовые задачи арифметическим способом (с опорой на схему, таблицу), формулировать текстовую задачу (с опорой на числовое выражение), проверяющие сформированность у выпускников начальной школы первоначальных представлений о процессе математического моделирования.

Содержание четвертого блока ориентирует школьников на овладение умениями распознавать изученные геометрические фигуры, измерять длину отрезка, вычислять площадь и периметр прямоугольника и квадрата.

Итоговая контрольная работа по математике состояла из 22 заданий. Часть А включала в себя 18 заданий в тестовой форме (задания с выбором одного правильного ответа, задания отрытой формы и задания на установление правильной последовательности), часть Б состояла из 4 заданий в нетестовой форме.

Результаты выполнения выпускниками начальной школы итоговой контрольной работы по математике представлены в таблице 1.

Из данных таблицы 1 следует, что наличие умений, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы по математике, в целом по краю продемонстрировали 80,58% школьников. Наиболее высокие результаты зафиксированы у четвероклассников, обучавшихся в г. Красноярске (85%), низкие – в районах Красноярского края (74,96%).

Данные, представленные в таблице 1, позволяют провести анализ результатов выполнения итоговой контрольной работы с учетом образовательных программ, реализуемых в начальной школе. Так, наиболее успешно с контрольной работой справились школьники, обучавшиеся по программе РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (85,89%). Результаты ниже краевого уровня отмечены у четвероклассников, обучавшихся по программам «Школа России» (78.64%) и «Начальная школа XXI века» (79,95%).

^ Таблица 1

Результаты выполнения выпускниками начальной школы

итоговой контрольной работы по математике



Образовательная

программа


Территория

Школа России

Школа 2000-2100

Система РО

Л.В.

Занкова

Начальная школа

XXI века

Гармо-ния

Система РО

Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова

В целом по террито-

рии

г. Красноярск

83,36%

87,30%

86,06%

84,21%

91,28%

87,86%

85,00%

Города края

81,51%

84,37%

83,47%

82,25%

86,52%

84,42%

82,77%

Районы края

74,55%

77,59%

79,53%

73,25%

76,57%

64,64%

74,96%

Красноярский край

78,64%

83,65%

83,77%

79,95%

81,66%

85,89%

80,58%



Таким образом, в целом по краю около 20% школьников не смогли продемонстрировать умения, отвечающие требованиям к уровню подготовки выпускников начальной школы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что пятая часть четвероклассников края, выполнявших итоговую контрольную работу по математике, слабо готова или не готова к продолжению обучения в основной школе. С учетом всех рисков замеров этот процент учащихся, по всей вероятности, больше.


^ 1.2 Результаты выполнения выпускниками начальной школы

заданий части А итоговой контрольной работы по математике


  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования icon1. Министерство образования и науки РФ
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования icon1. Министерство образования и науки РФ
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconФедеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconКоллекция видеоуроков по основным школьным предметам
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconОценка качества образования
Среди обязательных требований кпмо – создание системы мониторинга и оценки качества образования
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconОценка качества образования оу сош №3 г. Октябрьска
Среди обязательных требований кпмо – создание системы мониторинга и оценки качества образования
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconПриказ №1 р п. Мокроус в связи с реализацией кпмо в Саратовской области, региональной системы качества образования, с целью проведения мониторинга качества образования в моу сош №1 р п.
В связи с реализацией кпмо в Саратовской области, региональной системы качества образования, с целью проведения мониторинга качества...
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconМониторинг качества математического образования в естественно-техническом лицее
Базой для мониторинга качества математического образования в лицее являются образовательные стандарты. Основываясь на государственном...
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconАнализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Н. К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации...
И профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования iconГаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс основной школы (методические рекомендации)
Гаоу дпо «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов