Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности icon

Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности



НазваниеИгровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности
Дата конвертации21.07.2012
Размер85.5 Kb.
ТипУрок



Доклад на тему


Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности


Подготовил:

Учитель географии Папшулёвской СШ

Шамшур В.Н.


2007 год


Сейчас, когда больше внимания уделяется личности ребенка, значение географии также возрастает. Задача учителя – развивать в детях умение слушать друг друга, излагать свои мысли, критически оценивать свои ответы и ответы товарищей, работать в коллективе, учить детей ставить цели и достигать их; предоставить им возможность саморазвития, формировать личность школьника высококультурной, интеллектуальной, способной действовать в системе динамичных общественных отношений, готовой решать проблемы государственного и глобального масштаба.

В соответствии с этим урок должен строиться так, чтобы главным действующим лицом при изучении нового материала становился ученик, который под руководством учителя путем логических рассуждений приходил бы к усвоению необходимых понятий и навыков.


С целью формирования познавательного интереса к предмету и дальнейшего совершенствования урока можно использовать различные формы, приёмы и методы обучения, потому что традиционные не всегда приводят к желаемому результату. Один из факторов активизации познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, повышают интерес к изучаемому предмету и активизируют деятельность учащихся, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков учащихся, развитию их личности.

На мой взгляд, нестандартные уроки целесообразно проводить не чаще одного-двух раз в четверть при обобщении и повторении темы. Лучше всего в форме игры: часа занимательной географии, игры-путешествия, ролевой игры и т.д. Наиболее охотно дети участвуют в разнообразных соревнованиях и конкурсах (викторины, КВН, брейн-ринги и т.д.).

Игра – один из самых увлекательных видов работы, которая всегда вызывает у учащихся бурю эмоций, пробуждает интерес друг к другу. Содержание, принятые обязательства, правила способствуют развитию познавательной активности, повышают внимательность и работоспособность.

Игровые приёмы и формы обучения особенно актуальны в условиях сельской малокомплектной школы, потому что они содействуют развитию учеников, формируют образ региона на основе изученного материала и тем самым развивают представления, свойственные любой образованной личности.

К игровым формам урока относятся ролевые, имитационные, деловые и другие игры. В каждой из них учащиеся выступают в различных ролях.

Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Сообразуясь с характером и своей ролью, учащиеся должны принимать практические решения. Чаще всего им приходится играть свою роль в конфликтной ситуации, заложенной в содержание игры.
Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрой, активизирующий учебный процесс.

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Это сложная форма учебной деятельности, требующая большой подготовки и немалых затрат времени.

Для работы в жюри при проведении игр-соревнований целесообразно пригласить учеников старших классов, педагога-организатора.

Разработанные сценарии конкурсов можно использовать также на обобщающих уроках, факультативах, внеурочных мероприятиях по предмету.

С целью расширения географических знаний в сценариях игр целесообразно использовать материал, который выходит за рамки школьного учебника.

Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях; учиться состязательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в изменяющихся условиях, заданных игрой, умению общаться, установлению контактов; получать удовольствие от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для учащихся.

Игровые формы могут применяться и в основной, и в старшей школе, а также использоваться при проведении нетрадиционных уроков.

Несмотря на общее признание положительного влияния игр на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, они не нашли еще достаточно глубокого и основательного решения в методиках преподавания предметов. Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической.

Выделяют следующие дидактические игры: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования.

Среди игр, которые особенно влияют на эффективность обучения, можно выделить ролевые игры. Наличие роли, сюжета обеспечивает разнообразные воспитательные возможности, развивает у школьников воображение, мышление, волю. Игра способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Она относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он полноправный участник познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их.

Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Ролевую игру как любой косвенный метод воздействия на личность использовать труднее, чем прямое воздействие. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда педагог ориентирован не только на предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка в целом.

Подготовка и организация проведения ролевых игр включает несколько этапов:

I этап – подготовительный;

II этап – организация игры;

III этап – проведение игры;

IV этап – анализ результатов игры.

Игру-путешествие можно использовать на этапе изучения новых знаний, когда учащиеся становятся на какое-то время «экспедицией на научно-исследовательском судне», например, при изучении темы «Океаны» в 8 классе или при изучении природы какого-либо материка. Играя роли взрослых людей, ребята с увлечением и со всей серьезностью включаются в обсуждение предлагаемой темы.

Ролевые игры способствуют организации групповой работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умения работать с картой, текстом учебника, дополнительной литературой.

При проведении дидактических игр необходимо учитывать следующие требования:

  • игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества;

  • игра должна быть построена на интересе;

  • обязателен элемент соревновательности между участниками игры.

В старших классах можно проводить уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-прессконференции, уроки-диспуты. О таких уроках сообщается ученикам заблаговременно. Учащиеся готовят выступления по теме конференции, или диспута, необходимую графику и наглядность. Структура уроков следующая: вступительное слово учителя, заслушивание и обсуждение выступлений учащихся, подведение итогов. Наиболее удобно проводить уроки-конференции и уроки-диспуты по группам стран или какой-либо проблеме, особенно если тема тесно связана с текущими событиями.

Также к нестандартным урокам можно отнести интегрированные уроки (с биологией, химией, историей, математикой и др.). Такие уроки развивают интерес к смежным наукам, развивают творческие умения учащихся, формируют навыки коллективной работы.

В последние годы все более очевидным фактором становится переход от традиционных методик в обучении к использованию более технологичных, интерактивных систем. Современные технологии открывают новые возможности в реализации личностно ориентированного подхода к обучению, в основе которого лежит умение школьников самостоятельно приобретать знания и умения. В наш информационный век возможности обучения неограниченны как во времени, так и в пространстве (с помощью компьютера можно получить самую современную информацию о любом уголке земного шара, виртуально путешествовать по разным природным объектам, странам).

Специфика информационных технологий заключается в том, что они пре­доставляют пользователю — ученику и учителю — огромные возможности: ин­формация в сетях — базовая информа­ция на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев, архивов и др., а также инфор­мация на дисках.

Компьютерные технологии позволя­ют сделать учебный процесс более эф­фективным, дают возможность учащимся самостоятельно изучать материал, создают среду для творческого самовы­ражения учащихся и учителя. Также они помогают эффективно управлять в сфере образования: оперативно полу­чать, отсылать, хранить и обрабаты­вать информацию, подготавливать пре­зентационные материалы и т. д.

Систематическое использование на уроках персонального компьютера (ПК) приводит к значительному улучшению ка­чества преподавания: повышаются уро­вень использования наглядности на уроке, производительность урока. Использование компьютера позволяет легче устанавли­вать межпредметные связи. Одно из направле­ний — «Создание презентаций и исполь­зование Internet-ресурсов», т. е. создание уроков-презентаций, тестовых заданий, наглядных материалов к урокам и пр.

На своих уроках я чаще всего ис­пользую компьютерную презентацию, которая по­зволяет отказаться от остальных видов наглядности и максимально сосредото­чить внимание учителя на ходе урока. Привлечение учащихся к созданию пре­зентации стимулирует их познаватель­ную активность, предоставляет им большое поле деятельности для творче­ства.

При создании презентации можно пользоваться как программным материа­лом учебника, так и внепрограммным, рассчитанным на углубленное изучение географии или на творчески работающих учащихся. Презентация может использо­ваться на уроках географии как нагляд­ный видеоряд, позволяющий оживить ход урока и организовать обсуждение тех или иных ее проблем. Учитель мо­жет использовать как весь материал, так и отдельные его части (в зависимости от уровня подготовленности школьников).

Компоновка материала программы является своеобразной формой опорно­го конспекта, который ученики могут перенести в тетради и пользоваться им при подготовке домашних заданий (можно взять и электронный вариант тем, у кого есть дома компьютер). Каж­дый слайд такой презентации факти­чески является или графически-тексто­вой формой конспекта лекции, или за­данием, которое учитель и ученики должны разобрать в ходе урока. Не­большой материал поэтапно выводится на экран по ходу урока, и таким обра­зом рассматриваются основные вопросы данной темы.

При классической презентации ис­пользуются:

• формы обучения, которые, по И. М. Чередову, называют общими (ин­дивидуальные, парные, групповые, фронтальные, коллективные);

• формы организации обучения: ин­дивидуальные занятия (тьюторство, са­мообучение), коллективно-групповые (уроки, лекции, семинары), индивиду­ально-коллективные (творческие и на­учные недели, проекты).

Презентацию можно применять при проведении вводных уроков, уроков уг­лубления знаний, умений и навыков; закрепления умений и навыков; систе­матизации и обобщения знаний и др. в зависимости от методических целей, поставленных учителем с учетом уров­ня подготовки учащихся.

Учитель может дополнительно при­менить методический аппарат учебника, карты атласа и другие источники гео­графической информации. Карты в пре­зентациях используются совместно с анимационными возможностями пакета, что позволяет более наглядно показать развитие, например, путей географи­ческих открытий, положение террито­рии и пр. Диаграммы активизируют по­знавательную деятельность учащихся и служат источником для ответа на по­ставленный учителем вопрос.

После рассмотрения всех вопросов урока переходим к закреплению мате­риала. Здесь можно использовать слай­ды с вопросами и заданиями по данной теме. Например, тесты выбора, вопросы разного уровня, работу с картой и др. Последний слайд напоминает учащимся цели урока. В ходе обсуждения выясня­ется, достигнуты они или нет.

Учитель по выбору может предлагать учащимся отдельные вопросы темы как при изучении, так и при контроле знаний, умений и навыков. Перед ним стоит зада­ча создавать различные ситуации. Одни из них должны требовать применения знаний, умений и навыков, другие — учить на примерах, а третьи — доби­ваться самостоятельного, инициативного использования того или иного умения. Последовательность использования уме­ний может быть произвольной. Это зави­сит от особенностей изучения учебного материала и мнения учителя. Предмет­ные и межпредметные умения отличает то, что их можно усвоить и применить репродуктивно или творчески.

Вариативность составленной модели учебного процесса позволяет макси­мально ориентироваться на индивиду­альность каждого ребенка, на развитие творческих способностей как учащихся, так и своих собственных.




Похожие:

Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconИз нашей новостной ленты внимание!!! Сетевой Интернет-Проект «Нестандартные формы и приемы организации образовательного процесса»!
Приглашаем принять участие в Сетевом Интернет проекте (Марафоне реализованных идей) «Нестандартные формы и приемы организации образовательного...
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconИгровые технологии. Образовательная система «Школа России»
Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные...
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconИгровые интенсивные технологии обучения Петрусинский В. В
Такими технологиями являются игровые технологии обучения. На игровые технологии обучения можно переложить весь учебный процесс. Данные...
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconРеферат на тему: Игровые формы
Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconПрактикум по Гузееву б Самофункционирующий коллектив в классе по Шевченко в Нестандартные уроки по методике сотрудничества
Акцент в педагогической деятельности на интеллектуальное развитие, на формирование умения учиться самостоятельно, на практическую...
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconИспользование информационных технологий на уроках в начальной школе
Безусловно, это сказывается на отношении детей к учебе, на формировании у них общеучебных навыков и качеств характера, необходимых...
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconДокументы
1. /Уроки нетрадиционной формы.doc
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconТеория и практика анестезиологической помощи при огнестрельных ранениях Кафедра анестезиологии и реаниматологии увма
Огнестрельные снаряды в зависимости от формы и аэродинамических качеств подразделяются на
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности iconМинистерство образования РФ анашенской средней общеобразовательной школы №1 Нестандартные алгоритмы счёта (Научно-исследовательская работа)
Цель: изучить нестандартные приемы вычислений и экспериментальным путем выявить причину отказа от использования этих способов при...
Игровые формы и нестандартные уроки в формировании качеств образованности icon24 марта 2010 года
Рмо для учителей Основ православной культуры «Формы и методы преподавания опк в оу (интегрированные уроки)»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов