Печатается по решению педагогического совета icon

Печатается по решению педагогического совета



НазваниеПечатается по решению педагогического совета
Дата конвертации22.07.2012
Размер245.98 Kb.
ТипПамятка

УО «Миорский государственный Дом детского творчества»





2008 год


Печатается по решению педагогического совета


УО «Миорский государственный Дом детского творчества»


Информационно – методический вестник №2 «В помощь руководителю кружка» : Сборник материалов в помощь руководителю кружка/ Составитель: Артимович М.Ф.- Миоры : ДДТ, 2008.


Содержание


  1. Нормативно – правовая документация руководителя кружка.

  2. Циклограмма деятельности руководителя кружка.

  3. Памятка по проведению тематических бесед по идейно – воспитательной работе.

  4. Памятка по проведению информационных часов на занятиях кружка.

  5. Методические рекомендации по планированию учебно – воспитательной работы в кружках.

  6. Анализ работы кружка.

  7. Диагностика в кружке.



В сборнике представлены методические материалы по организации учебно- воспитательного процесса в кружке.

Адресуется как начинающим, так и опытным руководителям кружков.


УО «Миорский государственный

Дом детского творчества»


Миоры, 2008.

^

Нормативно-правовые документы


руководителя кружка


- Тарифно-квалификационные характеристики («Пазашкольнае выхаванне», №4 - 1998г.)

- Закон РБ “О правах ребёнка”

- Закон РБ «Об общем среднем образовании в Республике Беларусь» («Адукацыя і выхаванне” №9-2006г.)

- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь// “Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007-№2.

- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006- 2010гг.// “Зборнік нарматыўных дакументаў”-2007-№11..

- Инструктивно-методическое письмо МО РБ «О совершенствовании воспитательной работы в 2007-2008 учебном году»

- Закон РБ “Аб унясенні змяненняуі дапауненняу у закон РБ ”Аб правах дзіцяці” //Нар. Асвета- 2001-№11, праблемы выхавання-2001-№1.

- Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь «О состоянии и совершенствовании информационно-пропагандистской работы в учебных заведениях Республики Беларусь»// Пазашкольнае выхаванне-2001-№5.

- Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащимися и студенческой молодежью// Сборник нормативных документов-2003-№7

- Методические рекомендации по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов// Сборник нормативных документов- 2003-№7.


- Методические рекомендации «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы» // Сборник нормативных документов - 2004г., № 2.

- Закон РБ «Аб дзяржаунай падтрымцы маладзежных і дзіцячых грамадскіх а’яднанняу у Рэспублікі Беларусь»// Праблемы выхавання-2000-№2.

- Праграма па рабоце з адоранай моладзю// Адукацыя і выхаванне-2000-№4.

- Закон РБ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”// Образование и право (приложение к Настауніцкай газете)- 2003-21.08.

- Организационно-содержательное наполнение шестого (школьного) дня

недели: Методические рекомендации//Пазашкольнае выхаванне-2002-№4.

- Постановление МО РБ «О внесении изменений и дополнений в Положение об аттестации педагогических работников системы образования РБ»// Сборник нормативных документов-2001-№8-с.28.

- Инструкция об экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь // Веснік адукацыі – 2003. - № 3-4.

- Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования // Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2003. – № 7; Прабл. выхавання. – 2003. - № 5.

- Методические рекомендации «Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня»// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. - № 22.

- О совершенствовании педагогической организации шестого школьного дня// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. - № 8.

- Областная комплексная программа «Воспитание». – Витебск: Управление образования облисполкома, 2001.

- Областная комплексная программа “Идеологическая и идейно-воспитательная работа с детьми и учащейся молодежью” – Витебск: Управление образования облисполкома, 2004.

- Областная программа воспитательно-профилактической работы с подростками и молодежью. – Витебск: Управление образования облисполкома, 2003.

- Организационно-содержательное наполнение шестого дня учебной недели в учреждениях общего среднего образования, функционирующих в сельской местности: Метод.рекомендации // Пазашк.выхаванне. – 2003. - № 4.

- Организация воспитательной работы в шестой школьный день в 2004/2005 учебном году: Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь. – Пазашк. выхаванне. – 2004. - № 11.

- Палажэнне аб установе, якая забяспечвае атрыманне агульнай сярэдняй адукацыі// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. № 16.

- Рекомендации по использованию Государственной символики в учреждениях образования// Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства Адукацыі Рэспублікі Беларусь. – 2004. - № 8.


ЦИКЛОГРАММА

деятельности руководителя кружка


Еженедельно

- разработка и оформление основной учебно – методической документации (поурочных планов, дидактических материалов, заполнение журнала учёта кружковой работы)

- проведение воспитательных мероприятий по плану

- индивидуальная работа с детьми

- оказание консультативной помощи родителям по мере необходимости

- самоанализ

- соблюдение санитарно – гигиенических норм кружкового помещения, сохранность инвентаря и оборудования

Ежемесячно

- день самообразования (работа в библиотеке, консультации со специалистами)

- консультации психолога, социального педагога по мере необходимости

- инструктаж по технике безопасности

- отчёт о работе на совещаниях при директоре

^ Ежеквартально или 1 раз в полугодие

- промежуточный контроль ЗУНов кружковцев

- работа совета кружка

- участие в мероприятиях по повышению профессионального мастерства (педсоветах, семинарах, мастер – классах)

- участие в деятельности МО по направлению деятельности

- родительское собрание

- посещение кружкового занятия по своему профилю (в школе, районе)


Ежегодно

- подготовка кабинета к началу учебного года

- диагностическая работа с кружковцами (на начало и конец года)

- обновление раздаточного и дидактического материала

- открытое занятие или творческий отчёт

- открытое массовое мероприятие

- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- анализ работы за год

- составление плана на новый учебный год

- привлечение родителей, спонсоров к укреплению материальной базы кружка

- подготовка кружковцев - инструкторов



^ ПАМЯТКА

по проведению тематических бесед

по идейно – воспитательной работе

Беседа является самой простой и распространённой формой работы в кружковой деятельности. Продолжительность беседы не должна превышать 45 минут. Она пройдёт более успешно, если руководитель кружка составит план беседы, заранее продумает возможные вопросы для учащихся, будет использовать видео-, фото-, аудио- и другие наглядные материалы.

С учётом основных направлений идейно – воспитательной работы можно порекомендовать руководителю кружка следующую примерную тематику бесед.

^ Идейно – политическое воспитание:

- «Конституция – основа государства»

- «Государственная символика РБ»

- «Роль и место государства Беларусь в мировом сообществе»

- «Политика, экономика, наука, культура РБ»

- «Государство и личность»

- «Политика как вид общественной деятельности»

- «Ключевые проблемы современности»

^ Гражданско – патриотическое воспитание:

- «Подвиг белорусского народа в ВОВ»

- «Герои Афганской войны»

- «Их именами названы улицы города»

- «Подвиг в мирное время»

- «Героические страницы истории Беларуси»

- «История создания памятников родного края»

- «Памятные места Витебщины»

- «Воинский долг гражданина своей страны»

- «Что значит любить свою Родину?»

^ Идейно – нравственное воспитание:

- «Твоя оценка поступков товарищей и своих собственных»

- «О справедливости и честности человека»

- «Дал слово – умей его сдержать»

- «Береги здоровье смолоду»

- «О культуре речи»

- «Правила поведения в школе, общественных местах»

- «О бескорыстии в дружбе»

- «О взаимной помощи и взаимной поддержке»

- «Скромность украшает человека»

- «Охрана окружающей среды – обязанность каждого»

- «Мой труд на благо Родины»

- «Твои поступки и их последствия»

- «Дружба. Как ты её понимаешь?»

- «Трудно ли быть добрым?»

- «О долге и чести»

- «О выборе будущей профессии»

- «Совесть – внутренний судья наших поступков»

- «Роль знаний в жизни человека»

Национальное и интернациональное воспитание:

  • “Мая краіна – Беларусь”

  • “Радавод маёй сям’і”

  • “Знакамітыя землякі роднага краю”

  • “Спадчына нашых продкаў”

  • “Беларускія народныя святы і гульні”

  • “Беларускія народныя рамёствы”

  • “Краязнаўства Віцебшчыны, Беларусі”

  • «Интернациональные традиции белорусского народа»

  • «Мы - интернационалисты»

  • «Земля – наш общий дом»

  • «Мы – дети Земли»

  • «Что такое ООН?»

- «Дети и международное движение Красного Креста»


Памятка

по проведению информационных часов на занятиях кружка


Информационные часы (минутки) в кружке целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Рекомендуемая продолжительность – от 20 до 45 минут. Информационные часы могут быть обзорными и тематическими.

В соответствии с методическими рекомендациями МО РБ по организации и проведению в учебных заведениях информационных часов возможно проведение следующих обзорных и тематических информационных часов.


^ Обзорные информационные часы:


- «Информация +» (Содержание может включать информацию о внутренней и внешней политике РБ, тенденциях развития Республики и стран Содружества, дальнейшего зарубежья; новости культуры, науки, экологии, здравоохранения, спорта. Помимо изложения материала, демонстрируется наглядность, происходит обмен мнениями);

- «Информ – дайджест» (Каждый учащийся знакомит коллектив кружка с наиболее значимыми и интересными материалами СМИ, предварительно проанализировав общественно – политические события за неделю в стране, мире. Выбор тем свободный);

- «Встречи с молодёжными журналами» или «По страницам молодёжной прессы» (Поочерёдные выступления учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно – политического характера, помещенных в молодёжных журналах и газетах);

- «Фотокамера смотрит в мир» (Учащиеся поочерёдно демонстрируют фотографии из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания информационного часа смонтированный обзор событий остаётся на стенде);

- «Горячие точки планеты» (Ребята рассказывают о военных конфликтах, происходящих в мире, анализируя их. Демонстрируются вырезки из газет, видеоматериалы);

- «Мы люди одной планеты, имя которой – Земля» (Учащиеся в своих выступлениях рассказывают об основных мировых событиях в области экологии, экономики, культуры, спорта и т.д. Выступления могут сопровождаться видеорядом);

- «Наша политика – политика мира» (Учащиеся рассказывают об основных направлениях в области политики, мирных инициатив РБ и стран ближнего и дальнего зарубежья);

- «Спрашивали – отвечаем» (Может проводиться по заранее отобранным, наиболее актуальным для учащихся проблемам. Перечень тем оговаривается заранее. Можно их вывесить на стенде). На видном месте помещается ящик, куда ребята опускают записки с вопросами. Несколько учащихся, предварительно ознакомившись с вопросами, готовят на них ответы и знакомят остальных с ними на информационном часу).

Наряду с обзорными информационными часами проводятся тематические, которые требуют от учащихся тщательной теоретической подготовки. Тематика их широка и разнообразна. Возможно присутствие гостей: известных предпринимателей, деятелей искусства и культуры, участников ВОВ, лучших работников предприятий.


^ Тематические информационные часы:


- «Политическая дискуссия» (Рассматриваются проблемные и спорные политические вопросы: «Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?» и т.д. Учащиеся заранее делятся на группы, имеющие различные мнения по этим вопросам. В процессе подготовки возможно проведение КТД (коллективных творческих дел) в образовавшихся группах. При обсуждении проблемы происходит обмен мнениями, учащиеся отстаивают свою точку зрения, дискуссируют);

- «Как это было» (Анализируется одно из значимых событий, произошедших за неделю. Ведущий (руководитель кружка или один из кружковцев) даёт основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления краткие: 3-5 минут, рекомендуется использовать видео и фото материалы);

- «Годы и люди» - посвящён биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики РБ и за рубежом.

Названия следующих тематических информационных часов говорят об их содержании. Рекомендуем использовать слайды, видео, фото материалы:

- «Конституция – основной закон государства»

- «История белорусской государственности»

- «Политические деятели Беларуси»

- «История патриотизма в Беларуси»

- «Именами героев названы улицы города»

- «Героическое прошлое родного края»

- «Памятные места родного края, Беларуси»

- «Равнение на героев»

- «Герои мирных дней»

- «Из истории красного креста»

- «Терроризм как общемировая проблема»


^ Методические рекомендации по планированию учебно-воспитательной работы в кружках

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА___________________________________________


(полное название кружка)

________ год обучения на 200__- 200__ учебный год

Руководитель кружка:

^ I. Цели и задачи

Традиции кружка. Что будет продолжено в новом учебном году?

Участие в решении проблем, над которыми работает школа.

Возраст кружковцев. Особенности подготовки.

^ II. Организация учебно-воспитательного процесса

Вовлечение учащихся в работу кружков.

Оборудование и оформление кабинета для работы кружков.

Коллективное обсуждение проектов перспективного и календарного планов работы кружка (совместно с кружковцами, родителями)

Организация самоуправления в коллективе: староста, совет кружка, временные и постоянные специализации членов кружка по направлениям деятельности кружка

Ведение табеля-графика накопления опыта членами кружка
^

Ш. Учебная работа


те-мы
Наименова-
ние тем

Количество часов

Разбивка учебных часов

на год

Всего

Теор

Практ.

Месяцы

^ IV. Коммерческая деятельность

Оказание платных услуг населению в пределах компетенции кружка

V. Идеологическая и воспитательная работа

Знакомство с историей, традициями кружка, школы. Проведение конкурса на лучшую эмблему, девиз кружка. Оформление уголка кружка – выпуск стенгазет, фотоотчётов, выставка творческих работ кружковцев. Дружеские встречи с коллективами других кружков. Встречи с интересными людьми. Походы, экспедиции, экскурсии по изучению родного края. Участие в массовых мероприятиях и конкурсах школы, ДДТ. Информационные часы, посвящённые памятным датам календаря. Разучивание гимна РБ, белорусских песен. Пропаганда деятельности кружка: выступления перед сверстниками, написание заметок в периодическую печать.

^ VI. Связь со школой, общественностью, родителями

Личные встречи с родителями кружковцев, посещения на дому, телефонная связь.

Привлечение родителей к организации воспитательной работы, укреплению материальной базы кружка. Родительские собрания. Связь со школами, классными руководителями, родительским комитетом.

^ VII. Методическая работа

Подбор и использование методической литературы и др. методических материалов.

Изготовление раздаточных материалов, изучение и применение технических средств.

Планирование работы по выполнению требований руководящих документов, постановлений, инструкций.

Изучение программы, по которой будут вестись занятия (при необходимости, работа над составлением экспериментальной или авторской программы)

Изучение и связь со школьными программами по предметам.

Создание рукописной летописи по истории кружка, где помещаются портреты и отмечаются заслуги отдельных кружковцев и общие достижения.

Методическая выставка, творческий отчёт кружка.
^

VIIІ. Общественно-полезная работа


Выполнение заданий школы. Участие в массовых мероприятиях ДДТ - подготовка к конкурсу, выставке. Укрепление материальной базы. Общественно-полезная работа .Подготовка кружковцев- инструкторов.


^ Анализ

работы кружка


При оценке деятельности кружков можно предложить следующие показатели:


  1. Роль кружка в развитии познавательной и творческой активности детей, формирование у них устойчивого интереса к знаниям, умение самостоятельно добывать знания; связь этих знаний с жизнью; уровень знаний, умений и навыков учащихся по профилю работы кружка;




  1. Сохранение контингента кружковцев на протяжении учебного года или нескольких лет;




  1. Роль кружка в подготовке детей к жизни, работе, осознанному выбору профессии; работа кружка по профессиональной ориентации учащихся, формирование у них трудовых умений и навыков, воспитание любви к труду, внимания к людям труда.




  1. Уровень воспитанности кружковцев, их организаторских умений и навыков.




  1. Уровень общественной активности кружковцев; участие в выставках, смотрах, ярмарках, общественно полезных делах, акциях и других мероприятиях.




  1. Связь кружка с другими учреждениями и организациями.




  1. Подготовка и деятельность кружковцев – инструкторов.




  1. Роль и место органов самоуправления в деятельности кружка.




  1. Привлечение к работе кружка родителей.




  1. Эстетическое оформление кабинета.




  1. Участие в укреплении материально – технической базы кружка. Поиск с этой целью спонсоров и других возможностей.



^ Диагностика адаптационного периода: методика «Цветопись настроения», «Карта адаптации», оценка эмоционального состояния ребенка.

Проследить эффективность адаптационного периода, диагностировать эмоциональное состояние ребенка, руководителю кружка помогут следующие методики.

Методика «Цветопись настроения»

Основа методики цветодиагностики – существующая связь между выбором человеком цвета и его эмоциональным состоянием. Каждый цвет спектра является условным знаком определенного состояния настроения (по Люшеру):

Синий – символизирует спокойствие, удовлетворенность.

Зеленый – чувство уверенности, настойчивости, уравновешенности.

Красный – возбуждение, стремление к успеху, может быть агрессивность.

Желтый – веселость, активность, стремление к общению, раскованность.

Фиолетовый – тревожность, напряженность.

Коричневый – стресс.

Черный – полный упадок, уныние, переживание страха.

Руководителю необходимо подготовить полоски бумаги указанных выше цветов. Детям дается следующая инструкция: «Посмотрите внимательно на цветные полоски и выберете ту, которая похожа на твое настроение в данное время». Проследить динамику настроения руководитель кружка сможет если будет проводить эту методику в начале занятия и в конце. Можно заполнять карту настроения, приклеивая цветные полоски напротив имени ребенка. Для детей это может стать своеобразным ритуалом.


Карта настроения:





Динамика настроения

во время занятия


Ф.И. кружковца

Дата

Дата

В начале

В конце

В начале

В конце





















^

Карта адаптации



Желательно во время первого месяца занятий ребенка в кружке путем наблюдения вести карту адаптации по предлагаемой форме:

Ф.И. ребенка________________________________________

Кружок_____________________________________________

Дата наблюдения_________Возраст_____________________

Степень выраженности ниже указанных качеств оценивается следующим образом:

-3; 3 – высокая

- 2; 2 – выше среднего




3

2

среднее

-2

-3




1. Работоспособность
















Утомляемость

2. Уравновешенность
















Тревожность, неуверенность, заторможенность

3. Жизнерадостность, оптимизм
















Раздражительность, обидчивость, плаксивость

4. Старательность, усидчивость, нормальная реакция на неудачу
















Пассивность, отсутствие интереса к заданиям, равнодушие к неудачам

5.Дружелюбие, доброжелательн6ость к детям
















Агрессивность к детям (кричит, угрожает, жалуется руководителю кружка)

6.Активность, эмоциональность в играх
















Отказ от активного участия в игре, стремление к одиночеству




^ Практические рекомендации: игры и упражнения

способствующие успешной адаптации

Предлагаем следующие игры, проведение которых способствует развитию «эмоционального интеллекта» у детей и помогает руководителю кружка, клуба создавать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом, облегчая тем самым процесс адаптации. Перечисленные выше ценности не случайно, именно сейчас особенно важно усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты, ибо все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. После проведения игры предложите детям проанализировать и обсудить полученный ими опыт. Всякий раз подчеркивайте ценность выводов сделанных самими детьми
^

Игры и упражнения на знакомство, разминку



Цели: налаживание контактов, снижение неуверенности, развитие внимательного отношения друг к другу.

Педагогические указания:

  • игры для введения и знакомства должны обладать простой игровой структурой;

  • игра не должна тянуться долго

«Волшебство»


Волшебная палочка предается всеми играющими из рук в руки, и тот, кто берет ее в руки должен сказать свое имя.
«Аплодисменты»

Группа образует публику. Все стоят или сидят полукругом, повернувшись лицом к двери. По очереди друг за другом каждый играющий выходит из комнаты и снова входит. При появлении каждого человека, вся «публика» разражается бурными аплодисментами.

Вариант: тот играющий, которого будут сейчас приветствовать, может заранее пожелать, как он хочет, чтобы его поприветствовали. Например, топот ногами, просто хлопать, свистеть и т.д.
^
«Имя с символом»

Каждый игрок придумывает себе имя с одним символом. Начальная буква которого совпадает с начальной буквой имени игрока, и рисует карточку с символом. Сидя в кругу каждый представляется по имени и называет собственный символ («Меня зовут Миша с мишкой», или «Витя с велосипедом»). Игрок повторяет имена своих ближайших соседей а затем представляется сам.

Вариант: все повторяют имя только что представившегося игрока.
^
«Добрый день»

Играющие идут через комнату и приветствуют других путешественников, ударяя своей рукой по их руке и идут дальше. Потом по указанию ведущего приветствуют друг друга за мочки ушей, пяткой левой ноги, правым локтем, спиной и т.д.
^

Игры на развитие сотрудничества

«Пчелы и змеи» (с 9 лет)


Цель: развитие слаженности действий внутри группы.

Инструкция: я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на 2 примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего короля.

Правила игры: оба короля выходят из комнаты, затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в группе. Король пчел должен найти мед - например ручку. А змеиный кроль должен отыскать ящерицу – вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: Ж-жжж… Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: Ш-шшш… Чем ближе змеинный король приближается к ящерице тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут мы спрячем мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут занять свои места. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Кто же из королей окажется первым?

Анализ упражнения:

  • Как ты чувствовал себя в роли короля?

  • Что для тебя было самым трудным в этой роли?

  • Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук?

«Graffiti» (с 9 лет)

Цель: познакомить детей со всем многообразием мнений, точек зрения и отношений в группе. Игра способствует развитию в детях терпимости к окружающим.

Материалы: цветные фломастеры каждому ребенку, листы ватмана, надписав на верху каждого листа «что я люблю», «что я хочу знать», «чему я хочу научиться», «прекрасные мгновенья», «что меня пугает», «что для меня самое увлекательное».

Инструкция: вы можете сказать, что обычно пишут на стенах? Как вы думаете для чего они пишут на стенах? Тот кто рисует на или пишет на стене, стремится тем самым выразить свое умение. Предлагаю сыграть в игру под названием «Graffiti». Разбейтесь на одинаковые группы. У каждой группы есть пять минут, чтобы записать на своем листе свои мысли по поводу данной фразы. Записывайте свои мысли кратко и хлестко, как обычно и пишут на стенах. Пишите на своем листе все одновременно до тех пор, пока я не скажу «Стоп!». Тогда передайте свой лист другой группе, а сами возьмите лист у одной из соседних групп. Сначала вы можете прочитать, что написали представители другой группы, а затем напишите, что вы сами думаете или считаете по этому поводу. Опять же пишите все одновременно (6 минут).

Процедура продолжается до тех пор, пока каждая группа не выскажется по всем темам.

Предложите обсудить друг с другом все надписи.

Анализ упражнения:

  • Какая тема оказалась для тебя самой интересной?

  • На какую тему ответы оказались наиболее разнообразными?

  • Какая надпись понравилась больше всего?

  • Какую надпись ты не понял?



Игры и упражнения на развитие представления и фантазии

Цель: предоставить кружковцам возможность испробовать новое поведение.

Педагогические указания: ведущие не должны чувствовать себя скованно, бояться выступать в какой-нибудь роли.

«Настроения и чувства»

Группа движется по помещению, по требованию ведущего игроки должны выглядеть то печальными, то гордыми, то сильными, то кислыми, то веселыми и т.д.

«Осторожно, заразно!»

Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается, таким образом, пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

«Автобус уехал»

Каждый играющий при помощи пантомимы должен представить чувство, которое может быть вызвано в описываемой ситуации. Например: «Последний автобус ушел прямо перед твоим носом!», «Ты потерял деньги!», «Ты встречаешь своего знакомого» и т.д.


^ Игры и упражнения на расслабление


Цели: Эти игры помогут детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены.

Педагогические указания: игры хорошо использовать в перерывах между занятиями.


«Тряпичная кукла и солдат» (с 6 лет)


Инструкция: Все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь…

А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными…

Теперь снова покажите солдата (10 секунд), теперь опять станьте тряпичной куклой (10 секунд).

Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. После этого предложите детям: встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины…Теперь стряхните воду с волос…Теперь - с верхней части ног и ступней.

«Улыбка» (с 8 лет)


Инструкция: сядьте поудобнее и закройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Во время каждого выдоха ты можешь почувствовать, как твое лицо все больше и больше расслабляется. Пусть с каждым выдохом расслабляется твой рот, нос, уши, лоб, глаза…

Теперь вдохни глубоко-глубоко и задержи дыхание. Откинь голову назад, сделай сильный выдох, выдувая воздух как можно выше, чтобы он долетел до потолка…

Повтори это еще раз.

Глубоко вдохни… Задержи воздух… Запрокинь голову… Сильно выдохни, выдувая воздух до потолка…

Теперь снова вдохни. И когда будешь сейчас выдыхать, постарайся улыбнуться. Почувствуй, как во время улыбки растягиваются твои губы, и как напрягаются мышцы щек…

Сделай это еще раз и попробуй улыбнуться пошире.

Представить себе, что видишь перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплывается в широкой дружеской улыбке. (Повторяйте этот шаг до тех пор, пока вы не увидите улыбку на лицах всех детей.)

Когда ты сейчас снова улыбнешься, почувствуй, как улыбка переходит в твои руки, доходит до ладоней. Возможно, ты заметишь в ладонях легкое покалывание. Дыши и улыбайся… И ощущай, как твои руки и ладони наполняются улыбающейся силой солнышка.

Когда ты улыбнешься снова, почувствуй, как твоя улыбка спускается все ниже и доходит до ног, до самых кончиков ступней. Ощути тепло солнца под подошвами ног. Возможно, ты заметишь, как твои ноги и ступни начнут слегка подрагивать от этой улыбающейся солнечной силы.

Ощути улыбку во всем своем теле. Улыбаясь, ты хорошо чувствуешь себя с ног до головы, ощущаешь радость во всем своем теле.

Теперь снова глубоко вдохни и задержи на мгновение дыхание. Представь, что в твоей груди находится большой золотой шар. Это настоящее солнце внутри тебя, внутри твоего сердца. Когда ты будешь сейчас выдыхать, пусть это солнце улыбается. Снова набери побольше воздуха, задержи дыхание и почувствуй, как солнце внутри тебя широко и дружелюбно улыбается. И когда ты еще пару раз также глубоко вдохнешь и позволишь солнцу улыбнуться, ты сможешь заметить, как спокойно, безмятежно и радостно стало у тебя на душе. И ты сможешь потом вызывать в себе это приятное чувство, вспоминая картину улыбающегося солнца.

Теперь немного потянись и выпрямись. Открой глаза и снова окажись с нами в этой комнате.


^ Методика ОПРОСНИКА


(Очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод), для диагностики отношения к кружку, на наш взгляд, весьма показательна методика опроса, суть которой заключается в следующем: ребята получают задания - написать, что по их мнению, в кружке хорошо и что плохо или что нравится и что не нравится, или что радует и что огорчает. При этом не ставится каких бы то ни было ориентирующих вопросов. Это создает возможность свободно изложить то, что объективно существует в жизни школы и больше всего ценится или, напротив, осуждается. «Выход» методики на реальные оценки жизни объединения ее учениками позволяет назвать ее «субъективной» весьма условно, так как оценки именно в силу их пристрастности составляют неотъемлемую часть жизни самого ученика, а потому весьма существенно характеризуют жизнь объединения.

^ В НАШЕМ КРУЖКЕ



ХОРОШО:

ПЛОХО:

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6

6

и т.д.

Анализ материала, полученного с помощью этой методики, позволяет увидеть глазами ребят не только удачные и неудачные дела, но и характер общения, отношений, самочувствие и настроение, что выступает в качестве очень выразительного показателя жизни школы.




Похожие:

Печатается по решению педагогического совета iconО. А. Пестов информатика в задача
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета
Печатается по решению педагогического совета iconО. А. Пестов информатика в задача
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconПечатается по решению педагогического совета
Информационно – методический вестник «В помощь руководителю кружка»: Сборник материалов в помощь руководителю кружка / Составитель:...
Печатается по решению педагогического совета iconРоссия в ожидании
Печатается по решению совета философского факультета Ростовского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов