Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» icon

Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев»



НазваниеПричина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев»
Дата конвертации22.07.2012
Размер60.13 Kb.
ТипДокументы
1. /Прич-катастр.docПричина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев»

______________________________________________________________________________

Причина катастрофы – сейсмическая активность?


А. ВОЛЬФСОН,

инженер-геолог

Вечером 31 августа 1986 г. капи­тан сухогруза «Петр Васев» В. Ткаченко передал В. Маркову, капитану пассажирского парохода «Адмирал Нахимов», что расхожде­ние их судов возможно без манев­ра.

Увлеченный обзором обстановки на экране САРПа, В. Ткаченко не прислушался к сигналу вахтенного помощника, что суда опасно сбли­жаются. Приборы показывали «пра­вильную» картину расхождения. В. Ткаченко, как потом утверждали свидетели, был как бы заторможен. Затем произошла катастрофа. Как установило следствие, она была вызвана ошибками обоих капитанов. Но есть и другая версия — что у теплохода «Петр Васев» вышли из строя навигационные приборы.

Ранее в работе «Динамические законы, отражающие возникновение сейсмической активности Земли, цу­нами, ураганов, и отбор методов прогноза грозных явлений природы» я сделал попытку показать, что пе­ред всплеском сейсмической актив­ности недра излучают мощные ра­диоволны в диапазонах как низких частот (0,01-50 Гц), так и высоких (10000-30000 Гц) на большие рас­стояния от очага землетрясений. Под влиянием фаз Луны, когда она проходит перигей или апогей ор­биты, смещающееся ядро Земли может не только активизировать сейсмические очаги, но и разрядить естественные конденсаторы на гра­ницах глубинных разломов, вызывая мощные всплески электромагнитно­го излучения. Известно, что напря­женность электрического поля в сейсмическом очаге достигает де­сятков миллионов вольт на метр.

Землетрясения часто приурочиваются к грабенам и межгорным впадинам. Здесь электромагнитный луч сейсмического очага отражается от рыхлого осадочного чехла и подобно инфраэлектромагнитному «лазеру» распространяется вдоль трансконтинентальных разломов, воздействуя на технические систе­мы и состояние людей. Инфранизко-частотное радиоизлучение сейс­моактивной Земли фактически яв­ляется постоянным током для мо­рей и океанов с напряженностью электрического поля 20—30 В/км и более. В таких районах это может привести к погрешностям в отсчете скорости движения судов, в работе систем судовой автоматики, выве­сти из строя индукционные лаги. По­пав в инфранизкочастотный элек­тромагнитный или инфразвуковой луч, люди также могут вести себя необычно.


Цемесская бухта находится в уз­ле пересечения, по крайней мере, двух систем трансконтинентальных разломов, одна из которых идет вдоль восточного побережья Черно­го моря, другая — вдоль широты приблизительно 45° (это сейсмоопасная широта).

В ночь с 29 на 30 августа 1986 г. и с 31 августа на 1 сентября произо­шли мощные землетрясения в Румы­нии (координаты -45,5° с.ш.; 26,2° в.д.). Последнее произошло в 1 ч 28 мин с энергией (магнитудой) 6,8, балльностью 7-8. 3 сентября на другой системе разломов, также проходящей через Новороссийск, в Грузии, по границе с Турцией, воз­никло близ поверхностное землет­рясение с магнитудой 4,6.

Столкновение «Адмирала Нахимова» и «Петра Васева» произошло в 23 ч 14 мин 31 августа 1986 г. Нет сомнений, что за 2 ч 14 мин до зем­летрясения в Румынии и Молдавии, а также перед землетрясением на Кавказе в Цемесской бухте возник­ла пучность электромагнитных волн, из которых для судовождения опас­ными являются волны низких частот, ОВЧ и СВЧ. Первые, очевидно, воз­действуют на судоводительские приборы, индикаторы скорости, вто­рые — возможно, на РЛС.

Наиболее вероятная причина ава­рии — неправильная работа элек­тронного регулятора изменения по­дачи топлива, который действует в импульсном режиме в интервалах 0-5В; 0-10В. На теплоходе «Петр Васев» могла индуцироваться им­пульсная ЭДС от внешних геофизи­ческих полей в вышеуказанных пре­делах, что привело к увеличению скорости на 2-3 уз. Под влиянием этих полей могли выйти из строя ла­ги на обоих судах.

Почти не вызывает сомнения, что импульсные токи частотой около 10 Гц вызвали у капитана «Петра Ва­сева» В. Ткаченко вблизи приборов состояние, близкое к электросну.

Чтобы выяснить истинную причину аварии, необходимо установить, бы­ли ли помехи (хотя бы на несколько секунд) на радиовещательном цен­тре Новороссийска, в телефонной связи, на телевидении 31 августа 1986 г. между 22 ч и 0 ч по москов­скому времени. В любом случае напряженность электрического поля в Черном море и узкой Цемесской бухте должна быть больше, чем в горных породах.

Подобные аварии в различных технических системах не так уж редки. Большинство крупных эколо­гических катастроф коррелируют с солнечными или лунными затмения­ми, особенно когда Луна находится в перигее или апогее, а также с ано­мальными лунными фазами с запаз­дыванием от 1 до 9 дней.

Аварии на АЭС в Гаррисберге (1979 г.), в Чернобыле (1986 г.), в Хадаме (1079 г.), большое число ката­строф на железных дорогах, на флоте, в авиации происходили в пе­риод мощной электромагнитной ак­тивности недр перед землетрясе­ниями.

Современные энергетические установки представляют собой своего рода фильтр токов низкой частоты. Поэтому токи Земли в них могут усилиться. По-видимому, в энергетических сооружениях необ­ходимо поставить антирезонансные системы и разрядники, чтобы не до­пускать катастроф. В атомных реакторах наиболее опасным ме­стом являются низковольтные си­стемы автоматического регулиро­вания циркуляционных насосов и ка­тушки индуктивности, которые дер­жат борные стержни в ав­томатической защите таких соору­жений.

Итак, капитаны В. Ткаченко и В. Марков рассчитали, что «Петр Васев» и «Адмирал Нахимов» могут благополучно разойтись. Но случи­лась катастрофа, и с формально­логической точки зрения капитаны виновны. С точки же зрения диалек­тической логики, которая требует рассмотрения совокупности физи­ческих, психологических, социаль­ных, технических систем, авария произошла по геофизическим при­чинам.


Комментарий специалиста


А. Баскин


Статья А. Вольфсона велико­лепно иллюстрирует нашу по­вседневность. Произошла страш­ная трагедия: капитаны; не дого­ворились между собой, и столк­нулись два судна, одно из них за­тонуло, унеся с собой сотни чело­веческих жизней. Причины ката­строфы обыденно просты и нелепы. Люди десятилетиями воспитывались на мифах и тре­буют правды. Коль есть такая об­щественная потребность, обяза­тельно найдется сказочник. Как правило, это автор какой-либо глобальной гипотезы, объясняю­щей любые случаи жизни, но не признанной современниками.

Сделав в первом абзаце сенса­ционное заявление о выходе из строя навигационных комплексов на теплоходе «Петр Васев», А. Вольфсон далее указывает на ряд геофизических признаков, кото­рые именно в месте и в период столкновения могли привести к ошибкам и даже выходу из строя навигационных средств, к появле­нию у судоводителей состояния, близкого к электросну. Именно здесь, утверждает автор, следует искать причины трагедии.

Попробуем разобраться. Пер­вое утверждение А. Вольфсона: капитан сухогруза В. Ткаченко передал В. Маркову, капитану па­рохода «Адмирал Нахимов», что расхождение кораблей возможно без маневра. Не было такого. Наоборот, В. Ткаченко обещал В. Маркову пропустить его, т.е. с са­мого начала предполагался какой-то маневр. Второе утверждение: наиболее вероятная причина аварии — неправильная работа электронного регулятора изменения подачи топлива. К сожалению, на обоих судах расчет прихода в точку пересечения их курсов просто не делали, т.е. скорость правильную или неправильную не учитывали. «Адмирал Нахимов» и лага-то не имел, на «Петре Васеве» сделали за 5 мин 7 изменений скорости. Точность измерения скорости в таких обстоятельствах не учитывается, ибо не используется в решении задач.

«Адмирал Нахимов» на выходе из Новороссийска следовал по створам, т.е. по линии, закреп­ленной на местности не прибором-компасом, а двумя створны­ми знаками, не реагирующими на сейсмические процессы. «Петр Васев» следовал на вход в Ново­российск по системе разделения движения, зафиксированной на навигационных картах. На обоих судах были изъяты курсограммы, которые свидетельствуют о сов­падении их гирокомпасных кур­сов с заданными. Более того, ги­рокомпас может «врать» хоть на 100°. Математическим условием столкновения является не пра­вильность курсоуказания, а неиз­менность пеленга при любой его постоянной ошибке.

К сожалению, причины столкно­вения столь же банальны, сколь и вечны. „Петр Васев» запросил у оператора поста УДС порта Новороссийск «добро» на вход в порт. Тот «добро» дал, но предупредил, что на выход идет «Адмирал На­химов» и ему не следует мешать. «Петр Васев» пообещал не мешать. Оператор вызвал «Нахимова» и предупредил его о том, что на вход идет «Петр Васев», который усту­пит дорогу. Таким образом, опера­тор проинформировал оба судна, и к нему претензий нет.

«Адмирал Нахимов» по прави­лам должен был уступить дорогу судну, проходящему справа. Но почему бы не воспользоваться предупредительностью коллеги? В. Марков связался с В. Ткаченко и спросил, действительно ли тот уступит ему дорогу. В. Ткаченко подтвердил свое обещание, после чего удовлетворенный В. Марков ушел с мостика, оставив судно на вахтенного помощника.

Суда сближались. На расстоя­нии около 4 миль «Адмирал На­химов» обеспокоено запросил у «Петра Васева», будет ли тот уступать ему дорогу, снова полу­чил подтверждение и успокоился. На заключительной стадии оба судна маневрировали наихудшим образом: «Адмирал Нахимов» 4 раза изменял курс, «Петр Васев» 7 раз изменял скорость. Таких действий по МППСС-72 следует избегать, ибо они запутывают другое судно. И, конечно, САРП вследствие таких действий резко теряет точность. Геофизические поля тут не при чем.


iskal-znay@narod.ru



Похожие:

Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconРезюме. 18. 03. 2002 Фамилия, Имя, Отчество
Образование: 1986-1982 – Московский институт тонкой химической технологии по специальности 2002 “Технология материалов для электронной...
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconМероприятия к 25-й годовщине катастрофы на чаэс
С 11 по 26 апреля в моу «Лицей №3» проводился ряд мероприятий, посвященных 25-й годовщине катастрофы на чаэс и дню памяти погибших...
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconThurisaz
Выявленная причина при ∑= +3 (причина описывается прямой руной) или при ∑=-3 (причина описывается обратной руной)
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconА в колхозе вечером делать было нечего, Собрались мы вечером за одни столом

Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconДокументы
1. /1986 - Поколение X/01 - Поколение Х.txt
2. /1986...

Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconАмохвалов петр Алексеевич
Самохвалов петр Алексеевич, капитан на судах Мурманского тралового флота. В 1980-е годы второй помощник капитана, старпом бат «Петр...
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» icon12 апреля в мбоу сош №5 прошел урок мужества, организованный управлением по делам молодежи администрации муниципального образования Абинский район
Урок посвящен 25 годовщине катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, который провел ликвидатор последствий чернобыльской...
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconS m s от 22. 11. 2007 пласт подлинной истории петр Голованов
Петр Голованов – «камушек», представитель ПротоКультуры прошлого конструктива, на сегодня пивной алкоголик. Бывший старший ученик...
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» iconВсем женщинам, которых я знаю
Дело было вечером, жарким июньским вечером, в каком-то отдаленном районе Москвы, возле фирменного магазина, торгующего колбасами
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» icon28 ноябрь 2007 г. (Выходит с марта 1999 г.)
«Долой самодержавие!». На суде Петр Заломов выступил с грозным обвинением в адрес царского самодержавия. Петр Заломов был приговорен...
Причина катастрофы – сейсмическая активность? А. Вольфсон, инженер-геолог Вечером 31 августа 1986 г капи­тан сухогруза «Петр Васев» icon28 ноябрь 2007 г. (Выходит с марта 1999 г.)
«Долой самодержавие!». На суде Петр Заломов выступил с грозным обвинением в адрес царского самодержавия. Петр Заломов был приговорен...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов