7. Предмет тгп icon

7. Предмет тгп



Название7. Предмет тгп
Дата конвертации22.07.2012
Размер210.68 Kb.
ТипЗакон
1. /ТГП/TGP.DOC
2. /ТГП/TGP2.DOC
3. /ТГП/ТЕОРИЯ~1.DOC
7. Предмет тгп
7. Предмет тгп
1. Типология права: формац-ый и цивилиз-ый подходы


7. Предмет ТГП.

Предметом любой науки являются определенные вопросы, изучаемые данной наукой. Предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения , развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. В содержание предмета теории государства и права входят такие основные вопросы, как: происхождение государства и права, в отношении государства его сущность, типы, функции, формы, в отношении права его нормы, источники, систему и др. Особенность предмета теории государства и права заключается в том ,что государство и право исследуются во взаимосвязи друг с другом.

32. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук.

ТГП находится в системе гуманитарных наук, частью которых являются юридические науки, в которых изучаются государство и право. Юридические науки делятся на : ТГП, историко-правовые, отраслевые (уголовное, гражданское право, прикладные (судебная медицина, криминалистика). Общность ТГиП и историко - правовых наук состоит в том , что они рассматривают государство и право в целом , различие выражается в том , что историко- правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке , теория же дает обобщение этих процессов , исследует сущность государства и права , закономерности их функционирования и т.п.По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГиП выступает как обобщающая .Она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права , исследует общие для всех отраслевых наук проблемы , играет методологическую роль .Особенности теории государства и права как науки состоит в том, что она является гуманитарной ,политико-юридической, теоретической.

38. Методология и методы ТГиП.

Под методом науки понимается совокупность приемов и способов , с помощью которых постигается данный предмет. Методами ТГП являются:1.Всеобщие методы - это философские подходы , выражающие универсальные принципы мышления .Среди всеобщих можно выделить метафизику и диалектику. 2.Общенаучные методы - это приемы , которые применяются лишь на отдельных его этапах в отличие от всеобщих. К их числу относят анализ ( разделение явления на отдельные части ); синтез ( изучение явления путем объединения его составных частей); системный подход и др. 3.
К Частно-научным методам
относятся формально-юридический (изучаются понятия юриспруденции) , статистический, сравнительный, социологический и др.

35. Организация власти в первобытном обществе.Общество возникло гораздо раньше государства. Особенностью социальной власти и норм в догосударственный период являлось то , что они входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально - экономическое единство рода и племени . Признаки социальной власти в догосударственный период: распространя


лась только в рамках рода , выражала его волю; была непосредственно общественной , строилась на началах первобытной демократии; органами власти выступали родовые собрания , старейшины и др Признаки норм в догосударственный период : отношения в первобытном обществе регулировались обычаями ; существовали в поведении и в сознании людей; обеспечивались силой привычки ; выражали интересы всех членов рода и племени.


Происхождение государства.

Первые государства возникли от 6 до 2 тыс. лет назад, ими являлись: Древний Египет, государства Месопотамии, Древние Китай, Индия, Рим и др. Формирование государства - длительный процесс , который у различных народов протекал по- разному . На Востоке наибольшее распространение получила форма “азиатский способ производства” , в котором устойчивыми оказались структуры родового строя - земельная община , коллективная собственность и др. Первые государства на Древнем Востоке были доклассовыми .В Афинах и Риме рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы. Афины - это классическая форма возникновения государства , т.к. государство возникает из классовых противоположностей .В Риме образование государства ускорилось борьбой плебеев. Возникновение древнегерманского государства связано с завоеванием больших чужих территорий и т.д. До настоящего времени нет единства по вопросу о происхождении государства. Существуют следующие теории: теологическая, патриархальная, договорная, насилия и др. Различие теорий связано с тем, что возникновение государства длительный процесс, на авторов теории оказывает влияние их эпоха и личные убеждения

4. Характеристика социальных норм первобытного общества. Концепция “мононорм” как социальных регуляторов в доклассовом обществе.Право , как и государство , существовало не всегда. Его возникновение так же связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами , получившими название “неолитической революции” - с переходом от присваивающей к производящей экономике .Правила поведения людей в первобытном обществе выражались в обычаях , традициях , мифах. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были вызваны необходимостью выживания и воспроизводства человека в жестких природных условиях . Социальные нормы первобытного общества сохранялись в сознании людей и действовали не из-за принудительных мер, а в силу их авторитета. Социальные нормы первобытного общества называют мононормами ( то есть едиными нормами). Они являлись одновременно и обычаями , и нормами морали , и религиозными предписаниями . Нормы первобытного общества можно разделить на устанавливающие правила поведения и предусматривающие ответственность за нарушение данных правил. Запреты существовали в виде Табу- системы запретов на совершение определенных действий. Социальные нормы первобытного общества были основаны на присваивающей экономике. Постепенно


в процессе перехода от присваивающей экономики к производящей возникает право - система норм, которая качественно отличается от правил, регулирующих поведение людей в первобытном обществе. Сам процесс возникновения права носит объективный характер: с развитием и усложнением общества право с необходимостью приходит на смену мононормам.


16. Происхождение права.

Право , как и государство , существовало не всегда. Его возникновение так же связано с произошедшими в обществе несколько тысячелетий тому назад глобальными процессами , получившими название “неолитической революции” - с переходом от присваивающей к производящей экономике .Правила , которые регулировали поведение людей в первобытном обществе , выражались в обычаях , традициях , мифах. Они складывались самопроизвольно в течение длительного времени и были продиктованы необходимостью выживания и воспроизводства человека в жестких природных условиях .Они являлись одновременно и обычаями , и нормами морали , и религиозными предписаниями. Постепенно в процессе перехода от присваивающей экономики к производящей , с усложнением общества , с появлением публичной власти подвергается изменениям и нормативная система . Возникает право - система норм , которая качественно отличается от правил , регулирующих поведение людей в первобытном обществе. Право имеет иные процедуры создания , применения и защиты .

26. Теории происхождения государства .

До настоящего времени нет единства по вопросу о происхождении государства. Существуют следующие теории: теологическая, патриархальная, договорная, насилия и др. Различие теорий связано с тем, что возникновение государства длительный процесс, на авторов теории оказывает влияние их эпоха и личные убежденияК наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля , Филмера , Михайловского и др. Согласно этой теории государство есть результат исторического разрастания семьи , а абсолютная власть монарха является продолжением власти отца в семье . Основной смысл теории - обоснование неограниченной власти монарха , царя. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа, охраняет и защищает его, его власть ничем не ограничена, все обязаны ему подчиняться, как члены семьи отцу. Достоинства: способствует почитанию государственной власти, духу родства между членами общества. Недостаток: соединение государства и семьи монарха и отца.

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в трудах Фомы Аквинского ( средневековье) , в настоящее Маристен, Мерсье. По их мнению государство возникло по воле Бога. Следовательно государство и ег овласть вечны, незыблемы, святы. Теория призывает признать государство и власть как полученные свыше и полностью им подчиниться, не пытаться изменить установленный Богом порядок. Достоинства: способствует усилению


духовности, выступает против насилия, революций, войн. Недостаток: основана на вере и ненаучна.

Договорная теория происхождения государства получила распространение в 17-18 вв. в трудах Гроция , Руссо , Радищева и др. По их мнению в основе государства лежт общественный договор. Смысл этой идеи заключается в том, что первоначально люди находились в догосударственном состоянии, не считались с интересами других, вели постоянные войны и могли себя уничтожить. Чтобы этого не случилось, люди заключили общественный договор, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания. Значение теории: разрушила теологические и патриархальные учения, выдвинула идею власти народа, давала право народу менять власть, государство и народ имеют взаимные обязательства. Недостаток: общественный договор 2 идеал, а не реальность, ни одно государство не возникло на основе договора.


Теория насилия. Один из первых авторов - Шан Ян (китайский политик), в дальнейшем Дюринг, Каутский. Ее суть в том, что государство возникло путем насилия одних членов общества над другими, одних государств над другими. Насилие выражалось в расширении территорий, сборе налогов и др. Насилие необходимо было как для возникновения государства, так и для поддержания в нем порядка. Достоинство теории в том, что государство действительно использует насилие в своей деятельности(сбор налогов, охрана граждан). Недостаток - насилие не единственный фактор возникновения государства.

13. Понятие государства и множественность его определений.

Государство - это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая как средство обеспечения интересов всего общества и механизм управления и подавления. Признаками государства являются: наличие публичной власти (аппаратов управления и подавления) , суверенитет (независимость власти данного государства) , определенная территория, правовая система, гражданство, налоги и сборы. С понятием государства связана деятельность его государственных органов - парламента , правительства , президента и др. Государство - это публичная организация , обладающая верховной властью на определенной территории. Государство представляет собой публичную власть , отделенную от общества. Государственная власть осуществляется органами управления . Данная характеристика государства производна от его понимания как публичной власти .

19.Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Государство - это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Можно выделить следующие подходы к сущности государства :классовый , в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономического господствующего класса . Государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса, что вызывает сопротивление других классов и необходимость насилия. общесоциальный , в рамках которого государство можно оп


ределить как организацию политической власти для обеспечения общественных интересов.Наряду с этими основными можно выделить религиозный , национальный , расовый и иные подходы к сущности государства. в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любой из этих подходов.


33,39. Типология государства : формационный и цивилизационный подходы.

Типология государства - это деление государства по типам с позиции двух подходов : формационного и цивилизационного. В рамках формационного подхода основным признаком является тип производственных отношений, то есть экономический базис, в связи с чем государства делятся на рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. Достоинства данной типологии :1) признает важность социально-экономических факторов и их влияние на общество, показывает исторический характер развития государства. Слабые стороны : однолинейна, недооцениваются духовные факторы .В рамках цивилизационного подхода основными являются духовные признаки - культурные, религиозные , национальные и др. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: егопетскую, китайскую, западную и др.

Достоинства данной типологии : выделяет факторы культуры. Слабые стороны: недооцениваются социально-экономические факторы, по сути это типология не государства , а общества.


42. Понятие формы государства и его элементы.

Форма государства - это совокупность его внешних признаков , показывающих порядок образования и организацию высших органов государства , его территориальное устройство, приемы и методы осуществления государственной власти.Форму государства характеризуют три элемента : форма правления (это организация высших органов государственной власти , их структура , порядок образования , распределение компетенции и взаимоотношения с населением , различают : монархию , республику ) , форма государственного устройства

( политико- территориальное устройство государства , характер взаимоотношений между центральными и местными властями , различают: унитарное государство , федерация , конфедерация) и политический режим (это совокупность приемов и методов , при помощи которых осуществляется государственная власть ). Понятие “ форма государства” позволяет с различных сторон и в то же время комплексно рассмотреть организацию и функционирование государства, формирование и деятельность его высших органов .

??.Формы правления в государствах.

Форма государственного правления - это элемент формы государства ,который определяет систему высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию. Основными видами форм правления являются монархия, республика. При монархии верховная власть принадлежит не избираемому народу, а наследственному правителю. В настоящее время в мире на


считывается несколько десятков монархий: Англия, Испания, Швеция, Канада и др. Монархия отличается следующими признаками: главой государства является монарх, его власть передается по наследству, его деятельность не ограничена сроком, он не избирается народом, не может быть принудительно смещен с должности. Монархия может быть абсолютной либо ограниченной. При абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает должностных лиц и др). При ограниченной монархии она может быть:дуалистической - переходной от абсолютной к парламентарной, когда власть монарха ограничена незначительно. Наряду с монархом дейтсвуют иные высшие органы власти - парламент и правительство, члены которого назначаются монархом;парламентарной (конституционной) - наряду с монархом имеются высшие органы государственной власти - парламент и правительство, которые избираются народом либо партиями. Имеет место разделение властей.

При республиканской форме правления высшие органы государственной власти избираются населением и их деятельность ограничена определенным сроком. Республика в настоящее время является наиболее распространенной формой правления. Основные признаки республики: высшие органы государственной власти избираются народом, их деятельность ограничена определенным сроком, имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основными видами республик являются: президентская, парламентская, смешанная.

Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти основное положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Признаки президентской республики: официальным и фактическим главой государства является президент, он избирается народом либо выборщиками и независим от парламента, назначает и смещает членов правительства, правительство ответственно перед президентом, президент является верховным главнокомандующим, имеет право самостоятельно издавать нормативные акты, распускать парламент, выполняет функции главы исполнительной власти. Примеры - Россия.

Форма государственного правления - это элемент формы государства ,который определяет систему высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенцию. Основными видами форм правления являются монархия, республика.

Суть парламентской республики состоит в том, что среди высших органов государственной власти основную роль играет парламент, который оказывает воздействие на избрание правительства. Парламентская республика имеет следующие признаки: парламент является важнейшим из органов государственной власти, правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, правительство ответственно перед парламентом, фактическиМ руководителем государства является глава правительства, в парламентских республиках имеется должность президента, чья роль является номинальной. Примеры - Италия, Германия.


31. Форма государственного устройства.

Форма государственного устройства - это способ территориальной организации государства, определяющий характер взаимоотношений между центральными и местными властями. Основными видами форм государственного устройства являются: унитарное государство, федерация, конфедерация.

2.Унитарное государство имеет единую территорию и единую систему государственной власти. Признаки унитарного государства: единство территории, деление страны исключительно по административно-территориальному признаку, административные единицы не обладают политической самостоятельностью, наличие одной конституции, единой системы законодательства, единых высших органов государственной власти, единое гражданство, единую денежную систему. Примеры - как правило, небольшие государства: Дания, Швеция, Франция.

5.Федерация - сложное государство, состоящее из частей, обладающих признаками государства. Признаки федерации: территория состоит из территории ее субъектов, субъекты обладают признаками государства (имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти), имется единая конституция, единые вооруженные силы, полиция, высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат общим органам - президенту, правительству, парламенту. Федрации могут быть территориальными (разделение по территории - США), национальными (разделение по национальностям - Югославия), национально-территориальными (смешанными).

11.Конфедерация - временный союз государств , образуемый для достижения политических , военных , экономических и прочих целей . Конфедерация не обладает суверенитетом , представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго - Швейцария . Для конфедерации характерны - наличие у каждого члена собственного суверенитета, отсутствие единых высших органов государственной власти, право свободного выхода.

8.Демократический режим. Политический режим - это система методов , способов и средств осуществления политической власти . Понятие “политический режим” включает в себя следующее : соотношение прав и свобод гражданина с правами государства ; гарантированность прав и свобод личности, степень гласности в обществе, место и роль негосударственных органов в политической системе общества и др. Известны режимы демократический, авторитарный, тоталитарный.Понятие “демократия” означает “власть народа”. Однако, ситуации, при которой весь народ осуществляет политическую власть, не существует, это идеал. Признаки демократического режима: население участвует в формировании и осуещствлении государственной власти посредство прямой (когда граждане голосуют непосредственно) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные оргнаы), решения принимаются большинством, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и их подотчет


ность избирателям, силовые структуры находятся под демократическим контролем общества, основными являются методы убеждения, во всех сферах жихни господствует закон, гласность, разделение власте на законодательную, исполнительную и судебную. Примеры -США, Германия, Франция и др.

36.Политический режим - это система методов ,

способов и средств осуществления политической власти . Понятие “политический режим” включает в себя следующее : соотношение прав и свобод гражданина с правами государства ; гарантированность прав и свобод личности, степень гласности в обществе, место и роль негосударственных органов в политической системе общества и др. Известны режимы демократический, авторитарный, тоталитарный. Авторитарный режим расположен между тоталитарным и демократическим. Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется одним лицом при минимальном участии народа. Главная характеристика данного режима - авторитаризм как метод власти и управления. Примеры - Испания в период правления Франко, Чили во времена власти Пиночета. Признаки авторитарного режима: власть сосредоточена в руках одного или нескольких органов, отсутствует разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, роль представительных органов ограничена, отсутствует выборность государственных органов народом, в качестве методов управления используются административные, в то же время отсутствует террор.

24.Понятие и классификация функций государства.Функции государства - это основные направления его деятельности, в которых определяется сущность гогосударства. Содержание каждой функции составляет деятельность государства в определенной сфере общественной жизни. Содержание и значение функций государства изменяются в процессе его развития . Функции государства можно разделить по различным основаниям . Так можно выделить постоянные и временные функции государства . По сферам деятельности различают внутренние и внешние функции государства. Внешние функции государства - это направления деятельности государства в его отношениях с другими государствами . 2 основные : военную (ведение войн, оборона) и сотрудничество с другими странами . Существуют единые функции любого государства: :экономическая; политическая; социальная ; идеологическая

55. Внутренние функции - направлены на решение задач внутреннего развития общества. К ним относятся : экономическая (управление экономикой, финансами) , политическая (работа государственных органов), социальная (забота о некоторых слоях населения - пенсионерах, малообеспеченных), культурная , охраны правопорядка , прав и свобод граждан (борьба с правонарушениями), обеспечения общественной безопасности .

24.. Функции Российского государства в современный период.Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задача. В зависимости от продолжительности действия функций государства делятся на постоянные ( осуществляются на всех этапах


развития государства ) и временные ( прекращают свое действие с решением определенной задачи ) ; в зависимости от значения - на основные и не основные , в зависимости от того, в какой сфере жизни они обычно осуществляются - на внутренние и внешние . К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие : охрана прав и свобод человека и гражданина , экономическая , налогообложения , социальной защиты , экологическая , культурная . К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие : оборона страны , поддержание мирового порядка , сотрудничество с другими государствами и т.п.


27. Государственная и политическая власть : соотношение понятий.Государственная власть является разновидностью социальной власти, под которой понимают отношения подчинения между субъектами , опирающиеся на принуждение . Государственная власть более узкая категория, чем политическая , ибо последняя осуществляется не только государством , но и другими звеньями политической системы общества : партиями общественными организациями и др. Государственная власть - это публично - политическое отношение господства и подчинения между субъектами , опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти : распространяется на все общество , носит публично - политический характер , опирается на государственное принуждение , осуществляется специальными лицами , система налогов , деление населения по территориальному признаку и др.

47.Государственно-властное полномочие: понятие и признаки.Составными элементами государства являются его органы. Орган государства - это юридически оформленная и обособленная часть аппарата государства. Он состоит из государственных служащих, наделен государственно-властными полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни и соответствующими материальными средствами для выполнения определенных задач и функций государства. Важнейшим признаком органа государства обладанаие государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия означают юридически закрепленные возможности осуществляь государственную власть, принимать от имени госудкрства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Основными элементами государственно-властных полномочий являются: структура органа государства, порядок его формирования и деятельности закрепляются юридическими нормами, орган государства наделен правом издавать юридические акты, эти акты обеспечиваются мерами убеждения и принуждения, орган государства распоряжается средствами государственного бюджета.


51. Общеобязательность и системность права.

Право - это система общеобязательных социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. Главные признаки правовых норм и права: издание их государством, формальная определенность, обеспечение принудительной силой государства, общеобязательность и др. Общеобязательность означает, что все правовые нормы обязательны для исполнения теми, котому они адресованы. В случае неисполнения возможно применение мер государственного принуждения. Система права - это внутренняя организация права, включающая разные элементыи связи между ними. Элементами системы выступают: правовые нормы, правовые институты (совокупность норм), отрасли права (совокупность институтов). Система права также делится на публичное (регулирует отношения в области государственного управления) и частное (регулирует отношения между людьми).


44.Понятие органа государства. В структуру государственного механизма входят государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия. Орган государства - это юридически оформленная и обособленная часть аппарата государства. Он состоит из государственных служащих, наделен государственно-властными полномочиями по управлению конкретной сферой общественной жизни и соответствующими материальными средствами для выполнения определенных задач и функций государства. Признаки государственного органа: наделен государственно-властными полномочиями, входит в единую систему государственных органов, имеет внутреннюю структуру, имеет собственные права, осуществляет свою деятельность на определенной территории. Реализация властных полномочий государственного органа осуществляется путем издания обязательных юридических актов, обеспеченных мерами убеждения и принуждения.

45.Нормативность и формальная определенность права. Право - это система общеобязательных социальных норм, которые устанавливаются и защищаются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. Главные признаки правовых норм и права: издание их государством, формальная определенность, обеспечение принудительной силой государства, общеобязательность и др. Одно из основных свойств права - нормативность. Право состоит из норм - правил поведения общего характера, регулирующих общественные отношения. Право - это не просто совокупность норм, а определенная их система. Формальная определенность права означает. Что нормы права четко сформулированы и закреплены в письменном виде. В отличие от многих социальных норм (морали, обычаев) правовые нормы должны быть конкретными и однозначными.


25, 30. Соотношение права, экономики и политики. Право- это система общеобязательных норм, которые устанавливаются и защищаются государством и предназначены для регулирования отношений в обществе. Экономика - это со

вокупность производственных отношений. Политика- это отношения по поводу власти между партиями, классами, государством и народом. Существуют 2 мнения об их соотношении. Согласно первому подходу среди этих понятий нет главного. Основным фактором развития общественных отношений выступают интересы людей. В некоторых случаях они реализуются сначала в праве, а затем в экономике (например в эпоху буржуазных революций сначала принимались закона, а на их базе строились новые экономические отношения). Иногда интересы людей реализуются сначала в производственных отношениях, а затем закрепляются в праве. Политика же выступает посредником между данными явлениями. Согласно второму подходу экономика определяет политику и право, экономика является базисом, а политика и право - надстройкой. Политика здесь также выступает в виде посредника между экономикой и правом. Соотношение между политикой и правом проявляется в 2 видах: когда главным фактором выступает политика, когда главным фактором выступает право


52. Психологическая теория происхождения права

Психологическая теория права сформировалась в первой половине 20 в. Ее авторы - Тард, Петражицкий, Росе. Основные положения теории - причины появления права находятся в психике людей, права и обязанности возникли из чувств людей, право делится на интуитивное (то есть из личных переживаний людей) и позитивное (установленное государством), главным из них является интуитивное право, именно оно определяет действий человека. Достоинства теории: определяет значение психологии для возникновения права, интуитивное имеет много общего с правовым сознанием. Недостатки: недостаточный учет других факторов, кроме психологического.

53. Основные признаки государства.

Государство - это организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления. Признаки государства: наличие публичной власти (совокупности аппаратов управления и подавления) , суверенитет (независимость власти данного государства от всякой иной власти), территория и административно-территориальное деление, правовая система, гражданство, налоги и сборы.

23. Советское государство: основные этапы развития и сущность.

Советское государство образовалось в 1917 г. в результате Октябрьского вооруженного восстания. Первым этапом его развития являлась диктатура пролетариата (то есть неограниченная власть) , ее политической основой являлась система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, принцип разделения властей отвергался. В это время были проведены такие реформы, как национализация, конфискация, отмена частной собственности была создана


система репрессивных органов. Советское государство было создано как федеративное, в его состав входили союзные республики. В Конституции СССР 1997 г. было зафиксировано создание общенародного государства. В качестве цели указывалось построение бесклассового коммунистического общества, базирующегося на общественном самоуправлении. Право должно было преобразоваться в право коммунистического общежития. Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность на средства производства, основой политической системы - Советы. К 1990 г. Советское государство вступило в стадию кризиса и в 1991 г. распалось.

34. Советская форма правления: доктрина и практика. Советское государство образовалось в 1917 г. в результате Октябрьского вооруженного восстания. Органами власти в советском государстве являлись советы. Они возникли в результате революционной борьбы народа в 1905-1907 г.г. Их характерные признаки: возникли в результате революционных выступлений, соединение законодательных, исполнительных и контрольных функций, демократический централизм как принцип организации, руководящая роль коммунистической партии. С точки зрения доктрины Советы - демократическая система власти, поскольку они избирались народом. Однако, практика доказала несостоятельность такой формы правления. К 1990 г. Советское государство вступило в стадию кризиса и в 1991 г. распалось.

14. Теория происхождения права.

Право, как и государство, существовало не всегда. Его возникновение связано с неолитической революцией - переходом от присваивающей к производящей экономике. Правила людей в первобытном обществе выражались в обычаях, традициях, мифах. Они являлись одновременно и обычаями, и нормами морали, и религиозными предписаниями. Постепенно в процессе перехода от присваивающей экономики к производящей, с усложнением общества, с появлением публичной власти подвергается изменениям нормативная система. Возникает право - система норм, которая регулирует поведение людей. Оно имеет иные процедуры создания, применения и защиты. Существуют разные теории создания права: историческая, нормативистская, психологическая, социологическая и др. Например, психологическая теория права считает, что причины появления права находятся в психике людей.



Похожие:

7. Предмет тгп icon1. Предмет, функции, методологии тгп. Место в юр науках
Право – это обусловленная природой человека и выражающая свободу личности система регулирования общ-ных отношений, к-рой присущи:...
7. Предмет тгп iconДокументы
1. /ТГП-Т.4-5.96.djvu
7. Предмет тгп iconДокументы
1. /ТГП-Т.4-5.96.djvu
7. Предмет тгп iconДокументы
1. /Шпоры к зачету по ТГП.doc
7. Предмет тгп iconДокументы
1. /Учебник ТГП (Шарце).txt
7. Предмет тгп iconТематическое планирование по русскому языку в 3-м классе
Различение понятий «предмет» и «слово». Слова, обозначающие предмет, действие предмета и признак предмета
7. Предмет тгп iconДокументы
1. /Учебник ТГП (коллектив авторов-1998).txt
7. Предмет тгп iconЕ. А. Тюгашев предметоцентризм и педоцентризм в понимании предмета философии
Между тем предмет есть нечто пребывающее в покое, остановившееся. А историчность философии показывает ее изменчивость. Следовательно,...
7. Предмет тгп iconПрограмма «технология» Пояснительная записка Учебный предмет «Технология»
Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом
7. Предмет тгп iconФилософия и ее предмет
Предмет искусства – внутренний, духовный мир человека в его отношении к внешнему миру, или же наоборот. Оно, в отличие от науки,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов