Уроках математики icon

Уроках математики



НазваниеУроках математики
Дата конвертации22.07.2012
Размер132.09 Kb.
ТипУрок

Организация интерактивного обучения на уроках математики


Освоение коммуникативной компетенции подразумевает использование различных коллективных приемов на занятиях математикой: работа в группе, дискуссия, дидактические игры и т.д.

Подготовка к уроку


При подготовке к уроку с применением интерактивных технологий, придерживаюсь следующих правил:

  • В работу вовлекаю в той или иной мере всех учащихся.

  • Забочусь о психологической подготовке учащихся. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В связи с этим использую разминки, постоянное поощрение учащихся за активное участие в работе на уроке. Предоставляю возможности для самореализации учащихся.

  • Для продуктивной работы на уроке математики делю учащихся на группы как на основе добровольности, так и на принципе случайного выбора. Ведь важно, чтобы каждый был услышан, каждой группе предоставлена возможность выступить по проблеме.

  • Подготавливаю кабинет для работы на уроке с таким расчетом, чтобы учащимся было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами для учеников должен быть создана комфортная обстановка.

  • Определяю вопросы процедуры и регламента, договариваясь об том в самом начале урока. При этом рекомендую всем учащимся проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, грамотно вести полемику.
^

Групповая форма работы на уроках математики


Групповая форма организации урока математики имеет сложную структуру. В процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между учителем и учащимся, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса. Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленных на уроке задач.

При групповой форме обучения я стараюсь одновременно решить три основные задачи:

  • Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

  • Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения;

  • Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

При организации групповой работы придерживаюсь следующих этапов, рекомендуемых Г.К.
Селевко:

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

    • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    • выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);

    • раздача дидактического материала по группам.

  2. Групповая работа:

    • знакомство с материалом, планирование работы в группе;

    • распределение заданий внутри группы;

    • индивидуальное выполнение задания;

    • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

    • обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

    • подведение итогов группового задания, выводы.

      1. Заключительная часть:

    • презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных учителем;

    • анализ познавательной задачи; рефлексия;

    • общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи.

Формирование групповой общности начинаю с разминки – эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д. Учащимся иногда предлагаю кратко ответить на вопросы: «Что ты ждешь от урока?», «Что тебе уже известно по данной теме?». Хорошо помогают созданию нужной ауры выбор эпиграфа к уроку.

При проведении рефлексии предлагаю учащимся закончить предложения:

^ Сегодня на уроке…

Работа в группе мне …

Хочется пожелать, чтобы… и др.

Во время групповой работы я контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы, в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе. Очень важным в такой деятельности является психологиче­ский фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и есте­ственно верили в свои силы, в возможность достижения лучших резуль­татов.

При первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, учебных умений и навыков, использую работу в парах. Характер такой деятельности – репродуктивный. Использую пары постоянного и переменного состава, динамические и статистические.

На этапе устной самостоятельной работы, которая выполняется в паре под условным названием «Ученик - учитель», использую карточки. Каждый в паре играет то роль учителя, то роль ученика в определенный момент времени. На работу отводится до 10 минут урока.

В это время я осуществляю включённый контроль, т.е. слушаю от­веты то одного, то другого ученика в различных парных группах и со­ответственно оцениваю их, помогаю ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возник­новения, оцениваю не только отвечающего, но и качественную работу «учителя». Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем са­мым обогащая, закрепляя и свои знания. Ведь каждому надо дать такую возможность: высказать своё мнение и быть услышанным.

После завершения этой работы ещё раз, но уже перед всем классом одна из групп даёт ответы по карточкам. Таким образом, за небольшой промежуток времени можно оценить работу 10-12 учащихся, что при традиционной фронтальной работе невозможно.

Иногда организую работу в паре «Ученик-учитель», в которую включены сильный и слабый или сильный и средний учащиеся. Целью такой работы является организация помощи сильными учащимися бо­лее слабым товарищам по классу. Причём такая работа является очень эффективной не только на начальном этапе изучения новой темы, но и в процессе повторения изученного. При этом работу организую комби­нированно: те, кто отлично усвоил материал, на определённую часть урока выполняют роль учителя, помогая ликвидировать пробелы в зна­ниях тех, кто по какой-либо причине имеет их, остальные работают индивидуально и коллективно, после чего организуется проверка вы­полнения работы пары «Ученик-учитель». Стараюсь привлекать для этой работы хорошо подготовленных учащихся, чтобы быть твёрдо уверенной в хорошем качестве такой помощи. Такая рабо­та чрезвычайно полезна обоим ученикам: «учителю» важно уметь объяснять качественно, понятно, владеть алгоритмами решения тех или иных задач, основами теории, необходимой для достижения цели и, в конечном итоге, научить. Тот же, кого обучают в данный момент получает уникальную возможность понять непонятное, подняться в своём уровне развития, а может быть и узнать новое. Работа в паре «Ученик-учитель» способствует развитию речи обоих учеников, закреплению знаний и умений, утверждению в знаниях обучающего, оказывает благо­приятное воздействие на формирование чувства коллективизма и товарищества.

Кроме описанной выше формы работы в паре, называемой стати­ческой, когда общаются на протяжении некоторого времени два сидя­щих за одной партой ученика, я использую также работу в паре, называемой динамической, когда поочерёдно общаются друг с другом учащиеся, сидящие за двумя соседними партами (это уже малая группа из 4-х человек).

Каждый ученик этой малой группы получает карточку с заданием, на обратной стороне которой имеются целесообразные вопросы, а так­же предполагаемые ответы на них (ключи к решению задачи).

Получив такую карточку, каждый должен разобраться в решении. После этого начинается общение каждого с каждым в данной группе. Таким образом, каждый ученик группы решит 3 задачи, а одну, разоб­рав предварительно, предложит каждому из членов его группы.

Такие карточки предлагаются в четырёх вариантах для четырёх учащихся группы. Во время этой групповой работы я, как и описыва­лось выше при работе в статической паре, осуществляю включённый контроль. Работа длится до 20-25 минут урока, после чего ученики при­ступают к письменной самостоятельной работе по вариантам. И теперь уже начинается этап индивидуальной работы, т. е. этап отключённого контроля: поочередно приглашаю учеников к столу или к доске для ре­шения задач и упражнений.

При формировании знаний умений и навыков по теме также использую деление на группы по три-четыре человека, которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя). Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений". Ценность данного урока - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. У меня есть возможность оценить работу и каждого ученика отдельно и работу группы.

При изучении нового материала использую уроки  по типу "мозаики", т.е. форму совместно-групповой работы. Материал разбиваю на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оцениваю конспект, составленный учащимися. Для актуализации знаний, мотивации учебной деятельности использую прием организации совместного поиска "Что мы об этом знаем?".

По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Межгрупповое общение организую почти всегда, так как это дополнительная возможность формирования коммуникативной компетенции.
^

Использование современных технологий на уроках математики


Используемые мною современные технологии позволяют более эффективно реализовать интерактивные методы обучения математике для успешного формировании информационной и коммуникативной компетенций учащихся.

Компьютерные технологии обучения – совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций учителя по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля. Эти технологии позволяют мне видоизменять весь процесс преподавания математики, интенсифицировать занятия, а главное – совершенствовать самоподготовку обучающихся. В качестве домашнего задания может служить подготовка презентации по изученной теме с примером решения задачи; нахождение информации с помощью ресурсов библиотеки или Интернета о истории того или иного понятия, теореме, ученом-математике и т.п.; различные творческие задания. Главная задача таких заданий - формирование умений работать с информацией, то есть освоение информационной компетенции.

Современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение превращают обучение математике в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости новых форм занятий, проведение итогового контроля, повышает индивидуальность и интенсивность обучения и предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся.

В своей работе я использую информационные ресурсы по подготовке учащихся к урокам, к экзаменам по математике, которые находятся в сети Интернет (www.uztest.ru).

Мультимедиа технологии – способ подготовки материалов в электронном виде, включающих визуальные и аудиоэффекты. Использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, наполнить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче и насыщеннее. Эти технологии позволяет мне сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.

^ Мультимедийные средства объединяют в единое целое информацию разной природы – текст, звук, графику, фотографии, видео. Это создает мультисенсорную среду, которая более глубоко и разносторонне воздействует на учащегося. При использовании мультимедийных средств на уроках математики, я сочетаю элементы иллюстративного и схематичного подходов, дополняя документами, отрывками из разнообразных источников. При этом и документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью“. Материал даю в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

Использую в работе мультимедийные учебники, которые значительно расширяют возможности предъявления и усвоения информации: "Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников", "Тригонометрия не для отличников", "Teach Pro Математика. Решение уравнений и неравенств", "Teach Pro Математика. Тригонометрия. Функция",  "Все задачи школьной математики. Алгебра 7-9, Алгебра и начала анализа 10-11, итоговая аттестация выпускников",  "Открытая математика. Планиметрия", "Открытая математика. Функции и графики".

Технологии не стоят на месте. Место обычных маркерных досок в современных школах стали занимать интерактивные доски. Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, у которого гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Работая с интерактивной доской, я имею возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Использование возможностей интерактивной доски вносит в учебный процесс новое качество. Возможности интерактивной доски позволяют мне как учителю математики:

  • проводить мультимедийные презентации, что увеличивает объем информации для усвоения;

  • проводить устный счет (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

  • постепенно подавать информацию;

  • организовывать работу учащихся по заполнению пропусков в текстах, формулах, примерах, задачах, уравнениях при помощи цифровых чернил маркером;

  • взаимодействовать с объектами, двигая буквы, цифры, слова или картинки;

  • возможность вернуться к сделанным записям;

  • комбинировать кадры из готовой коллекции изображений (рисунки и схемы к задачам, таблицы, графики, шаблоны линованной бумаги, подложки, символы, иллюстрации, системы координат, линейки и т.д.);

  • использовать сохранённый урок при повторении и закреплении материала, рефлексии (создавая, таким образом, свое методическое обеспечение).

Все выше перечисленное позволяет более полноценно распределять время на уроке, как при подаче, так и при закреплении учебного материала. Интерактивная доска способствует высокой заинтересованности и активности учеников, уроки проходят динамичнее, знания усваиваются лучше, и повышается успеваемость.

Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для меня это тоже очень важно, потому что я могу обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости могу показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Интерактивная доска на уроке помогает мне в доказательстве теорем, иллюстрировании определений, в решении задач по геометрии, задач на движение, при изучении координатной плоскости, построению графиков функций, проверке домашнего задания, организации обучающих самостоятельных работ.

Остановлюсь подробнее на этих моментах использования интерактивной доски на уроках математики.

^ 1. Доказательство теорем.

В презентации показываю последовательные шаги построения, динамику дополнительных построений, необходимых для доказательства. Представляю другие способы доказательства теорем, так как использование презентации сокращает время подачи информации на уроке. В задачи по отработке доказанных теорем при первичном закреплении имею возможность внести небольшие изменения на слайдах для дальнейшего использования этих задач на следующем уроке.

^ 2. Иллюстрирование определений.

Создаю анимированные слайды, где на экран последовательно выводятся объекты и надписи, выделяются на чертеже точки отрезки, углы. Это помогает мне проиллюстрировать изучение нового материала, показать интересные примеры. Дальше предлагаю обучающимся начертить, например, параллелограмм в тетради, обозначить вершины другими латинскими буквами, выписать названия вершин, сторон и углов.

^ 3. Решение задач по геометрии.

Программа PowerPoint позволяет мне сделать задачи по геометрии более наглядными с использованием цветовой гаммы, анимации последовательных шагов решения, визуальные подсказки.

В задаче можно анимировать последовательные шаги построения чертежа. Такой пошаговый показ помогает учащимся правильно сделать построения, осмыслить текст задачи. Визуальная подсказка является ключом к алгоритму решения задачи.

^ 4. Задачи на движение.

Текстовые задачи на движение можно «оживить» с помощью анимации. Для некоторых задач устанавливаю управляющие кнопки, что при работаете с интерактивной доской.

^ 5. Координатная плоскость.

Доска в клеточку очень удобна при изучении координатной плоскости. Интерактивная доска дает возможность двигать графики функций с помощью маркера, что позволяет лучше понять преобразование графиков.

^ 6. Проверка домашнего задания.

При проверке домашнего задании можно дать не только правильные ответы, но и образец решения, отсканировав верно выполненную домашнюю работу.

^ 7. Организация обучающих самостоятельных работ.

Рядом с каждым заданием можно написать не только ответы, но и решения. Проверяя свою работу, учащиеся видят свои ошибки, тут же исправляют их. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание материала.


Использование вышеперечисленных технологий на уроках математики дает целый ряд преимуществ, как мне, так и учащимся: обеспечивает более ясной, эффективной и динамичной подачей материала, дает возможность рисовать и делать записи поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени; обеспечивает хороший темп урока; упрощает проверку усвоенного материала на основе сохраненных файлов; обеспечивает многократное использование разработанных материалов. Повышается мотивация учащихся благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов.


^

Список литературы





  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.

  2. Кларин М.В. Интерактивное обучение — инструмент освоения нового опыта.- Педагогика, 2000, № 7

  3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

  4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

  5. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». – 2002. – 23 апреля – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm



<< Назад




______________________________________________________________________________


Захарова Юлия Викторовна, 2010




Похожие:

Уроках математики iconРуководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики
Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения...
Уроках математики iconПротокол заседания рмо учителей математики от 26 марта 2010 года. Присутствовало 20 человек. Повестка дня
По первому вопросу слушали учителя математики Фоминской сош Низову Н. А. «Здоровьесбережение на уроках математики»
Уроках математики iconУроках математики ( выступление на шмо учителей математики)
...
Уроках математики iconУроках математики и физики
Прашкевич Зинаида Геннадьевна, руководитель методического объединения учителей математики и физики уо «Турковская госш»
Уроках математики iconУрок сказка» по теме: «Упрощение выражений» (урок закрепления пройденного материала) Учитель математики: Шарынина Алла Николаевна, гоу сош №17 Василеостровского района
...
Уроках математики iconУроках математики между начальной и основной школой как условие успешности обучения
Часто учителя математики 5 классов сетуют на плохую математическую подготовку выпускников начальных классов, отмечая неумение самостоятельно...
Уроках математики iconСеминара «Использование икт на уроках математики»

Уроках математики iconМетодика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе (лекция)
Методика работы с уже решенной задачей на примере ее преобразования на уроках математики в начальной школе
Уроках математики iconДокументы
1. /Модульная технология на уроках математики.docx
Уроках математики iconДокументы
1. /Использование компьютера на уроках математики.doc
Уроках математики iconДокументы
1. /проектная деятельность на уроках математики.docx
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов