Печатается по решению педагогического совета icon

Печатается по решению педагогического совета



НазваниеПечатается по решению педагогического совета
Дата конвертации22.07.2012
Размер262.82 Kb.
ТипПамятка



УО «Миорский государственный Дом детского творчества»





№1/ 2008 год


Печатается по решению педагогического совета


УО «Миорский государственный Дом детского творчества»


Информационно – методический вестник «В помощь руководителю кружка»: Сборник материалов в помощь руководителю кружка / Составитель: Артимович М.Ф.- Миоры : ДДТ, 2008.


Содержание


  1. Должностные обязанности руководителя кружка.

  2. Критерии оценки эффективности деятельности кружка.

  3. Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка.

  4. Памятка по организации и проведению открытого занятия в кружке.

  5. Методика проведения педагогического анализа кружкового занятия.

  6. Мастер – класс руководителя кружка.

  7. Организация кружковой работы в оздоровительном лагере (методические рекомендации).



В сборнике представлены материалы по организации кружковой работы в учреждениях образования.

Адресуется как начинающим, так и опытным руководителям кружков.


УО «Миорский государственный

Дом детского творчества»


Миоры, 2008.


^ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

руководителя кружка (клуба по интересам, студии и др.)


- комплектует состав кружка (студии, секции и др.) и принимает меры по его сохранению на протяжении учебного периода;

- участвует в разработке учебных планов и программ, проводит учебные занятия с учётом интересов, способностей, допустимой нагрузки учащихся;

- способствует развитию талантов, творческих способностей и профессиональных качеств у детей, подростков, организует участие их в выставках, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях;

- в своей работе взаимодействует с педагогом – организатором, социальным педагогом, психологом, другими работниками учреждения, родителями учащихся, общественными организациями;

- содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;

- участвует в организации летнего отдыха воспитанников, проведении массовых мероприятий;

- несёт ответственность за состояние материальной базы, способствует её обновлению и совершенствованию;

- систематически повышает своё профессиональное мастерство;

- обеспечивает выполнение правил по охране труда.


^ Должен знать: законодательные акты Республики Беларусь в области образования и нормативно – правовые документы по вопросам образования, организации воспитательной работы с детьми и подростками, правами ребёнка; основы трудового законодательства; программы и методики работы кружков; методику работы с педагогически запущенными воспитанниками; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии; основы отраслевых знаний; правила охраны труда.


Критерии

оценки эффективности деятельности кружка

Одна из ключевых проблем организации кружковой деятельности – проблема отслеживания и оценки её результатов. Измерение педагогического результата даёт возможность диагностировать состояние образовательного процесса в кружке, оценивать ход его развития, прогнозировать достижение новых результатов, сравнивать образовательные потенциалы разных детских формирований.

Общие критерии оценки деятельности кружка:

  • Реалистичность и конкретность целей и задач деятельности кружка, их достижение;

  • Научная обоснованность отбора содержания учебного материала и его соответствие возрастным и психофизическим особенностям детей, их потребностям и интересам;

  • Многообразие видов деятельности педагога и воспитанников;

  • Овладение кружковцами знаниями, умениями и навыками по направлению деятельности, предусмотренными программой;

  • Повышение уровня воспитанности, самооценки, творческих способностей;

  • Развитие исследовательской, опытнической работы;

  • Результативность учебно – воспитательного процесса (количество выставок, конкурсов, соревнований, количество полученных наград);

  • Участие в конференциях, семинарах (районных, областных, республиканских);

  • Сотрудничество с общественными организациями, государственными учреждениями;

  • Общественно- полезная деятельность кружка ( участие в смотрах, выставках, акциях, ярмарках – продажах);

  • Уровень материально – технического , дидактического и методического обеспечения;

  • Работа с детьми, требующими особого педагогического внимания (одарённые, трудные);

  • Активное участие родителей в жизни кружка;

  • Профессиональный рост педагога;

  • Профессиональная ориентированность воспитанников;

  • Сохранность контингента.



Памятка

по подготовке и проведению творческого отчёта кружка


Творческий отчёт - комплексное мероприятие, отражающее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических, социальных проблем.


^ Творческий отчёт предусматривает:

  1. Организацию выставки, наглядно отражающей систему работы руководителя кружка (доклады, разработки отдельных тем, поурочные планы; авторские образцы дидактического материала; наглядные пособия таблицы; варианты авторских программ, творческие работы, рефераты учащихся, модели, поделки, рисунки кружковцев).

  2. Слушание доклада, в обобщённом виде раскрывающего систему деятельности педагога.

Требования к докладу:

    1. содержательность, точность;

    2. логичность, последовательность;

    3. краткость;

    4. аргументированность, убедительность;

    5. культура выступления (дикция, темп, эмоциональность и т.д.);

    6. положительный имидж педагога (внешний вид, жесты, осанка, движения, манеры);

    7. соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения.


Структура доклада:

  • вступление (краткая справка об истории кружка, основные этапы развития кружка, актуальность работы по данному направлению и др.)

  • основная часть ( информация о системе работы педагога, используемых технологиях и методиках, методической, экспериментальной, инновационной деятельности педагога, работа с активом кружка, родителями и общественностью, профориентация, создание благоприятной психологической атмосферы в кружке, педагогическая диагностика, результативность и др.)

  • заключение (педагогическое кредо руководителя кружка, планы и перспективы развития кружка, проблемы и предполагаемые пути их решения).

  1. Открытое занятие (массовое мероприятие), являющееся продолжением устного выступления, отражающее деятельность кружка.


Требования к открытому занятию:

    1. чёткое определение темы, цели занятия;

    2. тщательный отбор содержания, форм, методов, приёмов работы на разных этапах занятия;

    3. выделение главного в содержании занятия;

    4. мастерство педагога (использование разнообразных источников знаний, умение управлять вниманием детей, стимулировать интерес, эффективно проверять знания, сочетать различные способы деятельности, работать с наглядностью, осуществлять обратную связь с детьми);

    5. внимание, интерес, активность детей, увлечённость работой на разных этапах занятия;

    6. культура труда, организованность.



ПАМЯТКА

по организации и проведению открытого занятия в кружке


Открытое занятие – яркое событие в жизни коллектива кружка, демонстрирующее профессионализм и мастерство педагога, знания, умения и навыки учащихся по данному направлению деятельности, положительный эмоциональный фон в коллективе.

^ Открытое занятие отличается:

- информационной насыщенностью,

- оригинальностью,

- нестандартностью,

- разнообразием приёмов, форм и методов работы, применяемых педагогом на занятии.

^ Аудитория, где проходит открытое занятие, может быть оформлена рисунками, моделями, стенными газетами, персональными выставками учащихся, педагога и т.д.

Подготовка открытого занятия:

- Продумайте, какой учебный материал наиболее подходит для достижения методической цели занятия, т.е. определяет конкретную учебную тему, объём и содержание материала, место данного занятия во всем процессе обучения, его учебно – воспитательные задачи, формы и методы проведения, тип и структуру занятия.

- Подробно опишите ход занятия, это поможет внести коррективы и изменения при необходимости.

- Продумайте материально – технические средства, которые могут сделать занятие более ярким.

- Подберите дидактический, раздаточный материал, соответствующий теме Вашего занятия.

- Подготовьте своих воспитанников к тому, что на предстоящем открытом занятии не только Вы, но и они должны показать свои знания, умения, навыки.

^ Проведение открытого занятия:

- В начале открытого занятия не забывайте сказать о теме, целях и задачах.

- Используйте такие приёмы и формы работы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала, выработке необходимых навыков и умений, применяйте активные формы работы (конкурсы, викторины, деловые игры и т.д.).

- При необходимости организовывайте работу по группам, звеньям.

- Дифференцированно подходите к выбору индивидуальных заданий.

- Индивидуальная самостоятельная работа может сопровождаться музыкальным фоном.

- Занятие пройдёт успешнее, если Вы сумеете создать рабочую, творческую атмосферу, создадите для каждого ребёнка ситуацию успеха.

- Во время перерыва можете провести с учащимися гимнастику для глаз, игры на сплочение детского коллектива, коммуникативные игры, занимательные конкурсы.

- В кружках музыкального профиля можно дать познавательную информацию о музыке, известных музыкантах, в технических – использовать проблемные вопросы, повторить технику безопасности, в спортивных – учитывать возрастные особенности детей, состояние их здоровья, продумать индивидуальный темп тренировки.

- Подвести итоги занятия.

- Отметить работу лучших учащихся.

- При необходимости предложите детям подготовить дополнительный материал по данной теме.

При анализе Вашего занятия обоснуйте:

- выбор темы, целей и задач;

- форм, методов и приёмов работы, использование данной наглядности;

- проанализируйте лучшие и неудавшиеся моменты занятия.


Методика

проведения педагогического анализа кружкового занятия


Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной составляющей её успеха. Однако аналитическая деятельность в организации воспитательного процесса вызывает наибольшие затруднения. А неверно сформированные цели в результате проведённого анализа могут привести к дезориентации деятельности субъектов воспитательной системы.

Отметим типичные недостатки анализа:

  1. Отсутствие чётко сформулированной цели анализа.

  2. Несоответствие программы наблюдений поставленной цели.

  3. Бессистемность анализа кружковых занятий.

  4. Рекомендации руководителю кружка даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток – рекомендации». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недостаток – причина – рекомендация».

  5. Оценка анализируемого занятия исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика.

  6. Нелогичность выводов – перечисляется все положительное, делается положительный вывод, затем отрицательный, который по логике перечёркивает положительный вывод.

Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим Программу наблюдения за кружковым занятием.

Цель наблюдения: определить эффективность кружкового занятия и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность.

Задачи наблюдения:

  1. Выявить, достаточно ли чётко педагог сформировал цель занятия и задачи каждого этапа занятия, насколько осознанно ставит и решает их.

  2. Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа занятия главной цели.

  3. Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям.

  4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах занятия.

  5. Определить, достигло ли занятие триединой цели (воспитательной, развивающей, обучающей).

  6. Установить взаимосвязь занятия с предыдущими и последующими кружковыми занятиями.

При осуществлении наблюдения рекомендуется использовать метод «фотографии» занятия. Представим его в табличной форме (таблица 1 и 2).

^ Таблица наблюдений за кружковым занятием:

(Заполняется во время проведения занятия)


^ Ход занятия

Ценное в работе

(положительное)

Что требует доработки

^ У педагога

У учащихся

У педагога

У учащихся


















^ Таблица для сбора информации по результатам наблюдения:

(Заполняется после проведения занятия и собеседования с руководителем кружка)


п/п

Показатель

Оценка

1

Тема занятия




2

Цель:




2.1

воспитательная




2.2

развивающая




2.3

обучающая




3

Оборудование, ТСО




4

Качество подготовки




5

Количество учащихся




6

Содержание занятия:




6.1

научность




6.2

Связь с жизнью, практикой




6.3

Приобретение новых знаний




6.4

Закрепление умений и навыков




7

Воспитательная сторона занятия




7.1

Воспитание через содержание




7.2

Воспитание через методы и организацию




7.3

Обстановка на занятиях




8

Отношение учеников к занятию




8.1

поведение




8.2

интерес




8.3

активность




8.4

дисциплинированность




9

Методы ведения занятия:




9.1

Объём и уровень самостоятельной работы учащихся




9.2

Характер самостоятельной работы




9.3

Элементы творчества учащихся




10

Эмоциональный фон занятия




11

Развитие эстетического вкуса




12

Результативность занятия




12.1

Влияние кружковой работы на совершенствование качества знаний




12.2

Влияние кружковой работы на совершенствование навыков и умений




12.3

Влияние кружковой работы на совершенствование культуры речи




Сум.балл







Оценка по выделенным показателям осуществляется по трёхбалльной системе:

«0» - показатель не проявил себя.

«1» - показатель проявил себя частично.

«2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.

Эффективность кружкового занятия рассчитывается по следующей формуле:

Эффективность = Е факт : Е макс х 100%

где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям, в знаменателе – количество показателей (столбца 2 таблицы), умноженное на два (Е макс =26х 2 = 52).

^ Обработка результатов:

90-100% - очень высокая эффективность

75 – 90% - высокая эффективность

50- 75% - средняя эффективность

меньше 50% - низкая эффективность

Заключение по анализу кружкового занятия оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трёх частей – вводной, основной и итоговой.

Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов.

В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т.е. осуществить анализ по формуле «результат - факторы – причины».

В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный).

Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными.

Заканчивая рассмотрение вопроса педагогического анализа кружкового занятия, отметим, что анализ можно считать положительным, если:

  • Чётко и осмысленно сформулирована цель анализа;

  • Исходя из цели, намечается программа наблюдения и сбора информации;

  • В ходе анализа вычленяются этапы кружкового занятия, и даётся характеристика каждого их них (содержание деятельности педагога, содержание деятельности учащегося, организация этой деятельности);

  • Анализируются системообразующие связи кружкового занятия;

  • Определяется, как в результате взаимодействия всех этапов образуется конечный результат – заранее запрограммированная цель;

  • Анализируется уровень управленческой культуры педагога и учащихся;

  • Анализируется взаимосвязь цели, формы занятия, его содержания, методов, результатов;

  • Вскрывается взаимосвязь данного занятия с предыдущими и последующими, его место в общей образовательной системе;

  • Выводы по занятию формируются на основе данных, полученных в результате анализа;

  • Конкретные предложения вытекают из анализа причин, обуславливаются конкретными исполнителями, а также сроками исполнения.



Мастер – класс

руководителей кружков


Мастер – класс – это одна из важнейших форм повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и расширения определённых знаний по специально подобранной теме.

^ Целью мастер – класс является ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов», полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога, проводящего мастер- класс.

^ Основные задачи мастер – класса:

  • Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

  • Повышение профессионального мастерства и квалификации участников;

  • Распространение передового педагогического опыта;

  • Внедрение новых технологий обучения и воспитания.

Основным условием успешного и эффективного мастер – класса является наличие педагога- мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег.

Как правило, такой педагог удовлетворяет следующим формальным критериям: высшее образование, высшая квалификационная категория, значительный опыт работы, наличие публикаций программно – методического характера.

Мастер – класс может иметь разовый характер, может повторяться или иметь серийный характер. Это зависит как от самого руководителя мастер – класса, так и от потребностей педагогической среды. Наиболее эффективной с точки зрения повышения квалификации, является серийное проведение мастер – классов.

По формам мастер – класс может быть проведён:

- с педагогами и для них без участия детей;

- с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической аудитории.

Он может проводиться для начинающих педагогов, педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной, высокопрофессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут варьироваться и формы проведения мастер – класса.

При подготовке к проведению мастер – класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения, чётко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

Возможен такой примерный план проведения мастер – класса:

- вступительная часть, где руководителем мастер – класса даются необходимые целевые установки, раскрывается содержание занятия в целом и его отдельных составных частей;

- основная демонстрационная часть;

- комментирующая часть, где руководитель мастер – класса поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;

- обсуждение занятия самими участниками мастер – класса;

- подведение итогов руководителем мастер – класса.

Необходимо тщательно продумать, какие иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер – класса. Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей и/или для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический) материал должен быть использован в максимальном объёме и в то же время быть очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.

Не менее тщательно должны быть продуманы комментарии педагога, проводящего мастер – класс. Эти комментарии могут даваться в демонстрационной части мастер – класса, но более удачным представляется вариант использования специальной комментирующей части, прежде всего, в случае, когда мастер – класс проводится с участием детей.

Следует заранее учитывать мотивацию разных групп участников.

Если это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то для них важно получить конкретные знания о формах, приёмах работы, используемой методике, чтобы иметь возможность использовать всё это в своей дальнейшей практической работе.

В случае участия в мастер – классе группы высококвалифицированных педагогов главную роль играет ориентация на сравнение, сопоставление уровня и форм работы, задача заимствования и копирования имеет второстепенный характер или вообще отсутствует. Поэтому в первом случае обсуждение носит не столько дискуссионный характер, сколько направлено на удовлетворение интереса педагогов к тем или иным аспектам ими увиденного. Во втором случае, как правило, имеет место полноценная дискуссия, в ходе которой педагог, проводивший мастер – класс, может и для себя узнать что - то интересное, что придаст обсуждению характер взаимообогащения.

После проведения мастер – класса желательно педагогу, проводившему его, сделать самоанализ, выявить для себя удачные и менее удачные элементы мастер- класса, чтобы затем внести в содержание форму проведения какие – либо коррективы, поэтому очень желательным является осуществление видеозаписи мастер – класса. Кроме того, такая запись может использоваться впоследствии и как наглядное пособие для других педагогов, желающих провести мастер – классы.

В случае если мастер – класс носит серийный характер, по окончании всей серии занятий, как правило, должны выдаваться соответствующие документы, свидетельствующие о прохождении повышения квалификации руководителями кружков.


ОРГАНИЗАЦИЯ

^ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

(методические рекомендации)


Оздоровительный лагерь привлекает ребят новизной окружения, новыми друзьями, возможностью выбирать занятия любимым делом, испытать свои силы в техническом моделировании, конструировании, рисовании, музыке, биологии, спорте и других видах деятельности. Для того, чтобы в короткий срок лагерной смены дать возможность как можно большему числу детей практически познакомиться с различными видами творчества, необходимо создать в лагере разнообразные кружки, клубы, секции и т.д. И заниматься не только с теми, у кого уже имеются интерес к конкретной деятельности и определенные умения и навыки, но главным образом использовать летние каникулы для определения индивидуальных склонностей и возможностей всех детей и подростков.

При организации кружковой работы необходимо учитывать возраст детей, их интересы, материальную базу лагеря, наличие руководителя кружка. В кружках могут заниматься ребята как младшего, так и старшего школьного возраста. В одну группу рекомендуется записывать ребят с разницей в возрасте не более одного-двух лет. Например, младшая группа – 3-4-е классы, средняя – 5-6-е, старшая – 7-8 классы.

Комплектование в группу учащихся одного возраста позволит руководителю построить занятие соответственно с их возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, организовать коллективную работу, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.

Планы работы кружков для разных возрастных категорий отличаются как по количеству часов работы в день и в целом на всю лагерную смену, так и по степени сложности теоретического курса и практических дел кружка, то есть в изготовлении конструкций, поделок (в технических кружках художественного направления), подготовке танцев, спектаклей и т.д. Например, в технических кружках для младших школьников применяются более доступные материалы (картон, бумага), изготавливают они простейшие модели и поделки за более короткие сроки, а ребята постарше изготавливают более сложные конструкции (с использованием дерева, жести), и занимаются они не 2 часа в день, как младшие, а 3-4 академических часа.

С младшими стоит провести кружковые соревнования, а старшие могут подготовить показательные выступления.

Важно, чтобы в лагере было достаточное количество различных кружков технического, эстетического, спортивного, краеведческого направлений. Например, кружки прикладного искусства: вышивка, вязание, швейное дело, одежда для кукол, выжигание, выпиливание, художественная обработка дерева, роспись по ткани и по дереву, макраме, мягкая игрушка, театр кукол, драматический, бальных танцев, художественного слова, фольклорный, хоровой.

^ Натуралистические кружки: юных ботаников, цветоводов, по изучению лесных растений; начального технического моделирования, переплетного дела, фотокружок, авиамодельный, судомодельный, обслуживания радиоузла и др.

Туристко-краеведческие: юных краеведов, следопытов, географов, спортивного ориентирования; спортивные секции: волейбола, баскетбола, бадминтона, футбола, настольного тенниса, шахмат, шашек, легкой атлетики.

При организации кружковой работы надо рационально использовать помещения и оборудование, заботиться о максимальном охвате детей кружковой работой. Кружок состоит из 12-15 ребят, объединенных общим интересом. В условиях лагеря занятия целесообразно проводить с одним кружком 3-4 раза в неделю по 2-3 академических часа. Дни занятий, количество часов и время выбираются в соответствии с режимом дня и общим планом воспитательной работы, то есть после завтрака или после полдника. Ставка руководителя кружка определяется за 18 часов работы в неделю (не считая времени на подготовку занятий). Следовательно, руководитель должен вести не менее двух кружков (т.е. 30 человек).

Эффективность воспитательного процесса в кружке определяется:

  • материальной базой (место для занятий, инструмент, оборудование, материалы, наглядные пособия);

  • квалификацией руководителя кружка;

  • правильным, четким планированием работы;

  • учетом и контролем кружковой работы.

Руководитель кружка составляет план работы, подготавливает материальную базу, литературу, наглядные пособия и т.д.

Расписание работы кружка заранее составляет его руководитель, а утверждает начальник лагеря или старший вожатый, чтобы кружок начал работать с первых дней лагерной смены. План его работы на смену утверждает начальник лагеря. Со старшим вожатым план согласовывается. Руководитель к составлению плана подходит творчески, в соответствии с перспективным планом воспитательной работы лагеря. В плане должно быть указано:

  • полное наименование кружка;

  • фамилия, имя, отчество руководителя;

  • период, на который составлен план (смена или весь лагерный период);

  • время работы кружка единовременно и периодичность (2, 3, 4 раза в неделю), то есть указывается, сколько всего часов в неделю будет работать кружок;

  • возраст кружковцев;

  • предполагаемое количество кружковцев.

В плане нужно кратко объяснить и указать:

  • цель создания кружка, педагогические задачи;

  • название программы, положения тематического плана, по которому будут вестись занятия в кружке, и кем утвержден документ;

  • перечень конструкций, изделий, которые изготовят все участники кружка, или темы композиций, выступлений, спектаклей, тематику рисунков, репертуар музыкальных кружков и т.д.;

  • в каких массовых мероприятиях лагеря примет участие кружок, какие массовые дела будут проводиться при непосредственной организационной роли руководителя кружка и при помощи кружковцев;

  • как будет осуществляться индивидуальный подход к изучению личности и воспитанию каждого кружковца (формы и методы).

После краткой объяснительной записки составляется календарный план занятий по следующей схеме:


№п/п

Содержание

материала

Кол-во часов

(теория)

Кол-во часов

(практика)

Всего

Дата

Литература,

наглядность























Руководитель ведет журнал кружковой работы, в котором отмечает состав кружка и посещаемость занятий кружковцами, содержание занятий, формы подведения итогов, массовые и индивидуальные формы работы с детьми.

Начальник оздоровительного лагеря, старший вожатый контролируют работу руководителей кружков. Критериями оценки качества работы руководителя кружка являются: соблюдение расписания работы кружка; посещаемость ребятами занятий; знания, умения и навыки, полученные в кружке; общественно полезная направленность дел кружковцев в дружине лагеря; то, насколько занятия в кружке повлияли на поведение ребят; какие лучшие качества выработали кружковцы. Итогом работы кружка являются выставки, спектакли, тематические праздники (вечера), показательные выступления.

Руководитель вместе с кружковцами оформляет помещение для занятий, площадки, использует наглядность.

В кружках оформляются уголки, в их содержание входит: название, расписание занятий всех групп, традиции кружка, план работы и др.

Работа кружков в оздоровительном лагере включает в себя направление знаний и умений кружковцев на общественно полезные дела не только в лагере, но и в школе. Для этого руководителю кружка необходимо: в ходе занятий давать рекомендации по проведению подобной работы после лагеря; развивать организаторские умения кружковцев; упражнять их в проведении и организации работы среди своих товарищей; оформлять путевки-задания в школу, в которых указывать знания и умения кружковца, возможности их применения на занятиях группы продленного дня начальной школы, в школьном лагере и т.п.

Работа кружков в оздоровительном лагере имеет особенности, которые заключаются не только в новизне обстановки, окружения и кратковременности действия, но и прежде всего в том, что она имеет практическую направленность. Общие дела на пользу лагеря сплачивают коллектив кружка, дают возможность каждому видеть свой результат своих занятий. Например, ребята, занимающиеся макраме, росписью по дереву, ткани, могут подготовить оформление столовой, клуба, игровых комнат; члены литературных, музыкальных, технических, спортивных и других кружков организовывать в отрядах конкурсы, викторины, соревнования, концерты; юные туристы – провести тренировочные походы.

Другая особенность организации работы кружков в лагере заключается в объединении и взаимодействии кружков разного профиля для подготовки и проведения различных лагерных праздников: «Город мастеров», «Твори, выдумывай, пробуй!» и др.

В условиях работы оздоровительного лагеря целесообразно организовывать «бюро добрых услуг», где каждый ребенок может починить одежду, сделать сувенир, подготовить карнавальную маску, переписать полюбившуюся песню.

Все эти формы позволяют каждому ребенку в лагере почувствовать себя в дружной семье, научиться чему-то полезному, поделиться своими знаниями и умениями с товарищами. Успех работы зависит от того, насколько начальник лагеря и старший вожатый сумеют включить деятельность кружков в общий режим лагеря, продумают распорядок их занятий.


ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Положение об оздоровительном лагере, утвержденное Министерством образования Республики Беларусь, 12.12.2002 г., № 55.

  2. Воспитательная работа в оздоровительных лагерях. – Мозырь: РВФ «Белы вецер», 1998.

  3. Кружки оздоровительных лагерей: программы внешкольных учреждений \ Министерством образования Республики Беларусь; Национальный центр творчества детей и молодежи, 1997.

  4. Организация работы оздоровительного лагеря \ Минский дворец детей и молодежи, вып. 1-3. – Мн., 1999.

  5. Радуга лета \ Сборник методических материалов в помощь организаторам летнего отдыха детей. Национальный центр творчества детей и молодежи, 1998.



ЛИТЕРАТУРА:


  1. Ж-л «Пазашкольнае выхаванне» №5-2005г.

  2. Віцебскае абласное аб’яднанне па арганізацыі пазашкольнай работы з дзецьмі і падлеткамі. Інфармацыйна – метадычны веснік №16-1999г.

  3. УО “Глубокский государственный районный центр внешкольной работы”. Организация учебно – воспитательного процесса в кружке. Практические рекомендации. 2006г.

  4. Віцебскае абласное аб’яднанне па арганізацыі пазашкольнай работы з дзецьмі і падлеткамі. Інфармацыйна – метадычны веснік №17-2000 г.

  5. Ж-л «Пазашкольнае выхаванне» №7 -2006г.




Похожие:

Печатается по решению педагогического совета iconО. А. Пестов информатика в задача
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета
Печатается по решению педагогического совета iconО. А. Пестов информатика в задача
Печатается по решению редакционно издательского совета Вятского государственного педагогического университета
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconОтдел образования миорского райисполкома
Печатается по решению педагогического совета уо «Миорский государственный Дом детского творчества»
Печатается по решению педагогического совета iconПечатается по решению педагогического совета
Информационно – методический вестник №2 «В помощь руководителю кружка» : Сборник материалов в помощь руководителю кружка/ Составитель:...
Печатается по решению педагогического совета iconРоссия в ожидании
Печатается по решению совета философского факультета Ростовского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов