Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» icon

Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы»



НазваниеПрограмма развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы»
Дата конвертации22.07.2012
Размер204.99 Kb.
ТипПрограмма



Программа развития


МВСОУ ОСОШ № 4


Г. Энгельса Саратовской области


«Адаптивная модель школы»


Введение


Наша школа была организованна в 1961 году, в здании бывшего клуба Энгельсского комбината искусственных волокон. Основным контингентом, как раз и была рабочая молодежь этого предприятия, которой необходимо было получить образование без отрыва от производства.

В 90-е годы меняется социально-экономическая ситуация в стране, одновременно меняются задачи вечерней школы. Теперь наша школа для тех, кто по разным причинам не смог получить образование в дневной школе. Принимаем всех желающих, независимо от возраста и воспитания. Многие из них социально не защищены, дезадаптированы, имеют низкую самооценку, с ослабленным здоровьем, состоят на учете в милиции. А это неизбежно приводит к тому, что наш контингент несет проблемы всего нынешнего российского общества. Школа выполняет важную функцию адаптации таких учащихся к современной жизни, и создает такие условия, чтобы каждый ученик получал положительные эмоции и удовлетворение от учебной деятельности. Привлекает их у нас и доброжелательность, искренняя человеческая забота каждому. Им по душе дифференцированный подход в обучении. Деятельность МВСОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №4» направлена на:

- формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения образовательного стандарта общеобразовательных программ;

- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

- воспитание у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, семье,

- создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ учащимися школы.

Изучив возможности нашей школы, мы пришли к выводу, что для нас наиболее реальный путь дальнейшего развития - переход к адаптивной школе, в которой осуществляется социально-психологическая реабилитация граждан РФ в широком возрастном диапазоне. В качестве цели адаптивной школы следует определить создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и обучения.

«Адаптивная модель школы – это школа, удовлетворяющая потребности и возможности обучения всех желающих микрорайона (продвинутых и отстающих в развитии, больных и здоровых, одаренных и бездарных, обычных и «не встраивающихся») в традиционную организацию учебно-воспитательного процесса». (Поташник М.М., Лазарев В.С.)


^ 1.
Информационная справка о школе



Муниципальное вечернее сменное общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 4 г.Энгельса Саратовской области» (прежде школа рабочей молодежи).

В 2007-2008 учебном году в школе обучалось 439 учащихся. Классов 18, из них 6 очных, остальные сессионные. Занятия проводятся в 2 смены. Школа осуществляет обучение по образовательным программам основного общего образования (нормативный срок освоения 3 года) и среднего (полного) общего образования (нормативный срок обучения 2-3 года).

Очные классы занимаются 6 дней в неделю (суббота консультационный) день, сессионные классы обучаются на сессиях 2 раза в год по 7 недель. Продолжительность урока 40 мин. Продолжительность учебного года 36 недель.


Характеристика педагогического коллектива


Всего педагогов 12, соц. педагог и психолог.


По стажу работы


4-10 лет

11-20 лет

21-30

Свыше 30

3

5

2

4


По квалификационным категориям

Высшая

Первая

Вторая

Разряд

3

3

6

2


По уровню образования все педагоги имеют высшее образования .


Количество работников, имеющих отличия


Всего

Отличник просвещения

Почетные грамоты министерства образования

4

2

2



В школе работает методический совет. Основной целью методической работы является повышение профессиональной компетенции педагогического состава. Система повышения профессиональной компетенции педагогических работников состоит из следующих направлений деятельности:

- организация работы методических объединений,

- целенаправленная работа педагогов школы по индивидуальным планам повышения профессиональной компетенции,

- повышение профессиональной компетенции через прохождение курсов на базе ИУУ,

- организация посещений и взаимопосещений уроков,

- обобщение опыта работы,

- изучение передового педагогического опыта,

- участие в муниципальных методических объединениях


Особенности управления школой


Административное управление осуществляет директор школы и его заместитель.

Основной функцией директора является координация усилий всех участников образовательного процесса через педагогический совет.

Заместитель директора реализует прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационную, информационно-аналитическую, прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулирующую, результативную функции. С июня 2008 года в школе создан Управленческий совет. В его состав вошли:

  • 3 родителя со старшего звена 10-11-х классов;

  • Представитель из Комитета по образованию и молодежной политике;

  • 2 учащихся со старшего звена 10-11-х классов;

  • 3 работника школы;

  • 1 кооптированный член.



Совет имеет следующие полномочия и осуществляет следующие

функции:

  1. Утверждает:

    • режим занятий обучающихся;

    • программу развития Учреждения;

    • введение (отмену) единой формы одежды для обучающихся в период занятий (школьную форму).

  2. Согласовывает, по представлению руководителя Учреждения:

  • распределение стимулирующей части фонда оплаты труда работников Учреждения;

  • смету расходования средств, полученных Учреждением от предпринимательской и иной деятельности и из иных внебюджетных источников;

  • компонент учебного плана Учреждения («школьный компонент»);

  • введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;

  • изменения и дополнения правил внутреннего распорядка Учреждения;

  • локальные акты Учреждения, касающиеся прав работников Учреждения.

  1. Вносит предложения руководителю Учреждения в части:

  • материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса, оборудования помещений Учреждения (в пределах выделяемых средств);

  • организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;

  • мероприятия по охране и укреплению здоровья обучающихся;

  • развития воспитательной работы в Учреждении;

  • обеспечения безопасности в Учреждении.

  1. Участвует в принятии решения о создании в Учреждении общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), а также может запрашивать отчет об их деятельности.

  2. Регулярно информирует участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых решениях.

  3. Участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад руководителя учреждения; публичный доклад подписывается председателем Совета совместно с руководителем Учреждения;

  4. Заслушивает отчет руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года.

  5. В случае неудовлетворительной оценки отчета руководителя Учреждения по итогам учебного и финансового года Совет в праве направить Учредителю обращение, в котором мотивирует свою оценку и вносит предложения по совершенствованию работы администрации Учреждения.

  6. Совет имеет право принимать решения рекомендательного характера по вопросу внесения изменений и (или) дополнений в Устав Учреждения (с последующим внесением данных изменений и дополнений на утверждение учредителя), в том числе в части определения:

  • прав и обязанностей участников образовательного процесса;

  • структуры, компетенции, порядка формирования и работы органов самоуправления общеобразовательного учреждения;



  • системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения.

  1. Организация деятельности Совета, обязанности и ответственность Совета и его членов определяются Положением о Совете.

  2. Учредитель учреждения вправе распустить Совет, если Совет не проводит свои заседания в течении полугода, не выполняет свои функции или принимает решения, противоречащие действующему законодательству Российской Федерации, Уставу и иным локальным нормативным правовым актам Учреждения. В этом случае происходит новое формирование Совета по установленной процедуре.



Схема управления





Педагогический совет

Родители







Учителя




Учащиеся







Директор







Совет школы




Совет трудового коллектива




Управляющий Совет








Заместители по деятельности




Учебной





Воспитательной




Координационной




Хозяйственной





МО классных руководителей



Руководители МО по предметам







Социально-психологическая

служба






Педагог-психолог




Социальный педагог



Характеристика социума.


Наша школа расположена в пос. Химиков. Основная часть населения района имеет лишь основное общее и среднее специальное образование. В районе сложилась неблагоприятная социальная атмосфера. Жилой фонд – устаревший, много общежитий и домов гостиничного типа, в которых проживают малообеспеченные и неблагополучные семьи. Поэтому значительная часть детей микрорайона лишена возможности получать полноценное воспитание. Многие из них вынуждены уже в подростковом возрасте зарабатывать себе на жизнь, зачастую за счет учебы в школе. Родители таких подростков, как правило, сами нуждаются в социальной защите и не могут оказать помощь своим детям. В нашем микрорайоне школа выполняет важную функцию адаптации учащихся к современной жизни.

Наша школа активно сотрудничает с профессиональными училищами, техникумами, ВУЗами. Заключены договора о сотрудничестве с ГО СО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда», с ГОУНПО «Профессиональный лицей № 23», с ГОУСПО «Энгельсский медицинский колледж», с Энгельсским филиалом ГОУ СПО «СОСПК», с Поволжским кооперативным институтом, с ГОУ НПО ПЛ № 34, с в/частью 52461. Учащиеся ориентированы на получении профессии от начального до высшего образования.

В микрорайоне расположены д/к «Дружба», музыкальная школа, стадион.


Социальный паспорт школы


Основные показатели школы





2005-2006

2006-2007

2007-2008

Количество учащихся в школе

389

381

428

Количество классов

16

16

18

Успеваемость %

99,2

100

100

Качество %

21,9

17,5

30,1



Характеристика школьной внеурочной деятельности.


Торжественные линейки.

Тематические классные часы.

Индивидуально-воспитательная работа (проводят классные руководители).


Традиции школы.


Торжественная линейка к 1 сентября.

Праздник «Последнего звонка»

Общешкольные Новогодние вечера.

Праздник «Дня защитника Отечества»

Линейки, посвященные снятию блокады Ленинграда, Сталинградской битве, Дню Космонавтики.

Мероприятия, посвященные Дню 8 марта.

Праздник Дня Победы, с приглашением ветеранов войны.


Все мероприятия носят развлекательно-познавательный характер, их основная цель сменить виды деятельности общеобразовательного процесса, пообщаться со сверстниками, приобрести новых друзей.


^ 2. Проблемный анализ состояния школы


Анализ результатов работы школы за последние три года позволил обозначить следующие проблемы:

  • Современные содержание управления образования ставит перед школой новые задачи. Современное управления школой не может быть достаточным без организации общественного управления.

  • Социально – экономические изменения в социуме микрорайона, в котором расположена, школа приводят к необходимости у подростков совмещать учебу с работой. В связи с этим школа должна максимально учитывать образовательные запросы местного сообщества, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда, строить деятельность с учетом местных образовательных традиций.

  • Обновление содержания предъявляет новые более высокие требования к профессиональной компетенции педагогических работников.

  • Не соответствие материальной базы школы современным требованиям, предъявляемых к образовательному процессу (см. приложение 1)

  • Снижение занятости детей в свободное от учебы время, разрушение системы педагогических воздействий, ухудшение условий организации досуга является факторами, способствующими росту подростковой безнадзорности, преступности, наркотизации молодежи, снижению уровня физического и психического здоровья детей. Школа должна участвовать в организации досуга и занятости несовершеннолетних, используя систему межведомственных взаимодействий и улучшая материально-техническую базу школы для внеурочной занятости.



^ 3. Формирование концепции новой школы


Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех – одаренных, обычных, нуждающихся в коррекции, - с учетом различий их склонностей и способностей.

Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с индивидуальными особенностями. С другой стороны – гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом такой двухсторонней деятельности школы призвана стать адаптация подростков и юношества к быстро меняющейся жизни, сохранение личности воспитанника в весьма непростых, подчас драматических обстоятельствах жизни.

Для достижения новых целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования, дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Личностно-ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования. Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся надо установить те условия и факторы, которые определяет процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:

  • природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера

Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными.

В процессе жизни воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде.

  • особенности семьи и ее отношение к ребенку

Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис:

распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов, приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях.

  • социальная среда, в которой живет и развивается человек.

Это и среда непосредственного окружения человека

(микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредовано, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов.

  • воспитательное учреждение, в котором получает образование

От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует,

какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося. Решение этой проблемы определяет концепцию такого образования – мы выбираем для себя адаптивную модель школы, которая реализует личностно-ориентированную концепцию образования.


^ Система личностно-ориентированного образования в адаптивной школе должна состоять из следующих подсистем


Система личностно-ориентированного образования

1.Психолого-педагогическое сопровождение развития ученика

Психологическая

служба

2.Классно-урочные занятия


Программа

образования

3.Занятия по выбору учащихся (факультативы, кружки)

4.Самообразование

5.Внеурочная работа школы

Программа воспитания

6.Трудовая деятельность учащихся

Социальная служба

7.Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация подростка



^ Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы

Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни. Исходя из этого, школа ставит перед собой следующие цели:

  • отработка модели новой перспективной адаптивной школы как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

  • обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

  • создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

  • обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.

Задачи

  • создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого его члена;

  • найти новые формы наполнения содержанием БУП;

  • совершенствовать работу по сотрудничеству с социокультурными организациями и учреждениями города;

  • активизировать деятельность социально-психологической службы в определении перспектив развития школы;

  • совершенствовать систему воспитания здорового образа жизни, систему здоровьесберегающих технологий обучения и сформировать у учащихся целостное отношение к своему здоровью;

  • более глубокое овладеть техникой составления учебного плана школы и более оптимально использовать его возможности.



В основу учебно-образовательного процесса педагогический

коллектив закладывает следующие принципы:

  • гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

  • демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

  • преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.



^ 4. Стратегия реализации программы и

задачи перехода к новой школе


Основными направлениями развития школы являются:

  • общее образование;

  • воспитательная работа;

  • оздоровительная работа;

  • кадры;

  • материально-техническая база


Общее образование

Направления развития общего образования:

  • Утверждение учебных планов, факультативов, курсов по выбору

  • Обеспечение активного включения учащихся в постановку целей учебных и внеурочных занятий, в определение их содержания

  • Проведение коррекции программ обучения в соответствии с интересами и потребностями отдельных учащихся;

  • Обеспечение сочетания в образовательном процессе репродуктивных и тврчески-преобразующих методов обучения с преобладанием последних;

  • Внедрение образовательных технологий, продуктивных форм и методов обучения, учитывающих возрастные особенности школьников и обеспечивающих увеличение объема их самостоятельной работы;

  • Создание диагностических условий выбора образовательных технологий в соответствии с их индивидуальным стилем деятельности;

  • Создание диагностических условий выбора учителями образовательных технологий в соответствии с их индивидуальным стилем деятельности;

  • Внедрение «обучение в сотрудничестве» проектной технологии обучения как наиболее легко «вписывающего» в учебный процесс в условиях существующей классно-урочной системы.



Ожидаемые результаты:

  • качественное обновление содержания образования;

  • повышение качества знаний учащихся.



Кадровое направление

  • Организовать деятельность учителей по овладению методикой современного урока и новыми образовательными технологиями

  • Организовывать работу методического Совета по оказанию методических услуг для учителей

  • Обеспечить подготовку учителей по вопросам элементарной диагностики

Ожидаемые результаты

  • Рост профессионального мастерства

  • Увеличение количества аттестованных работников



Воспитательная работа


  • Разработка модели воспитательной системы

  • Внедрение в работу школы новейших программ и технологий

  • Способствование организации досуга и занятости несовершеннолетних, используя всю систему межведомственных взаимодействий



Ожидаемые результаты:

  • Формирование творческой, социально активной личности.

  • Повышение уровня воспитанности учащихся школы

  • Уменьшение роста детской и подростковой безнадзорности, преступности, наркотизации детей подростков, повышение уровня физического и психического здоровья детей.




Направления оздоровительной работы:

  • сохранение здоровья учащихся на протяжении всего обучения в школе;

  • воспитание у учащихся потребности заботиться о своем здоровье и окружающих;

  • содействие физическому воспитанию (используя информацию о различных видах спорта и физкультурного движения, о роли физических упражнений для формирования организма подростка и юноши), пропаганда здорового образа жизни (используя информацию о вреде алкоголя, курения, наркотических веществ, о правильном режиме труда, отдыха и питания), профилактика утомляемости (включая подвижные элементы организации учебной деятельности).

Ожидаемые результаты:

  • сокращение острой заболеваемости у учащихся;

  • сокращение количества заболеваний опорно-двигательного аппарата, патологии зрения;

  • увеличение количества подростков, занимающихся спортом;

  • воспитание у учащихся потребности заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.



Материально-техническая база

Направления развития:

  • сохранение МТБ;

  • приобретение компьютерной техники;

  • приобретение учебной мебели;

  • приобретение средств наглядности, технических средств обучения;

  • приобретение УМК и учебников.

Ожидаемые результаты

  • Современно оборудованная школа.

  • Школа, отвечающая требованиям современного образовательного процесса.



^ 5. Этапы реализации программы


  • 1 этап - подготовительный (2008/2009 учебный год)

  • Изучение нормативных документов, научно-методической литерату­ры, передового опыта;

  • Анализ эффективности образовательной деятельности школы;

  • Построение модели развития;


  • Аналитико-диагностическая деятельность, осмысление образовательного пространства.


  • Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом поставленных задач.


  • Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта.


  • Определение стратегии и тактики деятельности.


  • 2 этап - практический (2009/2010гг.)


  • Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.


  • Осуществление опытно-педагогической деятельности по созданию эмоционального комфорта и морального удовлетворения путем преодоления проблем в обучении, поведении, общении учащихся, возникающих вследствие различных причин социального и педагогического характера.


3 этап - обобщающий (2010/2011гг.)


  • Обработка и анализ достигнутых результатов.
    Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.


  • Определение перспектив и путей дальнейшего развития школы.
    Управление программой


  • Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы.







Похожие:

Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы поселка Анисовский Энгельсского района Саратовской области» Раздел Паспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconМвсоу «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Энгельса Саратовской области
Трудовые отношения работников государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируются Трудовым кодексом РФ
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconМуниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Безымянное Энгельсского муниципального образования Саратовской области» Содержание
...
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconМуниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Безымянное Энгельсского муниципального образования Саратовской области» Содержание
...
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconА. Г. Шнитке г. Энгельса Саратовской области
На основании Решения Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 26 мая 2011 года №60/07-04 внести изменения в Положение...
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconПрограмма развития на
...
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconРассмотрено: На педагогическом совете Протокол № от согласовано
Программа развития Муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Сосновоборское Петровского...
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconГ. энгельса саратовской области
Комитет по образованию и молодежной политике администрации энгельсского муниципального района саратовской области
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconПрограмма развития Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы села Озерки Петровского района Саратовской области на 2007-2010 годы
...
Программа развития мвсоу осош №4 Г. Энгельса Саратовской области «Адаптивная модель школы» iconПрограмма реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области
«Одаренные дети Саратовской области» на 2011-2013 годы, долгосрочной областной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2013 годы,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов