Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» icon

Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы»



НазваниеРеферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы»
Дата конвертации22.07.2012
Размер317.14 Kb.
ТипРеферат
1. /Макаренко о воспитании.docРеферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы»


РЕФЕРАТ



по теме: «А.С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы».


ВВЕДЕНИЕ.


«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему. Я убежден, что эта формула есть формула вообще дисциплины, есть формула вообще нашего общества»1.

А.С. Макаренко.

Сегодня мы вновь и вновь обращаемся к наследию Макаренко. Трактовка его идей нуждается в углублении, дополнении, приведении в целостную систему. Надо отметить не только недостаточность наших знаний, но и не корректность некоторых интерпретаций его идейного наследия. Наши знания о теории Макаренко и его личности неполны.

Первоначальный толчок к изучению творчества Макаренко дал западногерманский педагог Герман Нооль. «У Макаренко я нашел полнокровную, во всех красках жизни, действительность, организованную по законам педагогики. Тот образ жизни, который Макаренко создал в колонии Горького и коммуне им. Дзержинского, со сталинским коммунизмом не имеет ничего общего. Демократия, гласность, самоуправление, хозрасчет, самофинансирование, сознательный порядок во всем – таковы основные признаки коллективов Макаренко. В коллективе никто никому не безразличен. Здесь дети сами воспитывают друг друга, соблюдая многочисленные правила «игры». Коллектив добивался образом своей жизни только одной «одинаковости»: чтобы все были одинаково честными, добрыми, смелыми, дисциплинированными, обязательными, трудолюбивыми, отзывчивыми, милосердными, требовательными к себе и другим, чтобы никто не боялся говорить правду и умел за нее бороться. Макаренко сконструировал в своем коллективе неодолимую преграду культу личности».

Макаренко был одним из первых советских педагогов, поставивших перед педагогической наукой вопрос о необходимости специального изучения проблем, связанных с собственно воспитанием. Это требование мотивировано им тем, что методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики обучения, образовательной работы. Но он не противопоставлял воспитание обучению , рассматривал их в единстве, утверждая, что обучение должно быть воспитывающим. Теория Макаренко непосредственно вырастала из практики. Опираясь на традиции прогрессивной отечественной и зарубежной педагогики, Макаренко заявил о решающем влиянии социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Все воспитывает: обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, иногда и совсем незнакомых.
Занимаясь воспитанием подросткового поколения, он боролся прежде всего за гармоническое развитие личности. Личность и коллектив, коллектив и личность. Развитие их взаимоотношений, конфликты и их разрешение, переплетение интересов и взаимозависимость – в самом центре новой воспитательной системы.


1. Развитие коллектива – нравственное становление личности.

Проблемы коллектива – это центр всей педагогической системы А.С. Макаренко, его теории и практики. О становлении коллектива он повествует в своих художественных произведениях, к этой проблеме он постоянно возвращается в своих лекциях, статьях, каждый раз освещая все новые и новые стороны. Коллектив для Макаренко – это не самоцель, в нем происходит формирование личности.

Основополагающий принцип воспитательной системы – воспитание личности в коллективе – в практике сегодняшней школы во многом приобрел догматический, формальный характер. Зачастую учитывается тот факт, что только развивающийся коллектив, моделирующий социально ценные процессы, может стать школой труда и познания, творчества и общения, вызывать ощущение полнокровной, наполненной жизни, а не только подготовки к ней. Нередко отсутствует представление о главной цели коллективного воспитания – формирования нравственной личности. Важно понять: нет и не может быть развития коллектива, если не происходит нравственное становление личности. Любой воспитательный коллектив создается для того, чтобы личность развивалась нравственно, обогащалась духовно. Вот цена коллектива, его пространства и времени.

В ходе работы над темой необходимо понять, что общественно значимая цель, практическая деятельность, общение, отношения, самоуправление, - все, что лежит в основе создания коллектива, должно так между собой взаимодействовать, чтобы рождались все новые коллективообразующие явления – ценности, нормы общественного мнения, традиции. Главное же в этом процессе развития коллектива – нравственные приобретения личности: ее мотивы и поступки, жизненные цели и ценностные ориентации, нравственные идеалы и самооценка, духовный мир и линия поведения. Коллектив силен нравственной силой составляющих его личностей, их творческим потенциалом. Именно в этом смысле можно говорить о том, что не только коллектив воздействует на личность, но и личность – на коллектив, о взаимодействии личность – коллектив.

Необходимо обратить внимание на этапы развития коллектива, где среди признаков «готовности» к переходу на более высокий уровень самые существенные – это нравственные, духовные перемены в личности воспитанника. Основываясь на представлениях о поэтапном движении – развитии коллектива, о возможных подъемах, спадах в этом процессе, можно прогнозировать его ход и ставить диагноз, как в начале пути, так и при оценке достигнутых воспитательных результатов. Такой грамотный подход необходим. В противном случае мы встречаемся с воспитательной работой «впустую», неоправданной, непроизводительной затратой педагогических сил и времени. Воспитательный потенциал коллектива оказывается не использованным.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).

Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации.

На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что – ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.

Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными участниками, определяющие в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движение вспять.

Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждении, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями нет четких границ – возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня.

Продолжительность этапа, как более или менее законченного «отрезка» развития коллектива, следует связывать с появлением новообразований, во-первых, в базисных, конструирующих коллектив явлениях: деятельность, общение, организация, коллективные отношения; во-вторых, в сфере «надстроечных», вторичных явлений, производных от организации деятельности и отношений – общественное мнение, самочувствие, традиции, ценности, идеалы и эталоны поведения коллектива, его самооценка; и наконец, о развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведении его членов, в характере их активности как показателях идейно – нравственного формирования личности. Только по совокупности указанных новообразований в жизнедеятельности коллектива можно судить о сложном процессе его развития. Такой подход отличается от бытующего еще сегодня во многих педагогических работах рассмотрения этапов или стадий развития коллектива в зависимости от того, кем предъявляются требования в решении общих задач коллектива.

Такое толкование существа этапов основывается на многих высказываниях Макаренко о развитии коллектива на основе «решительного и бескомпромиссного» требования, которое по мере развития коллектива предъявляется сначала взрослым учителем-воспитателем, затем - активом, уполномоченным коллективом отвечать за организацию общих дел, за общий порядок жизни, и наконец, требования к отдельной личности предъявляет весь коллектив в ходе сформировавшегося общественного мнения. Однако важно понять, насколько ошибочно принимать за основу основ системы Макаренко требование, считать трансформацию последнего ведущим показателем соответствующего этапа, а тем более источником развития коллектива. В действительности из огромного наследия Макаренко, практики его воспитательных учреждений, из созданной им модели – яркого художественного описания коллектива следует, что источником формирующего воздействия коллектива на личность является многогранная активность воспитанников в жизненно важной для них деятельности на широкой самостоятельной основе, участие в подлинно человеческих взаимоотношениях. Более того, главный результат этого воздействия Макаренко связывал с нравственным формированием личности в коллективе, с возникновением самой важной нравственной потребности – потребности коллективиста, с преодолением противоречия между частными и общими интересами страны, с ориентацией личности на наиболее трудную, социально ценную, далекую перспективу.

Наиболее «долговечный» подход, связанный с различением этапов по источнику предъявления требований, будучи достаточно удобным внешним показателем, не отражает тех сущностных внутренних изменений, которые характеризуют диалектику развития коллектива, его переход с одной ступени на другую, его новообразования.

Говоря о развитии коллектива нельзя не упомянуть о тех принципах, которые определил Макаренко: гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия. Наиболее подробно рассмотрим принцип параллельного действия.

Давно установлено, что непосредственное воздействие педагога на ученика по ряду причин может быть малоэффективным. Лучшие результаты дает воздействие через окружающих его членов коллектива. Это учитывал Макаренко, выдвигая принцип параллельного действия. В его основе – требование воздействовать на воспитуемого не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив. Сущность этого принципа представлена на условной схеме. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил – воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие на личность осуществляется как непосредственно воспитателем (параллель 1), так и опосредованно через актив и коллектив (параллели 2* и 2).




Рисунок. Принцип параллельного действия.


При повышении уровня сформированности коллектива непосредственное воздействие воспитателя на каждого отдельного воспитанника ослабевает, а воздействие на него коллектива усиливается. Принцип параллельного действия применим уже на второй стадии развития коллектива, где роль воспитателя и сила его воспитательного воздействия еще значительные. На более высоких уровнях развития коллектива возрастает влияние актива и коллектива. Это не означает, что воспитатель полностью перестает прямо влиять на воспитанников. Теперь он все больше опирается на коллектив, который уже сам становится носителем воспитательного воздействия (субъектом воспитания). В сочинениях Макаренко находим многочисленные примеры успешного осуществления принципа параллельного действия. Так, например, он никогда сам не искал конкретных виновников нарушений, предоставляя коллективу право разбираться в их проступках, а сам лишь исподволь направлял действия актива.

Современная практика школьного воспитания обогатилась новыми примерами применения принципа параллельного действия. Наряду с умелым, вдумчивым использованием преимуществ параллельного действия встречаются и непродуманные решения. Так, например, этот принцип используется для коллективного обсуждения провинившихся. Если к делу нерадиво отнеслись отдельные ребята, наказание налагается на весь коллектив. Естественно, такое педагогическое действие вызывает резкое осуждение проступка товарищей. Последствия не всегда удается предвидеть. Макаренко советовал пользоваться данным принципом очень осторожно, так как коллектив может наказать провинившихся очень сурово.


2. Внутриколлективные отношения и эмоциональный климат в коллективе.


В современной науке утвердились идеи Макаренко о сущности, воспитательном значении и путях формирования коллектива. Они, эти идеи, стали основополагающими для проблемы коллектива в социологии, психологии, педагогике.

Вопрос о внутриколлективных отношениях и эмоциональном климате частный, производный. Вместе с тем, в учении Макаренко о коллективе он занимает особое место, и Макаренко постоянно возвращается к разным аспектам этого вопроса.

По проблеме внутриколлективных отношений у Макаренко можно обнаружить целую россыпь богатейших мыслей, идей, поучительных примеров, фактов, наблюдений за жизнью коллектива и отношений в них. Осмысление этого богатства в процессе изучения данной темы поможет студенту в его подготовке к воспитательной работе.

Какие же аспекты внутриколлективных отношений вычленяются в педагогическом наследии Макаренко? Можно выделить такие аспекты:

  • взаимовлияние коллективной деятельности и внутриколлективных отношений;

  • особенности взаимоотношений воспитанников в коллективе и их значение в жизни коллектива и личности;

  • влияние внутриколлективных отношений на эмоциональный климат коллектива и переживание воспитанником эмоционального благополучия;

  • условия и пути формирования внутриколлективных отношений как условие благоприятного эмоционального климата.

Важно иметь в виду, что все эти аспекты внутриколлективных отношений и эмоционального климата тесно между собой связаны, переплетены, взаимно дополняемы.

Как известно, основу отношений в коллективе Макаренко видел в отношениях ответственной зависимости. Эти отношения определяются целями общей для всего коллектива деятельности, организацией ее, местом каждого члена коллектива в ней.

Члены коллектива связываются общей ответственностью в работе, общим участием в работе коллектива. Отношения ответственной взаимности требуют умения сегодня приказать товарищу, а завтра подчиниться ему, ибо меняются функции участника деятельности: сегодня он уполномоченный коллектива, а завтра сам становится рядовым участником. Ответственная зависимость – это отношения равноправных членов коллектива, выполняющих в нем разные обязанности на разных этапах его жизни.

Уже в отношениях, казалось бы, нейтральных к личным отношениям товарищества, дружбы, добрососедства, закладываются основы взаимного уважения, достоинства каждого воспитанника, в каком бы качестве он не выступал – приказывающего или подчиняющегося. Никогда в этих деловых отношениях не допускалось грубости, резкости, высокомерия, унижения. Отношения ответственной зависимости определяли такие особенности жизни коллектива, которыми Макаренко очень дорожил: организованность, честность, обязательность выполнения всех поручений, уважение к партнеру по общему делу. Серьезная ответственность, считал Макаренко, являлась воспитательным средством для разрешения многих проблем. Одной из таких проблем и были личные отношения между воспитанниками внутри коллектива. Отношениями товарищества, дружбы Макаренко не пренебрегал. Он подчеркивал необходимость добрых товарищеских привязанностей, дружеской заботы о младших, о «самых нежных мальчиках и девочках». Он говорил о самочувствии каждого члена коллектива, разрабатывал как особый аспект в жизни коллектива вопрос о переживании каждым, любым воспитанником «чувства защищенности», уверенности в том, что никто не сможет его обидеть и каждый будет защищен.

Во внутриколлективных отношениях Макаренко не признавал ссор, а тем более драк между воспитанниками. Он считал, что при этом меньше всего воспитателю надо выяснять, кто прав, кто виноват в конфликтах между воспитанниками, это выяснить никогда нельзя. Надо просто не допускать конфликтов. А средством для этого является способность торможения, которой Макаренко придавал особое значение и считал, что эту способность надо воспитывать. Способность к торможению основывалась на уважении воспитанников к своему коллективу, к своим товарищам, к людям вообще.

Люди ссорятся, конфликтуют именно потому, что они не умеют сдерживать себя. А ссоры, конфликты сотрясают коллектив, ломают добрые отношения, снижают эмоциональный настрой и на общие дела.

Торможение – это в значительной степени умение уступить товарищу. «Воспитать привычку уступить товарищу – это очень трудное дело… Я добился того, что раньше, чем люди перессорятся – стоп, тормоз, и уже ссора не происходит»2. Все это создает здоровую атмосферу жизни коллектива, то, что Макаренко определял как стиль, тон в коллективе.

Известно, что Макаренко не пользовался термином «эмоциональный климат коллектива», но фактически он раскрывает существенные стороны эмоционального климата и показывает его зависимость от внутриколлективных отношений. Эмоциональный климат – это стиль, тон жизни коллектива и выражается он в преобладающем настроении его членов, переживании удовлетворенности каждым воспитанником общей работой, своим участием в общем труде, взаимоотношениями в коллективе.

Макаренко считал, что признаком хорошего коллектива должен быть мажорный тон, мажор. Вот как он характеризует это качество: «Постоянная бодрость, никаких сумрачных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность к действию, радужное настроение, именно мажорное, веселое, бодрое настроение, но вовсе не истеричность. Готовность к полезным действиям, к действиям интересным, к действиям с содержанием, со смыслом…»3.

Мажорный тон жизни коллектива не возникал сам по себе, он являлся результатом всей работы коллектива. Можно утверждать, что на поддержание мажорного тона оказывали влияние и особенности внутриколлективных отношений. Вычленим и назовем эти особенности. В первую очередь, это любовь к своему коллективу, гордость за него. Даже наказанный воспитанник никогда не начинал жаловаться приезжающим в колонию на то, что его обидели. Это определялось уважением к своему коллективу и чувством собственного достоинства и уверенностью в том, что никто не будет унижать тебя, особенно перед посторонними.

Внутриколлективные отношения зависели от сплоченности, единства коллектива, дружеские связи и отношения, в свою очередь, включались в это единство, обогащали его.

В коллективах Макаренко критика всегда была открытой, невозможны были всякие доносы, перешептывания, слушки.

Как пишет Макаренко, никто никогда не приходил к нему тихонько, не говорил шепотом: «Антон Семенович, я вам что-то скажу». «Никаких разговоров на ухо». Открыто на собрании говорилось: «Такой-то мой лучший друг, тем не менее я заявляю протест в связи с его недостойным поведением».

В коллективах Макаренко всегда отдавалось должное каждому воспитаннику и при этом никогда не замалчивались его достижения, даже если он совершал проступок, получал взыскание.

Большое значение для эмоционального климата, для мажорного тона в жизни коллектива, преобладающего настроения бодрости, радости имело уже названное выше чувство защищенности всех и каждого члена коллектива. Ни один воспитанник не чувствовал себя беззащитным, и это также определяло преобладающий настрой в коллективе.

А умение быть сдержанным в словах, поступках, тормозить себя оказывало большое влияние на взаимоотношения, и деловые, и дружеские, поддерживало атмосферу уверенного спокойствия в коллективе.

В целом эти особенности внутриколлективных отношений оказывали благотворное влияние на эмоциональное самочувствие личности в коллективе, что само по себе выступает как существенная характеристика его эмоционального климата. Самочувствие каждого в коллективе, переживание эмоционального благополучия – это и условие активной позиции члена коллектива в общей работе, что неоднократно, по разным поводам подчеркивал Макаренко.

Остановимся теперь на тех способах и путях, которые приводят к соответствующим отношениям между членами коллектива, определяют благоприятный эмоциональный климат в нем.

В первую очередь следует назвать организационную структуру коллектива, способы его создания, особенности его функционирования.

Для формирования внутриколлективных отношений, поддержания мажорного тона, благоприятного эмоционального самочувствия большое значение Макаренко придавал такому компоненту жизни коллектива, как традиции. Это были традиции организации жизнедеятельности коллектива, которые включали в себя ставшую традиционной структуру коллектива, его органы, самоуправление в нем.

Традиционным было общее собрание и даже внешний рисунок его проведения, когда коммунары садились полукругом, а выступающие, а нередко и провинившиеся «выходили на середину». Это было значительным испытанием, но это было и средством создания и выражения общественного мнения, общих взглядов и оценок.

Традиции организации коллективной жизни включали целый ряд установленных норм и требований в поведении воспитанников, выражении прав и обязанностей, уполномоченных коллектива (например, дежурных командиров), отношении к ним. Традиционными были способы поддержания их авторитетности (например, полное доверие рапорту дежурного командира). Известно, что в традиции организации коллективной жизни Макаренко широко вносил элементы деловой игры. Он неоднократно замечал, что деловая игра должна пронизывать все стороны жизни коллектива. Она помогает избежать скуки, облегчает сам процесс усвоения норм жизни, помогает каждому воспитаннику включиться в эту жизнь на основе привлекательной и значимой для него роли в деловой игре.

Отметим в цепи традиций еще две линии, важных для создания внутриколлективных отношений и эмоционального климата: это традиционные дни, праздники и, что особенно важно, эстетика жизни коллектива, которой Макаренко придавал большое значение и специально заботился о внесении ее в жизнь коллектива.

Традиционные праздники, даты были связаны с жизнью коллектива, трудовыми свершениями в нем. Чаще это и были праздники, посвященные трудовым достижениям. На этих праздниках царила непринужденная атмосфера общего веселья.

Эстетика жизни коллектива охватывала фактически все стороны жизни коллектива, предупреждала расхлябанность не только во всей внешней обстановке, как среде существования коллектива и каждого его члена, но и небрежность, равнодушие, вульгарность в отношениях его членов.

Макаренко неоднократно подчеркивал, что эстетика и традиции украшают коллектив. Фактически эстетика и традиции облагораживали и отношения в коллективе, как деловые, так и дружеские.

В целом можно сделать общий вывод о том, что вопросы внутриколлективных отношений и эмоционального климата в коллективе решались Макаренко в общей системе формирования коллектива. В учении Макаренко содержатся ответы на многие вопросы этой проблемы, которая в современных условиях приобретает особое значение.


3. Разновозрастный коллектив в опыте А.С. Макаренко.


Сегодня опыт Макаренко помогает преодолеть негативные моменты в организации внутриколлективных отношений. Его опыт создания разновозрастных отрядов очень важен для осуществления идеи сотрудничества, самоуправления в коллективе.

Чтобы четко представить себе реализацию принципа «разных возрастов» в формировании коллектива, надо выяснить следующие вопросы:

  • первичный коллектив как разновозрастный коллектив;

  • требования к организации разновозрастного коллектива;

  • отношения внутри разновозрастного коллектива.

Вопрос о том, какой коллектив в том или ином воспитательном учреждении является первичным, Макаренко решал в зависимости от конкретных условий и уровня развития коллектива в целом. В массовой школе он видел первичный коллектив в классе. В его трудовой колонии и коммуне первичным коллективом был отряд, организованный главным образом по производственному принципу. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении.

Разновозрастный отряд – педагогическое открытие Макаренко. В то время, когда педагогическая литература считала, что возраст является одним из определяющих начал в воспитании, а школьные интересы диктовали построение коллектива по возрастному принципу, признать и доказать практически, что объединение детей разных возрастов – это одно из условий развития коллектива – заявление, безусловно, смелое.

Сам Макаренко так признается в своих исканиях: «Сначала я организовал отряды по такому принципу: кто с кем учится, кто с кем работает, тех я объединял в один отряд.

Потом я решил, что нужно младших отделять от старших. Затем я пришел к выводу, что это неверно, и потом уже в каждом отряде были и малыши и взрослые юноши 17-18 лет»4.

Обоснование необходимости формирования первичного коллектива именно по принципу разных возрастов Макаренко приводит в статье «Методика организации воспитательного процесса». Он считал, что именно при такой организации достигается наибольший воспитательный эффект: тесное взаимодействие возрастов и накопление и передача опыта от поколения к поколению. Коллектив же, сформированный из ребят одного возраста и уходит от общего коллектива.

Покажем, какие требования Макаренко предъявлял к организации разновозрастного отряда.

Во-первых, Макаренко считал возможным создание разновозрастного коллектива только при условии, когда коллектив организационно и дисциплинарно сложился, созданы точный режим и здоровые традиции. Только при условии, что малыши, пришедшие в отряд, не попадут под дурное влияние, а будут окружены заботой, возможны объединения такого типа.

Во-вторых, количественно такой отряд мог объединять от 7 до 15 человек. Большие отряды, по мнению Макаренко, слабо подчиняются руководству старшего, а меньшие – превращаются в дружеский коллектив со своими узкими интересами.

В-третьих, необходимо всегда следить за тем, чтобы состав отряда по возможности не менялся. Закрепление первичных коллективов в своем составе Антон Семенович считал решающим обстоятельством во всем воспитательном процессе. Ему удавалось сохранять такой коллектив без изменений в течение 7-8 лет.

В-четвертых, во главе первичного разновозрастного коллектива обязательно должен быть руководитель – не «диктатор», но «уполномоченный» данного коллектива.

В-пятых, наиболее естественной ситуацией Макаренко считал объединение в разновозрастный отряд по принципу «кто с кем хочет», хотя сам «сначала испугался этого принципа». При этом должно выполнятся условие, что в таком естественном первичном коллективе должны быть представители всех групп (бригад).

При соблюдении всех этих условий коллектив получался подвижный и точный, которым можно легко руководить. А самое главное, складывались совершенно особые отношения между членами коллектива.

К вопросу формирования отношений между ребятами разных возрастов Макаренко обращается во многих своих произведениях.

Как считал Макаренко, в разновозрастном первичном коллективе жизнь организуется более сложно, более ярко, происходит переплетение разных увлечений, а самое главное, возникали моральные, эстетические импульсы взаимовлияний, отношений воспитанников разных возрастов. Именно в этом коллективе и возникала та нежная забота о младших, слабых, обогащалось новыми импульсами чувство защищенности. «Тема дружбы младших учеников со старшими – совершенно неизбежная тема, если только вы хотите организовать единый коллектив»5.

Как инструментовка такой дружбы выступают у Макаренко специально создаваемые пары старшего и младшего воспитанников, где младшего называли «корешок». Это неразлучная пара, хотя они нередко были из разных отрядов.

Такая дружба старших с младшими создает удивительные отношения в коллективе, придает им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношений старших и младших братьев. При этом «младшие получают разнообразные сведения, усваивают привычки поведения, рабочую хватку, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших забота о младших и ответственность за них воспитывают качества, необходимые достойному гражданину: внимание к человеку, великодушие и требовательность, наконец, чувства будущего семьянина…»6.

Разновозрастный отряд удобен и для осуществления методики параллельного действия. При совершении проступка общественное мнение формировалось вокруг первичного коллектива, который превращался в воспитателя. Разновозрастный отряд в опыте Макаренко являлся инструментовкой прикосновения к отдельной личности в коллективе.

Антон Семенович отмечал, что процесс организации разновозрастного коллектива происходит без специальных усилий, в порядке постоянного наслаивания мельчайших и тонко нюансированных впечатлений, поступков и отношений. Но организация разновозрастного отряда гораздо более сложный процесс, чем это может показаться на первый взгляд. Далее Макаренко предостерегает: «…такой стиль отношений старших и младших является более высокой формой организации воспитательного процесса и требует квалифицированного и вдумчивого педагогического руководства и влияния»7.


4. А.С. Макаренко о воспитательном значении традиций коллектива.


В педагогической системе Макаренко серьезное место занимает вопрос о воспитательной роли традиций в коллективе. На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции. Традиции – это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников. Традиции помогают вырабатывать общие нормы поведения, развивают коллективные переживания, украшают жизнь.

Традиции можно разделить на большие и малые. Большие традиции – это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям. Они учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения. Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживает установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Традиции меняются и обновляются. Новые задачи, встающие перед коллективом, новые способы их решения становятся со временем более или менее популярными – это способствует возникновению новых и стиранию старых традиций.

Мысль Макаренко о «накоплении» традиций и формировании привычек как важнейшем направлении воспитания соответствует ленинскому положению: «достигнутым надо считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки»8.

Макаренко утверждал, «что ничто так не скрепляет коллектив, как традиции. Воспитать традиции, сохранять их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы… Живя в такой сетке традиций, ребята чувствуют себя в обстановке своего особенного коллективного закона, гордятся им и стараются его улучшить…».

Это высказывание Макаренко принципиально важно. Действительно, задачи воспитания можно считать решенными, если между убеждениями и поступками воспитанников будет полное единство. Для этого, по мнению Макаренко, в учебном заведении должна быть разработана этическая система, нормы поведения, которые настойчиво прививаются членам коллектива, превращаются в традиции.

Макаренко называл традиции «внутренними законами», скрепляющими и цементирующими коллектив. Они способствовали выработке определенного стиля работы воспитательного учреждения. Антон Семенович настойчиво утверждал, что стиль следует рассматривать в неразрывной связи с традициями. Если нет традиций, нет никакого стиля работы, а есть самотек, неразбериха, неорганизованность. Слаженный стиль работы создает нормальную обстановку для воспитателей и для воспитанников и облегчает процесс воспитания.

Неудачи многих воспитательных учреждений, по мнению Макаренко, вытекали из того, что у них не выработался стиль, не сложились привычки и традиции. Традиции должны закреплять наиболее проверенное, то, что способствует укреплению коллектива, помогает ему в движении вперед.


5. Цели и методы воспитания на разных этапах развития коллектива в педагогической теории А.С. Макаренко.


Идея целенаправленности является основной в педагогической теории Макаренко. Ее разработка непрерывно связана с проблемой воспитания личности в коллективе. По мысли Макаренко, в новых условиях общественного развития цель воспитания, адекватная общественному заказу, может быть сформулирована как программа коммунарских качеств личности, в основе которых лежат отношения коллективиста. Постановка цели побудила искать способ ее осуществления, инструмент формирования коммунарских качеств и отношений. Коллектив, последовательно реализующий данную цель, выступил в педагогической теории Макаренко как важнейшее условие целенаправленного воспитания.

Понятие цели Макаренко конкретизировал до понятия коллективного требования, в содержании которого лежит нравственная норма, регулирующая коллективную жизнедеятельность. Процесс присвоения цели рассматривался как процесс присвоения требования, выступающего сначала как внешний, затем как внутренний регулятор поведения личности в коллективе.

С этих позиций Макаренко выделяет этапы развития коллектива, характеризующиеся определенными условиями для присвоения цели – требования воспитанникам по мере становления коллективных отношений. На первом этапе таким условием является гуманное, заинтересованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, особую роль приобретают личностные характеристики воспитателя – носителя нравственной нормы – требования. На втором этапе, характеризующемся формированием актива, носителем требования и активным созидателем коллективных отношений выступают воспитанники. Дальнейшее развитие коллектива приводит к тому, что носителями и созидателями требований становятся все большее число воспитанников, умеющих предъявлять их не только к другим, но и к себе. Логика развития коллектива должна привести к такому этапу, где каждый воспитанник будет выступать как активный созидатель цели – требования. Таким образом, происходит превращение внешнего во внутреннее. Воспитанник становится ответственным за поведение коллектива в целом, за свое собственное поведение.

Способом преобразования цели – требования из внешнего во внутренний регулятор выступает деятельность воспитанника, организованная в соответствии с целями коллектива. Собственно Макаренко одним из первых показал путь реализации цели воспитания средствами специально организуемой деятельности воспитанников. В его теории цель воспитания как бы трансформирована в цель коллективной деятельности. Будучи нейтральной по отношению к личности, деятельность (трудовая, учебная, игровая, эстетическая и др.), специально организованная в соответствии с целями по коллективному образцу, выступает как важнейший метод воспитания. Каждый этап характеризуется специфическими условиями организации деятельности воспитанников, осуществляющей цель.

Конструируя воспитательный процесс формирования личности в коллективе, Макаренко пришел к выводу о том, что цель коллектива не может быть застывшей, она может быть представлена как процесс, как перспектива. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. При этом он исходил из положения о том, что «истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость». Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизирующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия.

В практике воспитательной работы Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы – это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива.

Средняя перспектива, по мнению Макаренко, заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени. Для достижения этой перспективы необходимо приложить усилия. Примерами средних перспектив, получивших распространение в современной практике, можно назвать подготовку к проведению спортивного праздника, литературного вечера. Среднюю перспективу наиболее целесообразно выдвигать тогда, когда в коллективе уже сформировался хороший работоспособный актив, который может выступить с инициативой и повести за собой всех остальных. Для коллективов на различных уровнях развития средняя перспектива должна дифференцироваться по времени и сложности.

Далекая перспектива – это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цели. В такой перспективе обязательно сочетаются личные и общественные потребности. Пример наиболее распространенной далекой перспективы – цель успешного окончания либо школы, либо ВУЗа и дальнейший выбор своей деятельности. Воспитание на далекой перспективе дает значительный эффект лишь тогда, когда главное место в коллективной деятельности занимает труд, когда коллектив увлечен совместной деятельностью, когда для достижения поставленной цели требуются коллективные усилия.

Система перспективных линий должна пронизывать коллектив. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления. Развитие коллектива и каждого его члена в этих условиях существенно ускоряется, а воспитательный процесс протекает естественно. Выбирать перспективы надо с таким расчетом, чтобы работа закончилась с реальным успехом. Прежде чем ставить перед учениками трудные задачи, необходимо учесть и общественные нужды, и уровень развития и организованности коллектива, и опыт его работы. Непрерывная смена перспектив, постановка новых и все более трудных задач – обязательное условие прогрессивного движения коллектива.

Соответственно, требует развития и обогащения коллективная деятельность, реализующая цели близкой, далекой и средней перспективы. Цель и метод, таким образом, выступают как единство, обеспечивающее переход коллектива от одного этапа к другому.

Таким образом, характеризуя процесс формирования личности в коллективе, Макаренко выделил важнейшие направления воспитательной работы: выбор целей и пути их осуществления средствами коллективно организуемой деятельности. Он показал методическую инструментовку указанных процессов на разных этапах развития коллектива.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Большое значение Макаренко придавал стилю внутриколлективных отношений. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор – постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищенности каждого члена коллектива; 5) активность, проявляющуюся в готовности к упорядоченному, деловому действию; 6) привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.

Как известно, первичный коллектив у Макаренко – это отряд. Именно в отряде осуществляется межличностные контакты, поэтому иногда Макаренко называл отряд контактным коллективом. В результате поисков Макаренко пришел, в конце концов, к целесообразности создания разновозрастного отряда.

Постановка цели, близкой, средней и далекой перспективы в педагогической теории Макаренко рассматривается как важнейший и самостоятельный раздел воспитательной работы. Выбор цели осуществляется посредством коллективного поиска воспитанником перспектив собственного развития, перспектив развития коллектива. Отсутствие перспективы рассматривается как тормоз на пути развития. В этой связи Макаренко ставит и разрешает вопрос о диалектике близких и далеких целей в жизнедеятельности коллектива, о противоречиях этих целей, разрешаемых в коллективно организованной деятельности. Мажорное состояние коллектива, по мысли Макаренко, во многом зависит и от «завтрашней радости» - цели близкой перспективы, и от радости, отодвинутой во времени – цели средней перспективы. Однако наиболее полную эмоциональную удовлетворенность коллектив и воспитанник ощущает тогда, когда их деятельностные усилия направлены на приближение целей далекой перспективы.


Список используемой литературы.


  1. Подласый И.П. «Педагогика».

  2. Макаренко А.С. «О воспитании» (2-е издание), М.: Политиздат,1990 г.

  3. Радина К.Д., Казакина М.Г. и др. «А.С. Макаренко (воспитание в коллективе)», Ленинград, 1988 г.

  4. Макаренко А.С. «Цель воспитания». Пед. соч. М., 1984 г.

  5. Журнал «Педагогика» 1990 г. - №3, 4, 8;

1991 г. - №5,6,7,11,12;

1992 г. - №7,8.

6. Макаренко А.С. «Методика организации воспитательного процесса». Пед. соч. М., 1983 г.


СОДЕРЖАНИЕ.

Стр.
Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Развитие коллектива – нравственное становление личности…...……4

  2. Внутриколлективные отношения и эмоциональный климат в коллективе………………………………………………………………………………..11

  3. Разновозрастный коллектив в опыте А.С. Макаренко…………………18

  4. А.С. Макаренко о воспитательном значении традиций коллектива...22

  5. Цели и методы воспитания на разных этапах развития коллектива в педагогической теории А.С. Макаренко………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………30

1 Макаренко А.С. О воспитании (второе издание), М.: Политиздат, 1990 г.

2 Макаренко А.С. Цель воспитания // Пед. соч. М., 1984 г., стр.198.

3 Макаренко А.С. Цель воспитания // Пед. соч. М., 1984 г., стр.196.

4 Макаренко А.С. Стиль работы с коллективом. // Пед. соч. М., 1985 г., стр. 254.

5 Макаренко А.С. Методы воспитания // Пед. соч. М., 1984 г., стр. 299.

6 Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Пед. соч. М., 1983 г., стр. 268.

7 Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Пед. соч. М., 1983 г., стр. 268.


8 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 45, стр. 390.




Похожие:

Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconКак писать реферат Реферат
Реферат (от лат refero сообщаю)- краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов)...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconТипология воспитательных систем сельских малочисленных школ
Специфика воспитательной системы малочисленной школы проявляется в ее индивидуальности, которая может быть представлена моделью воспитательной...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconСеминар учителей начальной школы по теме: «Развитие системы воспитательной работы в лицее в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе»
«Развитие системы воспитательной работы в лицее в процессе преподавания литературного чтения в начальной школе»
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconОвчинников леонид Алексеевич
Овчинников леонид Алексеевич, капитан танкера «Кильдин» в 1963 году. Бывший промысловик. Характеризуется как открытый, общительный...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconМашинопись из архива Н. А. Лялина. Слегка мною, zt, отредактировано
В коллективе и через коллектив воспитываются дети в духе коммунизма. В коллективе создаются отношения действительной дружбы, взаимопомощи...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconХарактеристика воспитательной системы моу нижнепоповская оош
Реализация основных направлений воспитательной работы, заложенных в Программе развития школы на период 2005-2012 гг
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconРеферат от лат. «сообщать»
Реферат (от лат. «сообщать») это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов),...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconСеминар заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Работа педагогического коллектива по воспитанию патриотизма и гражданственности»
Цель: работа педагогического коллектива по формированию гражданственности как значимого личностного качества, гражданской компетентности...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconРеферат по дисциплине культурология. По теме: «Бхагавад-гита» как наука метафизики
«Махабхараты», эпического произведения, описывающего историю прошлых времён, вплоть до Кали-юг Как раз в начале Кали-юги, около пяти...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconАнализ воспитательной работы моу «сош с. Берёзовка» за 2009- 2010 учебный год
Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая...
Реферат по теме: «А. С. Макаренко о воспитательном коллективе как ядре воспитательной системы» iconА. С. Макаренко автора кн. Педагогическая поэма
Председатель. – Товарищи, разрешите вечер, посвященный творчеству Антона Семеновича Макаренко, считать открытым. [Апл.]
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов