СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ с Советом Гимназии Директор АОУ гимназии № 13 Протокол № от «___» ________ 20 г. __________________________ Председатель Совета М.А.Герасимова _________________________________ «____»_______________ 20 г. М.П.
Публичный доклад автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования г.Долгопрудного гимназии № 13 за 2010 – 2011 учебный год
Общая характеристика образовательного учреждения и условия его функционирования. автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного гимназия № 13. Адрес: 141700, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Молодежная, д.10а, телефон/факс 576-03-36, телефон 576-02-72, e-mail: dolgoprudny13@mail.ru. Учредителем и собственником образовательного учреждения от имени муниципального образования г. Долгопрудного выступает Глава города. АОУ гимназия № 13 начала свою деятельность с введением в строй ее первой очереди и зарегистрирована Постановлением Главы Администрации № 895 от 09.08.1994 г. В 1997 году завершилось строительство второй очереди здания, и в сентябре того же года образовательное учреждение было зарегистрировано в областной регистрационной Палате. Образовательное учреждение расположено на окраине города Долгопрудный. Микрорайон, где расположена гимназия, ограничен с одной стороны каналом им. Москвы. Микрорайон включает дома застройки 50 – 60-ых годов, а так же 90-ых. В настоящее время в южном направлении возведен жилой массив – микрорайон Центральный. Социальный состав населения неоднороден. В домах застройки 50 -60-ых годов проживают семьи рабочих городских предприятий, колхоза «Красная нива», работники социальной сферы. Выделяются особой группой сотрудники аэропорта Шереметьево, преподаватели и слушатели Академии МВД. Социальный состав населения микрорайона изменился в связи со сдачей в эксплуатацию жилых домов в микрорайоне Центральный, в котором приобрели жилье люди, ранее проживающие в различных регионах России, а так же в странах СНГ. Он стал более неоднородным и сложным, а образовательные запросы его стали более разнообразными. 22.06.2011 г. создано автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Долгопрудного гимназия № 13 (АОУ гимназия №13) путём изменения типа существующего муниципального общеобразовательного учреждения гимназии № 13 г. Долгопрудный (Гимназия №13) в соответствии с Постановлением Главы города от 22.06.2011 г №40-ПГ “О создании автономного общеобразовательного учреждения путём изменения типа муниципального общеобразовательного учреждения”.
^
Содержание | Количество обучающихся | Общая численность обучающихся на начало 2010 – 2011 учебного года | 802 | Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП | 5 (0,6%) | Количество семей, в которых родители отрицательно влияют на детей (трудные семьи) |
8 (10%) | Дети из неполных семей (воспитывает один родитель) | 140 (17,5%) | Родители, лишенные родительских прав | - | Малообеспеченные семьи | 42 (5%) | Социально-незащищённых и оказавшихся в трудной жизненной ситуации семей |
| Многодетные семьи | 99 (12%) | Количество детей из многодетных семей, обучающихся в АОУ гимназии № 13 | 107 (13%) | Количество опекаемых детей | 4 (0,5%) | Количество детей – инвалидов, обучающихся в АОУ гимназии № 13 | 14 (2%) | Количество детей, обучающихся на дому | 10 (1%) |
В 2010 – 2011 учебном году в гимназии обучалось 802 ребёнка, из них - на первой ступени обучения (1 – 4-ые классы) – 361 человек; - на второй ступени (5 – 9-ые классы) – 376 человек; - на третьей ступени (10 – 11-ые классы) – 65 человек. Был сформирован 31 класс со средней наполняемостью 25,9 человек. Занятия проводились в две смены во 2-3-ьих классах и в одну смену в 1,4,5-11-ых классах. 91% обучающихся Гимназии № 13 проживают в микрорайоне, прилежащем к образовательному учреждению.
^ Современная школа, функционирующая в условиях постоянной модернизации системы образования, усложнения выполняемых задач, развития профилизации и вариативности требует определения иерархии задач, направленных на достижение поставленной образовательным учреждении цели. Гимназия осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Для достижения поставленных целей Гимназия осуществляет следующие виды деятельности: - бесплатное обучение детей школьного возраста в рамках федеральных государственных образовательных стандартов; - реализация дополнительных образовательных программ через систему факультативных, кружковых занятий и других занятий по выбору; - оказание дополнительных образовательных услуг, в том числе платных (сверх основных образовательных программ не финансируемых за счет бюджетных средств). Гимназия вправе оказывать следующие дополнительные платные образовательные услуги: репетиторство с обучающимися другого Общеобразовательного учреждения; создание различных учебных групп и методов специального обучения детей с отклонениями в развитии; занятия на различных курсах: по подготовке к поступлению в учебное заведение, по изучению иностранных языков, повышения квалификации, по переподготовке кадров с освоением новых специальностей (в т.ч. вождение автомобиля, делопроизводство); занятия в различных кружках: по обучению игре на музыкальных инструментах, фотографированию, кино-, видео-, радиолюбительскому делу, кройке и шитью, вязанию, домоводству, резьбе по дереву, танцам; занятия по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу); создание различных спортивных секций, групп по укреплению здоровья (гимнастика, аэробика, ритмика, катание на лыжах, коньках, различные игры, общефизическая подготовка и т.д.).
В 2008 году в Гимназии № 13 возникла необходимость разработки новой Программы развития, которая позволила бы обеспечить подготовку обучающихся к жизни в условиях постиндустриальной цивилизации, информационных технологий, гражданского общества, демократического государства. Программа была разработана на период 2008 – 2012 годы, принята Советом Гимназии 26.08.2008 г. ^ Ключевой идеей, положенной в основу разработки Программы, является обеспечение оптимального уровня интеллектуального, духовно-нравственного, социально-культурного и физического развития личности каждого обучающегося на основе его природных задатков и склонностей. ^ : самоорганизация социально-педагогической системы, которая развивается на основе своих возможностей, ресурсов окружающей среды и обеспечивает условия для самоопределения и саморазвития учителей и обучающихся; гуманитарно-культурологический подход (образование не совокупность мероприятий обучения, воспитания и развития, а единая система поддержки индивидуальности ребенка и развития его способностей; личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании ребенка; личностно-деятельностный подход (приоритетность личностно-смысловой сферы обучающегося, включение его личностного опыта в образовательный процесс, переориентация процесса образования на постановку и решение самим обучающимся конкретных учебных задач: познавательных, исследовательских, преобразующих, проективных и др.); творческое развитие (в гимназии образовательная стратегия предполагает не трансляцию некоторой суммы знаний, а развитие творческих способностей ребенка); интегративно-гуманитарный подход образовательного процесса (интеграция всех компонентов образовательного процесса для обеспечения возможностей раскрытия и реализации личностного потенциала каждого ребенка, формирование у него целостного видения мира и понимания места и роли человека в нем, чтобы получаемая детьми информация становилась для них личностно-значимой); информатизация образования; интегрированность образовательного процесса; внедрение здоровьесберегающих технологий; развитие системы предпрофильного и профильного обучения (образовательная технология, представляющая особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющий за счет изменений (вариаций) в структуре, содержании и организации образовательного процесса, более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их познавательными и профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Цели Программы: - организация работы гимназии, направленная на обеспечение современного качественного образования, гарантирующего развитие инновационной культуры выпускника гимназии в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности, общества, государства; - создание оптимальных условий для эффективного развития гимназии; обеспечение и поддержка процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности; выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по предметам гимназического компонента, личности, способной в последующем самореализоваться и способствовать дальнейшему прогрессу в развитии общества; создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей каждого ребенка.
Задачи Программы: Реализация основных целей предполагает решение следующих задач: Обеспечение дифференциации и индивидуализации содержания образования на расширенном, профильном и углубленном уровнях. Применение технологий компетентностного подхода в образовании, позволяющих усилить мотивацию обучения обучающихся, помогающих им овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний, формирующих у них умения принимать самостоятельные решения. Создание и реализация модели предпрофильной подготовки и профильного обучения в гимназии. Формирование у каждого обучающегося опыта творческой, социальной активности в реализации своих способностей. Накопление у обучающихся опыта общения и взаимодействия, основанных на гуманистических отношениях. Формирование физически здоровой личности: - оптимальная организация учебно-воспитательного процесса с учетом санитарно-гигиенических норм и особенностей возрастного развития детей; - формирование основ здорового образа жизни подрастающего поколения; - разработка системы диагностики здоровья обучающихся и практической деятельности образовательного учреждения по сбережению и укреплению здоровья обучающихся; - приобщение учителей к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. 7. Оптимальная организация учебно-воспитательного процесса: совершенствование учебного плана и учебных программ; широкое использование системы диагностики качества знаний и обученности обучающихся; внедрение технологий уровневой дифференциации. 8. Обеспечение личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании детей. создание условий, способствующих саморазвитию ребенка и реализации его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей; выработать в гимназии систему обучения, при которой будет осуществлен приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий образовательной деятельности, а не готовой информации и знаний; смену доминирующей позиции педагога на сопровождающую по отношению к учебной деятельности ребенка. 9. Создание в гимназии механизма, позволяющего осуществлять индивидуализацию обучения. развитие, а в некоторых случаях формирование специальных, способностей обучающихся; развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников; создание условий, обеспечивающих обучение в индивидуальном темпе; использование приемов адаптивного обучения; конструирование процесса обучения на основе выявления субъектного опыта каждого ученика, его социализации, организации взаимодействия учителя и ученика на основе субъект-субъектного образовательного воздействия. 10. Совершенствование системы работы с одаренными учащимися гимназии. определение тактики работы с каждым одаренным ребенком; расширение и совершенствование работы психологической службы с одаренными детьми в гимназии; включение проблемы работы с одаренными обучающимися как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей гимназии. 11. Формирование педагогического коллектива единомышленников. достигать организационного эффекта за счет совместной реализации целей и задач, заявленных в Концепции развития до 2012 года; руководствоваться принципами создания благоприятных условий для реализации личностно-ориенированного обучения и воспитания обучающихся; реализовывать образовательные и инновационные процессы; стимулировать рост профессионализма педагогического коллектива; создавать благоприятные условия для творческого и духовно-нравственного совершенствования. 12. Совершенствование системы управления гимназией: усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями; создание банка информации результатов учебной деятельности обучающихся на основе диагностических и мониторинговых работ с целью точного анализа и корректировки образовательной деятельности в гимназии на всех уровнях обучения; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации; совершенствование системы взаимодействия с социумом и организациями в процессе самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. 13. Воспитательная работа: создание системы воспитательной работы, позволяющей сформировать у детей гражданскую позицию, и сформировать сплоченный ученический коллектив; формирование органов ученического самоуправления; усиление воспитательного потенциала урока; формирование и закрепление традиций гимназии. Расширение информационно-ресурсного (материально-технического, кадрового, научно-методического) обеспечения учебно-воспитательного процесса в гимназии. Разработка и реализация проекта «Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения качества образования».
Приоритетные направления Программы: Модернизация содержательной и технологической стороны образовательного процесса. Создание условий для личностного роста всех субъектов образовательного процесса. Создание в рамках гимназии открытого информационного пространства. Внедрение здоровьесберегающих технологий. Модернизация механизма формирования бюджета.
Ожидаемые результаты Программы: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса: - рост качества обученности на 10%; - рост числа детей, задействованных в проектной и исследовательской деятельности, на 30%; - увеличение числа участников олимпиад различного уровня, творческих конкурсов, научно- практической конференции школьников на 25 %. 2. Должна измениться роль учителя: он должен стать организатором деятельности, консультантом, наставником, сопровождающим самостоятельную деятельность обучающегося. 3. Создание системы предпрофильной подготовки и профильного обучения. 4. Занятость 85% обучающихся во внеурочной деятельности. 5. Повышение конкурентноспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда. 6. Оснащение учебно-воспитательного процесса компьютерным и мультимедийным оборудованием. 7. Формирование у обучающихся устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения. 8. Позитивная динамика в состоянии здоровья обучающихся и учителей. 9. Повышение профессионального мастерства учителей. 10. Формирование духовно-нравственной личности, обладающей активной гражданской позицией, навыками нравственного поведения, способностью к успешной социализации в обществе.
Концептуальные идеи Программы развития гимназии: С целью оптимизации условий доступности качественного образования для каждого обучающегося и развития его потребности в самоактуализации следует реализовать следующие проекты программы развития гимназии: ^ Самоопределение обучающихся в выборе профиля обучения. Проект: «Здоровье». Развитие устойчивой системы взглядов на здоровый образ жизни. ^ Создание информационно-образовательного пространства для формирования информационной культуры участников образовательного процесса. ^ позволяет не просто предоставлять образовательные услуги, но и воспитывать детей настоящими гражданами своей страны, заинтересованными и активно участвующими в социальных процессах на улучшение качества жизни там, где они живут, учатся и работают.
^ Создание в гимназии механизма, позволяющего осуществлять индивидуализацию обучения: развитие дополнительных (по отношению к процессу усвоения знаний) возможностей учеников; использование приемов адаптивного обучения; конструирование процесса обучения на основе выявления субъектного опыта каждого ученика, его социализации, организации взаимодействия учителя и ученика на основе субъект-субъектного образовательного воздействия. Совершенствование системы работы с одаренными учащимися гимназии. Формирование педагогического коллектива единомышленников: достижение высокой эффективности в работе педагогического коллектива за счет совместной реализации целей и задач; использование принципов создания благоприятных условий для реализации личностно-ориенированного обучения и воспитания обучающихся; реализация образовательных и инновационных процессов; стимулирование роста профессионализма педагогического коллектива; создание благоприятных условий для творческого и духовно-нравственного совершенствования. Совершенствование системы управления Гимназией № 13: усиление горизонтальных и вертикальных связей между всеми управляющими звеньями; совершенствование системы внутришкольного управления на основе результатов диагностики качества знаний и обученности учащихся; создание банка информации результатов учебной деятельности учащихся на основе диагностических и мониторинговых работ с целью точного анализа и корректировки образовательной деятельности в гимназии на всех уровнях обучения; оптимальное распределение функциональных обязанностей администрации; совершенствование системы взаимодействия с социумом и организациями в процессе самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности. создание системы воспитательной работы с целью формирования сплоченного ученического коллектива; формирование органов ученического самоуправления; введение системы работы педагогов - организаторов; усиление воспитательного потенциала урока; формирование и закрепление традиций Гимназии № 13.
|