Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» icon

Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы»



НазваниеПрограмма и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы»
Дата конвертации22.07.2012
Размер109.42 Kb.
ТипПрограмма



Материалы к урокам биологии

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА И РАЗРАБОТКА УРОКОВ БИОЛОГИИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «КЛАСС ПТИЦЫ».

Комплексная дидактическая цель:
В результате овладения содержанием модуля учащиеся должны:
1. Знать внешнее и внутреннее строение птиц, процессы их жизнедеятельности.
2. Проанализировать эволюционные изменения систем органов по сравнению с ранее изученными классами позвоночных животных.
3. Изучить особенности строения птиц, связанные с приспособленностью к полету.
4. Получить представление об экологических группах птиц и о систематике птиц.


М №1 - Внешнее строение, скелет и мышцы птиц.
М №2 - Внутреннее строение птиц.
М №3 - Размножение и развитие птиц. Приспособленность к сезонным явлениям природы.
М №4 - Многообразие птиц.
При разработке уроков использованы материалы.
1. Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология. Животные. М., «Просвещение», 1995
2. Бровкина Е.Т., Белых В.И. Рабочая тетрадь по биологии 7-8 классы (Раздел «Животные»). М.,1995.
3. Сухова Т.С. Тесты по биологии 6-11 класс. М., Дрофа, 1998.
4. Резникова В.З. Тематические зачеты. Биология 8., м., 1993.
5. Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.,РАУБ, 1997.
Модуль № 1.
^ ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ, СКЕЛЕТ И МЫШЦЫ ПТИЦ.

Учебный элемент — 0.
Интегрирующая цель:
а) Изучить внешнее строение, скелет и мышцы птицы;
б) Найти особенности строения птиц по сравнению с ранее изученными классами.

Учебный элемент –1

Цель: определить исходный уровень знаний о классах земноводных и пресмыкающихся, а также о общебиологических понятиях.
1. Запишите в тетради дату и название темы.
2. Выполните тестовую работу.
3. Проверьте правильность выполнения теста.
4. Определите уровень ваших знаний.
5. Проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 2.

Цель: получить представление об особенностях строения птиц (лекция).
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить особенности строения птиц. Самостоятельная работа.
1. Прочитайте по учебнику § 53.
2. Изучить рисунки к § 53.
3. Выполните работы № 120 и «Проверьте себя». Проверьте правильность их выполнения и проанализируйте ошибки (в группе).
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 53.

Учебный элемент — 4.

  1. Цель: найти особенности строения скелета птиц, провести сравнение со строением скелета пресмыкающихся.

    1. Прочитайте § 54.
    2. Заполните таблицу «Скелет птицы».
    3. Изучите рисунки к § 54.
    4. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 54.
    5. Выполните работу № 121.
    Приложение к модулю № 1.
    1. Жабы отличаются от лягушек тем, что они имеют:


    1. хвост

    2. более короткие задние ноги

    3. грубую кожу, покрытую бугорками

    4. два круга кровообращения

2. Координацией движения управляют:

  1. спинной мозг

  2. продолговатый мозг

  3. мозжечок

  4. средний мозг

^ 3. Внутреннее оплодотворение характерно для:

  1. жабы

  2. тритона

  3. ящерицы

  4. червяги

4. У безногой ящерицы в отличии от змей:

  1. подвижные непрозрачные веки

  2. тело покрыто чешуей

  3. раздвоенный на конце язык

  4. покровительственная окраска

^ 4. Головной мозг земноводных снабжается кровью:

  1. венозной

  2. артериальной

  3. смешанной

5. Рефлекс - ответная реакция на раздражение, осуществляемая:

  1. мускулатурой

  2. пищеварительной системой

  3. нервной системой

  4. всеми системами органов

^ 6. Безусловные рефлексы –

  1. врожденные

  2. приобретенные

  3. действуют постоянно

  4. проявляются у особей одного вида по разному

^ 8. По берегам рек, прудов и озер живет:

а) уж обыкновенный

б) обыкновенная гадюка

в) гюрза

г) среднеазиатская черепаха

9. Развитие пресмыкающихся:

а) прямое

б) с полным превращением

в) с неполным превращением

^ Работа № 120

Рассмотрите чучело птицы по плану, приведенному в лабораторной работе № 7 (стр. 252) и рисунок 232 в учебнике. Заполните таблицу.
Особенности внешнего строения птицы.


Признаки

Особенности строения

Основные отделы тела




Органы головы




Органы туловища




«Проверьте себя».
1. Укажите, какие птицы живут в таких местообитаниях, как:


  1. целинные ковыльные степи;

  2. пустынно - степные пространства;

  3. лес, горы, равнины.

2. Каковы особенности внешнего строения птицы, связанные с полетом?
3. Назовите типы перьев птиц и раскройте их значение.
4. В чем сходство во внешнем строении птиц и пресмыкающихся?


Работа № 121.

Скелет птицы отличается от скелета некоторыми особенностями, связанными с полетом.
Укажите, что означают приведенные на рисунке цифры.


^ Критерии оценки.
Тестовая работа:
9 - высокий уровень знаний;
8, 7 - средний;
6 - низкий.
Каждая правильно выполненная работа оценивается в 1 балл, если в работе есть ошибки - 0 баллов. § 53.
^ Домашнее задание.


Сумма баллов за урок

Задание

5

-

4

Повторить записи в тетради

3, 2, 1, 0

§ 53, 54, повторить записи в тетради
Модуль № 2.

^ ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ.

Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель:
а) Изучить внутреннее строение птиц;
б) Проанализировать эволюционные изменения систем органов;
в) Отметить особенности строения, связанные с приспособленностью к полету.

Учебный элемент -1.

Цель: получить представление о внутреннем строении птиц и его особенностях (лекция).
1. Запишите в тетради тему и дату урока.
2. Внимательно слушайте лекцию «Внутреннее строение птиц».
3. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 2.

Цель: изучить внутреннее строение птиц.
Самостоятельная работа.
1. Прочитайте § 55 и § 56 «Система органов размножения».
2. Изучите рисунки к § 55, 56.
3. Выполните работу № 122, 123. Проверьте правильность их выполнения, проанализируйте ошибки.
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 55.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить изменения во внутреннем строении птиц, связанные с приспособленностью к полету.
1. Обсудите в группе устные ответы на вопросы к § 55.
2. Выполните работу № 124 и задание «Проверьте себя».
3. Обсудите задание «Проверьте себя» в классе.
4. Составьте в тетради обобщающую таблицу.


Органы птицы

Особенности, связанные с полетом

Внешнее строение




Скелет




Мышцы




Система органов



5. Обсудите таблицу в группах.
Приложение к модулю № 2.
Работа № 122.



Укажите, какими цифрами на рисунке обозначены органы:

  1. пищеварительной системы ___

  2. дыхательной системы _______

  3. кровеносной системы _______

Работа № 123.
1. Укажите, что означают цифры, приведенные на рисунке.

2. Каковы особенности строения головного мозга птицы?
Работа № 124.
1. Укажите, какие изменения, связанные с полетом произошли в таких системах органов птиц, как:


  1. пищеварительная;

  2. дыхательная;

  3. кровеносная.

^ 2. Каким образом обеспечивается высокий уровень обмена веществ в организме птиц?
«Проверьте себя».
1. Укажите приспособления к полету в строении таких органов птиц, как:

  1. пищеварительная;

  2. дыхательная;

  3. кровеносная.

2. Чем отличается обмен веществ птиц от обмена веществ пресмыкающихся?
3. В чем усложнения в строении нервной системы птиц, по сравнению с пресмыкающимися?
Критерии оценки.
Аналогично модулю №1.
Домашнее задание.


Сумма баллов за урок

Задание

5

-

4

Повторить записи в тетради

3, 2, 1, 0

§ 55, 56 (до строения яйца), повторить записи в тетради
Модуль № 3.

^ РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПТИЦ.
ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ПТИЦ К СЕЗОННЫМ ЯВЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ.
Учебный элемент - 0.
Интегрирующая цель:
а) Изучить размножение и развитие птиц и их приспособленность к сезонным явлениям;
б) Отметить поведенческие реакции птиц, связанные с заботой о потомстве и сезонными явлениями;
в) Дать понятие о происхождении птиц

Учебный элемент - 1.

Цель: актуализировать опорные знания по теме «Внешнее и внутреннее строение птиц».
1. Запишите в тетради тему и дату урока.
2. Выполните тестовую работу.
3. Проверьте правильность выполнения, определите уровень ваших знаний, проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 2.

Цель: получить представление о размножении и развитии птиц, их приспособленности к сезонным явлениям и происхождении птиц.
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить размножение и развитие птиц.
1. Прочитайте § 56 (начиная с раздела «Строение яйца»).
2. Изучите рисунки к § 56.
3. Выполните работы № 125, 126. Проверьте правильность выполнения. Проанализируйте ошибки (в группе).
4. Подготовьте устные ответы на вопросы к § 56.

Учебный элемент - 4.

Цель: изучить приспособленность к сезонным явлениям.
1. Прочитайте § 57 и изучить рисунки.
2. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к § 57.
3. Найдите различия между перелетными, кочующими и оседлыми птицами.
4. Выполните работы № 127, 128. Проверьте правильность выполнения, проанализируйте ошибки.
5. Письменно ответьте на задание «Проверьте себя».

Учебный элемент - 5.

Цель: изучить происхождение птиц.
1. Прочитайте § 58.
2. Составьте таблицу на стр. 176.
3. Проверьте таблицу в группе и обсудите допущенные ошибки.
4. Выполните, проверьте и оцените в группах работы № 129, 130.
Приложение к модулю №3.
Тестовая проверочная работа.
1. Кожа птиц

  1. покрыта роговыми чешуйками или щитками

  2. голая, влажная, имеет много желез

  3. покрыта костной чешуей и слизью

  4. сухая, покрыта перьями

2. В строении задних конечностей птиц появляется ...

  1. бедро

  2. голень

  3. стопа

  4. цевка

3. При полете воздух воздушных мешков у птиц

  1. повышает температуру их тела

  2. защищает внутренние органы от перегревания

  3. предохраняет их органы от охлаждения

  4. не влияет

5. Какие отделы головного мозга особенно хорошо развиты у птиц?

  1. только продолговатый мозг

  2. только мозжечок

  3. только передний мозг

  4. мозжечок и передний мозг

6. Механическая переработка пищи у птиц происходит в

  1. ротовой полости

  2. пищеводе

  3. желудке

  4. кишечнике

7. Какой орган чувств лучше всего развит у птиц?

  1. орган слуха

  2. орган осязания

  3. орган обоняния

  4. орган зрения

8. Какие железы развиты в коже птиц?

  1. железы, выделяющие слизь

  2. потовые

  3. копчиковые

  4. сальные

9. Среди перечисленных ниже примеров, найдите условный рефлекс.

  1. птенец клюет все предметы, попадающие в поле зрения

  2. птенец более позднего возраста клюет только съедобные предметы

  3. самка высиживает птенцов

  4. птицы строят гнезда

Работа № 125.
Рассмотрите рисунок, на котором показана схема строения яйца птицы. Укажите, что означают приведенные на этом рисунке цифры.



Работа № 126.
Назовите виды птиц, птенцы которых вылупляются из яиц:

  1. беспомощные, голые и слепые

  2. зрячие, покрытые пухом, способные следовать за родителями

Работа № 127.
В следующем перечне названий птиц подчеркните одной чертой названия перелетных птиц; двумя - кочующих и не подчеркивайте название оседлых птиц:

  1. лесной конек

  2. береговая ласточка

  3. тетерев

  4. белая куропатка

  5. обыкновенная кукушка

  6. серая ворона

  7. полевой воробей

  8. рябчик

  9. обыкновенный скворец

  10. большая синица

Работа № 128.
Рассмотрите рисунок 253 в учебнике и ответьте на вопросы:
1. Какое гнездо у лесного конька? Где оно расположено.
2. Что характерно для гнезда иволги?
3. Чем гнездо ласточки отличается от гнезда иволги?
4. Чем похоже гнездо дятла на гнездо береговой ласточки?

«Проверьте себя».
1. Укажите в какие сезоны года у большинства птиц нашей страны бывают такие явления, как:

  1. гнездование

  2. линька

  3. отлет

  4. кочевки

2. Какое значение в жизни птиц нашей страны и раскройте причины перелетов.

Работа № 129.
1. Укажите черты сходства птиц с пресмыкающимися в:

    1. строении

    2. размножении

    3. развитии

2. Сделайте вывод на основании черт сходства пресмыкающимися.
Работа № 130.
На схеме, приведенной на первом форзаце учебника найдите местоположение птиц и ответьте на вопросы:
1. Когда появились на Земле птицы?
2. С какими животными они имеют наибольшее сходство?
3. О чем свидетельствует это сходство?
Критерии оценки.
А
налогично модулю № 1.
Домашнее задание.


Сумма баллов за урок

Задание

5

-

4

Повторить записи в тетради

3, 2, 1, 0

§ 56, 57, 58, повторить записи в тетради
Модуль № 4.

^ МНОГООБРАЗИЕ ПТИЦ.
Учебный элемент — 0.
Интегрирующая цель:
а) Изучить многообразие экологических групп птиц.
б) Ознакомиться с классификацией птиц и характеристикой основных отрядов.
в) Получить представление о значении птиц и их охране.

Учебный элемент -1.

Цель: получить представление о многообразии птиц (лекция).
1. Внимательно слушайте лекцию.
2. Фиксируйте в тетради основные моменты лекции.

Учебный элемент -2.

Цель: изучить основные экологические группы птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 59.
2. Заполните таблицу.

Местообитание

Особенности строения

Пример










3. Обсудите таблицу в группе.
4. Выполните работы № 131, 132. Проверьте правильность их выполнения, проанализируйте ошибки.

Учебный элемент - 3.

Цель: изучить основные отряды птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 62.
2. Составьте таблицу и проанализируйте ее в группе.

Отряд

Характеристика отряда

Представители










3. Подготовьте устно и обсудите в группе ответы на вопросы к §62.

Учебный элемент - 4.

Цель: получить представление о значении птиц и основных способах их охраны и привлечения.
1. Прочитайте по учебнику § 60.
2. Обсудите в группе положительную и отрицательную (если сна есть) роль птиц в природе и жизни человека.
3. Составьте памятку по охране и привлечению птиц.
4. Заполните таблицу из работы № 135.

Учебный элемент - 5.

Цель: получить представление о значении домашних птиц.
1. Прочитайте по учебнику § 61.
2. Подготовьте устно или обсудите в группе ответы на вопросы к § 57.
3. Выполните работы № 136, 137. Проверьте правильность выполнения.
Проанализируйте ошибки.
Приложение к модулю № 4.
Работа № 135.
Найдите в разделе «Промысловые птицы» (§ 60) сведения о практическом значении птиц. Заполните таблицу.

Название птицы

Значение в жизни человека







Работа № 136.
Домашние птицы произошли от диких птиц. Назовите предков пород:

  1. домашних кур

  2. домашних уток

  3. домашних индеек

Работа № 137.
Найдите в разделе «Домашние утки»(§ 61) сведения о разнообразии домашних птиц. Заполните таблицу.

Группа домашних птиц

Породы

Практическое значение










Критерии оценки.
Аналогично модулю № 1.
Домашнее задание.

Сумма баллов за урок

Задание

5

-

4

Повторить записи в тетради.

3,2,1,0

§59-62,повторить записи в тетради.




© Гусева Елена Ивановна, 2007 год





Похожие:

Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconМетодическая разработка по теме: Предложения с обособленными членами (система уроков) Учитель русского языка и литературы
С. Г. Бархударова. В пособии представлена система уроков по теме «Предложения с обособленными членами». Автором детально разработана...
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconМетодическая разработка урока. Предмет геометрия Класс Тема урока Обобщение по теме «Теорема Пифагора». Используемый умк
Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5 – 11 класс». М.: «Дрофа»,...
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconУрок в 8 классе по теме «Птицы»
Сколько написано стихов, песен, сказок, картин об этих удивительных созданиях. Птицы прочно вошли в нашу жизнь. Кроме эстетического...
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconБаталова Гульнара Загитовна, учитель английского языка Содержание: I. Характеристика класса с. 1 II. Характеристика урок
Данный урок является 4-ым в системе уроков по лексической теме "Личностные черты человека. Способности." (общее количество уроков...
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconКалендарно- тематическое планирование уроков биологии
Учебник: «Биология: Животные» 7 класс, по редакцией Никишова А. И., Шаровой И. Х. «Владос», 2005
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconКалендарно- тематическое планирование уроков биологии
Учебник: «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс, авт. Любимова З. В., Маринова К. В.: «Владос», 2005
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconУрок биологии в 6 классе по теме
Задачи: а изучить особенности строения, размножения, жизнедеятельности шляпочных грибов
Программа и разработка уроков биологии в 7 классе по теме «класс птицы» iconДокументы
1. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/1. Титульный лист.doc
2.
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов