Урокам биологии тема урока «нервная система» icon

Урокам биологии тема урока «нервная система»



НазваниеУрокам биологии тема урока «нервная система»
Дата конвертации22.07.2012
Размер30.4 Kb.
ТипУрок



Материалы к урокам биологии

ТЕМА УРОКА «НЕРВНАЯ СИСТЕМА».

Нервная ткань образующая центральную и периферическую нервную системы состоит из 10% нейронов (нервные клетки) и 90% нейроглии (межклеточное вещество). Нейроны состоят из тела, ядра и отростков: дендриты передают информацию к телу нейрона, а аксоны - от тела нейрона.
Функции нейрона: получение, проведение и передача информации.
Нервный импульс – электрическая волна, распространяющаяся по нервному отростку.

Функции нейроглии:

  1. трофическая

  2. опорная

  3. защитная

  4. разграничивающая.

Свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость.
Передача возбудимости от нейрона на иннервируемую им клетку (нервную, мышечную или другую) осуществляется в месте межклеточного контакта – синапса. Пространство между контактирующими клетками называется синаптической щелью. В передаче возбуждения используются химические вещества – медиаторы. Синапсы бывают возбуждающие и тормозящие.

Функции нервной ткани – рецепторная и проводящая.

Нервная система – это группа органов, образованных нервной тканью (головной и спинной мозг, нервные узлы и нервы).

По топографии нервная система подразделяется на центральную (головной и спинной мозг) и периферическую (нервы и нервные узлы – скопление тел нейронов – ганглии вне ЦНС).

По функционалу – соматическая иннервирует скелетные мышцы, кожу, некоторые внутренние органы (язык, гортань, глотку), а вегетативная иннервирует внутренние органы.

Головной мозг весит примерно 1500г, его покрывает три оболочки: твердая, паутинная, мягкая. Внутри головного мозга имеются полости связанные друг с другом и с центральным каналом спинного мозга, заполнены спинно-мозговой жидкостью – желудочки мозга.

От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов:

  1. обонятельный

  2. зрительный

  3. глазодвигательный

  4. блоковый

  5. тройничный

  6. отводящий

  7. лицевой

  8. вестибулярно-слуховой

  9. языкоглоточный

  10. блуждающий

  11. добавочный

  12. блоковый.

Белое вещество – проводящие пути, соединяющие структуры головного мозга между собой и со спинным мозгом.

Серое вещество может располагаться двумя способами: в виде ядер между волокнами белого вещества и в виде коры на поверхности больших полушарий переднего мозга и полушарий мозжечка.

Деятельность нервной системы реализуется по рефлекторному принципу (Сеченов).

Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы и под ее контролем.


Рефлекторная дуга – путь по которому проходят нервные импульсы при образовании рефлекса:

  1. рецептор – воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением;

  2. чувствительный (афферентный, центростремительный) путь;

  3. участок ЦНС – нейроны головного и спинного мозга;

  4. двигательный (эфферентный, центробежный) путь;

  5. рабочий орган (эффектор).

Отделы нервной системы.




соматический

автономный (вегетативный)

Нервные импульсы из этого отдела идут по передним корешкам спинного мозга и некоторым черепно-мозговым нервам.

  1. не подчиняется воле человека;

  2. возбуждение из ЦНС передается через два следующих друг за другом нейрона: тело первого расположено в ЦНС, а тело второго – в ганглии;

  3. скорость проведения медленнее, чем в соматической нервной системе;

  4. обладает способностью к регенерации.

симпатическая

парасимпатическая

Имеет второй нейрон в узлах, расположенных в виде цепочки по обеим сторонам спинного мозга, а тело первого нейрона лежит в сером веществе спинного мозга.

Имеет второй нейрон в узле, лежащем в управляемом органе, а первый нейрон находится в продолговатом мозге или в крестцовой части спинного мозга. Большое значение имеет блуждающий нерв, осуществляющий парасимпатическую регуляцию органов верхней части тела до таза.

Симпатическая и парасимпатическая системы являются антагонистами.

Нервы – отростки нейронов покрытые оболочкой, выходящие за пределы ЦНС.

Существует три типа нервов:

1.двигательные – состоят из аксонов двигательных нейронов;
2.чувствительные – состоят из аксонов чувствительных нейронов;
3.смешанные – преобладают в периферической нервной системе.




© Гусева Елена Ивановна, 2007 год





Похожие:

Урокам биологии тема урока «нервная система» iconПлан проведения урока биологии по теме Скелет. Соединения костей. Цель урока
Автор: учитель биологии Егоров Сергей Владимирович ((Еласовская средняя общеобразовательная школа Горномарийского района республики...
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconУрок биологии в 6 классе тема: «лишайники» цели и задачи урока: образовательные: рассмотреть

Урокам биологии тема урока «нервная система» iconПлан-конспект урока по биологии с учащимися 7 класса тема урока : Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых
Тема урока: Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconРазработка урока по географии «Реки» Разработал: учитель географии Горбунова Л. М. Тема урока: Реки
Содержание урока: Реки. Речная система, речная долина, бассейны, водораздел. Питание и режим реки Влияние рельефа на направление...
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconКонспект урока по биологии в 6-м классе на тему "Виды и типы корневых систем"
Цель урока: познакомиться на уроке с новыми понятиями – корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, мочковатая...
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconДокументы
1. /Космос, нервная система и шмат сала.doc
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconДокументы
1. /Космос, нервная система и шмат сала.doc
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconПлан-конспект урока по биологии в 8 классе. Тема урока: пищевые продукты и питательные вещества
«питательные вещества», «пищевые продукты»; рассмотреть функции пищеварительной системы; роль питательных веществ. Формировать умения:...
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconРазработка урока информатики Тема "условный оператор" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные
Познакомиться с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условный оператор, его особенностями исполнения
Урокам биологии тема урока «нервная система» iconКонспект урока по информатике учителя Оганьян Э. А. Тема урока : Основные операторы языка Бейсик Тип урока: урок обобщение План урока
Каждый из них должен написать, что появится на экране при выполнении данных задач
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов